×

Кризис IT-образования: как быть компаниям и молодым специалистам

[Максим Почебут — директор образовательных программ ЕРАМ в Украине, вице-президент ассоциации «ИТ Украина». Прошел путь от преподавателя до заместителя декана факультета, является кандидатом технических наук, доцентом. Развивает сотрудничество ЕРАМ с 15 ведущими техническими вузами Украины, реализовывая образовательные программы для студентов]

Давайте рассмотрим, что движет «миллениалами» в карьерных устремлениях, почему онлайн-обучение не «похоронит» классические вузы, чем хорош ранний старт и как мировая система образования пытается противостоять кризису.

Об украинской специфике мирового кризиса образования

Мы живем в эпоху настолько быстрых перемен, что нам часто не хватает гибкости для адаптации к ним. Эта проблема характерна для всех сфер и отраслей: например, крупному бизнесу не хватает управленцев «нового формата», способных оперативно реагировать на вызовы современности. Перемены в индустриальном сегменте диктуют спрос на специалистов в тех отраслях, которые еще 5-7 лет назад не существовали вовсе. Образовательная сфера не успевает оперативно трансформироваться, и это проблема мирового масштаба, которую обсуждают на всех профильных конференциях и форумах, пытаясь найти пути решения.

В Украине глобальный образовательный кризис имеет национальную специфику, обусловленную экономическими и политическими факторами. Приоритетная проблема украинского образования — борьба за удержание кадрового вузовского состава, в то время как мировое образование сосредоточено на поиске способов удовлетворения возникшего спроса на высококвалифицированные профессиональные кадры. Экономическая ситуация в стране не позволяет предложить конкурентные зарплаты хорошим преподавателям в университетах, что побуждает их переходить в «практики».

Ведь IT-индустрия на сегодняшний день создает очень достойные условия. К сожалению, стимула возвращаться назад к преподавательской деятельности у них нет. Плюс, из-за недостаточного финансирования страдает материально-техническая база вузов.

На фоне этих проблем очень агрессивную борьбу за лучших абитуриентов проводят наши ближайшие соседи — Польша, Венгрия, Словакия. Они предлагают сравнимый образовательный контент, усиленный лучшей материально-технической базой. Кроме того, огромный плюс, например, соседней Польши — R&D центры крупных технических компаний, таких как Intel, Google, при университетах. Уже со второго курса они предлагают лучшим студентам практику, проекты, стажировки. Их стратегия проста — нужно находиться рядом с «мозгами» — и она работает. К сожалению, политическая, законодательная и экономическая ситуация в нашей стране пока отпугивает компании-гиганты от реализации аналогичных проектов в Украине.

Учитывая все перечисленное, лучшие абитуриенты все чаще выбирают университеты соседних стран, и это также негативно сказывается на качестве украинского образования в целом.

Добавим оптимизма: наше IT-образование держится на персоналиях. Выдающиеся личности, фанаты своего дела есть в каждом вузе. Такие люди формируют костяк и ценности коллектива. Они авторитетны и хорошо представлены в украинском IT-сообществе, к их мнению прислушиваются, у них хотят учиться. Именно эти профессионалы способны вдохновлять студентов, быть теми наставниками, которых мы запоминаем на всю жизнь.

Об онлайн-образовании

Опасения, что онлайн-обучение «похоронит» традиционное классическое образование появились около 8 лет назад. Однако за этот довольно продолжительный период времени ничего подобного не произошло, хотя большое количество платформ на сегодняшний день предлагают слушателям свой контент бесплатно.

По моему мнению, причина в том, что самостоятельное обучение требует огромной самомотивации. По разным оценкам, только от 10% до 40% людей, начавших курс, успешно его заканчивают. Этот показатель варьируется в зависимости от платформы и курсов. Но и это еще не все. Даже тому студенту, который усердно выучил материал и успешно прошел тесты, необходим ментор — более опытный человек, который поможет разобраться в некоторых нюансах, проверит полученные знания, даст обратную связь, рекомендации. А зачастую за менторское время нужно платить. Обучаясь исключительно онлайн, добиться успеха невозможно. И эксперты, и критики, и футуристы считают, что будущее за смешанными типами обучения, включающими онлайн, классические тренинги, проектное обучение.

