×

Как меня увольняли — окончание баек

[Об авторе: Владимир Железняк — 17 лет в отрасли, много всякого повидал, был многократно уволен, взлетал и падал.]

В первой части были истории давно минувших дней, предания седины глубокой. В этой части события уже куда ближе к современности, и уже очень многое нельзя списать на «был молодым и глупым». Для меня писать вот это всё — рискованно, потенциальный работодатель может прочитать и в дальнейшем мой выбор места работы может быть хуже. С другой стороны — если мы не подходим друг-другу, то лучше узнать об этом как можно раньше.

Note: я уменьшаю количество скучной автобиографии «а вот тут я писал на <>», фокусируясь на интересном и/или полезном. При этом я сознательно оставляю поменьше историй успеха — интернет и так ими полон, лучше я напишу про то, на чём я научился. Хронология нарушена.

Стресс-интервью

Пошел собеседоваться в тот самый аутсорс-гигант, в котором проходил интернатуру. Я в этого гиганта больше семи заходов сделал за 15 лет.

Захожу в комнатку, оглядываюсь: на меня пришли посмотреть шесть человек, а меня посадили так, что я сижу за бруствером и перекрикиваюсь с основными собеседниками. Ок, вспоминаю Людей в черном, вылажу в самый центр комнаты и непрерывно вращаюсь. Меня тогда собеседовали не на менеджерскую позицию, так что вряд ли это было специально подстроено, хотя ощущения были сильные.

Собеседования

Когда я ходил по собеседованиям, у меня был список вопросов к работодателям: «расскажите о проекте подробнее», «какой стек?», «а как вы решаете вопросы с эстимейтами?», «а какую методологию используете?», «а решарпер у вас купленный или ворованный?», «насколько часты овертаймы» и т.д. Рекрутеры на этот список обычно отвечать не умеют, а технари к нему не готовы. Вот топ-менеджеры умеют и готовы, только у них времени нет.

После нескольких провалов и лет я понял, что метод неэффективен. Я задумался: «а зачем я это спрашиваю?» Честный ответ был «чтобы произвести впечатление, и, важнее, понять для себя, будет ли мне хорошо на этой работе». Для достижения цели «произвести впечатление путем задавания правильных вопросов» собственно вопросов нужно куда меньше.

Для цели «будет ли мне здесь хорошо» эффективным методом оказалось просто смотреть по сторонам во время визитов в офисы. Если люди сосредоточены, но часть таки общается, видны улыбки, и на кухне кто-то появляется хоть раз в 10 минут — всё ок. Если взгляды мрачные, полная тишина или наоборот, сплошной трындеж — то это повод задуматься. Для Харькова еще интересный признак — это количество людей в офисе часов в 9 утра и часов в 8 вечера. Если людей много — значит что-то нетипичное.

8хPM

Устраивался в одну фирму. Тогда хотел быть менеджером. Рекрутер сказала «поработаешь на первом проекте программистом, а вот на втором — уже будешь PM-ом». Потом выяснилось, что на проекте из восьми человек пятеро получило такое же обещание.

  • В разработке ПО свои пирамиды. Приведи трёх программистов и стань пиэмом. © Grigoriy Pechenkin
  • Этим часто рекрутеры грешат, главное, чтоб принял оффер, а потом пусть ПМ-ы или HR-ы возятся. А человек обиделся и будет скорее всего посылать лучи демотивации в коллектив и недовольства в менеджера. © Masha Shamota

QA вырос

Устраивался к нам на работу знакомый. Тогда был сырым джуном и не прошел. Потом встретил его через три года — уже состоявшийся спец в поиске новой работы, нам как раз был такой нужен. Говорю: «Давай к нам?», а в ответ — «Пошли вы далеко и надолго». Почему? В прошлый раз обещали позвонить о результатах собеседования — и нифига не позвонили. Вот так из-за пяти минут времени рекрутера мы потеряли хорошего сотрудника. Это если он еще не нажаловался кому-то еще.

Повороты при найме

Я много проводил собеседований и много ходил на собеседования. В этой микро-истории я собрал самые необычные концовки за много лет:

  • Устраивался QA. Не спрашивайте, так получилось. Техническую часть я тогда прошел нормально, а вот когда зашла речь про зарплату, тимлид в прямом смысле слова за голову схватился. Жест редкий, я запомнил.
  • Соскучился по коду, хотел устроиться программистом. Отказали с формулировкой «мы вас знаем и читаем ваши статьи, у нас сейчас нет вакансии подходящего уровня, вам будет скучно, извините». В другом месте целился на менеджера, но «вы слишком психолог». У известности есть и тёмная сторона.
  • Собеседовался на менеджера. Всё классно, но владелец сам очень много работает и от других требует того же. К концу первого разговора мы поняли, что друг другу по этому параметру не подходим. Остальное — всё классно, а вот не совпадает ритм работы холостяка и семейного человека. И при этом — всё остальное просто супер! В итоге договорились о еженедельных консультациях.

Кукла

Пошли мы в магазин за куклой с десятимесячной дочкой. Подошли к стеллажу и предложили выбирать. Лена посмотрела и мгновенно определилась. Поскольку хотели, чтобы дочь играла с куклой дольше одного дня — решили предложить ей другие, может что понравится больше. Но по возмущенным воплям скоро стало понятно, что хочется именно эту и никакую другую. Можно эту и еще одну, но эта — обязательно! Нас выбор тоже устроил — вполне симпатичная качественная кукла в красивой кроватке-коробочке. Утверждено. Взяли. Принесли домой, распаковали. Кукла полетела в сторону, и Лена стала играть с коробкой...

Как оказалось, это мы ходили за куклой. А Лена ходила за красивой коробкой, какая и была куплена с куклой в нагрузку. Коробкой Лена играла куда чаще, чем куклой.

Мораль: если мы догадались, что нужно заказчику — скорее всего мы ошиблись.

Жаворонок

Мне было удобно приходить на работу к 8:30 — сразу после садика. Что я пришел на два часа раньше всех — это видел только сервер. А вот если уработавшись или по семейным надобностям уходил раньше всех, то косые взгляды или приглашение срочно что-то обсудить — были почти гарантированы.

Спорные изменения

Один синьор любил работать в тишине и часто задерживался на работе. Как-то в пятницу вечером он глубоко погрузился в код, разогнался и, абсолютно незаметно для себя, отрефакторил полпроекта. Покрыл тестами, закоммитился, запушился и ушел домой спать. Я вообще не знаю, выходил ли он из офиса в ночь с пт на вс.

Второй синьор пришел в понедельник с утра пораньше и обнаружил, что мердж его почти готовой и долгожданной фичи теперь из-за рефакторинга из банальной задачи превратился в огромного монстра. Ситуацию усугубило очередное письмо «сколько можно ждать! давай немедленно!» от заказчика. Второй взял и, никого не дожидаясь, решил проблему — откатил коммиты Первого, и влил свои.
В середине дня на работу пришел Первый. Увидел. Осознал. Пришел в ярость. Пошел бить морду, а по дороге заглянул ко мне за поддержкой.

Что делать мне, как менеджеру?

Я эту ситуацию часто подсовываю на собеседованиях. Кто-то сразу принимает решение: «Если синьор в нерабочее время отрефакторил — значит так было надо. Технический долг, красота кода, долговременная выгода». Кто-то больше склоняется к «Предупреждать же надо, такие вещи в одиночку не делаются. Процесс, коммуникация, бизнес-польза». Кто-то колеблется и задаёт вопросы: «А так ли важен был рефакторинг? А так ли нужна эта фича?» Кто-то ищет компромиссы с двумя ветками и очередностью мерджа.

Это хорошие и правильные решения задачи «что делать с кодом». Но, проблема-то не с кодом, а с людьми! Первый в одиночку на выходных разгрёб говнокод, а его подвиг слили. Он чувствовал себя героем, а его лицом в грязь. Фиг он еще раз на работу на выходных подпишется. Второй был уверен, что делает важную и нужную фичу, которую все ждут, а тут вот у него землю из-под ног выдернули, его работу обесценили, и он же ещё и виноватым остался. Фиг он еще раз проявит инициативу. И Первый, и Второй чувствуют обиду и гнев. И Первый, и Второй думают: «Меня здесь не ценят», и гонят от себя чувства вины и страх. И Первый, и Второй сделали большой шаг к увольнению, им тут плохо.

