Украинские продукты: быть или не быть?
[Об авторе: Илья Страх — бизнес-идеолог, IT-стратег. Лидер продуктовой iGaming компании BETLAB]
Я стремлюсь туда, где шайба будет,
а не туда, где она уже есть
(В. Гретски)
На сегодняшний день IT — одна из немногих в Украине отраслей, которая активно развивается и растет (в том числе — и по показателям заработных плат). Только по приблизительным оценкам, оборот экспорта IT-сектора в Украине составляет $1,5-2 млрд. К сожалению, это только экспортная валюта, а вот внутренний рынок — маленький.
Задумайтесь, более 60% программистов Украины работают в аутсорсе. А теперь переберите в уме имена знакомых, которые за последние полгода-год уехали за границу в поисках лучшей жизни. Скорее всего, львиная доля из них — специалисты в сфере IT. Все логично и оправданно — условия там лучше. В зависимости от уровня специалиста и страны, зарплаты будут хоть и не выше, но социальные гарантии, отсутствие коррупции, желаемая стабильность и уверенность в будущем детей определенно подкупают.
Как мотивация для мужчины в стране с военными действиями, релокейшн — прекрасный инструмент убеждения. Но никто не думает о будущем. Стратегического видения на
Что важно изменить для улучшения ситуации в Украине, что может помочь удержать наших программистов в стране? Как направить их усилия прямо или опосредованно на выход из текущего кризиса? На мой взгляд, есть несколько основополагающихся вещей, которые могут принести результат. У нас громадный потенциал. В Украине есть все условия для создания IT-продуктов с повышенной добавочной стоимостью.
Меняем бизнес-сознание
Стоит переходить от бизнес-модели аутсорса к бизнес-модели продуктовых компаний. Это может быть стратегией на ближайшие
Безусловно, это сложнее, чем «допиливать» то, что приносят вам заказчики от индийских или китайских коллег. Но ведь это же стратегия, которая прошла испытание экономической эффективностью и своей жизнеспособностью намного раньше в других странах. Вспомните Америку
Я не первый на этом рынке, кто считает, что эволюция украинской ІТ-отрасли от аутсорсинга продуктовой разработки должна произойти в несколько этапов. К сожалению, если мы этого не сделаем, мы просто потеряем свое место на мировом рынке, утратив конкурентные преимущества в стоимости разработки перед Индией или Китаем.
Украина во всем мире сегодня известна как рынок качественных IT-услуг. Мы проигрываем другим странам по параметру дешевых/быстрых услуг. Не в нашу пользу также тот факт, что другие страны восточной Европы активно разворачивают IT-бизнес у себя, забирая, в том числе, украинский кадровый ресурс. Это — реально катастрофическая тенденция, как потеря крови при травме, способная за короткие сроки истощить Украину и похоронить самые радужные мечты и чаяния целых поколений.
Вспомните последние крупные сделки: Snapchat купил одесский стартап Looksery за $150 млн. Предыдущий масштабный экзит состоялся в 2012 году, когда Google приобрел Viewdle за $40 млн, уже в начале 2014 года Viewdle закрыли, а разработчиков перевезли в американский офис Motorola Mobility.
Вызов и интерес — именно то, что может удержать талантливых разработчиков в стране. Почему люди приходят работать в стартапы? Из-за некой азартной составляющей характера. Тут нет стабильности и постоянства, но именно так можно почувствовать себя «первопроходцем», создавая что-то новое, ощущая свой личный вклад в общее дело каждый день. Этого никогда не получить в роли аутсорсера.
Приведу личный пример. Создавая BETLAB, я хотел сделать новый продукт, полностью украинский. Еще с 2013 года мы активно искали готовое решение и были убеждены, что все уже придумано до нас, ведь объем мирового рынка iGaming cоставляет более $20 млрд в год. Конкуренция здесь близка к совершенной. Мы пытались найти комплексное enterprice-решение, платформу для крупного оператора, но это оказалось не так просто. Существующие предложения по платформам на рынке iGaming не удовлетворяло нашим требованиям по ряду причин. И тогда мы подумали — почему бы нам самим не занять эту нишу?
Экономический патриотизм
Никто не отменял налоги, бюрократию и коррупцию, плохие дороги и тотальный скепсис с недоверием. Да, на пути создания нового продукта, да и любого бизнеса в Украине, мы встречаем множество преград. Система не может поменяться в один миг. Поэтому любой человек, имеющий выбор — остаться или уехать, — принимает непростое решение. Программистов это касается особым образом, уж очень много у них вариантов работы по всему миру. Когда спрашиваешь о причинах решения продолжать работать в Украине, разными словами люди описывают одно и то же — они любят эту страну, верят, что можно изменить загнившую систему к лучшему, готовы попробовать. Такой подход иногда называют экономическим патриотизмом.
