×

Обучение айтишников: настоящее и будущее

Education image via Shutterstock.

[От редакции: Александр Краковецкий — CEO компании DevRain Solutions, основатель клуба AppClub {build, monetize}, площадки для мобильных экспертов и стартапов]

В связи с измененими в Украине IT-сообщество сильно активизировалось. Оно и понятно, ведь за несколько лет «застоя» накопилось нерешенные проблемы, а сейчас на горизонте замаячила надежда на их решение. Обсуждаются разные инициативы, в том числе и вопросы обучения (о чем упомянули в нацпроекте «Инновационная Украина»). Я хочу поднять тему образования и увеличения количества IT-специалистов в перспективе 3-5 лет.

Началось все из небольшой дисскусии в fb.

Вузы не помогут

Реальность такова, что без фундаментальной реформы высшего образования вузы будут малоэффективны.

Первая проблема: сейчас 90% научной деятельности в университете — это бюрократия. Даже в моем родном институте, в названии которого есть слова «компьютерные системы управления», 99.99% всей работы делают вручную, и этот процесс не меняется со времен выхода Windows 3.11.

Вторая проблема: главный принцип работы вузов — количество патентов и научных работ, в то время как весь научный мир использует метрику их цитируемости. Мы ориентируемся на количество, а все прогрессивное человечество — на качество. По первому показателю в мире мы котируемся очень даже ничего. По второму нас просто не существует.

Третья проблема: безынициативность на местах. Столичные вузы иногда проводят встречи с такими людьми, как Митио Каку или Святослав Вакарчук, но в других городах с этим хуже. Показательным был случай, когда с лекцией приехал Михаил Шлезингер (на его работах базировался Viewdle): собралась сотня студентов и один(!) преподаватель.

Есть также инициатива по увеличению количества гос. заказов на IT-специалистов. Квоты каждый год повышаются, но проблема в другом: из потока в 120 человек в IT-секторе часто остается от силы 10% от выпускников. То есть вопрос все-таки не в количестве.

Некоторые отечественные компании открывают центры обучения и лаборатории при университетах, но основная активность связана с решением краткосрочных задач. Вспомним 2008-2009 гг., когда компании перестали брать интернов, что через два года привело к отсутствию мидлов на рынке. Я не скажу за всю Одессу, но хорошие инициативы в этом направлении скорее единичны.

На мой взгляд, при реформировании системы образования нужно:
— отменить 90% бумажек (прерогатива министерства);
— отменить количественные метрики для оценки продуктивности вузов (прерогатива министерства и руководства вузов);
— повысить цитируемость работ и качество/количество публикуемых работ в зарубежных журналах, а также обучать студентов и научных сотрудников общепринятой (мировой) системе проведения и валидации исследований (прерогатива вузов);
— организовывать регулярные встречи и выступления — от приглашения Митио Каку до «открытого микрофона» (прерогатива вузов и студентов);
— максимально распространять информацию об образовательных программах компаний Microsoft, Oracle, Opera, Яндекс, JetBrains и других (прерогатива компаний, руководства вуза, студентов);
— популяризировать такие программы как Фулбрайт, ISIC и т.д. среди студентов (прерогатива студентов и руководтства вузов);
— заняться огранизацией реальных R&D центров при вузах, которые будут решать реальные проблемы с использованием общемировых практик (публикация на английском языке результатов работ, open source, наличие узкой специализации). В качестве примера гуглим «Weka», «Illinois NER».

Обучение в IT-компаниях

Я общался с огромным количеством компаний по всей Украине. Приведу варианты таких разговоров.

Вариант разговора № 1:
— Почему вы не делаете открытые курсы и школы?
— Ну так мы сейчас их научим, а они уйдут в другую компанию.
— Даже если они уйдут, то вы увеличите количество специалистов на рынке, что позитивно повлияет на рынок, что автоматически позитивно повлияет на вас. Плюс есть вероятность, что когда-нибудь они вернутся в вам (миграция на рынке достаточно большая).

Вариант разговора № 2:
— У нас в компании ничего нет в плане обучения, но вы крутые, мы готовы поддержать вас. Только, пожалуйста, давайте будем работать только в городе N, потому что у нас там офис. И только те технологии, которые есть у нас. Нет, эта инициатива нас не интересует, и эта тоже, и эта тема нам не подходит. Только вот это, в это время. И желательно рассказать, какие мы классные. Ну и что, что вам ехать тысячу км посреди рабочей недели, у нас там офис, нам надо именно там.

Вариант разговора № 3:
— Мы вообще самые модные, у нас стопитсот ивентов по всей стране, мы без всех обойдемся, а вы все тупыыыыыыыыыыыыые.

Ну, и так далее.

Не пиара ради добавлю, что пару месяцев назад мы делали муниципальный хакатон в Виннице, который по своей сути на 146% похож на многие другие инициативы IT-сообщества. И никакого интереса у компаний (кроме одной винницкой) он не вызвал. Сейчас же очередь желающих просто колоcсальная, что сильно радует, но не отменяет факта, что смотреть надо на несколько шагов вперед.

Внутренние курсы — полезная штука для компании, но не для рынка в целом. Они отличаются программами, интенсивностью, но они ориентированы на бизнес-потребности компании, а не рынка. Мало кто готов инвестировать в технологии и отрасли, которые будут востребованы «завтра». Хоккеист Уэйн Гретцки говорил: «Я всегда бегу туда, где шайба БУДЕТ, а не туда, где она была.» Думаю, аналогия понятна.

Был такой тезис, что проведение внутренних курсов с использованием собственных специалистов дешевле. Несомненно. Но это привело к такому феномену, как отсутствие IT-тренеров как класса. Причина банальна: быть программистом — выгоднее. Поэтому, когда меня спрашивают с упреком, мол, почему ты сам этим не занимаешься, отвечаю честно: это не выгодно.

