Улучшаем качество образования здесь и сейчас

[От редакции: Эдуард Рубин — директор Харьковского компьютерно-технологического колледжа, доцент НТУ «ХПИ», председатель наблюдательного совета компании Telesens Int.]

Пока мой предыдущий сознательно-провокационный пост продолжает собирать рекордное количество просмотров, хочу вновь обратиться к теме, которая, к сожалению, заведомо не вызовет такого ажиотажа, хотя намного больше достойна этого. Итак, вновь о САМОМ насущном: о нашем образовании.

В этом году 1 сентября промелькнуло как-то особенно стремительно: было столько дел, что писать об этом не хватало сил. Это был мой второй День знаний, встреченный в должности директора Харьковского компьютерно-технологического колледжа.

Что сделано?

Студентам мы приготовили сюрприз: полностью обновленный, современно оформленный холл. Когда-то я говорил, что, впервые зайдя в это здание, ощутил себя так, словно сел в машину времени и отправился на пятьдесят лет назад. Вот уже полтора года мы стараемся на всех уровнях вымести «совок» прочь из этих стен. И сегодня показываем, как, по нашему мнению, должно выглядеть современное учреждение образования в Украине.

Еще одна радость, с которой подошли к новому учебному году — качество студентов. Уже летом стал ощутимым перелом в восприятии колледжа абитуриентами. Если в прошлом году у нас был серьезный недобор учеников, то в нынешнем конкурс составил почти два человека на место. А на бюджетные места в ИТ-специальностях и вовсе зашкаливал — 7,5 человек (!).

Поборов коррупцию, усилив педагогический состав, выгнав из колледжа десяток бездельников, заручившись поддержкой будущих работодателей и приблизив программу к их реальным потребностям, мы доказали, что можем давать качественное специальное образование. Как результат, получили возможность отбирать на учебу наиболее подготовленных, талантливых ребят.

Настоящее и планы

Мы активно участвуем в разных начинаниях, так или иначе связанных с нашим профилем. На конкурс стартапов, объявленный Харьковской облгосадминистрацией, подали сразу пять студенческих проектов. Наши ученики готовятся принять участие в конференциях TED, куда отбираются интересные идеи молодежи. Считаю, что сегодня ребятам просто необходимо получить навык участия в подобных программах и конкурсах, этот опыт непременно пригодится им в будущем.

В прошлом году мы заложили основу, а в этом продолжим развивать связи с работодателями. Обязательное правило: все дипломные работы, связанные с ИТ, должны будут не только отвечать стандартным министерским требованиям, но и сопровождаться разработкой реальных программных решений.

Продолжаем уповать на то, что нам дадут провести эксперимент по отработке принципов частно-государственного партнерства. Я уже писал в колонке журнала «Фокус», что считаю экономическую свободу для вузов не только необходимой, но и неизбежной:

Если государство снимет с себя функции распорядителя, сохранив за собой функции регулятора и контролёра, это даст возможность системе образования легально находить дополнительные, внебюджетные источники финансирования, вступать в альянсы с бизнесом, по своему усмотрению формировать учебные планы и управлять имуществом. Сложится именно та среда, которая навсегда оставит в прошлом сегодняшние проблемы и создаст поле для здоровой конкуренции сначала внутри Украины, а потом и на мировом уровне.

И самое главное, о чем хочу напомнить именно здесь, в аудитории DOU: мы по-прежнему открыты для новых проектов, идей и инициатив. Наш опыт показывает, что сообща можно совершать потрясающие дела. И такая возможность есть — здесь и сейчас. Подключайтесь!..

👍НравитсяПонравилось0
В избранноеВ избранном0
Подписаться на автора
LinkedIn



Підписуйтесь: Soundcloud | Google Podcast | YouTube


55 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Мое личное мнение (как тоже завязанного на IT-преподавание) хороший выход — готовить хорошую программу (какой-то язык (PHP/Java/C#), SQL+бесплатная RDBMS(MySQL/Postgres), основы дискретки (системы исчисления, немного формальных языков(BNF разбирать), конечные автоматы), сети (IP, TCP, UDP, DNS, HTTP, WebSockets), верстка (HTML5, CSS3, JavaScript), теория алгоритмов и структуры данных).
1. Вы составляете программу с помощью «лидеров рынка»
2. Энтузиастами ее читает — пишете на видео
3. Энтузиастами собираете онлайн-тестовую систему (по 1-2 тысячи вопросов по каждому предмету)
4. Энтузиастами собираете онлайн-проверку лабораторных (по 100 лаб/практичек на предмет)
.
Итого с затратами 10К (печеньки энтузиастам) и через 1-2 года у Вас «станок» для «человеческой фабрики» готов. Требования к профуровню преподавателей уже не так важны + есть критерий качества студента.
Плюс станок масштабируем.

