Сучасна диджитал-освіта для дітей — безоплатне заняття в GoITeens ×
Mazda CX 30
×

Сравниваем законопроекты 3933 и 3933-1: что предлагают поменять и что действительно нужно для развития ІТ-индустрии

[Дмитрий Вартанян, CFO, Co-Founder сервисной ІТ-компании Sigma Software, Co-Founder инвестиционного фонда Inspirium Laboratories, 20+ лет опыта работы в ІТ в области права и финансов. Статья написана в соавторстве с Валерием Красовским, CEO, Co-Founder сервисной ІТ-компании Sigma Software, Co-Founder инвестиционного фонда Inspirium Laboratories, 20+ лет опыта в ІТ]

В Раде зарегистрированы два законопроекта: № 3933 и альтернативный ему № 3933-1 (плюс связанный с ним ЗП № 3979). Согласно пояснительным запискам, документы направлены на развитие индустрии информационных технологий и повышение конкурентоспособности. Мы попытались сформулировать в одной статье, что предлагают авторы законопроектов и что действительно нужно ІТ-индустрии для развития, а также — как это совместить.

Основа обеих законотворческих инициатив — снижение ставки налога на оплату труда для ІТ-компаний с текущих 41,5% (18 НДФЛ + 22 ЕСВ +1,5% военный сбор) до более приемлемых цифр: 5% НДФЛ + 5% ЕСВ.

В отрыве от контекста оба закона сильно уменьшают налогообложение оплаты труда для ІТ-компаний по отношению к общей системе. Но реальность такова, что большая часть отрасли работает не по трудовым, а на едином налоге (ЕН) с оплатой 5% + ЕСВ с 1мзп, что в среднем составляет 6,5%. И в этом смысле оба законопроекта, хотя и преследуют благую цель, по факту ухудшают два существенных условия работы в ІТ:

  1. Увеличивают налоги с 6,5% до 10%+ (на самом деле, реальное усредненное налоговое увеличение в обоих законопроектах сильно выше декларируемых 10% из-за «деталей» реализации, смотрим таблицу ниже).
  2. Предполагают замену свободных контрактных отношений между ФОП и компанией, на КЗоТ 1971 года выпуска. В законопроекте № 3933-1 сказано о контрактной форме взаимоотношений, но пока что непонятно, как именно это будет реализовано, так как трудовые взаимоотношения регулируются КЗоТ, который еще не изменен, и неизвестно, будет ли изменен и как именно.

Поскольку последние 20 лет ІТ-отрасль развивалась благодаря этим двум факторам, то их реформировать рискованно для бизнеса. Достигнутая такой реформой легализация тоже может быть сомнительной: ІТ работает де-факто не по правилам КЗоТ, а значит, одни нарушения заменяются другими.

Цифры по налогам

ФОП на ЕН № 3933 № 3933-1
Налогообложение доходов физлиц 5% единый налог ПДФО 18% с 5мзп + 5% от суммы доходов выше 5мзп ПДФО 5%
Минимальный ЕН:
0 грн
Минимальный ПДФО:
4 723 грн * 5 * 18% = 4 250,7 грн
Минимальный ПДФО:
0 грн
Единый социальный взнос 22% с 1мзп 22% с 5 мзп + 5% от суммы доходов выше 5 мзп 22% с 2 мзп + 5% от суммы доходов выше 2 мзп
Минимальный ЕСВ:
4 723 грн * 22% = 1 039,06 грн
Минимальный ЕСВ:
4 723 грн * 5 * 22% = 5 195,3 грн
Минимальный ЕСВ:
4 723 грн * 2 * 22% = 2 078,12 грн
Военный сбор Нет Освобождается 1,5%
Итого налогов на 70 тыс. грн доходов ЕН 3 500 грн
ЕСВ 1 039.6 грн
4 539,6 грн
ПДФО 6 569.95 грн
ЕСВ 7 514.55 грн
14 084,5 грн
ПДФО 3 500 грн
ЕСВ 5 105.82 грн
ВС 1 050 грн
9 655,82 грн
Налоговая нагрузка на 70 тыс. грн доходов 6,5% 20,12% 13,8%
Область применения В соответствии с видами деятельности (КВЕДы), которые осуществляют физлица Ко всем сотрудникам ІТ-компании Только к тем работникам, перечень которых определяется Минцифрой

Ограничение на работу с ФОП

Прямых ограничений на работу с ФОП на ЕН в законопроектах нет, но они вытекают из конструкции законов.

В ЗП № 3933 расходы на оплату труда должны составлять 50% от расходов. Остальные 50% могут в принципе идти на любые расходы, в том числе на ФОП. Но надо понимать, что у ІТ-компаний есть еще расходы на аренду, оборудование и так далее. Поэтому иметь больше 20-30% контрактов с ФОП вряд ли получится.

Установление квоты в 50% на работы по трудовым может приводить к странным ситуациям, когда кандидат на собеседовании заявляет, что хочет работать с компанией через ФОП-контракт, а у компании, например, закончился лимит и она может предложить только трудовые взаимоотношения. Возникает ограничение, которое довольно легко обходится существующими схемами оплаты, но тогда мы не приходим к цели законопроекта: прозрачности бизнеса.

В № 3933-1 все намного жестче, здесь работа с ФОП блокируется на двух уровнях:

  1. 70% затрат ІТ-компании должно приходиться на заработную плату.
  2. Любая оплата на ФЛП на едином налоге автоматически приравнивается к получению прибыли и облагается налогом по ставке 18% (ст. 141.9.2.13). Это помимо самого ЕН, то есть 23% итого.

Здесь интересна логика расчета налоговых последствий, которая стоит за этим подходом: 1) поскольку не все специальности в ІТ-компании могут быть ФОПами, значит, 2) порядка 10% должны быть на трудовых уже сейчас с оплатой 41,5% налогов, тогда 3) при уменьшении для таких сотрудников налогов с 41,5% до 10% можно скомпенсировать 4) увеличение налогов при переходе ФОПов с 6,5% налогов на 10% на трудовых.

Данный ход рассуждений очень спорный, но и сам законопроект № 3933-1 его перечеркивает в статье 14.1.280 к Налоговому кодексу, где определяет работников ІТ-индустрии как лиц, которые «безпосередньо задіяні у видах економічної діяльності в індустрії інформаційних технологій, за переліком, визначеним» Минцифрой. То есть 10% налогов будет распространяться не на всех сотрудников ІТ-компаний, а на тех, кого определит Минцифра.

