Останется ли удаленка с нами навсегда

[Об авторе: Михаил Завилейский — Organisational Architect в DataArt. Пришел в компанию в 1998 году, в 2002-м вошел в совет ее директоров. Последние пять лет в основном занимается организационным развитием DataArt в разных странах.]

В 2020-м вопрос о том, нужны ли IT-компаниям большие офисы, оказался неожиданно актуальным. Вернемся ли мы «на работу» после снятия ограничений? Чем обернется для бизнеса очевидная экономия на кофе и электричестве? Чему предстоит научиться инженерам и руководителям и кто выиграет в процессе трансформации рабочей среды? Попробую разобраться, используя многолетний личный опыт удаленки и собственные наблюдения за 20 лет — о том, чтобы работать только из дома, в DataArt впервые задумались еще в 2001 году.

Иллюстрация Алины Самолюк

Как мы «удалились» от компании еще до...

Прожив львиную долю жизни в Питере, мы с семьей серьезно думали об отъезде за рубеж два раза. Первый, когда у нас два дня подряд воровали дворники с припаркованной во дворе машины. Зимой. Но два раза — еще не система, и потом отпустило. Второй раз случился весной 2014-го, когда мы окончательно обиделись на всех политиков вообще и решили попробовать себя в роли «граждан мира», взяв миссию по освоению рынков труда за пределами Европы. Быстрая разведка в Азии и Латинской Америке, обсуждение результатов с коллегами, решение, принятое подавляющим большинством голосов, и наш сын пошел в школу уже в Буэнос-Айресе.

Два года работы в Аргентине, сначала из дома и откуда получится, потом из вновь открытого офиса. Уехали, выполнив миссию, как раз когда подучили испанский до способности улавливать, о чем говорят коллеги вокруг. Потом три года на Мальте, из домашнего офиса, где мы наконец осознали, что «местные» и правда в море не купаются. Следующий переезд в Лондон, офис в самом центре Сити, замечательные коллеги и потрясающий город вокруг... Но не прошло и года, как новое слово «локдаун» отправило всех работать из дома, а от города с его радостями остались только виды из окна. Потом полегчало, потом нас опять «закрыли», но могу сказать, что мы уже привыкли — в офис не хочется. Невольно задумаешься, это мы такие или жизнь такая?

Нужен ли офис вообще?

Сейчас все меньше коллег помнят, что такое крах рынка доткомов в 2001 году. Но DataArt, созданный в 1997 году для обслуживания нового и прекрасного интернет-мира, тогда чуть не умер. Мы потеряли всех клиентов. Денег к тому времени накопили на полгода жизни, а на восстановление отмерили себе год. Пришлось ужаться и экономить на всем. Но даже так не хватало. В качестве последнего шага мы рассматривали две альтернативные меры: отказаться от офиса, а значит, всем работать из дома или одалживать компании по 20 % от текущей зарплаты. Основатель DataArt Женя Голанд, как и я, был уверен, что ну его, этот офис. Но голосование показало, что примерно 70 % коллег готовы были рискнуть деньгами, лишь бы остаться с офисом. «Нет офиса — нет компании», — говорили они.

Офис сохранили, деньги вернули всем, включая тех, кто успел покинуть компанию, но с тех пор делать бизнес без офисов мы не пытались, а возможность работать, никогда не появляясь в офисе, считали исключением, на постоянной основе разрешали такое не часто и неохотно. Но спрашивать коллег не перестали, и популярность телекомьютинга, судя по опросам росла, хотя далеко не теми темпами, что предсказывали футурологи. «Контрольный пакет» удерживали сторонники традиционных рабочих мест.

Несмотря на то, что DataArt начал формировать большинство команд из специалистов разных городов (сейчас 90 %+ крупных проектов и большинство остальных исполняются командами, распределенными по трем и более локациям), «удаленщики» (не помню даже, было ли такое слово в ходу раньше) подвергались некоторому давлению, получали меньше доверия и любви от коллег. Из дома работали только те, кому так было заметно удобнее.

Пандемия заставила работать из дома всех и напомнила о том, что масштаб проблем с удаленным форматом сильно зависит от личных обстоятельств. Жилплощадь. Дети (а если их несколько и учатся они из дома?). Качество интернета. Ремонт у соседей. И так далее.