+ООП + паттерны + проектирование БД
иначе научаться писать как попало.

Да, конечно.
Просто интересно было бы определить минимальный набор предметов и механизм контроля качества по ним для того, что бы «штамповать» Junior/Middle Developer.

года 2,5 получается, даже если учить одному языку:
1 семестр:
-основы алгоритмического программирования
-базовый НТМЛ
-какая — то дискретка (множества, системы счисления, булевая алгебра)
-основы архитектуры ЭВМ
2 семестр:
-основы ООП+ база ООП-шного языка
-алгоритмы и структуры данных
-сети теория + основное железо
— основы ОС (народ после школы не знает как с командной строкой работать)
3 семестр:
— ООПшный язык до конца: коллекции, потоки, обработка ХМЛ, оконный интерфейс пользователя;
— программирование под сети;
— основы ЮМЛ + паттерны;
— основы и проектирование БД;
— джаваскрипт;
4 семестр
— БД дальше: SQL/SPL;
— доступ из под ОО языка к БД;
— ЮМЛ, что-то по бизнес анализу, планирование разработки;
— основы обеспечения качества ПО виды тестирования, покрытие модульными тестами;
— НТТР, почта основы Веб — программирования;
5 сесемтр:
— фреймворки языка (ОРМ, Веб-компоненты для интерфейса, веб-сервисы ...)
— основы мобильной разработки
— работа с инструментами проектирования, управления проектами, моделирования.

В вузе, например, на программной инженерии это помещается в 7-8 семестров (та же математика и теорию вероятности время займет), но есть свои плюсы:
— компьютерная графика;
— искусственный интеллект;
— логическое + функциональное программирование;
— к четвертому курсу знают не 1 язык, а как минимум С/C++,C#, Java, PHP и имеют набор дисциплин по которым не задается на чем писать лабы, поэтому «прокачивают» навыки писанины на своем «любимиом» или «основном» языке.

Иван, не все так просто. Учебные программы — обязательная и вариативная составляющие спускаются с министерства. И получается что в техническом вузе дисциплину Комп. электроника читают по сталинским учебникам, заменяя дисретку и автоматы.

Телесенс академия 2? если не поднять зарплату преподавателям до уровня middle, то бороться с с ветряными мельницами будет эффективнее, чем с коррупцией ;)
А вообще — желаю успехов в начинании, при любом исходе повышение уровня образования в любом виде дело полезное, как посетитель «Телесенс академии 1» подтверждаю, мне в жизни пригодилось (и многим моим товарищам тоже)!

уровня middle
За $2-2.5k нерентабельно преподов держать.

конечно нерентабильно, потому что смотрите на шаг вперёд, а не на два ;)
и не забудьте упомянуть «слабость нашей системы образования» при этом :))

Если бы Вы своими деньгами рисковали как Рубин, Вы бы занимали гораздо более осторожную позицию.

Рубин уже думает на два шага вперёд, раз не просто переманивает кадры, а пытается их обучать. Потому он скоро додумается и до качества их обучения, чтобы зря не терять время.

Потому он скоро додумается и до качества их обучения, чтобы зря не терять время.
И где он возьмет деньги на это? Это не его личный колледж, и студенты формально ни ему, ни его компании ничего не обязаны.

в этом вся и загвоздка, как только «будут должны» — дело пойдёт на лад

в этом вся и загвоздка, как только «будут должны» — дело пойдёт на лад
на данный момент если кому и будут должны, то государству, если учились на госзаказе.

КЗОТ говорит, что никто и никому не должен, вот наладят КЗОТ, начнут давать кредиты под образование, компании найдут деньги на контрактное обучение, и преподаватели что-то заработают, а пока что ждём перевыборов

начнут давать кредиты под образование, компании найдут деньги на контрактное обучение, и преподаватели что-то заработают
Об этом много лет говорят, но чтобы воплотить в жизнь такой механизм нужно очень много поменять в законодательстве. Тем более не думаю, что много компаний решатся инвестировать на такой длительный временной промежуток. Более того, сейчас государство постоянно увеличивает госзаказ на ИТ специальности и все перспективные студенты будут идти на бюджетную форму — и стипендия и государство отрабатывать по сути не заставляет.