Даже если закрыть глаза на нюансы и признать, что 10% налогов на трудовые отношения для ІТ-компаний могло быть благом, в законопроектах есть ряд однозначно вредных условий применения этих льгот:

  • реестр ІТ-индустрии;
  • создание нового контролирующего/уполномоченного органа, который будет регулировать ІТ-индустрию;
  • навязывание применения КЗоТ, который для ІТ в принципе не применим без его же нарушения.

Реестр ІТ-индустрии

На первый взгляд кажется логичным, что для использования специального режима налогообложения нужно пройти определенные процедуры и зарегистрировать этот статус в налоговой. С тем же единым налогом именно так и происходит. Оба законопроекта предполагают, что налоговая будет вести некоторый реестр ІТ-компаний. Но, чтобы туда попасть, возникают дополнительные органы регуляции.

В законопроекте № 3933 это некий контролирующий орган, который никак больше не определяется. Есть лишь намек, что форма регистрационного заявления утверждается Минфином по согласованию с Минцифрой (ст. 1.8 законопроекта). То есть, видимо, кому-то из этих министерств и будет подчиняться этот орган.

В законопроекте № 3933-1 решение о регистрации ІТ-компании как субъекта ІТ-индустрии принимает уполномоченный орган (статья 6 ЗП 3933–1) с полным перечнем полномочий: регистрация, отказ в регистрации и исключение ІТ-компании из реестра. При этом тот же самый уполномоченный орган (здесь это четко Минцифры, согласно ЗП № 3979) формулирует требования к форме и содержанию документов для регистрации. Он может в любой момент потребовать любые документы, таким образом осуществлять ничем не ограниченные проверки субъектов ІТ.

На практике, когда один и тот же орган сам формулирует требования и сам же их проверяет, возникают хорошо известные регуляционные последствия. С точки зрения законотворчества, это нарушает базовую парадигму разделения законодательной и исполнительной властей. Да и в целом непонятно, зачем вводить какую-либо регуляцию отрасли, которая, по словам тех же авторов, развивается с темпом 30% в год.

КЗоТ vs ФОП

Проблема КЗоТ в том, что все его нормы являются императивными, то есть не могут быть изменены в контракте по соглашению сторон. И даже само это правило нельзя изменить, поскольку базовая ценность КЗоТ в защите трудящихся от злоупотреблений владельцами средств производства своей властью, которая может быть навязана сотрудникам через контракты. В Украине очень развит социалистический популизм, поэтому изменить КЗоТ практически нереально, все, кто за это берется, резко теряют электорат.

Полный перечень проблемы при переходе на КЗоТ до конца не известен, но вот то, что точно не подойдет IТ:

  • Удаленная работа по КЗоТ не предполагается.
  • Длительные командировки невозможны, а для беременных невозможны в принципе.
  • Изменение зарплаты с курсом доллара еще как-то можно сделать в сторону увеличения, но уменьшить уже не получится.
  • Оформление бонусов/овертаймов сильно усложняется.
  • Есть нормы командировочных расходов, установленных государством.
  • Очень бюрократические отчеты по расходам, больничным, командировкам. Все эти печати, штампы, справки и так далее.
  • Нарушения проверяются не дружественным бухгалтером, а налоговой и Держпрацi (Державна служба України з питань праці).
  • Увольнения и отпуска строго в соответствии с КЗоТ, никаких проектных нужд и пожеланий заказчика.

Авторами законопроекта № 3933-1 декларируется его опциональность, то есть можно оставаться и на текущей схеме работы. Но тогда хотелось бы видеть в таком законопроекте четкую легализацию работы с ФОП на ЕН, чтобы обе модели были полностью легальными. Тогда бы он полностью соответствовал заявленным в нем целям, а это стимулирование развития ІТ.

Миф о том, что как только мы перейдем со схемы «ФОП — компания» на схему «сотрудник — компания», то это чем-то поможет

Часто говорят, что это поможет компаниям с IPO. Но небольшим и средним компаниям, которых большинство, это не нужно. А для крупных это не проблема. Примеры:

  • EPAM с отличной капитализацией и огромным офисом в Украине отлично находится на бирже.
  • Luxoft.
  • Amazon купил Ring с большим офисом в Украине.
  • недавно компания BigCommerce с программистами в Украине вышла на биржу, и это не вызвало проблем у юристов NASDAQ.

Наша материнская компания была на бирже, и контракты с ФОП в Украине не вызывали проблем. Я бы доверял мнению юристов NASDAQ. Никому не мешает схема взаимодействия ФОП — компания и не влияет на капитализацию.

Есть мнение, что венчурные фонды будут активней инвестировать. Тоже не выдерживает никакой критики. Наоборот, отсутствие КзОТ позволяет включить все необходимые ограничения, которые хотят инвесторы — NDA, NCA и так далее. А еще заключить особые условия по выходу из проекта, чтобы не рисковать потерей ключевых специалистов, что невозможно при любом трудовом кодексе.

Действительно, иногда необходимо рассказать и убедить клиента или инвестора, что взаимодействие «ФОП — компания» — это сложившаяся схема работы в Украине. Но у меня за 20 лет не было ни единого случая, когда это было шоустопером. Сейчас контрактные взаимоотношения и так называемая гиг-экономика, экономика работы с предпринимателями-фрилансерами, все больше набирает обороты в мире. Например, в Австралии примерно 50% предложений на рынке труда ІТ — для ІТ-контракторов, а не сотрудников. Украина в этом контексте первая в мире и может использовать это невероятно крутое конкурентное преимущество, чтобы стать действительно первой в мире инновационной и ІТ-страной.

Способствует ли законопроекты № 3933 и № 3933-1 развитию продуктового ІТ

Могут ли законопроекты помочь стимулировать увеличение доли продуктового бизнеса и/или стартапов по отношению к сервисному бизнесу в украинской ІТ-отрасли (или аутсорсингу и аутстаффингу)? Краткий ответ — нет. Повышением налогов (от текущей схемы «ФОП — компания» 6,5%) до предлагаемых 10-11,5% невозможно стимулировать людей создавать продуктовые компании.

