Хотите прорывных проектов в системе образования? Подключайтесь!

Скоро исполнится два месяца с того момента, как меня назначили руководителем Харьковского компьютерно-технологического колледжа. Сейчас, оглядываясь назад, вижу, что в эти два месяца спрессовалось какое-то безумное количество событий. Как ни странно, уже есть вещи, о которых можно говорить как о достижениях, и я скажу об этом чуть ниже. Но самое главное, ради чего я все это сейчас пишу: поиск поддержки, идей, которые мы могли бы воплотить вместе. Но обо всем по порядку.

О том, зачем нам (именно нам!) всё это нужно, т.е. зачем бизнесменам идти в систему образования, я уже писал в своей авторской колонке на «Экономической правде» www.epravda.com.ua/...columns/2012/04/6/320895, а о текущих делах стараюсь постоянно информировать через свою страницу в Фейсбуке.

Коротко о первых впечатлениях. Переступая порог колледжа, будто попадаешь в машину времени: тебя переносит в 60-е годы прошлого века. Здесь это во всем — от «дизайна» коридоров и аудиторий до того оборудования, которое числится на балансе и на котором практикуются студенты. В туалеты, состояние которых, как известно, во всем мире служит индикатором цивилизованности, страшно зайти. Надо ли говорить, что учебные программы отстают от потребностей сегодняшнего дня? Плюс стандартный набор проблем нашей системы образования: низкие зарплаты, коррупция, безденежье...

И все же... говорил и повторю снова: за несколько лет я собираюсь сделать из этого колледжа образцово-показательное учебное заведение. Собственно, за этим и пришел. И чем труднее задача, тем интереснее ее решать. Можно бесконечно критиковать систему за ее недостатки, а можно попробовать использовать шанс и изменить ситуацию изнутри, показать пример и сделать так, чтобы успешный опыт можно было тиражировать.

Колледж всю жизнь специализировался на подготовке специалистов-станочников, но уже несколько лет стал готовить также разработчиков программного обеспечения, специалистов по обслуживанию программных систем и комплексов. По сути, одни из самых дефицитные специальностей на сегодня: обслуживание станков с ЧПУ и программирование. И сейчас наша задача, с одной стороны, дать рынку хороших, крепких специалистов для выполнения работ, где не требуется высшее образование, с другой, — выявить наиболее талантливых студентов и, обеспечив им качественную подготовку, подтолкнуть к дальнейшему обучению в вузе. Кстати, именно таким путем «подтягивают» молодежь до вузовского уровня во Львове: «Львовская политехника» имеет в своей структуре целый ряд колледжей, которые нацелены дать базовую профессиональную подготовку будущим студентам.

Что уже сделано... Началась борьба со взяточничеством. Кое-кого пришлось уволить, а в целом коллектив предупрежден, что подобные вещи будут жестко пресекаться. Когда мы сможем обеспечить качественный уровень подготовки и поднимем престиж колледжа, будут повышены цены на коммерческое обучение и это даст возможность системно обеспечить преподавателям нормальный достаток.

Корректировка учебных планов под требования рынка. Я провел ряд переговоров с ИТ-компаниями и машиностроительными предприятиями. Договорились, что за лето все учебные программы будут пересмотрены и подстроены под реальные потребности бизнеса. Кроме того, все обещают поддержку с обеспечением студенческой практики вне стен колледжа.

Компания УПЭК готова предоставить необходимое количество лицензионных комплектов программ для обучения в той системе автоматизации, которая используется на предприятиях этой группы. С ней же обсуждается вопрос инвестирования в обновление станочного парка, которое находится на балансе колледжа.

Параллельно решаем вопрос компьютеризации заведения. Уже подключили скоростной Интернет, сейчас ломаем голову над проблемой обеспечения современными ПК. Пока же убедил преподавателей проводить часть обучения через Интернет, учитывая, что практически все ученики имеют компьютеры дома, а значительную часть учебной литературы можно найти в Сети. В Фейсбуке созданы студенческо-преподавательские группы, где ведется постоянный обмен информацией, на днях открылась и страница самого колледжа: www.facebook.com/KharkivCollege

Кстати, параллельно решаем и вопрос повышения квалификации педагогов: для них будут организованы курсы с участием лучших преподавателей различных дисциплин, в том числе и от Национального технического университета «ХПИ».

