В поисках мультипликативного эффекта
[Об авторе: Дмитрий Маленко — СТО компании rollApp, профессионал с
Как ни странно, хотя и ожидаемо, дискуссия вокруг возможной роли IT в экономическом развитии нашей страны оказалась живой, местами содержательной и во многих моментах поучительной. За это большое спасибо всем участникам обсуждения. Комментарии и идеи, которые высказывались как на DOU, так и в других местах, породили у меня кучу мыслей. Из этой кучи одна или две заслуживают того, чтобы высказать их вслух.
Конечно же, первая из них о мультипликаторе, а точнее о мультипликативном эффекте. «Нема, де правди діти» — обойдя его вниманием, я допустил ошибку, на что сразу, хотя и не всегда в корректной форме указали комментаторы. Да, мультипликативный эффект имеет место быть, и благодаря ему вклад одного IT-шика в ВВП будет бóльшим, чем расчётная выручка от экспорта в $55,000. Но вот насколько бóльшим — вопрос открытый. Я не согласен с тем, что этот мультипликатор (увеличение ВВП по отношению к увеличению экспорта) может быть равен 10.
К сожалению, исследований, которые бы изучали такую тему, мне найти не удалось, а те немногие, которые удалось отыскать, оценивают мультипликативный эффект от фискальных рычагов влияния на экономику. Тем не менее, доступные источники все же дают пищу для размышления. Во-первых, мультипликатор оценивается отдельно для каждой национальной экономики. Оne size fits all тут не работает. Во-вторых, значение мультипликатора зависит от периода, для которого он оценивается. Это логично: чем больше шагов повторного участия в экономических операциях пройдет, тем больше будет суммарный эффект. В третьих, оценки мультипликаторов попадают в промежуток от 0.5 до 3, на фоне чего 10 выглядит неправдоподобно.
В отсутствии надежных источников нам остаётся только построить модель (по прошлому опыту я знаю, что многим это не понравится) и оценить на основе этой модели, насколько большим может быть мультипликатор.
Мы будем опираться на метод расчета по расходам, который определяет ВВП как конечное потребление + валовое накопление капитала + государственные расходы + (экспорт — импорт). При таком подходе покупка буханки хлеба IT-шником учитывается в ВВП, а покупка муки, чтобы этот хлеб для него испечь — нет, так как это покупка не для конечного потребления.
Мультипликативный эффект будет возникать, когда сначала IT-шник купит товар украинского производства, а потом тот, у кого IT-шник купил, тоже потратит полученные от IT-шника деньги на покупку украинских товаров и так далее. В действительности, в такой цепочке будет больше промежуточных звеньев между первой и второй покупкой, но они не влияют на рассматриваемый процесс. Таким образом, общий мультипликативный эффект в значительной мере будет определяться долей неимпортных товаров и услуг в структуре потребления.
С каждым шагом товарно-денежного обмена всего лишь часть «дошедших» до этого этапа денег будет вносить вклад в ВВП, так как только часть из них будет использоваться для конечного потребления и для покупки отечественных товаров и услуг. Для простоты мы будем полагать, что доля того, что будет учитываться в ВВП, на каждом шаге одинакова. Например, сгенерированная IT-шником выручка компании тратится (опосредовано, через зарплаты сотрудников и другие расходы) на покупку товаров и услуг, из которых 50% составляют товары украинского производства. Дальше, получившие эти 50% украинские производители тратят их на товары и услуги, и снова 50% этих затрат (25% от первоначальной суммы) продолжают работать на ВВП. И так до бесконечности. Доля в 50% здесь использована исключительно в иллюстративных целях.
Если принять экспортный доход IT-шника, который полностью учитывается в формуле ВВП как экспорт, за единицу, то общий прирост можно выразить суммой ряда, в котором каждый последующий член представляет собой дополнительный вклад в конечное потребление:
1 + k + k2 + k3 + k4 ...
Здесь k — доля внутреннего конечного потребления. Собственно, этот общий прирост, сумма этого ряда, и будет тем мультипликатором, который мы пытаемся оценить.
Как известно из курса мат. анализа, ряд вида ∑ kn и n: 0 → ∞ сходится для k<1, и его сумма равна 1/(1-k). Так, для k=0.5 сумма ряда равна 2, а для того, чтобы получить сумму 10, мы должны иметь k=0.9 (WolframAlpha подтверждает).
Иными словами, если доля внутреннего потребления составляет 50%, мультипликатор для увеличения ВВП при увеличении экспорта составит 2. Сложно сказать, насколько это близко к реальному положению вещей. Однако для того чтобы мультипликатор был равен 10, внутреннее потребление должно составлять 90% всего конечного потребления, что явно не наш случай.
Не стоит воспринимать это как глубокий экономический анализ. Скорее, это пример того, как можно играть в игру «верю-не верю», вооружившись базовыми математическими инструментами, общедоступными данными и здравым смыслом. Не стоит безоговорочно верить написанному в интернете, даже если это написал я. Всегда есть способ проверить, что написанное имеет смысл.
Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU
67 коментарів
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.