В украинском обществе уже давно и постоянно наблюдается желание отдельных «экспертов» противопоставить сервисный бизнес и продуктовый. Они утверждают, что продуктовый более интересен, так как генерирует бОльшую прибыль на человека. И в целом это не лишено смысла, хотя и не является панацеей. Многие продуктовые компании работают на марже примерно такой же, как сервисные компании, ведь продукт необходимо развивать, поддерживать и бороться с конкурентами.

На самом деле в экономике не бывает «бизнеса, который нужен» и «бизнеса, который не нужен». Бизнес возникает, когда есть спрос, в свободной экономике. Не секрет, что есть компании с капитализацией в сотни миллионов долларов с мировыми именами, бизнес которых заключается в сервисе, аутсорсе и иногда даже только в аутстаффе. Хотим ли мы, чтобы в Украине было больше таких компаний как, например, Accenture? Конечно. Хотим ли мы, чтобы появлялись компании такие, как Microsoft? Конечно, хотим. Другое дело, что для этого не нужно каких-то сверх усилий, просто нужно не мешать экосистеме развиваться и не пытаться ее зарегулировать.

Логично, что украинское ІТ началось с сервисного бизнеса или аутсорса. И это не что-то плохое или заурядное, как это порой описывают. Когда обращаетесь к профессиональным юристам, вы аутсорсите юридическую составляющую своего бизнеса, когда к профессиональным бухгалтерами — экономическую составляющую, когда создаете ІТ-продукт — ее технологическую, а иногда частично и бизнес-часть — вы аутсорсите профессионалам из ІТ-бизнеса, которые создали уже много таких систем и точно лучше вас понимают, как эффективно это сделать. Аутсорсинг — это поручение определенного вида работ профессионалам. Украинское ІТ развивалось примерно так:

Аутстаффинг-> Аутсорсинг-> Сервис-> ІТ под ключ-> Создание продуктов в партнерстве и соинвестиции.

Сейчас у нас есть компании, которые находятся в разной стадии этой цепочки. И все они нужны, так как на услуги каждой из них есть спрос. Наша компания работает во всех областях с наибольшей концентрацией бизнеса в сервис и ІТ под ключ, хотя есть все составляющие, включая собственные ІТ-продукты, которые работают как спинофф от сервисного бизнеса.

Почему же сервисный бизнес или ІТ-аутсорс дает возможности для развития продуктового бизнеса?

  1. Благодаря сервисному бизнесу пришло понимание в принципе клиентоориентированного бизнеса, которого в СССР не было.
  2. Пришло понимание западных рынков: как они работают, какие сервисы востребованы и как на них выйти, чтобы украинские стартапы стали успешными.
  3. Начали понимать, где в бизнес-цепочке есть области, которые еще можно автоматизировать, сделать продукты.
  4. Начали понимать, чем пользуются люди, какие сервисы хотят.

Большое количество украинских предпринимателей-стартаперов получили первый опыт в сервисном бизнесе и именно оттуда черпали идеи своих стартапов. Мы это знаем не понаслышке и активно ищем ребят, Senior-инженеров, которые работают в сервисном бизнесе и видят идею для продукта, но по разным причинам не могут ее реализовать. Через проект Sigma Software Labs даем возможность претворить их мечты в реальность. За счет чего же можем помочь это сделать?

  1. Огромный опыт в разработке стартапов серийных ІТ-предпринимателей из США и Европы и прослеживание всего их пути от зарождения идеи до экзита.
  2. Нетворк венчурных предпринимателей со всего земного шара и собственный инвестфонд, который уже вложил более 3 млн долларов в различные стартапы, из них около 2 млн в украинские.
  3. Нетворк клиентов — крупных компаний, которые ищут инновации и открыты для новых решений и продуктов. Мы помогаем молодым предпринимателям с их ІТ-решениями выйти на наших клиентов в самых разных областях, это и automotive, healthcare, gambling, finance и многие другие.

Таким образом очевидно, что ІТ-экосистема, которая развивается, сама дает стимулы для своего же развития и появления различных компаний, в том числе продуктовых. Что же на самом деле нужно, чтобы стимулировать создание новых ІТ-продуктов?

  1. Деньги.
  2. Низкие налоги.
  3. Менторство.
  4. Выход на клиентов (в случае B2B).

Сейчас почти все стартаперы пользуются работоспособной схемой — компания за рубежом и контракт на ФОП (третья группа) здесь. Нужно ли их мотивировать использовать что-то еще? Возможно, но сделать это можно только в том случае, если пойти на действительно смелые решения. Например:

  1. Нулевые налоги для стартапа, скажем, на 3 года, причем и на оплату труда программистам. Ребята, которые идут работать в стартап из сервисной компании, рискуют — так дайте им лучше условия.
  2. Возврат инвестиций сервисным компаниям, которые тратятся на R&D-разработки, в том числе на те, что проводятся совместно с техническими университетами. В некоторых странах существуют такие стимулы, когда идет компенсация R&D-затрат в разных объемах, до 25%.
  3. Программа помощи украинским инвестфондам, как это было сделано в Израиле. Компенсация части вложений в случае неуспеха. В Израиле порядка 80% инвестиций государство обязалось компенсировать на старте поддержки стартап-движения. Вкладываешь 10 млн долларов и, если все стартапы были неуспешны, получаешь 8 млн долларов компенсации. В итоге государство ничего не потратило на эту программу, потому что не было полностью убыточных инвестфондов.

Что еще можно сделать, чтобы продуктовые компании инкорпорировались в Украине

Для чего это нужно государству? Разумеется, для того чтобы больше прибыли заходило в страну. Но сейчас и еще очень долго любой инвестор, особенно для начинающего стартапа, с большой долей вероятности выберет не Украину, даже не Литву, не Германию и даже не UK, а скорее всего, конкретно штат Delaware. Вот буквальная цитата из книги по инвестированию: корпоративные законы штата Delaware наиболее четко выписаны и бизнес-ориентированы, и большинство юристов в США — адепты работы с законодательством Delaware, а инвестиционные банкиры будут настаивать на том, что для выхода на IPO компания должна быть зарегистрирована именно там (Venture Deals Brad Feld).

Что нужно, чтобы это появилось у нас? Годы работы и построение доверия к судебной системе и в принципе к системе власти, чтобы не ждать каких-то изменений со стороны налогов и других регуляций. И плюс к этому реальные бесплатные деньги от государства для поддержки инвесторов, как в UK и Израиле. То есть буквальное денежное покрытие бизнес-рисков страны самим государством.

