×

Пять тенденций в украинском IT-образовании

[Об авторе: Александр Хижа — президент DataArt Dnipro и доцент кафедры компьютерных технологий факультета прикладной математики ДНУ]

В этой статье я расскажу о поляризации образования и влиянии на него IT-индустрии, конкуренции между вузами и критериях оценки их успеха.

На формирование тенденций влияет целый ряд фундаментальных факторов: экономических, политических, географических, исторических и социальных. Например, политические факторы направляют вектор прогресса образования в Украине в сторону Запада. Причем у этого есть как позитивные, так и негативные последствия: здесь и возможность учиться у более открытой, динамичной, гибкой, жизнеспособной и отлаженной системы, и слепое копирование того, что Запад в своё время вдумчиво скопировал у нас. В конечном итоге пресловутая реформа образования упирается в проблему подготовки педагогических кадров, но саму эту проблему игнорирует. Перефразируя Парацельса: «Смелость реформатора, как и смелость хирурга, не должна превышать его знаний».

Первый экономический фактор состоит в том, что IT-индустрия вырабатывает собственные требования к образованию специалистов и пытается на образование влиять. Второй — в том, что дефицит бюджетных средств, уже оказавшийся летальным для академических институтов, приводит к ужесточению борьбы за студентов между вузами и даже между факультетами и кафедрами одного университета. Сейчас привлечь поступающих вузы стараются перспективой трудоустройства, качеством корпусов и оборудования, а также рекламой, которая рассказывает об успехах вуза в международных конкурсах или его современном менеджменте. Чтобы привлечь IT-компании, вузы пытаются создать у них иллюзию вовлечённости в учебный процесс.

Географический фактор способствует оттоку абитуриентов из Украины в соседние государства — прежде всего в Польшу. Это реальная проблема, с которой нужно считаться и которая очень беспокоит IT-индустрию.

Исторический фактор — это советская высшая школа, которая сама по себе неплоха, но слабо стыкуется как с западными ценностями, так и с западными методиками. Есть в советской системе образования и такой причудливый элемент, как поголовное списывание. В западной системе списывания нет, поскольку в университетах оно карается максимально жестко (практически так же, как воровство). В условиях конкурентной борьбы за студентов и, соответственно, за качество образования мы начинаем понимать, что без жестких мер обойтись не удастся. К сожалению, методического решения проблема списывания не имеет: полностью исключить его возможность нельзя. Значит, прибегать к нему или нет, всегда останется вопросом воспитания, но наказание для недобросовестных студентов будет становиться все более строгим.

Тенденции

Сейчас можно отчетливо выделить пять тенденций, которые сформировались в образовании. Они общие для всех университетов и частей страны. Они касаются и самого учебного процесса, и взаимоотношений академической и бизнес-среды, и глобальной стратегии развития украинских вузов.

Тенденция 1: Переход на английский

Правила, принятые в вузах Украины, предписывают преподавание на украинском. Большинство студентов это приветствует, более того — трепетно относится к вопросу использования украинского языка. Но в то же время он может быть проблемой, в частности, для иностранных студентов, число которых постоянно увеличивается. В каждом семестре по несколько студентов обращаются с просьбой читать лекции по-русски или по-английски. Поскольку возврат к преподаванию на русском языке выглядит маловероятным, выход, к которому подталкивает и сама IT-индустрия — переход на английский.

Тенденция 2: Поляризация

Поляризацию образовательной системы можно заметить как читая официальные документы Министерства образования, так и наблюдая за повседневной жизнью университетов. Свежие постановления в области образования доказывают, что от украинской системы ждут подготовки людей достаточно низкой квалификации. Требования к детям младшего возраста и школьникам последовательно снижаются, и будущие специалисты получают все меньше навыков конкурентной борьбы. Это один полюс, где концентрируются интересы большей части общества: большинство людей не видит своих детей учеными или вообще людьми с блистательными знаниями. Их устроит, если в будущем дети смогут выполнять посильную и хорошо оплачиваемую работу, даже оставаясь на третьих-четвертых ролях. Тем не менее есть и другая заметная часть общества, в которой принято хотеть для своих детей другого будущего. Она существовала еще во времена советской школы, и сейчас ее представители готовы побороться за то, чтобы уровень университетов на родине поднялся до мировых стандартов.

Я вижу, что в ближайшие годы тенденция к поляризации сохранится, и достаточно скоро у нас возникнут две параллельных и полярных системы образования. Возможно, это будет достигнуто за счет дальнейшей автономизации университетов. Нас ожидает упорная борьба, итогом которой, однако, станет мирное сосуществование вузов, готовящих специалистов принципиально разного уровня. Собственно, это давно можно наблюдать на Западе.

Тенденция 3: Слияние c индустрией

IT-индустрия Украины озабочена оттоком молодых кадров в соседние страны, в первую очередь в Польшу. Это заставляет компании ещё активнее задумываться о воронке продаж своих рабочих мест для студентов — завтрашних айтишников. Поэтому индустрия пытается идти в университеты, предлагает свои лекции и практические занятия. Однако вместо того, что она хочет получить, индустрия получит опыт.

Я не буду вдаваться в детали распространенных заблуждений о способности IT-инженеров преподавать. Но скажу о том, что, возможно, известно ещё не всем: у ведущих американских компаний бытует такая форма взаимодействия с университетами, как ревью кода, написанного студентами в учебных проектах. Вот она, золотая жила IT-рекрутинга!

Учебная практика в западных университетах обычно продолжается все три летних месяца, проводят ее крупные компании, они же выплачивают компенсации студентам. Организация такой практики в Украине потребует серьезных изменений в учебном процессе, но я думаю, что скоро университеты все же пойдут на сотрудничество с участниками рынка.

Cамим IT-компаниям любого масштаба тоже стоит объединяться, в том числе и для решения проблем профессионального образования. Сейчас практически во всех крупных IT-регионах Украины: Харькове, Киеве, Львове, Одессе и Днепре — созданы так называемые IT-кластеры. Например, центр разработки DataArt в Днепре вот уже год как курирует в местном кластере (14 компаний) направление, связанное с образованием.

Тенденция 4: Дистанционное образование

IT-компании давно мечтают о том, чтобы университеты предлагали более современное образование. Иными словами, чтобы во время учебы студентам давали знание технологии, и после приема на работу их бы не приходилось доучивать. Но в университетской системе места для этого нет и не предвидится: учить скоропреходящим технологиям в них, вероятно, не будут никогда. Воплотить мечту способно достаточно подвижное дистанционное образование, которое может закрыть разрыв между фундаментальными университетскими знаниями и теми технологиями, знания которых требует современная IT-индустрия. Вот она — нейтральная территория для плодотворного сотрудничества, которую так долго искали университеты и IT-компании.

