Дуальное образование: учеба и работа — два в одном

Tandem image via Shutterstock.

[Об авторе: Эдуард Рубин — директор Харьковского компьютерно-технологического колледжа НТУ «ХПИ»]

Сегодня всё, что 2-в-1, очень модно. Так почему бы это не распространить и на образование? Тем более, что Америку мы этим не открываем, а вот Германию — да.

Так что же такое дуальное образование?

Под системой дуального образования подразумевается практика, когда в подготовке молодых специалистов принимают участие сразу два заведения — учебное (вуз, колледж и др.) и обучающее предприятие. Учебный процесс организован так, что сначала студент получает в вузе базовые теоретические знания. Затем он отправляется практиковаться на предприятие, предварительно заключившее с университетом соглашение о сотрудничестве, и выполняет там работу, связанную с выбранной специальностью. При этом его труд оплачивается предприятием.

Родоначальниками системы дуального образования по праву считают немцев. И это неудивительно — они народ практичный и трудолюбивый, и стараются максимально использовать ресурсы, в особенности время. Понятие «Дуальная система» возникло только во второй половине 60-х годов в связи с обсуждением введённого в 1969 г. закона о профессиональном обучении. С тех пор немецкая система, которая совмещает государственную профессиональную школу с производственным обучением, считается всемирно образцовой, и экспортирована в многочисленные страны.

Потом этот опыт повторила Канада и многие страны Европы — Австрия, Швейцария и другие. В советскую систему тоже попали отголоски: тогда тоже существовали заводы-ВТУЗы, обучение в которых предполагало параллельную работу на предприятии.

Образование в Украине не успевает за техническим прогрессом. Мир так быстро меняется, что молодые люди, поступая в учебное заведение, выпускаются из него и попадают в совершенно другой технологический мир, который за 5 лет их учебы изменился до неузнаваемости. Естественно, преподаватели вузов не успевают следить за этими тенденциями, и студенты выпускаются с не самыми современными знаниями. Это особенно характерно для IT-специалистов.

Однако бизнес гораздо проворнее, он работает с новейшими технологиями и не может отставать, иначе проиграет. Немцы еще в 70-х годах это поняли, когда началась современная техническая революция. Они решили, что нужно теоретические знания давать в вузе, а практические — на предприятии. Для получения теоретических знаний студенту достаточно 1-2 дня в неделю посещать ВУЗ, а также работать самостоятельно. А сегодня нам доступен еще и интернет, где можно найти любую информацию. Остальная подготовка — это конкретная работа на предприятии.

Эксперимент дуального образования

В марте этого года я специально поехал в Штутгарт для изучения принципов дуального образования и был впечатлён тем, как это поставлено у немцев. Современной Украине этот путь еще предстоит. Вот мы и решились с 1 сентября 2014 года инициировать эксперимент по дуальному образованию в Харьковском компьютерно-технологическом колледже НТУ «ХПИ».

Я обратился в Министерство образования и науки Украины и сразу получил согласие на такой эксперимент. Студенты третьего курса будут устраиваться на работу в наши компании-партнеры. Они будут учиться два дня в неделю, в понедельник и субботу, а также заниматься самостоятельной подготовкой. А остальные 4 дня в неделю они будут работать. С компаниями же мы согласуем, чтобы ребята работали в определенных направлениях, связанных с тем, что они изучают. Так учиться смогут студенты всех специальностей — и компьютерных, и машиностроительных. Будем договариваться с IT-фирмами и заводами.

Учась на третьем и четвертом курсах нашего колледжа и параллельно работая, ребята смогут увидеть, как проходит настоящая жизнь на работе. После окончания колледжа они смогут остаться в этой компании, а могут пойти учиться дальше. Но я думаю, что по окончании первых двух лет практики дуального образования эта система будет введена и в НТУ «ХПИ», и студенты, поступив в университет после колледжа, смогут работать на предприятиях и получать знания одновременно.

Многие студенты, начиная с третьего курса ВУЗа, идут работать. Зачастую они пропускают занятия, не справляются с учебным планом. По окончании вуза многие не могут найти достойную работу из-за нехватки теоретических знаний. Запретами бороться с этим бесполезно — проблему нужно решать. Мы решили перестроить учебные планы таким образом, чтобы ребята успевали получить теоретические знания в отведенное им на это время. А с предприятиями мы договариваемся о том, что студенты у них будут работать 4 дня, и будут получать зарплату.

