Бизнес-аналитики в IT: кто они и что делают

Привет, DOU! Я Денис, бизнес-аналитик IT-компании Artjoker, поделюсь с вами мыслями о том, какие есть виды бизнес-аналитиков и что нужно знать и уметь каждому из них. Навеяно практикой и многочисленными вопросами, которые мне поступают от желающих войти в профессию.

С ростом технологического прогресса, когда запрограммировать можно практически все что угодно, на первый план выходят люди, способные отвечать на вопросы: «Что мы делаем?», «Зачем это делаем?» и «Каков результат будет в конце?».

Задача этой статьи познакомить вас с теми людьми, которые дают ответы на эти вопросы. Я расскажу:

  • кто такие бизнес-аналитики;
  • какими бывают бизнес-аналитики;
  • как стать тем или иным аналитиком;
  • как наша компания ответила на вопрос: «Кто такой бизнес-аналитик и чем он должен заниматься?»

Перед тем как начать говорить о типах аналитиков, расскажу об их основных функциях. Если в ваши активности входит хотя бы одна из них, вы смело можете относить себя к этой роли:

  1. Осмысление проблем и задач компании.
  2. Анализ потребностей и решений.
  3. Разработка стратегий.
  4. Внедрение изменений.
  5. Помощь во взаимодействии заинтересованных лиц.

Виды бизнес-аналитиков

Рассмотрим самые популярные на данный момент виды аналитиков. На рисунке выше приведена матрица, которая разделена на 4 квадранта:

  1. В первом квадранте содержатся аналитики, которые больше работают с технологиями в рамках проектов/продуктов.
  2. Ко второму относятся аналитики, которые нацелены на удовлетворение потребностей бизнеса в рамках проекта/продукта.
  3. К третьему — аналитики, которые работают с организациями и технологиями.
  4. В четвертый квадрант входят аналитики, которые помогают бизнесу достигать целей через влияние на организационную структуру.

Рассмотрим аналитиков из первого и второго квадрантов, поскольку именно они сейчас наиболее востребованы на рынке.

Тип 1. Аналитик требований

Существует фундаментальный труд, настоящая энциклопедия и свод правил по бизнес-анализу — BABOK (Business Analysis Body of Knowledge). Эта книга разработана международным институтом бизнес-анализа (International Institute of Business Analysis, IIBA).

Бизнес-аналитик — это любой человек, который выполняет задачи бизнес-анализа, описанные в руководстве BABOK, независимо от своей должности или организационной роли. Он отвечает за обнаружение, обобщение и анализ информации из разных источников в рамках компании, в том числе инструментов, процессов, документации, а также заинтересованных лиц.

Бизнес-аналитик отвечает за выявление реальных потребностей заинтересованных лиц (что часто включает в себя разбор и прояснения выражаемых пожеланий) для того, чтобы определить основные задачи и выявить мотивы.

Проще говоря, бизнес-аналитик — это человек, который является своеобразным мостом между миром бизнеса и командой разработки. Его основная цель — сбор и выявление требований к продукту или функционалу, документирование и перевод на понятный для команды разработки язык.

Понятие обязанностей бизнес-аналитика пока не устаканилось на рынке СНГ. В зависимости от виденья компанией данной должности или специфики проекта, функции БА варьируются. Но, опираясь на определение из BABOK, в позицию БА должны входить следующие активности:

  • выявление требований;
  • детализация требований;
  • документирование требований;
  • проектирование решения;
  • создание прототипов (не всегда);
  • коммуникация со всеми стейкхолдерами проекта.

Бизнес-аналитики принимают активное участие в том, чтобы спроектированное и реализованное решение соотносилось с потребностями заинтересованных лиц.

Как стать аналитиком требований

Чтобы стать IT бизнес-аналитиком, необязательно иметь техническое образование, но обязательно иметь здравый смысл и высокий уровень soft skills.

Что нужно знать:

  • методологии разработки проектов;
  • методы написания технической документации;
  • классификацию требований;
  • методы управления требованиями.

А еще прочитать книгу Карла Вигерса «Разработка требований к программному обеспечению».

Тип 2. Системный аналитик

Системный аналитик ориентирован на анализ потребностей пользователей (стейкхолдеров) на предмет возможности их удовлетворения, используя функции определенной информационной системы.