Тенденция 5: Олимпиады по программированию

Конкурирующим за студентов университетам нужны очевидные критерии оценки собственной деятельности. Рекламируя себя, они вынуждены искать понятный во всем (IT-) мире способ доказать свою состоятельность. И определенный стандарт, который отличает передовые университеты, — участие в олимпиадах по программированию. Пока многие относятся к этому показателю скептически, но я вижу в возрастающем значении олимпиад мировую тенденцию. Хотя спортивное программирование — область со своей спецификой, успех на таких соревнованиях в целом был и остается достаточно объективным подтверждением качества подготовки IT-специалистов. Ведь на победу сам университет повлиять не может: здесь есть сформировавшееся международное сообщество и система мгновенных оценок, гласная и закрепленная сорокалетней традицией.

У украинских университетов успехи на международных олимпиадах уже есть: равняясь на опыт передовых университетов — в первую очередь российских, китайских и североамериканских, — они выставляют команды, занимающие призовые места в финале мирового первенства по спортивному программированию. Интерес украинских университетов к олимпиадам по программированию растёт: в 2014 году в главном мировом турнире приняли участие 150 команд из Украины, в 2015-м их уже было 200, в 2016-м — 240. В 2017 году количество украинских команд достигло 265. При этом общее число участников во всём мире растёт на 10-20 % в год.

Отношение IT-компаний к олимпиадам тоже эволюционирует. В течение нескольких десятилетий крупнейшие из них (IBM, Apple, AT&T, Microsoft etc.) спонсировали международные турниры. В последнее время многие компании стали делать собственные олимпиады, формально предназначенные для всех желающих, но рассчитанные на тех же студентов и молодых аспирантов. Достаточно назвать «Microsoft Imagine Cup», «Intel® Modern Code Challenge», «Google Code Jam», «Facebook Hacker Cup», «VK Cup», «Яндекс.Алгоритм», «Russian Code Cup» от Mail.ru, хотя сейчас свои соревнования организуют не только гиганты, но и компании более скромных масштабов. Интерес к олимпиадам очевидно растет, как со стороны университетов, так и со стороны самой индустрии.

Что могут сделать ИТ-компании?

  • Интерншипы. Один из самых разумных способов знакомства студентов и IT-компаний — практика, причем практика оплачиваемая, пусть и в минимальном объеме. Прохождение такого интерншипа не должно гарантировать приема на работу, но оно позволит посмотреть вблизи на выпускников профильных кафедр, а им больше узнать о тех самых технологиях, учить которым в университетах толком не будут никогда.
  • Учебные планы. Нужно настойчиво предлагать университетам совместное обсуждение учебных планов отдельных кафедр. Для компаний это единственная реальная возможность повлиять на учебный процесс в долгосрочной перспективе.
  • Ревью кода. Такую помощь студенты могут получить только от действующих профессиональных программистов. Взамен IT-компании получают отличную возможность познакомиться со студентами с самого начала их учёбы.
  • Объединение. На университетское IT-образование легче влиять сообща. А цели у всех IT-компаний в этом отношении полностью совпадают.
  • Олимпиады по программированию. Как бы вы ни относились к спортивному программированию, значение студенческих турниров будет только расти. IT-компании могут выступать партнерами существующих олимпиад (например, DataArt в Украине сотрудничает с Всеукраинской студенческой олимпиадой по программированию) или проводить собственные конкурсы. В частности, мы проводим свою юмористическую олимпиаду «Проги-Баги» («Proggy-Buggy»). Она проходит одновременно во всех наших центрах разработки по всему миру, а принять участие в ней могут все желающие.

Есть все основания считать существующие тенденции долгосрочными — они возникли не на пустом месте, и IT-образование будет двигаться в заданном ими направлении. Тем не менее скорость движения, а при необходимости и его корректировка в значительной степени лягут на плечи компаний, работающих на IT-рынке Украины. Тем более, индустрия заинтересована в том, чтобы выпускники местных университетов не отставали от своих зарубежных коллег, не меньше, чем преподаватели или руководство учебных заведений.


Читайте также: «Дуальна освіта: як втримати ІТ-мізки в Україні»

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn

Схожі статті




70 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Пару слов про методическую борьбу со списыванием: в Сингапуре при сдаче рядового экзамена подход примерно такой же как например к сертификации IELTS: студенты во-первых оставляют все свои вещи при входе — с собой только ручка. Телефоны и даже наручные часы нельзя проносить с собой. Рассадка — через два места, выйти из аудитории можно только через час после начала экзамена — только в туалет и только в сопровождении одного из экзаменаторов (второй остается в классе). Довольно просыте организационные меры как мне кажется.
Это не решает проблему списывания курсовых и прочих домашних заданий, но экзамен в конце концов — 70% успеха.

Поделюсь своим опытом. Я учусь в двух испанских дистанционных ВУЗах — Computer Science в UOC (www.uoc.edu/portal/en/index.html) и Mathematics в UNED (www.uned.es). Еще и думала написать статью о своем опыте.
В нескольких фразах. Хотя... тоже вышло много текста.
Плюсы:
1. Нет понятия отчисления как такового. Не сдал предмет — повторно нужно будет записаться на него при этом оплатив его стоимость на 50% больше ну и стипендию теряешь. И пока не получишь 240 кредитов, не видать тебе диплома.
2. На каждый семестр выбираешь предметы по собственному желанию. Универ дает ориентировочную программу (это около 5 предметов на семестр чтобы закончить бакалавр за 4 года), но можно комбинировать по собственному усмотрению. Я сравнила программы двух вузов и выделила одинаковые предметы, чтоб одновременно записаться на них. Есть предметы, которые зависят от других предметов, но это указано в описании.
3. Дистанционное обучение позволяет поступать в магистратуру на дневную форму, т.е. эта форма дает те же права, как и дневная. И при приеме на работу, по опыту моих друзей, не играет роли форма обучения.
4. Домашние задания — это полноценные проекты, где одногруппников разбивают на команды. Для оценки важна даже переписка в slack, чтоб преподаватель видел вовлеченность всех участников. Так что не выйдет, что пахал один, а всей группе ставят 10 (это максимальный балл).
5. Если работаешь (программист, QA), то можно конвалидировать рабочие часы и тем самым получить до 12 кредитов.
6. Материалы. В UOC с этим нет проблем. В стоимость обучения уже входят учебники, поэтому и стоимость 1 кредита = 35 евро. Но также используем и официальную документацию. А вот на математике программа построена на учебниках от UNED. Есть нормальные пособия, даже Демидович на испанском :)))) , а есть просто ахтунг. Их стоимость не входит в стоимость обучения, поэтому и 1 кредит стоит 14 евро. Учебники можно либо покупать либо брать в университетской библиотеке.
7. Дистанционное обучение не исключает живого контакта с преподавателями. По субботам есть консультации по всем предметам. И, скажу, очень даже продуктивные.
8. Не знаю, плюс это или минус, но финальные экзамены (их проводят в конце каждого семестра), записываются на камеру. И обязательно вход по паспорту.
9. Чтоб не записываться на предмет английского языка, достаточно принести сертификат CFE/CAE — и 6 кредитов у вас в кармане. Может TOEFL/IELST прокатят тоже, но не уверена.
10. Оплата происходит по семестрам и зависит от количества выбранных предметов. Так же эту сумму можно оплачивать помесячно.