Разработать авторский курс на 24 часа с лабами + провести несколько тренингов + время на поездки = сделать простое мобильное приложение. Выбор очевиден.

Знаете, как победили коррупцию в Сингапуре?

«Были радикально повышены зарплаты чиновников. Премьер-министр Ли Куан Ю утверждал, что госслужащим стоит платить самые большие зарплаты потому, что они заслужили это, представляя собой порядочное и честное правительство. Если им недоплачивать, они могут поддаться соблазну и вовлечься в коррупционные действия.

Повышение зарплат привело к тому, что в государственный сектор перешли лучшие специалисты. Когда в стране начался быстрый экономический подъем, заработная плата чиновников начала расти пропорционально доходам частного сектора. Госслужащим и судьям, занимающим ответственные посты, были подняты зарплаты до уровня топ-менеджеров частных корпораций. Первоначально заработная плата была установлена фиксировано на высоком уровне».

То есть как только преподавать компьтерные науки станет выгодней хотя бы в 2-3 раза, чем писать энтерпрайз код в компании, на рынке появятся тренеры/лекторы в большом количестве. Они запустят цепную реакцию — сами будут заинтересованы в привлечении аудитории, что увеличит число вовлеченных людей, что, в свою очередь, увеличит количество спикеров, а также количество образовательных мероприятий и инициатив.

Кстати, также важно повышать образовательную культуру среди айтишников. Нередко можно встретить обсуждения конференций и активностей в стиле: «Мне Вася сказал, что там было плохо, хорошо, что не пошел, сэкономил денег на 2 литра пива», «Да там спикеры будут только пиарить себя», «Да я сам лучше могу рассказать», «А что, я не могу почитать его статью на dou/хабре?» и т.д.

Малый, средний и большой IT-бизнес

Мой оригинальный вариант постановки вопроса был такой:

«Что мешает большим компаниям уже сейчас делать частные школы/курсы/ лаборатории, поддерживать образовательные проекты/сайты, которые будут помогать выпускать айтишников? Более того, бодишопы очень морозятся, когда предлагаешь им профессиональные тренинги, либо соглашаются на очень смешные условия.»

Частный вуз, частные курсы, Сколково, БионикХилл — называйте как хотите. Для больших компаний при правильной постановке вопроса организовать что-то подобное не составит сверхбольшого труда. Денег — да, будет стоить.

Государство в таком случае может сделать только одно: не мешать. Акцентирую внимание на том, что ничто не мешает (и не мешало) компаниям это делать уже сейчас.

В любой нормальной стране малый и средний бизнес — финансовый залог процветания экономики. Понятно, что большим компаниях проще лоббировать свои интересы (закрою глаза на то, что в Украине слово «лоббирование» означает коррупцию), но если мы говорим о каких-то совместных действиях, то нужно учитывать интересы всех сторон. Возможно, создавать IT-ассоциацию малого и среднего бизнеса, возможно, исходить из частных инициатив.

Проблема в том, что у нас либо ничего не делают вообще, либо принимают слишком поспешные решения. И что самое печальное — не используют позитивный опыт других людей, компаний, стран. Это косвенно подтверждает список идей для майдан-хакатона, которые на 90% уже успешно реализованы, и главная задача — заставить внедрить те или иные механизмы вместо того, чтобы «с нуля» писать очередное электронное правительство.

Вместо заключения

Нужен комплекс мер:
— проведение образовательной реформы;
— совместные действия больших игроков IT-сектора, в идеале — создание альтернативной системы обучения;
— повышение активности малого и среднего бизнеса и привлечение представителей к глобальным процессам;
— повышение активности студентов и айтишников.

Готов выслушать комментарии, предложения и конструктивную критику.

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn

Схожі статті




59 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Сегодня, кстати, приняли закон о ВО, предполагающий дать вузам больше автономии

А ще є Львівська бізнес-школа з програмою MSc in Technology Management (lvbs.com.ua/uk/ms_it)

Поскольку моя идея об элитности высшего образования не нашла поддержки у местных талантливых программистов из Зажопинска, понаехавших в Киев за сырами, приведу статью по России, но думаю ситуация у нас один в один.

В условиях утечки из регионов перспективных абитуриентов и опасности лишиться госфинансирования многие российские вузы оказались вынуждены принимать на бюджетные места даже плохо подготовленных и не мотивированных на полноценную учебу выпускников школ. Около 15% студентов в стране можно назвать необучаемыми, пишет Независимая газета. В некоторых вузах показатель выше.

И парадокс в том, что вузам выгодно засилье необучаемых студентов: им можно назначить платные факультативы или за взятку закрыть сессию. Засилью в вузах необучаемых студентов способствует в том числе неразвитость среднего профессионального образования. К такому выводу пришли участники стартовавшей сегодня в Москве ежегодной Апрельской конференции Высшей школы экономики (ВШЭ).

Термин «необучаемые студенты» не имеет негативной окраски, это нейтральная формулировка, подчеркивает участник Апрельской конференции ВШЭ, автор доклада, профессор Тихоокеанского государственного университета Эльвира Леонтьева.

Необучаемыми в исследовании названы студенты, которые либо не способны освоить университетскую программу из-за плохой школьной подготовки, либо в принципе не хотят, так как имеют иные жизненные приоритеты, а вуз воспринимают лишь как формальность.

По оценкам исследователей, которые опираются на опросы школьников и студентов об их учебных стратегиях, доля необучаемых студентов составила в России около 15% на середину нулевых годов. Опросы преподавателей выявляют, что в зависимости от региона и вуза эта доля может достигать и 50%. Иногда преподаватели жалуются, что из всей группы лишь единицы способны воспринимать материал.

Проблема усугубляется образовательной миграцией молодежи в стране. Речь идет о массовой утечке из большинства российских регионов наиболее перспективных абитуриентов в другие — как правило, центральные — регионы, где расположены известные и престижные вузы.