Этим мы создаем правильный посыл — ребята будут работать с теми предприятиями, которые не только стремятся получить от них результат, но хотят еще, чтобы они учились и развивались дальше, и при этом готовы помогать и учебному заведению в подготовке высококвалифицированных специалистов.

Все это мы делаем в рамках проекта «Силиконовая долина», который начался в 2007 году и заключается в создании учебно-научно-производственного комплекса между успешными IT-компаниями, промышленными предприятиями и профильными ВУЗами. «Силиконовая Долина» призвана обучить студентов на примере реальных бизнес-проектов и дать им знания и опыт, необходимый в реальной жизни.

Дуальное образование — это часть большого проекта Публично-Приватного Партнерства, я бы сказал, что это его первая часть, и она уже в процессе.

👍НравитсяПонравилось0
В избранноеВ избранном0
Подписаться на автора
LinkedIn



Підписуйтесь: Soundcloud | Google Podcast | YouTube


55 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Именно то, чего и не хватает в ВУЗах. Вечно ставят ненужные предметы, которые обязывают присутствовать на лекциях. Если бы не это, программу обучения можно было бы сократить в 2 раза

Отличный проект! :) Успехов Вам!

Автор абсолютно прав.
Не секрет, что выпускник ВУЗа — стандартный, без практики, теоретик — на предприятии не нужен. Ну не получит он за свои знания нормальную зарплату! Нужна комплексная подготовка, с реальным «погружением» в будущую работу. На любом месте — хоть гуманитарию, хоть технарю.
По собственному опыту преподавателя знаю (веду такие же проекты, но не в ХПИ), что подготовка специалиста по согласованной с предприятием программе дает потрясающие результаты: если «стандартного» выпускника ждет зарплата в 3000 грн. (макс.), то «тюнингованного» — в разы больше! Главное, что студенты это понимать стали! И если первых двух кандидатов я тянул «веревкой» в «светлое будущее», то сейчас у меня очередь.
Да, без затрат со всех сторон (преподавателей, студентов, работодателей) не обойтись. Они не маленькие. Но они окупаются сторицей!
Поверьте, за такой формой — будущее. Это подсказывает практика.
И это нельзя загонять в «одобрямс» МОНа. К сожалению, рынок гибче чиновника. Я не ратую за беспредел в образовании, нет. Но есть теорподготовка — это стандартное, это МОНовское. И есть жизнь, произвольная составляющая, которая зависит от конъюктуры рынка, она меняется каждые полгода. Так что, за этим бегать каждый раз в МОН и получать «добро»? Нет, это договоренность в каждый конкретный случай конкретного набора исполнителей. Это не отрегулируешь казенно, тут нужна гибкость. Студент получит свой стандартный набор. Но если хочет стать Специалистом, до без допусилий не обойтись.
Спасибо таким, как Эдуард, которые не стандартами, а реальностями рынка помогают решить проблемы всем: ВУЗу — выпустить качественных специалистов, Выпускникам — получить престижную высокооплачиваемую работу, а Предприятиям — решить кадровые вопросы.
Все довольны!

Не секрет, что выпускник ВУЗа — стандартный, без практики, теоретик — на предприятии не нужен.
Не секрет. По-этому, повторюсь, все мои толковые знакомые начали работать с 3-4го курса и сейчас обладают хорошим опытом. Почему люди должны батрачить на компании, связанные с руководством кафедры, университета, колледжа и т.д.?
если «стандартного» выпускника ждет зарплата в 3000 грн. (макс.)
Да ну ладно, мы же не про заводы тут говорим.
Поверьте, за такой формой — будущее. Это подсказывает практика.
Некоторые мои знакомые бежали от такой «практики» в другой вуз — уж слишком «навязчиво» им предлагали работать в «нужной» компании.
Спасибо таким, как Эдуард, которые не стандартами, а реальностями рынка
Перед тем как говорить спасибо, я бы подождал результатов. Зайдите на сайт любой ИТ кафедры и сопоставьте обещания для абитуриентов с реальностью. Может пора судить по делам, а не по словам?

