Testing Stage’19: Technical | Security | Management and Approach — Early bird till 21 Dec. Hurry up!
×Закрыть

Проблемы вхождения в IT: стоит ли идти на курсы

[Об авторе: Николай Лотоцкий — более 15 лет занимается разработкой программного обеспечения. Знаком со всеми этапами работы на проекте и развил карьеру от должности QA Engineer до Technology Expert. Несколько лет был JavaScript Software Architect и принимал активное участие в разработке сложных масштабируемых приложений. Кроме того, есть опыт работы с PHP, .NET, Python. Более трех лет проводит различные курсы и тренинги]

Как активно практикующий преподаватель я часто сталкиваюсь с жалобами, что в последнее время попасть в IT становится все труднее и труднее. С другой стороны, как человек, активно принимающий участие в разработке, не могу не отметить, что в отрасли есть устойчивый дефицит кадров. Давайте же разберемся, стоит ли начинать изучение IT на курсах и чего от них ожидать.

В данный момент наблюдается огромный наплыв «вайтишников». Понятно дело, экономический кризис — а тут зарплата в долларах, плюс нормальные офисы, обустроенное рабочее место, внятный график работы. Мотивация людей, стремящихся в IT, проста и понятна. Опять же, огромное число курсов с объявлениями в метро, что мол IT-шники на метро не ездят. У среднего индивидуума рождается мысль: «А чо? Чем я хуже?». Ведь я в метро, а они на метро не ездят! Пойду-ка я на курсы!

На курсах их встречает приветливый менеджер и обещает, что вот мы-то вас научим! Только надо оплатить. И тут мы сталкиваемся с первой проблемой. Когда-то в 90-е годы были популярны кассеты «Метод Илоны Давыдовой». Распространители сего метода обещали, что достаточно будет просто прослушать пять или шесть пленок в плейере, и вы заговорите на английском сами по себе. Так вот, в последнее время складывается впечатление, что 75% слушателей курсов желают увидеть этакий вариант «Метода Илоны Давыдовой». Теперь перейдем к проблемам.

«Я же заплатил, меня научат»

Это упорное убеждение есть везде. Я пропустил половину пар — но меня ж научат, я ж заплатил. Я пришел на пару с бодуна и не отстреливал ничего — но я заплатил, меня научат! Я не делаю домашнее задание — но я ж заплатил, меня научат! Я буду просто слушать, ничего не делать — но я ж заплатил, меня научат! Это первый бич слушателей, приходящих на курсы. Они считают, что им кто-то что-то должен. Да, вам должны. Вам должны отчитать нормально курс — и ничего более! За вас не должны делать домашние задания. За вас не должны посещать пары.

IT — это усердие и тяжелый труд

Самое главное, что я говорю студентам: IT — это не легкие деньги. Это 90% попа-часы и 10% понимание. IT — это усердие, это тяжелый труд, это кропотливая работа, которая на первый взгляд кому-то не видна, и на второй, кстати, тоже. Какой бы ни был классный преподаватель, он не сделает за вас главного — надо научиться работать. И если преподавателю не все равно, поверьте, он будет забивать на ленивых студентов и будет пытаться обучить усидчивых. Как по мне, это и есть задача преподавателя — отделять агнцев от козлищ. Давать шанс тем, кто его заслуживает, и предоставлять не заслуживающих его самому себе.

Возможно, программирование — это не ваше

Так бывает. Я, например, всегда хотел уметь лепить из глины. Но годы попыток вылепить что-то более-менее достойное и даже покупка гончарного круга — не дали желаемого результата. Выходили какие-то поделки раннего палеолита. В конце концов я понял, что это не мое. Я продал гончарный круг другому «гончару» и успокоился. Я сказал себе правду: это не мое. Так что будьте честными с самими собой. Это самое главное. Но если программирование это не ваше — это еще не повод не идти в IT. Там есть много различных отраслей и направлений.

Диплом не имеет никакой ценности

С советских времен мы привыкли, что без бумаги человек — не человек. Так вот, диплом, который вам дадут на курсах, не имеет абсолютно никакой ценности при поступлении на работу. Ценность имеют только знания. Диплом курсов — это даже не кусок картона в рамке, хотя рамку потом можно будет использовать, для того чтобы вставить в нее семейное фото. Так вот задумайтесь, стоит ли покупать рамку для семейного фото за такие деньги, если ее можно купить гораздо дешевле в любом переходе метро? Как по мне, не стоит. И опять же, на своем примере скажу, что студентам, которые, на мой взгляд курс, не прошли, я своей подписи на дипломах не ставлю. И обращаюсь к другим преподавателям: не ставьте подписи на дипломах тех людей, которые, на ваш взгляд, не выполнили требований курса. Есть еще опыт советской академической школы, где просто писалось: «Человек прослушал курс».

Выбирайте соответствующий уровень курсов

Всегда обращайте внимание, на какой уровень слушателей они рассчитаны. Не старайтесь сразу идти на курсы для продвинутых разрабов. Иногда бывает, на курсах по каким-то библиотекам на JavaScript видишь людей, которые толком и не отстреливают, что такое JavaScript вообще, и имеют смутные представления о программировании как таковом. Опять же, может, не стоит сразу лезть в дебри. Стоит сказать себе правду и начать с азов.

Коммерческие курсы в наше время — это бизнес

Очень часто уровень преподавательского состава оставляет желать лучшего. По сравнению с IT там платят сущие копейки. И вследствие этого на курсах работают либо энтузиасты, как, надеюсь, ваш покорный слуга, которые видят в этом возврат своего общественного долга, либо же там работают позеры, которые рекламируют собственную крутость, самоутверждаясь за ваш счет, в том числе и финансовый. Такие люди обычно тусят со студентами, что, на мой взгляд, делать нельзя ни в коем случае. Грань «преподаватель — студент» всегда должна быть. По окончании курсов многие студенты стали моими друзьями, но это произошло только по завершении курсов.