Я менеджер, я стараюсь хоть на выходных не спрашивать у сотрудников: «А что ты делаешь и когда будет готово?». И тут два моих классных сотрудника совершили правильные действия и теперь готовятся уволиться. Ну, обалдеть! Вопрос кода тут второстепенный, это как максимум, человеко-неделя работы. Замена двух ведущих сотрудников — вот это куда серьезней. Тут нужно работать не с кодом, а с их эмоциями. Говорить об их потребностях в уважении и безопасности, а когда эмоции схлынут — о взаимоуважении и предсказуемости. И только после этого — уже смотреть, что делать с кодом и в каком порядке коммититься. И в любом случае, идеального решения здесь не будет.

Ненужный проект

Соседний проект к нам зааутсорсила крупная корпорация. Код зверски устарел, технический долг был выше крыши, а бизнес-выгода крайне сомнительна. При этом:

  • Топ-менеджеры корпорации о нём просто не помнили. Затраты на команду из десяти человек у них проходили по графе «мелкие расходы. Можно не смотреть, пока работает».
  • Миддл-менеджеры корпорации тоже люди занятые, но не обладали полномочиями стартовать или завершать проекты самостоятельно. Для остановки проекта им нужно было пойти к топ-менеджерам. Ну а те бы сразу задали вопрос: «А почему проект не был пересмотрен год назад?». Т.е. у миддлов был выбор — «оставить как есть» и «получить выговор». Второй вариант почему-то никто не выбирал.
  • Наш аутсорс-директор. Стабильный контракт, регулярные платежи, неплохой рейт, громкое имя в списке клиентов.
  • Наша команда. Хорошая зарплата, возможность в свободное время учиться, никто никуда не гонит... Только скучно, и учился таки мало кто, больше потрындеть.

Вот так вроде все всё делают правильно — а получается что-то ненужное. Конечно, хочется всю вину переложить на топ-менеджеров, типа «какой процесс построили, такой и получили»... Хотя, мне кажется, здесь ответственность таки коллективная.

Клептомания

Начали у нас пропадать деньги в карманах курток. Карманник был умный и брал по чуть-чуть. 70 человек, подозрительных новичков нет, зарплаты у всех айтишно-высокие, вычислить так и не смогли. По итогу перестали держать деньги в гардеробе, а потом как-то слухи сошли на нет.

А еще одного парня наняли на работу, он проработал две недели, набрал долгов и тихо уволился. У всех — по мелочи, а вот тимлиду было обидно — почти килобакс ушел. На телефон не отвечает, по адресу прописки его нет. Для законных методов нужна расписка или свидетели, для незаконных — как-то непривычно.

Командировка

При мне состоялся разговор PM-а с директором:

— Как там Вася работает?
— Да классно, способный парень, большое будущее.
— Ну давай его поощрим — пусть поедет к заказчику в США на пару месяцев, мир повидает.
— Ок, сделаю.

Чуть позже Вася в курилке говорит:

— У меня дочка родилась три месяца назад, а тут меня в командировку хрен знает насколько. США — это классно, но ведь дочка меня забудет за это время! Но если фирме надо — так я поеду...

Фирма вложилась в типа поощрение, а результат — демотивация. Холостяку-директору, эмигрировавшему 15 лет назад — поездка в штаты выглядит поощрением, молодому папе семья была важнее. Разные ценности, спрашивать надо было. Вася тоже мог что-то сказать не в курилке, а PM-у.

Самозатягивающаяся семья

Давным-давно мой знакомый работал сисадмином. На двух работах, типа два по полставки. Домой приходил сильно уставший и на выходных тоже часто работал. Жена регулярно ему за это делала выговоры, переходящие в скандал. Впрочем, скандалить было не очень интересно — если собеседник с трудом тебя понимает. Так что рано или поздно он сквозь поток слов слышал ключевые слова: «Кстати, а вот у Светки новые туфли.» и делал цепочку вывода: «Это она так туфли хочет — нужно ей туфли купить — нужно на туфли заработать — нужно больше работать — а вот халтурка мимо пролетает — возьму халтурку». Так он работал и зарабатывал всё больше, а семья распалась.

Нереалистичные обещания

Зашел к нам очень интересный и вкусный проект. Бигбосс нанял русскоговорящего американского PM-а. И вот я слышу, как этот PM обещает заказчику какие-то совершенно нереалистичные сроки. Ну то есть в разы меньше, чем это вообще правдоподобно. В этот раз я написал письмо бигбоссу напрямую с предложением обсудить ситуацию. Через полчаса мне позвонил разъяренный PM и учинил страшный выговор за действия «через голову». Бигбосс со мной так и не связался.

IT-Boost «Психология в IT»

В какой-то момент я сильно колебался, какое направление развития для себя выбрать. Я писал код около двадцати лет и уже поисписался. Очередной фреймворк, который устаревает быстрее, чем успел выучить... В общем, выбирал я тогда между менеджерским направлением и карьерой тренера. Знаний по прикладной психологии накопил намного больше, чем средний айтишник. После долгих раздумий решил совместить — целиться одновременно на менеджерские роли и записался на курсы тренеров. Про роль менеджера и баланс с программированием я напишу как-нибудь отдельно, а про курсы тренеров — я там многое получил, но из нашего набора в 20 человек я так и не увидел людей, для кого ведение тренингов и консультаций стало бы основной работой. Зато очень удачным стало партнерство с Димой Снисарем: я хорошо знаю айтишные проблемы и заморочки, а он, как психолог-практик, очень хорошо знает, почему может быть именно так, и что с этим делать.

Баг таймера

Как-то я совершенно внезапно для себя сделал вот такой двухминутный мультик. Если не ошибаюсь, занял пару недель свободного времени, включая выбор и изучение инструментария.

Пинок

В какой-то момент я не видел программирования в своем будущем, слабо учил новые технологии, слишком плохо писал код, и меня уволили. В отличие от предыдущих увольнений, это было закономерное и заслуженное. За такие деньги такой сотрудник был не нужен. В IT вообще увольняют редко, получился очень болезненный и поучительный опыт.

Я осмотрелся кругом — денежная подушка безопасности есть, значит есть возможность сконцентрироваться на своем стартапе по психологии. Как показали будущие события, из двух построенных графиков роста реализовался супер-пессимистичный с ухудшением в три раза к ожидаемым числам. Думаю, это стандартная ошибка для стартаперов-технарей.

Разворот

Позвонил бывший коллега-программист, говорит, что его заказчик ищет PM. Выяснилось: распределенный проект, есть команда сильных программистов, есть толковый заказчик. Заказчик после трех месяцев работы нифига не понимает, что происходит, что это за задача «настроить nginx и balancer», зачем она нужна и сколько такие непонятные задачи потянут. Взяли меня на почасовку-полставки.

Только я за пару недель разобрался в сути проекта, как заказчик обнаружил сильного конкурента с годичным опережением. Был выбор либо бодаться с этим конкурентом на его же поле, либо резко поменять стратегию. При этом есть жесткий дедлайн. Огромным напряжением переписали всё, кроме некоторых CSS. Ну а я с числами увидел, как после нескольких месяцев овертаймов резко падает командная производительность.

В итоге, проект взлетел и центр разработки плавно перешел в Канаду. Моя нагрузка падала с каждым месяцем и потихоньку сошла на нет. Даже не знаю, можно ли это отнести к увольнениям. Наверное, нет, но работы я лишился.

Офисное пространство: секс и насилие

Один из докладов в формате 20 слайдов за 20 секунд. Впервые выступал в зале для 600 человек. Пара недель свободного времени на подготовку, 900 фотографий.

Власть

На одном проекте тимлид жаловался директору, что у него из-за административных задач остается мало времени на кодинг. Ну ему директор и нанял в помощь меня на роль PM. Вроде всё хорошо, толковый тимлид, толковая команда, интересный проект, но был один нюанс. Один на один с тимлидом договариваться получалось, к примеру — о способах получения мною текущих статусов. А когда дело доходило до «давайте командой соберемся» — вот тут уже: «Нифига, я занят. И вообще — дурацкая идея собираться». В общем, был серьезный конфликт на личном уровне, со мной перестали здороваться. Я не сумел конфликт разрулить и убежал в код. После нескольких лет без программирования изучил новый язык программирования и покодил на нем несколько месяцев третьестепенные задачи.

