Что не так с курсами программирования, и как это лечить

Students image via Shutterstock.

[Павел Обод — CEO Sloboda Studio, организатор курсов ItBursa по Ruby on Rails, Python/Django, JavaScript]

Как грибы после дождя начали появляться курсы по программированию в нашем краю. BrainBasket заявило о всеобщей нехватке в 100K программистов в Украине и с пылом поставило себе задачу устранить это недоразумение.

Кандидаты в программисты, которые наслышаны об избранности и прибыльности нашей отрасли, массово стремятся запрыгнуть в золотой вагон, но многим не хватает волшебного пинка или просто батута.

Столкнувшись с нехваткой специалистов по Ruby on Rails в Харькове, мы решили запустить свои курсы. Многие компании организовывают такие же мероприятия бесплатно для участников. Мы решили попробовать сделать их хотя бы не убыточными — и не прогадали. Далее мы открыли такие же «хипстерские» направления как Python/Django и JavaScript.

Решили назвать Ruby... Bursa. Все остальные слова в стиле «academy», «school», «univercity» были просто заняты. Бурса — так называли ремесленные училища в Харькове. Но когда начали распространять информацию о курсах в другие страны, оказалось, что это слово известно только в Украине и южной России....

В предыдущей статье Дмитрий Малеев в целом описал проблемы современной системы образования и некоторых всеми известных курсов. Кроме преподавателей-теоретиков стоит добавить еще две проблемы — это собственно успеваемость учеников и интенсивность обучения.

Мотивация

Мой старый умудренный преподаватель (царство ему небесное) из ХПИ рассказывал, что есть три типа студентов, которые:
1) будут учиться, чтобы как бы вы их не мотивировали
2) будут учиться, только если их мотивировать морковкой сзади или спереди
3) не будут учиться, как бы вы их не мотивировали

Аргументация в стиле «они же заплатили свои деньги, поэтому будут учиться» работает только самое первое время. Кто учился на курсах английского — сейчас покивает головой, вспоминая, какая часть учеников платила за занятия, а потом прогуливала или училась «тяп-ляп».

Слышал про похожую градацию сотрудников на работе, крайними вариантами только были «будут/не будут работать». Средняя категория обычно составляет подавляющее большинство, около 80%. Думаю, примерно такое же соотношение будет для любой случайной группы.

На большинстве курсов обычно третью группу игнорируют, так как денюжки с них капают и забот не доставляют. Со второй работают кое-как, если, часто уставшему после основной работы преподавателю, удастся развлечь аудиторию. Первая... а что первая... благодать, только подкидывай дровишки-знания в печь ума.

Мы поставили задачу перед собой в эффективности курсов. Чтобы сертификат курсов был знаком качества и для выпускника, и для работадателя. Но первое время — скорее для выпускника. Как CEO я знаю цену большинству сертификатов и даже дипломов о высшем образовании.

Итак, наши нововведения:

1) Гарантия и исключения

Как сделать так, чтобы на курсах не было случайных людей? Мы внедрили две новации. В случае, если участник решит, что курсы ему не подходят, в первые недели занятий он может без вопросов забрать деньги. Если же ученик курсов не сделает вовремя задание, он получает предупреждение в виде желтой карточки, а в следующий раз — исключается. И это очень отрезвляет.

2) Рейтинговая система

Ничто так не мотивирует, как успехи людей вокруг. И хотя в долгосрочной перспективе мы все равно соревнуемся только сами с собой, но в краткосрочной — с другими.

Каждое задание оценивается в баллах, и участники наблюдают свое положение в рейтинге. Первым 5-10, сдавшим все задания, мы начисляем дополнительные 10 баллов. Такая геймификация превращает работу на курсах в увлекательную игру.

Субьективно, только это повысило успеваемость на 40%.

3) Совмещение онлайн + оффлайн

В случае локальных курсов мы проводим одно занятие в классе, другое — онлайн. Для большого города это дополнительная экономия времени на транспорт. При этом остается живая работа и поддержка в классах.

Просто курсы — это дьявольски мало

Изучая английский, я прекрасно понимал, что 6 часов в неделю курсов — совершенно недостаточно. Поэтому параллельно слушал аудиолекции, смотрел фильмы в оригинале и общался с иностранцами на бесплатных христианских курсах.

Уверен, что два лекционных занятия — это просто «ни о чем». Победа в освоении технологии куется дома с недосыпами и под глухие звуки ударов лбом по клавиатуре, потому что баг не обнаруживается. А значит, необходимо обеспечить всестороннюю поддержку учеников между занятиями. Для этого все задания выкладываются в системе Piazza, а также обсуждаются в двух каналах скайпа official и unofficial. Второй предназначен больше для флейма и «выпуска пара».