По итогам последних разговоров и опросов похоже, что (сюрприз-сюрприз!) большинство сотрудников теперь хотело бы сочетать преимущества обоих вариантов: рабочее место в офисе плюс возможность работы из дома. Особенно при условии, что дети ходят в садики и школы.

Удаленка в условиях пандемии и после

Пандемия не оставила компаниям выбора, а чем дольше сохраняется рекомендация работать из дома, тем больше приходится инвестировать в то, что делает удаленную работу приемлемой. Это вложения в мобильные рабочие места с должным уровнем безопасности, эффективный и безопасный доступ к инфраструктуре компаний, решение вопросов документооборота, проработка юридических аспектов и многое другое. В DataArt на такие инвестиции и сейчас уходит немало ресурсов несмотря на то, что вся инфраструктура для реализации проектов была виртуализована изначально.

После пандемии тем, кому удобно работать из дома сейчас, хуже точно не станет, а многим будет еще удобнее. Например, тем, кому просто не хватает места в квартире со всей семьей. Можно ожидать увеличения числа желающих путешествовать, не прерываясь на отпуск. Так что спрос на удаленную работу повысится неизбежно.

Для компаний удаленные сотрудники останутся проблемными, хотя уровень проблем станет гораздо ниже как раз в силу сделанных раньше вложений. Но работодатели захотят получить отдачу на инвестиции. Конечно, все, кто в основном работает дистанционно, выпивают меньше кофе и съедают меньше офисных фруктов и овощей, потребляют меньше электричества и туалетной бумаги. И все-таки на такой экономии далеко не уедешь.

Самое перспективное — поднять заполняемость офисов выше 100 %. Значит, нужно использовать хот-дескинг: отказаться от закрепленных рабочих мест и позволить бронировать столы тем, кто собирается «на работу» в конкретный день. До пандемии такая практика выглядела даже более модной и при этом была еще менее популярной, чем радикальные опенспейсы. Поскольку я привык к кочевому образу жизни, мне самому правда все равно, где именно сесть сегодня, но трудно предсказать, как это будет работать для всех.

Есть и опасения, что в «офисные дни» сотрудники будут непропорционально много общаться, отчего упадет отдача, которая у многих парадоксальным (?) образом выросла при работе из дома. Но мои наблюдения говорят, что проблема надуманная.

Существует и гипотезы, что большие централизованные офисы вовсе исчезнут, а их место займут небольшие коворкинги — как приватные, так и доступные всем желающим, с отличным оборудованием для телеконференций. Это решит проблему потребности в рабочем пространстве, сохранив преимущества экономии времени и денег. К тому же позволит меньше вредить окружающей среде, ведь можно выбрать место поближе и меньше пользоваться транспортом. Вырастет личная безопасность, но острее станут вопросы безопасности информационной. Скорее всего, «закрытые» коворкинги с постоянными клиентами радикальных сложностей не создадут, а вот «проходные дворы» могут стать удобной задней дверью для злоумышленников. Но мне кажется, что именно трансформация рабочей среды — самый интересный сегмент с точки зрения долговременных последствий пандемии.

Удаленная работа и доверие

Интуитивно мы больше доверяем тем, кто сидит рядом с нами. Еще больше тем, кто делает это часто и подолгу. Тем, с кем мы общаемся, особенно на нерабочие темы. На удаленке все это едва ли нам поможет.

Нужно ли относиться к коллегам, работающим из дома, с недоверием? Стоит ли применять технические средства, чтобы контролировать присутствие на рабочем месте и экран? Ответы на эти вопросы зависят от корпоративной культуры и ценностных приоритетов каждой компании.

В период пандемии, когда подавляющее большинство коллег, привыкших работать из офисов, остались дома, проблема доверия остро встает только в тех компаниях, где с доверием было плохо и раньше. По опыту DataArt, на самом деле, выросла только вероятность ненамеренных ошибок, связанных с информационной безопасностью. Но такое снижение общей осмотрительности характерно для любых периодов изменений, тем более на депрессивном информационном фоне. По мере привыкания проблема теряет остроту сама по себе, планомерная работа завершает вопрос с рисками.

Существенно больше вопросов вызывают ситуации с удаленным наймом, когда новые сотрудники смогут физически встретиться с коллегами только в неопределенной перспективе. Нужна ли тут паранойя?

