Комментарии к выступлению Валкина про стартапы
По примеру Ворушина решил записать несколько наблюдений по итогам
Делать нетривиальные вещи
Очень интересно было послушать рассказы о личном опыте, например о том, как появилась Echo (изначально JS-Kit) и ее конкурент Disqus. Сперва идея встраиваемых на сайт комментариев возникла у Льва, он сделал прототип, опубликовался на Теккранч, увидел интерес и экспоненциальный рост пользователей, и пошел искать деньги. В то же самое время, прочитав Теккранч, основатель Дискаса тоже пошел к инвесторам, поднял деньги раньше Льва, запустился и начал быстро масштабироваться.Т.е. там вся система тонко настроена на производство новых компаний: найти деньги и нужные компетенции, если есть жизнеспособная идея, очень легко. Что же делать стартапам на периферии, если любую идею можно настолько быстро скопировать и даже в Долине ты можешь не успеть запустить бизнес, как уже появится куча конкурентов? Выходит, единственный шанс — это нетривиальные идеи, которые непонятно, как вообще скопировать. По этому поводу у нас уже даже есть внутрення шутка — «парадокс Маслоу» — но об этом как-нибудь в другой раз...
Startups vs outsource
Лев выступил просто таки фэнбоем стартапов и пропагандистом перехода к продуктовой модели на базе такой мысли, что прибыль в аутсорсе это произведение маржи, заложенной в человеко-час на headcount, а в стартапе она потенциально неограниченна. Правда, вся проблема, конечно, в слове потенциально.На самом деле, у продуктовых компаний, конечно, тоже есть маржа, но это маржа не на человеко-час, а на что-то другое. И она тоже ограничена какими-то объективными законами. Для Grouopon — это маржа на привлечение бизнесов, которые будут давать купоны (и она всё еще отрицательна ;). Для случая Echo — это, фактически, маржа на машино-час. Поскольку их основные затраты — несколько сотен серверов, на которых собственно обрабатываются комментарии. И тут становится ясной стратегическая важность выбора технологий, которые позволят масштабировать инфраструктуру дешевле — в их случае, это Erlang.
Консалтинг
Следующим пунктом от Льва было то, что российский и украинский аутсорсинг обречен, поскольку есть Индия и Китай, где гораздо больше людей. И очень много индийцев и китайцев в Долине, которые принимают решения, куда аутсорсить. А они действуют по принципу «свій до своїх по своє». Наверно, в том числе и этим объясняется то, что наши большие аутсорсеры работают в основном на Европу или, если и на США, то не на Долину. Хотя Макс со мной в этом не согласен, но тут тоже интересный момент: приведенные им примеры — это, как раз, в основном, компанииУкраина vs Россия
На последок две полушуточных мысли про отличие украинского менталитета и российского (в которое многие не верят, в том числе и Лев — но ему простительно, он далеко :)- Лев говорил о том, что в Долине все держиться на общении, на горизонтальных связях, а у нас, наоборот, всё строится по вертикали с централизацией принятия решений. Это, конечно, спорный вопрос, но я склонен в этом смысле согласится с Евгением Уткиным, что путь Украины — модель перевернутой пирамиды — и это то, что так пугает Россию: ведь это хорошая наживка, чтобы переманить сюда всех талантливых программистов... ;)
- У нас уже нет такого культа водки! Да, продолжают бухать, но где вы видели, чтобы кто-то оценивал успех мероприятия по тому, сколько было выпито? А именно с этого начал Лев, когда говорил про #ulcamp в Ульяновске.
6 коментарів
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.