Минусы:
1. Некоторые активности проводятся по скайпу в определенное время, что не всегда удобно для работающих студентов.
2. Командная работа... Тут, думаю всё понятно. Особенно, если твои коллеги живут в разных уголках Испании, или Латинской Америки :))) и не выходят на связь, а курсач горит.
3. Знание испанского и каталанского языков. Каталанский хотя-бы чтение. Я это к тому, что у них нет таких дистанционных программ на английском. Поэтому и не уверенна, стоит ли писать подробную статью...
4. Уверенна, что со временем найду еще больше минусов, но пока только эти моменты.

Было бы не плохо организовать такую форму обучения в Украине.

Юлия, спасибо огромное за такой содержательный рассказ!
Есть что взять на вооружение.

В конечном итоге пресловутая реформа образования упирается в проблему подготовки педагогических кадров, но саму эту проблему игнорирует.

Ya kak-to konsul’tiroval Kazakhstan po voprosam matematicheskogo obrazovaniya (s prikladnym uklonom). Tak etot faktor byl samym uzkim mestom v sisteme. Mojno napisat’ na bumage krasivie programmy, no kto budet prepodavat’ po nim?

Географический фактор способствует оттоку абитуриентов из Украины в соседние государства — прежде всего в Польшу. Это реальная проблема, с которой нужно считаться и которая очень беспокоит IT-индустрию.

A eto nazyvaetsa globalizaziya. Tut nichego ne podelaesh. Vse strany s ney stalkivayutsa. Primerov massa na ume. Zyvilizovanniy vyhod tol’ko odin — sozdavat’ u sebya usloviya raboty ne huje, 4em u soseda. Pri tom 4to sosedyami v globalizovannom mire yavlyayutsa po4ti vse ostal’nie strany.

Будет много текста, если вам не интересно, то читайте сразу вывод.

Александр Леонидович, я с вами в корне не согласен по поводу списывания и я объясню почему.
Когда я только поступил на первый курс примата, я был очень наивен, я думал что преподаватели это очень умные, рассудительные люди, которые действительно хотят чему-то научить, от части это так и вы относитесь к таким, но вы в меньшинстве.
Первый колоквиум по математическому анализу я не сдал, я учил, не списывал, и получил 3 из 15, когда я пришел к ныне покойному Ламзюку, то он мне начал указывать на грамматические ошибки и неточности в определениях в стиле:

Ламзюк(Л): что такое окружность?
Я: это множество точек равноудаленных от центра
Л: нет, это множество всех точек

Вот примерно так я боролся с математическим анализом следующие полтора года. Что самое забавное так это то, что я заболел ангиной, попал в больницу, и Ламзюк отказался переносить для меня последний модуль, я его сдавал с температурой в 39+, где-то в середине экзамена температура начала падать и я начал дико потеть, это зимой в холодной аудитории когда все сидят в куртках.

Этот симместр я получил 60 балов, минимальный проходной бал, из них у меня был максимум по практике и минимум по теории. Знаете что самое глупое? я не сдался и продолжал после каждого модуля спорить с Ламзюком, в итоге в следующем симместе я получил 74 из 100, если бы у меня было 75, то я получил бы стипендию(практика снова максимум, теория — минимум + то что я смог выцарапать в спорах с Ламзюком).

В следующем симместре на мой день рождения, у меня снова был экзамен, по математическому анализу, и я получил 88/100, если бы я получил на 2 балла больше, то у меня была бы повышенная стипендия, и это при том что Ламзюк об этом знал и он так же знал что это предпоследний экзамен и у меня всего одна четверка по предмету который ни на что не влиял, по теории вероятности (кажется 86/100), это при том что больше половины группы этот предмет не сдали.

Знаете что самое забавное? те кто списывал получали прекрасные оценки. Все отличницы/ки списывали и у них все было прекрасно. Посде 3-го симместра я решил, что я буду искать работу, что я и сделал благодаря олимпиаде по программированию, которую вы проводите на примате(спасибо вам за это). А что касается универа: я буду ложить #%й на все что там происходит, и тратить ровно столько усилий сколько нужно для того чтобы не выгнали.

Но и это у меня не всегда выходило, таких как Ламзюк на примате было полно, и меня пытались выгнать дважды. Бойко Л.Т. прямым текстом сказала мне что она меня отчислит, после чего я потребовал сдать экзамен коммисии, и вы знаете что роизошло? В коммисии была Бойко и ее подруга(уже не помню фамилии), и они начали у меня спрашивать все темы по численным методам по порядку из книжки Бойко, это был устный экзамен, и примерно через полтора часа к подруге Бойко Л.Т. пришли на перездачу заочники на пересдачу, какраз в это время меня спросили тему которую я не совсем хорошо знал. Как только гиены почуяли запах крови, подруга Бойко заявила: ты считаешь что ты лучше чем они(заочники)? Почему я должна на тебя тратить время, когда меня ждала целая группа? Так я продолжил сдавать коммисии из одного человека.

А знаете что еще более забавное? Конфликт с Бойко начался из ничего, потом я сделал несколько не аккуратных шагов в стиле: нашел опечатку в книге Бойко и сказал ей об этом 1 на 1, но она не сказала мне спасибо :) . Но все началось с того что я работал с асистентом Бойко в Априорите в одной комнате. Как-то в начале осени я заболел, у меня была температура и я чувствовал что не смогу ходить и в универ и на работу, это было начало симместра и я неделю ходил только на работу, и пропустил одну, может две лекции, потом я не мог сдать Бойко ее лекции(да ей каждую лекцию нужно было пересказать устно 1 на 1 и иногда я сидел до 8ми вечера). Я не понимал что происходит и тут мне подсказали, кое-кто услышал разговор асистента и Бойко о мне. Ассистент сказала, что «Он наверно надеялся по блату получить оценку, потому и прогуливал».

ВЫВОД: Я не буду рассказывать все свои приключения но я выработал стойкую неприязнь к системе образования Украины, я не страдаю стокгольмским синдромом и я думаю, что очень много времени я потратил там впустую(это не относится к вашему предмету, и еще к некоторым преподавателям: Бурдюк, Турчин, Турчина, Кузнецов, и т д).

Как мне кажется проблема в том, что преподаватели оценивают студентов, но студенты не оценивают преподавателей, отсюда и свинское отношение к студентам и к своему же предмету. Если бы я не имел возможности хакнуть систему(списывание и еще много чего), то у меня не было бы времени прокачать тот опыт который у меня есть, я бы не проходил курсы на курсере и не читал бы умные книги, но зато отлично бы писал отчеты, знал fox pro и помнил что моя фамилия: Выхухоль (это так пьяный Приставка меня называл). Если бы у студентов была возможность реально влиять на преподавателей и их зп, то возможно кое-то кто научился бы читать, и у нас бы не принимали экзамены такие люди как Панфилов: его вели пол ручку принимать экзамен, потому что он был такой пьяный что не мог стоять.