О том, почему success stories могут оказать «медвежью услугу»

Характерной проблемой последних лет является переоценка молодыми специалистами своих профессиональных качеств. «Миллениалы»-максималисты, вдохновленные историями успеха своих «ярких» ровесников (а есть немало молодых людей, достигших карьерных высот и зарабатывающих солидные деньги в 24-25 лет), переоценивают свою профессиональную подготовку. Некоторые считают, что небольшого багажа знаний, зачастую не подкрепленного опытом, достаточно для того, чтобы претендовать на высокую оплату труда. Получается, что хорошие мотивирующие примеры стимулируют не к развитию, а к желанию получить все «здесь и сейчас».

Более того, некоторые, преимущественно небольшие, «незрелые» компании соглашаются на запросы молодых соискателей, тем самым оказывая молодежи «медвежью услугу» и необоснованно «разогревая» рынок. Да, они удовлетворяют сиюминутные амбиции, но не стимулируют к дальнейшему росту и развитию, что негативно сказывается в долгосрочной перспективе. Крупные компании обычно придерживаются другой стратегии: они ориентируются на карьерные планы, помогая молодым специалистам набираться практического инженерного опыта и выстраивать профессиональный путь поэтапно.

Об образовательных программах ЕРАМ

Образовательные программы ЕРАМ стартовали в Беларуси в начале 2000-х годов и впоследствии масштабировались на другие страны. Цель бизнес-ориентирована и проста. Мы даем студентам необходимые специализированные знания, чтобы они начали сотрудничать с нашей компанией. К сожалению, пробелы в знаниях выпускников, а также отсутствие минимального практического опыта, не позволяют нам сразу брать их на свои проекты.

На данный момент мы работаем с 15 крупнейшими украинскими университетами. В рамках сотрудничества мы проводим огромное количество профориентационных (извините за это ужасное советское слово) и технических ивентов, приглашаем интересных спикеров, рассказываем о возможностях карьерного роста. Согласитесь, зачастую студентам неоткуда брать нужную информацию подобного рода. Несмотря на кажущееся обилие ее в интернете, она чаще всего неправильно структурирована и может просто оттолкнуть. Иногда студентам, особенно молодым, лень разобраться в «страшных» аббревиатурах и понятиях, поэтому подобные мероприятия помогают им найти свой путь в карьере.

Кроме того, мы помогаем университетам обновлять материально-техническую базу и ежегодно оказываем поддержку командам по участию в различных турнирах по командному программированию. В этом году команда от Киевского национального университета им. Шевченко при поддержке ЕРАМ отправилась на финал чемпионата мира по программированию (ACM) в Пекин.

Мы работаем не только со студентами. В прошлом году стартовала наша новая инициатива — краткосрочные (до 4 недель) программы стажировки для преподавателей. Частично проблема образования заключается в том, что университетские лекторы не обладают актуальными знаниями, хотя именно они должны «держать руку на пульсе». Причин много. Иногда у них физически нет времени на самостоятельное повышение квалификации, а тот «апгрейд», который им предоставляют университеты, проходит в формальной форме, да и нет должной мотивации. Я, как практикующий тренер и преподаватель, знаю по опыту, насколько сложно подтолкнуть себя к изучению чего-то нового, если вокруг не происходит ничего значимого и вдохновляющего.

Наш проект волонтерский, мы проводим его во время летних или зимних каникул, чтобы не отвлекать от основной работы. Рассказываем об индустрии, о проектах, даем возможность практического погружения, делимся свежими трендами и технологиями. Проект реализуется в Киеве, Харькове и Львове, в нем уже приняли участие более 50 преподавателей.

О свитчерах и равных шансах

Популярность IT-индустрии с ее стабильностью, высокими заработками и комфортными условиями работы привела к тому, что все большее количество людей решает сменить вид деятельности. Зачастую за их плечами определенный стаж в другой отрасли и базовое образование, никак не связанное с технической отраслью. Значит ли это, что так называемые свитчеры что-то теряют в карьерных возможностях? Действительно, на первых курсах закладывается база знаний для карьерного роста инженера, но если мы возьмем за 2 стартовые точки начало профессионального пути человека, прошедшего технический вуз, и не прошедшего, то на шансы на успех у них равны. Отличие только в том, что у того, у кого нет базовой подготовки, путь к успеху может быть дольше и кривая его будет несколько иной. С другой стороны, нельзя сказать, что все, прошедшие технический вуз, «крутые ребята». Очень важно хотеть и уметь учиться, правильно применять знания, которыми делятся с тобой преподаватели и менторы.