«А интересно ли мне это вообще?»

В конце концов стоит задать себе этот вопрос. Если не интересно — может, лучше не стоит идти в IT? В этой отрасли выгорают даже те люди, которым было когда-то интересно. А если работа вообще не очень-то в струю, то потом будете ее тихо ненавидеть и писать трэды про мажоров, покупающих сыры по 500 гривен.

Так стоит или не стоит?

По окончании коммерческих курсов в отрасль попадает, по моим расчетам, где-то 10% слушателей. Это не повод не идти на курсы. Это повод задать себе вопросы: «Мое ли это?», «Готов ли я работать или только буду имитировать бурную деятельность?». Далее стоит почитать интернет, нет, не отзывы о курсах, а данные о той технологии, которую вы собираетесь там изучать. Может, курсы и не нужны? Может, стоит завести GitHub и просто начать педалить? Может, стоит просто принять участие как падован в опенсорс-проекте? Там вы научитесь гораздо большему, чем смогут вам дать любые курсы. Заодно и сэкономите скудные бюджеты, кризис же в стране все-таки. И несмотря на мрачный тон статьи, пробовать стоит.


Я каждый раз, собираясь забрасывать преподавательскую деятельность, вспоминаю имена Д. Левада, М. Олешко, А. Захаров, Ю. Максимович, И. Сыров и другие. И тогда понимаю, что я должен идти в аудиторию. Должен потому, что хочу дать шанс именно таким ребятам — ребятам, которые хотят и могут, и именно для них, а не для кого-то другого я должен (именно должен) выполнять свой общественный долг. Потому что были люди, научившие меня, и теперь мое время отдавать долги.

P. S. Огромное спасибо моим учителям Андрею Коцарю (девелопмент), Дмитрию Сыркину (QA) и Максиму Кортунову (менеджмент). Именно благодаря вам я стал тем, кем стал.

LinkedIn

75 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Скажу как будущий Джуниор своё мнение :
0. Поставить себе цель!
1. Тут для начала надо вообще понять, нравится вам или нет программирование.
2. Определится что именно нравится ,бек или фронт, может тестер. Например я начинал учиться на тестера, но мне не понравилось, потом перешёл на фронт, как то заходило не очень(это я все дома пытался сам учить) . Но потом я решил пойти на курсы, и когда я пришёл понял, что мне больше нравится бек(а именно C#).
3. Я отучился 6 мес, сейчас готовлюсь к собеседованиям и мне очень нравится этот мир ИТ.

Просто курсы курсам рознь. Надо понимать что без ваших усилий и стремлений, ничего не получится. И не отчаиваться когда что то не понятно, а разбирать, пробовать, спрашивать(это как раз таки можно на курсах) и учить учить учить!)

Почему вы считаете, что можете давать советы?

На курсы идти стоит если:
1. Необходимо упорядочить уже имеющиеся знания.
2. Возможность задать правильные вопросы человеку который в *теме*, что из того что ты знаешь по книгам используется, а что нет, как это происходит в *в жизни* — актуализировать знания и понять на что делать *ставку*.
3. Не строить иллюзий о трудоустройстве и быть готовым *впитывать* всю информацию до которой сможешь дотянуться.
4. Экономия времени, то на что можно самостоятельно потратить часы, толковый преподаватель сможет донести за 5 минут.
Все это в принципе можно заменить ментором, если он есть. У меня в свое время не было, банально готов был заплатить за ответы на свои вопросы.

Мне было бы стыдно в резюме указывать, что я ходил на частные курсы. И платил за то, что и сам могу выучить.
А фри курсы при крупных компаниях — это круто. Это правильно.

Если есть бесплатные курсы (одни такие точно знаю), то почему бы не поучиться? Не потеряете ничего, кроме времени (если нет фулл-таймовой работы, то этого самого времени, по идее, достаточно). А приобрести некоторые знания получится в любом случае. Как-то структурировать процесс обучения тоже с курсами будет проще.
Также знаю работодателей, которые настаивают на наличии какого-нибудь сертификата у джунов/трейни, так почему бы не получить этот сертификат на всякий случай.

Отлично написано! Благодарю, возьму на заметку!

Возможно, на курсах по программированию своя специфика, но на курсах по дизайну встречаюсь с аналогичным отношением студентов. Результатов добиваются только те, кто выполняет домашние задания и относятся к своему обучению добросовестно. Подход «мы пришли, а вы нас научите мыжзаплатили» не работает, но очень распространён )
Хорошая статья.

ИТшники по курсам априори печаль, так как в основе ИТ стоит простой принцип — «самообучение». Человек не умеющий сам получать, проверять, воспринимать информацию в этом секторе абречен на гавнокодинг.
А те кто умеет учиться для тех есть просто море инфы бесплтаной в сети от лучших девов и саентистов, бери не хочу.
Плюс как работодателю мне например важно видеть в человеке умение лбом прошибать стену, а не подымать к верху лапки и говорить «я не могу, у меня не выходит».
А посему девы с курсов почти всегда подпадают под бан уже просто из-за того что туда пошли.
Есть определенные исключения но как говориться они доказывают правило.

Как то не совсем корректно. Все же это от человека зависит. Кто-то думает, что пройдя 3 уровня курсов он станет девом, не желая параллельно изучать и развиваться, понимать как работает то или иное, а не просто вбивать код, просто потому, что так принято. Таких людей действительно ждет провал.
Но ведь есть те, кто самообучаются и параллельно ходят на те же курсы. Чем они плохи? Тут все от преподавателя зависит так то. Судить только по тому, что человек пошел на курсы — не правильно) Для кого-то только так и работает. Во время самообучения идет перегорание, курсы как толчек под зад.

