Как программисту правильно вызывать API у окружающих людей. А также смех, радость, интерес, понимание и доверие

Существует стойкий миф о том, что программисты — интроверты, отстраненные и нелюдимые существа, которые общаются между собой на не понятном простым смертным языке.

И это действительно так, но только на работе. В обычной жизни, общаясь с малознакомым человеком, вы зачастую так и не поймете, что имели честь беседовать с самим представителем тайной масонской ложи современности, если, конечно, ваша беседа не касалась айти.

Но с чем же связано такое разительное отличие поведения айтишников на работе и в обычной жизни? К сожалению, с теми самыми трижды проклятыми Soft Skills, которые так ненавистны из-за размытости и неопределенности. Что это за навыки такие, которые нельзя измерить? Они априори будут неприятны любому уважающему себя айтишнику. Поэтому, вместо непонятных недетерминированных понятий, лучше перейдем к четким и приятным API. API эмоционально-вербальных коммуникаций, которые будут понятны даже самым закоренелым программистам!

Внимание! Вызов DDOS API у некоторых человеческих особей при взаимной симпатии может привести вас к неразрывной интеграции совместного проживания, именуемой браком. А хорошую вещь браком не назовут! (Шутка).

К сожалению, для большинства IT-специалистов у меня плохие новости: вы страдаете тяжелой хронической профессиональной деформаций. Пожалуйста, прочтите это предложение внимательно: «Такой классный фронтенд, но стоило только попробовать заполнить форму, а там такой кривой джаваскрипт и бэкенд лагает!»

Затем, внезапно, быстро прочтите следующий тезис: «Такая симпатичная особа, но стоило только на нее с интересом взглянуть, как эта особа тут же скорчила мне недовольную рожицу, фыркнула и вздернула носик».

Теперь почувствуйте — возникли ли у вас какие-то ассоциации? Если да — то поздравляю, это и есть та самая профдеформация. А если нет, то что вы вообще делаете на этом ресурсе?

Когда человек настолько погружен в работу, что начинает переносить ее принципы на повседневную жизнь. К счастью — это встречается не только у разработчиков. Для примера, просто спросите у ближайшего знакомого психиатра (не психолога!): скольких людей с отклонениями в среднем он наблюдал за время воскресной прогулки?

Но вернемся к API. На самом деле, человеческое взаимопонимание — не такая уж сложная штука, как о ней любят рассказывать некоторые отдельные представители специфических профессий.

В общении с людьми гораздо больше общего с вызовом API, чем вы себе представляете!

Иллюстрация Алины Самолюк

Базовый вербальный API

На первый взгляд, вроде все просто — что-то сказали, что-то послушали. Но и тут существуют всякого рода нюансы. Например, если мы будем использовать API без версионности, то можем случайно, на вызов стандартного Echo-Request, класс типа «How are you?», вывалить тонну ненужной информации на вопрошающего, в то время как он ожидал стандартного «I’m fine, and you?».

Как вы уже поняли — эти API разделяются на два вида: одни что-то возвращают, другие — нет. Впрочем, это не всегда так, ведь этот API комбинируется с другими API, о которых речь пойдет чуть дальше.

Без фидбека

К этому виду API относятся те, которые не несут смысловой нагрузки и служат для выбора версионности. Нечто вроде базовой авторизации «свой-чужой». Классический пример несогласованности версионности API — профессор математики в окружении подвыпившей гоп-компании, поздно вечером и в темном переулке.

Совершенно не важно, что он будет отвечать на вопросы, так как фидбека от профессора, собственно, и не ожидают.

С фидбеком

Тут уже намного интереснее, так как происходит обмен информацией. Как и в программировании, API может поддерживать как односторонний вектор передачи данных (монолог), так и двусторонний (диалог). Обычно, среди большинства людей, приветствуется двусторонний, так как, отправляя передачу большого потока данных, мы сталкиваемся с риском, что у получателя переполнится буфер, и часть информации утратится. Поэтому лучше разбивать сообщение на пакеты и после каждого проверять контрольную сумму — запрашивая работу когнитивных способностей.

Классическим примером несогласованности API будет диалог советского учителя с школьником-октябренком:

  • Ты все понял?
  • Все...
  • А что именно ты понял?
  • Что я ничего не понимаю!

Базовый эмоциональный API

А вот тут все намного проще, сложнее и, увы, печальнее. Эмоции очень тяжело передать в текстовом виде, что я прямо сейчас продемонстрирую, максимально упростив этот API до двух контекстов — позитивного и негативного. И да, обычно взрослые люди комбинируют этот API с вербальным API, что создает отправку информации с определенным аспектом. Это относится к эмоциональному интеллекту (EQ).

