Царство голых королей
Что общего у cферы высоких технологий, образования и живописи ? — Некоторый налет сакрализации, который их окутывает. Все это вещи непростые, само их упоминание уже признак статуса, для что-бы в них разбираться надо быть экспертом, а не человеком с улицы, и углубление в названные области деятельности приоткрывает нам радость божественного творения. Все это так, но у сакрализации есть и более утилитарная функция: развод лохов.
Круглый стол о проблемах IT-образования оставил у меня очень тягостное впечатление: оказывается что чуть-ли не большинство участников исходит из того, что у нас прекрасная советская система высшего образования, только вот есть некоторые отдельные недостатки: учащиеся не хотят учиться, школьная подготовка стала хуже и денег от государства не хватает на оснащение лабораторий. Может причиной тому камеры, включившие у людей «PR-программу» (?), или они действительно живут в мире, где лучший вуз — КПИ, а лучший работодатель — завод Антонова?
Опомнитесь. Конечно, удобнее гордиться тем, что в КПИ пока преподают лучше, чем в лесхозе или институте культуры, но думать надо о том, почему он не входит в топ 500 вузов мира. Выбирая в качестве базы сравнения лесхоз, а не Стенфорд, вы тем самым задаете и вектор движения.
Фундаментальная проблема несоответствия системы образования требованиям рынка состоит в том, что стороны IT-рынка принимают участие в глобальной конкуренции, а стороны системы образования — нет. Поэтому темпы деградации высшего образования в Украине в ближайшее время будут только возрастать. Поддержка отдельных лабораториий IT-предприятиями (типа программы ЕПАМ) могут только немного замедлить этот процесс, но не остановить, так как спонсирование лаборатории никак не не влияет на описанный выше фундаментальный дисбаланс. Я, кстати, не уверен что роль таких программ вообще положительная — может быть в конечном счете дешевле дать старой системе развалиться.
Если есть будущее, то оно — во внесистемной альтернативе. Сейчас рынок образования переживает перемены, сравнимые с переменами в живописи во время появления камеры-обскуры: можно себе представить франчайзи тех-же Стенфордских курсов с поддерживающей локальной коррекцией и обратной связью.
Вполне возможно, что качественную промышленную систему IT-обучения можно построить, если отбросить излишнюю сакрализацию и сосредоточиться на решении технологических задач:
- паковать знания и навыки в определенной области в маленькие пакеты, что-бы их можно было сравнительно легко продавать.
- организовать контроль и коррекцию этих пакетов, решив при этом проблему доверия со стороны работодателя.
- создать правильную экономическую схему и финансовые механизмы кредитирования обучения.
В принципе — ничего невозможного тут нет, тот-же «Шаг» первую из перечисленных проблем как-то решает, система всеми признанных уровней есть при обучении иностранным языкам, институт кредитования образования с гарантией трудоустройства давно практикуется в бизнес-школах. Итого — вопрос только в сроках. Понятно, что для всей индустрии было бы полезнее начинать вчера, но подозреваю что вместо этого еще пару лет уйдет на надувание щек ;)
Найкращі коментарі пропустити