Чего мы ждём от виртуальности?

На самом деле я задумывал написать эпическую статью про стартапы, инвестиции, PaaS... но лето, жара; и я решил начать с чего-то полегче. Да хотя бы с виртуальности. Действительно, кажется, что виртуальность сейчас буквально «на кончиках пальцев»: google glass, oculus rift, расшифровка сновидений, даже сообщения о прямой связи мозг-мозг (пусть и у крыс пока что) появляются.

Так сложилось, что в последние несколько месяцев прочёл около двух десятков современных киберпанк и лит-рпг книжек. Показалось интересным проанализировать, как их авторы видят воздейстествие виртуальности на нашу жизнь. Конечно, я понимаю, что серьёзным подобное исследование считать трудно: во-первых, база для исследования существенно смещена в сторону игрового применения — требования жанра всё-таки; во-вторых, анализируя мнения пользователей о несуществующей пока технологии, можно, как говорил Форд, услышать лишь о более быстрых лошадях. С другой стороны, даже из мечты о лошади быстрее ветра можно сделать некоторые выводы.

Итак, о какой же виртуальной реальности мечтают игроки?

Железо. Почти во всех книгах описываются специальные капсулы, осуществляющие доступ к виртуальной реальности. Как именно осуществляющие — не описывает никто; доступ происходит «волшебным» образом — ложишься в капсулу, закрываешь крышку и оп! уже там. Только одна из книг описывает технологии, более или менее просматривающиеся сегодня: шлем + набор камер по углам/сторонам комнаты + беговая дорожка + набор беспроводных модулей (лук/меч/арбалет). Ещё одна книга упоминает, что когда-то (до капсул) доступ осуществлялся с помощью специальных очков, но «те времена давно прошли». Один из фанфиков упоминает набор имплантируемых «чипов» для доступа без капсулы, но они не получили разрешения на использование и скорее всего не получат никогда. Всяческие джеки и тому подобные интерфейсы для подключения мозг-компьютер не упоминаются вовсе.

Операционная система. Она есть, но почти не предоставляет UI. При погружении в капсулу тебе создают профиль и предлагают на выбор каталог игр, к которым возможно подключение. Также есть возможность искать что-то в интернете и просматривать сайты и форумы.

Обучение. Как ни странно, ни в какую гипнопедию писатели-фантасты не верят. В одной-единственной книге упоминаются школьные уроки в виртуальности; нигде больше люди ничего «умственного» не учат. Зато физические тренировки становятся общим местом — в каждой второй книге главный герой изучает в виртуальности боевые искусства и более или менее успешно применяет их в реальности.

Занятия в виртуальности. Из интересного — почти везде можно есть и пить, при этом вкус «умопомрачителен», особенно если готовит мастер-кулинар. В большинстве игр можно заниматься сексом, в том числе с и неигровыми персонажами (хотя чаще всего — исключительно в специально отведённых местах типа домов свиданий). Можно работать и зарабатывать деньги — либо традиционным фармингом (выбивая лут из монстров), либо занимаясь добывающей и/или производственной профессией. Что примечательно — зачастую, дабы сэкономить на содержании преступников, их засовывают в капсулы и заставляют вручную на рудниках «майнить биткоины» (ну или какие там уникальные цифровые ресурсы вместо биткоинов будут).

Интеллект. Почти во всех книгах неигровыми персонажами управляет искусственный интеллект или его продвинутый имитатор. Теста Тьюринга он, тем не менее, не проходит — обычно игроки без труда различают компьютерных персонажей и живых (или псевдоживых) игроков. Псевдоживые игроки появляются в результате «срыва» — довольно популярной в книгах ситуации, когда — случайно или специально — игрок постепенно полностью перемещается в виртуальную реальность, а оставшееся в капсуле тело впадает в кому или умирает.

Воздействие виртуальности на организм. Здесь писатели ударяются в полную маниловщину. То капсулы лечат от (почти всех) болезней. Если не лечат — то позволяют «удлинять» время в виртуальности — за реальный час для тебя проходит от двух до четырёх часов в игре. Если не удлиняют время — то по крайней мере сокращают (если уж не убирают полностью) необходимость во сне. Возможно, это объясняется прозаическими причинами — надо же где-то брать время для игры; но, с другой стороны, нынешние геймеры и без удлинения времени как-то справляются. Но уж точно от виртуальности не может быть никакого вреда, кроме пользы!

Магия. О, здесь фантастика проявляется в полной мере. В каждой третьей книге оказывается возможным путём регулярного применения магии в виртуальности развить реальные магические способности. Пожалуй, оставлю этот пункт без комментариев.

