Розбий моноліт! Kuberton — конференція для DevOps-ів & Python, Java, Ruby, GO розробників. 2-3 March, 2019
×Закрыть

Методика Learning 3.0: как обучаться, чтобы AI не занял ваше место

Всем привет, меня зовут Владимир Воробьев, я ‒ founder и CEO в IT-компании RubyGarage.

Совсем недавно мне довелось выступать на конференции «5 лет универа за 1 день» для студентов в Днепре. Во время конференции спикеры делились эффективными методиками обучения и практическими знаниями, которые помогли бы студентам реализовать себя и получить конкурентное преимущество на рынке труда.

Я в своем докладе рассказал о тонкостях обучения сотрудников внутри нашей компании. Студенты были в восторге, поэтому я решил поделиться этой информацией со всеми. Возможно, кто-то применит данный подход у себя в компании.

Новые реалии

Мы с вами живем в новой реальности: информационная глобализация, стремительный технологический прогресс, автоматизация большинства отраслей, все меняется с сумасшедшей скоростью.

Сейчас машины выполняют 29% задач связанных с поиском, обработкой и организацией информации. Но, согласно отчету Всемирного экономического форума, этот показатель к 2022 году увеличится до 58%. Таким образом, к этому времени автоматизация и роботизация вытеснит примерно 75 млн рабочих мест.

Даже те рабочие задачи, которые до сих пор оставались преимущественно за людьми как взаимодействие, консультирование, принятия бизнес-решений и управления ресурсами — как финансовыми, так и материальными ‒ начнут стремительно автоматизироваться.

Потому вполне возможна ситуация, когда из-за умных машин человеку придется заниматься неквалифицированными видами деятельности, которые трудно и дорого выполнять при помощи искусственного интеллекта. Нам остается только осваивать новые специализации и развиваться гораздо быстрее, чем человечество развивает системы ИИ.

Соответственно, новые специализации потребуют приобретения новых знаний: 54% всего работающего населения столкнется с необходимостью получения новых навыков в ближайшие 5 лет.

Данные взяты из отчета «The Future of Jobs», подготовленного Всемирным экономическим форумом, 2018

Можно смело сказать, что в этой новой реальности организации все чаще будут искать и нанимать таланты, исходя из их способности учиться, а не уже приобретенных знаний. Не имеет значения, насколько престижный вуз вы окончили или какое образование получили. В самых прогрессивных отраслях половина ваших знаний теряет ценность спустя 1,5–2 года. В лучшем случае их хватит на пять лет. Вот почему в компаниях по всему миру активно поощряют инициативу к непрерывному обучению. По данным Harvard Business Research, работники всех поколений, от baby boomers до поколения Z, больше всего ценят в компаниях возможность постоянного развития своих профессиональных навыков.

Особым усердием отличаются работники IT-отрасли. Их можно назвать поистине вечными учениками. Согласно соцопросу, проведенному Stack Overflow в 2018, почти 90% всех программистов, помимо формального обучения, освоили по крайней мере один новый язык программирования, фреймворк или другой инструмент, используемый при разработке программного обеспечения.

Среди профессиональных разработчиков почти половина проходили онлайн-курсы и около четверти участвовали в хакатонах.

Так что если вы не хотите потерять конкурентное преимущество, нужно постоянно обновлять свои знания, пополнять опыт, практиковать новые инструменты обучения.

Подход к обучению Learning 3.0

Alexandre Magno ‒ предприниматель, писатель, тренер и практик гибкой разработки (Agile). Он проанализировал существующие подходы к образованию и предложил новый концепт обучения ‒ Learning 3.0.

Данный подход опирается на уже существующие модели образования. Alexandre Magno называет их Learning 1.0 и Learning 2.0, но, базируясь на этих двух концепциях, дает инструмент для быстрого создания собственных обучающих программ — Learning 3.0.

Learning 3.0. помогает декомпозировать существующие продукты обучения и собрать из разного рода доступной информации новый обучающий процесс, направленный на получение недостающих знаний для решения конкретной проблемы. Подход Learning 3.0 помогает команде выбрать только самые необходимые материалы и инструменты для достижения поставленной цели в кратчайшие сроки.