Поставлена задача подготовить комплексный проект модернизации колледжа, и, надеюсь, эта программа заинтересует и представителей реального сектора экономики, и Министерство образования и местные власти.

В общем, жизнь в компьютерно-технологическом колледже постепенно закипает. И я призываю всех не быть равнодушными к этому процессу. Мы открыты ко всем свежим идеям, интересным предложениям, к различным формам сотрудничества. Предлагайте! Уверен, что общими силами мы можем действительно создать прецедент прорывного проекта и найти такую модель государственно-частного партнерства, которую невозможно будет не заметить или проигнорировать. И тогда этот проект станет прорывным для всех нас, потому что с таким опытом мы реально сможем изменить ситуацию в системе подготовки кадров, на которую неоднократно жаловались и которую заслуженно критикуем.

Эдуард Рубин, директор компании «Телесенс», и.о. директора Харьковского компьютерно-технологического колледжа

Маєте важливу новину про українське ІТ? Розкажіть спільноті. Це анонімно.І підписуйтеся на Telegram-канал редакції DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn



62 коментарі

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.
>будут повышены цены на коммерческое обучение и это даст возможность системно обеспечить преподавателям нормальный достаток.

официальный доход преподавателей зависит от ставок, которые утверждаются сверху, а совсем не зависит от стоимости обучения.

Как всегда, упираемся в проблемы всей страны.

По-моему, нужно отменить бесплатное образование в принципе. Хочешь учиться, а денег нет - берешь кредит на 10-15 лет под минимальный процент, сумма кредита зависит от оценок внешнего тестирования.

Немного не так. Есть ставки, а к ним есть доплаты от коммерческой деятельности. Если учебное заведение получает деньги от контрактников, то можно их направить на повышение оплаты преподавателей.

По-моему, нужно отменить бесплатное образование в принципе. Хочешь учиться, а денег нет — берешь кредит на 10-15 лет под минимальный процент, сумма кредита зависит от оценок внешнего тестирования.

Весь мир освіти мы разрушим
До основанья а затем
Мы наш, мы новый мир построми

Кто был ничем — возьмёт кредит

Хочешь учиться, а денег нет —

Есть торренты, Википедия, YouTube, Google, курсы MIT и Стэнфорта... Учебных материалов в сети — завались, и не только пиратских копий с торрентов. Деньги тратить не обязательно. Учиться и учиться, было бы желание.

Кредиты отдавать надо, ещё и с процентами. А чтобы было что отдавать, надо что-то зарабатывать.

Реальный контакт означает мгновенную обратную связь, атмосферу сопричасности. Дистанционка такого не дает.

атмосферу сопричасности

Не нахожу смысла в этом пафосе.

Мы же не Коран, не Тору и не Библию изучаем.

А вы в нашей стране много видели кредитов с адекватными процентами под обучение? У нас если и есть кредит под обучение, то выдадут его скорее всего родителям, под залог имущества. Это раз.
Потом цены на обучение у нас далеко не самые маленькие, а для учебы за границей посольства тоже справку о доходах требовать будут. Это два.

Если работать и копить на обучение, то покажите, пожалуйста, где платят хорошую зарплату и не просят показать «корочку» о высшем образовании.

Так, в том и дело, что кредиты должно государство гарантировать, и адекватные проценты обеспечить. Это выйдет в итоге эффективнее, чем попросту оплачивать госзаказ за лоботрясов.

В айти-сфере не требуется корочка для для получения высокой зарплаты. Обычно наоборот, тот, кто может претендовать на высокую оплату, так же может получить и корочку.

А Вы таких вакансий много видели? Буду благодарен если дадите ссылку.

в том и дело, что кредиты должно государство гарантировать, и адекватные проценты обеспечить

Да оно по идее много чего как бы должно, а толку-то... :-)

В IT на 5 співбесідах мене жодного разу не попросили показати «корочку», в тому числі і у Global Logic. При цьому у мене лише 1 рік реального досвіду, не більше. Тобто роботу знайти можна і без корочки, це факт.

могу прочитать курс лекций по CMS Drupal или вообщем по веб-разработке на PHP/JavaScript. По причине того, что живу в Киеве то скорее всего только в онлайн режиме по схеме аналогичной тому, что предложил Nikita Knysh. Занятия могу вести как на русском, так и на английском языках.