Это может показаться излишне патетичным. Но если задуматься: не все мы герои, способные защищать страну с оружием в руках. Кроме того, важно не забывать, что военные действия рано или поздно закончатся. Чем сложнее и дольше будет выход из конфликта, тем больше сил понадобится, чтобы восстанавливать страну экономически.
Уместно будет сравнить Украину с Израилем. Почему? Потому, что это государство прошло колоссальный путь своего становления, у них есть много, чему стоит поучиться, — как на уровне законодательном, так и общественном, социальном, стратегическом. Мы — также относительно молодое государство, которое находится на этапе общественной эволюции. И нам стоит изучить лучшие мировые примеры. Украина также находится в состоянии военной кампании, как и Израиль.
В ходе подготовки презентации для IT-конференции, которая проходила в сентябре этого года, где я выступил спикером, я обнаружил любопытный факт: продуктовые компании, которые родились в Украине (MacPaw, Paymentwall, Grammarly, Terrasoft, InvisibleCRM, Viewdle, Unisender), у меня поместились на одном слайде. А вот то, что создавалось израильтянами, — не смогло уместиться на слайде, и я просто поставил фильтр, чтобы физически разместить на слайде только сливки. Вот только выборка: Nice, Amdocs, Playtech, 888, Checkpoint, Imperva, Capriza, Sandisk, Gilat, Playtica, Neo, Games, Get taxi, Waze.
Капитализация израильских продуктовых компаний измеряется в миллиардах долларов. На сегодняшний день они находятся на другом этапе эволюции и уже способны привлекать «длинные» деньги на финансовых площадках мира, поглощать интересные активы, строя глобальные корпорации. Как пример — тот же Playtech, который в июле 2015 года закрыл сделку по поглощению компании Plus500 за $699 млн. Во время моей первой поездки на ежегодную выставку в Лондоне я был удивлен, что не менее 30% людей говорят на хибру.
Различные израильские компании были одними из первых, увидевших возможности на рынке интернет-казино. Сегодня они предоставляют услуги почти во всех странах Европы. Интересно, что рынок растет на протяжении последних 5 лет на 25% в год. Это дает возможность не только существующим игрокам, но и новичкам, которые еще ищут свое место под солнцем.
Условия развития
В текущих условиях работы в Украине выигрывают проактивные люди, «болеющие» за свое дело и свою компанию. Очевидно, что роль программиста тут — не исключение. Мы привыкли воспринимать человека сферы IT как малообщительного, сидящего за ноутбуком и выполняющего свой узкий круг задач, хотя в моем представлении все совсем не так. Я убежден, что в процессе создания и совершенствования продукта есть очень много творчества, и это именно то, что так разительно отличает аутсорс от продуктовых компаний. Мы болеем за свой продукт, искренне хотим, чтобы он был самым лучшим, переживаем моменты выхода в продакшн, добавления новых фич нашими конкурентами.
Это добавляет в повседневную рутину драйва и азарта. На самом деле, по моему мнению, перспектив карьерного роста у разрабатывающих свой продукт команд значительно больше. Заработки у сотрудников, владеющих опционом или долей в бизнесе в случае успешного масштабирования, могут в несколько раз превышать привычную ставку разработчика в аутсорсе.
Что необходимо предпринять для развития IT-сектора? Государству — не мешать, не вводить необоснованное налогообложение для ЧР программистов, которое просто создаст еще одно тотальное цунами переездов IT-специалистов за границу. Для функционирования и развития продуктовых компаний необходима соответственная экосистема. На данный момент нет нормальных условий, защиты интеллектуальных прав и инвестиций, культуры ведения бизнеса.
Для того, чтобы украинские компании могли повышать ВВП страны, необходимы масштабные изменения. Не только реальная борьба с коррупцией, а эволюция сознания многих экспертов рынка: от аутсорса до создания готового продукта. Сегодня мы уже точно можем сказать — это процесс не быстрый. Нужны хотя бы небольшие шаги в верном направлении, мы будем рады даже медленному продвижению в сторону улучшения ситуации.
В завершение
Сейчас в Украине — переломное время. Успешному развитию бизнеса не способствуют наши проблемы: отсутствие сервисной культуры, недоверие населения к власти, коррупция и военные действия, недоверие друг к другу, тотальное сомнение в собственных силах.
Однако, я верю в талант наших людей и буду развивать свою компанию в Украине! Хотелось бы, чтобы подобных проектов было больше, а условия для них стали лучше. Основываясь на собственном опыте, скажу — работа в Украине возможна. Развитие компании и даже разработка собственного продукта — тоже возможны, но все это требует дополнительных усилий, преданности ценностям и целям компании, увлеченности собственным делом и немного того самого экономического патриотизма.
Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU
Найкращі коментарі пропустити