1) я говорю о статистике, исключения есть всегда, но это не более чем выброс.
2) те кто активно самообучаются обычно на курсу не ходят так как самообучение почти всегда быстрее этих курсов, а реально сложных курсов для сеньеров вы не найдете почти нигде.

Интересно посмотреть на эту статистику. Какая выборка? Люди, которые с самого энтрай левела и до максимального прошли или те, кто прошел пару курсов и решил, что гуру, удивляясь, что его нигде не берут?
Причем тут курсы для сеньеров? Тема «Проблема вхождения в ИТ» — для новичков. А для новичков курсы как раз таки и дают эффект. Для более менее продвинутого кодера курсы нового не откроют, хотя все зависит от преподавателя.

Таких людей действительно ждет провал.

Странно а по моим непосредственным наблюдениям именно туда и движется вся отечественная индустрия...

Гарна стаття. Все дуже влучно😉

Отчасти правда, отчасти совесть мучает и попытка переложить ответственность с преподавателя на ученика. Мое мнение до сих пор видел записи только одного отличного преподавателя по Джаве — Иван Головач. Все. Остальные в лучшем случае хорошие. Но не отличные. И вот кстати только у него на видео мелькали какие книги у него лежали на рабочем столе — и о чудо, там были книги по психологии , по НЛП, по методолгии преподавания... А так если честно, Автор ты сам, прошел хотя-бы Learning How to Learn ? Очень интересно услышать ответ на этот вопрос. Базовые ошибки которые допускают большинство «хороших преподавателей» —
-Отсутствует список литературы (у Головача кстати был с градацией) и других обучающих ресурсов и курсов , с четким руководством — здесь продвинуто но сложно, а вот здесь разжевано но и понятно, что материала меньше дано... Сначала это , потом это...
-Нежелание искать много понятных аналогий из смежных и бытовых областей — если хоть одну аналогию по теме родили, то зачем дальше парится?
-Не желание заострять внимание на темах , не интересных преподавателю... Хотя должно быть с точностью до наоборот — если тема тебе не интересна и ты не можешь ее обьяснить на пальцах — то проработай ее дополнительно.
-Не желание уходить от своего сленга (нуда нуда если мы персистим и пропагируем то это круто, а если сохраняем и распространяем-передаем — то я ж не такой красивый у доски)
-Не желание опускаться на несколько логических уровней ниже чем текущее понимание процесса преподавателем — понятно, что это свойственно всем людям , тяга к рефлексии редкое явление, все скорее боятся запутаться в ногах как многоножка после вопроса... Но тыж преподаватель?)
-Не желание пытаться понять логическую цепочку студента, а ведь она есть, хотя и может быть неправлиьная — наверно из той же серии что предыдущий пункт
-Отсутствие подготовленных материалов в виде презентаций и прочего , по которым можно быстро освежить пройденный материал в голове
-Отсутствует опять-же много уровневая система заданий на каждый урок- простое, среднее и сложное.
-Отсутствует желание вести хотя бы группу в слаке, где если не преподаватель, то хотя-бы студенты друг другу помогут и ответят на вопросы...

у кого-то есть одно, у кого-то другое... но чтоб хотя-бы несколько пунктов... я понимаю что пединов не оканчивали, но хоть совесть есть?

я разочарую автора, нет плохих студентов и хороших преподавателей — есть просто люди с различными аналогиями, различными типами мотивации, различным опытом , различными алгоритмами восприятия и кодирования информации — и ты Препод — просто недостаточно гибок, чтобы протянуть мостик от твоего мира к чужому... Часто ли преподаватель задает себе вопрос "

Возможно, Преподавание — это не мое

Или достаточно сделать «красиво», «нормально», «хорошо», уверенно выглядеть у доски, произносить красивые умные слова — получить свою долю признания и благодарности от тех с кем вы совпали в силу разных причин (может это был последний камень в предыдущей работе, и вашего участия здесь 5%), заодно убедится в своей избранности и особенности — " я могу а они нет", забрать свои деньги и идти спокойно дальше? Но Учитель ли ты после этого? Есть ли другой критерий и другая цель кроме количества ученников которым получилось хоть немного помочь? что лучше один выучившийся на отлично ( а зачастую такие люди и самостоятельно неплохо самообучаются) или трое (включая вышеозначенного) выучившихся вместо этого на хорошо ?

dou.ua/forums/topic/17746 вот первое, что можно найти. настораживает как-то

Иван Головач как преподаватель отличный , как бизнесмен, директор школы-курсов у него не получилось...Насколько я знаю он больше не преподает — поэтому дальнейшее обсуждение смысла не имеет. Собственно ищите дальше, я читал обе точки зрения, а лучше забейти на чернуху, найдите его уроки на ютубе (если оно вам конечно надо) и смотрите или отсюда dou.ua/forums/topic/10795 dou.ua/forums/topic/8113 . Если коротко — к сожалению даже если Иван выложит свой кошелек веб-мани (хотя уверен оно ему не надо) к примеру что-бы из полученных денег вернуть деньги за ту-же скалу, то из тех тысяч или даже десятков тысяч, кто просмотрел его курсы бесплатно думаю заплатит один-два. Вот я к примеру не заплачу. Потому-что ничего нового заплатив, не получу. А напишет , что Иван побирается не менее десятка. То что достается бесплатно не ценят, и своя рубашка ближе к телу. Ну и хайп... Вот и Вы найдя жареное сразу же им поделились. Без претензий это просто в природе человеческой.