Во-первых, многое из того, что работало раньше, продолжит работать и сейчас. Проверка благонадежности — хорошо, но рекомендации от друзей и проверенных коллег — еще лучше. В DataArt мы призываем доверять людям авансом, и лидеры дают такой кредит новым коллегам с легкостью. Систематических проблем с обманом доверия просто не возникает, а несистематические случаи проще адресовать несистематически, а не убирать доверие из системы для перестраховки.

Но все-таки изменится ли что-то для удаленных новичков? По моему убеждению, ответ зависит от того, получится ли добиться социальной включенности новых коллег. Уповать на тимбилдинги и корпоративы тут не вариант, ведь это только видимая часть айсберга социальной жизни в компании. Эта жизнь протекает в офисном пространстве и вне его, но ее важнейшая часть — встречи людей лицом к лицу. Мне кажется, что ключевые новые механики будут выглядеть так:

  1. Онбординг в компанию и проект с социальными элементами. Может быть, за каждым новичком будет закреплен «бадди», может быть, потребуются длинные серии специальных видеосозвонов на темы «как там у вас» и «что ты видишь свежим взглядом».
  2. Среда сотрудничества с высокой доступностью. Едва ли не в первый год жизни ребенок осознает, что даже если родных нет в поле зрения, они придут на первый крик, то есть они все равно рядом. Если культура проекта предполагает, что все просматривают проектный чат несколько раз в день, а кто-то да ответит почти сразу, это уже создает социальный контекст реального времени. Как и в быту, баланс взаимной терпимости и взаимного уважения — важнейший элемент социальной химии. Кто-то любит тупые мемасики, а кто-то общается на пафосе. Стоит относиться к этому с пониманием и культивировать терпимость в команде. В конце концов, от виртуальных коллег не бывает шума или неприятных запахов, и в экран они не заглянут, когда не надо. Сексизм, расизм, другие *измы и коллективный хейтинг — мощные инструменты обретения групповой социальной идентичности, но они крайне токсичны и создают чудовищные риски при взаимодействии группы с другими или при ее расширении. Значит, с ними надо бороться. Это попросту рационально.
  3. Разнообразие контекстов. Проектов и вообще форм общения внутри компании должно быть несколько. Если основной проект в идеальном случае все-таки один, то участие в профессиональных сообществах, клубах по интересам, учебных программах и социальных инициативах, от благотворительности до киберспорта, остаются наилучшими механиками для социализации и выхода из карьерных тупиков. Все описанные выше принципы сотрудничества и здесь применимы в полный рост.
  4. Помощь в проблемных ситуациях. Роль «вратаря», отлавливающего случаи, когда все описанное выше не сработало, должны играть команды HR и пипл-менеджмент, службы психологической поддержки и wellbeing-программы. В пандемию почти все крупные компании что-то подобное организовали или усилили, и по опыту DataArt смысл в этом есть, причем большой.

Удаленка и доходы

Бытует мнение, что удаленная работа позволяет больше заработать жителям стран и городов, где зарплаты у местных работодателей ниже. Сейчас это срабатывает, но надо учитывать, что не все так просто. Во-первых, работодатели стремятся платить не максимальную, а рыночную зарплату. Сейчас часто звучит фраза «если работа удаленная — нет разницы откуда она производится», но разница есть. Она заключается и в нюансах (Возможность подъехать? Самолеты? Визы? Медицина? Социально-политическая стабильность?), и в желании работодателей торговаться, и в готовности кандидатов уступать. Во-вторых, наиболее ликвидны сеньоры, а по нашим наблюдениям, они-то на менее развитых рынках труда весьма дороги, ибо их мало, да и те, что есть, норовят уехать. Так что одно дело, когда пандемия смещала все карты, другое — как выстроится система после нее. Я думаю, что небольшое выравнивание между городами и странами будет, но не на 100 %.

Некоторые могут работать удаленно больше, хотя бы потому, что не нужно тратить время на дорогу, да и бутерброд можно держать одной рукой, не отрывая вторую от тачпада. Уже ходят легенды об удаленщике, который одновременно устроился в Google и Facebook, а к нам на работу один из новых коллег пришел, не уволившись из компании-конкурента. Но такие практики сомнительны, иногда прямо запрещены и всегда рискованны — для удаленщика профессиональная честь и состоит в доступности. Если ты постоянно чем-то занят, не реагируешь на вопросы, срываешь сроки, то репутация испарится в момент. А скрывать конфликты между разными задачами можно до первого совпадения авралов по времени. Может оказаться, что «халтурить» из офиса было даже проще — типа сидишь на рабочем месте, кнопки жмешь, какие вопросы?