Получается, что никуда не уезжают лишь те выпускники школ, которые скорее всего не пройдут конкурсный отбор в крупный вуз. Эти абитуриенты поступают в местные университеты и институты. Региональные вузы, в свою очередь, вынуждены снижать вступительный балл и для платного, и для бюджетного отделения. Иначе, если случится недобор студентов на бюджетные места, вузы рискуют полностью или частично лишиться государственного финансирования. А недобор на платные места лишит вузы дополнительного притока средств.

Леонтьева пришла к парадоксальному на первый взгляд выводу, что засилье так называемых необучаемых студентов вузам даже выгодно. Формальный подход к обучению берется на вооружение не только самими студентами, но и преподавателями, которые вместо мотивирования студентов начинают потакать их слабостям.

Формальный подход дает вузам возможности для извлечения финансовой выгоды из необучаемости студентов, ведь им можно назначить платный факультатив, причем вовсе не обязательно, что факультатив пойдет на пользу, либо даже за взятку закрыть сессию.

«Контингент с низким уровнем требований к качеству образования является более важным и более выгодным для университета, чем тот, который показывает высокий уровень усвоения учебных программ. Поэтому, ориентируясь на формальные показатели отчетности, университет формирует внутреннюю среду, комфортную для необучаемых. Это, в свою очередь, влечет за собой клубок проблем, в которых пытаются разобраться наши университеты: отсутствие стимулов к повышению академической культуры преподавателей, дискредитация учебных программ и образовательных стандартов, девальвация оценок и отсутствие четких критериев их выставления, коррупция», — описывает ситуацию Леонтьева.

Также исследователь добавляет, что сейчас до 97% внебюджетных фондов региональных вузов формируются за счет оказания платных образовательных услуг.

Но на самом деле в таком снижении качества высшего образования нет ничего удивительного. «Разве может быть иной картина, когда в университеты поступают и собираются поступать более 90% выпускников школ и когда других образовательных альтернатив перед школьниками фактически нет?» — спрашивает Леонтьева.

Источник: Независимая газета

зы Я бы поспорил с автором по поводу 15%. Думаю, речь на самом деле должна идти о 85% студентов не способных к получению ВО.

Вас не поддержали, потому что Вы, фактически, предложили закрыть 90% ВУЗов за не надобностью, а в остальные получится конкурс 100 человек на место, что должно привести(при отсутствии коррупции) к попаданию в ВУЗы только талантливых абитуриентов. [про коррупцию — молчу]

Но ВУЗ — это действительно один из мощнейших социальных лифтов для «понаехавших». Но ведь не единственный!

На самом деле, надо не ВУЗы ломать — ведь

других образовательных альтернатив перед школьниками фактически нет
надо строить эти альтернативы
бороться с
неразвитость среднего профессионального образования.

Если годное образование можно будет получить в условном «техникуме» — необходимость в огромном количестве ВУЗов отпадёт сама собой

«Контингент с низким уровнем требований к качеству образования является более важным и более выгодным для университета, чем тот, который показывает высокий уровень усвоения учебных программ. Поэтому, ориентируясь на формальные показатели отчетности, университет формирует внутреннюю среду, комфортную для необучаемых. Это, в свою очередь, влечет за собой клубок проблем, в которых пытаются разобраться наши университеты: отсутствие стимулов к повышению академической культуры преподавателей, дискредитация учебных программ и образовательных стандартов, девальвация оценок и отсутствие четких критериев их выставления, коррупция», — описывает ситуацию Леонтьева.
Очень точно написано! Я это во всей красе наблюдал в родном ВУЗе. Это притом, что я учился в не самом плохом ВУЗе в Москве.
Между прочим, шикарный бизнес для ВУЗа — у нас, например, существовала очень продвинутая многоуровневая система оплаты в зависимости от успеваемости. И я почти уверен, что 80% дохода давали ВУЗу именно бездельники с богатыми родителями, а не государство.
Помню, что у нас в ВУЗе самые большие взяточники из преподов, проводили занятия так, чтобы никто не мог потом сдать экзамен.
15% — это сильно заниженная цифра, по своему родному ВУЗу я бы сказал, что реально где-то 50%, а для провинции, наверное, будет где-то 80%.

Полностью соглашусь с автором по поводу проблем, связанных с подготовкой IT-специалистов в вузах, так как всю «кухню» очень хорошо знаю изнутри (22 года преподавания во многих меcтах).

Частный вуз, частные курсы, Сколково, БионикХилл — называйте как хотите.
Если назвать ВУЗом. да хоть ПТУ — то придётся продираться через суровые дебри бюрократии (тут ниже писали). Без изменения законодательства об образовании ничего не получится (хотя мы стараемся придумать варианты)
Однако,
Проблема в том, что у нас либо ничего не делают вообще
Делаем, делаем!
Для больших компаний при правильной постановке вопроса организовать что-то подобное не составит сверхбольшого труда.
Это действительно так.
Одна большая компания («Инфопульс Украина») так и поступила — открыла «IT-Универ» (univer-pulse.com.ua) для всех желающих
Денег — да, будет стоить.
но не так много, как кажется

Может мы и первые ласточки, но скоро подобных учебных центров будет все больше и больше.

Но это привело к такому феномену, как отсутствие IT-тренеров как класса.
Это не так. Они существуют — их просто их надо найти!
Обратите внимание на должности наших тренеров, мы привлекаем либо опытных специалистов из продуктива, либо (реже) очень хороших университетских преподов(которые занимаются целевой подготовкой кадров для IT-шных компаний)
Причина банальна: быть программистом — выгоднее
И, хотя наши преподаватели получают далеко не копейки — но быть Преподавателем — почётно, фаново, да и просто большущий плюс в карму! :)

Это всё благородные, но мечтания.
Основным условием качественного ВО (вообще, чего угодно) является конкуренция в этом самом ВО. А уже конкуренция в ВО получается только при соответствующей экономике, но никак не прямыми усилиями правительства и тем более каких-то там аутсорсеров и аутстаферов.