попытка переложить ответственность с преподавателя на ученика

Не совсем понял о чем речь. Или вы считаете что преподаватель отвечает за трудоустройство студента? Меня, как преподавателя, к примеру, мучает чувство потраченных зря усилий за тех учеников которые не смогли трудоустроиться.
Себя я отличным преподавателем не считаю — даже сам вижу что есть над чем работать, но я по крайней мере стараюсь это исправить.
По базовым ошибкам согласен, кроме первого пункта:
Давать список литературы, втч. по Java считаю нецелесообразным, как минимум по таким причинам:
— в IT литература быстро устаревает. К Java это меньше относится, но все же. Про качество литературы на русском и сроки появления перевода все в курсе.
— У всех людей разное восприятие. Кому-то лучше подходит javarush, другим ютуб и подкасты, третьим бумажные книги, четвертым блоги.
Вместо этого я стараюсь развить у студентов 2 навыка — поиск информации, ее анализ и критическая оценка.

Не совсем понял о чем речь. Или вы считаете что преподаватель отвечает за трудоустройство студента?

Про трудоустройство не говорил. Если студент не будет ходить на собеседования, то тут уже скорее коуч + психолог наверно нужен ) А вот за передачу знаний, за процесс обучения и т.д. Ответственность лежит на обоих. Отчасти мне показалось, что в этой статье наличествует перекос ответственности с учителя на ученика... Насколько большой, тут уже сложно определить... В каждом случае индивидуально. Но вот мысли что «Ответственность лежит на ОБОИХ», в этой статье точно нет...

Совершенно не стоит ходить на курсы.
Так говорит мой опыт.
1 Никто тебя там ничему не научит пока ты сам этого не захочешь.
2 Все чему можно научиться на курсах за 15+к так иои иначе есть в онлайне. Лень читать ? — смотри. На youtube есть все что теретически могут дать курсы
3 Курсы — это бизнес и как любой другой бизнес он нацелен на продажи поэтому сайты курсов пестрят заголовками типа вероятность устройства на работу — 90%
Зп от штуки баксаф сразу.
Менеджер на курсах добавит к этим цифрам десяток еще не менее сладких цифер и.. продаст вам мечту.
После окончания курсов вероятность НЕ найти работу сразу вот эти самые 90+%.
Это мой личный опыт.
После курсов я вышел со знаниями чуть отличающимися от 0.
Довольно долго занимался самообразованием (ютьюб, манулалы, онлайн учебники ) и сейчас знаю больше, чем мог знать после курсов даже если бы учился очень усердно.
Итог: Резюме висит и на работе и на джине и.... правиильно! Ни одного даже приглашения на собеседование. Ни од-но-го.

может вы не ту площадку выбрали? нельзя так сразу грешить на все курсы. Здесь нужен внимательный подход к выбору площадки. И если одна была неудачная — это совершенно не означает, что все остальные такие же.

Я не настаиваю. Это мой опыт.
Причем я наступал на эти грабли дважды, и если в первом случае результат был чуть больше 0 то во втором ( осознанном ) так нулем и остался.
Потом я познакомился с удивительным миром поиска гугл и узнал куда больше и бесплатно.

Вам, наверное, просто не повезло с курсами (или с преподавателем). Я сам заканчивал 2-е курсов и мне они очень помогли — может потому, что я лез с вопросами к преподавателю и днем и чуть ли не ночью и он никогда не отказывал в ответе. Сейчас иногда встречаю ребят, с которыми учился — те, кто хотел и кто по 8+ часов в день отдавал обучению — давно уже устроены и работают. Да, я не спорю, это можно было делать и самому, но, например, без моего преподавателя и его ответов на мои вопросы мне было бы в разы тяжелее. Никто не будет вливать в голову информацию насильно, а вот указать направление обучения и предостеречь от ошибок/указать на уже совершенные — имхо самое ценное в курсах/преподавателях.
P.S. Не могу удержаться по поводу итога — неужели вы думаете, что рекрутеры, которым приходит 100+ резюме в первый день размещения джуниор вакансий, будут искать кандидатов такого уровня на Джинне, а тем более на работе? Смешно же. Станете как минимум мидлом — вот тогда сможете вывесить профиль на Джинн и ждать «рыбку в сети». А пока вариант один — пахать, пахать и еще раз пахать — стучаться во все двери. Само к вам ничего не придет. Удачи.

Да нет с первым преподавателем повезло, там скорее я тупил мне не стыдно даже сказать о нем тут он есть на DOU его зовут Филипп Борисов. Вряд ли он преподает сейчас но он молодец.
На вторые курсы я пошел именно потому, что никто в ютьюбе на вопрос никто не ответит. О втором преподавателе говорить не стану. Он наверное прекрасный парень и все такое но мне было жаль потраченных денег и времени.
За совет — спасибо.

Не погана стаття. Від себе добавлю з власного гіркого досвіду, перед тим як йти на комерційні курси, спробуйте попасти на безплатні курси при компаніях. Подививіться вимоги почитайте літературу зазвичай список літератури додаться разом з вимогами, пройдіть онлайн курси, словом оволодійте основами, тільки не ростягуйту на пів року, це має бути інтенсивно і швидко 1-2 міс. Не пройшли, не біда, можете дочекатись наступного набору за цей час підтягнути знання,
або шукаємо платні курси. Наголошую шукаємо, бо до цього питання потрібно серйозно, так само як до покупки машини чи квартири.