Что бы «были должны» — нужно создавать СВОЙ колледж. И тогда окажется, что стоимость 3-4 этажного здания на Дарвина (там сейчас колледж) порядка 10.000.000$ купить. Ну или снимать по 15$ за метр квадратный в месяц. И тут резко окажется, что при постепенных улучшениях — это не прокормишь.
.
Именно поэтому, реальнее перестраивать государственное, там куча ценнейших, но бесплатных активов.

перестраивать государственное, там куча ценнейших, но бесплатных активов.
Бессмысленных и беспощадных. (к)

ЗЫ: и как показывает практика ведения бизнеса в Украине — единственный таки _актив_ там — это таки «3-4 этажное здание на Дарвина за $10 млн.»

Пока — да. Ну еще лицензия на образовательную деятельность, но программерам не нужны дипломы минобразования.
Однако не стоит недооценивать здание. Оно сейчас ничего не стоит, через него можно прогонять 1000 человек за день, вопрос как сделать, что бы они приносили хотя бы по 3$ в день.
Мое предположение — у Эдуарда все получится (с улучшением колледжа), вопрос — до какой степени? Если нельзя с людей получать много денег, то поддерживать уровень преподавания? Студентов то много, 3-х хорошийх PHP-шников на всех не хватит. А нанимать десятки спецов — слишком дорого.

Если бы Вы своими деньгами рисковали как Рубин
Полагаю, Эдуард Рубин — ректор в государственном учреждении. Как он рискует своими деньгами? Временем — может быть.
если не поднять зарплату преподавателям до уровня middle, то бороться с с ветряными мельницами будет эффективнее, чем с коррупцией ;)
Это невозможно в принципе — в гос. учреждении таких зарплат не будет, а в коммерческом заведении врядли будет столько желающих платить контракт которого бы хватало на серьезные зарплаты. Единственный способ — договориться с компаниями, чтобы они предоставляли своих менторов на ключевые практические занятия и лекции, и найти альтруистов (а такие есть), готовых вне своей основной работы хоть раз в две недели провести интересную лекцию или практическое занятие. В некоторых вузах (колледжа это не касается, разумеется) помогло бы продуманное законодательство о грантах — люди могли бы выполнять серьезные наукоемкие проекты, получать деньги и готовить кадры. Но людей способных взять на себя такуб работу в высшей школе все меньше и меньше.

всё в принципе возможно! за переманивание кадра и за штат HR возможно из воздуха рисовать деньги, а за обучение невозможно? бабушке своей это расскажите ;)
и не путайте гранты под науку (и саму науку) с обучением инженеров знающих Java

всё в принципе возможно! за переманивание кадра возможно из воздуха рисовать деньги, а за обучение невозможно?
Кто по вашему будет платить? И почему за столько лет никто не начал платить такие зарплаты преподавателям?
и не путайте гранты под науку (и саму науку) с обучением инженеров знающих Java
Я прекрасно знаю, где наука, а где не наука. Сейчас в наших вузах остатки науки и подготовка «инженеров знающих Java», как вы это назвали, неразделимы. В чем проблема, если, допустим, есть группа (допустим, руководитель + 3 аспиранта), которая ведет серьезный наукоемкий проект и при этом преподают, как и теоретическую часть (допустим мат моделирование, онтологический инжиниринг и т.д.) и практическую (языки и технологии, которые они реально используют)?

почему за столько лет никто не начал платить? — а почему за столько лет так редко ремонтируют дороги, строят новые заводы, здания? ответ прост, если ресурс не выработан — можно на нём продолжать ехать дальше, система даёт кадры — так пусть даёт дальше, а мы снимем с этого сливки! учителя плохие? гранты Европа мало даёт? ну так то проблемы учителей, кто их, глупых, заставляет работать за 2000грн?
про науку и «серьёзные наукоёмкие проекты» от 3х аспирантов я лучше вообще промолчу...

система даёт кадры — так пусть даёт дальше, а мы снимем с этого сливки!
И что Эдуард может сделать, по-вашему? Он ниже написал уже, что он не волшебник, если вы этого не понимаете. Ваше предложение ничем не отличается от «давайте взмахнем волшебной палочкой или найдем много нефти» — все и так понимают, что зарплата нужна соответствующая но кто ее может обеспечить? За счет какого ресурса?
про науку и «серьёзные наукоёмкие проекты» от 3х аспирантов я лучше вообще промолчу...
И в чем проблема? Даже сейчас есть люди которые так работают. Вернее начинают работать, а потом просто перебираются в университет-партнер на западе навсегда. Ведь сейчас с этих сум надо надо от 57% (сейчас может цифры немного другие) оставлять государству, и они даже на начисление пенсии никак не повлияют. Законодательство для работы с грантами может решить много проблем.