Самое простое и эффективное, что государство может сделать прямо сейчас, — мотивировать украинских айтишников больше денег оставлять в Украине, даже если они делают экзит американской компании в виде налогов, которые сейчас в разы ниже, чем в США, а также инвестиций в новые R&D. Заинтересовывать людей оставаться здесь жить стабильностью, хорошими дорогами, социальной ответственностью, нормальными больницами и, наконец, налоговой системой, которая позволяет зарабатывать больше, чем в других странах. Чтобы условия для получения денег для украинцев были лучше, чем в других странах, и тогда больше денег будет попадать в страну.

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному10
LinkedIn

Схожі статті




Найкращі коментарі пропустити

простой совет всем реформаторам — от...битесь от айти сферы. С такими налоговыми инициативами вы бюджет будете наполнять с продавцов шаурмы и пенсионеров. Все остальные уедут. И правильно сделают.

Заинтересовывать людей оставаться здесь жить стабильностью, хорошими дорогами, социальной ответственностью, нормальными больницами и, наконец, налоговой системой, которая позволяет зарабатывать больше, чем в других странах.

Чтобы это все работало, надо чтобы вначале работало правосудие. Без него все это «до фєні карі очі»

Вот никогда не было так, чтоб чинуши с политиками куда-то влезли с «особым регулированием», и сделали лучше, а тут внезапно должно получиться? Не смешите мои тапочки...

Весь этот махровый бюрократический совок — может только стагнировать, разлагаясь со временем и выплёвывая в разные стороны очередные реестры реестров и комитеты по разрешению регулирования

За большую работу, проделанную авторами статьи, конечно, спасибо, но вывод очевиден даже до чтения: как только появляется законопроект «о развитии» — значит развиваемое готовятся окунуть в общую ... с з/п по 6000 гривень и защитой прав беременных

Очень здравый анализ «инициатив», добавить особенно нечего, так как реальные проблемы нашей страны лежат в тех областях, о которых уже успел сказать предыдущий комментатор — не работают базовые институты власти.
и если к этому добавиться увлечение налогов в 2-3 раза, то отрасль ждут трудные времена с мрачными перспективами

Могут ли законопроекты помочь стимулировать увеличение доли продуктового бизнеса и/или стартапов по отношению к сервисному бизнесу в украинской ІТ-отрасли (или аутсорсингу и аутстаффингу)? Краткий ответ — нет.
Краткий ответ — нет.
Краткий ответ — нет.
Краткий ответ — нет.

Вот эту информацию всеми силами нужно доносить до украинских властей.

125 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Підкажіть хороший підручник чи ресурс для вивчення польської мови...

Политикам абсолютно насрать что и как можно улучшить в долгосрочной перспективе. У них цель — наворовать побольше. Нет у них долгосрочных целей относительно этой страны.
Смешно видеть что люди пытаются как-то позитивно рационально объяснить себе происходящее и имитируют контроль над ситуацией. Мы просто ресурс и единственное почему тут ещё не трудовой лагерь — это потому что политики хотят быть легальными «там».

так а как политик может думать о долгосрочной перспективе, если он сам избирается на 5 лет ...?

Первое более-менее вменяемое объяснение зачем что-то меня в плане налогов в айти
kurs.com.ua/...​set-5-procentnii-it-nalog
Типа схема с ФОПами — серая и многие компании опасаются серых схем и просто не приходят в Украину. Но смысл в том, что такую схему легко сделать белой и совсем не обязательно для этого поднимать налоги

Та пусть сделают уже систему «Человек человеку — ФОП» и все, никаких КЗоТ-справок-ит.д. На каждый вид товарно-денежных отношений свой КВЭД(лигалайз вошел в чат, да и том смысле тоже). И логику эволюций ФОП-ТОВ-ООО максимально упростить.

Для привлечения капитала — использовать налог в 0% на первые 3 года но с условием проводить платежи только через банки, зарегистрированные в Украине(и тут какой-то предохранитель от умников с оффшорами приделать).

Один из выходов для борьбы с законодательным произволом — сделать невозможным использование коррпупционного ресурса депутатами методом тотального контроля их бизнес-деятельности на предмет «вшивости» с опубликованием найденных схем.
Автоматическая проверка публичных материалов на чиновников и депутатов большее табу чем всем известное :-) , никто даже не хрюкает в корыте.

Що те ***ня що те ***ня

Еще один плюс в пользу удаленной работы. Если сотрудник не ходит на работу в офис — его нельзя оформить по КЗОТ.

читайте ст 24 КЗОТ

Оформить то можно, но нельзя доказать что это сотрудник, а не независимый предприниматель. Так что налоговая пролетает сразу же. При этом если проксировать оплату через внешний офшор и платить на пейонирку, то можно вообще не боясь проблем нанимать всех вчерную.

но нельзя доказать что это сотрудник

эммм.. либо я не понял Ваше сообщение, либо Вы не знаете про трудовую книжку и оформление сотрудников.

О том что человеку на удаленке в Украине можно платить в черную по согласию сторон и налоговая не сможет при всем желании создать проблемы ни одной стороне.

что мешает платить «в черную» человеку который не на удаленке?

Наверное налоговая и трудовая инспекция, которая уже выставляла предпринимателей на сотни тысяч гривен за неоформленных. Сейчас работников в офисе и производстве держат минимум на минималке, просто неоформленных держать не рискуют.

то есть, например, про аренду места в коворкинге Вы не слышали видимо....

Схема через имитацию коворкингом трудоустройства слишком рисковая, так как могут все равно раскрутить. Там слишком много рисков, потому так мало кто делает.

Вы сейчас серьезно? то есть в Вашей реальности в Украине большинство галер оформляет сотрудников по КЗоТУ чтоб не рисковать? :-)

Удивительно, что Senior Lawyer не видит разницу между не оформлять и оформлять контракт с ФЛП.

Наверное налоговая и трудовая инспекция, которая уже выставляла предпринимателей на сотни тысяч гривен за неоформленных.

можете тогда подсказать Senior Lawyer не будет ли проблем с «налоговой и трудовой инспекцией» при «оформлении контракта с ФЛП»?

За одно и Верховному Суду можете подсказать разницу между «не оформлять и оформлять контракт с ФЛП»:

«Як вбачається з наведених вище цивільно-правових договорів про надання послуг, укладених позивачем з фізичними особами, предметами останніх є послуги головного інженера, прораба та бригадирів.