Знайшли відповідні курси.
1.Переглянули програму
2.Ознайомились самостійно(книги, оналйн курси) це важливо, так як людський мозок краще сприймає інформацію з якою вже знайомий.
3.Викинули з голови лозунги типу «ВСЬОГО ЗА 6 МІСЯЦІВ НАВЧАННЯ ВИ СТАНЕТЕ
ПРОФЕСІЙНИМ BLA BAL BLA-DEVELOPER»
4.Перестаньте дамати що курси це ключ до успіху, так це ключ, але тільки від ВАС зележить як ним скористатись.
5.Під час навчання, максимальна активнісь, сотні запитань, максимум практики, і не забувайте про самоначання(книги, оналйн курси)
6.Пробуємо попасти на басплатні курси
7.Після закінчення курсів, два дня відпочили і далі практика, книги, оналйн курси.

Може вкогось виникне питання як поєднати роботу і навчання? Моя відповідь НІЯК. Тут може бути виключення якщо Ви геній, або робота дозволяє в робочий час кодити, книги, онлайн курси.
Якщо у Вас графік пн-пт 09,00-18,00 (а такий ще потрібно пошукати) то Ви максимум з можете відвідувати навчання і робити домашнє завдання, а це дуже мало. Таким чином навчання розтягнеться на роки і в кінцевому результаті всерівно прийдеться чимось жертвувати.

І не завершення зрозумійте що працювати доведеться дуже багато і тяжко, Вам це не буде приносити задоволення і будете думати що це не Ваше , але не зуняйтесь і йдіть до своєї мети.
За те коли Ви, усвідомите що Ви вже щось знаєте і багато чого можете, тоді це почне приносити задоволення.

Хороша стаття!

Странно, 15 лет назад практически нигде в Украине не было QA, и уж тем более такой позиции как QA инженер.

Согласен с автором + еще добавлю: очень полезно когда преподаватель немного меняет программу аргументируя своим опытом(если преподаватель разработчик с топ фирмы). Думаю полезно перед любыми курсами узнать об преподавателе.

спасибо автору, что поделился своим мнением. затронут важный момент — оценка действительности: задаться вопросом " мое ли это вовсе«, «готовность учиться учиться учиться, даже, после трудоустройства».
Все прелести «синьоров» — это не сразу после курсов, это несколько лет труда, усидчивости, терпения, силы воли и желания делать то, что они делают:)

Однако, в статье не раскрыт такой момент: а все-таки стоит идти на курсы?
Говорят о площадках, о чтении книг, о том, что нужно самому лезть в опен-сорт проекты, хотя секунду назад о том, что нужно еще начать с азов.

Давайте возьмем обычного юриста, который интересуются программированием и думает — начну-ка я учиться сам! И полез в интернет. А там ..... чем дальше в лес, тем страшнее. Одна статья открывает еще десяток новых окон. ты не понимаешь — в какую сторону двигаться, кто из вещателей на ютубе профи, а кто не очень. Книги ... 500 страниц минимум. Опен-сорс проекты — да там вообще еще страшнее, чем на десятках открытых страниц в браузере.
Вот так человек варится в этом .... объеме информации. Вроде что-то знает, и hello word уже легко может написать, и вебинары какие-то посмотрел по 2 раза. Но дальше что? Где конец и край этому самообразованию?

ИМХО: я работаю в инфобизнесе. у нас онлайн курс для ребят, которые хотят выучить java. Это тяжелый по теории и практике курс. Я знаю!!! какие ребята приходят, какая у них мотивация и знаю, что они делали ДО того, как обратились к нам или к другим курсам. Большинству нужна структура, четкое описание пути: как от «0» стать тем, кто четко знает core, разбирается в 2-3-х современных технологиях и дальше уже САМ отчетливо понимает — в какую сторону ему идти, какую книгу углубленно прочитать (если на это есть время). На курсе есть живые люди, которым можно задать вопрос и услышать несколько вариантов ответа, научиться дискутировать и вообще общаться о программировании! Этот навык никто не отменял при трудоустройстве.
Самоучке по книгам сложнее получить кроме теории и практики еще и софт скилы.
В книге не пишут, что нужно научиться гуглить. Именно на-учи-ться!
И еще тысячи мелких вопросов, которые возникают, но с книгой или с интернетом — это дольше и не далеко не факт, что ты найдешь верный ответ.

Вывод, который я бы хотела, услышать от автора:
1. когда не стоит идти на курсы и почему
2. когда стоит идти на курсы и почему:)

например, стоит:
1. когда ты уже полгода-год занимаешься самообразованием (книги/ ютубе/сайты и тд) и не видишь этому конца. Когда у тебя учеба ради учебы.
2. нет уверенности в том, что ты идешь правильным путем. Нет структуры получения и обработки информации: что-то выучил / практика. что-то выучил новое — практика.
3. когда у тебя в прошлом есть базовые знания, а ты хочешь быстро восстановить их, узнать о новинках в мире языке, попрактиковаться в команде.

не стоит:
1. когда за плечами уже не одни курсы. здесь нужно работать над уверенностью в себе — брать куча, проходить собеседования, искать командные разработки для практики.
2. когда тебе посоветовали друзья, потому что это айти, а ты не знаешь кроме этого слова больше ничего.
3. когда у тебя слабо с логическим мышлением и твоя жизнь — это обычно стечение обстоятельств, а не какой-то план.
4. уходить с курсов, когда от программирования тошнит, болит голова, недосып, портится настроение и ты учишься только потому, что жена «долбит» или хочется что-то доказать мужу.
в этом случае лучше сменить партнера, чем жить в стрессе:)

это мои примеры:)

Душа моя, а как же я?(

Радость моя, вы навсегда останетесь у меня первым!