ну раз Вы пресс-атташе Эдуарда — значит Вам виднее

Единственный способ — договориться с компаниями, чтобы они предоставляли своих менторов
Большинство крупных компаний Харькова имеют своих менторов (Global, EPAM, DataArt, NixSolutions, ...), но нет экономического смысла накачивать юниорами не себя сейчас, а рынок на будущее.
Для примера, харьковский ЕПАМ ведет в ХИРЭ !4! группы по 15 человек под себя.
продуманное законодательство о грантах — люди могли бы выполнять серьезные наукоемкие проекты
1. Кто будет эти гранты выдавать? Правительство, иностранцы, бизнес?
2. Разве все, кто могут вести наукоемкие проекты в IT в Украине не уезжают в Google/Facebook/Amazon?

1. Обычно деньги идут от вуза-партнера на западе (ну или фирмы из бизнес-инкубатора при вузе-партнере). Есть и государственные проекты, но там «нюансы»... Государственного финансирования хватало бы, если бы не раздули такую систему высшего образования — деньги делятся на сотни вузов, в большинстве которых науки нет вообще, да и в сильных вузах куча не очень ценных сотрудников. Ознакомьтесь с jsi.net.ua/..._uni/index.html, оцените ситуацию.
2. Нет, не все. все не могут уехать — у кого семья, у кого другие причины. У талантливых людей может появится альтернатива, но времени для таких инициатив мало, так как людей способных выступать в роли научных руководителей все меньше и меньше не смотря на рост количества докторов наук.

В этом году брат поступил на бюджет на ту самую специальность с конкурсом в 7,5 мест. Ни минуты не сомневаясь забрали документы с бюджетного места в ХПКК, где результаты объявили раньше.

Меня радует, что у семьи не было финансовых вопросов ни с поступлением, ни теперь с оплатой контракта. Ребенок учился — ребенок поступил на бюджет (это к вопросу о коррупции). Мне приятно знать, что у брата есть возможность проходить реальную практику в компаниях, которые я знаю, а не перекладывать бумажки в ООО «Дырокол». Мне приятно знать, что эти компании способствуют развитию колледжа. В перспективе 4 лет у меня есть надежда, что брат будет выпускаться из заведения, которые позитивно будет восприниматься работодателем.

Ложка дегтя — английский пока что оставляет желать лучшего.

Спасибо за ремонт. Интерьер помещения действительно был удручающим, когда мы пришли записываться на подкурсы, а в сентябре брат с восторгом рассказывал про новый холл.

Что сделано?
Собственно нормального ответа на этот вопрос в контексте «Улучшаем качество образования здесь и сейчас» нет.
Покрасили стену и уволили кого-то, звучит очень размыто и в стиле совковых отчетов. Если уж говорите что «усилили преподавательский состав», то скажите как именно (приглассили крутых академиков, опытных инженеров и тд).
Поборов коррупцию
Так а сессии еще не было в этом году ;)
И снова, куда важнее как вы это сделали.
.
После прочтения осталось одно ощущение:
Реклама очередного МАУПа без конкретики.

Богдан, ну конечно, мы взяли академиков из Англии, преподавателям увеличили зарплату в 5 раз, и при этом оставили контракт на уровне 6.000 грн. в год. Я же волшебник. :) Такое ощущение, что есть другие методы и вы их знаете и сделали именно так, как вы хотите. Я не против критики и с удовольствием возьму, предложенные коллегами идеи, но цинизм тут ни к чему. А курсы, которые проходят в Телесенс Академии, пользуются спросом и 90% выпускников трудоустроены. Мы работаем вместе с ИТ компаниями, совместно разрабатываем учебные планы и для курсов и для колледжа. Основной принцип — трудоустроить выпускника. Кстати о МАУПе, нормальное учебное заведения с учётом специфики нашей страны. Я знаю много выпускников, которые нормально, даже очень, работают.

Я же волшебник. :)
цинизм тут ни к чему.
Цинизм. Использовали изм-слово и как бы можно не отвечать на поставленные вопросы?
Суть моего поста была не унизить ваши достижения, а чтобы вы таки озвучили полезную информацию, в формате «что сделали, что получили как результат», что могло бы быть полезно для других. Снова же, если вы не видите ничего нового, полезного в вашем опыте, то с какой целью была написана статья? Я вижу только одну цель — ПР или заведения, или себя. К слову, подтверждением моего предположения может служить ваша защитная позиция на довольно безобидный коммент (я даже добавил слово «ощущение» чтобы фраза про рекламу не прозвучала как укор): вы ответили сарказмом, оскорблениями (цинизм в данном контексте) и оправданиями себя (не своей статьи).

