Дефицит интересных проектов
С начала
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Обычно смена работы в программировании с 2001 по 2008 гг. выглядела примерно так:
- виток инфляции зарплат;
- осознание того что Андрей/Игорь/Сергей перешел в компанию К, где он получает на 30% больше просто так;
- хождение по паре собеседований и собственно переход в какую-то компанию, в которой все было новое, интересное и увлекательное.
Внезапно поток интересных вакансий на новых технологиях исчерпал себя (сужу по Microsoft technology stack). Внезапно всем нужны так называемые «миддлы». Внезапно большинство проектов — это поддержка существующих решений, начатых в лучшем случае
Что происходит?
Лично я с 2007 по 2011 год задержался на одном месте работы (US startup) и особо не интересовался происходящим на улице, благо компания обошлась незначительным снижением зарплат в кризис для тех, кто не попал под сокращения. Рынок не оценил в конце концов наших усилий, стартап не взлетел, и его решили законсервировать летом 2011 г.
Быстрая публикация резюме и десяток откликов в течении нескольких дней усыпили мою бдительность, и я с мыслью «Ура, наконец-то я буду использовать все новые технологии вместо старых неудобных костылей!» пошел по собеседованиям.
Однако, куда бы я ни приходил, оказывалось, что везде есть какой-то подвох. Я их могу разбить на две большие группы.
Тяжкое наследие
Идет работа над старым проектом, начатым в
Я слышал примерно следующее:
- «Да, мы читали, что MVC — это круто, но у нас есть насущные задачи; а потом, когда мы это все сделаем, мы перейдем на MVC, и поэтому нам интересна ваша кандидатура.»
- «Технологии у нас диктуются датским/немецким (нужное подчеркнуть) клиентом, потому мы мало того, что используем старые технологии, так еще и вот такие вот неизвестные (все относительно, конечно) библиотеки.»
- «Зачем этот MVC, у нас и веб-формы неплохо справляются.»
Туда, не знаю куда
Вторая серьезная проблема — это компании, которые вообще не могли объяснить, что же конкретно придется делать. Рекрутер рассказывает что-то примерно такое:
«Это очень классная компания из Калифорнии. Мне так понравилось у них в офисе, у них такие вкусные печеньки. Это молодые ребята — вам точно с ними понравится работать.»
«Ну, вы будете работать над проектом в финансовой сфере, где вам придется использовать WPF, WCF, C#, C++, SQL, Oracle и что-то там еще (и писать ++i а не i++, потому что это быстрее — привет, EPAM).»
При этом всем очень нужно закрыть вакансию, причем побыстрее (угадайте, почему). И вникнуть, что же там такое, наверное, элементарно некогда. Вот недавно, мне прислали запрос, вдруг я кого знаю, следующим текстом — так и быть, дословно:
We are going to move forward with one Java/Android resource. After we find the first one, we may go for a second one as well. But, lets find a good lead and then we can build from there.As I mentioned on the phone, generally speaking we are looking for a very, very smart developer with 5+ years experience in Java. Having experience developing on the Android is a plus but not an absolute requirement.
Обратите внимание — ни слова о том, что за проект и будет ли вообще это интересно этому человеку. А если вы вздумаете попросить более подробной информации вам могут рассказать, где находится офис (как будто все еще есть такая большая разница, где именно работать — хоть в Египте, лишь бы был Wi-Fi) и сколько дней отпуска дается (о чем тоже мы все знаем).
Уровень зарплаты при этом ведь примерно одинаков и сохраняется в тайне до последнего. И тут, я думаю, 75% айтишников уже думает, о чем вообще статья? Разве может быть по-другому?
Что случилось?
Давайте отстранимся от личного выбора и подумаем, почему же так происходит?
Причина одна — новые интересные проекты не идут в Киев:
- компании предлагают часы, а не решения (еще лучше предлагать чудо). Такой рейт себе могут позволить только состоявшиеся компании (и у них уже есть система, которую написал кто-то — естественно, давно и, естественно, на старых технологиях);
- компании, в основной своей массе, не имеют портфолио, которое несло бы эмоциональную нагрузку. Считается, что важнее сказать, что ты делал софт для BMW, NBA или же Nestle (даже если это сайт из одной формы на три дня работы);
- компании не предлагают команд, решающих проблемы заведомо лучше других.
По сути, зарплаты аутсорсинга в Киеве держатся на том факте, что здесь были созданы команды N лет назад. Такую команду целиком никуда не перевезешь (у нас вообще резидентная мобильность ниже средней). И, если повезло и бизнес клиента растет, то и его команда в Киеве тоже будет расти.
Потому и старые проекты.
Потому и господа разработчики разбалованны сидением на одном месте: все ведь знают, что найти нового сотрудника сложно, кроме того, пара написанных компонент, в которые остальным страшно заглянуть, гарантируют определённую страховку.
Поэтому и нет времени особо вникнуть в суть проекта — ведь так сложно закрыть 50 вакансий в месяц.
При этом абсолютно всем все равно, что разработчики не одинаковы в своей продуктивности, говорит Joel. (Если, кто-то хочет поспорить, скажите, сколько разработчиков вы уволили за последний год? Я — троих из шести новых; в аутсорсинге человека будут переводить из проекта в проект, но чтобы уволить...)
Мой личный выход оказался в freelance. Оказывается, есть люди, которые готовы вкладывать в местные технологичные проекты. Наши заказчики не владеют английским и не могут искать исполнителей за рубежом, то есть, по сути, конкуренция намного ниже.
Да, их меньше. Да, в какой-то мере с ними сложнее. Но вот сказать, что они меньше платят, я не могу — наш рынок и политическая обстановка быстро меняются, и результат нужен вчера, так что если вы реально компетентны, вы можете получить любую разумную цену.
Что делать глобально?
Мне кажется, компаниям нужно вырабатывать специализацию и натаскивать сотрудников в определённой сфере.
Также, возможно, стоит предлагать найти не просто людей, у которых есть N лет работы, сертификация и т.п., а конкретные знания, которые помогут начать проект правильно и быстро, заложить масштабируемую и гибкую архитектуру, инициировать современные процессы разработки (а значит, и мотивации) и передать это все постоянной команде.
К примеру, проблема масштаба большинству разработчиков просто неизвестна; некоторые приложения могут требовать особо сложный клиентский пользовательский интерфейс и т.п.
Отличным примером служит сегмент компаний, специализирующиеся на мобильных приложениях — не скажу, что всем, но многим уже удалось выделиться и получить оплату выше среднего, что и доказывает возможность этого пути.
Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU
Найкращі коментарі пропустити