На комерційних курсах зустрічалися два типи не надто професійних викладачів:
1. не сприймає критики в свою адресу і від фрази ’’ Ваш код не компілюється’’ вирячує очі як бичок на кориді.
2. не може пояснити матеріал курсу і постійно обіцяє знайти відповіді на актуальні питання на наступне заняття.
Ці курси і нині працюють, активно набирають студентів на нові напрями. І згідно останніх відгуків ситуація з викладачами не зазнала покращення.

Кто не умеет и не хочет работать идут учить. Знаю одного такого препода, когда с ним работали, пинками пытались заставить что то делать. Пока ютубчик не пересморит работать не начинал.

Кто не умеет и не хочет работать

Возможно, стоит на «или» заменить.

Глупее вывода и придумать сложно...

Ценность имеют только знания

Умения, а не знания.

Умение формулировать коротко и ëмко тоже ценится. Если вычеркнуть всë, кроме последнего абзаца, не станет ли хорошо?

Пока ты сам не сядешь и не выучишь, пока ты сам не задашься вопросами и сам не найдешь на них ответ, то никакие курсы, гороскопы и кассеты тебе не помогут.

«Что-то мы всё обо мне, да обо мне»

И. Сыров

куда ж без сыров в нашем деле)

Дізнався модне слівце — «отстреливать»

Применяется с частицей не. Не отстреливать.

Тю, я зразу і не отстрелил цього.

Вы на Метод Илоны Давыдовой не заезжайте, я как раз так английский и выучил!

Нет, надо было сказать, что ты затарился английскими фильмами, книгами и с удовольствием самообучался по 4 часа в день в свободное от работы время

IT вообще и программирование в частности — это большая доля самообучения, этому в любом случае придётся учиться, поэтому курсы — это как костыль, кому-то поможет...но дальше всё равно «учиться самообучаться» придётся

И да: сыры по 500 грн. это к сожалению уже далеко не «топ» уровень, а обычные сыры :)

Вот интересно — я закочил «Электронные аппараты». Нам во время обучения преподы-практики (а их на кафедре было большинство) твердили, что без постоянного обновления наших знаний они устареют за несколько лет (и диствитна, короткого взгляда по теме достаточно, чтобы понять, что элементная база, методологии и подходы ушли далеко). Так по всей инженерии, и даже в механике есть новые материалы, комплектующие, расходники...

Постоянное обучение врачей это притча во языцех — мама вспоминает, что покойная бабушка до пенсии (до 65, когда ушла на четверть ставки в медпункт) вообще постоянно читала медицинскую периодику и специальную литературу (а вы думали, это в институте и интернатуре вызубрили и тю-тю?).

Юристы с бухгалтерами — этим не просто нужно учиться, а нельзя не учиться. Ведь если отставшие на десять лет знания врача или инженера ещё вполне работоспособны, потому что базовая система всё та же, то у этих всё с ног на голову может перевернуться крайне быстро...

Маркетологи выпадают из трендов за год-два так точно...

И так далее, и тому подобное... С чего вы вообще взяли, что в необходимости обновлять свои знания программисты хоть в чём-то уникальны? С того, что противопоставляете себя с какими-то застывшими лузерами, которых вы почему-то считаете олицетворением их профессий?

Всё верно вы пишите. Я в своём комментарии писал, что в IT большая доля самообучения, я не писал, что в других сферах и профессиях этого нет :)

А я думаю що вміння адаптуватися і самонавчатися в програмуванні набагато більше чим в інших професіях, і якщо закинути і не вчити нічого нового то за 1-2 роки твої знання нікому не будуть потрібні... а якщо говорити за фронтенд то там і за півроку все міняється...

Давайте виходити не з того, з чого виходять справжні «програмісти від бога» (красивий код, трендові штуки накшталт ангуларчиків з докерами і всим таким іншим) а з реальних потреб бізнесу і з того, що задача програмного забезпечення — вирішувати проблеми та оптимізувати та спрощувати процесси. За останни 10 років що фундаментально змінилося? Приведіть приклади програмного забезпечення, яке важко/неможливо реалізувати на мовах/фреймворках/технологіях 2007-2008 років. А також оцініть відсоток такого забезспечення серед маси ПЗ вцілому.

Именно поэтому у Вас в описании скиллов столько модных штук, а в описании вакансии Вашей компании почему-то фигурирует Laravel? Это фиаско, Александр.

В чем проявляется фиаско? Я где-то писал, что не нужно развиваться и осваивать новые вещи? Я всего лишь парировал утверждение, что программирование — уникальная отрасль, в которой если 2 года ничего нового не учить, то загнешься, а, мол, во всех остальных, таких как инженерия, медицина и т.д. — нет. Я всего лишь не согласен с позицией уникальности и исключительности IT. Такое отношение к IT у некоторых уже доходит до абсурда, дальше — только корону одевать и «Аве мне!» кричать, смотря в зеркало.

Так Вы завернули аж на 10 лет, и получается, что сами бы на работу такого человека не взяли (хотя якобы «фундаментально ничего не изменилось»). К слову, сам я почти на полтора года выпадал из обоймы и стебался на этом форуме с тех, кто жалостливо описывал, как эйчары из-за такого будут выбрасывать их резюме.

Такое отношение к IT у некоторых уже доходит до абсурда, дальше — только корону одевать и «Аве мне!» кричать, смотря в зеркало.

Самое интересное, что здесь именно такое отношение не высказывалось, но почему-то у всех массово начало бомбить. В то же время, по сравнению со средней температурой по палате программистам приходится на порядок больше адаптироваться под новые требования, и это факт... который все яростно бросились отрицать.