Очень дорогое образование в Лиге Плюща почти гарантированно окупается за несколько лет. У нас образование вроде бы уже как платное, но по своей сути, по его значению и по его целям, осталось бесплатным, то есть не нужным. Раньше ВО было необходимо отчасти из-за престижа. Сейчас осталась эта старая привычка и добавилась новая причина — Пусть дитё учится, а не курит за гаражами. Ну и от армии откосить, до недавнего времени.

По факту у нас слишком много доступных ВУЗов, примерно с одинаковым качеством товара на рынке. А должно быть мало и недоступных, но таких которые бы делали уникальный, дорогой, дифицитный товар. Например, год обучения в MIT стоит 20 средних зарплат, а год обучения в ХИРЭ — 3 средние зарплаты. Их выпускники практически все трудоустраиваются с учётом профиля, у нас хорошо если 10 процентов. К сожалению, пока у нас не станет выгодно учиться с точки зрения экономики, а не из-за традиций, чтобы как все и т д, ситуацию, на мой взгляд, не выправить.

Необходимы коренные преобразования в экономке. Она уже потянет и высшую школу. Возможно хватит преобразований в IT секторе которые резко увеличили бы выгодность работы компаний здесь.

зы На месте того же ХИРЭ я бы 20% учебного времени уделял английскому языку. Неожиданно, да? Вообще, сделал бы его обязательным и вторым а то и первым по значению.

В решение классической государственной задачи выбора между хорошим и недоступным образованием и плохим и доступным. Вы выбрали вариант номер 1.
Решили ли вы поставленную задачу? Я думаю нет :)

Вы путаете критерии качества и необходимости. Наше образование ни плохое ни хорошее — оно не нужное.

Извините за грубость, но вы х**ню несете со своими «мало, но дорого». ВУЗ — это не только бумажка, нужная для визы, но и социальный лифт, позволяющий любому достаточно талантливому ребенку выбраться из Зажопинска в столицу.

Так засунь себе этот лифт в ... ухо и посмотри на толпы безработных и очень талантливых зажопинских программистов на торговых майданчиках по всей стране. Аналогично и в странах победившего социализма типа Франции, где дипломом Сарбоны можно уже зад подтерать, при том, что качество там ещё мало мало есть

:D
Вообще-то я благодаря этому лифту и сижу в Киеве, пишу софт для буржуев и ем сыр за 500 грн. А мог бы, будучи выходцем из неблагополучной семьи, торговать на рынке у себя в Зажопинске. Надо будет съездить на тот рынок, поискать там «толпы безработных и очень талантливых зажописких программистов», которые, бедняжки, могли бы программировать, но не нашлось вуза, куда занести надо 20 средних зарплат.

Однажды, некоторая организация захотела себе Большую Информационную Систему. Захотела, потому что доросла до размеров, при которых количество возникающих проблем, начинает превышать количество проблем решенных; потому что, как где то слышало руководство организации, существуют волшебные программы, способные решать вопросы одним кликом; да и просто, потому что это можно и престижно — владеть БИС, клиенты и партнеры проникаются благоговением и уважением.

Жизнь не сказка. Для начала решили делать систему сами. Через год дело дошло до анализа и выбора рыночных предложений. Еще через пол года началась удивительная история взаимоотношений заказчика и интегратора...

Не раскрывая деталей, заказчик и интегратор, на уровне основных моделей поведения друг друга стоят. По пятибалльной шкале, они оба с великим трудом вытягивают на троечку. При том что, в структуре каждого из них есть люди и специалисты, достойные всевозможного уважения, но в целом, в комплексе обе стороны типичные представители «вроде как бизнеса». Если цивилизованный бизнес тяготеет к модели «вин — вин», то в наших краях все еще сильны черты модели «хап — то гоу».

И как же это все связано с ИТ-образованием?
Да на прямую.
Именно люди, которые формируют собой путь движения денег от заказа до кода на самом деле определяют облик ИТ индустрии в отдельно взятом государстве. Между Заказчиком и Исполнителем находятся десятки Посредников, которые в Реальном Мире несут ответственность за то, что именно будет заказываться, в каком количестве и насколько сложным будет путь от идеи до воплощения. Проектные руководители, Бизнес-аналитики, Консультанты и тьма-тьмущая народу. Без них дело не двинется, уж такова практика Корпоративного Бизнеса и присущих ему процессов.

И вот на этом уровне — Мрак. Можно влить тонны денег в ВУЗы, наклепать какое угодно количество «специалистов от айти», но вся эта «энергия» уйдет в свисток. Только лишь потому, что потери на «трение» между двигателем и трансмиссией составят 99%.

Вот вам такой аспект.

Думаю, что движущей силой, которая будет менять систему образования, должны стать ВУЗы.
Можно научить каким-то базовым навыкам в рамках 3-4 месячных курсов, но нельзя заложить фундамент. Для того, чтобы заложить фундаментальные знания и понимание сути процессов требуется намного больше времени и нужен подход, который есть только у ВУЗов.
Конечно, ВУЗовское образование у нас сейчас, во-первых, сильно устарело, во-вторых, избыточно для среднего программиста.
Но, думаю, что вряд ли получится разработать станок или спроектировать робота без высшего образования.
Просто так сложилось, что за последние 20 лет мы опустились на уровень стран третьего мира и многие фундаментальные знания стали не нужны. Но ситуация может изменится в будущем и тогда снова будет потребность в высшем образовании.
Возможно, развитие программ онлайн-обучения у ведущих мировых ВУЗов приведет к изменению системы образования в мире.