Получается практически круглосуточная работа и общение с соратниками по нелегкому делу освоения новой программистской профессии.

В ближайшие месяцы мы планируем реализовать дополнительно:

1) Базовый бесплатный или условно бесплатный курс по такой же системе по программированию.

2) Открытая добровольная База выпусников для потенциальных работодателей с результатами курсов и, возможно, даже рекомендациями от преподавателей и ассистента.

3) Более комплексное, длительное обучение, которое для совсем начинающих будет включать основы БД, HTML/CSS и JS. Дополнительно будет рассмотрена работа с таск-трекерами.

4) Тестовое полуавтоматическое групповое обучение в стиле Coursera.

5) Advanced курсы по технологиям

«Хочешь рассмешить Бога — расскажи ему про свои планы?» :)

Мы также и ошибаемся. Иногда преподаватели сразу для начинающих задают высокую планку, и более 20% участников выкидывают денежный парашут уже в первые недели.

Желаю всем организаторам и участникам курсов упорства и целеустремленности!

P.S. С 17-го ноября запускаем уже третий поток RubyBursa, а в следующем году повторно уже в режиме онлайн пройдут Python/Django и JavaSсript.

  • Популярное

Лучшие комментарии пропустить

Я вот заметил, что когда обсуждают проблемы образования, то всегда одной из причин называют отсутствие реальной практики у преподавателей. Само собой, проблема имеет место, но никто не вспоминает о другой, противоположной проблеме, а именно:

Программисты и прочие айтишники, которые пытаются преподавать, не имея при этом педагогических навыков.

В своей практике я был по обе стороны подобных курсов. С точки зрения студента могу сказать, что от теоретика-педагога можно получить гораздо больше знаний, чем от практика, который не умеет правильно передавать свой опыт. Не раз я видел ситуацию, когда люди бросали курсы не потому, что не были в состоянии придерживаться заданного преподавателем темпа, а как раз потому, что преподаватель не мог доступно и гладко донести информацию. Отчасти эта ситуация обусловлена тем, что многие «ломанулись» в IT (в том числе из других сфер), и достигнув зачастую собственными силами каких-то значимых по их мнению результатов, считают, что и поделиться опытом смогут без проблем. Увы, это не всегда так, иначе на педагогов бы не учились по 5 лет. А ведь по этой теме, думаю, книг не так много, как по айтишным тематикам, да и вряд ли кто-то их открывает.

С точки зрения преподавателя могу лишь подтвердить свои слова выше. У меня опыт программирования на С++ порядка 7-8 лет, но когда я вёл в прошлом году 2,5-месячные курсы для интернов (по сути мой первый полноценный педагогический опыт), это было для меня не меньшее испытание, чем для студентов. И несмотря на то, что я вроде как справился, я осознаю, какой это нелёгкий труд правильно составить программу обучения, подбирать хорошие примеры и т.д. и т.п.

Отсюда вопрос: могут ли люди, которые приходят к вам на обучение за 10к, получить гарантию, что преподаватель компетентен не только в технической сфере, но и педагогической? С Ильёй Климовым я, допустим, знаком, и в его способностях не сомневаюсь. Про чувака, который, преподаёт Python, написано, что у него 3 года педагогического опыта. Окей, верим на слово. Но если у вас далеко идущие планы, то наверняка штат преподавателей будет расширяться. И, как это часто бывает, за счёт выпускников этих самых курсов.

Раз уж мы говорим о своеобразных «собеседованиях» для абитуриентов, которые помогают отсеять людей с недостающим набором базовых знаний, не стоит ли устраивать собеседования преподавателям, чтобы убедиться, что они в состоянии выполнять свою работу?

Про преподавателей — вот вы сейчас очень обидно говорите :)
Собственно я — преподаватель на JSBursa. И я преподаю — ровно потому что мне нравится преподавать. Я до этого это делал бесплатно или за копейки в 2 университетах. Да, за час работы на заказчика я заработаю больше. Вот только деньги не главное

Что касается моей сеньйористости — не мне наверное судить, но заказчики вроде бы довольны (да, у нас очень маленькая компания и принимаю участие в некоторых проектах как dev)

Проблема IT-курсов в том, что в этой стране все подобные движения работают по принципу на лоха МММ. Техническая причина низкого качества связана с нехваткой специалистов, поэтому на внешний курсах преподает в основном кто попало, т.к. senior-ы с опытом нарасхват и сидят на production-проектах. Курсов немеряно развелось потому что есть фантастический спрос с нулевыми гарантиями, все хотят стричь купоны, и вы в том числе, когда пиаритесь на этой теме.
Модель: куча продавцов обуви хотят стать IT-шниками и готовы за это платить, ушлые предприниматели готовы продавать им мечты и видимость. Все довольны.