Я думаю, что самостоятельные, дисциплинированные, образованные и коммуникабельные профессионалы окажутся бенефициарами изменений, а вот излишне творческие натуры, угрюмые гении и гениальные пофигисты могут проиграть.

Советы бывалых

Если вы примеряете на себя возможности удаленки, но опыта фриланса или «халтур» из дома у вас нет, нужно заранее учесть некоторые факторы.

Очень легко перейти на удаленку тем, кто «живет на календаре». Когда меня попросили написать эту статью, я зарезервировал в нем четыре часа. Иначе это время займут созвоны или другие задачи и я не смогу уложиться в срок. Обычно календарь покрывает у меня 7–10 часов в день, туда включены любые активности: от участия в совете директоров до ланча или похода на футбол. В противном случае не избежать накладок. Календарь плотно заполняется на несколько дней вперед, это помогает держаться в тонусе и не откладывать дела сверх меры. Да и времени на «пообщаться в кофейне» или «поиграть в настольный теннис» все равно не остается.

Организация рабочего пространства — теперь ваша задача. И слепо копировать здесь смысла нет. Мне, например, оказалось удобно работать на диване со «столиком» на коленях, супруга облюбовала стол на кухне у окна с потрясающим видом — правда, пришлось купить удобный стул. Ноутбук нужен большой, из планшета можно сделать второй монитор, вентиляторы способны гасить звуки — вообще многое можно приспособить к делу.

Не стесняйтесь отклоняться от повестки в созвонах и переписках, если это не угрожает целям проекта. Сильные эмоции, конфликты, непонимания теперь стали проблемами, которые «сами» решаются хуже и медленнее. Обсуждение личных сложностей, включая психологические, взаимопомощь — даже в рабочее время и в рабочей среде — теперь важная часть реальности. Не знаю, как для других, но для нашей семьи менеджерский опыт на личном фронте работает отлично. Не менее полезно напоминать себе, что способность любить коллег как членов семьи — отличный навык, а для руководителей еще и профессиональная обязанность.

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось21
До обраногоВ обраному5
LinkedIn



50 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Дистанційна робота вирішує одну важливу задачу, яка в цьому матеріалі не описана.
Компанії тепер можуть дуже швидко наймати співробітників без необхідності довго, іноді по півроку, шукати кандидата в їхньому місті.
Це особливо важливо, коли потрібно швидко набрати велику команду.

Прочитав матеріал, але не отримав чіткої відповіді на питання про зарплату.
Якщо є компанія, у якій офіс в Києві, і команда вся в Києві (яка працює або з дому або з офісу), і компанія бере на роботу співробітника на віддалена роботу з невеликого районного центру (наприклад Подольськ), яку зарплату вона йому має запропонувати ?
На рівні Києва або на рівні Подольська?

зазвичай кандидати самі оголошують свої побажання по зп

удаленка — это будущее для всех профессий где это возможно.
китайский ящур только дал пинка этому процессу. Эпоха индустриального общества (начавшаяся в 19 веке) когда утром все вставали и массово ехали через весь город на завод а потом вечером обратно, заканчивается. тут даже нечего обсуждать.

Ребят, вот уже почти год карантина и удаленки — и при том в ИТ напротив бум и ажиотаж. Года достаточно чтобы понять что удаленка с нами навсегда, тренд начался еще до карантина а сейчас вышел в мейн-лайн.

Деякі компанії вже починають заганяти людей в офіси. Так що не все так однозначно.

А некоторые из тех, кто раньше загонял, теперь перешли на полную удалёнку) Впрочем, различные ситуации бывают, но факт остаётся фактом — в 2021-м найти ремоут-вакансию на порядок проще.

Останется ли удаленка с нами навсегда

Удалёнка займёт своё почетное место в списке стандартных опций в оформлении сотрудников в high-tech компаниях. В том смысле, что она уже никогда не будет «экзотикой» или «исключением для старожилов». А компании, которые вообще не будут предлагать эту, теперь стандартную, опцию будут восприниматься как компании, которые сейчас, например, не дают пакет акций или годовых бонусов. То есть, как проходные: где нет смыла надолго задерживаться. И уж точно не как лидеры индустрии.