О себе:
кандидат технических наук. специальность 05.13.06 «Информационные технологии».
опыт преподавания в ВУЗе — около 5 лет.

последние 4 года плотно занимаюсь веб-программированием

Готова поддержать лекциями по теории и практике бизнес\системного анализа на английском (владею более чем свободно). UML моделирование и создание документации. Частично могу поддержать работу в направлении технического документирования, создание шаблонов документов и т.п.; тоже на английском языке. Сама когда училась, так хотела что б хоть какие-то лекции были на иностранном языке.

Спасибо, Анастасия. Думаю, что в колледже пока это рановато. Но хочу за 3-5 лет довести набор ребят высокого уровня и, возможно, тогда мы сможем читать такого уровня лекции.

Заставляйте студентов учить английский, тщательно.

Готов поддержать асс. кафедра компьютерного мон. и лог. читаю прог.

Спасибо Ярослав, с удовольствием приму вашу помощь, т.б. в одном ХПИ работаем. :) Напишите мне на мэйл [email protected] и мы договоримся о встрече на следующей неделе.

Готов делиться знаниями с начинающими тестировщиками (и студентами, которые проявят интерес к сией професии). Бесплатно. Ради fun-a и networking-a.

Есть опыт работы и сертификаты. Есть опыт (небольшой) публичных выступлений.

Сейчас вижу это как сессии по 1-1.5 часа примерно раз в 2 недели. Материал — основы тестирования ПО на базе курса подготовки к сертификации ISTQB Foundation Level.

Физически нахожусь в Киеве, так что занятия могу проводить онлайн.

Пожалуйста, дайте знать, если это интересно.

Готов пригласить в ХПИ на прочтение лекций Ярослав

Спасибо Никикта, я переговорю с нашим зав. учебной части.

@Eduard Rubin

Telesens был первой IT-компанией Харькова, которая создала на своей базе учебный центр, и очень неплохой. Так что, я думаю, у Вас все получится. Удачи!

Тогда держите простой, но действенный рецепт от меня лично:

Приводите студентов сюда. На ДОУ. Здесь они приобретут необходимые социальные навыки, позволяющие перейти (перепрыгнуть) тот самый сложный рубеж между потребительским отношением к жизни [образованию в частности] и сознательной ответсвенностью за свои действия и бездействие.

Сами по себе студенты этих навыков не получат. Причина — для них нужен опыт. Люди постарше. Особенно менторы. Сказать что здесь есть менторы — ничего не сказать: это местный украинский аэродром.

На текущем этапе Ваш успех зависит лишь от того, есть ли у Вас поддержка лидеров. Если нет — дальнейшие действия будут лишь показухой. Если есть хотя бы один человек — добро пожаловать сюда. Пусть напишет статью он, а не Вы. Объясняю почему: у Вас просто другой диалект [административный], Вас не поймут. Лучше зовите сюда человека из собственной компании который занимается пиаром. Копирайтера. Пусть он пишет.

// Заодно и с компанией познакомимся :)

Начинание хорошее, но в успехе сильно сомневаюсь. В любом случае, удачи Вам!

+1000 к идее, будем надеяться вы не очередной коррупционер -)))

1. практика, практика і ще раз практика. Мін теорії, макс практики. Тобто навчання == робота.

2. Зробіть free-lab, свого роду бізнес-інкубатор, де б студенти у вільний час могли вільно спілкуватися, генерувати ідеї і їх реалізовувати. Таких дуже мало, але їм треба дати можливість себе проявити.

3. проводьте семінари, конференції де студенти вчилися б себе презентувати.

Любопытства ради: зачем (1)? Я еще понимаю «максимум теории И побольше практики, ее иллюстрирующей», но кому нужен практик без теории?

Вот (3) — это да, это натурально полезно.

Світ змінився. Раніше інформації було мало і доступ до неї був складний. Зараз я з допомогою Ґуґла можу підняти більш ніж достатньо теоретичної інформації по будь якому питанню, але не вистачає практики.

Это только в случае, если человек _уже_ знает, что ему нужна информация по такой-то теме. А если он даже не подозревает о ее существовании — то у него просто будет пробел в образовании, и никакой Гугл его не спасет.

Да, человек при этом может вполне успешно программировать на уровне «последний класс средней школы» и вообще от этого не страдать, но факта наличия пробела в образовании это не отменяет.