В его обязанности зачастую входит организация и курирование работ по внедрению дополнительных функций в существующую информационную систему или по разработке самой системы. Последнее включает в себя комплекс различных компонентов, сервисов, функций, ориентированных на автоматизацию внутренних процессов и, как следствие, повышение эффективности работы бизнеса.

На мой взгляд, системного аналитика можно охарактеризовать как «постановщика задач», хоть и говорить о чем-то конкретном достаточно сложно: деятельность этого специалиста очень разная, границы сильно размыты и разнятся в зависимости от организации, проекта.

Зачастую получается так, что бизнес-аналитик становится заказчиком для системного аналитика, который, в свою очередь, пытается понять желания бизнеса, оценивает список требований и дает оценку их реализации. После этого системный аналитик переводит требования бизнеса на язык разработки и ставит задачу на разработчиков.

Выходит, что системный аналитик является связывающим звеном между разработчиками и бизнесом.

По итогу системный аналитик создает задачи на создание сайта, программного обеспечения или приложения. Эти задачи и являются техническим заданием, оформление которого уже зависит от методологии разработки программного продукта.

В техническом задании он собирает все требования бизнеса и объединяет их, систематизирует и описывает.

Такой аналитик занимается написанием технических заданий для разработчиков, тестирует и принимает готовые функции.

Как стать системным аналитиком

Чтобы стать системным аналитиком, обязательно иметь техническое образование и разбираться в технологиях. Большим плюсом станет опыт программирования.

Личные качества:

  • системное мышление;
  • обучаемость;
  • внимательность;
  • аналитический склад ума;
  • грамотность;
  • умение формулировать непротиворечивые требования;
  • умение разделять общее и частное.

Что необходимо:

  • знать нотации IDEF0‚ IDEF1X‚ EPC;
  • уметь составлять SQL-запросы и работать с БД;
  • быстро понимать требования и определять их приоритет, а также рассказывать о технических решениях и их влиянии на бизнес понятным клиенту языком;
  • уметь в различных проектах следовать принятой методологии, нотациям и формам документов;
  • иметь навыки работы с соответствующим программным обеспечением;
  • уметь, сохраняя творческий стиль работы, соблюдать дисциплину в отношении ведения документов, версий, протоколов, быть готовым трудиться в команде с архитекторами, разработчиками, тестировщиками;
  • знать основы программирования (в том числе объектно-ориентированного), проектирования, разработки, документирования ПО;
  • знать основы теории алгоритмов, теории баз данных, теории систем и системного анализа, основы безопасности информации.

3. Аналитик UX

UX-аналитик, или проектировщик пользовательских интерфейсов, — профессия относительно новая.

Часто таких специалистов называют дизайнерами или проектировщиками пользовательских интерфейсов, хотя аналитическую работу они тоже выполняют.

Самая главная задача проектировщика пользовательских интерфейсов разработать интерфейс таким образом, чтобы он был интуитивно понятным и удобным для конечного пользователя и решал его задачи.

Большую часть рабочего времени аналитик UX тратит на то, чтобы разобрать и понять требования к пользовательскому интерфейсу. Для этого чаще всего используется информация (документы), которую подготовил либо бизнес-аналитик, либо системный аналитик.

UX-аналитик ставит себя на место пользователя и выясняет, как именно должен работать интерфейс. Подобный специалист должен обладать знаниями в области психологии поведения людей, инструментами, которые позволяют анализировать это (например, Google-аналитика, Яндекс-метрика и так далее), а самое главное — логикой.

Его миссию можно сформулировать следующим образом: создать максимально удобный пользовательский интерфейс, чтобы он полностью отвечал всем требованиям.

Основная задача UX-аналитика: повысить юзабилити интерфейса, то есть сделать его удобным и понятным, основываясь на поведении целевой аудитории пользователей.

Направление «проектирование пользовательских интерфейсов» с каждым годом набирает популярность, постепенно формируясь в отдельную профессию. Но несмотря на это довольно часто данный тип аналитиков отсутствует на проектах, и его обязанности лежат на стыке между системным аналитиком/бизнес-аналитиком (иногда проджект-менеджером) и дизайнером.

