Что не так с курсами программирования, и как это лечить
[Павел Обод — CEO Sloboda Studio, организатор курсов ItBursa по Ruby on Rails, Python/Django, JavaScript]
Как грибы после дождя начали появляться курсы по программированию в нашем краю. BrainBasket заявило о всеобщей нехватке в 100K программистов в Украине и с пылом поставило себе задачу устранить это недоразумение.
Кандидаты в программисты, которые наслышаны об избранности и прибыльности нашей отрасли, массово стремятся запрыгнуть в золотой вагон, но многим не хватает волшебного пинка или просто батута.
Столкнувшись с нехваткой специалистов по Ruby on Rails в Харькове, мы решили запустить свои курсы. Многие компании организовывают такие же мероприятия бесплатно для участников. Мы решили попробовать сделать их хотя бы не убыточными — и не прогадали. Далее мы открыли такие же «хипстерские» направления как Python/Django и JavaScript.
Решили назвать Ruby... Bursa. Все остальные слова в стиле «academy», «school», «univercity» были просто заняты. Бурса — так называли ремесленные училища в Харькове. Но когда начали распространять информацию о курсах в другие страны, оказалось, что это слово известно только в Украине и южной России....
В предыдущей статье Дмитрий Малеев в целом описал проблемы современной системы образования и некоторых всеми известных курсов. Кроме преподавателей-теоретиков стоит добавить еще две проблемы — это собственно успеваемость учеников и интенсивность обучения.
Мотивация
Мой старый умудренный преподаватель (царство ему небесное) из ХПИ рассказывал, что есть три типа студентов, которые:
1) будут учиться, чтобы как бы вы их не мотивировали
2) будут учиться, только если их мотивировать морковкой сзади или спереди
3) не будут учиться, как бы вы их не мотивировали
Аргументация в стиле «они же заплатили свои деньги, поэтому будут учиться» работает только самое первое время. Кто учился на курсах английского — сейчас покивает головой, вспоминая, какая часть учеников платила за занятия, а потом прогуливала или училась «тяп-ляп».
Слышал про похожую градацию сотрудников на работе, крайними вариантами только были «будут/не будут работать». Средняя категория обычно составляет подавляющее большинство, около 80%. Думаю, примерно такое же соотношение будет для любой случайной группы.
На большинстве курсов обычно третью группу игнорируют, так как денюжки с них капают и забот не доставляют. Со второй работают кое-как, если, часто уставшему после основной работы преподавателю, удастся развлечь аудиторию. Первая... а что первая... благодать, только подкидывай дровишки-знания в печь ума.
Мы поставили задачу перед собой в эффективности курсов. Чтобы сертификат курсов был знаком качества и для выпускника, и для работадателя. Но первое время — скорее для выпускника. Как CEO я знаю цену большинству сертификатов и даже дипломов о высшем образовании.
Итак, наши нововведения:
1) Гарантия и исключения
Как сделать так, чтобы на курсах не было случайных людей? Мы внедрили две новации. В случае, если участник решит, что курсы ему не подходят, в первые недели занятий он может без вопросов забрать деньги. Если же ученик курсов не сделает вовремя задание, он получает предупреждение в виде желтой карточки, а в следующий раз — исключается. И это очень отрезвляет.
2) Рейтинговая система
Ничто так не мотивирует, как успехи людей вокруг. И хотя в долгосрочной перспективе мы все равно соревнуемся только сами с собой, но в краткосрочной — с другими.
Каждое задание оценивается в баллах, и участники наблюдают свое положение в рейтинге. Первым
Субьективно, только это повысило успеваемость на 40%.
3) Совмещение онлайн + оффлайн
В случае локальных курсов мы проводим одно занятие в классе, другое — онлайн. Для большого города это дополнительная экономия времени на транспорт. При этом остается живая работа и поддержка в классах.
Просто курсы — это дьявольски мало
Изучая английский, я прекрасно понимал, что 6 часов в неделю курсов — совершенно недостаточно. Поэтому параллельно слушал аудиолекции, смотрел фильмы в оригинале и общался с иностранцами на бесплатных христианских курсах.
Уверен, что два лекционных занятия — это просто «ни о чем». Победа в освоении технологии куется дома с недосыпами и под глухие звуки ударов лбом по клавиатуре, потому что баг не обнаруживается. А значит, необходимо обеспечить всестороннюю поддержку учеников между занятиями. Для этого все задания выкладываются в системе Piazza, а также обсуждаются в двух каналах скайпа official и unofficial. Второй предназначен больше для флейма и «выпуска пара».
Получается практически круглосуточная работа и общение с соратниками по нелегкому делу освоения новой программистской профессии.
В ближайшие месяцы мы планируем реализовать дополнительно:
1) Базовый бесплатный или условно бесплатный курс по такой же системе по программированию.
2) Открытая добровольная База выпусников для потенциальных работодателей с результатами курсов и, возможно, даже рекомендациями от преподавателей и ассистента.
3) Более комплексное, длительное обучение, которое для совсем начинающих будет включать основы БД, HTML/CSS и JS. Дополнительно будет рассмотрена работа с таск-трекерами.
4) Тестовое полуавтоматическое групповое обучение в стиле Coursera.
5) Advanced курсы по технологиям
«Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему про свои планы?» :)
Мы также и ошибаемся. Иногда преподаватели сразу для начинающих задают высокую планку, и более 20% участников выкидывают денежный парашут уже в первые недели.
Желаю всем организаторам и участникам курсов упорства и целеустремленности!
Найкращі коментарі пропустити