С чего вы взяли, что не взял бы? Прособеседовал бы и предложил бы, так сказать, дисконт на з.п. на 1-2 месяца. Подтянуть скилы. И с моей точки зрения, опытный толковый разработчик, выпавший на 4-5 лет из процесса, всего через 2-3 недели станет значительное более эффективным в работе, чем джун с 1-2 годами опыта, но актуального. И архитектурных фундаментальных ошибок будет допускаться меньше, потому что выпавший на 5 лет из процесса разработчик взамен видел настоящие живые SQL запросы. До 2017 я не программировал больше 4-х лет, но когда возникла необходимость, на то, чтобы подтянуться up-to-date и начать работать эффективно, понадобилось 2 полных дня, пусть и с некоторой помощью коллег.

Самое интересное, что здесь именно такое отношение не высказывалось, но почему-то у всех массово начало бомбить.

Потому что это отношение сквозит через массу комментариев не только в этой теме, но и в соседних.

В то же время, по сравнению со средней температурой по палате программистам приходится на порядок больше адаптироваться под новые требования, и это факт

А кто сказал, что это факт? Для того, чтобы проводить репрезентативное сравнение, нужно быть профессионалом сразу в двух областях — ИТ и еще какой-то. Это во-первых. А во-вторых вы действительно считаете, что чтобы прочитать, что новенького появилось в очередной версии вреймворка или СУБД которые вы используете, нужно больше времени, и информации вы получите больше, чем врач, которые отслеживает тонны разных новых препаратов, антибиотиков, результатов исследований, изменений в законодательстве типа всяких ежедневно выходящих постановлений МОЗ и т.д.? Ну это реально несравнимые вещи.

А кто сказал, что это факт?

dou.ua/...​it-start-courses/#1307820

Для того, чтобы проводить репрезентативное сравнение, нужно быть профессионалом сразу в двух областях — ИТ и еще какой-то. Это во-первых.

И снова нет — нужно просто лично знать людей из этих профессий. Практически все из которых в свободное время что-то максимум расслабленно почитывают (особенно это подчёркиваю — _расслабленно_почитывают_), и не более. Потому что чтобы понять написанное, нужно прикладывать не так уж много умственных усилий. И дело не в том, что они чем-то хуже, а просто потому, что это легче, и всё. Но у нас здесь пчёлы против мёда...

что новенького появилось в очередной версии вреймворка или СУБД которые вы используете,

Правильное сравнение — это выучить фреймворк с нуля, что в корне меняет дело. Суть именно в том, что «фреймворк» в большинстве других профессий один и тот же всё время, в т.ч. для врачей.

нужно больше времени, и информации вы получите больше,

Да, нужно гораздо больше времени, и информации также.

чем врач, которые
отслеживает тонны разных новых препаратов, антибиотиков

Спасибо, посмеялся с этой фразы — про тонны новых антибиотиков особенно. Конечно, если врач отслеживает фуфломицины (только они появляются «тоннами»), то вопросов нет как бы... К тому же, врачи в основном специализируются на чём-то одном, что снова же уменьшает кол-во информации. Вы так пишете, вроде все следят за всем.

, результатов исследований,

Александр, Вы когда-нибудь читали результаты хотя бы одного исследования полностью? То, что читает большинство врачей, сравнимо с вальяжным чтением бложика по программированию, потому что они читают просто выжимки. И возвращаясь к результатам исследований. Большая часть врачей, которые назначают медикаменты, читают такие исследования, которые поймёте и Вы (полностью), затрачивая на это адекватное количество времени догуглить. Что будем с врачом VS статья по программированию, говорить не будем.

Действительно сложными исследованиями занимаются учёные, а не врачи — врачи в 99% случаев читают а-ля «бложик» с выжимкой. И снова — это не плохо, просто это легче.

изменений в законодательстве типа всяких ежедневно выходящих постановлений МОЗ и т.д.?

Эти постановления выходят примерно с той же периодичностью, что и рассылке мне с msdn блогов. Да, это очень «тяжело» — прочитать в разжёванном виде инфу в виде поста на фейсбуке.

Ну это реально несравнимые вещи.

Это точно — только в другую сторону.

Ок. Убедили. Программирование — уникальная, самая сложная в мире профессия. А программисты — элита нации.

Не поленюсь вставить цитату и сюда

В итоге, мы можем подтянуть от силы несколько сопоставимых профессий, и всё (при этом, факт остаётся фактом).

Потому что:
1) Средний программист должен знать английский.
2) Средний программист должен иметь понятийный аппарат об абстрактной сфере (что подразумевает в разы большее количество информации и сложность для понимания), в отличие от профессий, которые работают в реальной сфере. Поэтому Вы статью медицинскую поймёте легко с небольшой помощью гугла (и то, если будет нужно), а медик статью по программированию задолбается гуглить, чтобы постоянно всё уточнять (банально нужно сначала получить базу об абстрактной сфере).
3) Как часть предыдущего пункта — средний программист должен знать ещё и, собственно, как минимум 1 язык программирования.

И это только база (хотя на одних этих требованиях большая часть профессий уже сдувается), чтобы была возможность выучить инструменты и иметь возможность их использовать. И именно поэтому байки про «программистом может стать каждый» звучат особенно смешно.

врач должен знать латынь, как минимум..
и чего вы к врачам пристали?)
А бухгалтера в Украине, у нас законодательство, методики расчета и прочее меняется чуть ли не каждый день..
А про новый фремворк..Ну скажите честно. вы каждый месяц переходите на новый фреймворк? Ну кроме фронтендеров, но это отдельная каста))
Дай бог, если раз в год и то..
не забывайте , что рекрутеры любят несколько лет опыта на фреймворке.
А у вас сладкий .Net , кстати , разве у вас фреймворки так часто меняются? ;)

врач должен знать латынь, как минимум..