В маленьких компаниях или на небольших проектах интерфейсом занимаются люди, которые формируют требования, поскольку создание прототипов будущих интерфейсов является одним из способов уточнения требований. Это системный аналитик или бизнес-аналитик. И в этом кроется проблема, поскольку системный аналитик чаще смотрит на интерфейс с точки зрения системы, а не пользователя. Проектируя, он создает все это удобным только для себя. При таком подходе наблюдается негативный эффект методологии «бритвы Оккамы»: «Не следует множить сущности без нужды». Нужда в данном случае исходит от требований со стороны бизнеса, ограничений со стороны системы, при этом желания конечных пользователей нивелируются. И мы получаем интерфейс, который позволяет решить задачу, но без UX-эффекта. Чем проще в разработке, тем лучше.

Бизнес-аналитик создает интерфейс с точки зрения потребностей бизнеса, чаще всего забывая о потребностях пользователей.

Как стать аналитиком UX

Сразу отмечу, что такой специальности в отечественных вузах нет. Ее можно получить несколькими путями:

  • самообразование;
  • обучение смежной специальности и последующая переквалификация;
  • онлайн-курсы.

Личные качества:

  • аналитическое мышление;
  • умение сохранять концентрацию даже под влиянием внешних раздражителей;
  • развитые навыки командного игрока;
  • усидчивость и терпение;
  • умение выстроить план своего рабочего процесса и четко ему следовать.

Что необходимо:

  • собирать данные и анализировать их;
  • давать рекомендации по развитию продукта на основе полученных данных;
  • качественно и аргументированно представлять свои решения;
  • справляться с давлением и критикой;
  • уметь проектировать;
  • будет большим плюсом иметь опыт в маркетинге.

Тип 4. Аналитик данных

Аналитик данных должен знать и уметь применять методологии сбора, обработки, классификации, структурирования, хранения, преобразования данных и представления их в удобном виде для заказчика. Таких аналитиков еще называют математик-программистами, информационными аналитиками, а иногда и бизнес-аналитиками, но с навыками работы с Big Data. Конечно, в основу работы данных специалистов ложится их математическое образование и знания в области математической статистики, алгоритмов анализа данных и математического моделирования.

Подобные специалисты нужны компаниям, где надо управлять спросом клиентов, а это обычно крупные e-commerce проекты или банковский сектор.

Как стать аналитиком данных

Чтобы стать аналитиком данных, желательно иметь математическое образование. Также для переквалификации поможет:

  • самообразование;
  • онлайн-курсы.

Личные качества:

  • аналитическое мышление;
  • внимание к деталям и методичность;
  • рациональный скептицизм;
  • уверенность в себе;
  • любопытство;
  • навыки общения и повествования;
  • терпение;
  • любовь к данным;
  • желание учиться.

Что необходимо знать:

  • инструменты доступа и обработки данных, электронные таблицы (SQL, СУБД, хранилища данных, ETL);
  • языки программирования: R, SAS, C++, Python;
  • BI-аналитику, аналитику данных, Data Science;
  • статистику и математику (высшую математику, математическую логику, линейную алгебру, теорию вероятностей и другое);
  • машинное и глубокое обучение — умение настроить или обучить с нуля нейросеть;
  • Data Engineering — организация получения, хранения информации и доступа к ней;
  • Data Science в продакшн. Знание инструментов для поиска лучшего в каждом отдельном случае. Это может быть внедрение SQL-запросов или машинного обучения, построение базы данных.

Тип 5. Интеграционный аналитик

Интеграционный аналитик — профессия или, корректнее будет сказать, роль, которая присуща для крупных проектов. Проектов в рамках которых необходимо либо разработать крупное программное обеспечение с возможностью обмена данными с другими информационными системами или подключить дополнительный сервис к уже существующей информационной системе. Под это выделяется отдельная роль или иногда целое направление, которое решает вопросы, связанные с интеграцией и аналитикой.

Интеграционный аналитик отвечает за соединение разных подсистем/сервисов в единую цельную систему. Получая требования от бизнес-аналитика/системного аналитика, он понимает, в каких точках происходят процессы обмена информацией между информационными системами, и совместно с архитектором/разработчиком прорабатывает процесс их соединения.