во-вторых, избыточно для среднего программиста.
Отвечаю вам, но по сути эта фраза звучит у многих.
У меня главный аргумент — именно эти «нагружающие» дисциплины помогают найти взаимопонимание с заказчиком. Или по крайней мере ПРИБЛИЗИТЬСЯ к пониманию его логики и реализации его хотелок без обвинений «НУ ЗАКАЗЧИК ТУПООООЙ» :)

Поддерживаю в части экономических стимулов и необходимости реформы. Особенно внедрения электронного документооборота и международного сотрудничества.

Думаю, IT компании не могут стать поводырем в вопросе образования.
IT-компании даже мешают, выхватывая всех специалистов с нижних уровней пирамиды образования, не позволяя даже естественному насыщению нижних слоев выталкивать наверх пирамиды тех, кто станет учеными и потенциально сможет совершить качественный рывок.
Сейчас созидательная социальная активность высока. Может быть даже самая высокая за последние 20 лет.
Нужны визионеры и стратеги.

В силу сложившегося рынка (аутсорсинг, аутстафинг) наши IT компании имеют другие цели. В большей степени это касается малых и средних компаний.
Рынок диктует потребность в работниках-специалистах, а не ученых.
Бизнесу нужны люди с навыками. А для развития нужны люди со знаниями и открытым мышлением, первооткрыватели.
Эти две категории людей имеют разные цели.
В этом смысле пирамида образования хорошо ложится на пирамиду потребностей Маслоу.

При ВУЗах существуют, сохранились и даже развиваются при поддержке фондов и крупного не IT-бизнеса, исследовательские лаборатории. Их мало, они узкоспециализированы и покрывают лишь часть направлений. По понятным причинам.

Настоящих R&D нет, к сожалению.
IT-бизнес не готов их поддерживать, он не ставит перед собой действительно глобальных качественных целей. Для постоянно растущего рынка с нехваткой специалистов это естественно.
В таких условиях нужно волевое решение тратить часть прибыли на убыточные исследования и научные изыскания без гарантированного результата. В России этим занимается Яндекс, например.

Вузы слишком зациклены на фундаментальном образовании и науке. Пройдет еще лет 50, прежде чем они начнут выпускать готовые высоко квалифицированные кадры, востребованные рынком труда.

ИМХО, проблему можно решить за счет массовых онлайн курсов типа MOOC или им подобных.
Мы с друзьями как раз активно развиваем такой JavaRush(javarush.ru) — обучение программированию на Java онлайн.

Полностью онлайновый курс, цель которого, чтобы человек получил 500+ часов опыта программирования и смог найти работу. Узкое профессиональное образование. Как раз именно то, чего так не хватает вузам.

Тысячи активных учеников, полтора милииона решенных задач — люди действительно хотят учиться. Продвинутые ученики даже делают видео уроки для начинающих. Это целое сообщество людей, которые учатся и хотят стать программистами. Прямо глаза радуются.

Хочешь что-то сделать хорошо — сделай это сам.

P.S.
Если кто-то вдруг заинтересовался, вот хорошая статья на ДОУ по этому проекту:
dou.ua/...ums/topic/9253

Это потому, что есть университеты, есть институты, а есть ПТУ.

Вузы слишком зациклены на фундаментальном образовании и науке.
Добавлю. А ИТ-компании зациклены на новейших технологиях и языках программирования.
ИТОГ:
Заказчику по сути ПОФИГ какой вы ВУЗ закончили, сколько технологий освоили и на скольких языках кроете матом :) Если по сути не больше 10-20% аналитиков(!) знают предметную область в которой работает Заказчик, а про других работников ИТ-компании я вообще молчу — то потом получаем:
— Заказчик ТУПОЙ — ОН ПЛОХО ОБЪЯСНИЛ (ну конечно же — это не же представители ИТ-компании дупля не режут...:)
— Эстимейты выставляются на уровне «Я КРУТТ НИМЕРЯНО — поэтому напишу ВЕСЬ Гугль за 1 месяц» :)
— Мы работаем по Эджайлу — поэтому нам нужны БА-лаболы и КА-кашкоубиратели, но у нас нет времени написать хотябы в схемах ЧЁ ДЕЛАТЬ ТО НАДА...
— «Не первый релиз фейлим» — и как-то забывается, что НЕЗАФЕЙЛЕННЫХ релизов всё меньше

РЕЗЮМЕ:
И система образования И доп-курсы должны быть ориентированы на рынок и на заказчика. Если чел работал в определённой области и уже имеет какой-то ноуледж, то следующие проекты должны быть смежными. Чтобы хотябы Заказчики были из одной области... Тогда и профессионализм будет расти. А не регалии на фоне затянутых проектов.

Придёт и по нашу душу кризис. Но пока что мы успешно надуваем пузырь.

Радует меня то, что далеко не 100% IT приходится на раздувания ценности своего продукта. Есть немало «скучных задач», которые реально производят эволюцию. Да, в кризис их ценность тоже будет существенно преуменьшена, что может привести к закрытию рентабельных проектов.

С другой стороны, далеко не все будут закрываться. Поскольку резко появится возможность группировать вокруг себя лучших — кадровые ресурсы предоставят огромный выбор и скромную цену. А собрать лучших — это 50% успеха. (остальные 50% — умение ими управлять)

Всё хорошо расписано. Отлично даже... Осталось добавить немного реалиЗЪмы.
Была у меня начальница. Судя по всему имела отнюдь не красный диплом какого-то областного ВУЗа. Зато была хорошим продажником. И не единожды я от неё слышала, что преподаватель экономики — ПЛОХОЙ ЭКОНОМИСТ по сути.
Далее, многие слышали такую поговорку: «Кто умеет — делает, кто не умеет — учит».
Ну и наконец ЛИЧНЫЙ пример. Я ОТЛИЧНО знаю комбинаторику. На таком уровне, что находила ошибки в учебниках, написанных именитыми учителями. Моя мать, учительница математики, после моих объяснений ГДЕ ошибка — преподавала своим ученикам МОЁ РЕШЕНИЕ. НО! Я могу объяснить решение моей матери, а до ученика донести суть так, как это делает моя мать — опытный преподаватель — НЕ СМОГУ.
Подведу итог сказанному: не всегда специалист может ОБЪЯСНИТЬ или НАУЧИТЬ своим умениям. Так же как и тот, кто МОЖЕТ ОБЪЯСНИТЬ как это сделать — не всегда сможет сам это сделать.
Пи.Эс.
В КНУ Шевченко открыли новый факультет «Информационные Технологии». Чем им факультет «Кибернетики» не угодил? Или опять распил идёт?