...до выпуска из универа по большей части.

и чего вы к врачам пристали?)

Примеры были взяты другими людьми изначально).

А бухгалтера в Украине, у нас законодательство, методики расчета и прочее меняется чуть ли не каждый день..

Тем не менее, это гораздо легче. Задайте себе вопрос: сколько в процентном соотношении программистов в состоянии переучиться на бухгалтера и достигнуть среднего уровня, и сколько — наоборот?

А про новый фремворк..Ну скажите честно. вы каждый месяц переходите на новый фреймворк? Ну кроме фронтендеров, но это отдельная каста))
Дай бог, если раз в год и то..
не забывайте , что рекрутеры любят несколько лет опыта на фреймворке.
А у вас сладкий .Net , кстати , разве у вас фреймворки так часто меняются? ;)

А, ну т.е. раз в год — это уже редко?) «Перейти на новый фреймворк» — значит знать его хорошо, а не что-то там допилить за месяц-два и думать, какой я молодец. Каждый месяц физически невозможно это делать. Ну и, мой линкедин открыт: за 4 года десктоп + андроид -> игры (юнити) -> веб (который сейчас и штудирую со всех интересных мне сторон, т.к. уровень не устраивает).

Сколько может переучиться на программиста и наоборот? Да думаю одинаково, ибо не захотят)

С чего вы взяли, что не взял бы? Прособеседовал бы и предложил бы, так сказать, дисконт на з.п. на 1-2 месяца. Подтянуть скилы. И с моей точки зрения, опытный толковый разработчик, выпавший на 4-5 лет из процесса, всего через 2-3 недели станет значительное более эффективным в работе, чем джун с 1-2 годами опыта, но актуального. И архитектурных фундаментальных ошибок будет допускаться меньше, потому что выпавший на 5 лет из процесса разработчик взамен видел настоящие живые SQL запросы. До 2017 я не программировал больше 4-х лет, но когда возникла необходимость, на то, чтобы подтянуться up-to-date и начать работать эффективно, понадобилось 2 полных дня, пусть и с некоторой помощью коллег.

То есть, Ваши HRы в реальной ситуации пропустят к Вам резюме, в котором 10 лет паузы, если рядом будет лежать резюме со свежим релевантным опытом? Иначе, это просто красивые слова.

С чего вы вообще взяли, что в необходимости обновлять свои знания программисты хоть в чём-то уникальны?

В необходимости — не уникальны, уникальны — в объёмах и затрачиваемых на это усилиях.

С того, что противопоставляете себя с какими-то застывшими лузерами, которых вы почему-то считаете олицетворением их профессий?

Может, потому, что «лузеры» (Ваши слова, заметьте — я их таковыми не считаю) по внезапному стечению обстоятельств составляют подавляющее большинство... и, соответственно, являются олицетворением этих профессий? Т.е., средний программист тратит порядочно больше времени на самообучение (да и просто на обучение в процессе работы, т.к. на каждом новом проекте свои приколы), в отличие от средних представителей практически всех других профессий, которые везде делают одно и то же, по большому счёту.

Да, нам приходится реально много тратить время на адаптацию к новым запросам, а в других профессиях кейсы в основном стандартизированы, где бы ты ни был. Почему от этого факта так бомбит, я не понимаю. Плюс, большинство информации — на английском языке (а теперь считаем, сколько средних представителей других профессий выпадает на этом пункте — очень много, правда?). В итоге, мы можем подтянуть от силы несколько сопоставимых профессий, и всё (при этом, факт остаётся фактом).

парите высоко, батенька, обычный сыр от 180-ти.

Думаю стоит идти на курсы при ИТ-компаниях.
Плюсы: это бесплатно и на этих курсах компании готовят спецов, которые им реально нужны, т.е. дают актуальные знания.
Минусы: Предварительная самостоятельная подготовка нужна нехилая. Т.е. вы уже должны иметь достаточно немало теоретических и практических знаний. Т.е. подойдет не всем.
Это мой личный опыт, если что.

Полностью согласен!

Такие курсы действительно имеют толк, но требования там и правда не маленькие.а около джуновские. Жаль, попасть туда сложно ибо конкурс все дела.
Обычные коммерческие курсы имеют смысл для новичков. Без самообучения толка будет ноль, но как систематизация знаний они отлично подходят. Другой вариант, когда сам немного вник, но что-то не понимаешь и идешь на курсы, задавая вопросы и разбирая непонятные темы. Но это все работает, если препод хороший. Был на одних курсах, все было как вверху описали. Препод не мог ответить на вопросы. Был на других, препод толковал настолько понятно и круто, что прям вах)

Потратьте это время и деньги на английский и книги. Разве, что заставляют идти как в некоторых фирмах. Впрочем, знаю людей, устроившихся и работающих и сейчас именно после курсов.

Да, инглиш прокачивать однозначно. Чем больше, тем лучше.

Стоит идти на курсы, если это курсы на coursera / udacity / stepik / edx

Навчання на зарубіжних платформах і є оптимальним варіантом самоосвіти. Сам курс чи цілу програму просто треба вміти обрати. І має явно більше цінність, якщо матеріал справді засвоєний.

Проходил пару курсов на Coursera, сейчас поймал себя на мысли, что не могу вспомнить то что рисовали маркером на доске в ролике. В то же время, то что когда-то прочитал в книге помню отлично

Я могу точно также сказать и про школу с вузом — не помню что там рисовали мелом на доске. Но это же не значит, что учиться там плохо.

при всем уважении, udemy я бы уж точно в ряд к

coursera / udacity / stepik / edx

не ставил

на юдеми есть вполне хорошие курсы. надо просто поискать

Подписаться на комментарии