Разное. Никакого универсального транслятора с языка на язык не придумали; русскозычные играют на своих серверах, американцы — на своих. А вот игровые деньги обычно конвертируются в любую валюту без всяких проблем. И да, на удивление мало science fiction — несмотря на то, что действие отнесено от нашего времени на несколько десятков лет, присутствие виртуальности никак не повлияло на нынешний «мир вещей» — вплоть до того, что герои говорят по мобильникам и шлют СМСки, а фильмы смотрят в кинотеатрах.

Интересно, а чего ждёте от виртуальности вы?

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn



30 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.
Воздействие виртуальности на организм. Здесь писатели ударяются в полную маниловщину. То капсулы лечат от (почти всех) болезней.
В «Суррогатах» с Брюсом Уиллисом пользователи суррогатов — доходяги, так как тело одряхлело.
Обучение. Как ни странно, ни в какую гипнопедию писатели-фантасты не верят.
А как же «Матрица»? Обучение Нео вертолетному мастерству?

Ну, «яка крайина, таки й теракты». У профессиональных писателей фантазия существенно фантастичнее, но на то они и профессионалы.

Виртуальность, в текущем контексте, это всего лишь современный синоним воображения.

Ранее читали книги, а теперь в гугл-гласс считываем тэги и комментарии других пользователй с 3д объектов по технологии AR.

Виртуальность никогда не изменит человечество в принципе, изменит только формат подачи данных. Т.е. будет и дальше тешить человеческое воображение, восприятие, и никак не повлияет на физический мир прямым образом.
Поэтому ожидания от виртуальности будут ограничены возможностями машин и компьютерных алгоритмов.

в последние несколько месяцев прочёл около двух десятков современных киберпанк и лит-рпг книжек
если не затруднит, поделитесь названиями книжек

Всеми точно не поделюсь; а вот те названия и авторы, которые счёл достойными и оставил для возможного перечитывания:
— Анатолий Нейтак, серия «Камень и ветра»
— Михаил Дулепа, «Творцы судьбы»
— Александр Зайцев, «Путь к трону»
— Анатолий Арсеньев, «Завязка»
— Антон Лисицын, «Сталью и магией»
— Василий Маханенко, «Игра» (возможны другие названия)
— Руслан Михайлов, «Господство клана Неспящих»
— Дмитрий Рус, «Играть, чтобы жить»

ну и сюда же (хоть и не русское, но оказало на жанр большое влияние)
— Нам Хи Сон, «Лунный скульптор»

Ээээ а там классика типа Гибсона «Нейромант», «Схизматрица» Стерлинга, «Лавина» Нила Стивенсона, не котируется?

Видимо, проблема в слове «современных». Я целенаправленно искал книги последних двух — пяти лет. Классику Гибсона и Стерлинга я люблю и уважаю, но но тому же «Нейроманту» уже двадцать пять. Логично, что тогдашние представления о виртуальности отличаются от сегодняшних :)

К сожалению, у меня есть ответ. И он тебе не понравится.
Ничего не изменится! IT будет и дальше смотреть в сторону развлечений. Заметь, все полезные технологии, которые сейчас развиваются, могли бы появиться лет 10-15 назад, железо уже могло их исполнить. Я больше скажу, многие тогда и появились.

Лично я не собираюсь ждать милостей от природы. И намерен внедрить в вирутальную среду одну из самых заветных человеческих «побажанок». Если получится — обязательно расскажу на ДОУ :)

Почему же не понравится? Наоборот, очень интересно будет прочитать о внедрении :)

Давайте я предложу нестандартный источник: Божественную Комедию, райскую часть.

Вот скажем, Луна и Меркурий, обычному человеку (Данте) абсолютно понятны (нынешнее развитие технологий). Венера — люди, полностью ушедшие в виртуальность, но всё ещё понятные. Солнце — следующий этап, объеденение в непонятную обычному человеку форму общества, возможную только в виртуальности и т.д. На Звёздах Данте уже не понимет вообще ничего, а на Кристальном небе он не то что не понимает, а даже не различает.

Вполне вероятный сценарий, при расколе общества на технарей и лудитов.

Там всё сосредоточенно на аугментации, а ВИ толком нет, хотя есть все предпосылки для его создания.
Мне больше нравится Remeber Me, хотя там противоположенная крайность: ВИ и Доп.Реальность раскрыты на все 100, а аугментации или обычное оружие почти не затронуты.

PS: А вообще DE:HR был настолько правдоподобным, что лазерная и плазменная пушки в конце — это как удар по яйцам. Ну нельзя же так.