Думаю, внизу мне скажут что я преувеличиваю, может и так, но система сделана так чтобы все игроки понимали куда они попали, а по выходу у них развивался стокгольмский синдром в стиле: «лучшие годы в моей жизни», «меня научили не конкретным вещам, которые всеровно скоро устареют, а быстро учиться». Пока мы не построим подобие остракизма в системе образования: ( ru.wikipedia.org/wiki/Остракизм ), дела не будет, вот только вы правы в том, что перед этом нужно финансирование и подготовка кадров, работа преподавателя сейчас это не то, что страшно потерять.

Прошу прощения за грамматику и запятые, писал быстро, во время обеденного перерыва.

Здравствуй, Серёжа!
Конечно, интересно. Прочитал некоторые места по несколько раз.

Короткий ответ:
я испытываю то же, что и ты.

Длинный ответ (можно пропустить и сразу перейти к выводам)):
списывание студентов — это составная часть той коррупции, которая правит всем у нас в стране.
И так же, как власть заинтересована, чтобы народ воровал (и отправлял часть наворованного на верх коррупционной пирамиды), так же и система образования, как часть коррупционного государства, заинтересована в том, чтобы студенты списывали (студенты, которые списывают — менее опасны: среди них больше тех, кто готов давать взятки; в любом случае это те, кто стали на путь компромисса).
Как с этим бороться?
На уровне государства надо создавать НЕЗАВИСИМЫЕ антикоррупционные органы (мы знаем, что независимых органов не бывает, и значит единственный способ добиться желаемого очищения — это отдать эти органы в ведение политических врагов; уж они поблажек не дадут; впрочем, это не новость: во всём цивилизованном демократическом мире контроль поручают оппозиции).
На уровне системы образования . . . что такое «оппозиция»? Хотя я всю жизнь «в оппозиции», для меня ответ не очевиден. Это могли бы быть объединения студентов, которые выступают как покупатели учебных услуг (тратят самое дорогое — часть своей жизни) и имеют право на защиту и протест (не нынешние студсоветы, которые на самом деле являются частью той же системы и сплошь и рядом пользуются её благами по полной).

Не хочу показаться «героем», который никогда не шёл на компромиссы. СИСТЕМА — это серьёзная сила. Стоит ли тратить часть своей жизни на противостояние ей? Я считал, что нет. Потому, что есть другой путь: употребить свои силы на то, чтобы самому стать примером того, какой должна быть система («Пусть нам не дано изменить всё не медля, как хочется. Когда изменяемся мы, изменяется мир»). И надо отдать должное Системе: в этом мне не мешали. Наибольшее, в чем мне отказывала Система — это «в доверии». Чем больше всего поразила — это словами: «может быть, Вы и правы; но пока мы здесь, так как Вы говорите, не будет» (это касалось учебных программ по компьютерным наукам и роли английского языка в университетском IT-образовании). Отчаявшись, я даже однажды ушёл из университета в IT. Три года работал в коммерческой индустрии (главным программистом, начальником отдела проектирования — в 90-е годы ещё бытовали такие названия должностей). И все три года старался вернуться к преподаванию. Потому, что это таки моя работа. И, как сказал тогда мой друг, «работа любимая». Взяли обратно в университет. Со словами: «если бы могли, то не взяли бы». Через четыре года из рук Президента Украины получил звание «Заслуженный работник образования» (за победы моих учеников в международных олимпиадах по программированию). Потому, что к тому моменту в Системе уже была часть, которая меня поддерживала (это был Лицей информационных технологий при ДНУ; это их учеников я учил побеждать — вместе с замечательными моими коллегами).

Ещё меньше хочу показаться единственным героем. Много путей ведёт к Истине. «У каждого свой путь; кто пройдёт его прямо и правильно».

Не бывает государства совсем без коррупции (не будем об этом спорить).
Не бывает образования без тупых, нечистых на руку и злобных преподавателей (кроме самообразования))).
Вопрос не в этом. Вопрос в том, где мы намерены жить. Вопрос в том, где мы намерены учить наших детей. И значит, там будет место нашей борьбы с собой. И если мы стремимся к Знанию Истины и любим делиться своим Знанием, мы победим. Потому, что «всё в мире — Любовь», и потому, что «Знание — Сила».

Я написал еще один огромный комментарий, перечитал, удалил, написал еще один в два раза больше первого, снова удалил, постараюсь быть краток, может в этот раз получится :) Книгу о моих приключениях в университете и за его пределами оставлю на время отпуска :)

Александр Леонидович, вы действительно герой, и один из не многих классных преподавателей к которым хочется тянуться, и это не сарказм, я серьезно.

Мне понятно почему вы против списывания: ваш поинт в том, что нельзя быть немного беременным, система образования либо поломана, либо нет. Если мы разрешаем списывание, то система поломана, без вариантов. То что говорю я это: система уже поломана, и можно ее еще немного поломать, чтобы она выдавала более менее правильные результаты:) С точки зрения инженера я сейчас сказал полную чушь, но наша система образования это не проект который можно пофиксить за недельку, это как поезд, очень длинный поезд. Он несется на огромной скорости с обрыва, каждый год с все новыми и новыми пассажирами, и наши с вами рассуждения это что-то в стиле: ну да, пропасть, ну да погибнут, но это не повод прыгать с поезда, а то можно и руку сломать, темболее мост уже строят, вон уже ямы под опоры выкопали:)

Следующая трабла в том что я вижу необходимые условия для хорошего образования (работающая экономика/финансирование; ответственные преподаватели, которые любят свое дело ) и они у нас не выполняются, но даже если бы и выполнялись, то достаточных условий скорее всего нет.

Я только критикую, и это делать очень легко, но предложить ничего существенного я не могу, кроме как поревьювить код, может кого-то поменторить, но это капля в море. Так, что, ссори, за отсутствие конструктивности, хотел только донести поинт, что иногда из поезда лучше выпрыгнуть, сломать руку, вылечиться и рассказывать как веселую байку:)

По поводу множества именно всех точек, преподаватель прав.

Прав, только если бы я это указал, то можно было бы уточнить: «для двухмерного пространства». Потом можно добавить, что пространство евклидово, и так далее...

когда я пришел к ныне покойному Ламзюку

Vy imeete v vidu Vladimira Dmitrievicha Lamzyuka? Eto pravda? Kogda eto sluchilos’?

Teper’ bol’she po teme obsujdeniya. Ya u4ilsya v gruppe PM-99-1 na kafedre mat. modelirovaniya i pisal diplom u V. D. Lamzyuka. T.e. ego i drugih upomyanutyh personajey ya horosho znayu i li4no moy opyt byl sovsem drugoy. I Boyko my sdavali toje. Mne kajetsa, 4to ya do sih por mogu sest’ i pereskazat’ eyo lekzii :) No eto vse detskiy lepet po sravneniyu s Revinym Olegom Mihaylovichem, kotorogo Vy, navernoe, ne zastali. Ne znayu kak sei4as, no ya togda polu4il dostato4no horoshee obrazovanie. I na nashem kurse vo vremya u4eby po4ti nikto ne rabotal.

Это случилось 13 мая этого года (если не ошибаюсь).