Позитив

  • У тебя новая прическа, дорогая?
  • Да! Правда, мне идет?
  • Конечно! Ты такая необычная!
  • Спасибо, милый!!!

Негатив

  • У тебя новая прическа, дорогая?
  • Что, тебе не понравилось?!
  • Но я же так не говорил...
  • Значит, ты имел это в виду!!!

Вопрос — почему один и тот же диалог может иметь такие разные ветвления, если начало обмена информацией совершенно одинаковое?

Все дело в эмоциях. Представьте, что в первом случае инициатор вызова API целый день работал с Cutting Edge технологиями на проекте, о которых давно мечтал — и у него все получается. Настроение отличное, и оно передается в процессе коммуникации из-за той самой профдеформации.

Во втором случае этот же бедолага целый день занимался отладкой Legacy на Perl, разбираясь, как работают длиннющие regexp, после чего настроение было совсем паршивое. И это тоже передалось.

Конечно, сейчас существует масса курсов по повышению EQ, но будем откровенны — их эффективность совершенно не доказана с научной точки зрения. Ну, это как, допустим, иглоукалывание. Кому-то помогает, кому-то не очень. Отрицать нельзя, подтвердить тоже.

Зато снижение EQ, вплоть до его полного отсутствия — это вполне доказанный наукой факт, примеры которого мы знаем — различного рода психопаты, маньяки и т.д. Если авторы этих курсов смогут вылечить какого-нибудь маньяка, и это будет научно доказано психиатрией (не психологией!), то я готов сожрать свой скептицизм с табаско!

Так вот, если у вас есть проблема с EQ, то просто признайте ее и начните передачу своих эмоций, используя вербальный API. Тут ничего сложного! Я серьезно — начните говорить про свои ощущения, потому что передать на должном уровне с помощью эмоций вы не сможете и будете неверно поняты.

Единственный минус — в том, что со слабым EQ вам, скорее всего, не светит повышение в карьере, и вы рано или поздно упретесь в стеклянный синьорский потолок. Все дело в том, что если вы будете совершенно искренне, но при этом занудно и безэмоционально, рассказывать окружающим о том, как ваш труд нужен для них и какое важное вы делаете дело, то это мало кого убедит. Увы, но большинство людей все-таки руководствуются эмоциями, а не холодным голосом рассудка, иначе огромные зарплаты футболистов выплачивались бы шахматистам. Да, мир несправедлив, а другого мира у меня для вас нет.

Ладно, приступим к вербализации эмоциональных состояний.

Примеры вербализации EQ

В качестве примера я выбрал три наиболее популярных метода инициации диалога, чтобы он двинулся по ожидаемому разветвлению, исключая exception «меня неправильно поняли, я совсем не то имел в виду».

Запрос на внимание

Не очень эффективные варианты вызовов API: «Хочу сказать о», «Надо поговорить про», «Давай расскажу об» и т.д.

Более эффективные вызовы API:

  • Я чувствую, что сейчас подходящее время поговорить о subject, потому что я только что перекусил и успокоился.
  • Меня очень тревожит даже мысль про subject, но рано или поздно нам придется об этом поговорить, и вот сейчас я уже морально готов.
  • Меня просто распирает от удовольствия, потому что я только что смог сделать классный subject. Если у тебя есть время послушать, может, я расскажу о subject, пока мой восторг не прошел?

Как видим — ничего особо сложного. Вы просто передаете информацию о своих эмоциях, причинах, вызвавших их, и условиях, при которых передача информации при данной составляющей будет наиболее оптимальной. O(EQ) лучше O(IQ), это понятно каждому.

Принятие запроса на внимание

Не очень хорошие ответы на API запросы: «Давай», «Слушаю», «Ок»

Более подходящие ответы:

  • Мне кажется, что ты испытываешь какую-то эмоцию, когда говоришь про subject. Можешь немного рассказать, какую именно? А что послужило причиной?
  • Да, у меня есть возможность и подходящее настроение для того, чтобы обсудить твои баги, которые ты наплодил, когда пытался исправить тот старый глюк.
  • Да, я понимаю, что там все сложно, но чувствую себя обязанным похвалить за твои старания, и я уверен, что в следующий раз я не буду чувствовать стыд за то, что менторил тебя. А теперь я надеюсь, ты настроишься слушать меня более внимательно, чем в прошлый раз.