Вы считаете, что в руководстве кафедр, университетов, колледжей — одни упыри??? Не надо всех стричь под одну гребенку. Здесь, Александр, Вы не правы.
Да, я как механик привел свой пример. Т.к. у родителей и студентов часто возникает вопрос: «С ИТ все понятно, а зачем нам на механика идти учиться?». Вы были на современном заводе? Операторы станков — в белых халатах, станки кабинетного типа, безбумажные технологии. Не может завод на такое оборудования токаря-фрезеровщика 6 разряда поставить — у того знаний нет.
Что касается «бежали в другой вуз», то, может, стоит более внимательно сам ВУЗ выбирать?
Не знаю какая у Вас информация, но что касается нормальных учреждений образования, то они дорожат своей репутацией. И их судят именно по делам, а не словам. «Сарафанное радио» никто не отменял, слухи распространяются быстро, и можно просто не досчитаться студентов.

Вы считаете, что в руководстве кафедр, университетов, колледжей — одни упыри???
Я такого не говорил, но все описанное мной происходит в нашей системе образования. И у меня нет причин доверять кому-то на основе заявлений и деклараций, пока нет отзывов студентов и т.д.
«С ИТ все понятно, а зачем нам на механика идти учиться?». Вы были на современном заводе?
Это мое личное мнение, но я не верю в по-настоящему передовые производства в Украине после того что произошло с Хартроном и НИТИПом. Знакомый работает на Малышева, говорит что молодежь (из тех кому чего-то нужно в жизни) пытается уйти в ИТ, хотя-бы верстальщиками.
Что касается «бежали в другой вуз», то, может, стоит более внимательно сам ВУЗ выбирать?
Тут зависит больше не от вуза, а от конкретной кафедры (и стечения обстоятельств). Да и как выбирать? Как человек в 17 лет способен это сделать (тем более из другого города)?
Не знаю какая у Вас информация, но что касается нормальных учреждений образования, то они дорожат своей репутацией.
Тогда таких в Харькове нет, наверное. Сама система такая, что конкретный ректор или декан не может ничего изменить.

Замечаний, вопросов и претензий насобиралось достаточно. На отдельную статью хватит. :) Учитывая, что всё крутится вокруг нескольких тем, то и ответ построю их разъяснениями.

— Автору 56 лет. Абсолютная правда. Никогда не думал, что и это недостаток. :) Но не забывайте, что «молодость это тот недостаток, который проходит быстро ©». А свой первый бизнес я начал в 29 лет, и не собираюсь бросать. :) Этот упрёк мне высказывают те, кто ещё ничего в жизни не сделал, ничего не достиг. Хочу вам сказать: я ничьё место не занял. У вас есть возможность сделать свой успех. И я вам скажу по секрету, что я с удовольствием делюсь своими знаниями с молодёжью, выступаю на конференциях и рассказываю всё, что я знаю. Можете спросить у харьковчан.
— «Это тот Рубин, который голосовал за Меморандум.» Да, это именно он. И не забираю своих слов и своего голоса. И знаете почему, потому что против меморандума выступали только те, кто никогда не имел свой бизнес. Те, кто видит только свой карман и не понимает, что такое инвестиции, что такое реинвестиции и т.д. Те, кого не заботит общее состояние индустрии. Я не буду говорить о других компаниях, но моя компания имеет сегодня офисы в Лондоне, Кёльне, в Ханое. Если кто-то думает, что это легко, то вперёд. Я буду только рад и даже подскажу как это лучше сделать. Но если «критик» рассказывает мне, как я должен работать, то вначале я хочу услышать о том, что данный человек сделал. Пока этого не слышу, извините no comments. А знаете почему, потому что тот, кто делает, не будет огульно критиковать, он понимает суть проблемы. Не завидуйте и у вас всё получится. :)
И сюда же пару слов о молодости. По жизни так много встречается юных людей с характером брюзжащего старика лет 80, что я чувствую себя моложе многих тридцатилетних. :)

Теперь по проекту. Если бы я хотел сделать из этого проекта кормушку, я бы и строчки не писал. Зачем шуметь. Я провожу эксперимент, результаты которого готов отдать всем учебным заведениям. Возможны ошибки? Да, возможны, поэтому это называется экспериментом. Чтобы уменьшить количество ошибок, я поехал в Германию и изучил как это делается у них. Интерполировал на нашу действительность и запускаю.
А действительность такова: зарплаты преподавателей колледжей 1.500 — 3.000 грн. Молодёжи очень мало, стимулов никаких. Денег на ремонты, на оборудование нет. Казначейство не работает. НЕТ НИЧЕГО! Каким словом это можно назвать, я думаю вы понимаете.