поддержу. в последнее время наблюдаю принцип обучения спецов на рабочих местах по принципу, описанному в коньке-горбунке: работодатель считает, что если бросить джуна в котел с Г-кодом, оттуда выскочит супер-пупер синиор или даже архитект. на практике получается, что вместо тех, кто умеет в Г не попадать, имеем тех, кто умеет в Г не тонуть.

Кстати говоря, а ведь тут есть рациональное зерно. Меня сходу заставили разрабатывать сервис для ТимЛаба, для чего пришлось лазить по его внутреностям. Код там был отличный. и многому меня научил.

Щодо (2). В техникумi ще школярi, їм ще далеко до реалiзацiї.

Школьники нынче умные пошли. Не все, конечно, но если посмотреть на то, кто участвует во всякого рода контестах и конкурсах, то напрашивается именно такой вывод.

К тому же у нас люди живут мало. Чем раньше мы начнем и закончим образовательный процесс безо всяких ненужных распылений, — тем лучше. Для всех.

Если бы у вас не было написано, что вы студент, я бы удивился. :) А в принципе, не спешите, жизни достаточно. :)

Удачи, Эдуард, отличное начинание. Ситуацию вокруг надо начинать изменять с малого, с того,Ю что может каждый из нас, каждый день делая, что-то хорошее и полезное. И со временем, качество обязательно перерастет в количество!

Вот только подготавливая специалистов дефицитных специальностей и рассказывая
о том как в них нуждаются предприятия страны, не забудьте сообщить им что
з/п к примеру программиста scada систем(пусть не ЧПУ но из той же песни)
будет куда меньше чем у любого мидла в любом аутсорсинге. И пусть они 10
раз подумают и все взвесят, заниматься АСУ или же все таки ориентироваться на широкие массы.
Но стремление беспорно заслуживает похвалы.
Надеюсь что Ваши ребята будут востребованы и из колледжа действительно

будут выходить толковые спецы.

Глубокое заблуждение, что все хотят программировать, чтобы больше зарабатывать. Люди есть разные и многие смотрят на интерес к работе выше, чем повышенная зарплата. Т.б.,что зарплата не принципиально разнится. Возьмите разницу в зарплате сишника и джависта, а также тестировщика. Если бы все люди были одинаковые, то жизнь была бы очень скучная. :)

По поводу интереса абсолютно согласен. Я работаю в области пром. автоматизации программером и это однозначно интереснее чем фиксить баги в чужой программе, я видел много интересных объектов и люблю то чем я занимаюсь, НО по зарплате могу сказать, что разница довольно существенная. А с учетом того, что отчественная промышленность не отличается устойчивостью к кризису, это отражается и на работе контор, занимающихся АСУ. Но все это к тому, что надеюсь в колледже не будет умалчиваться тот же зарплатный вопрос перед учащимся, а откровенно обрисуются все плюсы и минусы специализации.

Согласен. Т.б., что учащиеся прекрасно осведомлены уровнем зарплат в различных отраслях.

IMHO нужно менять ситуацию, а не приспосабливаться. И ДОУ как раз тот ресурс, где эти изменения можно провернуть.

Лет через 20 вспомним, что в далёком 2012-м всё было так легко :)

Тех кто хочет программировать, чтобы больше зарабатывать — следует бояться брать на работу. Программирование такая работа, где очень легко «сэкономить» на качестве, и дать показуху. И если сделано халтурно, расплатится явно не тот, кто делал.

Столь серьёзные разрывы в заработке я считаю глупостью. Люди гораздо больше одинаковые, чем разные.

Это очень круто! Успехов в начинании!

Приветствую от имени Одесского колледжа ИТ (тоже коммерческого). Мы проходим этап лицензирования. Готовы помочь! и нуждаемся в помощи! Пишите — [email protected]

Доблестные преподаватели КА "Шаг" Вы лучше у себя порядок наведите прежде чем давать кому либо помощь. Имхо половина преподавателей в ваших филиалах занимаются просиживанием на парах..Не говоря уже о том что уровень подготовки у большинства преподавательских составов на столько слабое, что только и могут проводить занятия читая с лекционных шаговских книг. Обидно за вас товарищи.

