×

Как харизма лидера мешает развитию компании

[Катя Осадчук — СEO Indigo Tech Recruiters, экономист, профессиональный психолог и в прошлом HRD с более чем 10-летним опытом]

В какой-то момент жизни основатель компании понимает: неплохо, чтобы бизнес работал на него, а не наоборот. Ведь именно с этой целью бизнес и создавался — реализовать классную идею в продукт или услугу, собрать команду единомышленников, найти клиентов, начать получать кучу денег и наслаждаться результатами, оставив важный след в истории. Желательно лежа на пляже, взбираясь в горы или просто находясь рядом с близкими людьми.

Но что делать, если собственник сформировал компанию вокруг персонального бренда? Проще говоря, вокруг своей личности. И его уход означает распад бизнеса из-за потери известности.

Как обычно зарождается бизнес?

У человека есть идея, которая превращается в цель. Человек горит этой идеей и зажигает других людей. И вот в момент, когда у идеи появляются последователи, которые готовы вместе идти к цели, вместе трансформировать ее в продукт или услугу — автор идеи становится собственником компании и лидером своей команды.

Именно собственник формирует круг клиентов и привлекает партнеров, сотрудников своей харизмой и бесконечной верой в продукт. Лучшие хедхантеры — это собственники компаний. Они могут с такой страстью в глазах рассказать о грандиозных планах, что самые крутые сотрудники готовы прийти на более низкую зарплату ради общей цели и ценностей. И я не говорю об этом как о манипуляции. Собственник верит в свою идею и передаёт эту веру другим.

В самом начале все действия в компании и причина этих самых действий неразрывно связаны. Основатель может лично рассказать о своих идеях и планах каждому сотруднику и клиенту — и, конечно, его энергия и страсть вдохновляют людей на то, чтобы присоединиться к команде.

Плюс такого подхода — эмоциональная связь с клиентами и сотрудниками через теплые отношения. Минус — это не масштабируется. Бизнес, построенный на харизме собственника, имеет ограничения в росте.

Собственник не может заряжать своим энтузиазмом каждого из 1000 сотрудников

Проблема в том, что когда компания начинает расти и случаются первые успехи, основатели перестают рассчитывать только на себя. Они нанимают людей, которые в свою очередь тоже нанимают людей и те тоже нанимают людей.

Новые люди начинают принимать решения, и эти решения основаны на том, ЧТО мы должны сделать и к ЧЕМУ мы должны прийти. То, ЧТО они делают, увеличивается — доход, прибыль и другие показатели улучшаются. Однако ПОЧЕМУ они это делают, становится неясным. Собственник не может каждый день заряжать своим энтузиазмом каждого из 100-300-1000 сотрудников.

И здесь начинается самая сложная проблема, с которой сталкивается каждая компания. Появляется разрыв — активности растут, доходы растут, но теряется миссия. Компания успешна, но сотрудники и клиенты начинают говорить: «Да вроде все хорошо, но что-то не то». Клиенты и кандидаты постепенно начинают уходить к конкурентам.

И тогда компания начинает изучать конкурентов и спрашивать клиентов: что нам сделать, чтобы вы были довольны? Как нам превзойти конкурентов и куда двигаться дальше? Хотя вначале своей работы никто не спрашивал об этом — команда шла по собственному пути, у нее было много энергии и энтузиазма для этого. Помните знаменитую фразу Генри Форда: «Если бы я спросил у своих клиентов, что им нужно, то они бы попросили более быструю лошадь».

Разрыв происходит даже в таких компаниях, как Apple. В 1985 совет директоров уволил Джобса и компания пошла вниз. Такая же история была и со Starbucks и Dell. И всем собственникам пришлось вернуться. Почему? Потому что они ушли вместе с энергией, миссией, видением, креативностью, которая не была передана дальше. Она была в их головах, в их личностях, в их харизме.

Это не значит, что собственники должны оставаться у руля вечно. В конце концов, мы все знаем, что случилось со Стивом Джобсом. Как это ни прискорбно.

Это значит, что компания должна формировать свой бренд, свою идентичность на основе миссии, видения и ценностей, в которые верит основатель и его последователи — команда, клиенты.

