Репутація українського ІТ. Пройти опитування Асоціації IT Ukraine
×Закрыть

Как создать и поддерживать профессиональное IT сообщество в вашем городе

«Человек есть общественное животное»,
Аристотель (384–322 до н. э.)

«Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.»
Детская песня

Зачем люди создают свои клубы, сообщества и проводят встречи, митапы? Как организатор и инициатор около 15 клубов для Sales, PM и Ruby on Rails в Украине и Беларуси я попробую обобщить и порекомендовать конкретные шаги — с чего лучше начать, на что внимание особое уделить, чего постараться избежать.

Открытие IT Sales клуба в Днепре, апрель 2016

Любопытно, что благодаря созданной сети клубов IT Sales managers мы организуем два раза в год IT Business Conference, о которой я расскажу в самом конце. Наша конференция по Ruby on Rails RubyCon 2012 способствовала в дальнейшем развитию сообществу рубистов.

Что движет «драйверов» сообществ и что это им дает

Обычно организаторами движут два вектора: общественный и личный.

Из общественных:
— Во-первых, создавая и развивая профессиональное сообщество, вы помогаете как каждому его члену отдельно, так и развитию IT-экосистемы вашего города;
— Далее, вы создаете новые связи, деловые и личные, внутри вашего объединения. За что вам будут многие благодарны;
— В-третьих, «разом і батька легше бити» — объединяясь, вы можете достигать общих целей. Например, с одним из харьковских клубов в тревожном 2014 году мы собирали совместно помощь конкретному боевому подразделению, которое защитило наш город от судьбы ДНР/ЛНР.

Из личных векторов:
— Развивая сообщество, вы всегда будете в центре событий и на виду «тусовки». У вас будет высокое доверие и узнаваемость, что будет способствовать карьере;
— Кроме того, приглашая различных докладчиков, вы получите более простой доступ к их экспертизе в вашей сфере, так как будете публичным лицом;
— Далее, вы сможете получать дополнительные плюшки, например, от спонсоров или получить билеты, разместив рекламу мероприятия.

Как будет взаимодействовать ваш клуб

Рекомендуется схема онлайн и живые встречи раз в полтора месяца. Таким образом, будет непрерывное виртуальное общение с периодической развиртуализацией.

Каналами онлайн рекомендую выбрать два следующих:
— Skype или Slack — для быстрого общения. Моя рекомендация — начать со Skype и постепенно перетянуть в Slack. На переходном этапе и в дальнейшем можно использовать сервис Sameroom для синхронизации. Slack позволит создать множество официальных и неофициальных каналов, а также меньше отвлекать вас на рабочем Skype аккаунте.
— Google group или Fb группа — для вдумчивых вопросов, уведомлениях про встречи. Рекомендую выбрать Google Group, позволяет гарантированно сообщать о встречах, более детально обсуждать вопросы.

Первое время, до появления критической массы в ваших каналах, вам нужно будет «тренировать» аудиторию. То есть активно задавать вопросы по вашей тематике, стараться помогать остальным, представлять новеньких членов. Позже сообщество заживет более-менее самостоятельной жизнью.

С чего начать создание сообщества

Когда вы приняли решение, то первым шагом будет собрать всех знакомых по тематике, допустим, в Skype, и назначить первую живую встречу.

Если у вас серьезные намерения и вы готовы инвестировать в развитие клуба хотя бы от $22 за полгода — есть смысл параллельно зарегистрировать митап на meetup.com, особенно если на этом сайте уже есть другие митаперы из вашего города.

В этом случае через 7 дней после оформления вашей группы митаперам из параллельных сообществ придет приглашение и в вашу. Этот сервис последнее время на подъеме, и он будет вам давать 3-10 новых виртуальных членов ежемесячно.

Далее, вы создаете мероприятие в этом сервисе и таким образом собираете участников.

Как и где организовать первую встречу

Если у вас есть опасения, и вы хотите начинать плавно — соберитесь просто в один из будних вечером в кафе группой 4-5 человек. Именно так я и стартовал один из клубов. Другой вариант — найти площадку от 30-40 человек и сделать все «по-взрослому».

Желательно, чтобы это место было легкодоступно, в центре, рядом были места для афтепати. Места проведения могут меняться в зависимости от ожидаемого количества участников, занятости и т.д.