Когда идешь впереди, а подтверждением тому служат победы наших слушателей на мировых IT-чемпионатах, то привыкаешь к подобному роду заявлений, которые сыпятся от тех, кто плетется сзади. :-)

Всё это конечно замечательно. Но не забывайте о том, что КА "Шаг" числиться в чёрных списках крупных на украинском рынке софтверных компаний, которые окончательно поставили крест на ваших выпускников 8-) Ваша сила в том, что в прячетесь за успехами студентов, которые в первую очередь успели добиться и достичь своих целей без вашей помощи и не по вашей инициативе. А лишь за счёт своей целеустремлённости, настойчивости и само образованностью. Но ваше заведение считает иначе, так как конечно же для вас в выгоду рекламировать достижения самородков якобы: "-Смотрите благодаря академии эти студенты успешно трудоустроились и занимают должностные места в крупных компаниях !". Согласно исходящими, и имеющихся на данный момент информациями, которые присуще были получены от бывших представителей вашего "колледжа". Мы имеем картину того что студенты которые полностью прошли до конца ваше обучение получив на руки сертификат об окончании вашей академии. 50% из 80% не проходят собеседования на должностную позицию по своей специальности. На остальные 20% мелкие малоизвестные компании закрывают глаза. оставшихся 10% идут работать ваш "колледж" преподавателями. Судя из всего этого, очевидно можно сделать финальные итоги вашего профессионализма. И опять же, как бы ни было грустно, но мне не однократно приходилось собеседовать ваших выпускников и даже одного из бывших преподавателей шага. По этому тем чем вы пытаетесь ёрничать, для начала анализируйте реальную обстановку и уровень ваших студентов и профессионализм сотрудников в целом.

желаю успехов! начинания отличные.

Можно нескромный вопрос?
Куда делся прежний руководитель этого заведения?

Ну то есть, зачем всё это нам — это как раз понятно. Но не факт, что всё это нужно им — занимающим эти места сейчас. Даже при том, что безденежье, а коррупция всё равно не даёт каких-то золотых гор — ан попробуй кто-то прорваться со стороны. А единичный супер-проект даже с супер-опытом без возможности его ну хотя бы копипасты — «реально» ситуацию не изменит, ИМХО.

Спасибо ректору ХПИ, что поддержал идею вначале создания такого колледжа, а потом переломить старого директора. С предыдущим директором мы договорились и он работает замом. У него действительно опыта много, а там столько тонкостей, которые за месяц не изучишь, что лучше переубедить людей и сделать из них соратников. Но конечно не все хотят этих перемен. Я забрал у многих кормушку, хотя и маленькую.

«Кормушки» в принципе нужно безжалостно истреблять. Они как «маленькая» раковая опухоль, создают оччень большие проблемы.

Судя по этому видео youtu.be/veZcvi_dO_A (со страницы в ФБ) планируется какое-то сотрудничество с кафедрой АСУ. Я правильно понимаю? А будут как-то привлекать студентов старших курсов?

С самого начало в проекте по созданию колледжа мы работали с кафедрой АСУ и информационной технологии вместе. В этом большая заслуга Годлевского и Куценко. Сегодня преподаватели с кафедры АСУ работают в колледже. И выпускница этого года с сентября идёт преподавателем и параллельно в аспирантуру. Так что берём лучшие кадры.

Молодцы. Это очень важная задача!

А я +1 и поддержу! В сад сопли, слезы и проблемы. Сложных вещей всегда много. Нужно просто делать.

Господин Рубин,

Платное образование за наличные, по-моему, звучит всё ещё смешно в нашей бедной стране, тем более в колледже.
Как на счёт образования в кредит?
У вас есть соответствующие программы?

Возврат персональных ивестиций в образование вполне реален законными способами в ИТ (в отличие от, например, медиков, которые рассчитывают на маловероятную высокооплачиваемую работу или взятки).

В кредит это тоже платное образование, просто его форма. Я ещё цены не поднимал. :) Но когда преподаватель получает 2000 грн, это страшный нонсенс. Я веду переговоры с харьковскими компаниями, возможно мы найдём способ мотивировать педсостав без повышения стоимости. Но надо учитывать, что государство режет бюджеты по страшному. Ректора воют. Но это отдельная тема.

Рекламируйтесь! Поверьте, на образование спрос есть.

Якщо все так як Ви кажете, то це як ковток чистого повітря )

Підписатись на коментарі