Эффективная удалёнка уже несколько лет как «созрела» — нужен был катализатор, чтобы сместить статус-кво, и пандемия им стала.

Распределённые репозитории; контейнеризация; широкополосный интернет; работающий софт для видеоконференций; парного программирования; асинхронного общения команд; совместного редактирования документов и т.п.. Ещё 10 лет назад многого из этого либо не было вообще, либо оно не работало.

Дальше стоит глобальная проблема под названием «жилищный вопрос». Миллениалы-жители мегаполисов — это «generation rent». Людей это положение вещей порядком за****. Тот же центральный Лондон, сейчас это ghost town. Профессионалы валят массово в парковые зоны или туда, где они могут купить дом. Я остаюсь только из-за временной скидки на аренду, но тоже в результате уеду туда, где жить хорошо, а не где офис в шаговой доступности. Это создаёт серьёзное давление на компании, чтобы давать удалёнку.

Дальше есть давление со стороны лидеров индустрии, которые могут и используют удалёнку как конкурентное преимущество. Если бы моя компания сказала, что удалёнка будет недоступна после пандемии, то я бы уже давно ушёл в какой-нибудь Twitter или Spotify. Компании это понимают и дают удалёнку. Рынок.

Единственный нетехнический камень преткновения — это примитивное налоговое законодательство большинства стран. Оно приковывает людей к юрисдикции страны или штата в которой находится офис компании в котором сотрудник оформлен. Это прискорбно, но не конец света. Уверен, что мы будем видеть инициативы по решению этих ограничений в будущем.

То есть, как проходные: где нет смыла надолго задерживаться

...или куда нет смысла даже собеседоваться.

Мне кажется, что полностью на удаленку не перейдут. То есть так или иначе будут требовать периодически приезжать в офис. В принципе будет понятна тенденция где-то через полгода когда пройдет массовая вакцинация.

Мне кажется, что полностью на удаленку не перейдут. То есть так или иначе будут требовать периодически приезжать в офис.

Конечно не перейдут. Встречи, лабы, воркшопы, командировки и прочее никуда не денутся. Просто удалёнка будет одной из дефолтных опций расположения рабочего места.

я к тому, что все равно будут искать людей по месту жительства, разве что спокойнее будут относиться к периодической работе из дома.

Я думаю что все начнется как раз с поиска не по месту жительства (и как раз уже все началось). Можешь глянуть на разницу в зарплате по регионам и Киеву. Элементарно можно 1000 баксов навара иметь по разнице в зп. Ну и за границей суетится начали — сразу нанимать в штат к себе без прослоек.

В аутсорсе действительно все проще в этом плане. В продуктовых компаниях гораздо больше взаимодействия с разными подразделениями бизнеса. Гораздо больше на результат влияет сплочённость команды, лояльность сотрудников компании. На удаленке все это заметно сильно падает. Поэтому будут пытаться таки собирать людей вместе при любом подходящем случае. Просто перестанут заставлять 5 дней в неделю быть в офисе с 9 до 6.

Вакцина для всех по плану будет только а декабре 2021. Так что полтора года более реальный эстимейт.

Я писал про богатые страны — тут до конца лета планируют вакцинировать полностью все население.

В целом согласен, но

Тот же центральный Лондон, сейчас это ghost town. Профессионалы валят массово в парковые зоны или туда, где они могут купить дом

и до пандемии с появлением детей большинство переселялось в пригород. И один день работы из дома был частой опцией. Теперь будет 2-3.

я бы уже давно ушёл в какой-нибудь Twitter или Spotify

всех ли возьмут?

Теперь будет 2-3.

Или 3-4 :) Вообще, почти все с кем я здесь общаюсь уже договорились либо про remote forever, либо про посещение офиса по вызову, а не по графику.

всех ли возьмут?

Так всех и не надо. Достаточно снять сливки, чтобы рынок подвинулся и принял правила игры.

Или 3-4 :) Вообще, почти все с кем я здесь общаюсь уже договорились либо про remote forever, либо про посещение офиса по вызову, а не по графику.

я надеюсь, но в финансах пока неясно, недавно глава Goldman Sachs сказал, что как только, так сразу всех в офис.