Так, предметом укладених договорів позивача з фізичними особами є процес праці, а не її кінцевий результат. Фізичні особи повинні були виконувати систематично певні трудові функції на підприємстві відповідно до визначеного виду виконуваної роботи, у встановлений строк. При цьому, в укладених договорах не визначається обсяг виконуваної роботи, а обумовлюється у вигляді зобов’язання виконувати роботи (надавати послуги).»

Для Senior Lawyer может быть открытием, но это будет зависеть от того, как оформлен договор и как организованы взяимоотношения. Контракт может быть вообще с иностнранныой компанией.

Схема через имитацию коворкингом трудоустройства слишком рисковая, так как могут все равно раскрутить.
о это будет зависеть от того, как оформлен договор и как организованы взяимоотношения.

Где логика? ))) То есть, схема с ФЛП не «слишком рисковая» уже и

взЯимоотношения

можно смело выстраивать? ))

Контракт может быть вообще с иностнранныой компанией.

и что это меняет? ))))

и что это меняет?

Юрисдикцию. И то, что контракторы будут работать по ВЭД договору.

Юрисдикцию.

чего? Юрисдикция нарушения будет определяться местом нарушения.

И то, что контракторы будут работать по ВЭД договору.

 да хоть 100500 млн ВЭД контрактов :-)

Вы собственно читали ветку на которую начали отвечать? На всякий случай повторю одну из цитат (не мою):

Сейчас работников в офисе и производстве держат минимум на минималке, просто неоформленных держать не рискуют.

Вы же тут мне пытаетесь протянуться диаметрально противоположное мнение — контракторов ))) Запутали прям Senior Lawyer_a

Давайте учиться читать вместе. Процитированная фраза говорит, о том, что неоформленных в офисах не держат. Вы ошибочно предположили, что галеры не оформляют сотрудников, потому что не нанимают по КЗоТ. Поэтому я и намекнул на оформление контракторов, которое вы упустили из виду по непонятным мне причинам. На этом, думаю, ликбез стоит заканчивать.

Оформить человека можно ТОЛЬКО по КЗоТУ. В том-то и смысл, что это как «продать машину по доверенности».

Нельзя оформить человека на работу — контрактором

Я еще можно...wait for it...оформить взаимоотношения с человеком. Посредством контракта.

...wait for it...
Сейчас работников в офисе и производстве держат минимум на минималке,

Не поможете еще раз Senior Lawyer-у узнать, а что за минималка у «РАБОТНИКА» на контракте? 1 коп на на один котракт или как? Кто устанавливает «минималки» на контрактах? )

Senior Lawyer занимается подменой понятий или только учится понимать написанное 😉.

надеялся, что хоть с помощью цитирования смогу не допустить того чтоб меня обвинили в «подмене понятий».

Специально брал цитаты в дословном изложении )

В цитате не сказано ни слова о котрактниках. Там серым по белому написано о работниках, так что, видимо, второе.

BINGO!!! Я искренне рад, что Вы наконец-то почитали и, надеюсь, поняли о чем тут собстенно шла речь в которую Вы любезно подключились со своими комментариями )))

Оформить то можно, но нельзя доказать что это сотрудник, а не независимый предприниматель. Так что налоговая пролетает сразу же.

— это повтор начала дискуссии, для закрепления пройденого материала ))

У меня не было трудностей с пониманием. Дискуссия логична и ничего противоречивого в этом комментарии нет. Если это неочевидно или непонятно значит стоит приложить больше усилий.

І як же це у нас в офіса в Швеції, США та Швейцарії пліч-о-пліч з нами працювали B2B-контрактори? На тих само проектах і навіть на офіційних посадах.

Звісно, людина може бути оформлена і як найманий працівник, і по B2B контракту для виконання одній й тій самій работи. Інша справа, що до B2B контрактів слід підходити більш ретельно, щоб не могла причіпитись якась дурнувата трудова інспекція.

Давайте не будем все в один «котел» кидать? )) В данной конкретной ветке мы обсуждаем ситуацию в УКРАИНЕ! Я рад конечно, что у Вас в офисах в Швеции, США и Швейцарии работают

B2B-контрактори

. Если будет желание, могу Вам рассказать как в наших офисах в США, Китае, Лондоне работают люди )) Но думаю, это не будет интересно остальным пользователям ))

В Украине, оформить на работу человека можно ТОЛЬКО по КЗоТУ и никак иначе. Поэтому в Украине и есть эта проблема с подменами трудовых отношений «гражданско-правовыми договорами» — контракторы.

Может конечно у меня не особо удачно получилось, но я искренне старался тут донести мысль, что

Наверное налоговая и трудовая инспекция, которая уже выставляла предпринимателей на сотни тысяч гривен за неоформленных. Сейчас работников в офисе и производстве держат минимум на минималке, просто неоформленных держать не рискуют.

является НЕ верным :-)

Если сотрудник не ходит на работу в офис — его нельзя оформить по КЗОТ.

Ви мали на увазі «можна не оформляти», а не «не можна оформляти» по КЗоТ?

Программа помощи украинским инвестфондам.. В итоге государство ничего не потратило на эту программу, потому что не было полностью убыточных инвестфондов.

У нас обязательно убыточные фонды найдутся, если они будут организованы. Причём организованы они будут теми же лицами, которые будут отвечать за выплату компенсаций инвестфондам

снижение ставки налога на оплату труда для ІТ-компаний с текущих 41,5% (18 НДФЛ + 22 ЕСВ +1,5% военный сбор)

 — Ну вроде бы на этом сайте программисты собрались, которые должны разбираться в элементарной арифметике. 22% ЕСВ предприятие уплачивает государству от суммы начисленной заработной платы. То есть на каждую 1000 грн. заработной платы государству дополнительно отдаётся 220 грн. А 18% НДФЛ и 1,5% военного сбора исчисляются из 1000 грн. Таким образов из выплаченных предприятием 1220 грн (в нормальных странах вся сумма и отражается как зарплата, а уже все налоги берутся с неё) 220+180+15=415 грн взымается в виде налогов. Что составляет 415/1220=34%, а не 41,5%. Это не в порядке критики статьи, но для понимания реальных (а не номинальных) цифр, о которых идёт речь. Да и ещё есть 16.67% НДС, который платят все при покупке товаров, включая ФОП и даже тех, кто получает зарплату в конвертах.