103 комментария

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Есть кто-то, кто прошел курсы Ruby on Rails в ItBursa? Отпишитесь, пожалуйста. Интересно ваше мнение, так как сам собираюсь на них записаться.

Отписался кто-то? я также хочу записаться

К сожалению, никто так и не отозвался. Но я уже сам их прошел и если интересно пиши

стать прочел отрывками — много воды. Но от себя бы хотел добавить.
тру программист создает себя сам, неважно что, как и где. Этот человек, если он не родился с процессором в голове — сначала должен свою голову поломать(говорю по себе, т.к. я окончил МЭО и курса до 3-го считал, что это круто). Программист — это тот человек, который, после поломанной головы, считает, что разгадка рядом и ищет ее в любом состоянии: утром, днем, во время проведенное в с девушкой, а иногда и во сне.

Образование дает чертеж ключа, может даже меньше. Только ты сам, ломая себя, ломая лень, мозг, умирая (это про джунов), можешь стать кем-то.

я утратила всякое серьёзное отношение к постам Паши с того самого момента, когда на мою почту от лица SlobodaStudio пришло письмо с текстом «мол, моя мама в техникуме работает, поступайте». полбеды, если б техникум был с связан с тех.образованием, но нет, кулинарный вроде, а может и текстильный.
как-то не комильфо это что ли.

С курсами программирования в Украине все очень грустно. Я в 2013 году озадачился вопросом изучения Java с нуля. Поскольку я хотел изучить Java быстро, то решил пойти на курсы. Опросил с десяток компаний в Киеве, которые обучают Java, и выбрал курсы.
Я ограничился бюджетом в 200$/месяц, т. к. это средняя цена — те кто просят больше денег, по первому впечатлению, не отличаются от остальных, а платить по 1000$ за курсы при крупной IT-компании я не был готов.

В итоге, я посмотрел как преподают в 4-х местах плюс еще побывал на курсах при КПИ.
Все обещают научить Java за 3 месяца. Как я понял, на больший срок просто не хватает терпения у учащихся и группа естественным образом распадается, поэтому и такая продолжительность курсов.

Вопросы типа, кто у вас преподаватель, где он работает, какой у него опыт разработки повергают в ступор организаторов и, в итоге, они дают ответы типа «это секретная информация», либо совсем уходят в Нирвану — перестают отвечать на письма. Как я понял потом, это и не удивительно — преподают, кто попало: преподаватели ВУЗов, которых не взяли на работу в западные IT-компании, просто программисты без опыта преподавания, вчерашние студенты. Как я понимаю, организаторы курсов при наборе группы далеко не всегда знают, кто у них будет преподавать.

Уровень преподавания очень слабый — рассказывают, в основном, основы и бессистемно — устроиться на работу после таких курсов нельзя, т. к. они не дают представления о технологиях, используемых в современных IT-компаниях. Мне кажется, что в моей родной школе и в моем непрограммистском ВУЗе преподавали программирование лучше. Но при этом там этому уделялось намного больше времени — это не 3 месяца по 4-5 часов в неделю.

На изучение Java я потратил где-то полгода с перерывами на разный фриланс.
В итоге, так и не удалось освоить Java на уровне достаточном для устройства на хорошую работу.
Возможно, конечно, я взял для изучения слишком сложное направление.
Есть еще желание изучить Java, но думаю о том, чтобы поискать технологию с более низким порогом входа.

вивчіть пайтон, він простіший і роботи на ньому достатньо

Для себя нашёл подходящие курсы по Web Development на Udemy(не сочтите за рекламу). Курсы читает англичанин. Всё на английском. Сравниваю с тем, как давали Web в одном учебном заведении, которое себя позиционирует достаточно высоко. Так вот, земля и небо.

Тема холиварная.
Программированию нельзя научить, ему можно только научиться.

Я вот заметил, что когда обсуждают проблемы образования, то всегда одной из причин называют отсутствие реальной практики у преподавателей. Само собой, проблема имеет место, но никто не вспоминает о другой, противоположной проблеме, а именно:

Программисты и прочие айтишники, которые пытаются преподавать, не имея при этом педагогических навыков.

В своей практике я был по обе стороны подобных курсов. С точки зрения студента могу сказать, что от теоретика-педагога можно получить гораздо больше знаний, чем от практика, который не умеет правильно передавать свой опыт. Не раз я видел ситуацию, когда люди бросали курсы не потому, что не были в состоянии придерживаться заданного преподавателем темпа, а как раз потому, что преподаватель не мог доступно и гладко донести информацию. Отчасти эта ситуация обусловлена тем, что многие «ломанулись» в IT (в том числе из других сфер), и достигнув зачастую собственными силами каких-то значимых по их мнению результатов, считают, что и поделиться опытом смогут без проблем. Увы, это не всегда так, иначе на педагогов бы не учились по 5 лет. А ведь по этой теме, думаю, книг не так много, как по айтишным тематикам, да и вряд ли кто-то их открывает.