Так всех и не надо. Достаточно снять сливки, чтобы рынок подвинулся и принял правила игры.

Сливки уже и так в FAANG.

Та наче уже тренд визначився у великих командах: мікс офіса і ремоута

Удаленка останется, просто некоторые компании будут разрешать раз в неделю посещать офис, где все будут общаться, играть и заниматься на тренажерах.

Вот это вообще идеально! С одной стороны работаешь и тебе никто не мешает, с другой вроде и контакт с коллегами есть)

отказаться от закрепленных рабочих мест

Был опыт. Вместо того, чтобы оставить рабочие место в состоянии «завтра вернусь и продолжу» — убираешь всё с рабочего стола, а утром ищешь место.

Віддалена робота буде набирати оборотів, хоча повністю оффлайн ніколи не витіснить.

Йде чергова зміна моделі ринку, ті хто адаптуються — виживуть і примножать свій капітал, ті хто буде протестувати проти змін — повільно помруть і на їх місце прийдуть інші.

Не стесняйтесь отклоняться от повестки в созвонах и переписках

Для інженера «созвонах і пєрєпіська» не є продуктивною діяльністю. Вихід за межі означає намагання за той самий «бюджет» отримати більше. Нещадно припиняти такі спроби з боку менеджменту.

За свою жизнь я видел всего несколько человек с совсем линейной продуктивностью — сколько проработал, столько и наработал. У большинства это работает иначе, периоды «потока» чередуются периодами физиологических, социальных активностей или просто прокрастинации. В наших широтах большинство зависит от контекста, и если уж отвлекаться, то разумно инвестировать в синхронизацию контекста. В распределённой команде куда полезнее поговорить «о том как у вас», чем сетовать на несовершенство рабочего мира вместе с соседом по столу, членом семьи или другом.

Ви назвали один з ключових моментів у драматургії віддаленої роботи. Вже не раз чув як розробники одночасно скаржаться, що дзвінки/зустрічі/переписки відволікають, і що їх дуже плющить в ізоляції, бо мало спілкування. Додаткову складність вносить тип особистості, інтровертам наприклад навіть дуже ок, і для них справді созвони і переписки не є продуктивною діяльністю, якщо питання можна вирішити асинхронно через пошту чи таск-трекер.

Останется. Как и возможность гибкой модели. Если кто-то из галер будет не согласен: потеряет конкурентноспособность.
Я всегда придерживаюсь принципа на удаленке: главное, что бы задача была сделана в срок. Когда ты будешь ее делать, ночью, днем или выходные — твои проблемы. Контролировать твое время я не буду. Сам расставляй временные приоритеты.

Для Украины вопрос наверное не так актуален, но для мировых компаний важен вопрос с налогами и трудоустройством. Так, например, GitHub нанимает удаленно, но только в определенных странах (судя по всему там, где у них есть какое-то юр. лицо): github.com/about/careers/remote. Подобные компании вряд ли согласятся платить вам на карточку Payoneer или в крипте :-). Можно конечно прикидываться украинским ФОПом из какого-нибудь Тайланда, но надолго ли? И ФОП в таком случае все же точно контрактор, а не полноценный сотрудник. Так что скорее всего прям отовсюду работать не выйдет.

да в штатах уже обозначилась такая проблема

Некоторые могут работать удаленно больше, хотя бы потому, что не нужно тратить время на дорогу, да и бутерброд можно держать одной рукой, не отрывая вторую от тачпада.

Дети, никогда так не делайте. Слышите, никогда! Время, которое не нужно тратить на комьют, нужно тратить на себя и семью (в любом порядке), а никак не на «больше работать». Аналогично с обедом и прочими режимными процессами. Это, дети, азы: ты или организуешь рабочее пространство-время и четко отделяешь «работу дома» от просто «дома», или у тебя в делах начинается адъ и израиль и ты резко начинаешь хотеть в офис. Третьего не дано.

Не, ну если ты сделал всю работу в день за 4 часа, держа бутерброд в руке, то молодец, можешь делать log out и идти к себе и семье)

Работы мало не бывает, сделал за 4 часа, помоги Васе у него аврал.

А зачем говорить что ты сделал за 4 часа?)

Хорошая тема для построить лохов, но sorry, no way.