Ну давайте считать арифметику! При ставке 70000 грн. налоги будут следующие:
12’600 НДФЛ
1’050 военный сбор
15’400 грн ЕСВ: 22%

Итого налогов:
29’050 грн. т.е. 41,5% общей налоговой нагрузки. Можете проверить этот расчет с бухгалтерией.

То что технически ЕСВ платится как бы отдельно работодателем не меняет факта общей налоговой нагрузки. И надо понимать, что есть рейт, который платит заказчик, в который входит ЗП + оверхэд компании + маржа компании (скажем в среднем 13%). Если работодатель будет покрывать 22% ЕСВ за счет своей маржи, то бизнеса в Украине не будет.

При ставке (мы же все понимаем значение слова «ставка», как сумма до налогов?) 70000 грн работодатель заплатит 85400 грн и общий налог будет 34%, как и в оригинальном комментарии.

Если считать, что 70к — это общая сумма, которую платит работодатель, тогда база налога будет 70к/1.22 = 57377:
10327 НДФЛ
860.65 Военный сбор
12623 ЕСВ

Итого налогов 23,810.65, что есть 34% от 70к.

При ставке 70000 грн работодатель заплатит 85400 грн

в тебе тут прорахунок :)

не будет ли любезен многоуважаемый джин в чем именно?

Та оговорка в квардратных скобочках под точечками написана не просто так. В рассматриваемом примере 70к — это не зп на руки, это зп до налогов — база налогообложения. С нее вычетается НДФЛ и военный сбор и на нее начисляется ЕСВ. Т.е. ЕСВ платится в бюджет сверху суммы до налогов. И это увеличивает общую сумму, которую платит работодатель.

Чтобы на руки получить 70к работодателю придется отстегнуть 106 060, как во втором варианте. На самом деле меньше, потому что максимальная база начисления ЕСВ в этом году как раз порядка 70к, после этого общая сумма налога будет уменьшаться. Будет примерно так чтобы получить 70к на руки:

70000 / (1 — 0.18 — 0.015) = 86956.52 — база налогообложения.
70000 * 0.22 = 15400 — ЕСВ с максимальной базы начисления ЕСВ.
Итого расходы работодателя 86956.52 + 15400 = 102356.5 грн.

Общий налог получится (86956.52 * 0.18 + 86956.52 * 0.015 + 70000 * 0.22) / 102356.5 = 31.6%.

Да, это штука из которой удерживают НДФЛ и военный сбор. Обычно она и называется суммой до налогов (по-моему ее еще называю фонд оплаты труда). Плюс к ней работодатель еще платит ЕСВ, поэтому полная сумма котрую должен заплатить работодательно больше этих 70к, а работник получает меньше 70к.

Есть короче вот такой сайт :)
www.pwc.com/...​s-2020/explorer-tool.html
Они оценивают в Украине: Total Tax & Contribution Rate (%) 45.2 на 2018 год.

Этот сайт, возможно, не учел, что ЕСВ в украине сократили с, примерно, 35% до 22% несколько лет назад.

Учел, было около 55%, ранее. Вы же можете открыть и посмотреть динамику
2018 — 45.2
2017 — 41.7
2016 — 37.8
2015 — 52.3
...
2011 — 55.4
2010 — 57.1

Значит они неправильно ЕСВ считают.

Я понял, там дурочки сидят и не могут сложить, и вообще набрасывают, все же знают про низкие налоги в Украине (на самом деле нет)

Кто-то видимо не может. Мне, например, не очевидно почему там 45.2%. Есть выкладка рассчета?

Я думаю вы можете найти у них на сайте детализацию как они считали налоговое давление по странам, при желании.
Но я доверяю все же компании с выручкой 42млрд$. Думаю они проверяют, прежде чем публиковать, так как их аналитика подвергается детальному обзору.

Можно и так да. Только в таком случае было бы глупо утверждать, что в Украине налог на зп 45.2%, потому что это очевидно не так. Возможно, там какие-то усредненные данные, включающие НДС, акцизы и доходы единщиков.

Не дурачки, але саме PwC робив «аудит» активів Приватбанку коли той був у власності Коломойського. І розумники не помітили фіктивні активи та інсайдерські кредити. Тому логічно припустити що могли помилитися і в розрахунку ЄСВ.

Внезапно — Молдова: moldovaitpark.md/...​/for-future-residents-ru

«Единый налог в размере 7% от продаж, , но не менее минимальной ежемесячной суммы на одного сотрудника. Минимальная сумма составляет 30% от суммы средней заработной платы по экономике, прогнозируемой на соответствующий год (т.е. в 2020 году — 30% x 7953 лея = 2385,90 лей). »

Это 3,945.02 UAH по курсу гугла.

«Единый налог, уплачиваемый компанией, покрывает все налоги на заработную плату, обычно подлежащие уплате сотрудником, производимых при работе у резидента ИТ-парка (как финансовые (бонусы, премии), так и нефинансовые (определенные льготы)). »

«Освобожденные от налогов на заработную плату, сотрудники по-прежнему получают:
— Медицинскую помощь по Единой программе обязательного медицинского страхования (оказываемая всем работникам национальной экономики);
— Все виды выплат государственного социального страхования из бюджета государственного социального страхования в соответствии с действующим законодательством. Застрахованный ежемесячный доход составляет 68% от суммы среднемесячной заработной платы по экономике, прогнозируемой на соответствующий год (ежегодно утверждается Правительством — в 2020 году, 68% x 7953 лея = 5408,04 лей). »

Вообще-то, проект 3933 — отозван

Но 3933-1 не отозван. Статья всё так же актуальна — показывает разницу между отозванным и новым.

На вопрос к моим юристам прокомментировать чью-либо инициативу, всегда получаю ответ: будет принят — будем читать. А так все может поменяться во все стороны без нашего на то согласия или несогласия. Если уж действительно собрались с чем-то бороться, то нужны действия, а не аналитика непринятых инициатив

Мы действуем, в рамках общения ассоциаций (EBA IT Committee, ACC, IT Ukraine) с инициаторами законопроектов, дискуссий и отстаивания позиций. Считаем необходимым также вести дискуссию в обществе, иногда сложно донести свою точку зрения.

Вместе с коллегами по ИТ отрасли отстаиваем позицию, которую считаем правильной для дальнейшего ее развития, это не просто, но реально :) Как у нас это получается, будут новости думаю в ближайшее время. Сейчас ведется активная дискуссия по переработке этих законопроектов.