Насколько у них пересекаются кафедры и программы обучения?
Собственно, небольшое пересечение необходимо хотя бы для конкуренции.
Специализация опять же.

Еще одной причиной может быть организационная проблема.
Разросшиеся кафедры дробили со времен появления университетов.
Это естественный процесс в принципе.
Учитывая бурное развитие IT во всем мире, открытие нового факультета не только допустимо, но и обязательно.

Насколько у них пересекаются кафедры и программы обучения?
Позиционируют ИТ безопасность, кодирование и прочее...
А по факту — могли сделать 4-й поток ИТ-безопасности наряду с уже существующими Програмпотоком, Матпотоком и Соц информатикой...
Я вижу лишь внутреусобную войну по факту с отделением Крыма в виде ИТ-факультета :)
Пи.Эс.
Думаю меня понять могут те, кто этот факультет кибернетики КНУ Шевченко закончил :)

Вполне возможно, поэтому я и просил подробностей.
Спасибо за разъяснения.

При моей работе студентом на в Выч. Центре Университета там был 1 кибернетик, и почти все остальные радиофизики. На мой вопрос этому одиночке, он сказал, что на кибфаке почти одна математика и теория, а до програмирования не доходит. В тоже время на радиофаке почти одна физика, но кодить надо для нее много. Кодили на первом курсе сразу в vi под Unix. Pascal/C читали, БД, ООП и требовали структурно писать код, проходили официальные курсы Cisco в рамках магистерской программы. Короче преподавали больше практики и лично меня сразу забрали еще до выпуска в Инком, хотя я особо и не хотел ;)
Потом та же команда из ВЦ создала каферу Computer Science на радиофаке,а тепер, кажеться, уже отделилась в отдельный факультет.

Так, что это не распил, а попытка наконец-то донести до ВУЗа, что полупроводники это хорошо, но програмисты нужны больше, которая по-моему удалась.

Сенкс за просвещение.
Но только вот как мне кажется в ИТ-факультете больше как раз бла-бла-бла, а не кодинга: учат на ПМ-ов, преподают ЭПЦ... Это — судя по задекларированной программе.
Пи.Эс.
От себя скажу — кто хотел — тот осваивал практику. Кто не хотел — выезжал на зубрёжке. А кто просто протирал штаны... Ну а жизнь как всегда показывает Ху из Ху :)

Я там посмотрел — ошибся я. ФИТ — это что-то новое и с радиофаком не связанное. Что меня просто убило у них на сайте: у всех(!!!) преподавателей указан один и тот же факультетский емейл!!! Про профиль в ФБ наверное нет смысла у них уже спрашивать, если нет знаний завести себе отдельную почту.

А в Ваше время на вц был Бойко?)

Статья фундаментальная и программная. Ситуация перефразируя классика: «узок круг этих IT компаний — очень далеки они от народа». В Одессе по результатам неоднолетних усилий по привлечению компаний к первичному «рекрутингу» (старшеклассники) только 2 это воспринимают как должное и не более, фундаментальной стратегии на коротко и среднесрочную перспективу нет. Вузам тоже реальной помощи ждать неоткуда. Остается ждать гибких частных учебных центров, о которых на этой странице упоминается...

Остается ждать гибких частных учебных центров, о которых на этой странице упоминается...
Выступал давеча один большой дядя из одной большой компании. Говорил о глубокой печальности нашего образования, а ещё об индийском опыте и о том, как нам важно сделать одногодичные учебные центры «как у них», чтобы готовить работников-новичков.

Вот только забыл как-то сказать, что в вакансиях его компании стабильно Higher Education in Computer Science is required.
То есть, «вы пилите, Шура, пилите» учебные центры. А мы всё равно продолжим искать людей с вышкой и говорить, какая она у них печальная.

индийский путь в нашей стране разбивается о каменные лбы в минобре...
чтобы получить сертификацию минимального уровня надо вычитывать студентам тонны бесполезного овна: всякие политологии, истории, социологии, деловые мовы и т.п., причём это должно быть в размере не менее 100500 часов, не менее чем X профессорами и кандидатами.
Результат — по-крайней мере 4 года обучения «якобы IT» «якобы специалистами»

Гибкий учебный центр не может пробить вариант — «у нас типа двухгодичное ПТУ» — эти 2 года надо читать _только_ хрень

А требование высшего образования подразумевает(в том числе) что вы прослушали 10% нужных курсов

индийский путь в нашей стране разбивается о каменные лбы в минобре...
Они небось знают что такое индийский код и такого не хотят в нашей стране — РЕСПЕКТ ИМ :)

Мне кажется, есть тут 2 основные проблемы:

1. Работодателям не нужны толковые работники. На рынке хватает студентов, которых можно взять за небольшую зарплату в штат — и пусть они сами там как-нибудь учатся.
Как я сейчас понимаю, все эти учебные центры при компаниях — это профанация.
Никого они не учат реально, просто такая форма отбора для самых толковых студентов.