— «Зав. Кафедры, деканы устроили свои кормушки». Да, устроили. И на эти деньги они пытаются доплачивать преподавателям, чтобы те не ушли, чтобы хоть как-то сохранить кафедру, ВУЗ. Чтобы добыть! лишний и компьютер, программы и т.д. А кто их критикует? Те, кто не хочет идти преподавать, те, кто свои бабки ставит выше, чем помочь ВУЗам. Я приглашал ребят преподавать. Приходили, начинали и бросали. Так вот если вы ничего не делаете для ВУЗа, то и не фиг лить желчь. А критику в виде помощи, с удовольствием приму.

— «заставить студентов учиться за копейки». А сколько вы заплатите человеку, который пришёл после школы работать программистом? Если «критик» гарантирует такому специалисту платить 1.000 долларов в месяц, я моментально распределю студентов ему. :) Так что следующий такой коммент означает, что вы берёте моего студента на 2 года на минимальную зарплату в 1.000 долларов и попробуйте отказаться. :)
А мои предложения предоставить студенту по проекту «дуальное образование» зарплату в размере государственного минимума из расчёта 40-часовой рабочей недели. Если студент работает хорошо, то дальше работодатель решает повышать ему з.п. или нет. А если работник будет не доволен, то и работать он будет соответственно. Но моё желание, чтобы ребята не брюзжали и не роптали на тяжёлую жизнь. Они учатся и многие за это платят деньги, а не получают.
— «фирмы будут свои». С колледжем, которым я управляю работают 5 ИТ-компании: Сигма, Никсы, Гэймлофт, Клаудворк и Телесенс и несколько заводов. Эти компании построили классы, дали компьютеры, проводят с ребятами факультативы. Так извините, а кому я должен предоставить право первым набирать студентов. Тем компаниям, которые ничем не помогали? Так что претензий не принимаю.

— где-то в комментах промелькнуло подозрение, что я на этом наживаюсь. :) Скажу честно, платит мне лично только компания Телесенс. Остальные компании лично мне ни копейки не дали. :) И ещё открою страшную тайну. Директор колледжа, к.т.н., доцент, 9 лет педстажа, отвечающий за 720 чел, из которых 600 студентов, получает зарплату 4.000 грн. Спасибо компании Телесенс, что содержит меня. :)
— «я и так работал с первого курсы и не жалею». Я очень рад за таких людей. Но мир состоит из разных людей и из тех, кто хочет получить теоретические знания. Суть проекта состоит в том, чтобы составить учебный план и график работ таким образом, чтобы они помогали друг другу.

— «расскажите обо всём проекте». Хочу ответить «если бы я был таким же умным, как моя жена потом», то с удовольствием поделился бы. Я хочу показать, что даже государственное учебное заведение может быть доходным. Для этого нужно уйти от казначейских счетов, нужно заинтересовать бизнес финансировать ВУЗы. Для этого бизнес должен контролировать процесс обучения и увидеть на выходе специалистов, которые могут работать. Фирмы-спонсоры участвуют в создании учебных планов, присутствуют на защите дипломов и т.д. В прошлом году конкурс на ИТ специальности в наш колледж составил 7,5 чел. на место. Я подхожу к образовательному процессу, как к бизнесу. На входе сырой материал, на выходе специалист. За это платит государство (бюджет), родители (контракт) и фирмы, которые потребляют результат нашей деятельности.
Всем спасибо за правильную критику и ещё большее спасибо, если будете помогать. :)

Коментар дійсно вийшов кращий за оригінальну статтю. Я перечитав його тричі і все, що можу сказати це те, що у нас з вами дуже велика різниця у віці і менталітеті. Ваш коментар пояснює багато чого і він розрахований на людей схожої з вами думки, але не на студентів. Мені 23 роки, я не сіньйор девелопер, але в свої двадцять три встиг попрацювати в трьох айтішних конторах, з’їздити у відрядження в Лондон, покататись по Європам, втікти з відомої київської галери і звести до мінімум наявність таких посереднецьких контор як ваша між мною і роботодавцем. У мене контракт напряму з британською конторою на суму в кілька разів більшу, ніж ту яку ви вказуєте в якості зарплати студента. Я офіційно і легально працюю як ФОП з іноземними надходженнями, з них чесно плачу 5% казнокрадам і квартальне ЄСВ пенсіонерам.
Досить непогано як для ще вчорашнього вже не студента КПІ з радіотехнічного факультету? Це все тому, що я в свій час не повівся на атракціон, який ви пропонуєте в Харкові і який вже давно є в КПІ як мінімум на ФТІ і ФІОТ.