К примеру, гуманитария, решившего строить карьеру в IT, ничто не останавливает. Главное — иметь критическое мышление, желание учиться и развиваться, быть мотивированным. Как правило, свитчеры черпают знания не только в процессе работы, но и слушают дополнительные курсы, тренинги. И часто их запредельное стремление к успеху приводит к впечатляющим результатам. Более того, с развитием индустрии более примитивные операции автоматизируются, и на первый план выходят способности находить нестандартные решения, с чем гуманитарии иногда справляются даже лучше.

О ранних стартах, английском языке и проактивной позиции

Если я посоветую студентам только полноценно учиться, не уделяя внимания практике, все 5-6 лет, я буду нечестен и по отношению к ним, и к самому себе. Процитирую одного из уважаемых преподавателей крупного киевского университета: «Мы даем студентам возможность учиться смешанно, потому что на данный момент мы не способны дать им все необходимое для работы и успеха. Если будут создаваться искусственные административные препоны, мы просто поведем себя не честно по отношению к нашим будущим коллегам, мешая получить дополнительные знания и конкурентные преимущества».

Мой совет первокурсникам — пользуйтесь теми неограниченными возможностями, которые сейчас вам предоставлены. Ходите на технические ивенты, тематические встречи, тренинги, ярмарки вакансий, следите за DOU порталом и календарем. Просматривайте сайты крупных компаний, где можно найти четкий перечень знаний и компетенций, требующийся от молодого специалиста. Общайтесь, заводите связи, придерживайтесь проактивной позиции. Определите свою цель и идите к ней, отбросив лень и сомнения. Не тешьте себя иллюзиями. Ожидание того, что все придет само и без усилий, не оправдывается.

Старайтесь брать максимум из каждой составляющей образования современного успешного человека — классическое образование, курсы и практика — идите в университет, учитесь, решайте интересные и сложные задачи. Несмотря на все проблемы современного образования и критику вузов, из 10 преподавателей вам наверняка попадется хотя бы один, который даст вам «путевку в жизнь».

И главный совет, с него следовало бы начать, повторить и им закончить: учите английский!

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось1
До обраногоВ обраному0
LinkedIn

Схожі статті




23 коментарі

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Кризис образования — это всего навсего незаинтересованные преподаватели.
Сейчас масса источников получения информации и каждый студент и вообще любой специалист может получить знания платно и бесплатно в любом количестве и на любую тему.
Если же говорить о вуза — преподавателям просто лень учить студентов. вспомните свои студенческие годы. На магистратуре нас просто отпускали с пар, потому что преподаватели не хотели сидеть с нами на второй смене до темна, а потом точно так же «от фонаря» выставляли оценки за шоколадку и пачку бумаги.
Студенты порой прыгают выше головы в попытке добыть нужные знания самостоятельно, знаю таких, кто шел работать бесплатно лишь бы научили и рассказали, а преподаватели не могут 2 пары в неделю провести нормально, ибо им мало платят. Преподаватель должен быть заинтересован в обучении студентов не меньше, чем сами студенты и инициатива «не отставать» от рынка должна исходить от него.
Каким студентам будет интересно поступать в вуз, если они знают больше своего преподавателя только потому, что они хотят развиваться, а преподаватель нет.
Мне повезло, у меня в университете было несколько преподавателей (на пальцах одной руки пересчитать), которые действительно хотели поделиться знаниями, и, поверьте, к таким преподавателям на пары ходили все студенты, даже двоечники и прогульщики. Точно так же как можно найти отличного преподавателя на мизерной зарплате в вузе, точно так же можно найти отвратительного преподавателя за большие деньги. Дело совсем не в материальной мотивации.
Вот и весь кризис — незаинтересованные преподаватели.

Потому что других там не держат? :)

Хотелось бы увидеть в таких статьях больше выводов и аналитики. Пока получились довольно общие рассуждения + реклама своего проекта.

-

стимулируют не к развитию
Более того, некоторые, преимущественно небольшие, «незрелые» компании соглашаются на запросы молодых соискателей, тем самым оказывая молодежи «медвежью услугу» и необоснованно «разогревая» рынок

Ну почему же, для пресловутого «перехода на +500» часто бывает приходится поперечитывать доку какого-нибудь спринга или хибернейта — чем не развитие? А то что это доки каких-то фреймворков, а не книжка по распределенным вычислениям или математическому анализу — так это уже проблема ваших же собеседований и в первую очередь проектов. Если бы аутсорс работал большей мерой с r&d или просто более наукоёмкими проектами, а не с индусьим говнокодом томасов куков или суперсекьюрными системами создания отчетов для люксбанков, то от этого бы как раз университеты и выиграли, т.к. можно было бы совмещать килобаксовые зп и научную деятельность. Ну это я так думаю. Возможно просто хорошие проекты не платят так много и аутсорсу это не выгодно. Но тогда не надо этого пафоса про поднятие университетов с колен силами частных компаний — вы просто готовите себе рабсилу с чувством долга, из-за которого их можно будет купить подешевле.