Отказ от запроса на внимание

Не очень хорошие реджекты: «Некогда», «Занят» и «Бесишь» (серьезно, такое тоже бывает)

Более уместные ответы:

  • Сейчас я устраняю критическую ошибку прямо на продакшене и чувствую, что я могу сделать еще хуже, потому что отвлекаюсь на тебя. Я уверен, что продуктивнее будет, если я закончу, а потом обращусь к тебе сам.
  • Я бы тебя не особо огорчил, если бы предложил отложить эту беседу на пару часов, так как сейчас я очень сосредоточен на новой фиче?
  • Знаешь, я сейчас просто в бешенстве от работы с Legacy на Perl. Боюсь, что сорвусь на тебе, а мне этого не хочется. Уверен, что идея взять тайм-аут перед митингом будет полезна нам обоим.

Понимаю, что так общаться сложнее, но что же делать, если у вас слабо развит нужный интерфейс для ускорения коммуникаций? Придется это терпеть или прослыть интровертом, эмоционально холодным или что они там еще придумали.

Ассоциативные API

Иногда, а в некоторых случаях — довольно часто, менеджмент не может почувствовать уровень EQ. И тут может помочь ассоциативный API, который сможет передать ваше состояние наиболее понятным образом, когда значение информации передается по хешу массива, заложенного в голове акцептора.

Давайте попробуем рассмотреть пару классических примеров, когда в одном случае вас пытаются отвлечь от запланированной работы, а в другом наоборот, предоставить работы больше, чем планировалось.

«Я занят» через вербализацию EQ ассоциативным API

Понимаю, что мне надо провести техническое интервью, и новый разработчик очень важен для компании, но ты постарайся почувствовать себя в роли главврача, который вбегает в операционную, где идет операция на сердце, и требует, чтоб хирург срочно бежал в травмпункт и бинтовал рану VIP-пациента. Я-то, конечно, могу потратить час, но дело в том, что я не смогу быстро сфокусироваться обратно для решения этой задачи так быстро, а в ее решении напрямую нуждается заказчик, и он писал об этом еще вчера вечером. Разве ты не читал? Тогда почитай, пожалуйста, я уверен, что ты найдешь кого-то еще для проведения собеседования с кандидатом.

«Не могу» только через вербализацию EQ ассоциативным API

Ну, а это я уже традиционно оставлю для вариантов в комментариях. Представьте себе, что вы целый день работали, очень вымотались, а менеджер просит вас остаться и доделать задачу. Что бы вы использовали, чтоб донести мысль о том, что в таком состоянии вы не то что ее не доделаете, а кучу багов добавите?

Автор самого топового комментария получит приз!

Парадокс IQ и EQ

Сейчас многие из вас подумают: почему это я, суперпрограммист с таким огромным умищем, должен подстраиваться под то, что какая-то часть людей считает нормой? Да потому что вся суть — в деньгах, о которых постоянно все тут говорят!

Увы, но мы живем в таком мире, где покупки тоже делятся на необходимо-осознанные (IQ) и загадочно-импульсивные (EQ).

К IQ-покупкам можно отнести такие необходимые вещи, как еда, одежда и обувь. Все то, что призвано решить какие-то вопросы, задачи и проблемы.

В то время как EQ-покупки — это яхты, украшения и предметы искусства. Разумеется, те, кто обладают EQ и могут это продать, получают намного больше денег. А как вы все знаете — у кого деньги, тот и заказывает музыку.

Если вы все еще считаете, что в IT есть деньги, то увы, должен вас разочаровать — особых денег там нет. Там есть только вынужденные меры по решению проблем, которые то самое IT обеспечивает. Чистейший IQ-продукт.

Настоящие деньги — в совсем другом, друзья мои. Например, 21 мая 1961 года итальянский художник Пьеро Мандзони собрал собственные фекалии в 90 пронумерованных консервных баночек, в каждой из которых содержалось по 30 граммов, написал на них «100%-е натуральное дерьмо художника» на итальянском, английском, французском и немецком языках и оставил на каждой из них свой автограф. После этого он продал их по цене, равной цене золота той же массы.

На сегодняшний день консервные баночки находятся в художественных галереях во многих странах мира: так, баночка № 4 представлена в галерее Тейт в Лондоне, № 12 ― в музее современного искусства Доннареджина в Неаполе, а № 80 ― в музее Новеченто в Милане. Рыночная цена каждой из банок оценивается примерно в 70 тысяч евро ― то есть намного выше той, что была установлена самим художником.

А теперь посмотрите, какие жалкие гроши дают за wannabe-EQ артефакты от мира IT. Увы, но с развитием IQ и атрофией EQ вы все дальше и дальше уходите от денег, безнадежные мои друзья!

