×

Перемога под елочку: IТ-кластер координирует программу облсовета «IТ-Харьковщина»

[Об авторе: Эдуард Рубин, сооснователь харьковского ИТ-кластера, депутат Харьковского облсовета, инициатор ряда независимых образовательных проектов]

Незадолго перед Новым годом у нас в Харькове случилась отличая новость, которая закладывает хорошие перспективы на 2018-й. Нам удалось добиться того, что местный ИТ-кластер будет координировать выполнение областной программы «IT-Харьковщина». Она призвана ускорить развитие сферы телекоммуникаций во всем регионе и обеспечить в этом сегменте опережающие, по сравнению с другими сферами экономики, темпы роста.

Больше того, кластер, объединяющий ключевые компании рынка, сможет напрямую участвовать в содержательной доработке программы.

Почему это важно

Программа была принята еще в апреле 2016 года и не предполагала вообще никакого соучастия айтишного сообщества. Заниматься ее реализацией должны были Управление массовых коммуникаций облгосадминистрации и областное коммунальное предприятие «Харьковские областные коммуникационные системы». Всё!

То есть де-факто программой, рассчитанной на период до 2020 года, и всеми деньгами на ее реализацию должны были управлять местные чиновники, без какого-либо серьезного общественного контроля и гарантий того, что приоритеты инвестиций будут расставлены грамотно. К тому же содержание отдельных пунктов программы носит слишком общий, размытый характер.

Ознакомившись с документом, представители ИТ-кластера пришли к выводу, что без активного включения нашего сообщества средства на реализацию программы могут быть потрачены неэффективно, а в результате внедрение информационных технологий в регионе может «зависнуть» где-то на уровне прошлого века. Значит, нужно было добиваться того, чтобы у кластера появились рычаги реального влияния на ситуацию.

Зачем вообще нужна эта программа

Харьков хорошо известен как один из лидеров национальной ИТ-индустрии, но вот ситуация в Харьковской области кардинально другая. Ее информационное развитие сильно запаздывает, и жители сельской местности часто лишены доступа к интернету, а значит, и ко многим современным сервисам, в том числе государственным. Читателям DOU это, возможно, покажется удивительным, но в Харьковской области лишь 36 из 100 жителей имеют доступ к интернету, в то время как в самой благополучной в этом смысле Одесской области, например, показатель охваченности интернетом составляет 87 на 100 жителей. Понятно, что одна из ключевых задач программы — развитие современных телекоммуникационных сетей в сельской местности.

Проблема, о которой стоит сказать отдельно, — отсутствие единой информационной сети между госучреждениями, что приводит к низкому уровню взаимодействия между ними и в конечном счете сказывается на управляемости регионом в целом.

Надо ли говорить, что развитие телекоммуникаций должно быть одним из приоритетов для такой области, как Харьковская, поскольку содержит в себе также политическую и геополитическую составляющие? Ведь чем больше регион интегрируется в украинское и мировое информационное пространство, тем сильнее будет информационное общество и выше общий уровень безопасности.

ИТ-кластер собирается сосредоточить особое внимание на том, чтобы архитектура новых телекоммуникационных сетей в Харьковской области основывалась на самых современных технологиях и чтобы при ее создании возникла реальная конкуренция операторов. Только так мы будем иметь гарантию того, что население получит качественные и доступные услуги.

Еще один немаловажный вопрос: контроль за распределением средств. В наступившем году на реализацию программы впервые из областного бюджета выделили 4,5 млн грн (львиная их часть пойдет на создание современного дата-центра). В последующие два года ожидается финансирование еще на уровне около 20 млн грн. Но это не все, поскольку по предварительным расчетам, программа потребует в этот же период еще до 40 млн грн частных инвестиций. И наша общая задача теперь — создать условия для привлечения этих средств. Я очень рассчитываю на то, что на основе этой программы нам удастся внедрить реальные механизмы частно-государственного партнерства в ИТ-сфере. И ИТ-кластер может быть эффективным координирующим центром между государственными органами власти и бизнесом.