Предлагаю компромиссное решение, которое удовлетворит как сторонников, так и противников модели ФОП. Назовём его план «1-5-25»:
— 1 ЕСВ от минимальной зарплаты;
— 5% единый налог;
— мораторий на любые изменения налоговых условий в ИТ в течение 25 лет.

Только после законодательного закрепления этого плана можно предлагать любые другие модели сотрудничества. Переход между ними должен быть исключительно добровольным и возможным в обе стороны. В конце концов рынок сам выберет наиболее подходящие.

Если Министерство Цифровой Трансформации сможет сделать это — Михаилу Федорову нужно будет сразу ставить памятник :) Если серьезно — это действительно очень правильный подход и именно его и отстаиваем. Не думаю, что 25 лет без изменений это реально правда, скорее, с постепенным повышением, но не во время кризиса.

Если Министерство Цифровой Трансформации сможет сделать это — Михаилу Федорову нужно будет сразу ставить памятник :)

А Министерство Цифровой Трансформации может просто не трогать то, что и так работает?

Нет, оно министерство трансформации же. Должно, значит, трансформировать )
Вот если бы называлось министерство стабилизации, минстаб, то можно еще надеяться )

А какого лешего министерство цифровой трансформации занимается налогами для ИТ? У нас все уже трансформировано? Можно получить любую справку в электронном виде? Или минЭкономики делегировало минЦифре часть полномочий?? Я чето не вдупляю.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

+++++

Самый лучший вариант.

Я не понимаю как вы законодательно можете требовать 25 лет чего либо, если максимум через 5 лет меняется законодательная власть в Украине!? И следующие запросто могутотменить любой закон, особенно экономический.

Вот все люди, которые его лайкнули — вы хоть чуть-чуть наперёд не думаете?

Понимаешь в чём дело: не ясно что у вас за рычаги воздействия на власть. Вот допустим, они закусят удила и сделают как хотят и что дальше?

и ничего. тут ассоциация и сдуется. сделав пару громких заявлений, что они против

Есть разные рычаги воздействия на власть и ассоциации — одни из них. Как показывает практика — довольно эффективные, но очевидно, что не на 100% и не всегда. Второй вариант — можно ничего не делать, но кажется, что демократическое общество предполагает механизмы воздействия на власть и ими нужно пользоваться.

Только политическая деятельность. Власть должна бояться потерять кормушку

Може, краще, щоб «бути у владі» не було «кормушкою»?

Это в любом случае политическая деятельность.

P.S. ти часом на іоі в 2005 не був?

Что это?

Мне кажется, нужно создавать партию. Например партию предпринимателей Украины и идти во власть. Если откусить часть избирателей это жуликам будет очень больно

Так а кто делегировал вашим ассоциациям эти полномочия? Я вот например желаю от нового налогового кодекса что-бы мне доплачивали. Кожаев думаю тоже будет за. Выглядит как переливание из пустого в порожнее. Ассоциация, которая не понятно из кого состоит, обсуждает инициативы людей, которые случайно пришли к власти. Проблема в том что специфика ФОП не подразумевает ассоциаций в принципе. Мы делегировали свои права принимать законы прошлым летом.

мы все же в реальном мире живем, я бы тоже хотел, чтобы мне доплачивали :) или например сначала построили нормальные больницы, а потом налоги собирали, но так, к сожалению, не работает. Есть демократическое общество, а как сказал Черчилль «Демократия — наихудшая форма правления, если не считать всех остальных.» Ассоциации это объединение бизнесов для представления их интересов — нормальный демократический процесс. Конечно, все абсолютно бизнесы это не закрывает, не все участвуют. За Президента тоже не все голосуют, тем не менее он управляет страной.

Так какие у ассоциации рычаги влияния на власть?

Выборы, полномочия и обязанности президента прописан в законодательстве. Что такое ассоциация и какой бизнес она представляет? Если это галера то для них все давно написано и не надо с ФОПами что-то оптимизировать. Если галера но с ФОП, то это серая зона со своими рисками и не стоит от имени всех ФОП инициировать, как вам лучше уклонятся от налогов.

проект 3933 отозван еще 21 августа

и слава богу. еще остается следующий, который был подан после него.

тоже так и отвечаю ) Смысл дискутировать по проектам, если их поменяют еще 100500 раз пока проект станет законом

смысл в том, что если не дискутировать и не высказывать позицию, то примут их в «каком то» виде. А хочется, чтобы не в каком то, а в правильном для развития бизнеса.

Над налоговым кодексом вон сколько дискутировали и даже «налоговый майдан» собирали. И что? Приняли налоговый кодекс и со следующего же дня начали в него правки вносить ) Теперь это не налоговый кодекс, а черновик школьника который почеркали уже всеми цветами радуги.

У украинской власти задание только одно — сп***ить. И ничего не остаётся делать, кроме как брать её в свои руки.

Реальнее выглядит перспектива свалить туда, где другая власть
Но идея норм

простой совет всем реформаторам — от...битесь от айти сферы. С такими налоговыми инициативами вы бюджет будете наполнять с продавцов шаурмы и пенсионеров. Все остальные уедут. И правильно сделают.

За статью спасибо, но у нашей власти нет задачи как-то улучшить состояние в стране в долгосрочной перспективе, т.к. никто всерьез не верит, что на следующих выборах останется при власти. Поэтому, все сводится к «настричь купонов» пока еще можно, а дальше хоть гори оно синим пламенем.

Цікаво, чи суперечить робота з дому під час карантину положенням КЗпП, адже вона рекомендована саме Кабінетом міністрів для запобігання поширенню епідемії.

Депутаты с этим быстро справились внесением изменений в ст. 24 + 60 КЗОТ

Цікаво коли чиновників будуть сприймати, як паразитичну небезпеку, якою вони є насправді?
Сприймати, як благо, потуги «стимулювати» платити більше податків, це певне розумове спотворення.
При цьому
1. Вже підняли податки через мінімалку
2. Поруйнували бізнес через «карантин»
3. Збільшили грошову масу, що є пограбування через знецінення грошей.

Сучасна форма держави (взагалі) дуже молода і сподіваюсь сконає при моєму житті.

2. Поруйнували бізнес через «карантин»

В Києві за словами Кличка вже 50% ліжок зайняті корвідовцями. Або бізнес, або 100% інфекціювання з виживанням по-кожаєвськи.

Респект, очень хороший разбор.