С точки зрения преподавателя могу лишь подтвердить свои слова выше. У меня опыт программирования на С++ порядка 7-8 лет, но когда я вёл в прошлом году 2,5-месячные курсы для интернов (по сути мой первый полноценный педагогический опыт), это было для меня не меньшее испытание, чем для студентов. И несмотря на то, что я вроде как справился, я осознаю, какой это нелёгкий труд правильно составить программу обучения, подбирать хорошие примеры и т.д. и т.п.

Отсюда вопрос: могут ли люди, которые приходят к вам на обучение за 10к, получить гарантию, что преподаватель компетентен не только в технической сфере, но и педагогической? С Ильёй Климовым я, допустим, знаком, и в его способностях не сомневаюсь. Про чувака, который, преподаёт Python, написано, что у него 3 года педагогического опыта. Окей, верим на слово. Но если у вас далеко идущие планы, то наверняка штат преподавателей будет расширяться. И, как это часто бывает, за счёт выпускников этих самых курсов.

Раз уж мы говорим о своеобразных «собеседованиях» для абитуриентов, которые помогают отсеять людей с недостающим набором базовых знаний, не стоит ли устраивать собеседования преподавателям, чтобы убедиться, что они в состоянии выполнять свою работу?

Раз уж мы говорим о своеобразных «собеседованиях» для абитуриентов, которые помогают отсеять людей с недостающим набором базовых знаний, не стоит ли устраивать собеседования преподавателям, чтобы убедиться, что они в состоянии выполнять свою работу?
И как ты предлагаешь это на собеседовании проверить? (Только не надо рассказывать про корочки педов, выпускников оттуда максимум до чего можно допускать, так это в колхозе навоз вилами кидать).

Это отличный вопрос, на который у меня лично, к сожалению, ответа нет. Поэтому я и вынес его на обсуждение здесь.

Думаю, стоит отталкиваться от идеи, что «если человек не может объяснить восьмилетнему ребёнку, чем он занимается, то он шарлатан». Восьмилетних детей, конечно, таскать с собой не стоит, но почему бы не предложить преподавателю объяснить «на пальцах» какую-то сложную тему.

объяснить «на пальцах» какую-то сложную тему
Это умеют вообще единицы из тысяч, если не сотен тысяч. Да и сам ты это можешь проверить.
На это еще наложиться непосредственное понимание темы в деталях, а жабе, шарпе и плюсах всегда есть несколько подтем в которых любой человек поплывет (у каждого свои). К этому еще нужно добавить. что сложные темы ученикам не нужны — это уже в процессе самообразования во время работы. В итоге мы переходим к классической задаче, как на собеседовании оценить кандидата. Она не имеет решения и не будет иметь никогда (пока мы не изобретем АИ более умный, чем человек).
Все, в итоге все сворачивается к тому, понравился собеседователю кандидат или нет.

Если бы программисты решали только те задачи, для которых есть решение в общем случае, им бы столько не платили.

Это на собеседовании практически невозможно проверить — «переворачивания гномиков» этой задачи не решают, а наоборот вредят. Проходят на таких собеседованиях в первую очередь те, кто к подобному собеседованию готовился и запомнил решение этих 10-20 задач.
Мне, интересны эти задачи были, но в школе. Возился в книжкой Дьюдени.

Ещё раз: я не предлагаю проверять технические скиллы и решение каких-то задач.

Приведи примеры сложных, чтобы я тебя понял.

Сергей, спасибо за теплые слова в мой адрес :-) В моей картине мира решение поднятой тобой проблемы — в выращивании преподавателей, а не их наборе. В таковом выращивании я вижу 4 этапа — 1. Теоретический курс. Предельно усеченная и упрощенная педагогика т минимальная теория групповой динамики.реально уложиться в 10-20 часов. 2."смотри как делаю я" — новичок проходит курс на позиции подай-принеси-проверь домашку — помогай отвечать на практике 3. «делай со мной» — новичок ведет курс в паре с опытным, новичок лидер в паре, опытный дает обратную связь и перехватывает управление в кризисные моменты 4. «делай сам » - новичок ведет сам, Лекции пишутся на видео, опытный говорит что улучшить

Результаты подобного подхода превосходны и проверены мною на практике. Вот только позволить такой цикл могут крупные учебные центры. У остальных решающим является энтузиазм опытного и готовность его вкладывать время в новичка

Решение хорошее, если его и правда использовать. Если затея с вашей школой себя оправдает, то момент, когда это нужно будет начать делать, наступит так или иначе. И вот тогда можно будет делать какие-то выводы по факту применения этого решения или игнорирования оного ))

На coursera есть курсы для преподавателей, почему бы не начать от туда?