До того момента, когда декабрьская сессия областного совета приняла решение внести изменения в программу, добавив в число ее координаторов Харьковский ИТ-кластер, мы не имели реальной возможности как-то влиять на весь этот процесс. Инициативу ИТ-кластера обговаривали на нескольких комиссиях облсовета, которые в итоге поддержали эту идею. И решение на сессии было принято единогласно: «за» проголосовали 102 депутата. Это еще раз говорит о том, что страна постепенно меняется, разумные идеи могут находить отклик у представителей власти и сейчас нет ничего невозможного.

Предложения принимаются

С текстом программы «ИТ-Харьковщина» можно ознакомиться на сайте Харьковского областного совета. Любые конструктивные идеи от читателей DOU, естественно, приветствуются. Как соучредитель ИТ-кластера и депутат областного совета постараюсь продвигать все рациональные идеи.

Как верно отметил недавно бывший министр экономразвития Павел Шеремета, главное достижение постмайданной Украины — все-таки децентрализация. Реформировать небольшие территории легче, чем всю страну целиком, поэтому на местной власти и на местных громадах сегодня лежит повышенная ответственность за создание «островков развития». И чем больше их будет, тем быстрее изменится государство.

Вот один из таких островков мы сегодня общими усилиями можем построить в ИТ-сфере Харьковщины, никто другой за нас этого не сделает. Теперь нет никаких преград к тому, чтобы в процесс включилась активная профессиональная общественность.

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn

Схожі статті




45 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

А в сделайте зону вольную от налогов для IT в Харькове и области и посмотрите как за 5 лет все будет хорошо и сколько инвестиций пойдет в эту сферу. А то пока наши чинуши могут только языками трепать про IT нацию и тд. И бабки отмывать через стартапы и тому подобные проекты.

не разбираешься как коррупция работает, все что на дотациях, льготах и т.п. у нас в стране всегда неразрывно связано с коррупцией, вот чего-чего коррупции в айти только и не хватало

Я не думаю, что нужно жаловаться на налоговую систему в Украине. Проблема в управлении налоговой системой

Дело не только в налогах, точнее скорее не в них. СПД — это отличная схема не только избегать налогов, но и почти нивелирование базовых обязательств, например, по организации рабочего места и тд.

Проблема в том, что законы не соблюдаются, независимого суда нет, коррупция. Налоги отходят на другой план в этом случае. Кто будет везти деньги в Украину, если их с высокой вероятностью могут отобрать?

Где гарантия что «руководители» «кластера» не будут красть деньги? Будут ли открыты и доступны для анализа ВСЕ финансовые документы?
ПыСы Это же тот тип, которого пытались в ХНУРЭ двинуть на замену Бондаренко, так что я думаю что вопросы достаточно риторические. Желающие могут почиать про тот период, любопытное было время
ПыПыСы Если таки будет полный общественный контроль, то можт чего и выгорит

Не совсем вижу смысл читать статьи человека, который считает картельный сговор нормальной практикой, которая развивает рынок dou.ua/...​lenta/columns/memorandum

Олеся, переходите на сторону зла, точка зрения сразу поменяется :)

Ну я комментирую исходя из того кем я есть сейчас. А то что могло бы быть и будет ли с моим мнением при других обстоятельствах — это другой разговор.

На третьей страничке данные 2012 года. И под эти данные получили деньги.

Именно поэтому в последний момент на сессии заставили вписать, что работать будут с кластером

Как то не осталось впечатление, что у авторов программы есть понимание что и зачем они собираются делать. Или возможно они слишком хорошо это понимают и создают информационный шум. :)
Вы пишете:

Понятно, что одна из ключевых задач программы — развитие современных телекоммуникационных сетей в сельской местности.

Лично мне непонятно почему. Вы аргументируете:

Ее информационное развитие сильно запаздывает, и жители сельской местности часто лишены доступа к интернету, а значит, и ко многим современным сервисам, в том числе государственным .... но в Харьковской области лишь 36 из 100 жителей имеют доступ к интернету, в то время как в самой благополучной в этом смысле Одесской области, например, показатель охваченности интернетом составляет 87 на 100 жителей.