На жаль, ви не змінили мою думку про те, що щось зміниться коли закони запроваджують люди вашого віку. Але я побачив що ви людина розумна і зацікавлені не тільки у власній вигоді. Це вже добре. Наразі це все що я можу покритикувати. Піду і далі «ничего не достигну в жизни» ;)

Але треба ж розуміти, що окрім таких офігєнних геніїв як ми з вами, є ще звичайні смертні з посереднім рівнем мотивації та не дуже далекими професійними амбіціями. Таких студентів більшість і вони також повинні ставати нормальни спеціалістами. Власне, я не бачу, як ця система погіршить становище геніям чи звичайним смертним.

Все можна зробити добре.
Але знову ж. Головне, що непокоїть мене і, напевно, зацікавлені компанії — як потрапити в цей проект на чесних умовах. Бо одна компанія приймає 100500 студентів в місяць і робить відносно прості проекти, а інша має всього 30 працівників, але робить дуже складні та цікаві проекти.

Припустимо, що спільнота довіряє особисто вам. Але що робити з ХПІ чи державними освітніми органами, що можуть стояти над вами? Хто на цей час впливає на це рішення? Хто буде впливати на нього після того, як Порошенко підпише Закон про вищу освіту?

Ім фораус філєн данк фюр Іре антворт :)

Не все компании готовы работать с нами. Маленькие компании не всегда имеют ресурсы для этого. Но это не страшно. Важно, чтобы на рынок выходили новые специалисты. Никто ведь не говорит, что выпускники обязательно должны работать в этих же компаниях. Они потом могут идти и в другие компании. Если компания имеет 30 чел., то это обычно продуктовые компании и им нужны не столько ученики, сколько специалисты с опытом. Например, в Телесенс всего 120 сотрудников и у нас около 80% сотрудников работают более 5 лет, а около 50% более 10 лет. Бизнес-модель продуктовых компаний совершенно иная.
На меня, как директора колледжа имеет влияние, естественно, ректор ХПИ. Но он доволен моей работой. Если бы у меня не было его поддержки, я бы не пошёл работать директором. Министерство (кстати и предыдущее тоже) поддерживало мои идеи, потому что они правильные. Именно поэтому я в течении года получил разрешение на проведение эксперимента по ЧГП, и в течении двух месяцев получил разрешение на дуальное образование от нового министра.
Я жду нового закона об образовании, потому что он действительно прогрессивный и уверен, что с ним у меня появится больше возможностей.
Кстати, завтра начинается приём документов от абитуриентов, а у нас в колледже уже 200 заявлений на 250 лицензионных мест. Это в 2 раза больше, чем за тот же период прошлого года.
И важно ещё то, что в этом году заявление подали два студента из 27 харьковского лицея. Это лучший физико-математический лицей города. Мне очень важно, что бы имидж колледжа, как части образовательной системы был поднят и родители не боялись этого. И я заинтересован, чтобы и другие ВУЗы 1 и 2 уровня аккредитации были востребованы.

— «фирмы будут свои». С колледжем, которым я управляю работают 5 ИТ-компании: Сигма, Никсы, Гэймлофт, Клаудворк и Телесенс и несколько заводов. Эти компании построили классы, дали компьютеры, проводят с ребятами факультативы. Так извините, а кому я должен предоставить право первым набирать студентов. Тем компаниям, которые ничем не помогали? Так что претензий не принимаю.
— где-то в комментах промелькнуло подозрение, что я на этом наживаюсь. :) Скажу честно, платит мне лично только компания Телесенс. Остальные компании лично мне ни копейки не дали. :) И ещё открою страшную тайну. Директор колледжа, к.т.н., доцент, 9 лет педстажа, отвечающий за 720 чел, из которых 600 студентов, получает зарплату 4.000 грн. Спасибо компании Телесенс, что содержит меня. :)
Объясните, как студент защищен от злоупотреблений со стороны компании и ВУЗа?