Нашел пару там. Скините прямой линк?

но когда я вёл в прошлом году 2,5-месячные курсы для интернов (по сути мой первый полноценный педагогический опыт), это было для меня не меньшее испытание, чем для студентов. И несмотря на то, что я вроде как справился, я осознаю, какой это нелёгкий труд правильно составить программу обучения, подбирать хорошие примеры и т.д. и т.п.

Вы поняли почему-то, что отвели курсы плохо. Почему? Вы придумали как решать эти проблемы? Вы вынесли для себя что-то? Вы отведёте в следующий раз лучше или хуже?
Если через год дать вам ещё пару раз отвести курсы, вы научитесь ещё и ещё. Мы — успешные профессиональные программисты, которые вовремя допёрли, какую область выбрать, чтобы заработать на сыр с зеркалкой. Одно это косвенно намекает, что мы умнее тех, кто пошёл по инерции на педагогический и сейчас бегает ищет мужа-тимлидера. Учитесь «по бразильской системе» и вы получите такие навыки, которые старпёры в педе никогда не расскажут, ну и читайте литературу по теме конечно. И удачи вам!

Проблема IT-курсов в том, что в этой стране все подобные движения работают по принципу на лоха МММ. Техническая причина низкого качества связана с нехваткой специалистов, поэтому на внешний курсах преподает в основном кто попало, т.к. senior-ы с опытом нарасхват и сидят на production-проектах. Курсов немеряно развелось потому что есть фантастический спрос с нулевыми гарантиями, все хотят стричь купоны, и вы в том числе, когда пиаритесь на этой теме.
Модель: куча продавцов обуви хотят стать IT-шниками и готовы за это платить, ушлые предприниматели готовы продавать им мечты и видимость. Все довольны.

Про преподавателей — вот вы сейчас очень обидно говорите :)
Собственно я — преподаватель на JSBursa. И я преподаю — ровно потому что мне нравится преподавать. Я до этого это делал бесплатно или за копейки в 2 университетах. Да, за час работы на заказчика я заработаю больше. Вот только деньги не главное

Что касается моей сеньйористости — не мне наверное судить, но заказчики вроде бы довольны (да, у нас очень маленькая компания и принимаю участие в некоторых проектах как dev)

Меня удивляют люди, которые решительно не видят леса за деревьями и утверждают: «Я же хороший, почему курсы плохие?», «Я попал в IT без английского, значит все могут» и т.д. Есть тенденции и несколько исключений ее не исправят.

Исключений для джуниоров много, особенно для джуниоров js. Я не компетентен в других областях рынка, извините. Конечно навык читать английскую документацию нужен, но без него человек и курсы не закончит. За то что я не разжевываю все детально я два раза в неделю слушаю от студентов, какой их преподаватель не нежный, не чуткий и недоговаривает

в этой стране все подобные движения работают по принципу на лоха МММ
Олег, вы сейчас зачем-то оскоробляете всех людей и их труд, которые занимаются непростым трудом обучения и развитием нашей IT индустрией. Чем не хотят заниматься большинство IT компаний, которым подавай только готовый продукт. Вы аналитик в IT образовании, чтобы делать такие выводы?

По поводу

куча продавцов обуви хотят стать IT-шниками
я знаю людей, которые из бармена и врача в 33 лет стали синьорами. Почему бы не давать всем желающим и готовым к тяжкому труду шанс попасть в волшебны мир IT? При этом, разумеется, в отличие от МММ не обещая что-то будет легко и быстро.

Забавно, а в чем вы видите оскорбление, если сами подтверждаете мои слова?

я знаю людей, которые из бармена и врача в 33 лет стали синьорами. Почему бы не давать всем желающим и готовым к тяжкому труду шанс попасть в волшебны мир IT?
Это то о чем я говорил. Когда огромная масса людей, далеких от IT, стремятся попасть в IT, а курсы им обещают золотые горы, это называется именно так как я назвал.

JSBursa — прикольна назва :)
складається враження, що ви програмування при церкві викладаєте :)

Есть одна супер проблема у всех айти курсов. Надо делать вступительный тест на курсы, тестировать знание английского. А этого никто не делает. Если у курсов цель, заработать немножко денег и сразу то это ок для них. Но если цель устраивать курсантов на работу, если цель долгое существование и много денег то отсутствие теста на английский это серьезный минус.

а зачем начинающему инглиш?