Ладно, сейчас вы подумаете, что я буду вам впаривать какие-то курсы по повышению EQ. Однако я в самом начале высказывался достаточно скептически на их счет и советовать просто так ничего не стану.

Давайте просто примем факт: что у нас выросло — то выросло, и этого не изменить, а надо учиться с этим жить. Тем не менее, если вы хоть немного задумывались о жизни, которая предстоит вашим детям, или еще только задумываетесь о том, чтобы их завести — я очень рекомендую ознакомиться с моим эссе «Книга умных» про особенности EQ у детей.

Это вполне научный трактат, хоть и не признанный официальным научным сообществом, благодаря которому вы можете взглянуть на известные вам вещи под другим углом.

Ну а теперь, собственно, про приз для автора самого оцененного комментария — книга в теплом ламповом свете, которую вы сможете прочесть в бумажном виде. Ограниченный тираж, элитарная обложка и запах свежей книги из типографии. А вишенку данному торту страстно-интеллектуального наслаждения придаст мой автограф!

P.S. Если кто-то купил мою книгу «Эль Бланко» из прошлого поста, пожалуйста, киньте в меня квитанцией об оплате, потому что в издательстве что-то зависла напряженная тишина, так как сложно поверить, что среди over 7k мажоров современности, которые прочитали статью, не нашлось желания потратить пару копеек на дальнейшее знакомство с творчеством автора.

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось5
До обраногоВ обраному6
LinkedIn

Схожі статті




12 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.
Зато снижение EQ, вплоть до его полного отсутствия — это вполне доказанный наукой факт, примеры которого мы знаем — различного рода психопаты, маньяки и т.д.

Ой, не... Там не EQ занижен, там эмпатия занижена.
Эмпатия в контексте сопереживание, возможность примерить эмоции, испытываемые другим человеком, на себя.
EQ — это навык (ключевое отличие) выражения своих эмоций окружающим. Это выход, не вход (2-е ключевое отличие).

Приведу простой пример: Вы порезали палец. Только что. Вам больно, стоите, засунув палец в рот, в попытке остановить кровь.
Реакция обычного человека: видя Вас, он спроецирует это на свой личный опыт и испытает какой-то аналог боли (какой и насколько сильный — зависит от конкретного человека и его перенесённого опыта).
Реакция психопата: от ничего до интереса. Сопереживания у него не будет. Но, если он, к примеру, высокоорганизованный, он с помощью прокачанного EQ (ещё раз: EQ — это навык!) вполне может эмулировать реакцию обычного человека и спросит обеспокоенным голосом, всё ли в порядке.

О, отличная статья. С API более — менее ясно, но вот как быть с метриками?

http://brain:9090/graph , ( metrics, targets)

Все супер, але незрозуміло, на який URL надсилати запити.

На самом деле это да, ключевой аспект. Излить душу или поговорить, одна из потребностей человека в общении, желание поделиться и обсудить то, что тебя затронуло. Очень грустно, когда тебя никто не слушает, да и для здоровья вредно.

Похоже на то, что программисты такие дебилы, что у них только реквест-респонс в голове, и им как общаться с людьми можно только на примере API показать.

Сожалею, что после прочтения, у тебя получились такие выводы. На самом деле обычно все люди так и общаются, через реквест-респонс, это называется вести диалог.

А что делать в случае если в процессе отправки респонса прилетает отклонение, а дальше снова повторяется первоначальный реквест(перебили недослушав ответ, повторили свой вопрос возможно немного его изменив или расширив, но при этом никаких концептуальных изменений не произошло)

Добро пожаловать на второй уровень, пардон, раздел моей книги, где описывается подобный кейс в главе «Непринятие: как сдвинуть гору».

Прикольно, что люди начинают сечь эти вещи. Мир меняется, верю, что к лучшему. Спасибо вам за статью😻

Да, мир меняется — человека разумного заменил человек эмоциональный. И теперь мы выбираем в президенты не того, у кого программа лучше, а за красивую улыбку и прикольный танец. А девочка-подросток рассказывая на тик-токе о своих эмоциях зарабатывает больше врача или инженера.

Ну тут не все не так однозначно. Девочек подростков, зарабатывающих на тик-токе не так уже и много по сравнению с количеством врачей или инженеров. И кстати, количество количество зарабатывающих/пытающихся сильно меньше 0,0001. И это я еще не вспомнил про врачей или инженегров ведущих блоги и рассказывающих за эмоции.

Підписатись на коментарі