Можно и на базе какой-то компании, тогда участники этой компании не платят взносы.
Желательно также обеспечить кофебрейки, так как это улучшает настроение и заряжает участников. На DOU год назад был опубликован неплохой обзор бесплатных площадок. В процессе поиска рекомендую составить себе табличку со всеми подходящими залами. Часто нужен проектор. Далее, за неделю или позднее прозваниваем и договариваемся про бронь.

Объявить всем о встрече по опыту можно и за два дня, оптимальней — за неделю. Особой зависимости между количеством участников и временем объявления я не заметил. Самым важным фактором для того, чтобы участники собрались, будет все же контент: это звездные докладчики или важные темы.

Горькая правда организаторов состоит в том, что участники идут на расписание, а в итоге на месте просто хотят общаться между собой.

Ruby on Rails meetup, Харьков, 2014 год

Обязательно возьмите одну тему на себя, а также попросите одного-двух знакомых тоже сделать доклады на тему клуба. Кроме этого, попросите известных экспертов подключиться. Наверняка вы их итак знаете, а иначе можете поискать через связи, блоги или даже Linkedin.

Многие стесняются приглашать местных «звезд». Но они, как правило, не против выступить. Действительно, как написано в очень старой книге: «Стучите, и отворят вам». Причины, по которым спикеры, как правило, соглашаются выступить:
— Желание поделиться и быть полезным;
— Общая узнаваемость в сообществах города;
— Реклама своих услуг и личности;
— Бесплатное участие во встрече :)

Что делать непосредственно на встрече

Ваша первая встреча и открытие клуба составит впечатление и определит дальнейшую активность ваших членов.

Итак, рекомендации:

— Собирайте входные платежи на мероприятии. Можете сделать «авторегистрацию», если некому, кроме вас, регистрировать и принимать взносы. Для этого надо оставить распечатанную табличку и попросить всех.

— Снимите видео, сделайте фото — самостоятельно или просите кого-нибудь помочь. Размещение фото- и видеоматериалов (в том числе и на сайтах вроде meetup.com) помогут вам в рекламе следующих мероприятий.

— Веселая энергичная музыка за 30 минут до начала встречи и в перерывах поможет создать и поддерживать творческое настроение.

— Необходимо загрузить презентации на компьютер с проектором до начала встречи.

— Из-за опоздания участников встречу можно задержать на 5-10 минут, но ровно в назначенное время начала следует объявить всем причину задержки и новое время начала встречи.

Встреча белорусского клуба Business IT C-level Club, весна 2016

— Если участников встречи немного, до 30 человек, имеет смысл каждому коротко представиться: как зовут, какая компания и позиция. Если у кого-то из присутствующих есть какое-то предложение для аудитории — предоставьте возможность его озвучить.

— Тайминг на встречах очень важен. Если его не соблюдать — все идет вкривь и вкось. Предупреждайте докладчиков за 10 и за 5 минут до завершения его блока. Можно заранее распечатать таблички «осталось N минут».

Как собрать большое количество участников

Это серьезная задача даже для опытных организаторов. Но все решает знание.

После того, как у вас готова отличная программа митапа, то дело остается за малым:
— Зарегистрируйте мероприятие на DOU и AIN;
— Пишите в вашей свежей группе. Просите поставить «+» тех, кто будет, чтобы все видели — начинается движ;
— Найдите информационных партнеров по смежной тематике, с кем бы вы могли обменяться уведомлением о событии;
— Создайте событие на Google Calendar и добавьте в список приглашенных эмейлы уже зарегистрированных и тех, кому, на ваш взгляд, это интересно;
— Приглашаете лично всех знакомых.

Как развивать сообщество дальше

После открытия и первой встречи важно не останавливаться и двигаться дальше. Наметьте себе следующую встречу и начинайте искать новых докладчиков.

Пробуйте новые форматы встреч, чтобы участники не успевали соскучиться: панельные дискуссии по спорным темам, практические мастер-классы, пикники под открытым небом и так далее.

Открытие IT Sales клуба в Харькове, апрель 2016

Итого

Развитие клуба — это интересный и творческий процесс. На этом пути вы учитесь общению с людьми, переговорам, развиваетесь в профессиональной сфере, а также наносите «непоправимую пользу» вашим коллегам и местному IT-сообществу.

Все совсем не так сложно и страшно, как может казаться до того момента, пока вы не начнете делать. Самое главное — это назначить встречу, сообщить коллегам, а дальше поток понесет вас сам.

Успехов на вашем пути!