интересно почему цель пропиарить заведение является плохой. отличная цель. заведение вроде бы стоит того, чтобы его пиарить.

Эдуард отличная инициатива. Сколько студентов выпускать планируете в месяц? Какие направления (технологии)? Уровень английского после выпуска? Как ваш колледж реагирует на новые тренды на рынке? ( программа обучения меняется? )

Обеспечить 100%-ную явку студентов на ДОУ!

Отличный пример эффективности рынка по сравнению с бюрократией.
Хотя, я в этом колледже не учился, но уверен что по уровню подготовки кадров он сможет дать фору и ХИРЭ и ХПИ и особенно ХНУ, за счет того что совок от туда, как заявляют, выперли, а преподаватели — практикующие программисты. В конечном счете от этого выиграют все — студенты которые будут конкурентноспособны, у аутсорингового бизнеса за счет потока дешевых и более-менее подготовленных джунов будут дополнительные возможности для роста и увеличения прибыли (джуны ведь самые финансово выгодные ребята). Жаль что Эдуард взял под свою опеку колледж, а не какой-нибудь факультет одного из универов, но наверное на это у него были свои причины, вполне очевидные впрочем.

Может он начнет с малого, а птм с опытом становления малого будет замахиваться на большее.

Или эта практика станет общеукраинской, т.к. позитивный пример уже есть.

Позвольте покритиковать Вас чересчур оптимистичный пост (по моему скромному мнению).

Отличный пример эффективности рынка по сравнению с бюрократией.
Рынка особенно нет. Часть студентов на госзаказе, за здание колледж не платит (так понимаю, его оплачивает государство), подчиняется министерству и т.д.
он сможет дать фору и ХИРЭ и ХПИ и особенно ХНУ
С какой стати? Никаких предпосылок нет. И почему «особенно» ХНУ? На мех-мате какие-то особенно «отсталые» условия?
преподаватели — практикующие программисты
Могу ошибаться но пока, в основном, все таки люди на ставке, а не практикующие программисты.

С точки зрения теорий на мехмате, и, возможно, нынешнем КН ХНУ все шикарно/неплохо.

Но с точки зрения «рубить в современных популярных языках, методах и средствах разработки», если преподаватели не практикуют в компаниях — это почти «дрова». Азам может и научат, но тонкости — только после «интернатуры» в том или ином виде «на месте».

А это, опять-таки время.

"

Поборов коррупцию..." — Это круто
. Мне просто интересно как? Вы обеспечили преподавателям достойную зарплату? И как вы это контролируете? Есть же еще человеческий фактор. Преподавателю может быть просто жалко нерадивого студента и поэтому он закрывает глаза, за небольшое вознаграждение...

Я помню было сказано про преподающих программеров.
Я пошел бы преподавать, если будет возможность.

Андрей, с удовольствием! Приходи.

А как быть с педагогическим образованием? Ведь я должен понимать, как преподавать информацию.

Очень просто. Преподаватели по определению порядочные люди, но многих система заставляет делать неправильные шаги. Ни я, ни замы, не требуем от преподавателя чего-то недостойного. Они учат и требуют от студента так, как положено. Те, кто не смог это понять, ушли из колледжа. В прошлом году отчислили около 10 студентов за неуспеваемость, а остальные ребята поняли, что надо учиться или вылетишь. Можно договориться с одним преподавателем, но со всеми нереально. Да и работать стало всем интересней (я надеюсь).

Действительно круто, если вы смогли построить такую систему.

Преподаватели по определению порядочные люди
Презумпция порядочности.

У меня было много разговоров на эту тему. Я у них спросил, когда вы шли на эту работу, вы знали уровень зарплаты, вы же не думали, что будете брать взятки и за эти деньги жить. Те, кто так думал, ушли. Также я пытаюсь загрузить их дополнительными занятиями, плюс платим премии в зависимости от уровня отдачи. Не много, но...
Есть планы на будущее и это позволит, надеюсь, изменить саму суть работы.

Кстати, а преподователи потенциально могли бы работать на каких-нибудь наукоемких проектах, хотя это врядли актуально для аутсорсингового бизнеса.

В колледже, так же, как и в школах работают учителя, а в ВУЗах преподаватели. Я раньше не знал этой разницы, но она существенна. Учитель не ученый, и он не может выполнять наукоёмкие проекты. Но за этот год в колледж пришли 4 молодых аспиранта и сейчас дипломники делают реальные программы.

а остальные ребята поняли, что надо учиться или вылетишь
:) Союз — он такой Союз. Вы там у себя ничего не перепутали зачем вообще учиться надо?

Подписаться на комментарии