В какой-то момент директор встал перед выбором: или я, или тимлид. Результат был однозначен — от тимлида проект зависел гораздо больше, чем от PM. Меня уволили. Моя основная ошибка — я не эскалировал проблему до директора чуть раньше. С другой стороны, даже сейчас я не вижу вариантов, при которых ситуация развивалась бы иначе. Не все битвы можно выиграть.

Впоследствии в кооперации с HR этот тимлид вытеснил других менеджеров из фирмы. Найм по принципу личной преданности он практиковал давно. Судя по LinkedIn, фирма потом ощутимо сдала.

Очень болезненная и неприятная для меня история. Зато я восстановил навыки программирования и больше их не терял. Программисту найти работу гораздо проще, чем менеджеру.

Кондиционер

Был у нас сотрудник, который с прошлой работы уволился из-за кондиционера. Он сидел ровно под кондиционером и летом ходил в свитере и бронхитил. Переставить стол не удалось, договориться — тоже. Начальство не помогло, ну он и уволился.

Вот так из-за менеджерской экономии на решении конфликтов и бытовых проблем ушел очень хороший сотрудник. Да, на форуме DOU обсуждалась похожая ситуация, но имена другие.

Отечественный заказчик

Вел переговоры с потенциальным заказчиком. Вроде, все почти хорошо, но непрерывные согласования, уточнения и планирование оттягивали дату начала работ. При жестко зафиксированном дедлайне — это делало шансы на успех все меньше и меньше.

Самая сложная тема была о деньгах — заказчик хотел формулу «n% от прибыли в первый год после запуска», а я хотел и ставку тоже. В конце концов, я высказал ультиматум: «Или договоримся о деньгах до конца этой недели, или прекратим переговоры». И это сработало — я там потерял всего месяц.

Вообще, из моего опыта, работа на отечественного заказчика — это либо волонтерство, либо непрерывное ожидание кидка. Бывшие соотечественники — с ними намного лучше, хотя тоже бывает.

Выговор

Один синьор с января по апрель работал без выходных в условиях приближающегося жесткого дедлайна. Монстр, железный человек, суперспец. И решил он на майские поехать на велосипеде на вылазку. В пятницу вечером сел на вел и поехал. Отъехал часа на два, и тут звонок от бигбосса: «Последние фичи, которые ты залил на сервер, мало того что не работают, так еще и положили старые. А мне нужно будет на выходных делать презентацию».

Синьор вздохнул и сел в электричку. В 22 он был в офисе, к трем часам сервер уже работал, к середине воскресенья сервер работал хорошо. В понедельник утром синьор получил выговор за не вовремя положенный сервер и почему-то обиделся. После нескольких месяцев без выходных и самопожертвования для срочного фикса он ожидал благодарности. А бигбосс придерживался идеи «накосячил — исправляй».

Контрольный пинок

По сравнению с профессией программиста карьера тренера начинает приносить денежные бонусы только при еженедельных тренингах с полными залами. Причем реклама почти не работает, только сарафанное радио и качественный трудоемкий контент.

Болезненный переход между «в этот стартап нужно еще немного вложиться, и он начнет приносить прибыль» к «бизнес-лошадь сдохла, слезь и иди опять в найм». Я многому научился, увидел крушение своих планов, опять посидел на голодном пайке. Лето 2014 было для меня тяжелым еще и из-за этого. Харьков, трое детей, пенсионеры-родители, стремительно заканчивающиеся деньги.

Сейчас для меня эта деятельность идет как хобби.

Офис или удаленная работа

— Дом-работа, работа-дом, отдыхаю только по дороге...
— Погоди, ты ж из дома работаешь?
— О, ты начинаешь понимать всю сложность фриланса...

Я работал и так, и так. И как менеджер, и как программист.

При удаленной работе нет оценки, «сколько времени провел в офисе», а есть только «сколько пользы принес». Это честнее.

Договор Джунов

Один менеджер заказал вёрстку джуниор-фрилансеру. Фрилансер назвал срок, и этот срок, с двукратным запасом ушел бизнесу. Фрилансер сорвал сроки раз в десять. По итогу, менеджер получил нагоняй от бизнеса, а джуниор с тех пор не может изучить JS. Умный парень, с хорошей перспективой — но первый опыт был настолько болезненный, что уже никак.

Хакер

Принимаю команду на удалённом проекте, обзваниваю всех по скайпу. У одного парня — камера заклеена изолентой. Человек просто очень серьёзно относится к вопросам приватности. Я знаю четыре его разных имени-фамилии, знаю, что он классный программист, много лет совместной работы, а на улице его не узнаю. Когда роботы-поисковики гугла будут обшаривать постапокалиптический мир — его найдут последним. Или даже он найдёт их первым.

Хакер — продолжение

Звоню другому парню. Знаю, что он молод, что он толковый джуниор, что при разговоре он всегда вежлив. И у меня всё время ощущение, что собеседнику страшно. Звоню ему, спрашиваю: «У тебя камера есть?» — «Есть, но можно я её не буду включать». Поговорили, все ок.

Но я нифига не понимаю, чего он боится. Это преступник, которого разыскивает интерпол? У него на лице неэстетично растут щупальца? Он во время работы надевает только шапку из фольги с заземлением? Если человек такой странный, то я не смогу его понять, и не смогу его предсказать. Вдруг он решит, к примеру, базу и код в открытый доступ выложить?

Начинаю гуглить. Нахожу сразу же топик «добрый день. Мне 16 лет, я боюсь, что на работе узнают и уволят». Да пофиг мне на его возраст! Работает хорошо, и ладно. Хотя какие-то особенности работы ФЛП и т.д. пришлось объяснять.

Мы уже давно не работаем вместе, а вот недавно виделись. Человек хорошо работает над своим профессиональным и личностным ростом. При таком темпе он станет хорошим синьором годами к 21. А может и не станет, больше от софтскилов и осознанности зависит.

Земля квадратная

Сижу, пишу код. В скайпе: «Такой-то у тебя работает? Он к нам на собеседование пришел, что ты про него скажешь?»

Такое бывает чаще, чем кажется. Желающие могут подсчитать вероятность, исходя из открытых данных на DOU.

Бочка

Собеседую программиста-удаленщика. Всё норм, только он предупреждает, что связь не всегда стабильна.

— А что так?
— Да я сижу в металлической бочке.
— ?
— На высоте 3000 над уровнем моря.
— ???
— Я системный администратор в альпгостинице на Эльбрусе. В свободное время изучил руби, можно к вам на удаленку?

Тестовое задание

Какое-то время назад давал тестовое задание для джуниоров на дом. Один парень вполне хорошо его сделал, мы его взяли, но потом он не потянул. Совсем. Похоже, задание он делал совсем не сам. Увы, такое тоже бывает, пусть и редко.

Какая основная беда при найме джуниоров? Их много, у них у всех одинаково пустое резюме. Устраивать им тщательное собеседование — себе дороже. В итоге, для фронтендеров я нашел такое решение — даю одновременно нескольким кандидатам одинаковое задание на дом. Что-то типа «сверстайте вот эту реальную страницу по мокапу. Резиновая верстка, BEM, etc». Когда они заканчивают — я результаты анонимизирую и отдаю на беглую проверку прогерам + QA. Каждый из них ставит балл и, если хочет, отзыв. Победитель конкурса получает отзывы, оффер и $100. С точки зрения бизнеса — эта сумма за вникание в наши фреймоворки.

Английский и софтскилы

Менеджерил на одном проекте. В какой-то момент бизнес поменял меня с моим заместителем местами. Причина — знание предметной области и английского у него было лучше. Кроме того, я предпочитал общаться чатом, а он — звонить.

Дарвин

— Снимаю квартиру вместе с коллегой. Зима. Слышу из соседней комнаты странные звуки. Заглядываю — а там коллега в велошлеме лежит на диване на спине, держит над собой вел и крутит педали. Спрашиваю «что такое?» — «да вот соскучился». Кстати он потом бросил программирование и устроился велоинструктором.
— Дааа, делфистов здорово раскидало за последние годы...
© старая история из Интернета

«Выживает сильнейший» — слышали? В правильном переводе: «Выживает наиболее приспособленный». Для айтишников это: «Хорошо живет тот, кто правильнее всех приспосабливается». Правильно понимает, куда ветер перемен дует и быстрее других учится в ту сторону.