Хорошо, что есть такие люди, которые вкладывают в наше захудалое образование столько усилий. Побольше бы таких программ и инициатив, так как это реальная помощь как студентам, так и свитчерам.

По разным оценкам, только от 10% до 40% людей, начавших курс, успешно его заканчивают.

Дело не всегда в мотивации. Многие курсы — фуфло, которое не хочется заканчивать.

Схоже на завуальовану реклама ЕПАМу, ні більше ні менше. Якщо є голова на плечах, то і онлайн можна вивчитися прекрасно. А якщо пішов в ІТ «бабки косити», «батьки запхали», «це крутий тренд» і т.д. — ніякий мегакрутий універ чи супер-курси не допоможуть.

Ну такое, я пошёл в ИТ как раз чтобы бабки косить. И да, для того чтобы не зависнуть на месте «мастер по фотошопу, специальность «билбордёр» мне пришлось долго и напряжно саморазвиваться. На мой взгляд всё зависит от человека. Неожиданно но это факт 👀

буває що онлайн заважко, тоді такий індивідуальний підхід саме те

опять галерные бредни о необходимости грести стадом за копейки

Обучаясь исключительно онлайн, добиться успеха невозможно.

Почему такая категоричность? О каком успехе идет речь?

Почему такая категоричность? О каком успехе идет речь?

Потому что посыл статьи «идите к нам в епам». Мы вам курсы, а потом поработаете у нас полгодика за еду. А так онлайн понаобучаются в своих тырнетах и зарплаты просють.

за все приходится платить. И в данном случае это время того кого учат бесплатно.

только курсы у них вода и что бы попасть к ним нужно хотябы в интернетах поучится

Согласен: Если можно быть самоучкой, если можно учиться по книгам, то почему нельзя стать специалистом обучаясь онлайн? В интернете полно отличной спецификации, мануалов, гайдов, сообществ, stack overflow, coursera. Да и умение гуглить одно из полезнейших качеств...

Командная работа мосье. Обучение в группе предоставляет прекрасную возможность посоветоваться, обсудить, подсмотреть/списать.
А одиночка может на говно изойти в попытках решить какую-то мелкую второстепенную проблему в настройке окружения или версии программы.
Чтобы эффективно пользоваться пользоваться тем же Stack Overflow надо уже иметь солидную базу, чтобы правильно формулировать вопросы, иначе можно утоноть в море нерелевантной информации.

и плодить ошибки своих сокурсников😛

Слушая вас и удивляюсь:

1. В интернете вы можете советоваться с тысячами экспертов, а не с 10-20 из вашей группы, которые часто знают не больше чем вы.
2. В интернете вы можете читать статьи создателей библиотек, фреймворков, технологий, а в группе слушать устаревшие данные пропущенные через второразрядгого лектора.
3. Найти ответ на сложный вопрос в интернете быстрее, чем в группе таких же новичков, разве это не очевидно.
4. Чтобы пользоваться Stack Overflow нужно просто уметь читать — там уже заданы все вопросы, которые может задать начинающий.

1. В интернете вы можете советоваться с тысячами экспертов, а не с 10-20 из вашей группы, которые часто знают не больше чем вы.

Экспертов не бывает тысячи. И чтобы отличить эксперта от обычного (но крикливого) сетевого пустомели нужен уже определенный опыт в предмете.
Лечение мочей и антипрививочники в пример.

В интернете вы можете читать статьи создателей библиотек, фреймворков, технологий, а в группе слушать устаревшие данные пропущенные через второразрядгого лектора.

Фрейморки переменчивы как женская мода. Алгоритмы и структуры данных — задел на ближайшие 50 лет.

Найти ответ на сложный вопрос в интернете быстрее, чем в группе таких же новичков, разве это не очевидно.
Чтобы пользоваться Stack Overflow нужно просто уметь читать — там уже заданы все вопросы, которые может задать начина

Остатется только правильно сформулировать вопрос и отфильтровать ответ из мегатонн нерелевантной болтовни.
Сам периодически ищу ответы и с моим немалым опытом нередко гроблю по два-три часа, чтобы найти _корректный_ ответ на средней сложности вопрос.

Підписатись на коментарі