Студент Вася поступает колледж, идет работать в компанию Х, учавствующую в этом проекте на 1000 грн в месяц, через 3 месяца понимает, что его работа стоит не 1000 грн, а столько же только в другой валюте, идет в компанию через дорогу, проходит собеседование, получает офер.
После этого идет в компанию Х, приносит 2 weeks notice, и менеджер ему в доступной форме объясняют каким образом он будет сдавать следующую сессию. Учитывая, что декан, завкафедры и преподаватели сами кормятся с рук этих компаний, нет оснований сомневаться в том, что в учебе ему могут вставить много палок в колеса.
Ситуация усугубится, если менеджер компании Х по совместительству является и сотрудником колледжа.
Поэтому у студента остается 2 варианта — покинуть компанию и колледж, или забрать свое заявление и продолжить работать за 1000 грн в месяц, так сказать, во имя процветания индустрии.

Не совсем понятны нападки на автора. Предлагается что-то менять. Изменения предлагаются конкретные. Т.е. — КоНсТрУкТиВ. Программа уже утверждена в МОНе, эксперимент по сути запущен. Теория идеальной не бывает, зато бывает удачная практика. Самыми бесценными будут отзывы ребят. Очень жду ))

Изменения может и КоНсТрУкТиВнЫе но созданы они явно для собственной выгоды, а не для студентов. Очень плохо что такое утверждается в МОНе.

В цьому випадку, я впевнений, зміни націлені на те, щоб покращити якість освіти. Мова йде не про ХПІ, а про коледж при ньому. На мою думку, це дуже крута ініціатива, якщо третій курс колежду потрапить в реальні умови. Навіть якщо на 200 баксів по суботах. Як колишній студент технікуму-конкурента, говорю вам, що в коледжах та технікумах є великі проблеми з getting real у студентів.

А ось в цілому по ХПІ... Треба спочатку в ХПІ люстрацію провести (там навіть є дитсадок, евпочя :D). А потім почати консультуватися з компаніями, щоб вони не тільки студентів на роботу брали, а ще й допомогали розвитку науки: консультували науковців з приводу менеджменту проектів, планування, фінансів. Щоб з’являлося хоча б якесь RnDю

Понимаю. Неужели личный опыт в КПИ?

Многие студенты, начиная с третьего курса ВУЗа, идут работать. Зачастую они пропускают занятия, не справляются с учебным планом. По окончании вуза многие не могут найти достойную работу из-за нехватки теоретических знаний.

Зачастую они находят достойную работу уже до окончания вуза :)

Два в одном? :) Я просто оставлю это здесь. www.thegreenhead.com/...-spoon-fork.php

Многие студенты, начиная с третьего курса ВУЗа, идут работать. Зачастую они пропускают занятия, не справляются с учебным планом. По окончании вуза многие не могут найти достойную работу из-за нехватки теоретических знаний.
Как человек работавший с первого курса отвечу просто «лол».

Подобные практики не нужны. Что-то такое есть и в Шевченка и в КПИ. Ребята вкалывают за 100-200 баксов в месяц, зато балы хорошие. Когда хочешь свалить со всей этой системы тебе внезапно намекают, что скорее всего тебе тяжело будет поступить на Магистра и Аспиранта.

Оскільки автор вже «засвітився» з ініціативами на кшталт сумнозвісного Меморандуму та «астановім бєзудєржний рост зарплат» (і це у Харькові! де вони нижче за Одесу та Львів не кажучи вже про Київ) то я здивуюсь, якщо вийде щось більше ніж «або працюй за їжу з овертаймами на того, на кого вказали і ми закриємо сесію, або ми тебе завалимо і вижинемо».

Я правильно понял?: с предприятием предполагается контракт именно на обучение? В этом суть «образования» на предприятии?

Мне кажется, стоит рассказать о всём проекте Публично-Приватного Партнерства. Лучше в отдельном топике на ДОУ.
Идея дуального образования, конечно, хорошая. Но она «не взлетит» без существенных интеграционных действий во всей экономике. Почему? Технологии не рождаются идеальными, их таковыми делает постоянный конфликт интересов. И это тот случай, когда теория должна идти раньше практики. Потому что пракическая реализация ну ооочень затратна и по времени, и по усилиям. А теория должна меняться вслед за практикой. Если теория не будет очень близко идти за практикой — она оторвётся и станет тормозом, мешая практике накапливать опыт.

Да, в Германии всё получилось. Потому что немецкое качество — это национальная идея, имеющая вековые традиции. Ведь есть же десятки стран, где НЕ получилось. И Украина с огромной вероятностью может стать одной из них.

Так что покажите на ДОУ весь проект, собственно теорию. Качественная проработка теории — сэкономит годы практики. И поможет избежать ошибок внедрения, которые могут пустить под откос весь проект.