Стоит заметить, что Learning 3.0. нецелесообразно применять если решение вашей проблемы можно просто загуглить. Learning 3.0 наиболее эффективен в ситуациях когда решение вашей проблемы не так очевидно или информации настолько много, что сложно выбрать правильный обучающий продукт.

Learning 1.0 ‒ Cлушай

Learning 1.0 модель ‒ это предписанное обучение, в котором человек является лишь получателем знаний. Эксперт определяет, что вы будете изучать (учебный продукт) и как вы будете это делать (учебный процесс). Именно эксперт назначает:

  • цели обучения;
  • изучаемый контент;
  • используемые механизмы;
  • пространство и время для этого.

Сам процесс обучения оценивается при помощи тестов, результаты которых определяют, насколько хорошо вы усвоили пройденный материал.

Alexandre Magno в своей книге «How Creative Workers Learn» признает, что Learning 1.0 не отвечает всем потребностями стремительно развивающегося мира:

«Эта модель была создана в тот период, когда информация была более стабильной, а то, что нужно было узнать, было в основном известно и повторяемо».

Learning 2.0 ‒ Cпрашивай

Помимо теории, в Learning 2.0 много времени отводится диалогам и взаимодействию. Эксперты пытаются вовлечь учащихся в дискуссии или любые другие виды активностей, подразумевающие совместную работу.

Ожидается, что эксперты предоставят содержательные ответы на поставленные вопросы, благодаря своему опыту и накопленным знаниям. В классах проводятся тренинги, где учащимся предоставляется возможность решить задачи, которые имитируют реальные ситуации. Сам же результат обучения измеряется по тому, насколько успешно ученик смог выполнить задачу.

Но даже с элементами совместного обучения эта модель все еще основана на предписывающем подходе, поскольку последнее слово всегда остается за экспертами. Они принимают решение о том, что нужно изучать и какой ответ правильный.

Learning 3.0 ‒ Делись

В модели Learning 3.0 обучение больше сфокусировано на историях и идеях, чем на уроках и советах. Нельзя сказать, что данный подход может полностью заменить модели обучения 1.0 и 2.0, так как они помогают заложить фундамент базовых знаний. Но все же их может быть недостаточно для изучения определенных областей, по которым еще не были написаны пособия или созданы системные программы.

Learning 3.0 может основываться на Learning 1.0 и 2.0 и использовать уже созданные обучающие продукты и базироваться на практическом опыте людей, которые решали подобные задачи. Основное отличие Learning 3.0 заключается в том, что этот подход позволяет ученикам создавать обучающие программы в соответствии с их потребностями и полностью управлять их содержимым и процессом обучения.

Также Learning 3.0 ценен тем, что позволяет создать четкий учебный план, установить сроки, разграничить роли, определить необходимые действия и ресурсы.

В Learning 3.0 приобретение знаний начинается с определения проблематики, то есть за основу знаний берется конкретная проблема, задача или же вызов из реального мира.

После этого следует процесс обсуждения: ученики исследуют проблему, делятся своим жизненным опытом и знаниями, активно дискутируют, рассматривают разные точки зрения и предлагают возможные пути решения проблемы. На этом этапе самым главным становится обмен знаниями.

По словам Мэрилин М. Тейлор, автора книги «Emergent Learning for Wisdom»:

«Обучение через опыт — это не просто приобретение знаний на протяжении всей жизни. Это процесс постоянного создания новыx знаний по мере того, как мы сталкиваемся с новыми условиями и проблемами».

Learning 3.0. помогает учащимся не только получить новые знания, но и создать свой собственный обучающий продукт и освоить его всей командой.

Learning 3.0 также способствует развитию так называемых гибких навыков (soft skills), связанных с эмоциональным интеллектом и поведением. Гибкие навыки не менее важны, чем профессиональные. От них зависит продуктивность всего рабочего процесса внутри компании.

Но как же все это работает на практике? Конечно же, для реализации Learning 3.0 нужен инструмент, который позволит вам эффективно управлять учебным процессом. Learning Canvas и есть таким инструментом.