Когда я начинал работу в 1999-ом, советских программистов уже почти не осталось. Они не пережили перехода из НИИшных мейнфреймов на коммерческие IBM PC. Потом было массовое переранжирование при переходе с unmanaged Win32 на managed Web и мобильную разработку.

Одновременно с этим непрерывно растет сложность проектов. Раньше один человек мог проект сделать от и до, сейчас почти для всех нужна команда sales, designer, back, front, QA, CMM, support и т.д. В одну голову уже все задачи просто не влазят. И приспособиться к этому всё сложнее.

GW-Basic

Что полезного я вынес из GW-Basic и использую с 1992-го года до сих пор? Когда пишешь список, и этот список нельзя автонумеровать — ставь номера пунктов не 1,2,3, а 10,20,30. Здорово упрощает жизнь. Например, при выводе дебажных сообщений в тех языках, где дебаггер работает «с вопросами».

Выводы

В этих двух статьях я поделился историями из своей жизни. Часть прикольная, часть поучительная, часть — мне было сложно рассказать. В следующий раз поделюсь своими наблюдениями про сложных разных людей в IT.


← Первая часть: Как меня увольняли и прочие байки

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось2
До обраногоВ обраному1
LinkedIn

Схожі статті




Найкращі коментарі пропустити

Устраивался к нам на работу знакомый. Тогда был сырым джуном и не прошел. Потом встретил его через три года — уже состоявшийся спец в поиске новой работы, нам как раз был такой нужен. Говорю: «Давай к нам?», а в ответ — «Пошли вы далеко и надолго». Почему? В прошлый раз обещали позвонить о результатах собеседования — и нифига не позвонили. Вот так из-за пяти минут времени рекрутера мы потеряли хорошего сотрудника. Это если он еще не нажаловался кому-то еще.
Таких рекрутерів/фірми стараюсь сам обходити стороною. Був випадок, що я затратив багато часу на декілька етапів, а рекрутер навіть в скайпі не відписала. Хоча до цього все мило розказувала.

149 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.
Когда пишешь список, и этот список нельзя автонумеровать — ставь номера пунктов не 1,2,3, а 10,20,30.

потому что потом захочешь вставить пару пунктов в середину, не меняя нумерацию всему зверинцу, ага, знакомо.

Дуже дякую за статтю, прочитав на одному подиху, справді якась рідкісна стаття, яка відкриває, трішки лаконічно скажу — інший світ Українського ІТ життя. Ще раз дякую, зберігаю для висновків однозначно.

Я больше горжусь вот этой — dou.ua/...​enta/columns/tips-for-pm

Было актуально и интересно :-)

Очень хорошая статья, отлично расставлены акценты. Теперь я обратила внимание на то, на что раньше никогда не обращала.

Спасибо, мне приятно )

Спасибо за статью и советы — много для себя вынесла.

Пожалуйста — мне важны вот такие отзывы.

Выговор
К этой истории, почему то вспомнилось. Интересно было бы послушать как бы вы порекомендовали выйти из такой ситуации чтобы win-win получился.

Приехал к нам в офис заказчик. В соседнем отделе нарисовался срочный «пожар». Со всех соседних команд собрана «группа спецназа» из самых сениорных людей. Неделю дня люди уходят домой только поспать по 4 часа.

К 3 утра ночи с ПТ-СБ рабочее решение написано мною (как отдельный модуль — осталось только вставить в проект), логика продемонстрирована коллегам и ПМу той команды (код писался в 4-6 глаз на кусок кода — главная сложность была в запутанной логике, кто набирает текст было не важно). Но на субботу 6 утра (как бы через 3 часа) у меня договорен большой выезд на байдарках со знакомыми, который планировался почти пол-года. Причём я на машине и обещал подвезти других людей. И об этом все стороны знали и до последнего момента были ок — парное программирование решало вопрос незаменимости.

С заказчиком много-много летняя история и стаж выходов на выходные и овертаймы по первой просьбе всеми сотрудниками (втч и мной — релизы по 40+ часов не удивляют) и это воспринимается как ествественное обязательство.

Но в этот раз я говорю что мне нужно отлучиться на 8 часов в субботу по личным делам. Готов вернуться в 4 часа дня (той же субботы!) и продолжить «колбасить». Коллеги говорят что логику кода понимают — и готовы пока что вставить его в свой продукт сами. И вот в последний момент в 3 утра заказчик говорит — так код который заработал ты написал, но не хочешь в субботу выйти нам помочь (это после недели без сна итд) — я тебе это «запомню». Вышеупомянутые аргументы не действуют. Принимаю решение что в конце-концов я даже не прошу отдолжение в свою пользу, а лишь пытаюсь воспользоваться законным правом на хоть небольшой отдых + очень не люблю не выполнять обещания (даже если просто отвезти кого-то куда то) — таки еду отдохнуть.

За время моего отсутствия (8 часов) код выбрасывают и переписывают намного более громоздким и по итогу — неработающим методом. По возвращению к 4 дня заказчик не общается, новый код не работает, возвращаться к моему не хотят.

мы в ответе за тех кого приучили ©
Ты был очень гибким с заказчиком раньше, а тут раз и не выполнил его хотелку, конечно он обиделся.

Причины понятны, ситуация пережита и в прошлом. Но интересна как кейс — как с данными вводными можно красиво и правильно решить?

Когда я попал в такую же самую ситуацию с бывшей женой, самой правильной и красивой ситуацией было с ней развестись.
А получилось это так, я старался избегать любых конфликтных ситуаци, путём уступок со своей стороны. Когда, через какое то время, я посмотрел на себя со стороны, то понял, что Я же не такой на самом деле, но прошли годы и то что завоёвывалось годы с её стороны , не могло быть разрушено моментально с моей стороны.
Так что как ни крути , ту твою ситуацию на win-win вывести было ну просто не реально. Ибо заказчик хотел от тебя то что ты обычно до этого и делал, а тут ты раз и заартачился.

А что для вас красиво и правильно? :)

Это когда обе стороны уходят довольные получившимся результатом

Я согласна с Владимиром, что это не всегда возможно.

Буквально после прочтения вашей истории наткнулась на книгу «Переговоры без поражения». МИФ дает одну главу бесплатно, мне кажется, вам может быть интересно: www.mann-ivanov-ferber.ru/...ingtoyes/harvard_mail.pdf

Вообще, в вашей истории мне полностью понятно ваше поведение, но совершенно неясно поведение заказчика.

Мне кажется, можно начать разбор этого кейса с попытки его понять.

В комментариях все как бы приняли за данность, что это просто заказчик неадекватный мудак и тиран как личность. Охотно верю, что так и есть, но все же хорошо бы проверить, действительно ли это так. Например, почему убийственный овертайм начался после приезда заказчика? Может, до этого команда срывала сроки и поэтому заказчик был уже зол и не верил, что проект будет сдан в срок? И поэтому ваше (абсолютно справедливое) желание уйти в субботу было воспринято как предательство, и наложившись на усталость и злость, привело к отказу от вашего кода? А может у заказчика трое детей и ипотека, а начальник грозится уволить, и он, не зная что делать, срывает все на вас? Может быть, ваша компания раньше делала ошибки/ не следовала обещаниям? Или может это даже не ваша компания, а просто у заказчика такой предыдущий опыт, а помимо этого он еще немного параноик, и в сумме дает такой результат? Что привело к овертаймам: неправильная оценка сроков исполнителем или давление заказчика? Если последнее, то с чем это давление связано? Может, ваша компания хотела получить крупного клиента и наобещала больше, чем нужно, а заказчик хотел сэкономить деньги для своей компании, чтобы получить премию — а теперь вместо премии светит срыв сроков и штраф.

Ну и т.п. Это просто примеры вопросов, которые возникают при размышлении над ситуацией. Получится ли красиво выйти из ситуации и возможно ли это в принципе — зависит от того, насколько вы и другая сторона хорошо понимаете ситуацию и друг друга.