Но при этом совершенно опускаете вопрос «а нужен ли жителям сельской местности интернет, а если нужен — где и сколько?». Делали вы такой опрос? Есть демографика? Покажите. В одесской области делали анализ того, сколько жителей, имеющих доступ к интернету, регулярно им пользуются? Покажите. Это как минимум любопытно. А пока я имею полное право предположить что в одесской области «успешно освоили» приличный кусок бюджета на мало кому нужный сервис.
Вы пишите

Проблема, о которой стоит сказать отдельно, — отсутствие единой информационной сети между госучреждениями, что приводит к низкому уровню взаимодействия между ними и в конечном счете сказывается на управляемости регионом в целом.

Формально, эта сеть есть и она называется «интернет». Для целого ряда применений, с серьезными оговорками, достаточно минимальных усилий типа «поставить скайп подчиненным и материть начальников жека по нему».
И по моему глубокому убеждению, основная проблема не в отсутствии "информационной сети«,а в банальном нежелании и неумении работать. Ни с бумажками, ни с «единой информационной сетью».
Вы наверняка помните старый анекдот из середины 90х, когда начальнику отдела бухгалтерии поставили задачу «автоматизировать бухгалтерию». Он в свою очередь ставит задачу подрядчику по автоматизации: «Здесь у нас отдел бухгалтерии. 42 бухгалтера. Сделайте чтобы все было как сейчас, только компьютеры стояли». Есть огромные риски что с «единой сетью» получится ровно тоже самое, потому что по хорошему ее внедрение должно ломать устаревшие процессы, и неминуемо встретит ожесточенное сопротивление каждого сотрудника,потерявшего «кормушку». Как вы собираетесь митигировать эти риски? Или... не собираетесь?

Надо ли говорить, что развитие телекоммуникаций должно быть одним из приоритетов для такой области, как Харьковская, поскольку содержит в себе также политическую и геополитическую составляющие? Ведь чем больше регион интегрируется в украинское и мировое информационное пространство, тем сильнее будет информационное общество и выше общий уровень безопасности.

Не надо ничего делать самим. Рынок сам все сделает. Обеспечьте условия для прибыльной и конкурентной работы, и это банальная задача управленцев.

В наступившем году на реализацию программы впервые из областного бюджета выделили 4,5 млн грн (львиная их часть пойдет на создание современного дата-центра).

Не сказать что это большие деньги, и со стороны кажется что тратятся они не на самое приоритетное направление. Арендовать нужное кол-во стоек серверов в уже построенном и сертифицированном датацентре будет гораздо дешевле.

И самое главное. Не видно целостной картины, что и зачем хотите построить. Вы не упомянули ни одной реальной задачи которую хотите решить. Перечислили процессы(построить, покрыть), которые возможно и не стоит проводить с результатами которые непонятно кому и зачем нужны. Можете хотя бы сформулировать 5 пунктов чего хотите достичь и почему? Ну например «проложить интернет канал с пропускной способностью 25Тб/сек в село зачепиловку потому что 100% жителей очень сильно попросили и голодают»? А дальше по каждому из них можно будет предметно говорить.
Спасибо что дочитали. Если дочитали :)

В 1995 году я начал создавать свой первый интернет-проект в Германии. И когда спрашивали у немцев, а нужен ли им интернет, то они не понимали о чём вообще речь.
Очень важно обеспечить возможностью доступа к интернету, а со временем люди будут им пользоваться и чем дальше, тем чаще.

Извините, но это еще одна декларация ниочем. В теории, я с вами безусловно согласен. Но если взять типичное забитое село, то населяющие его пенсионеры никогда не будут его использовать, даже если у них появятся деньги на смартфоны/планшеты.

Сергей, помимо забитого села, есть сёла и районы, где живёт молодёжь. Сегодня речь идёт о том, чтобы был проведен интернет в школы, библиотеки и госорганы. Те бабушки, которые захотят иметь интернет, закажут его у частных провайдеров.

Наконец то конкретика. Спасибо. Можно было бы поспрашивать про детали, но чувствую это будет долго и сложно.

Интернет нужен по всей территории Украины. В том числе в отделённых уголках.

Да, безусловно, интернет в удаленных уголках — главный приоритет в бюджете нищей страны. Даже если он там никому не нужен.

Если людям не нужен. То IoT устройствам нужен будет. Если будет 100% покрытие например того же Интертелекома это будет уже прорыв. www.intertelecom.ua/aboutcompany/evdomap

Главный вопрос в том, кто будет оплачивать весь этот банкет.