Интеграция — это сопоставление информационных потоков двух систем. Интеграционный аналитик чаще всего создает таблицы mapping одного информационного объекта, преобразовывая в формат другого.

Можно с уверенностью утверждать, что интеграционный аналитик — это частный случай системного аналитика, который обладает знаниями работы с технологиями и решениями, которые позволяют проектировать интеграционное взаимодействие.

Личные качества:

  • аналитическое мышление;
  • внимание к деталям;
  • рациональный скептицизм;
  • уверенность в себе;
  • любопытство;
  • терпение;
  • желание учиться.

Что нужно:

  • уметь анализировать бизнес-процессы;
  • понимать язык разметки XML;
  • уметь разрабатывать XSD;
  • уметь читать и разрабатывать описание API;
  • уметь работать с инструментами тестирования\отладки web-сервисов Postman, SoapUI и так далее;
  • понимать принципы работы REST, SOAP;
  • знать основ SQL, уметь писать запросы;
  • иметь опыт разработки технической документации;
  • иметь опыт работы с Jira/Confluence;
  • знать нотации BPMN и UML, иметь опыт создания диаграмм и схем с их использованием.

Кто такой аналитик в нашей компании

Сейчас мы не говорим о конкретном типе аналитика, а о всех вместе, называя данного героя просто аналитиком.

Первый факт, который стоит понять и принять: аналитик — это роль в компании или проекте, которая так или иначе появится. Может, не с самого начала, но в определенный момент точно.

Так произошло и с нашей компанией. Если ретроспективно рассматривать историю развития Artjoker, то семь лет назад выделенного специалиста, который бы занимался бизнес-анализом, не было. Его обязанности разделяли между собой Sales-менеджеры и Project-менеджеры. Первые собирали путем брифования первичные требования о проекте, вторые уже детализировали их и переводили на язык разработчиков. Все шло своим чередом, подобная синергия разноплановых специалистов, объединенных общей целью воплотить идею в эффективное решение, давала свои плоды, если речь шла об интернет-магазинах, корпоративных сайтах (поскольку в то время именно на этих продуктах специализировалась компания).

Шло время, правила игры на рынке менялись, спрос на IT-услуги стремительно рос, в свою очередь компания тоже расширялась. Проекты становились сложнее. Существующий процесс организации сбора и детализации требований стал давать сбой. Sales-менеджеры начали тратить больше времени на сбор требований, когда заходили большие проекты. Это влияло на объем продаж (не в лучшую сторону).

Стало понятно, что необходим человек, который будет сфокусировано заниматься сбором требований и их детализацией для больших проектов.

В первую очередь перед созданием данной вакансии компания нашла узкие места в процессах и выделила то, чем предстоит заниматься аналитику.

Так и зародилась позиция, где аналитик:

  • собирает и анализирует требования;
  • формирует документацию для проекта;
  • принимает участие в пресейлах;
  • активно вовлечен в оценку и поддержку проекта.

Факторы, которые указывают на то, что в вашем проекте или компании не хватает аналитика:

  • у команды нет полного понимания продукта, отрасли, проекта;
  • в процессе упускается много требований;
  • нет четкого понимания, что мы делаем и зачем.

Аналитика нужна во всех сферах современного бизнеса — от маркетинга, финансов и продаж до разработки и внедрения программного обеспечения. Видов аналитиков на рынке много, есть возможность выбрать направление, исходя из своих навыков, интересов или бэкграунда.

👍НравитсяПонравилось8
В избранноеВ избранном6
Подписаться на автора
LinkedIn



Підписуйтесь: Soundcloud | Google Podcast | YouTube


5 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Как там дела с полиграфом ?

спасибо за статью)
рис. Виды бизнес-аналитиков авторский или позаимствован?

UX-аналитик, или проектировщик пользовательских интерфейсов, — профессия относительно новая.

Ну да ))) только интерфейсы это «I», а не «X» ))) UX — проектируют «пользовательский опыт», стараясь сделать его «позитивным» с учетом сопутствующих факторов. И «интерфейс» там важная, но часть.

Обкарнали как смогли )

стараясь сделать его «позитивным»

Интересно, а есть ли сайты для мазохистов, где стараются сделать UX, доставляющий боль при использовании?))

Подписаться на комментарии