«Детям» как раз можно и нужно, до 30 лет я работал по 12 часов в день и почти без отпусков, потому что хотелось и нравилось, потом появились семья, ребёнок — поменялись и приоритеты. Важные изменения случаются у всех в разное время, но утверждать, что «некоторым» работать побольше не вариант — странно. Все мы разные и в разных ситуациях. При этом я ценю нормальные IT компании за то, что можно жить просто на календаре, где ланчи, футбольные матчи и походы к зубному можно произвольно чередовать с разными рабочими периодами. Сэкономленное время образует выигрыш, положительную сумму, и каждый решит, как ей лучше распорядиться.

утверждать, что «некоторым» работать побольше не вариант — странно.

Миленькая маленькая манипуляция... Но нет. Утвержалось нечто ортогональное: а именно необходимость нормальной органиации труда и четкого разделения работы и личного пространства (и времени) даже дома. Если человек до перехода на удаленку веслал в офисе по 10-12 часов, и делает то же самое дома (просто не тратит времени на комьют) — штош, каждый сам кузнец своего щастья зачеркнуто выгорания. Но если человек после перехода на удаленку стал работать больше (тратить сэкономленное время на то, чтобы веслать — вместо того чтобы пойти побегать, поплавать или погулять с дитём на улице итэдэ) — это красный флажок того, что что-то пошло не так.

Правильно ли я понимаю, что утверждается просто, что работать много или больше, когда получается, однозначно плохо? Даже если не зря?

Я бы сказал, это всегда вопрос текущих жизненных приоритетов. Соглашусь с тем, что у многих до (условно) 30 лет этот приоритет смещён в сторону карьеры, достижений и профессиональной прокачки себя.

Потом, с появлением семьи, или даже без неё, с высокой вероятностью происходит переоценка ценностей в сторону здорового work-life balance. Это не исключает каких-то крактовременных «рывков» ради понятной и ощутимой цели. Но, в целом, если человек, который уже достаточно «поработал на зачётку» в условные 30+, продолжает стараться заполнять всё свободное время работой — то это уже, если честно, попахивает трудоголизмом и неразвитостью остальных сфер жизни.

Это прямой путь на выгорание и зачастую галеры к этому со всех сил подталкивают. Да, я тоже в 20-25 сидел по 16 часов, но я кучу всего учил, пробовал, экспериментировал, это была моя инвестиция в себя. И хотя к этому добавляется «забота» в виде спорт-залов, мед-страховок и прочего, но само спускание ложного приоритета херячить по 12 часов раз молодой, вместо прививания полноценного work-life balance — это типичный эксплуататорский подход.

утверждается просто, что работать много или больше, когда получается, однозначно плохо

Продолжаете выкручивать руки моему контексту :) Окей, давайте совсем просто — на редуцированном примере.

Вот есть такой сферический в вакууме %юзернейм%, который каждое утро полчаса едет на работу, в офисе веслает свои 8 часов с перерывом на обед, после чего полчаса едет домой. Тут на нашего юзернейма снизошла благодать зачеркнуто свалился ремоут — и у юзернейма автоматически высвобождается целый час личного времени 5 дней в неделю. Куда его потратить, разумеется, личное дело каждого. Но если раньше этому юзернейму не приходило в голову оставаться в офисе подольше и веслать по 9 часов, а сейчас он начал это делать (за те же деньги), то вот в этом совершенно точно нет ничего хорошего.

И никакого хорошего окончания этого неумения отделять личную шерсть от корпоративной не получится: человек или поймет что что-то пошло не так (денег больше не стало, свободного времени больше не стало, работы стало больше) и попрется обратно в офис, или выгорит к чертовой матери рано или поздно. Наверняка найдутся и пару исключений в популяции — классических олдскульных работоголиков которым «солнца не надо — нам партия светит, нам хлеба не надо — работу давай». Но таких исчезающе мало к счастью, а мой изначальный коммент адресован остальным.