Конечно, другое делом — зоопарк!

на городи бузина... а в харькове парк горького, тьху, зоопарк!

Я так понимаю, более 700 млн.грн. на реконструкцию зоопарка — это нормально, а вот 20 млн.грн. на развитие телекоммуникаций в области — это недопустимая трата ваших личных денег

Я так понимаю,

У вас очевидные проблемы с пониманием написанного текста.

«Страшно далеки они от народа ». Малиновка , Чугуевский р-н , Харьковская область. Дешевый инет нужен. Текущие цены 180 грн за 20 мб канал И потребность в нем есть для всех возрастных категорий. Это и фильмы, новости, общение с родственниками. Моя тетя начала осваивать инет после 70 . Сейчас это ежедневная потребность. Так что насчет пенсионеров это вы зря.

У меня несколько другой опыт. В село автобус ездит раз в неделю, до ближайшей жд станции 20 км, какой там интернет.
Поэтому про статистику реального использования и спрашивал выше.

Где есть возможность подключиться, народ подключается. Беспроводный (интертелеком) и тому подобное, очень тормозит. Новости почитать можно, с ютубом уже хуже. В чугуевском районе коммерсы тянут оптоволокно до центра поселка или села и далее через wi-fi раздают по селу. Оборудование клиентское тоже недешевое, так как 1) нужна антенна для установки 2) специфический роутер, работающий до 10 км (прямая видимость). Но если коммерсы это делают, то спрос есть. Для деревеснких 1800 за роутер с подключением и 180 в месяц недешево, но платят. Итого — спрос есть. Но упирается сильно в платежеспособность населения и цену.

Опять таки, ты делаешь выводы основываясь на опыте одной деревни. Что не верно методологически. Банально потому что основываясь на опыте другой деревни, можно получить другие выводы. В моем случае всем было откровенно наплевать, даже на усилитель GSM всей улицей не хотят скинуться, не смотря на очень выборочный прием.

А Вы делаете выводы, собранные по многим деревням?
Откуда у Вас такое желание не дать «нищей стране» открыть окно в цивилизованный мир?

А Вы делаете выводы, собранные по многим деревням?

Да, причем отдаленным и из разных концов страны.

Откуда у Вас такое желание не дать «нищей стране» открыть окно в цивилизованный мир?

попытаюсь крайний раз обьснить. За свой счет — сколько угодно, хоть окно, хоть дверь пусть открывают. Но с моей точки зрения, в нищей стране есть гораздо более целесообразные способы потратить собранные налоги, чем проводить интернет туда, где он не нужен.

Вот для таких мест интернет — основная связь с внешним миром.

Была бы им эта связь нужна — сделали бы проще и дешевле.

Сами во всем виноваты?

Если нужна связь, то есть гораздо более простые и дешевые способы ее наладить. Причем тут «виноватые»?

Назовите более простой и дешевый способ получать актуальные новости, образовательный и развлекательный контент и поддерживать качественную связь с другими людьми (не ограниченная, с возможностью обмениваться мультимедийными файлами), оплачивать счета, заказывать услуги и товары, записываться на прием в гос.учереждения.

актуальные новости, образовательный и развлекательный контент
оплачивать счета, заказывать услуги и товары, записываться на прием в гос.учереждения.

Это все — не связь. Не занимайтесь подменой понятий.

поддерживать качественную связь с другими людьми

телеграф/проводной/мобильный телефон в зависимости от бюджета и исходных данных.

телеграф

С вами все ясно.

Это как раз с вами все ясно. При всей стебности предложения телеграфа, это таки средство связи. А «оплачивать счета, заказывать услуги» — нет.

И да, буквально лет 5 назад предьявление телеграмы о смерти родственника начальнику поезда было официальной причиной довезти человека до места похорон, вне зависимости от наличия свободных мест в поезде.

Так кстати, Укртелеком прекращает или уже прекратил предоставлять услуги телеграфа

О, а как там Укрэнерго лабс поживают?

а можно в цифрах?

На стене показаны все проекты и итог проведенного конкурса. В этом году будут внедрения проектов победителей.

Підписатись на коментарі