Я признаю, что часть из моих приключений это моя вина, у меня есть способность находить для самого себя проблемы. Но!

No eto vse detskiy lepet po sravneniyu s Revinym Olegom Mihaylovichem, kotorogo Vy, navernoe, ne zastali.

На Ревина я действительно не попал, по отзывам Ревин, строг но справедлив, но мой поинт в не в мерянье пиписьками и в спорах какой препадаватель суровее. Поинт в том что есть три сета преподавателей:

1. С абсолютно устаревшими предметами: паскаль от Марецкого(уже не преподает, но у меня был), фокс про от Мащенко, Делфи от не помню кто вел и так далее...

2. Есть сет преподавателей которые не всегда адекватватно относятся к студентам и к методикам преподавания. Тот же Марецкий с рандомными оценками за одинаковые программы на листочке(были эксперименты), те же Бойко Л. Т. и Приставка А. Ф. находят для себя жертву которая им очень долго сдает их предмет или отчисляется. Список можно продолжать.

3. Есть преподаватели, которые требуют довольно странные вещи: переписать пол книги от руки и назвать это курсовой. Если спросить зачем это нужно, то скажут: чтобы вы точно прочитали! Почти на всех практиках с лабораторными фокус делается на отчеты, а не на код и его качество.

Похоже что сайт www.univerlife.com уже не существует, но там была подборка отзывов о преподавателях за много лет, если почитать, то можно узнать очень много интересного.

Есть преподаватели которые не входят в эти сеты, есть такие которые находятся в обоих, есть те кто входит в этот сет условно. Мы можем спорить о часных случаях, но скажите честно, у вас не было вот вообще ничего из того что я описал?

I na nashem kurse vo vremya u4eby po4ti nikto ne rabotal.

А ну да, сразу после примата ДНУ без опыта и дополнительных знаний, выпускников засыпают предложениями о работе, надо только зачетку показать. А стипендии такие, что на них не только можно прожить месяц без помощи родителей в общаге, можно еще и шиковать! Не даром каждая общага окружена кофейнями, барами, лунапарками и стрипклубами, говорят что в ДИИТе даже собираются открыть диснейленд!

Ne znayu kak sei4as, no ya togda polu4il dostato4no horoshee obrazovanie.

Может раньше трава и была зеленее, и может даже образовани на примате очень хорошее, но как мне кажется пространства для импрувмента вагон и маленькая тележка.

Вот вам еще новости: кафедры мат моделирования больше нет, Приставка А. Ф. тоже уже не с нами, а этой зимой были длинные каникулы потому, что экономили на отоплении.

прошу прощения за еще одно полотно, просто у меня серьезно пригорает, когда я начинаю вспоминать негативную часть своей учебы :)

По поводу окружности он прав. Жто строгое правильное определение. Списывание — зло. В западном университете за это выгоняют сразу без возможности востиновиться.

По поводу окружности он прав. Жто строгое правильное определение.

dou.ua/...​s-in-it-eduction/#1177124

В западном университете за это выгоняют сразу без возможности востиновиться.

Вы учились и судите из личного опыта или в кино показывали?

Моя жена училась, а ее подруга в штатах преподает. Плюс отзыва других людей кто учился в штатах, с кем мне приходмлось работать.

Моя жена этой весной закончила University of Washington, cse masters, 6-й ранк в США по cs. На спивания всем плевать, никто никого не ловил. Я поступил туда же правда занятия ещё не начались. Где-то выше писал более развернуто, но смысл в том что если слов то, то будет плохо, вот только ловить никто не будет.

Выше я так же писал, что списывание зло, за исключением абсолютно бессмысленно предметов: фокс про, делфи итд.

за исключением абсолютно бессмысленно предметов: фокс про, делфи итд.

Предметы выбирать можно если ты (здесь обобщение) фокспро (серьёзно есть курс до сих пор он же ж архаизмом был уже в начале 2000-х зачем на него время тратить уже просто на сам курс на лекции и пр. есть куча другого даже старого но интересного) не можешь осилить который простой как дверь то может и не надо тебе (здесь обобщение) университет.

Списывание зависит от профессора который конкретно ведёт конкретный курс как в его собственных правилах будет записано так и будет это он подписывается под оценкой за курс у одного профессора может и списывания разрешены (никогда не слышал о так но мало ли) у другого могут быть запрещены ноутбуки и телефоны на лекции (полно таких хочешь заметки вести бери с собой ручку и бумагу конспектов лекций как практики таки вообще нет есть учебные материалы курса они доступны).

На уровне университета вряд ли будут какие-то санкции но за курс оценку не получишь соотв. все последствия включая среднюю оценку и т.п. но вот последствия (та же ж средняя оценка) уже могут влиять и на уровне решений администрации университета (особенно если это стипендия) ну и опять таки не получив оценку за курс не получаешь диплом какое-то сомнительное отношение к обязанностям зачем вообще туда было идти.

Я, конечно, понимаю, что не охота читать эти огромные комментарии, но

серьёзно есть курс до сих пор он же ж архаизмом был уже в начале 2000-х зачем на него время тратить уже просто на сам курс на лекции и пр. есть куча другого даже старого но интересного

а я о чем?

если ты
е можешь осилить который простой как дверь то может и не надо тебе (здесь обобщение) университет.

Так а зачем его осиливать? Можно научится разжигать огонь двумя палочками, но это имеет очень ограниченные юзкейсы, как и фокс про.

Списывание зависит от профессора который конкретно ведёт конкретный курс как в его собственных правилах будет записано так и будет это он подписывается под оценкой за курс у одного профессора может и списывания разрешены

ваши слова ортогональны к тому что я говорю, я о том что списывание имеет смысл в условиях поломанной системы образовани, тоесть когда, есть либо анризонабл требования либо обучение бесполезным вещам. Да было бы клево не списывать, но студенты не могут поменять систему образования потому реальность не прогнется под наши хотелки.

На уровне университета вряд ли будут какие-то санкции но за курс оценку не получишь соотв. все последствия включая среднюю оценку и т.п. но вот последствия (та же ж средняя оценка) уже могут влиять и на уровне решений администрации университета (особенно если это стипендия) ну и опять таки не получив оценку за курс не получаешь диплом какое-то сомнительное отношение к обязанностям зачем вообще туда было идти.

Wishful thinking... Университет дает не так много знаний, но что он дает так это связи и бумажку без первого и второго найти работу сильно сложнее. Было бы клево если бы после универа можно было бы сразу идти на собеседование, но увы...

И кстати, ответ не верен у обоих. Умники... Окружность — это бесконечное множество равноудаленных от центра точек на плоскости в пространстве любой конечной размерности. Я теперь понимаю, почему некоторые не могут осилить 4-х мерные матрицы.

Вот я ждал подобного комментария, прикол в том что я не мог вспомнить конкретного примера в своём случае, потому взял пример из книги: love and math, by Edvard Frenkel, где он рассказывал как его загнобили на екзамене в МГУ. Так вот это дядька работает в институте адванс стали в ланглас програм. По вашему он тоже не умеет перемножать 4-х мерные матрицы?