2. Низкий уровень преподавателей: как в ВУЗах, так и на курсах. Зарплаты там очень маленькие, так что туда идут только энтузиасты. (Я слышал сам такое от преподавателей: «мне тут так мало платят, что я работаю чисто для удовольствия».)
Профессионалу же с большим опытом проще и выгоднее работать в компании, чем идти преподавать.
Отношение руководителей таких курсов тоже, в общем-то наплевательское — надо сделать хороший сайт, дать побольше рекламы и народ сам повалит.
Они даже на простые вопросы не могут ответить, не то что организовать учебный процесс.

По поводу того, что люди не хотят у учиться — это не так: хотят многие, не у всех получается.
Опять же не каждый может выделить время и деньги на то, чтобы учиться полгода или год.

В общем, спрос на обучение есть, нет хорошего предложения.

А вообще это особенность нашего менталитета — мало кто способен думать и строить планы на годы вперед, максимум — на ближайшую неделю/месяц. Так что ваши идеи не найдут здесь отклика. Единственный путь — создать самому что-то принципиально другое и стать примером.

К первому пункту. Работодатели на мой взгляд как раз таки и нуждаются в толковых сотрудниках, но за небольшую плату. Сейчас объясню, что имеется в виду:
— Если компания нанимает сотрудника, которого собирается учить, то ей не интересно чтоб он работал как-нибудь, для нее важно выучить его как можно скорее до нормального уровня, когда он сможет адекватно выполнять задания.
— Если человек приходит непонятно откуда — из ВУЗа, с самообучения на книжках — внутренние курсы его хоть немного направят на путь истинный и позволят тимлиду в дальнейшем легче вправить работнику мозги и руки.

Так что говорить, что внутренние курсы профанация, это не совсем верно. Другое дело, если человек хочет учиться как специалист для себя (например сделать потом свой апп, или работать на фрилансе). Для предпринимательской деятельности у нас пока вообще нет адекватных способов обучения — ни в ВУЗах, ни в компаниях, ни на курсах. Мало кто учит делать все самому и думать своей головой, придумывать что-то новое.

Я тонко намекну — узнай значение слова «lobby».
Вместо заключения — Khan academy.

Конструктивная критика: ты хочешь повернуть Землю, не имея точки опоры. Да, ты прав описывая ситуацию «на первый взгляд». Но проблемы там куда сложнее, и очень глубоко пустили корни. Ты не сможешь выдрать их все за раз. Выбери одну проблему, разберись очень хорошо, презентуй идею и стартапь.
А «комплекс мер» — это лишь бумагомарательство. Так всегда было и так будет.

Ситуацию с вопросом IT-образования сложно охарактеризовать. Скорее ее можно назвать непонятной. Два года назад мы открыли учебный центр. С хорошими начальными вложениями, неплохой техникой и т.д.

Обращаюсь в IT-компании: ребята, мне от вас нужно одно — скажите, каким должен быть пофиль выпускника, чтобы вы готовы были пригласить его на собеседование. Я беру на себя всю организацию, маркетинг, обслуживание — все. Готов платить преподавателям, причем готов даже формировать стоимость курса в зависимости от фонда оплаты труда, а не наоборот.

Фактически, прошу быть кураторами над группой. При этом — полный контроль над учебным планом. Контроль за работой преподавателей, в идеале — преподаватель из числа специалистов от куратора. За деньги, заметьте, Здесь же — контроль за успеваемостью студентов. Любые рекомендации рассматриваются безо всякой бюрократии, решения принимаются тут же. Никаких обсуждений и согласований.

Что могу сказать по итогу двух лет? Процесс идет. Со скрипом, не скрою,но идет. Непонятность ситуации — в пассивности работодателей. Те, кто принимает предложение — с теми получается, и неплохо. Есть примеры, когда с предложением формировать курсы обращаются уже ко мне, то есть — формат работает. Но в основном, конечно, наблюдаю желание утянуть студента эдак со средины или ближе к концу курса. Зачем — для меня загадка. Прошу прокомментировать. Очень хочу понимать сторону разработчиков. Спасибо.

От себя добавлю, что речь идет об Учебном IT- центре Level Up — levelup.dp.ua

Недавно анализировал статистику по наймам на Джинне.

25% нашей базы кандидатов — это условно «джуниоры», с ожиданиями по з/п меньше $1000. Берем только Киев. Среди наймов их доля — всего 13%. Т.е. налицо избыток предложения, при том, что компании хотят уже готовых специалистов (87% наймов это кандидаты $1000+).

условно «джуниоры» варьируются от «я в школе/институте учил Паскаль, теперь прочитал книжку {Нужная книжка} и вот хочу быть программистом» до «я придумал и написал проект на {Нужный ЯП} с применение технологий X,Y,Z — на тысячу строк кода, но реального опыта у меня нет». И уровень з/п ожиданий у них одинаковый.
Верю, что первых 90%, а вторых — 10%

налицо избыток предложения,
ну да, так таких «специалистов» был всегда избыток
компании хотят уже готовых специалистов
комании хотят умных сотрудников
25% нашей базы кандидатов — это условно «джуниоры», с ожиданиями по з/п меньше $1000
меньше — это имеется ввиду 990 убитых енотов?
Товарищи, а они, эти джуниоры, реально стоят этого???

меньше — это $500-900. меньше $500 редко кто указывают. ну и там не только джуниоры попадаются, смотри: djinni.co/...salary_max=1000

Кто хочет — ищет возможности. Для меня результатом такого поиска стал Bionic University.
Плюсы: 1) жесткий отбор, как следствие — высокая моитвация учащихся 2) пока бесплатность, 3) куча бесплатных софт-скилз (английский, презентации, тайм-менеджмент, ...) на которые у меня банально не было времени, но студенты ходят с удовольствием

Был уже на 2-х курсах там, качество обучения — зависит от преподавателя. Но для нормально студента, достаточно книги, интернета и преподавателя, которого можно мучать вопросами.