Для аутсорса он важнее непосредственно знания предмета.

тогда надо набирать кодеров на филваках

Что и делают, правда не кодеров, а тестеров.

ну так че так слабо, начинайте кодеров набирать :-D

Так звичайно (сарказм). Мені як замовнику (якби я ним був) набагато важливіше щоб зі мною гарно говорили, а код можуть писати через одне місце.
Англійська потрібна рівно настільки щоб вона не створювала проблем в комунікації і не призводила до непорозумінь. А проблеми в комунікації можна вирішити багатьма способами.

Скорей всего, так говорят, когда не хотят называть настоящую причину.

Какую, например?

Например, проблемы с общением у человека, иногда банально ужасный запах или излишняя агрессивность. Иногда собеседующие стесняются что-то прямо говорить, что другое не подошло. Да мало ли.

Есть классический ответ. Мы нашли более подходящую кандидатуру, всем спасибо, когда откроется вакансия будем иметь вас с виду.

Когда не хотят называть реальную причину говорят «мы вам перезвоним»

Иван, вы вот сколько собеседований провели? А сколько прошли? Сколько собеседующих — столько ответов.

в чем проблема освоить инглиш на уровне чтения документации? Это за пару месяцев кодинга можно сделать с нуля самостоятельно

Приходишь на собеседование, а беседует с тобой человек на английском.

Вы не правы:) мы к примеру проводит вступительное собеседование, и отсеиваем больше половины желающих:) В основном по знаниям техническим. Так же многие не проходят в связи со слабым знанием английского языка, так как надо будет читать много литературы:)

У меня был джуниор, который пришел к нам работать с полным 0 знаний в английском и посредственным немецким. Сейчас работает где-то, наверное, уже синьором... После этого успешного случая мы не обращаем внимание на знание языка у совсем начинающих. Общаться с иностранцами им светит первые пол года.

Английскому можно гораздо быстрее обучить, чем системному логическому мышлению. У меня это получилось за год где-то после немецкого в школе и в университете.

Так вопрос не в работе, а во входе. И на входе обычно сначала спрашивают про английский, а затем уже по работе.
Мне один раз отказали даже без собеседования, всего-лишь потому, что на вопрос об английском я сказал, что письменный нормальный, а разговорной практики 8 лет не было.

обычно? это немного преувеличено, есть немало компаний готовых брать людей без разговорного английского

Есть курсы, которые тестируют на знание английского :)

всеобщей нехватке в 100K программистов в Украине
Мне вот всегда было интересно откуда берутся эти цифры?
Кто-нибудь вообще исследования проводил?

Хаете курсы, а сами же их и продаете. Как так можно!? Хотел найти курсы python. На Dou нашел ссылку. Посмотрел их сайт: Дуся-Дуся... боже ж боже.... Последний набор! ( никто блин не ходит). Спешите не пропустить! ( как же на лохах не заработать?..) Лекции удаленно!( экономим на аренде помещений) и т.д. На сайте в трех разных местах: 1.лекция по html.2. Html не учим. 3. Html должны знать до поступления. Левые графики, диаграммы какие-то дебильные. Дизайн сайта — obnyatiplakat. Вобщем: Вам, Павел, конечно, удачи в Вашем бизнесе. Но если Вы хотите набрать людей на курсы и заработать — немного пересмотрите методику обучения, ценовую политику и ... не ругайте чужие курсы! Им и так плохо:-)

Тарас, чужие курсы я в статье не ругал. Я указал на существенный недостаток и как мы с ним боремся.

На счет ваших рекомендаций по проведению курсов и созданию сайтов для них, хотелось бы узнать ваш релевантный опыт. А пока... собаки лают, караван идет.

Наживаться на людях зная, что у них шансов 20%? Нет, у меня нет такого опыта и надеюсь не будет. А про караван — Вы еще чем то приторговываете на курсах? :-)

Тарас, это еще что. Вот у нас есть «шарлатаны» — называются ВУЗы и даже школы. Готовят по некоторым специальностям, зная что шансов работать по профилю 0%. Вот вам какое раздолье для критики )

А курсы английского... Берут деньги и не следят потом, устраиваются ли выпускники в иностранные компании и практикуют ли они языки? Жулики! )

А можно узнать какой процент людей отсеивается после пары-тройки занятий понимая что это не его? Просто сейчас наблюдается такая тендеция а-ля «Пойду в АйТи потому что там хорошо платят». Много-ли среди студентов курсов «пассажиров» ?

5-20%. Как я и писал, на JS курсе преподаватель начал очень живо и напугал новичков, в итоге 20% ушло. На других курсах было плавней.