Аугментации бывают в т.ч. neural. С одной стороны, их может использовать пилот, чтобы лучше самолетом управлять, с другой стороны, ничего не мешает с их помощью человека либо контроллировать, либо поселить в матрице. А потом будут пуристы и трррататата!
Там так всё и было. Но ВИ всё равно нет.
Сделала pacifist на первом же прохождении на Give me Deus Ex :D Нельзя просто взять и вытравить с человека Thief.
У меня в Антарктиде закончилися шокер, пришлось гражданских пострелять. А до этого был пацифист.

Все это — большой шаг назад от «Лабиринта отражений» Лукьяненко.

Это разные вещи просто. Лукьяненко писал литературное произведение, и его интересовали люди и их поведение. Все технические вещи подгонялись под необходимость героев проявить характеры. А тут люди описывают виртуальность, в которой им хочется играть в игры, и игры, в которые им хочется играть в виртуальности. Да, фантазия до Лукьяненковской (и много ещё чьей из профессиональных фантастов) не дотягивает.
Но цели и методы разные. Если говорить на языке исследования рынка, то «Лабиринт отражений» — это экспертное мнение, а все эти литрпг — опросы пользователей. И истина обычно бывает где-то посередине.

Обожаю Лукьяненко, у него как раз есть рассказ на эту тему «Проводник отсюда». Про то что люди просто уходят в миры средиземья толкиена, космических игрушек и т.д.

Да, фантазия до Лукьяненковской (и много ещё чьей из профессиональных фантастов) не дотягивает.
Ой вей, да он половину «Нейроманта» Гибсона скопипастил. Заменил хакера-наркомана на хакера-алкоголика, проститутку-убийцу на проститутку-психолога, а ИИ на НЕХ. Не то, что бы подобный копипаст был чем то плохим, но мог бы не открещиваться от очевидного (на своём форуме вообще банит).

я не читала , но как бы там ни было — Лукьяненко гениален, не зря ж серьезные голливудские дядьки выкупили все права на все его книжки (на экранизацию) до конца времен

Лукьяненко обычный, ничем ни примечательный, среднеталантливый исписавшийся фантаст, о котором никто и не вспомнит. Пишет по шаблону, плагиатит, вставляет своих Мери Сью, пытается сводить в книгах счёты с реальными и виртуальными обидчиками.

Возможно для человека малого ума, не знакомого с действительно качественной фантастикой, он — гениален, но по факту, ничего примечательного ни в нём, ни в его книгах — нет. А ещё ему желательно бы сходить к сексопатологу, слишком уж часто в его книгах мелькает педофилия.

даже не буду терять силы на развернутый ответ. не согласна по всем пунктам, каждая книга — открытый финал, он единственный кого я покупаю в бумажном виде и читаю по два три раза.

интересно, каких авторов вы считаете интересными :) ну-ка дайте ка пару примеров.

даже не буду терять силы на развернутый ответ. не согласна по всем пунктам,
Да, было бы интересно на это посмотреть, я ведь могу, не особо напрягаясь, привести пруфы по всем пунктам. Особенно касательно плагиата и педофилии.
он единственный кого я покупаю в бумажном виде и читаю по два три раза.
Я на ваш счёт и так не заблуждался.
интересно, каких авторов вы считаете интересными :) ну-ка дайте ка пару примеров.
Лем, Гибсон, Стругацкие, Стерлинг. В том, что касается научной фантастики естесно.

Эт который сам по себе большой шаг назад от «Лавины» и «Алмазного века» Нила Стивенсона, с которых Лукьяненко содрал свои опусы?

Итак, о какой же виртуальной реальности мечтают игроки?

Видимо, все проблемы этих описаний именно в том, что пишут их игроки, а не фантасты.
У более-менее известных фантастов значительно всё интереснее.

:) Augmented reality (я думаю, мы ждем добавлений сказки к нашей реальной жизни) (я пару лет назад отключила интернет, и раскрутила комп дома, у меня долгое времени не было ни интернета, ни двд, ничего, что могло бы съедать время... недавно все же пришлось включить.
к сожалению мало кто задумывается что все эти виды активностей (игры, телевизор, книги, комп — это просто еще один шаг в вуайеризму — когда в реальной жизни ничего не происходит и все впечатления у человека — только из каких то внешних источников — то есть свои переживания заменяются на переживания книжных, киношных или игровых персонажей .. )

я пару лет назад отключила интернет
Хорошее начало для романа... ;)

Да ну, в «настоящей» реальности у многих людей тоже мало чего интересного происходит, особенно в какой-нибудь глубинке с ее оооочень размеренным темпом жизни. А сколько существует в мире сплетников, которым только дай повод поболтать о других. Вот это я понимаю «вуайеризм». :) Погружение в придуманные миры по сравнению с разговорами лавочкостарушек- это так, баловство.

Підписатись на коментарі