Очень хотелось бы ответить дружелюбно, но ... Я дам Вам решение главной Вашей проблемы (мне так показалось)

«Географический фактор способствует оттоку абитуриентов из Украины в соседние государства — прежде всего в Польшу. Это реальная проблема, с которой нужно считаться и которая очень беспокоит IT-индустрию. »

Если бы Вас (ИТ-индустрию) это беспокоило, то вы не делали бы такие высокие требования по АНГЛИЙСКОМУ языку для студентов при приеме в компании (а уж DataArt тут впереди планеты всей).
Программисту, да еще начинающему каждый день дают общаться с заказчиками (это сарказм). Зато если он знает английский на этом уровне (что может общаться с заказчиками), то его цель (уехать забугор, даже в Польшу) куда более достижима, чем программисту, который к вам не попадет из-за английского языка.
Так что, если вы хотите, чтобы наши программисты не ехали зарубеж, то не берите к себе в компанию жуниоров с хорошим знанием английского. И будут они сидеть в Украине до пенсии.
А как же общение с зарубежным заказчиком? Легко. Наймите 3-4 классных спеца со знанием технического английского. За какие деньги им платить зарплату? Будете меньше платить программистам без английского (куда они денутся).
Все. Все Ваши проблемы решил. Мне бы Ваши проблемы в ВУЗе, да за наши зарплаты.

П.С. И кстати. Если преподаватель знает английский на уровне В2, то он уже уехал в Польшу (минимум). Узнайте в Вашем ВУЗе.

+1 запретить английский, отобрать паспорта, приковать к батарее и может еще взять в заложники кого-то из родственников! Даешь английский, только идеологически подковынным сотридникам полит бюро!

Так что, если вы хотите, чтобы наши программисты не ехали зарубеж, то не берите к себе в компанию жуниоров с хорошим знанием английского. И будут они сидеть в Украине до пенсии.

Я просто немного преувеличил вот это высказывание, которое мне кажется глупым.

да, датаарт (и не только) английский ставит на 1 место при приеме, остальное — вторично. Потом идут стоны об оттоке за рубеж. Или «одесские понты» по этой теме. Но по факту настоящего оттока нет, и благодаря отставанию высшей школы (неравномерно по регионам). Поэтому лучшие из каких есть тратят немалое время в Украине. В условиях безработицы и нежелания брать на работу молодых, то и .... проблемы не видать

датаарт (и не только) английский ставит на 1 место

Тут явно игра слов:
на самом деле речь идёт не о приоритетах, а о том, что (чисто хронологически) DataArt сначала проверяет умение кандидата говорить, и только потом знание технологий.

Спасибо. У Вас получилось дружелюбно (я не шучу).
Что касается Ваших рекомендаций по поводу английского языка, то я не могу с ними полностью согласиться по причинам настолько для меня очевидным, что количество слов, которые я сейчас напишу в ответ, огорчает меня.

1. IT-индустрия — это по большей части бизнес. Если бизнес строго проверяет знание английского языка при приёме на работу, то это не потому, что бизнесом руководят загадочные фанатики английского языка. А потому, что ЭТО ПРИНОСИТ РЕАЛЬНЫЕ ДЕНЬГИ. Всё дело в том, что компании, подобные DataArt, взаимодействуют с КЛИЕНТОМ на ЕГО языке всеми субъектами своего многочисленного интернационального организма, разбросанного по нескольким континентам. И стремятся «носить его на руках». События, когда в компанию «заходит новый клиент», отмечаются, как праздники (so called «new logo»; возможно, следует уточнить, что «клиентом» в аутсорсинговой компании называют крупную корпорацию).

2. По скромным оценкам за последние три года из Украины эмигрировало несколько миллионов украинцев. Из них около двух миллионов — в Польшу. Вряд ли причина в чрезмерных требованиях IT-компаний к английскому языку при приёме на работу. Тут какая-то другая, более общая причина.

3. У нас нет такого желания,

чтобы наши программисты не ехали зарубеж

(пусть едут, если людям там лучше). У нас желание, чтобы программистам ЗДЕСЬ было хорошо. Потому, что тогда и бизнесу ЗДЕСЬ будет хорошо. Делаем с этой целью всё, что в наших силах.

4.

не берите к себе в компанию жуниоров с хорошим знанием английского

? А что же нам делать, если нужно хорошее знание английского? Брать на работу с плохим знанием и потом доучивать? Но это индустрия, а не учебное заведение (это я Вам говорю, как профессиональный преподаватель))) По моему разумению, надо прививать кандидатам знание английского языка (раз уж так устроен современный мир, что английский язык — это язык интернационального общения) где-то до порога IT-компании. Например, в университете. Почему бы и нет, ведь лучшие преподаватели английского языка у нас в школах и университетах. А уж в IT-компаниях помогать «to keep fit» при помощи штатных преподавателей.

5.

Будете меньше платить программистам без английского (куда они денутся).

IT-бизнес исходит не из того, что людям «некуда деться». Это было бы недальновидно. Денутся. И испортят репутацию бизнесу.

6.

Если преподаватель знает английский на уровне В2, то он уже уехал в Польшу (минимум).

Неужели. А если у него больные старые родители, которых нельзя оставить надолго? А если он, будучи преподавателем университета, хорошо зарабатывает на парт-тайм в IT? А если он любит свою страну настолько, что хочет жить только здесь?

7.

Если бы Вас (ИТ-индустрию) это беспокоило, то вы не делали бы такие высокие требования по АНГЛИЙСКОМУ языку для студентов при приеме в компании (а уж DataArt тут впереди планеты всей).

Если следовать этой логике, то те, кто снижают требования к знаниям, больше всех «беспокоятся».

IT — высоко интеллектуальная отрасль, требующая от работников глубоких современных знаний и умений коммуницировать. Обеспечение кандидатов высоким уровнем знаний — это проблема, которую индустрия не может решить без СИСТЕМЫ образования. В частности, знаний английского языка. В частности, на это я хотел обратить внимание читателей в моей публикации.

Можно еще нанимать программистов которые не умеют программировать, чтобы они не уехали :)

Я же говорю, что Вы троль. Вот человек по делу написал, а вы глупости только тут пишите. Кстати и сами признаете, что Вы жалкий и обиженный миром человечек у которого нет предложений, а только критика.

Именно жалкий... обиженный миром... вы меня раскусили... ладно, пойду я на курсы анонимных алкоголиков, надо отметиться, а то послезавтра высылают на Гаваи, продолжу свои муки там.

А если серьезно, то вы похоже тут впервые, я имею ввиду в интернете :)

Я же написал, что во многом мой пост — сарказм. Но доля истины в нем есть. А в вашей статье слишком много утопии (я надеюсь Вы это понимаете, если нет, то ...), что стало причиной моего саркастического поста.

Доля истины лишней не бывает. Спасибо.

Что могут сделать ИТ-компании?
Ревью кода. Такую помощь студенты могут получить только от действующих профессиональных программистов.