Почти согласен со всем, кроме вывода. Бывают и не такие радикальные выходы :)

Спасибо, мнение справедливое.
Причины поведения заказчика в целом известны, и многие из Ваших догадок весьма близки: заказчик не вполне спокоен, т.к. да срывается важная видная для бизнеса деливери с соответсвующими рисками по имиджу проекта (ну и, наверное, отчасти его — как менеджера), также т.к. он отодвигает даже свой отпуск уже на два дня, ну и стоит добавить что он — executive director (насколько я помню) очень крупной организации и привык работать в директивном режиме. Обещать туда никто особо не обещал, там работа по-другому делалась, от «что нужно», а не «что можно» :) Да и проекты и клиент этот давно был (повторюсь: работали с ним 10+ лет), потому цель не стояла ... в какой то мере.

Как образовывался пожар достоверно не знаю: как я сказал — оно вырисовалось из соседнего отдела — соответсвенно мы уже увидели только когда нас позвали тушить.

Причины его недовольства мне понятны, и даже почти понятны решения сделанные из этого (скорее всего усталость и эмоции — всё же они работают и на людях такого уровня «полёта»).

Наверное тема по-хорошему закрыта и понятна уже (и даже до этого разговора, если по честному), но читая статью топикстартера в контексте истории «выговор» мне очень ярко вспомнилась эта история из жизни — самое честное, наверное, просто захотелось поделиться. Сейчас ищу в себе какие вопросы мне не понятны — и, наверное, ничего нету. И, пожалуй, вы правы, не везде есть мгновенная удовлетворённость всеми сторонами.

PS: дабы заказчик не казался совсем неадекватным тираном стоит отметить, что «несмотря ни на что» по результатам той недели я, и не только я, получили приятную премию аппрувленную лично им (он выше на 2 уровня управления от прямых менеджеров проекта).

Меня тоже очень история про выговор впечатлила. Даже не знаю, как бы я отреагировала в такой ситуации на месте девелопера. Но однозначно я была бы в ярости :)
И ваша история тоже удивительная. Хотя последние вводные уже по-другому расставляют акценты :)

Ситуация обидная: мало того, что не оценили предыдущих заслуг, так еще и выкинули выстраданное решение.
По ситуации:
— под давлением всё ухудшается. Судя по описанию, давление на всех было сильным. И на тебя, и на команду, и на заказчика. Люди становятся иррациональными и обидчивыми
— старые заслуги стоят недорого. Кмк, выход на выходных помнят пару месяцев максимум.
— если люди выходят по выходным всё время, то это воспринимается как норма. За норму поощрять не принято
По твоим действиям в тот самый момент:
— не во всех ситуациях возможен win-win. Или этот win-win находится за пределами краткосрочной выгоды. См. мой цикл статей по овертаймам :)
— то, что ты не нашел во время стресса идеального решения для заказчика и для друзей, даже пожертвовав своим отдыхом — это нормально.
— следующий заказчик скажет тебе продать квартиру и инвестировать в его церковь стартап. Не все запросы вообще имеет смысл удовлетворять.
По твоим действиям вообще:
— есть у меня гипотеза, что

очень не люблю не выполнять обещания
делает тебя очень уязвимым для манипуляций «ты же обещал» с подтягиванием подходящей трактовки, что же именно ты обещал. Это делает тебя очень удобным для окружающим за счет превращения твоей жизни в ад. Возможно, тебе такого объяснения хватит до «а, я понял! Больше не буду вестись!» Если не хватит — ищи толкового психолога, мне нравится КПТ-подход для таких задач. За 10 сеансов по $30 скорее всего тебе будет проще отказывать. Побочный эффект — это очень расстроит тех, кто привык на тебе ездить.

Если это удочка — то действительно проблема. С другой стороны — хотели ли вы сами работать с людьми, которые не выполняют их обещания? Вот представьте, прийдёте вы в компанию, договорившись, например, о годовом бонусе, а руководитель — раз и «не будет вестись»? Как вы отреагируете?

А станете в следующий раз иметь дело с этим человеком? Посоветуете другим?
Потому я для себя не считаю корректным невыполнение своих обещаний.
И надеятся что если что можно просто перейти в другое место работы и там снова наобещать в три короба — тоже не вариант — мир слишком маленький и круглый.
Конечно, это субъёктивное мнение.

В целом почти всё правильно и логично даже почти нечего прокомментировать. И да, согласен про то что win-win может находится за пределами краткосрочной выгоды — и именно исходя из неё и были размышления. С одной стороны — не потерять свои интересы личной жизни, с другой — не потерять долгосрочное «уважение» заказчика. Краткосрочно за невыход по первому зову меня бы никто не уволил.
Ещё один аргумент оставшийся за пределами рассказа, который принимался мною в решении: в моём понимании то чем я мог помочь проекту — я сделал. А «уважение» получается не за счёт факта тупого сидения овертайм, а за счёт решения вопросов (овертаймы иногда бывают следствием, но не должно быть наоборот).
Не согласен только по поводу езды на моих обещаниях. Возможность ездить на них нивелируется тем, что такие обещания я даю не так просто. Но если даю — то слово стараюсь держать настолько насколько в моих силах. Но только в рамках того контекста, что я считаю что пообещал, а не то, что мне будут пытаться навязать, потому это чуть за пределами манипуляции. А трактовки и прочие манипуляции, как правило, разрешаются переговорными техниками.

Денис, хочешь я это у себя в фейсбуке вкину? Там обычно обсуждение бурнее, чем здесь.

Это не настолько критично для меня чтобы решить — я написал скорее «для поддержания разговора» в ветке. Но если хочешь — можешь запостить, я за авторские права претендовать не буду :)

От такого заказчика нужно уходить сразу же, после первой такой просьбы. Это будет win-win ситуация. Программист сохранит здоровье подорванное переработками, заказчик не будет думать, что ему все должны и это тоже сохранит ему здоровье при конфликте с не столь прогибаемыми людьми.

Покрыл тестами, закоммитился, запушился и ушел домой спать
Тут бы еще помог обязательный код ревью
Какое-то время назад давал тестовое задание для джуниоров на дом. Один парень вполне хорошо его сделал, мы его взяли, но потом он не потянул. Совсем. Похоже, задание он делал совсем не сам. Увы, такое тоже бывает, пусть и редко.
А бывает так, что ты делаешь тестовое, выкладываешься, потом еще одно тестовое, тебя берут, но потом спрашивают делал ли ты сам тестовое или нет. Конечно сам! А как же работать, если не сам сделаешь, все равно увидят и уволят. Странные вопросы.

У меня был случай, искали сотрудника, и одно из тестовых заданий было написать текст на заданную тему на английском языке. Так один кандидат прямо в ответе написал: «мой текст вычитан и откорректирован профессиональным переводчиком». Это меня очень удивило: если давал на вычитку, чтобы скрыть свой уровень — то зачем предупреждать об этом? А если не скрываешь свой уровень — зачем давать на вычитку? :)

Интересный подход. Что в итоге получилось?

На интервью оказалось, что уровень английского у кандидата практически нулевой.
Мы его не взяли (не конкретно из-за английского, были более подходящие кандидаты), а другой отдел взял :)

Ну можно ответить, на запрос тестового, запросом тестового перечисления денег, чтоб проверить стиль работы бухгалтерии, цвет денег, работу управленцев

Мне нравится ход ваших мыслей :)

Хорошо написано.

При удаленной работе нет оценки, «сколько времени провел в офисе», а есть только «сколько пользы принес». Это честнее.
забрала в копилку.

Спасибо за истории, очень интересно читать.
И мне не показалось, что тут есть какая-то угроза в смысле потенциального трудоустройства. Наоборот, во всех историях увольнений либо задействованы внешние обстоятельства, либо проанализированы ошибки и сделаны выводы — ну по крайней мере так изложено :)

— Снимаю квартиру вместе с коллегой. Зима. Слышу из соседней комнаты странные звуки. Заглядываю — а там коллега в велошлеме лежит на диване на спине, держит над собой вел и крутит педали. Спрашиваю «что такое?» — «да вот соскучился». Кстати он потом бросил программирование и устроился велоинструктором.
— Дааа, делфистов здорово раскидало за последние годы...
© старая история из Интернета

bash.im/quote/402936

Для Харькова еще интересный признак — это количество людей в офисе часов в 9 утра и часов в 8 вечера.
щось в цьому є! )))

Ох я был в ситуации из Выговор, правда ситуация помягче была, помню меня потом ПМ успокаивал...
С такими мудаками-бигбоссами лучше не работать, все равно уволишся, а тебя за это обвинят будут

Было что-то похожее, бигбосс написал письмо в виде: Таким программистам не место в нашей компании. Приложение начало зависать после какого-то фикса. Овертаймили жестко тогда, помню билд оправлял часа в 4 утра. Мотивация пропала на раз, спасибо менеджеру, что отговорил уходить. Но было неприятно, молодой был, наивный.