P.S. Чтобы познакомиться с нашей Sales тусовкой поближе, приезжайте 4-5 ноября на главное событие IT Бизнеса в Украине — Outsource People 2016 Kyiv. Это результирующее мероприятие года, которым мы подводим итоги деятельности клубов, делимся идеями и планами на следующий год. Основная наша аудитория — Sales, Marketing, CEO, COO, PM и HR малых, средних, а также, в меньшей степени, крупных IT компаний.

Буду рад ответить на вопросы в комментариях. Об ошибках сообщайте в личку.

LinkedIn

Похожие статьи

22 комментария

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Есть ПМ тусовки в Днепре? :)

Я там подписан. Но что-то она полу-мертвая. Да и никаких скайп\слэк конф там нет :(
Хоть бери и сам организовывай :)

возьметесь при нашей поддержке? )

можно будет попробовать )

Дійсно! Усе, що нижче цього списку професій-учасників — «бомжі»! :(

Тема модная, по ней даже тренинги проводятся и за рубеж на стажировку отправляют :)
Был вот на данном ( www.chasopys.ua/events/event-1846.html ), увидел и пообщался сколлегами из прочих комьюнити, остался доволен.
Если я правильно понимаю, в рамках Outsource People также будут подобные активности?

Да, мы планируем собрать организаторов клубов на outsource-people.com и собственно поделиться наработками, если вы про это.

“Соціальне підприємництво” — не уверен, что деятельность по организации правильно будет описано таким термином — по вашей ссылке.

Зачем люди создают свои клубы, сообщества и проводят встречи, митапы?
Это и есть мой коммент. В общем Зачем?

Ответ от автора -

Обычно организаторами движут два вектора: общественный и личный.
— и ниже по тексту
Из личных векторов:
— Развивая сообщество, вы всегда будете в центре событий и на виду «тусовки». У вас будет высокое доверие и узнаваемость, что будет способствовать карьере;
— Кроме того, приглашая различных докладчиков, вы получите более простой доступ к их экспертизе в вашей сфере, так как будете публичным лицом;
— Далее, вы сможете получать дополнительные плюшки, например, от спонсоров или получить билеты, разместив рекламу мероприятия.
А понятно, как тот организатор гоит.
Мне, как програмеру это не интересно (надеюсь такое мнение я могу высказать?).

У меня меркантильный вопрос — какой в этом денежный профит?

Можно делать платные встречи, 50-200 грн. Тогда небольшая прибавка к ЗП. Но в целом — это не для заработка делается.

вот же

— Развивая сообщество, вы всегда будете в центре событий и на виду «тусовки». У вас будет высокое доверие и узнаваемость, что будет способствовать карьере;
— Кроме того, приглашая различных докладчиков, вы получите более простой доступ к их экспертизе в вашей сфере, так как будете публичным лицом;
— Далее, вы сможете получать дополнительные плюшки, например, от спонсоров или получить билеты, разместив рекламу мероприятия.
Это всё и приносит денежный профит.

Три года занимаюсь всякими айтихеллоуинами/фейрплейавордс, гоофлайнами и пр. Социальный капитал вырос, но с точки зрения материального — сплошные убытки :)

Сходи к организатору гоит, чтобы он тебе объяснил, как монетизировать социальный капитал.

Из гоит можно и нужно брать «фигач невпинно» (без остановок):)
А продавать чего то, имхо — только 90% честное, хотя я и законченный авнтюрист :)

Ты сейчас сам в комьюнити. Что тебе дало 13268 комментариев? :)
Футболку выслали хоть? :)

Отказался от футболки. Могу сам выслать кому надо футболку от варгейминга, коих только 2 в мире (продаю за $100).
А местное комьюнити выполняет важныю функцию — это уникательный и релаьно приличный психолог, а также место для слива различного говна, что в голове собирается.
И да, в офлайне у меня нет никакого желания видеть вас всех (ну может с 1-2 и захотел бы кофе чашечку выпить за их счет). Мне хватает онлайнового общения здесь выше крыши.
А в офлайне я стараюсь не общаться с програмерами, как-то с людьми с другими интересами интереснее и приятнее.

Обалденно, респект и уважуха, но некоторым нравится видеть лица оффлайн с теми же самыми целями.
Имеешь что против? :)

Нет, я же и не писал, чтло это плохо или еще чего. Просто задал вопрос. Меня ткнули в ответ. Мне такое не интересно.

Подписаться на комментарии