Участвовал ( в т.ч. в качестве наблюдателя :8) ) практически во всех формах, кроме ревью кода. Если студент писал тестовое, то мы его конечно оценивали и по его просьбе могли устроить разбор кода с пояснениями всех «почему» ... Вопщем, хоцца спросить — удалось ли Вам организовать такую штуку, как регулярное ревью кода для студентов (а еще до того надо наверно донести некий code style, угу?), и если сможете коротко :) - то как ?

Спасибо за вопрос. Мы только приступаем к этому в этом семестре. Поэтому ничего определённого сообщить не могу. Постараемся, чтобы получилось что-то хорошее.

Почему не сказано об учебных центрах компаний? Это поэффективней остальных пунктов

Потому, что у меня нет данных об эффективности таких центров.
(в штате большинства компаний есть преподаватели, как минимум, английского языка; крупные компании могут позволить себе учебные центры; но это, на мой взгляд, не решает проблему фундаментальных знаний, а только служит цели «доводки» до нужного уровня специализации)
Если у Вас есть данные, поделитесь, пожалуйста.

Но в то же время он может быть проблемой, в частности, для иностранных студентов, число которых постоянно увеличивается

То есть ребята из Африки нам важнее чем развитие своей молодежи?

Поскольку возврат к преподаванию на русском языке выглядит маловероятным, выход, к которому подталкивает и сама IT-индустрия — переход на английский.

Для того чтобы обучать на определенном язике нужно чтобы:
1) Преподаватель __свободно__ на нем разговаривал, знал всю необходимую терминологию и умел ее объяснить на этом языке.
2) Учиники __свободно__ понимали этот язык.

Вы и правду считаете что преподавательский состав хоть сколько-то способен общаться на английском.
И что куда интереснее: люди в 16-20 лет свободно общаются на английском? С уровнем преподавания в школах «Лондон из а кепитал оф ГрейтБритен» (именно «a»)

Про останнє твердження. В останні два роки в вузи Києва як мінімум приходять 30%+ абітурієнтів з англійською В2, і відсоток, я думаю, зростатиме. Інфа від викладачів кількох топових вузів Києва і Дніпра. Глобалізація і вимоги ринку в дії. Через пару років будемо перебирати інтернами, вже зараз не беремо А2, на черзі відсіювання по В1.

Через пару років будемо перебирати інтернами, вже зараз не беремо А2, на черзі відсіювання по В1.

А вот тут вообще грустишка: Людей отсеивают по знанию английского, а не по техническим навыкам или способностям к обучению (все же говорим про интерном/джунов).
Или же все очень хорошо: и у всех потенциальных трейни очень высокий технический уровень, поэтому приходится отсеивать по всяким глупостям типа английского.

Что поделаешь: английский — «родной язык» для IT.

Что поделаешь: английский — «родной язык» для IT.

Я бы не назвал это английским. Родной язык ИТ — это «tutorial english».
И мой коммент был скорее про позиционирование навыка «знание английского» относительно навыка «умение писать код».
Английский знать надо, но если есть желания уходить от продажи человеко-часов в продажу экспертных знаний, то нужно чтобы эти самые знания были.

В разных ИТ-компаниях это может быть по-разному... Я в последние годы, в основном, знаком с деятельностью аутсорсинговых компаний. Так вот, ты сидишь в опен спейсе и слышишь целый день хороший РАЗГОВОРНЫЙ английский, на котором десятки молодых коллег решают вопросы (разработки, тестирования, координации etc.) с клиентами из-за океана («Разработки» — я не оговорился. То есть вопросы кода).
То, что культивируется в аутсорсе, это точно не «tutorial english». В штате — преподаватели английского. Я бы сказал, что для ИТ-молодёжи свободно общаться по-английски — это дело чести. И залог карьерного роста. Хобби. Спорт. Надо заниматься спортом? Мы же не противопоставляем спорт экспертным знаниям)
Экспертные знания — это профессия.

Так вот, ты сидишь в опен спейсе и слышишь целый день хороший РАЗГОВОРНЫЙ английский, на котором десятки молодых коллег решают вопросы

Какая жесткая подстава для меня, очень сложно ответить. Попробую так:
1) Понятия «хороший» и «разговорный» довольно размыты
2) По какой-то очень интересной причине на английском решают вопросы только «с клиентами из-за океана», а между собой почему-то в основном на русском/укрианском. Интресно зачем они это делают, ведь сколько практики в таком важном навыке как английский язык теряется.

Надо заниматься спортом? Мы же не противопоставляем спорт экспертным знаниям)

Нет не можем. Но вот я ни разу не слышал чтобы требовали сумму в троеборье хотя бы 250-300 кг, та и 5 км никто не бегает.

И залог карьерного роста.

И тут еще одна проблема ИТ:
куча людей может извенится перед заказчиком на английском потому что сервак упал по потреблению памяти, а вот снять или тем более посмотреть (сделать выводы) дампы памяти могут единицы.

Да согласен. В Одессе пару лет назад компании, в том числе и автора активно принимали на работу со знанием английского врачей, воспитателей, биологов, моряков, экологов ..... с последующим переучиванием на ... что получится. Что получилось — разговор отдельный. Но важность скиллов Вы сами видите.

На анализ уйдет много времени. Но по откликам бывших студентов, эта мода .... исчезла. Может в датаарте осталась, но у таких как они отсутствует политика обновления кадров (кроме перекачки — откачки готовых сеньоров), и считать таковое за образец — нереально.

Может в датаарте осталась, но у таких как они отсутствует политика обновления кадров (кроме перекачки — откачки готовых сеньоров)

Я вам не скажу за всю Одессу, но в Киеве ДатаАрт таки берет джунов и вкладывается в обучение сотрудников (как джунов/трейни так и более опытных), на сколько я вижу. Снова же, на сколько я вижу, то особой перекачки готовых синьоров нет.

Хуже, когда оценивают не по знанию английского, а по необходимости его учить :8) И оценивают учителя английкого. И то до того, как спецы оценили техн. уровень.
Тут заглавная компания ИМХО перегинает палку; я проводил собеседования с людьми с хорошим французским или немецким, так почему я не должен им верить, что и английский они освоят как минимум на том же уровне — !?

я проводил собеседования с людьми с хорошим французским или немецким, так почему я не должен им верить, что и английский они освоят как минимум на том же уровне — !?

Мне кажется, верить можно. А вот брать на работу — когда освоят. IMHO.

Тогда стоит определиться: Вам шашечки или ехать. Кого на работу берете код писать: английского филолога или программера? А учителя английского у Вас в компании кстати зачем?

Вопросы ессно риторические :) понимаемо, что это политика компании, и не вкладываться в обучение (или в формализацию процессов :8) ) проще.

«Определимся»:)

1. Собеседование проводится в два этапа: первый этап — проверка коммуникативных навыков; второй — техническое собеседование. Идея в том, чтобы проверить, умеет ли кандидат говорить — прежде, чем проверять, умеет ли он программировать (о причинах я писал выше в комментариях). Оба этапа — определяющие. Конечно, как в любом правиле, бывают исключения.