Согласен. + к этому: для того, который выводит эти советы оно работает плохо из-за личностных характеристик. А кому-то не просто пригодится, а может стать реальной помощью. тому, кто над этим даже не задумывался. А в ситуации, когда встанет выбор — поможет его сделать правильно.
Ведь если даже советы помогают не всем, а только определенной части людей, это уже хороший повод их дать.
И последнее: сапожник без сапог. Очень часто это в жизни бывает и толпы людей довольны этим сапожником.

Как вариант, «все мы умные после». Ни в коем случае не в обиду автору, а наоборот. Просто по факту можно увидеть результат, проанализировать где ошибся, сделать выводы. В моменты событий бывает много факторов, которые некогда было учесть или не смогли или не увидели или думали что учли, но не сработало. Мне многое из написанного очень понятно и откликается — или сталкивался с такими проблемами или видел рядом.

все истории произошли со мной, так что за 17 лет
1. лопнувший стартап
2. кризис-2008
3. фирма-потогонка во время того же кризиса
4. потерял желание программировать — уволили, начал свой стартап
5. запустил успешно проект, центр разработки перешел в забугорье
6. не разрулил конфликт с тимлидом

Ха, я ко всем тренингам именно так и отношусь :) Т.к. просто не могу найти объяснения, зачем человеку, у которого есть рабочий перспективный бизнес, еще кого-то обучать бизнесу за деньги?
Поэтому тренинги я рассматриваю как средство заработать докладчику, потому что другой возможности заработать у него сейчас просто нет!

Зачем? Продвинуть свои услуги, как минримум...
Как максимум: издать книгу «Как заработать миллион?», заработав по 1 доллару на продаже 1 миллиона экземпляров.

Почему веселее? Точно такой же смысл, нет?

ага, часто это такая завуалированная форма для «у нас бюджет только на джуна»

Як сейлз-менеджер (у минулому) можу сказати, що вислів "

вы слишком квалифицированы для нашего проекта
" насправді значить «ви занадто мало вмієте за ті гроші, що ви просите».

Не только в бюджете дело. Бывает так, что на определённую позицию нужен действительно джун, потому что суть работы, например — перманентный фикс тривиальных багов. Senior на таком проекте долго не просидит, даже если ему будут платить сеньйорскую зарплату. А, соответственно, когда этот senior рано или поздно сбежит, контора вторично попадает не только на расходы на рекрутинг, но ещё и подставляет своего клиента.

Дима, сейчас тебе объяснят, что ты не в теме и не понимаешь ситуации)

Мне так не раз отказывали, прямо так и говорили что они финансово просто не могут потянуть мой опыт! После чего я всегда задавался вопросов — а зачем им «ванька-дурак» от которого польза будет стремиться к нулю?
Очевидно забить вакансию кем-то за небольшие деньги, важнее его эффективности...

Это еще один повод сбить будущую зарплату.
У нас такой принцип набора на работу: попустить по максимуму, сбить зарплату и пообещать ее постоянно повышать.

За последние три-четыре года в украине набрала популярность профессия: помощник системного администратора. В чем разница с обычным системным администратором?
Уже лет пятнадцать минимальная (еще раз подчеркну, минимальная) зарплата системного администратора не опускалась ниже 300 долларов при любом курсе к гривне.
У помощника системного администратора предлагаемая зарплата 100-150 долларов, МАКСИМУМ.

а теперь прочитайте эту статью!
udivil.com/...ов-богаче-половины-земли

Если это к моему сообщению, то присмотритесь: я отвечал на
"

ага, часто это такая завуалированная форма для «у нас бюджет только на джуна»
"

Неужели непонятно, что в этой фразе низкий бюджет — оправдание предлагаемой низкой зарплаты? Разжевывать нужно?

Пасиба за секас-стори насяльника..... она ржачная :)))

К тому, что тебе за прект предлагают вдвое меньше средней цены по рынку я уже привык.
На днях была встреча / бизнес-ланч с заказчиком, где 20-летняя гирлафренд иностранного партнера, который только с трудом понимает по-русски общалась, отбирая вопросы из телефона и даже те, затрудняясь прочитать. Мои попытки общаться по-английски напрямую не прошли (араб).
В общем торговались за все, тупо срезая, а конечная цена втрое дешевле. я отказался в культурном виде.

А что мне оставалось? согласиться 2-3 недели работать за 300 долларов и еще месяц-полтора допиливать, разруливать их претензии в виде: добавьте это и вот это, оно должно было быть включено в общий проект бесплатно? Подобный опыт уже есть, к сожалению...

Тоже вариант. Хотя массовые собеседования я видел и позже. Иногда это признак хорошо сработанной команды, которая дает каждому участнику право сказать «он мне не нравится с первого взгляда, давайте не будем вообще с ним начинать»

У меня было такое в свое время. Собеседовало человек 5. Я зашел и не сдержался:
— Ого сколько вас здесь.

Иногда это признак хорошо сработанной команды, которая
В этом месте всегда хочется так и спросить прямо а пописать вы тоже сработанной командой вместе ходите которая?

Нет в прецеденте никакой «сработанной командо» тема более чем прекрасно раскрыта в одном мелком рассказе сейчас специально найду Уильям Моррисон рассказ найдёте сами там место об том как злые нехорошие дядьки украли мощный артефакт но все хотели воспользоваться и при этом не могли доверить никому из своих в отдельности вот это именно оно и есть и чаще всего оно точно так же ж будет и в деталях работать по коду зонам ответственности контрактам разработки и прочему и прочему и прочему например ведению документации и разным формальным методам вроде всё того же ж правильного ведения репозитария в притче об 2-х синьорах и гите если люди «собираются вместе которая даёт каждому участнику право сказать» это всего лишь означает что они друг другу не доверяют либо не умеют либо по той или иной причине не могут причина кстати чаще всего находится она прекрасно выплывает и чаще не одна уже в первые несколько недель уже реальной работы «хорошо сработанной команды».

«Команда» это ровно точно так же ж об делегировании как и «руководитель подчинённый».

for(int i=0;i<256;++i){printf("I hate textformating\n");}
или все же
for (int i=0; i<256; ++i)
{
printf("Formatting is not bad at all!..\n");
}

Да в основном проблемы в коммуникации, а не в знании/не знании чего-то.
Отличная статья, спасибо!

Спасибо за позитивный отзыв)

Спасибо за интересную статью.

Пожалуйста. Позитивный отзыв для меня важен

Я вот аж завис как лучше проблему с двумя синйорами и зарефактореным кодом лучше посолвить) Спасибо за отличную вторую часть.

В фейсбуке дикий срач пошел по этому поводу www.facebook.com/...5/posts/10209978653454933
Сложно найти решение, когда все (не)правы.

В фейсбучике предложили

---

Vadim Glebov Ситуация вполне реальная и знакомая.

Если бы я был первым программистом в этой истории, то я бы пришел во вторник на работу и обнаружив, что мои изменения откатили предложил бы их вернуть обратно сынтегрировав их с фичей второго разработчика.

Если бы я был вторым программистом, то я бы предупредил первого о том, что я откатываю его изменения чтобы поставить срочную фичу и что я готов вместе с ним сынтегрировать фичу, когда первый придет на работу.

Если бы я был менеджером, то я бы остановил первого программиста, когда то зашел звать меня на помощь и начал бы выспрашивать ситуацию в деталях, что именно его всбесило, что было причиной поступка второго программиста, как правильно было бы поступить второму программисту, предложил бы отложить разговор пока я не переговою со вторым программистом, которому бы задал аналогичные вопросы. Потом по ситуации, либо вызвал обоих и начал рассказывать как вижу ситуацию и предожил бы нам всем троим найти общее видение ситуации и путь конструктивного решения. Либо дал бы им поругаться, и отправил обоих домой до завтра. На следующий день сутра начал бы предлагать формировать общее видение и и путь конструктивного решения.
Ну и дальше по ситуации, готовы ли сотрудничать оба или нужно разводить по разным проектам/командам.

