Сучасна диджитал-освіта для дітей — безоплатне заняття в GoITeens ×
Mazda CX 5
×

Как стать классным джуном. План действий, который поможет быстро расти

Привет! Меня зовут Максим Мох, и я Project and Business Development Manager в Luxoft. В своей жизни каждый проходит этап «джуниорства» хотя бы несколько раз. Я не исключение. Был джуниором большое количество раз в разных сферах деятельности. Но в IT — больше всего.

За свои 16 лет в индустрии я был также ментором интернов и джунов как в тестировании, так и в разработке. Поэтому хочу поделиться с вами опытом и мыслями на тему, каким же должен быть начинающий. Эта статья будет полезна джунам, чтобы понять, как что делать и чего не делать, как расти, какие скилы развивать.

Я начинал карьеру с Junior-тестировщика в небольшой продуктовой компании. Это было в далеком 2004 году. И за несколько лет удалось дорасти до начальника отдела тестирования и продакт-оунера нескольких больших проектов. Потом я решил, что мне мало, и попробовал, что такое большая международная компания. Там мои скилы оценили в... интерна! :) Я прошел курс обучения и через два года уже был сеньором, выполнявшим много обязанностей лида.

Далее перешел в другую компанию и стал джуниор Lead’ом, джуниор PM’ом. Да-да, PM’ами не рождаются, а проходят этот путь также с нуля, наступая на грабли, учась у опытных коллег и на практике.

Иллюстрация Алины Самолюк

Все очень сложно!

Если на сеньорность сеньора иногда можно закрыть глаза и взять того, кто пройдёт собеседование с клиентом, то с джуном все сложнее, поскольку часто он «висит на костах проекта». Как бы это странно не звучало, но интервью с сеньором можно закрыть за 15 минут, а вот с джуном может длиться час и более, а иногда потребовать пары этапов. За свои деньги все хотят получать максимум.

Чтобы построить успешную карьеру в IТ, любой человек, независимо от направления деятельности, должен обладать определенным набором качеств и навыков, которые сделают его привлекательным для нанимающего и востребованным на проектах.

  • Умение общаться и формулировать свои мысли и вопросы четко — на двух языках минимум!
  • Доскональное знание теории не нужно, но понимание того, что такое SDLC, а также ключевых особенностей основных методологий, базовых процессов и того, чем предстоит заниматься на должности — must have.
  • Умение быстро находить, квалифицировать, категоризировать и использовать информацию — то, без чего сложно быть в тренде.
  • Жажда обучения. Я не люблю учебу. При этом я посетил более 60 курсов в тренинг-центре компании, где работаю, и стал одним из лучших выпускников школы менеджмента. Без обучения сейчас никуда. Каждый день нужно изучать и познавать что-то новое.
  • Четкое понимание своей роли, планов и адекватное восприятие реального мира. Заявлять на собеседовании, что вы не знаете, кем хотите быть через год, или хотите через два стать директором компании — это провальный вариант.

Для развития всех этих компетенций можно использовать любые доступные средства: тренинг-центр компании (сейчас такие у всех есть), книги, онлайн-курсы, школы, коучинг-программы, менторство и так далее. Инструментов много, так что можно подобрать тот, который будет для вас максимально удобным и понятным.

Итак, вы обладаете всеми качествами, прошли собеседование, получили вожделенную должность и на следующей неделе вам выходить на работу! Что же делать? Ведь в теории все совсем не так, как в жизни, где нужно соответствовать заявленному и постоянно показывать прогресс.

Давайте попробуем нарисовать план действий для джуна, который поможет ему стать успешным на своем проекте и в компании:

  1. Попросите, чтобы вас познакомили со всей командой и рассказали, кто за что отвечает. Только постарайтесь запомнить всю информацию и имена. Это поможет наладить контакт с командой.
  2. Попросите составить для вас план интеграции на период испытательного срока. Или сами предложите составить такой план в течение первых недель, когда поймете, куда попали и с чем работать. Это сложно, но покажет, насколько вы адекватны и заинтересованы.
  3. Задавайте вопросы, но не будьте навязчивыми. Никто не любит повторять дважды, и бесит, когда нужно повторять по пять раз. С другой стороны, не задавать вопросы тоже нельзя, разбираться в чем-то неделю вместо того, чтобы кто-то опытный показал за 10 минут — это пустая трата ресурсов и времени. Научитесь придерживаться золотой середины.
  4. Учитесь на своих ошибках. Например, если вам показали процесс создания дефекта и все обязательные поля — придерживайтесь рекомендаций, не пропускайте ничего. Или, допустим, вы увидели, в каком формате нужно комментировать коммиты, но упорно продолжаете делать, как вам красивей, или вообще забываете.
  5. Учитесь у своих старших коллег, просите объяснять, почему так и какие есть еще варианты.
  6. Когда освоитесь, попросите или предложите дать вам в ответственность какую-то область или задачу.
  7. Найдите ментора или попросите его вам предоставить.
  8. Следуйте процессам, установленным на проекте. Не спешите сделать все быстро, лучше немного затянуть, но сделать качественно.
  9. Не будьте шилом в одном месте и назойливой мухой. Всегда должен быть баланс. Даже если можете сделать что-то лучше кого-то, не надо лезть на рожон и забивать собой все пространство проекта. От этого ваши коллеги и руководство быстро устанут.
  10. Изучайте продукт настолько досконально, насколько позволяет документация, ресурсы и время. Чем лучше вы будете знать продукт, его ценность для заказчика и клиента — тем вы круче! Ведь, в конце концов, бизнес работает не над улучшением процессов, отношений и так далее, а над качественным продуктом, который приносит прибыль. Например, вы можете изучить всю проектную документацию, которую удастся найти. Есть продукты, документация к которым занимает сотни страниц и несколько томов. Вы удивитесь, как много интересного можно там найти, и еще больше удивитесь, когда окажется, что сеньоры понятия не имеют о многих программах и функциях, так как у них нет времени все перечитывать.
  11. Принимайте активное участие в жизни компании или своей линейки бизнеса: встречи, корпоративные ресурсы, ивенты, конкурсы и разные завлекательные активности. Чем больше вас людей узнает и чем больше у вас будет друзей в компании, тем легче будет идти по карьерной лестнице или получить помощь. Но не тратьте на это рабочее время :)

Клиент счастлив, а вы все еще джун?

Вы закрепились в команде как ответственный, коммуникабельный и исполнительный джун, на которого можно положиться. Что же дальше?

В среднем путь от Junior до Middle занимает около двух лет. До Senior — еще 3–4 года. Все зависит от вас и от среды, куда вы попали. Но рассчитывать, что за год станете сеньором — очень опрометчиво. Даже у меня, с шилом в одном месте, так не получалось, и за годы работы таких людей я не встречал. Дальше вам предстоит учиться, учиться и учиться: узнавать новые подходы, вникать в продукт, как быть частью процесса и как его улучшать, как находить общий язык со всеми стейкхолдерами, как деливерить качественный продукт вовремя и так далее.

Учитесь, развивайтесь, и путь к сеньорству станет не только быстрым, но и интересным. Всегда есть второй вариант — сидеть и ждать, пока какой-то сеньор уйдет и вы станете на шажок ближе. Но в таком случае процесс взросления растянется на многие годы, и риски вылететь на рынок двухлетним джуном также увеличатся.

А не пора ли мне подрасти?

Итак, вы все выучили: Java c закрытыми глазами без гугла, тест-кейсы пишутся и проходятся сами, продукт идеален, клиент счастлив, а вы все еще джун...

Не забывайте напоминать вашему руководству о плановых аттестациях, просите проводить вам ассессмент от старших коллег, собирайте и анализируйте обратную связь и работайте над теми сторонами, которые требуют улучшений. Даже если вы считаете, что делаете все идеально, другому человеку это может казаться совершенно не так. Или же у вас есть слабые стороны, которые не дают расти — работайте над их прокачкой.

Постоянная, качественная обратная связь, работа над ошибками, план развития и рекурсивное повторение всех пунктов — залог успешного развития. Ну а если ваш менеджер считает, что всему этому нет места, ибо пустая трата времени, а вам нужно просто перестать заниматься ерундой и пахать — он классный тип, но лучше поискать другого.