Также для примера был на платных курсах в девклабе. Тоже нормально, но большинсство там ходило по принципу: деньги заплатил, домашки могу не делать.

но большинсство там ходило по принципу: деньги заплатил, домашки могу не делать
Чаще всего даже так: деньги заплатил, домашки могу не делать, а потом предъявлю претензии «Почему меня на работу не берут? У вас что курсы плохие?»

Занимаюсь проведением различных тренингов в США много лет, правда для нашей компании это средство для пиара в основном. Деньги нам платят за тренинг, конечно, но просто как бизнес — это не очень выгодно.

Последние несколько лет вел онлайн тренинг для СНГ-шного рынка. С одной стороны, был приятно удивлен, что нашлись желающие заплатить несколько сотен долларов за тренинг. С другой стороны, за эти годы я понял, что в Украине другое отношение работодателей к тренингу работников по сравнению с американским. Судя по всему, в Украине работодатели не хотят посылать своих людей учиться не на внутренних курсах из боязни, что за тренинг заплятят, а он сразу уйдет в другую фирму.

Возможно поэтому у меня учились в основном люди, готовые заплатить свои деньги за обучение в надежде строить свою карьеру независимо.

Как бизнес, для нашей компании тренинг подготовка Джава джунов нам не очень полезен — мы не берем джунов. Поэтому и начал записывать и бесплатно выкладывать на ютубе весь курс по введению в Джава. Мы продаем онлайн тренинг для уже работающих программистов — покупают хорошо (в основном люди платят из своих сбережений).

А для того, чтобы предложить качественное обучение IT дисциплинам в Украине нужно разорвать вот этот замкнутый круг:

1. Платить за обучение не буду (не могу) — лучше устроюсь в большую фирму, там чему-нить научат и так.
2. Зачем я, крутой киевский айтишник пойду преподавать, когда там платят копейки. Лучше овертаймы забилаю не вставая с рабочего стула.

А разорвать этот круг могут либо реально заинтересованные гос. структуры, либо филантропы. Есть такие в Украине?

Искючением, конечно, являются энтузиасты, которые и учить и учиться будут в любом случае и в любой стране.

1. Платить за обучение не буду (не могу) — лучше устроюсь в большую фирму, там чему-нить научат и так.
да кто ж его возьмёт в «большую фирму», если он ничего не знает?
2. Зачем я, крутой киевский айтишник пойду преподавать, когда там платят копейки. Лучше овертаймы забилаю не вставая с рабочего стула.
Ну, копейки или нет — каждый решает сам ;)
Но для меня, преподавание — это фан! Общение с людьми, изучение чего-то нового, тренировка мозгов наконец!
Искючением, конечно, являются энтузиасты
Да, энтузиасты. Их надо только собрать и организовать процесс.

И, тогда на обучении можно зарабатывать деньги. Даже в Украине.

Сто процентов копейки. Другое дело, что можно идти преподавать несмотря на зарплату, но это все же «вопреки, а не благодаря».

я преподаю 4-5 часов в неделю
это где-то до 12% з/п на основной работе
если преподавать хотя бы по 20 часов в неделю — то на хлеб с маслом хватит

Верно.
Но есть такой аспект, что совместителей намного меньше задалбывают с бюрократией, посещением заседаний кафедры и прочих не особо относящихся к обучению вещей, которые отнимают люьвиную долю времени. Т.к. для полной ставки — 18 часов в неделю будет еще столько же «левой» нагрузки. Впрочем, это от ВУЗа и кафедры зависит.

Так я и не в ВУЗе преподаю :)
Никакой бюрократии: отчитал курс -> получил деньги.

Я считаю, что должны развиваться и появляться частные структуры по обучению. Мы пытаемся сейчас поднять свой проект MasterUp в этом направлении.
Например на сегоднящний день курс по разработке под iOS ios.master-up.net прошли больше 150 человек. Примерно 20% переквалифицировалось под эту платформу или получили первую работу в качестве ios разработчика.
С апреля запускаем в работу курс для разработки под android android.master-up.net.

Аналогично работаем в этом направлении. Очень много клиентов выпускники или студенты технических ВУЗов и жалуются, что после стандартной программы практических знаний и навыков — почти 0. Зато после частных интенсивных практических курсов многие получают свою первую работу.

Интересна была бы выборка, сколько человек получают первое и последующее место работы в ИТ, имея за плечами только курсы (без какого-либо, тем более, технического высшего образования).

К сожалению не со всеми поддерживаем контакты по окончанию обучения, но последний раз когда приблизительно считали статистику, то получилось ~30% трудоустроенных студентов из них 10% не имели технического образования, но все имели хоть какое-то образование. Многие начинают учиться чтобы была корочка, понимают, что в выбранной сфере «нечего ловить» и начинают искать альтернативные варианты. Более того процент трудоустроенных людей очень сильно зависит от группы: в акционных группах он намного ниже т.к. многие приходят просто попробовать.

Более полугода работаем в направлении подготовки и повышения квалификации QC специалистов. Есть успехи и благодарные, трудоустроившиеся ребята.
Сейчас активно работаем над запуском новых курсов (в т.ч. по автоматизации тестирования: start-it.com.ua/...drivercucumber

во первых не правильный линк, во вторых такие мастерские курсы видимо, что аж свой сайт не смогли протестить i.gyazo.com/...12772748251.png

спасибо за наводку ;)
когда у Вас будет свой стартап — я думаю вы поймете, что на тестирование своего проекта какраз меньше всего времени и остается, так как хочешь дать как можно более качественный продукт клиентам (в нашем случае — хороший материал, много практики и достойных опытных практикующих спецов в качестве тренеров)
В знак благодарности за найденный баг — готов проставиться пивом/квасом/соком ;) Особо буду признателен за steps to reproduce в приват :)

Підписатись на коментарі