Мене традиційно для ХПІ цікавить питання компаній-партнерів. Які вимоги для компанії, щоб стати партнером? Як коледж обирає компанії? Чи визначаються вони керівництвом ХПІ? Чи може студент сам знайти собі роботу і розраховувати на те, що коледж/ХПІ не буде вимагати з його компанії щось на допомогу кафедрі?

А то на кафедрі я чув завжди тільки про три компанії: Сігма, Нікс Солюшнс і власне Телесенс. А інші компанії, за думкою завідючого кафедрою, повинні щось платити за використання ресурсів кафедри, якими, ВНЕЗАПНО, стали студенти.

Чи може студент сам знайти собі роботу і розраховувати на те, що коледж/ХПІ не буде вимагати з його компанії щось на допомогу кафедрі?
Требовать с компании врядли, а вот студенту устроить “жару” с намеком, что работал бы там-то проблем бы не было — это запросто.
А то на кафедрі я чув завжди тільки про три компанії: Сігма, Нікс Солюшнс і власне Телесенс. А інші компанії, за думкою завідючого кафедрою, повинні щось платити за використання ресурсів кафедри, якими, ВНЕЗАПНО, стали студенти.
Как по мне это ничем не лучше взяток и торговли дипломами.
Многие студенты, начиная с третьего курса ВУЗа, идут работать.

Так и сделал.

Многие студенты, начиная с третьего курса ВУЗа, идут работать... По окончании вуза многие не могут найти достойную работу из-за нехватки теоретических знаний.

Вроде бы как раз те, кто идут работать потом и могут найти работу, в отличии от тех, у кого «хватает» теоретических знаний

Я вже бачу стада студентів які працюють за їжу в «компания-партнерах» з овертаймами і різних красавчіків які з того знімають вершки. І викрутитись не заканає, бо в університеті деканат скаже як треба жити.

Не раз слышал от знакомых что при кафедрах есть компании связанные с их заведующими — с «учебой» проблем нет, но и зп не рыночная. Если такую схему хотят воплотить в промышленных масштабах, то это мрак конечно.

Один человек работал в такой с первого по второй курс, а после ухода в другую компанию не смог закрыться в универе.
Вот и работай при кафедре :)

а после ухода в другую компанию не смог закрыться в универе.
Просто не смог совмещать? Или ему специально западло устроили так как ушел? Знал человека которому диплом завалили при таких обстоятельствах.

Именно завалили. Через пару дней посмотрим, что будет с дипломом

Я бы в студенчестве это как манну небесную воспринял.

А что вам мешало работать?

Отсутствие навыков, знаний, опыта, общая жизненная безграмотность, свойственная мне в 15-18 лет; абсолютное отсутствие знакомых программистов, а также родной город с IT-компаниями в количестве «полторы калеки». Я знаю, что вы в 11 лет написали свой лисп-компилятор и вообще были молодцом, но увы и ах — это не про меня :(
Но на самом деле я сказал лично за себя и свое мнение того времени, а не сегодняшнее. Сейчас я также сомнительно отношусь к таким затеям, т.к. работа за еду — штрейкбрехерство. Подозреваю, что как раз это и хотят устроить для студентов.

Отсутствие навыков, знаний, опыта, общая жизненная безграмотность, свойственная мне в 15-18 лет;
Ну а кому оно с неба упало?
Тем более, лет 5-7 назад требования к разрабам были ниже.
Тем более, если вы были готовы работать за еду/ради опыта.

Было бы желание. Хотя, подозреваю, сейчас все уже не так просто.

Це тільки я один не бачу ніякої мани небесної в тому щоб за їжу працювати? Як на мене, то девелоперам з не нульовим рівнем знань цілком реально влаштуватись на цілком ринкову зп.

См. ответ Павлу. dou.ua/...ucation/#490893
И один ли «я вчера» среди нынешних студентов..?

Я впевнений, що дуже багато студентів стикаються з такою ж ситуацією як у вас. Але за моїми переконаннями той хто шукає завжди знаходить. А от чи треба заставляти працювати? Точно скажу — не треба. Навіть в студентські роки. Від такої примусової роботи за їжу в людини гостре відчуття ненависті до того всього айті розвинеться поки він навчання закінчить.