---

Как по мне — самый оптимальный вариант. Радуем заказчика, потом решаем внутреннею техническую кухню. Хотя похоже что Первый и Второй уже давно были в конфликте, и сами к такому решению бы не пришли. Но это уже дело менеджера тогда разрулить.

Всё зависит от того как дефинировать «свой косяк» в данном конкретном случае. Тут ИМО все трое отличились. И не надо забывать что мы видим ситуацию со стороны одного из участников (у двух других будут свои истории и своя правда).
И таки почему именно «свалить косяк» а не «уладить конфликт»?

Ну да, с глобальной точки зрения тут много прекрасного — и залитый в основной бранч «ре-фак-торинг» (третий слог должен быть английскими буквами), и подход «выкатим фичу потому что заказчик просит», и еще пара вещей по мелочи.

Вариант очень даже. Вот только и у него есть критики — см. другие комменты. Чувствую, нужно написать развернутый анализ.

нормальный вариант — адекватные (опытные) прогеры должны понимать что конфликт веток/версий это неизбежное зло, и твои коммиты могут быть похерены. в таких случаях просто выясняется кому быстрее восстановить свои изменения.
ну и заказчик всегда должен быть хеппи, это в приоритете, а прогеры-истерички — это всегда плохо. сегодня ему комиит ревертнули, завтра кто-то темплейт с лишними табами напишет — кому нужны эти истерики))
www.youtube.com/watch?v=tSIfHvgVeQg

за всех не скажу, у нас как правило все в курсе чем занимаются соседи — общение, стендапы, и всё такое. ну и менеджер/ПМ естессно должен знать, я не спорю.
я вообще не об этом, а о том что ситуация с конфликтом коммитов достаточно типичная если работает овер 1 человек, решается быстро, и никак не требующая разборок вообще.

а вообще есть элементарное правило — никаких коммитов поздно вечером (особенно в рабочую ветку, и особенно пятницу).

ну вообще-то именно так и говорю, «сегодня коммитить не буду, залью в понедельник с утра, на свежую голову». даже если я просто ревьювю код — я лучше утром ещё раз перечитаю его. потому что немало граблей было сломано в этом месте)).
естественно, иногда есть необходимость что-то влить «вот прям срочно», «аааа, у нас же дедлайн», и любимое «тут же одна строчка всего поменялась, зуб даю всё ок!», но это не выходит за рамки исключений.

программиста могут просто не поставить в известность.
Прямой проёвтык насяльника простите.

На 90% проблема менеджера (вариант — тим-лида или тех-лида, если они есть и есть на кого спихнуть :8) ): (а) надо организовать работу команды, а не каждого синьора самого по себе (б) почитывать отчеты о работе (если они есть), тогда ночные подвиги синьора № 1 не будут такой уж неожиданностью (в) контролировать релизы и коммиты, хотя бы сам их факт.
В данном случае ПМ ИМХО берет вину за недосмотр на себя, объединяет таким образом синьоров на почве негодования к себе за реальный провтык, и уважения к себе же за пацанячий поступок, потом долго и щательно выполняет пункты а, б, в... Ессно, будучи озвученный, сей факт может сказацца на его карьере... кстате, по-разному.

Мне вот это мазги вынесло:

Бигбосс нанял русскоговорящего американского PM-а... И вот я слышу, как этот PM обещает заказчику какие-то совершенно нереалистичные сроки. В этот раз я написал письмо бигбоссу напрямую с предложением обсудить ситуацию. Через полчаса мне позвонил разъяренный PM и учинил страшный выговор за действия «через голову».
1. Нанял — это его, бигбосса право...
2. Кто отвечает за сроки выполнения?
3. Непонятна Ваша роль на проекте. Входит ли в Ваши функции, например, «слышать», как этот ПМ чего-то обещает заказчику?
4. «В этот раз» — это в какой по счету?
5. А почему все-таки действовали «через голову»? почему не поговорить с ПМ-ом и не узнать, из какого пальца он высасывает сроки, и как ситуация будет выглядеть по их окончании? заодно, обменяться культурными ценностями с заморским ПМ-ом.
6. «Страшный выговор» был по телефону? один на один?
7. А как Вы действуете, если Ваш подчиненный мимо Вас предлагает бигбоссу обсудить Вашу работу?

Я, по имеющейся информации, на 99% на стороне ПМ-а , сорри ; −1 — за ярость :8)

Я намекнул на культурные различия, Витя. Для американцев нормально, что решения принимаюЦЦа менеджером единолично и очень быстро, а реализуются мЭдленно, поэтапно. Команда и ПМ должны были приходить к общим правилам работы, для этого надо говорить и договариваться, а не стучать бигбоссу.

Но а ходить через голову — такое ИМХО нигде невозможно, если говорить о культуре менеджмента :)

Ты опять разговариваешь со своим внутренним голосом, Витя :(
Нет, не боги. И нет, люди конечно не одинаковы в том смысле, что выростая в определенной культуре, они поддерживают или нет определенные ценности. Например, далеко не везде детям дают читать сказки про Емелю-дурака и щуку. И если не обращать внимания на различия в культурах, то конфликт неизбежен. Конечно, это не касается исторической опщности людей «советский народ», именно потому, что ему, этому народу, были привиты в значительной степени одинаковые «коммунистические» ценности независимо от нации и места проживания.
В данном случае речь шла вообще о культуре менеджмента; говорят обычно про американский, европейский и японский стиль. Они не лучше-хуже, они просто разные. Но надеюсь, Ты не будешь спорить, что на пост-совке менеджмент просто отсутствует как класс (т.е. есть отдельные люди, но нет школ), по той простой причине, что 80 лет экономика планировалась, а не управлялась.

Мне не кажется, я с ними 20 лет работаю и общаюсь, на разных проектах, и тут и там.
Вот учить чужой способ жизни по Голливуду — ну пардон :( ошибся.

Хорошие вопросы, их редко кто задает.
1. конечно
2. сложный вопрос. Все отвечают, включая ПМ и команду
3. я на проекте программистом с самого начала, ПМ меньше месяца
4. второй, см. первую часть баек про эффект домино
5. с директором я знаком уже давно, мы регулярно общались. Он вообще со всеми общался и говорил «обращайтесь, если что»
6. по скайпу в опенспейсе в наушниках
7. обычно я стараюсь поощрять любые связи помимо меня — это позволяет уменьшить bottleneck на мне. Ограничения: никто не должен давать обещания по срокам или принимать новые фичи в работу без согласования со мной.

2. Ничего сложного; но — пагдон, я недописал одно слово: «за сроки выполнения проекта». Конечно, каждый член тима отвечает за выполнение в срок своей задачи, в рамках своей ответственности (QA, BA, синьор, джун) и заранее определенного обЪема работ; но за проект в целом однозначно отвечает только и персонально ПМ.

3. Т.е. этот импортный ПМ — ваш прямой и непосредственный начальник, точка. Срок службы :) играет, если ПМ захочет с Вами советоваться по техн. вопросам. А разговор ПМ-а Вы улышали, я так понимаю, случайно.

4. Сори, поздно уже искать :) но смысл в том, что Вы и ПМ — продукты разных систем, и паходу не потрудились найти общий язык. Боюсь, что в данном случае не ПМ вливается в коллектив, а коллектив подлаживается под ПМ-а; наверно, Ваш бигбосс и имел в виду нечто типа тим будет работать с американским ПМ-ом по американских бест практиках и т.п.
Так вот, я уже писал: для американцев привычно,что решения принимаются быстро, принимает их ПМ единолично, несет за них персональную ответственность; а вот выполнение может быть разбито на циклы или этапы, типа по аджайлу. Т.е. первый, самый короткий этап, скорее всего должен был включать макет проекта только. Но даже если это и не так, то Ваш ПМ поступил именно так, как десятки раз делал в предыдущей жизни. И тут есть прогреб Вашей HR службы, которая заранее не познакомила ПМа с тимом и наоборот, не помогла договориться о правилах командной игры.