То, о чем вы думаете, что делаете и о чем говорите, — должно совпадать

Есть 2 способа ведения бизнеса:

  1. Через вдохновение, доверие, отношения, общие цели и ценности.
  2. Через манипуляцию или стимулирование.

Мы часто видим, как бизнес действует через манипуляцию и стимулирование — демпинг, воровство чужих идей, приукрашивание реальности. А вот как созидать, вдохновлять и вдохновляться — знают не все.

Почему Apple успешен? Почему машины Tesla покупают, несмотря на внушительную цену и пока недостаток электрозаправок? Почему значок Nike люди вставляют себе в уши в виде сережки или даже наносят на тело в виде татуировки? Это же корпоративный логотип! Почему? Потому что это говорит что-то о них!

Когда человек открывает крышку Maка в кафе, он хочет показать всем: смотрите, я креативный, я успешный, в моих ценностях — think different. Я — особенный.

Да, без крутого маркетинга и больших бюджетов всемирную лояльность к бренду не сформируешь. Но важно понимать, что особенность известных брендов в том, что они продвигают идею, в которую верят и ценности, которым следуют.

То, о чем они думают, что делают и о чем говорят, — совпадает. Нельзя написать на сайте красивые слова, которые не являются действительностью, и при этом ждать, что у тебя появятся последователи. Клиенты появятся: в лучшем случае они не станут последователями, в худшем — разочаруются, потому что громкие лозунги не соответствуют действительности.

И это касается как клиентов, так и сотрудников. Все пекутся о бренде работодателя, но мало кто задумывается о том, что он неразрывно связан с брендом компании и формируется так же.

Когда нам в Indigo Tech Recruiters важно было понять, кто наш клиент — мы свели всю статистику самых прибыльных сделок за прошлый год и затем составили портрет таких клиентов, чтобы определить, в чем наша ценность для них — то самое уникальное торговое предложение. Когда понятен портрет, ценность и конкурентное преимущество, становится понятно, какие изменения внедрить для полного удовлетворения клиента и какими месседжами, через какие каналы, инструменты и визуализацию продвигать свой бренд.

Так же и с сотрудниками — поймите, кто ваши топ-перформеры и какие они. Это ядро вашей целевой аудитории — и для формирования правильной культуры внутри компании, и для формирования бренда работодателя, а также привлечения подходящих сотрудников.

Операционные круги бренда — простая визуализация формирования любого бренда, которая позволит постепенно перейти от бренда, основанного на личности, на бренд, основанный на ценностях и миссии основателя, но существующий без него.

Операционные круги бренда

Технологии не помогают формировать доверие

Что еще важно учесть? Рост бизнеса через лояльность, вдохновение и следование идеи не нарабатывается только трафиком или технологиями.

Технологии — это чудесно. Я верю в технологии. Я верю в то, что они делают нашу жизнь комфортной, безопасной и более интересной. Но технологии, холодные рассылки и SEO не помогут в формировании доверия. А доверие — это то без чего невозможна лояльность к бренду.

Технологии не помогают в формировании человеческих взаимоотношений. Да, они могут помочь нам познакомиться с любимым человеком на Tinder, Badoo и т. д. Не знаю весь рынок сайтов знакомств. Но общаясь только в Тиндере, мы не начинаем доверять человеку и не скажем — пожалуй, это мой человек на всю жизнь и нам не обязательно видеться вживую, чтобы в этом убедиться. Настоящие человеческие отношения вне компетенции технологий.

Существует такая вещь, как зеркальные нейроны. Они помогают формировать эмпатию и устанавливать связь между людьми. Когда нам кто-то улыбается, в нашем мозге активизируется участок, как будто мы сами улыбаемся. Так возникает эмпатия. Через эмпатию устанавливается доверие.

Именно поэтому холодное письмо и даже телефонный звонок никогда не заменит личную встречу, и даже видеоконференция не сработает так, как живое общение за чашкой кофе. Все они должны быть нацелены на то, чтобы в конце концов увидеться с человеком. Именно поэтому Стив Джобс, Марк Цукерберг, Илон Маск не упускали случая выступить публично на большие аудитории.