Вы о чем?) Какие 20%, Зе ведь в последнем видео для иностранцев обещал самый низкий 5% налог для ИТ)

sluga-narodu.com/program , пункт 8: «— На законодавчому рівні гарантуємо незмінність чинних умов оподаткування для суб’єктів малого підприємництва — фізичних осіб»

Президент делает политические заявления, безусловно они должны выглядеть красиво и честно говоря это первый Президент, который открыто занимается пиаром ИТ — это очень позитивно. Очень рассчитываю, что команда, занимающаяся законопроектом не забудет про этот ролик.

Очень рассчитываю, что команда, занимающаяся законопроектом не забудет про этот ролик

Як там Шелдон казав в таких випадках — bazinga!

Увольнения и отпуска строго в соответствии с КЗоТ, никаких проектных нужд и пожеланий заказчика.

Для сотрудников — это плюс, а не минус.

по КЗоТ тебя не вышвырнут на улицу одним днём, без выплаты отпускных, и возможности стать на биржу труда, получая еще полгода пособие в размере последней ЗП.

Это единственный реальный аргумент сторонников КЗоТа. Но если взять недополученную из-за налогов ЗП, и откладывать её, то получится та самая подушка безопасности, которую вроде как собирается обеспечить государство по КЗоТу.
Меня несколько раз увольняли вместе со всем проектом, но всё-таки не одним днём. Чтоб прям одним днём, такое бывает нечасто, со мной пока не случалось.
Я вообще думаю, что западные компании заинтересованы в украинцах именно поэтому, что можно уволить одним днем. На западе фиг так кого уволишь. Но корпоративный бенч — вещь в общем-то неплохая. А в некоторых компаниях, очень даже хорошая!

Про пособие стоит добавить звездочкой — в том случае если размер последней ЗП не превышал 8400 грн. Да именно столько вы получите даже имея зарплату в 100к грн. Мы не Германия и к сожалению если зарплата выше минимальной КЗоТ даёт очень мало, ну разве что декретные выплаты

и возможности стать на биржу труда, получая еще полгода пособие в размере последней ЗП.

Это вы сами придумали?
Во-первых размер выплат регламентирован.
Максимальная сумма пособия по безработице 01.12.2020 — 9080 гривен.
Так же, у них есть карт бланш, при подборе работы, отталкиваться от средней зарплаты в регионе, а не по твоей специальности.
То есть не получиться отсидеться 0.5 года с расчетом на то, что они не смогут найти тебе работу на 75к+. Даже если отсидитесь, эти 54к вы можете отложить с одной зп и это будут ваши деньги — «под подушкой», а не какие-то мифические, которые вы можете гипотетически получить, платя пожизненный оброк.

Не завжди. Потреба відпрацювати 2 тижні не залежно від обставин, лише офіційний лікарняний з печатками лікарні, графіки відпусток і тд

Типа работая ФОПом на галере нет графиков отпусков?

На моїй галері (принаймі в моїй тімці) немає. В мене є досвід роботи на держ службі по КЗОТу. Я тобі так скажу: never again

У меня опыт обратный. Работая по КЗОТу мог спокойно взять отпуск в любое время, а на галере — только согласовав его со всей командой, менеджерами, бордами и не ранее чем за 2 месяца.

Спасибо за статью, отличный анализ.

Вопрос — насколько я поняла (если неверно поняла, поправьте), данные законопроекты не запрещают ВЭД для единщиков на третьей группе и не убирают соответствующие КВЭДы, а регулируют именно трудовые взаимоотношения между украинской компанией (которая становится «IT-субъектом») и ее работником. Точнее, не сами взаимоотношения (это делает КзОТ) а налоговую нагрузку. Соответственно, эту всю галиматью можно обойти, работая формально по контракту как ФОП на иностранную компанию.

Все верно. Речь идет о некотором альтернативном налоговом режиме и текущую схему эти два законопроекта не меняют и не запрещают. Но есть нюанс — легальность использования ФОП постоянно ставится под сомнение как подмена трудовых отношений. И в этом случае может так получится, что закон якобы даст полностью легальный низконалоговый правовой режим, а ФОП будет рассматривать как нежелательный подход.

Полностью согласен с Дмитрием, единственное, могут быть теоретически попытки перекрыть этот канал, поэтому важно отстоять правильные подходы в этих законопроектах.

Могут ли законопроекты помочь стимулировать увеличение доли продуктового бизнеса и/или стартапов по отношению к сервисному бизнесу в украинской ІТ-отрасли (или аутсорсингу и аутстаффингу)? Краткий ответ — нет.
Краткий ответ — нет.
Краткий ответ — нет.
Краткий ответ — нет.

Вот эту информацию всеми силами нужно доносить до украинских властей.

Уверен что основная часть людей при власти это знает. Просто их цель не «стимулировать», так что всё норм

Просто их цель не «стимулировать»

Как раз стимулировать у них отлично получается — вот только эмиграцию.

Вот никогда не было так, чтоб чинуши с политиками куда-то влезли с «особым регулированием», и сделали лучше, а тут внезапно должно получиться? Не смешите мои тапочки...

Весь этот махровый бюрократический совок — может только стагнировать, разлагаясь со временем и выплёвывая в разные стороны очередные реестры реестров и комитеты по разрешению регулирования

За большую работу, проделанную авторами статьи, конечно, спасибо, но вывод очевиден даже до чтения: как только появляется законопроект «о развитии» — значит развиваемое готовятся окунуть в общую ... с з/п по 6000 гривень и защитой прав беременных

Очень здравый анализ «инициатив», добавить особенно нечего, так как реальные проблемы нашей страны лежат в тех областях, о которых уже успел сказать предыдущий комментатор — не работают базовые институты власти.
и если к этому добавиться увлечение налогов в 2-3 раза, то отрасль ждут трудные времена с мрачными перспективами

Да почему, отрасль ждут нормальные перспективы, но в Польше, Эстонии и так далее. Есть же страны где во главе не бл...й цирк

Заинтересовывать людей оставаться здесь жить стабильностью, хорошими дорогами, социальной ответственностью, нормальными больницами и, наконец, налоговой системой, которая позволяет зарабатывать больше, чем в других странах.

Чтобы это все работало, надо чтобы вначале работало правосудие. Без него все это «до фєні карі очі»

Реформа судів йшла й давала свої плоди. Але комусь це було повільно, тож, вирішили відкотити все на 20 років назад.

Підписатись на коментарі