5. Простите, я не спрашивал на короткой ли ноге Вы с директором. Хотя косвенно Вы ответили: кажецца, Вам проще было найти общий язык со старым знакомым директором, чем строить отношения с новым ПМ-ом. Но это не есть объективная причина; это субъективное удобство :8) Кроме того, по сути Вы воспользовались личным расположением директора, перепутав его с чисто бизнесовыми вопросами по проекту. Корректно было бы идти по инстанциям: если Вы не смогли решить вопрос с ПМ-ом, поставить его в известность (письменно), что Вы будете говорить с его непосредственным начальником (это может быть кстати вовсе и не поминаемый выше бигбос). И т.д., до бигбосса. Директор ведь может говорить что угодно; но если в компании уже сложилась оргструктура и для таких оказий предусмотрено ПМО например, или СТО, или еще какая хрень, то Вы возможно ставите и директора в двусмысленное положение: зачем нужны эти подразделения, если он все равно втыкается лично.

6. То есть, все было сделано почти по книжке: хоть не глаза-в-глаза, но без свидетелей. Если не было факов и шитов, то обижаться не стоило бы.

7. Вы опять слегонца уходите в сторону, и отвечаете на другой вопрос. Но допустим, я Ваш подчиненный, и со своим дружбаном-директором как раз и собираюсь перетереть эту Вашу практику принятия решений: я хочу в своем подпроекте принимать решения по срокам, фичам, задействованным людям и их зарпатам — ЛИЧНО. Мяхко говоря, это подкоп под Вас и Ваш авторитет.
Владимир, не в обиду, на месте Вашего директора я бы подогнал в тим грамотного HR-а, а при повторении обстоятельств кто-то должен был бы уйти с проекта :(

Пардон, я не обирался разбирать этот кейс так уж на запчасти; но при общей Вашей умдренности профессией, он мне показался поданым слишком под кривым углом.
Про куклу и коробку отдельный решпект.

и говорил «обращайтесь, если что»
Ну это он так говорил а не имел в виду прецедент прямо показывает.

В описанных условиях:

3. я на проекте программистом с самого начала, ПМ меньше месяца
Правильная реакция программиста дождать получения технической информации от менеджера (вариант «услышал говорит по телефону» тут не проходит от слова вообще) и в ответ на ответ написать ответ так и так мол не успеваем как пить дать вот примерная оценка как не успеваем вот примерная оценка где. Риски озвучены обязательства стороны озвучить риски прикрыты всё.

Какие именно личные интимные отношения связывают менеджера и бигбосса их личное сугубо интимное дело. Таки да почти 146% менеджер либо «играет под себя» либо не шарит чаще всего ещё и то и другое в разных пропорциях.

7. обычно я стараюсь поощрять любые связи помимо меня — это позволяет уменьшить bottleneck на мне. Ограничения: никто не должен давать обещания по срокам или принимать новые фичи в работу без согласования со мной.
В целом это не работает потому как это и есть «bottleneck на мне» работает так : каждый отдельный субъект может (и должен что уже сильно труднее) давать обещания по срокам и чему-либо вообще по зоне ответственности которая прямо входит в его работу всё. Иначе никакого «делегирования» нет.

Но вместе с «может (и должен)» прямо «делегируется» и ответственность иначе обратно таки работать не будет от слова никак и вот здесь таки сильно труднее именно в моменте как правильно дёшево надёжно и практично реализовать и поддерживать п.п. «и должен».

Устраивался к нам на работу знакомый. Тогда был сырым джуном и не прошел. Потом встретил его через три года — уже состоявшийся спец в поиске новой работы, нам как раз был такой нужен. Говорю: «Давай к нам?», а в ответ — «Пошли вы далеко и надолго». Почему? В прошлый раз обещали позвонить о результатах собеседования — и нифига не позвонили. Вот так из-за пяти минут времени рекрутера мы потеряли хорошего сотрудника. Это если он еще не нажаловался кому-то еще.
Таких рекрутерів/фірми стараюсь сам обходити стороною. Був випадок, що я затратив багато часу на декілька етапів, а рекрутер навіть в скайпі не відписала. Хоча до цього все мило розказувала.

Мені здається, краще самому перепитати. Рекрутер може помилитись, забути або бути банально недосвіченою. А це може бути робота твоєї мрії :)

Якщо не помиляюсь, то на dou була стаття про правила етикету. В ній говорилось, що професійний рекрутер завжди повинен повідомити кандитату відповідь. Позитивну чи негативну.

При мне состоялся разговор PM-а с директором
.....
Фирма вложилась в типа поощрение, а результат — демотивация. Холостяку-директору, эмигрировавшему 15 лет назад — поездка в штаты выглядит поощрением, молодому папе семья была важнее.
У РМа ОБЯЗАНА была загореться лампочка в мозгу. И он ОБЯЗАН был помнить про ребенка у своего подопечного. И как минимум тормознуть «у него ребенок маленький, давайте уточним как он с команировкой».
Мораль? О людях надо знать.

Ага. В какое-то оправдание PMа можно сказать, что он сам был бездетный на тот период. К тому же был сильно затурканый дедлайном, а разговор шел как бы между делом. Этот PM обычно принимал решения ответственно, а вот директор — всякие мелочи типа командировок принимал «на лету» и больше к теме не возвращался.

Да просто нужно с людьми общаться. Постоянно.

Т.е. иметь карту мотивации. Можно и не на бумаге но в голове она должна быть.

В общем отправил его в тестеры. Наказал в общем и сильно.
Ой-йоооо... Тестеры низшая каста. ой ребятки, так нельзя жить...

Потому что такие отношения разрушают мораль компании и команду в конце концов. Не говоря уже о том, что это противоречит всем методологиям и принципам типа Agile и DevOps.

Понятно, вопросов не имею.

а что в методологии аджайл написнао, что в игрушки на рабочем месте нельзя играть, или внутренние перемешения нельзя внутри компании делать?

Мне кажется, что тим лид(менеджер) на то и поставлен, дабы гибко реагировать на всякого рода ситации внутри команды и принимтаь решения.

Не об этом речь. А о том, что команда самодостаточна и все в ней равны. А кастовость по типу продемонстрированной комментатором кот-му я ответил (отправить в тестеры в наказание) разрушает команду.

ну я с такими кардинальными мерами вообще ни разу не сталкивался, это почти так по отечески пожурил и поставил в угол на год)))
хотя на работе мы вроде как состоим в других отношениях, работник продает время,а работодатель покупает.
Но конеткно в той ситуации видимо это сработало норм и человек остался благодарен)
а по поводу аджайла мне понравилось выступление от Erik Meijer «One hacker way»
Он таки разложил очень внятно по аджайлу со стороны сильного практика а не со стороны бла бла бла девелопмнета)

А напишите, уважаемый, в какой компании работаете. Я коллегам расскажу. Чтобы не вступить ненароком.

Так что я его посадил монитором к стенке
Почему всех так не сажают?Где бы я ни был,всегда мониторы к стенке или так,чтобы в глаза не попадалось,даже в опенспейсах стараются расположить всё так.Нет психологического напряжения,атмосфера распологающая,народ нормально работает и долго в фирме остаётся.

IT с таким расположением особняком стоит?Здесь только у начальников монитор от всех огорожен.

Что у стены,монитором к стенке,кому повезло меньше,боком к проходам.Кубики с высокими перегородками,к соседу по загончику боком сидишь.Минимальное количество мониторов в «буферной зоне» на проходах.Работал в таком офисе,при желании посмотреть в мониторы остальных нужно только подходить.

Ходил на собеседование в одну IT фирму,там плотность компов была выше чем в самых набитых игравухах 90х и расстояние между рядами мизерное,стул почти некуда отодвинуть.
Отвёрнуты от всех были только глава фирмы,его соседка и человек,похожий на начальника.

Не дело это ПМа, а скорее тимлида. ПМ может быть не один и т.п.

Не знаю как автор, но я РМ прочел как Ресурсный Менеджер ;). Но все равно — если менеджер принимает решения касающиеся людей в его команде то пофигу как называется его роль — проектный, ресурсный, delivery — он должен ЗНАТЬ этих людей.

Шкода що третьої частини не планується.

авторведь написал, что

В следующий раз поделюсь своими наблюдениями про сложных разных людей в IT.

Ну, это не совсем байки будут. Там уже скорее выводы. Писать романы про управление проектами я пока не готов )

Мда, я просто останній абзац не прочитав, каюсь, а по заголовку "

окончание баек
" зрозумів, що це кінець :)

Підписатись на коментарі