Мне кажется, что Ваша логика абсолютно корректна, если относиться к профессиональному труду как к любому наёмному. Но мне всегда было ближе считать, что труд профессионалов больше похож на b2b сервисы, т.к. «станки» (навыки, знания, способности и т.д.) принадлежат самому профи и, с отменой рабовладения, компания реально владеть ключевыми производственными активами не может. И тут «работа» превращается в работу, которая просто ради денег, и работу, которая тебя развивает, развивает твою квалификацию и репутацию. Прирождённые профи разницу ощущают интуитивно, но и рационально подходить к этому есть смысл, молодцы те, кто просят бонусов не за трудные задачи, а за работу на своём уровне или ниже без перспектив — ты не учишься, не растёшь, активы амортизируются и должны хотя бы в наличные превращаться. Тут делить работу и личную жизнь не так логично, как не делят её большинство предпринимателей. Так что это просто выбор. Если ты «knowledge worker», то совершенно верно, барьеры и ограничения почти всегда на пользу, если видишь себя «бизнесом», то можно смотреть по другому, и конечно это общий вопрос для всей семьи. Потому и приходится заводить семьи позднее, потому что не разделять трудно, проще развести фазы во времени. Зато юношеский фанатизм начинает со временем окупаться и приносить дополнительный доход, что способствует гармонии.

Но мне всегда было ближе считать, что труд профессионалов больше похож на b2b сервисы

За редчайшими исключениями (которыми можно пренебречь) бизнес может менять предложение вслед спросу — купить второй станок, поднять еще зоопарк серверов, нанять больше людей и т.п. А «инвентарь» наемного профессионала — а именно время, — жестко ограничен сверху законами природы. Поэтому аналогия ваша ошибочна чуть менее, чем полностью (и соответственно все выводы, на ней базируемые).

Прирождённые профи разницу ощущают интуитивно

Божественно. «Сам себя не похвалишь — целый день ходишь как оплеванный» :)

молодцы те, кто просят бонусов не за трудные задачи, а за работу на своём уровне или ниже без перспектив — ты не учишься, не растёшь, активы амортизируются и должны хотя бы в наличные превращаться

То есть те кто овертаймит за спасибо у нас прирожденные профи, а остальные работают «ниже уровня и без перспектив»? Сорри, но это уже пошел совсем уже концентрированный корпоративный буллшит с натягиванием совы на глобус.

Ух :) А почему тогда один специалист тратит на то, чтобы заработать 1000 долларов, месяц, а другой неделю? Работать бесплатно — конечно последнее дело, хуже только работать совсем без толку, однако мир профессионалов далёк от линейной «продажи часов». Тут много «рычагов» вовлечено — от знаний и опыта, которые экономят время, до человеческого капитала, попросту количества тех кто поможет если что.

За редчайшими исключениями (которыми можно пренебречь) бизнес может менять предложение вслед спросу — купить второй станок, поднять еще зоопарк серверов, нанять больше людей и т.п. А «инвентарь» наемного профессионала — а именно время, — жестко ограничен сверху законами природы. Поэтому аналогия ваша ошибочна чуть менее, чем полностью (и соответственно все выводы, на ней базируемые).

это практически сложный вопрос но можно провести условную рамку по позиции «приходить на работу» и «сделать конкретную работу» и соотв. во втором случае для заказчика что бизнес что частного совершенно всё равно сделал работу ты сам или нанял работников её делать или вообще передал другом человеку за процент от сделки и сколько именно работ ты можешь сделать за отведённое тебе время и сколько делаешь и ограничено это твоё время или нет

Божественно. «Сам себя не похвалишь — целый день ходишь как оплеванный» :)

не поверишь один из первейших американских принципов «сам себя хвалить» практически близко к 100% «наших» впадают в культурный иделогический ступор на этом месте ну вот таки да буквально до словно считая «сам себя не похвалишь» как суть есть негативный нарратив

ЗЫ: за буллшит на пример сейчас сантехники в техасе фигурально «на вес золота» и расписаны примерно до осени )) и работа никак не fixed price

Пропущу комментарии к статье, так как тут холивар на холиваре.
Если коротко, статья про:
www.meme-arsenal.com/...​a4bc510a88790b7adde6a.jpg

или одалживать компании по 20 % от текущей зарплаты

Мне вот была бы интересна статистика по ЗП, офисам с 1997 по 2003 год, так как она по сути давно не актуальна, интерес чисто ностальгического характера.

Точных цифр уже нет, помню что Питере в 98 «старшая» зона была от 1000 до 2000 долларов, и когда курс упал, а у нас остались доллары, то это стало много. К 2003 «много» было уже от 2 до 3.5K.

Підписатись на коментарі