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось14
До обраногоВ обраному18
LinkedIn

Схожі статті




42 коментарі

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Насколько реальный кейс, что джун, проработав 2 года на проекте, приходит и говорит: теперь я мидл, хочу +800...+1000 и его «повышают» до мидла и дают соответствующую прибавку?

Я с подобным не встречался (ни лично, ни в историях друзей). Из всего того, что видел/слышал, рост от джуна до мидла — это всегда смена компании или как минимум — смена проекта в рамках одной компании, если она большая. Но в любом случае, это уход с позиции джуна и устройство на позицию мидла, а не органический рост. То есть, если это происходит на одном проекте, то (с моей точки зрения) нужно открыть позицию мидла, сократить позицию джуна и перевести такого человека с одной позиции на другую.
Но, повторюсь, я с таким не сталкивался и о таком не слышал.
Аналогично, думаю, работает и с переходом мидл — сеньор.
Буду благодарен за контр-примеры (реальные, из жизни).

Повно таких прикладів. В мене нещодавно було декілька дуже крутих інтернів які за рік підтягнули скіли на стільки, що працювали над мідловими задачами з невеликою допомогою від команди. В результаті, обидва вже менше ніж через рік мали свої +800$.
Перехід в іншу компанію — це найшвидший варіант отримати райз для будь якого рівня. Я вже майже 20 років в бізнесі і досі не розумію, чому компанія може платити людині яка приходить з вулиці, більше ніж людині яка багато років працює і набагато ефективніша. Нажаль, бачив таке скрізь, в будь яких компаніях по всьому світі.

стал джуниор Lead

такого я еще не видел)))

Не надо никаких гребаных атестаций, никаких зло@#!чих ассисментов. Пришел к лиду, сказал, +N или я пошел. Все.

А лид то тут причём, как правило, он за зарплату не отвечает. В лучшем случае может дать хороший отзыв тому, кто принимает решение о повышении. Таким образом +N превращается «дай хороший отзыв или я пошёл». Уверен, в большинстве случаев придётся идти :) А если не придётся, то лид бы и без шантажа дал хороший отзыв.
PS сам против формальностей в процессе повышения зп. Хотя молодёжи подобная геймификация может и зайти, кто знает.

Вот это и паршивее всего друг мой. Ты не наказать не поощрить технически не можеш. Как бы и недоменеджер получаешся — для мебели. Все что можешь — занять из своих на комп например. Видиш чувак из твоей команды, откровенный в ...ещик. Блин не работает, все время просит за тебя сделать его работу — типо он не понимает как. Трындит только с друзьями как вчера бухал — неделя, вторая. Подбивает команду против тебя, приходится дисциплинарные меры применять к джунам. Высказываешь — но ты ему ниразу никто, идёт к «ресурс менеджеру» — и проблемы уже у тебя — ты токсичный обижаеш людей. (И он теперь блин шеф моего шефа).

Лида так же надо научить послать в — сраку. И сказать что ты получиш +N если станешь делать ещё вот это и вот это. Например будеш менторить джуниоров или писать документацию, организовывать тимбилдинги и т.п. А то все придут и с ни пениса попросят денег. А если лид не знает — то об этом, то нахрен его делать лидом ??? Пускай сидит синиором, и ходит на программы повышения квалификации. Менеджеру без всяких аттестаций и так видно — тянет человек работу на левел или нет. А эта аттестация — только на руку всяким хедхантерам которые пузырят рынок в дно. И вместо нормальной работы специалистов по кадрам, которые например смогут оценить что происходит в коллективах — мы имеем вы..щиков на всех уровнях.

Как стать классным джуном (для компании). Про быстрый рост так в итоге и не рассказано, а рассказано про «как стать привлекательным для нанимателя и востребованным на проекте»

В комментариях же написали как — бегать по конторам.
Их сейчас много, иногда берут не глядя.
А потом приходят такие синиоры к тебе на собеседование и два слова связать не могут, про написание дефектов и тест кейсов вообще молчу. Про программистов — это отдельный печальный разговор...

про собесы — синиор(лид, whatever) в одной компании не значит синиор в другой.
даже в пределах одной компании и то могут быть нюансы.