Ідея з навчанням в суботу провальна — субота це вихідний день і він має бути вільним. До того ж я б ніколи в житті не став витрачати 8 годин в день своєї студентської молодості якщо б за це не платили хорошу суму в доларах. Надіюсь студентам, які будуть працювать на ваші контори будуть доплачувати хорошу суму до стипендії. Але скоріше всього це хитрий спосіб скосити собі дармової робочої сили.

P.S.

[Об авторе: Эдуард Рубин — директор Харьковского компьютерно-технологического колледжа НТУ «ХПИ»]
тут було б доречно додати його вік (56 років) а не посаду, титул, стаж. імхо освітня система в нас зміниться тільки тоді коли преподи будуть не старші 40 років з зарплатой на рівні нинішніх джава мідлів.

щось мені здається, що з зарплатнею в нього проблем нема :) Eduard Rubin, CEO в Телесенс

в часи цукерберга таким СЕО треба вже на пенсію, а не вирішувати як студентам працювати і вчитись. я не просто так P.S. написав

кому треба? Їм треба? Сергію Бріну вже 40, йому через рік на пенсію? Чи Аркадію Воложу? Чи Кицмею? Не в віці справа

Тут разница в подходе.
Одно дело, когда преподавателю 50 лет, 30 из которых он практикует. А другое дело (и такая ситуация более частая), когда такие 50-летние всю жизнь просидели на кафедре, занимаясь «научной деятельностью», и пытаются учить молодых специалистов, отрицая все новое, но незнакомое (преподавателям, естественно).

Ідея з навчанням в суботу провальна — субота це вихідний день і він має бути вільним
Я бы не был таким категоричным, знаю людей, которые успешно совмещали фултайм с классами каждую субботу и воскресенье
Ідея з навчанням в суботу провальна
Виходить, в КПІ перші 2 роки провальні.
Многие студенты, начиная с третьего курса ВУЗа, идут работать. Зачастую они пропускают занятия, не справляются с учебным планом. По окончании вуза многие не могут найти достойную работу из-за нехватки теоретических знаний.

Если работа по специальности, то скорее все наоборот, кто начал работать еще с третьего курса, как правило, обладает более глубокими/обширными/предметными теоретическими знаниями в профильной направленности в общем и в предметной области в частности. Или я неправильно понял автора, и имеются в виду: высшая математика, история Украины, деловой украинский язык, социология, политология и прочие общеобразовательные дисциплины. Так и они и не мешают устраиваться на работу, ну или не всем мешают =))

з.ы. в общем, когнитивный диссонанс, кстати это тот автор, что предлагает «замораживать зарплаты» в ИТ, дабы ее спасти =)) dou.ua/...mns/memorandum

Отличная методика. Надеюсь её введут в самом ХПИ.
К сожалению, большая часть студентов тех специальностей, которые связаны с программированием вообще не стремятся в IT. Одни находят работу вообще далекую от IT, другие просто ходят на все пары до конца 6 курса и думают что диплом и те «знания», которые они получили в университете помогут им трудоустроиться, третьи осознают что это не их.
Надеюсь такая методика поможет некоторым пересмотреть свои взгляды.

Многие студенты, начиная с третьего курса ВУЗа, идут работать. Зачастую они пропускают занятия, не справляются с учебным планом. По окончании вуза многие не могут найти достойную работу из-за нехватки теоретических знаний.
Т.е ребята на третьем курсе, устраиваются на работу, прочитывают кучу профильной лит-ры и выполняют поставленные задачи. (Мы ведь говорим о тех, кто работает по специальности а не на стройке, да?)

А после пятого курса внезапно(!) становятся никому не нужными?

Я тоже был в шоке когда это прочитал. Почти все толковые люди из мира ИТ, которых я знаю начали работать еще студентами и это пошло им только в плюс.

К сожалению, это типичная чушь, которую часто пытаются вбить в голову студентам в ВУЗах. Т.е. будешь работать параллельно с учебой — будут проблемы. А вот если будешь работать параллельно с учебой в месте, которое одобрено руководством(например, в фирме завкафа, или его зама. Или на некотором гос.проекте, с которого можно сбить денего под видом «научной деятельности») — то всё будет зашибись.

Практически все преподы ВУЗов страдают синдромом вахтера (не страдают как раз те, кто сам совмещает). Отсюда и угрозы всеми кругами ада за нарушение «правильного» распорядка.

Это правильно. Все равно большинство идут работать с 3 курса. А так всем польза будет.

Подписаться на комментарии