2. Компания «вкладывается» в обучение: в штате есть преподаватели английского языка, которые проводят ежедневные занятия с сотрудниками на 2-3 уровнях владения языком. Но это не базовое образование, а «доводка», «шлифовка». Также в компании есть своя мощная подсистема технического образования. Но общее правило таково: базовое образование должно быть у кандидата до прихода в компанию.

3. Политика компании такова, что количество денег, вкладываемых в каждого сотрудника, примерно одинаково: старший специалист больше получает деньгами, младший специалист больше получает «обучением».

Кого берём на работу код писать? Короткий ответ: берём всех. Длинный ответ предполагает детальное рассмотрение парадигмы программирования/тестирования/бизнес-анализа etc. Или примеры реального опыта компании. И тот и другой длинный вариант мне кажется не вполне уместным.

1. Собеседование проводится в два этапа: первый этап — проверка коммуникативных навыков; второй — техническое собеседование. Идея в том, чтобы проверить, умеет ли кандидат говорить — прежде, чем проверять, умеет ли он программировать ...

Сопсно, вот он, ответ, остальное — излишне. И я бы с Вами не дискутировал, если бы его не знал.

Я удивляюсь. А Вы спрашивали эти 30%. Сколько из них хотят остаться в Украине. Так спросите. 29% спят и видят себя в США.

Приоритет, конечно, у нашей молодёжи.
Изучая английский язык, студенты компьютерных специальностей ориентируется на требования IT-индустрии. На мой взгляд, преподавание учебных предметов на английском языке помогало бы студентам решить и эту задачу.
Общаются ли люди 16-20 лет на английском? — Не могу говорить за всех людей такого возраста. Не могу говорить даже за всех моих студентов. Однако, процентов 10 моих студентов говорит на английском довольно бегло. Мне кажется, Вы не вполне представляете, какое большое количество юношей и девушек, параллельно с учёбой в университете, изучают иностранные языки дополнительно.
Я не могу согласиться с Вами в том, что преподаватель должен _свободно_ говорить на английском. Мой опыт чтения лекций на английском языке в университете, в частности, такой: студенты говорили, что им было бы понимать меня легче, если бы я владел языком хуже. Я бы сравнил это с пониманием речи нэйтив-спикера: ломаный английский гораздо легче воспринимать, Вы не находите? :)
Что касается способности преподавательского состава общаться на английском языке . . .
Короткий ответ: ДА.
Длинный ответ: лучше всего это будет получаться у тех преподавателей, которые либо интенсивно занимаются научной работой, либо парт-тайм работают в IT. В идеале это совпадает)

Я не могу согласиться с Вами в том, что преподаватель должен _свободно_ говорить на английском.

До многих уже опытных специалистов с трудом доходит «happened-before» даже когда им объясняют это на украинском/русском.
Я прекрасно помню как мои сокурсники не понимали что такое решетка или группа и сколько примеров приходось выдавать семенаристу, чтобы пришло хоть какое-то понимание. Я говорю именно о понимании, а не о зазубривание математических закарлючек.

Я бы сравнил это с пониманием речи нэйтив-спикера: ломаный английский гораздо легче воспринимать, Вы не находите? :)

Если английский у преподавателя плохой, то мы сталкиваемся с другим неприятным моментом: со старта студенты привыкают к стилю Равшана и Джумшута. И потом переучивать будет очень сложно.

Однако, процентов 10 моих студентов говорит на английском довольно бегло.

А что делать с остальными 90? Что делать с выпускниками школ уровня райцентра и ниже, где английский будет ниже плинтуса? Что делать с теми кто учил французский/немецкий?

Немецкий и французский местами очень восстребованы.

Могу ошибаться, но тот же УКУ достаточно серьёзно продвинулся в этом направлении, если верить отзывам о нём.

Ребята из Африки платят больше, чем наши ребята. Именно это позволяет ВУЗам сводить концы с концами. Поэтому Да. Для ВУЗа важнее. Ничего личного, только бизнес (или Вы предлагаете вернуться в СССР, где главное идея?)

Ребята из Африки платят больше, чем наши ребята. Именно это позволяет ВУЗам сводить концы с концами.

Очень сомнивательно, если учесть количество бюджетников. У вас есть данные по иностранным студентам? У меня нет, сугубо по ощущениям в районе 2010 года их было меньше 10% в КПИ.

Быстрое гугление выдало это delo.ua/...​-uchebu-v-ukrainu-326495

из которых иностранцев было менее 5%

Если они платят не в 20 раз больше чем за украинского студента, то вряд ли иностранцы — это то что «позволяет ВУЗам сводить концы с концами».

Делается ли что-то со стороны ИТ компаний в стране для поднятия имиджа ИТ обраования? Редкий студент сейчас не считает, что сбежать на 2 курсе работать в конторку престижнее, чем получить диплом.

что сбежать на 2 курсе работать в конторку престижнее, чем получить диплом.

Очень часто это — правильный путь.

Поднятие имиджа ИТ-образования — это конечно, как минимум, обоюдная задача.
На мой взгляд, ничто так не стимулирует учёбу студентов, как ИТ.
И ничто так не мешает учёбе студентов, как ИТ.
Конечно, «сбежать на 2 курсе в конторку» престижнее: ведь это путь Билла Гейтса, Стива Джобса... Но большинство понимает, что не все поголовно гении.
Как минимум, обоюдная. Как максимум — надо объединяться ИТ-компаниям для решения этой задачи. Мы, @DataArt, идём этим путём.

Почитайте ДОУ. Большинство утверждает, что образование не нужно, и что оно сильно устарело. Под современным ай ти они понимают прежде всего фреймворки. Что такое асимптотическая сложность алгоритма знают единицы и не в состоянии оценить сложность даже простого собственного кода. Структуры данных знают плохо, мат статистику не знают вообще,

Все как в том анекдоте про басиста. После такого, как три ноты выучил некогда дальше заниматься — все занято гастролями.

Почитайте ДОУ. Большинство утверждает, что образование не нужно

Мы ведь понимаем, что множество тех, кто так утверждает, составляют большинство только из тех, кто пишет об этом на DOU, не так ли? ;)
Ну, и при любом системном образовании, лучший способ образования — это самообразование. Вот оно точно не устарело.

Как повлиять на учебный процесс, если он часто ведется пожилыми людьми, уже не склонными к переменам? Только лишь выдергивать редких энергичных заинтересованных преподавателей и работать через них?
В европейском филиале большой американкой компании интернатура так и проводится, как вы описали. В конце курса никого или почти никого на работу не берут и даже устраивают проводы молодых с пивом и всем таким.

На мой взгляд, главные «агенты влияния» IT на учебный процесс — это студенты. Лишь бы они оставались в стране.
Выдёргивать молодых преподавателей надо не слишком сильно: в университетах и так дефицит молодых кадров)
Очень многое определяет учебный план. Мы не можем изменить пожилых преподавателей, но мы можем влиять на совершенствование университетских учебных планов (по образцу Computing Curricula).

+1, примерно тот же поинт я пытался донести в своем длинном опусе.

Підписатись на коментарі