А дефекты и тест кейсы не нужны руководству. Им только api/sql интересно и все

Им только api/sql интересно и все

не интересно и оно им, они могут даже не знать, что это такое вообще (хотя могут и знать),
им интересно, чтоб бизнес работал, желательно успешно

стал джуниор Lead

Это вообще что? Как чуть-чуть беременный?

Принимайте активное участие в жизни компании или своей линейки бизнеса: встречи, корпоративные ресурсы, ивенты, конкурсы и разные завлекательные активности.

Лично у меня бы кукуха поехала активно участвовать во всех этих праздниках жизни. Ну реально, я ж не тамадой или каким-то ивент менеджером устраивалась, а сидеть кодить\тестировать.

Не забывайте напоминать вашему руководству о плановых аттестациях

Совет для мазохистов. Обычно наоборот, это отдельная пытка — подсовывают для заполнения кучу формочек, сёрвеев, фидбеков с вопросами, похожими друг на друга и состоящими на 90% из воды.

В среднем путь от Junior до Middle занимает около двух лет. До Senior — еще 3–4 года.

..., по раздаче лычек. просто за выслугу, с учетом скорости закрывания тасок.

в действительности, если послушать внимательнее о чем говорят лиды, об этой классификации, то есть те которым нужно реально смотреть на уровни, чтобы принимать решения, кому что можно поручить, что может сделать команда, за отведенное время, а что — не может, и т.д.
то окажется, в зависимости конечно от домена

джун — это до 5ти лет
синьор — после 10ти лет

срок зависит конечно еще и от изначальных толковости и талантливости, команда что обучает, косвенно или прямо, и может быть меньше.
но и — никаких гарантий время не дает для перехода мидла в синьора.

мало того, считаю что мидл и не обязан стремиться стать синьором. мидл это прочное профессиональное плато, с большим выбором повышения уровня мастерства без перехода «выше».
«плох тот солдат что не хочет стать генералом» надо дополнять:
«но еще хуже тот солдат что пытается стать генералом, но не хочет этого, а поддается давлению навязанной этой цели». именно про него, про такого солдата
В иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подняться до уровня своей некомпетентности

Видимо имелось ввиду через сколько лет гребли заступившего джуна смогут продать как сеньора)))

Видимо ты имел в виду — через сколько месяцев ? Я процетирую один бизнес перегвор: «джуниора никто не купит». Поэтому в контрактах нет тайтлов ниже senior. Клиент правда может начать выяснять сколько тех или иных людей в команде, и потом предъявить и затребовать скидку. Кстати «комсомольские» команды сильно недооценены, если есть система пм->лид->синиоры/мидлы->джуниоры. Ибо сам лид не может ментить всех джуниоров одновременно, можно перепоручить мид+ и синорам ментить молодых и т.д. Тут главное за дедовщиной следить чтобы не развивалась. Такая структура может — горы свернуть или IBM уделать.

«Как 21-летнему тимлиду стать классным джуном» :D
Пардон, не втримався)) стаття хороша!

Коли побачив Соніка, подумав, що буде стаття від співробітника Sega :) Відкрив, щоб дізнатись, як там справи у творців улюблених ігор дитинства :) А тут Luxoft :)

да просто валишь с этой компании если не ощущаешь роста и все. особенно с люксофт

знаю более короткий путь.
для Джуна сразу после прохождения испыталова можно начинать ходить на собесы на мидла ;)
ну и для мидла и синьора и соответственно

Уважаемый сэр, во-первых, это работает далеко не для всех технологий.
Хотел написать, что вангую, что вы Front-end разработчик, но так оно написано в вашем тайтле.
Так вот, для Front-end это все сработает, может еще для node.js. Но не для более серьезных технологий, как на пример: Java, С#, Scala, С++ и C. Даже для мобайл такое не пройдет (я не беру такие несерьезные, с моей точки зрения вещи, как Flutter). Там минимум пару лет надо будет поработать. Хотя тот же Swift — это не Objective-C. Да и на Kotlin надо тоже поупрожняться, если это первый язык программирования.

Так вот, для Front-end это все сработает, может еще для node.js. Но не для более серьезных технологий, как на пример: Java, С#, Scala, С++ и C.