Да, и хуже того — сделал это специально. Зато теми кто остался — я реально доволен в контексте результатов :)

Не пишете о главном. Если бы вы занимались главным что нужно потенциальному посетителю курсов, то реклама была бы не нужна.
Первая работа в IT, вот чего все хотят!

Ivan, чтобы получить первую работу — нужно уметь программировать базовые вещи. Из 20 кандидатов, которые присылают к нам заявку на позицию Junior только один-два могут закодить самую простую рекурсию. И это самое базовое, на что мы проверяем кандидатов. Если же они еще и умеют разрабатывать на Rails, то мы их «отрываем с ногами».

Это я к тому, что знание и практический опыт разработки Rails крайне желательное условия для первой работы, но не достаточное условие именно в нашей компании.

С другой стороны, к нам часто приходят на собеседования уже состоявшиеся программисты, которые тоже не могут решить простейшие задачи. Значит где-то критерии совершенно иные, и там легче попасть на работу.

Что мы для этого делаем при желании выпускника:
0) на последних занятиях в случае оффлайн делаем демо-собеседования
1) помогаем составить базове резюме. 90% резюме которые я получаю на позицию джуниоров очень грустные. Как CEO я знаю, что релевантно для тех, кто отбирает на собеседования, а что нет.
2) помогаем составить список компаний — потенциальных мест для работ
3) рассылаем резюме от имени курсов с рекомендациями

Если вы видите, что еще могут курсы сделать для своих выпускников, буду рад обсудить.

Хотелось бы, чтобы главной мотивацией проведения подобных курсов было желание давать знания в массы, а не нажиться на студентах.

Про красные карточки это вообще умора, такая система неплохо себя оправдывает в случаях, когда курс состоит из нескольких семестров. Лично я встречал такое только на военной кафедре и мотивация действительно была впечатляющая. А на курсы в 10-20 занятий никто не будет записываться при таких жестких рамках.

Хотелось бы, чтобы главной мотивацией проведения подобных курсов было желание давать знания в массы, а не нажиться на студентах.

А еще чтобы единороги какали радугой.

Мне не принципиально чем какают единороги. Я вообще не люблю единорогов.

А на курсы в 10-20 занятий никто не будет записываться
200 учеников и выпускников курсов с вами не согласны )

Приведите, пожалуйста, статистику — сколько ваших выпускников устроилось на работу.

Хороший вопрос. Это не так просто отследить, как раз сейчас опрашиваем всех выпускников, чтобы понять картину и им помочь. Некоторые сами не хотят менять работу.

P.S. С 17-го ноября запускаем уже третий поток RubyBursa

И получается, что Вы не знаете результаты своей работы? Если неизвестна ситуация по второму потоку — так дайте нам, хотя бы, результаты по первому.

Мишаня, с первого потока только в нашей компании работает 9/36 человек. Еще где-то столько же я прособеседовал и они нам не подошли по личностным и математическим критериям. Развитие логического аппарата и опыта решения простых алгоритмических задач не входит в рамки курса. Плюс возможность набирать джуниоров в компании, разумеется, ограничена.

Касательно всех остальных — вы себе представляете сколько ресурсов нужно тратить, на то, чтобы мониторить в режиме Real Time где кто работает? И является ли это первоочередной задачей для организаторов и преподавателей, у которых есть еще основная фулл-тайм работа? Если вы знаете хоть одно учебное заведение или курсы, которое так делает — дайте знать.

При этом я с вами согласен, что это тоже важная задача и мы этим сейчас вторым приоритетом занимаемся:

2) Открытая добровольная База выпусников для потенциальных работодателей с результатами курсов и, возможно, даже рекомендациями от преподавателей и ассистента.
Если вы знаете хоть одно учебное заведение или курсы, которое так делает — дайте знать
В предыдущей статье Дмитрий Малеев в целом описал проблемы современной системы образования и некоторых всеми известных курсов.
Ну вы же и не ровняетесь на других)
И является ли это первоочередной задачей для организаторов
Нет. Не является. Но лучший показатель курсов — количество трудоустроенных выпускников.
вы себе представляете сколько ресурсов нужно тратить, на то, чтобы мониторить в режиме Real Time где кто работает?
Минимум. Достаточно массовой рассылки на почту 1 раз в неделю)
Минимум. Достаточно массовой рассылки на почту 1 раз в неделю)
Интересная мысль. А как вы это видите? Что именно там рассылать?

Содержание этой рекламной статьи не соответствует заголовку. Зато URL верный.

Кстати, вот тут еще обзор наших первых курсов по Ruby. С фотками, скринами и другими подробностями.
habrahabr.ru/...sa/blog/224975

Отзыв первого выпускника:
medium.com/...ov/4f1303dbf1dd

В иврите «бурса» означает, внезапно, биржу.