Для того, чтобы у компании были последователи — нужны 3 важные вещи

1. Мы должны понимать, зачем мы делаем то, что делаем.
Если мы не знаем, то как об этом будет знать кто-то еще? И это про миссию. Да, цель каждой компании заработать деньги, цель каждого человека — обеспечить себе и близким комфортную жизнь, и это тоже про деньги. Но не все про деньги.

2. Мы должны определить, как мы это делаем.
И это про видение и про ценности. По каким принципам мы работаем, а по каким нет.

3. Мы должны верить в то, что мы делаем.
Когда мы делаем то, во что мы верим. Когда мы поступаем в соответствии с ценностями, которые разделяем, случается что-то важное. Появляется собственный психологический комфорт и доверие людей к тому, что мы делаем. Кандидатов, клиентов, партнеров и даже нашей семьи.


Люди верят в то, во что верим мы. Они становятся приверженцами так называемого бренда.

И этот бренд перестает быть основан только на личности одного человека. Ценности основателя ложатся в ДНК компании, и компания действует, исходя из них.

И тогда основатель может быть уверен, что бизнесом управляет команда единомышленников, а он/она может наконец-то чаще бывать с семьей, или лежать на пляже, или взбираться в горы, или строить новые бизнесы.

Ах да... при условии, что нанят толковый СЕО. Но об этом в другой раз...

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn

Схожі статті

  • Scope creep: причини і наслідкиScope creep: причини і наслідки

    Volodymyr Dovganyk

    Чи виникало у Вас коли-небудь таке відчуття, що продукт ніколи не вийде в реліз? Щоразу після зустрічі з представниками замовника з’являється потреба у новій функціональності, а обсяг робіт по існуючому функціоналу росте як на дріжджах. 65

  • 10 навичок для успішних перемовин — відкрий свій потенціал перемовника10 навичок для успішних перемовин — відкрий свій потенціал перемовника

    Ihor Kostiv

    Очевидно, що в широкому сенсі перемовини в ІТ — це не тільки зустрічі з клієнтом на етапі оферу та підписання контракту, але й перемовини розробника із менеджером, дев-лідом, QA... Але які б перемовини у вас не були, принципи та правила тут однакові. 19




17 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Думаете наемным работникам действительно важна цель и миссия компании ?

и вы сюда зашли сказать, как вам не важно?
норм приём.

ему важно услышать ответ на свой вопрос

а, ок.
пойду, помогу человеку.

мне вот — интересно.
я — наемный работник.
возможно, это ответ на ваш вопрос, если считать, что «интересно» — это подкласс «важно».

Понял, какая у вашей компании миссия и цель?

миссия у аутсорсиногой компании с сотней проектов/заказчиков? даже не знаю, не думаю, что такое возможно.
цель — стабильность бизнеса и развития.
думаю, у продуктовой компании такое вероятнее будет. и поярче, чем в аутсорсе/аутстафе.

цель — стабильность бизнеса и развития

Продати подорожче рабів та отримати побільше грошей.

Вообще-то важна — до определённой степени. Но обычно влияние цели и миссии 1) _реальных_ цели и миссии, а не декларируемых, 2) отрицательное влияние обычно сильнее, чем положительное (как очевидный пример — если что-то не нравится, 95% будет ругать, но если нравится, только 5% похвалят).

Статья где-то в эту сторону и ведёт — если декларируемая и реальная цель хотя бы не сильно отличаются, можно получать и прогнозировать понятную и управляемую ситуацию. Остальное в статье — психологические заклинания внутриотраслевого использования (что не мешает им быть полезными, при регулярном грамотном применении).

Правильно ли я понял: вы сначала «бежали» на энтузиазме и личной энергии, а только потом решили подбить итоги, сделать анализ и понять, что же такого ценного вы делаете?
А что будет, если то, чем вы ценны для клиентов в результате не совпадет с вашим видением, целью и миссией?

Статья как бы намекает, что Марку Цукербергу пора купить себе яхту и не мучать компанию

Спасибо, очень интересная статья. Как Вы относитесь к творчеству Ицхака Адизеса, особенно о его идеях об идеальном руководителе?

Спасибо за отзыв. Хорошо отношусь) Училась в Институте Адизеса на первой ступени — роли и стили менеджмента и организационное развитие. Буду рада поделиться своими знаниями и опытом в этом контексте в статье о СЕО. Когда доберусь до ее написания)

Підписатись на коментарі