Работает.

давайте считать, когда вы начали учить язык программирования C# и когда вы стали middle?

Ага, давайте еще вспомним как я в 14 лет на олимпиадах на паскале писал)
Через неделю выхожу на позицию синьора-помидора в «лидерах рынка». И суммарно это будет 3.5 года от трейни до синьора, что собсно среднее по палате.

Мені самому так дали сіньйора, в 2008. Причому в мене на ставці взагалі менше року було, і 2.5 роки студентом-сумісником.
Я сам раз чи два на співбесідах схвалював такого юного сіньйора, але кандидат здавався мені амбітним і перспективним. Тобто ви не думайте, що хакнули систему, як в анекдоті, що ОТЛ то «обманул товарища лектора», в вас просто побачили того, хто буде педалити і рости, що ви й самі підтверджуєте, згадуючи Олімпіади ;)
Автоматично за 3.5 роки роки досвіду комерційного програмування, що практично співпадає з загальним досвідом, ніхто не дасть ті «лички».

Ой, да шо вы такие серьезные. Первые $ на .net я еще в 2014-м году заработал, просто так получилось, что английский оказался немного(много) нужнее чем я предполагал чтобы попасть в ойти.

Ну тим більше. Типовий вайтішник на 3.5 роки досвіду, ага :) Як там у Ільфа з Петровим:

Что еще за параллель такая, — смутно отзывался Митрич. — Может, такой никакой параллели и вовсе нету. Этого мы не знаем. В гимназиях не обучались. Митрич говорил сущую правду. В гимназии он не обучался. Он окончил Пажеский корпус.
Хотя тот же Swift — это не Objective-C.

Потому что Swift гораздо комплекснее :) если мы говорим об идиоматическом программировании, а не hello world.
Просто по дизайну Swift — это язык с хорошим progressive disclosure, поэтому для обывателя он кажется очень простым.

Если откровенно, то сначала мне Swift не зашел. Но это так. Скажем так, я его переосознал только после того, как изучил Scala. После этого я Swift пересмотрел. Кто-то в Apple под впечатлением решил портировать Scala на iOS/macOS. Вписав туда все лучшее от Objective-C, приправив некоторыми идеями с C#. Но все равно, с моей точки зрения Swift получился более императивным, чем функциональным. Ччто же до Kotlin. Ту версию, что я изучал, постеснялись даже свои коллекции написать. :) Минимальные изменения от Scala (trait) — в Kotlin оставили interface. Хотя trait имеет отдаленное сходство к interface. И т.д.

после того, как изучил Scala
Кто-то в Apple под впечатлением решил портировать Scala на iOS/macOS

Это просто confirmation bias. Scala и Swift похожи потому что они черпали идеи из одних и тех же источников, например OCaml и Haskell. Свою модель для progressive disclosure Swift почти полностью взял у Python. И так далее.
Но я думаю, что Scala напрямую повлияла на само решение начать писать Swift. Как пример того, что можно втащить огромную традиционно ООП платформу на функциональные рельсы.

Вот на счет, что из Python было взято, я не могу ни судить не спорить, я с ним не работал и пока не дошли руки изучить :) На счет Haskell таже история. Он больше все-таки для академической среды. Аутсорс же в этом смысле достаточно практичен и беспощаден. Что и плюс и минус. Но это уже другая история...

я вам больше скажу — можно сразу ходить на собесы и для мидла и для джуна, всё равно в большинстве случаев требования идентичные))

В среднем путь от Junior до Middle занимает около двух лет.

У меня занял 3 месяца испытательного. Знаю 2 случая, когда сразу брали на синьора.

Вывод: пишите дома пет-проекты, игрушки, и если повезет с конторой — долго джуном сидеть не надо будет.

Не забывайте напоминать вашему руководству о плановых аттестациях

компетентен ли руководитель, которому подчинённый должен напоминать о плановых действиях? вот в чом вопрос.

Статья про сферического идеального джуна в вакууме, каким бы его хотелось видеть заказчику и менеджеру.

Ну я когда-то был таким. И что?

Ничего. Но статья больше направлена на то, как быть хорошим исполнителем и нравиться заказчику.

Підписатись на коментарі