что это слово известно только в Украине и южной России....

Ещё в Турции :)

> Победа в освоении технологии куется дома с недосыпами и под глухие звуки ударов лбом по клавиатуре, потому что баг не обнаруживается.

+100.

курсы за 10K гривен? Павел, мне кажется дороговато как-то. Хотя амбициозно, конечно :)

Это вы решили указать самый дорогой пакет с гарантированной стажировкой в компании, дополнительными индивидуальными консультациями и с 3х месячной поддержкой после курсов.
Обычный пакет сейчас стоит в 3 раза дешевле на самом дорогом курсе по Rails.

Да, но если я пошел учиться очно, я все-таки хотел бы использовать максимум всего что дают. Но за 10K ...

Если дорого — есть миллион бесплатных и условно платных источников и можно учиться самостоятельно.

Ну я как бы к этому и вел :)

ИМХО. 10к за нормальные курсы не столь большие деньги.

ЗП джуна в месяц при текущем курсе это дорого?

Это что за джун такой у которого зп в 1K USD? Или это нынче нормально? Пошел просить повышения зп

Тренер тоже, аж ТРИ года опыта у нее ... класс. А сертификация какая-нить у преподователя есть? Ну т.е. как она может подтвердить свою квалификацию? Что я не научусь за это время отвратительно говнокодить однотипные бложики ..

1.

Это что за джун такой у которого зп в 1K USD?
Джун с ~1 годом опыта
2.
Тренер тоже, аж ТРИ года опыта у нее ... класс.
3+ года опыта это уровень стронг мидла/сеньора.
3.
Ну т.е. как она может подтвердить свою квалификацию?
Может потому что она паралельно работает в аутсорсинговой компании на позиции middle/senior?
4.
Что я не научусь за это время отвратительно говнокодить однотипные бложики ..
Предложить тему для проекта вы можете и сами ;)

P.S. а что это Вы агрессивный то такой?))

P.S. а что это Вы агрессивный то такой?))
ну так место же такое — DOU :)
3+ года опыта это уровень стронг мидла/сеньора.
А вот тут — в корне не согласен. И от технологии это даже не зависит никак.
А вот тут — в корне не согласен. И от технологии это даже не зависит никак.
Ваше право, спорить не буду :Р

23+ года видимо имелось ввиду.

Все верно, и мы не готовим миддлов. Мы даем путевку в мир коммерческой разработки.

10к грн = 1К USD?
У меня для Вас плохие новости...

10к грн при курсе 16.2 (НБУ) = 617,3.

P.S. куплю $ по 10 ;)

если все перечисленное правда, то я б жену за 10 000 отдал бы на курсы

Как получилась 1000 у.е.? Курс: 15.74/16.06.

10000 грн. = 635 у.е. Пока что.

Привык по старому курсу считать, извините

Не думаю. Если посмотреть на dev bootcamp’ы в США, то их стоимость варьируется в пределах 8-20К. 10К за курсы с гарантированной стажировкой — вполне ок. Если бы курсы гарантировали трудоустройство в компании или возврат денег, то стоимость курсов в $2-3К была бы оправданной.

Из нашего опыта про мотивацию:

1. Если человек заплатил и в даный момент не работает, но хочет получить опыт и знания чтоб пойти на работу: он будет рвать жопу

2. Если человек заплатил и в даный момент уже работает — мотивация намного меньше

3. Если человек не заплатил и все равно работает он или нет — он не ценит.

Дима, не согласен на счет варианта 1).

Думаю, что у трети таких и правда есть самомотивация. Остальным нужно помогать.

Вот впомни хотя бы студентов-контрактников в вузах, пусть за них и родители платят. Обычно, самые плохо замотивированные учащиеся ) Особенно по сравнению с теми, кто борется за стипендию.

не стоит сравнивать очное обучение и курсы. я помнится рвал попу, пушо степендия — это были огромные деньги для студента, которому нужно было девушек по кафехам водить:)

вот кстати явление борьбы за степуху никак не связано с мотивацией учится

Почему же, обычная морковка спереди ) Ну или сзади. Мотивация учиться это далеко не всегда страсть к выгрызанию гранита науки, но и страх вылететь из университета или остаться без стипендии на позор среди одногруппников.

Я проходил курсы руби первого набора.
1. Если бы я не работал — я бы «скакал как не москаль» получив приглашение на собеседование на позицию после курсов.
2. Т.к. я работал, мотивация была показать что я не из **вна сделан.
3. Т.к. не я платил ;), мотивация опять таки была.

P.S. я не работаю в Слободе :Р
P.S.S. выход разработчиков с курсов, ровно такой же как и после университета 20-30% (по моему мнению)

поздравляю — вы исключение

Подписаться на комментарии