Learning Canvas

Learning Canvas позволяют организовать обучающий процесс для решения поставленной задачи и помогают человеку или команде освоить недостающие знания.

Каждая сессия Learning Canvas имеет определенную тему. Тема помогает учащимся направлять вектор дискуссий и не выходить за рамки интересующего вопроса.

Как мы видим, Learning canvas разделен на две большие зоны ‒ зона прошлого и зона будущего. В зоне прошлого указаны:

  • проблемы ‒ в данной секции указываются теоретические или практические вопросы, требующие изучения;
  • истории ‒ в этой графе отмечается опыт обучающихся и их истории из личной жизни (позитивные и негативные), относящиеся к заданной проблематике.

К зоне будущего мы относим:

  • идеи ‒ все сгенерированные предложения для решения проблемы; идеи не обязательно должны быть проверены на практике;
  • ожидаемые результаты ‒ желаемый продукт, который команда хочет получить в конце (артефакты, ряд действий и так далее);
  • действия ‒ в данной секции указываются виды деятельности на каждую идею, которую команда собирается реализовать.

При работе с Learning Canvas выделяют три ключевые роли:

  • Фасилитатор ‒ помогает группе следовать потоку обучения в нужном направлении, отсекает не относящихся к делу дискуссии, уменьшает препятствия и способствует сотрудничеству на протяжении всей сессии для достижения поставленной цели. Фасилитатор не навязывает свое мнение или решение, а помогает обучающимся сгладить все конфликтные ситуации и направить группу к конструктивному решению.
  • Задающий вопросы ‒ стартующее звено процесса обучения. Он берет на себя ответственность за проблемы, четко представляя их участникам, ищет идеи для плана действий.
  • Делящиеся знаниями ‒ группа людей, которые делятся своим опытом и предлагают идеи для представленных проблем. В данном случае делящиеся знаниями и есть эксперты.

Learning Canvas на практике

В RubyGarage мы используем Learning Canvas, который помогает идентифицировать пробелы в знаниях сотрудников и организовать постоянный процесс обучения. Кроме решения долгосрочных и объемных задач, Learning Canvas используется и для решения отдельных проблем, с которыми сотрудник или команда столкнулись на проекте.

Для большей наглядности я хочу показать один из вариантов, как можно использовать Learning Canvas на практике. Данная сессия будет посвящена трудностям, связанным с созданием страницы Business Analysis Office на сайте компании.

В этом примере копирайтеры задают вопросы экспертам, чтобы определить зоны недостающих знаний. Эксперты, в свою очередь делятся личным опытом и предлагают различные методы создания конвертирующих лендингов, а также делятся нюансами, которые стоит учесть при написании лендингов. В ходе обсуждений, ребята создают лист идей и выбирают действия, которые помогут наладить наиболее эффективный процесс создания страницы для Business Analysis Office.

Как мы видим, обучающимся не надо проходить весь курс SEO, маркетинга или же UX-дизайна для создания страницы с высокой конверсией. Learning Canvas помогла команде определить зоны знаний, необходимые для изучения, и составить план действий, чтобы оперативно освоить новые навыки.

Будущее за активными учениками

Существует множество инструментов обучения, которые помогут вам постоянно осваивать новые сферы знаний и приобретать дополнительные навыки, чтобы не проиграть в бою за рабочие места искусственному интеллекту.

Learning 1.0 и 2.0 применимы к множеству областей и помогут вам заложить базу знаний. В то время как Learning 3.0 ‒ это инструмент коллаборации. Данный подход стимулирует обучающихся обмениваться знаниями и опытом, помогает им создавать собственный обучающий продукт, восполнить недостаток подходящих учебных материалов и прийти к уникальным решениям.

Подход Learning 3.0 также применим в ситуациях, когда вы хотите заточить процесс обучения целиком под потребности вашей команды на решение конкретной проблемы.

Обеспечьте свое будущее прямо сейчас ‒ станьте на путь постоянного обучения!

Приглашаю вас к обсуждению Learning 3.0 и Learning Canvas в комментариях и буду рад ответить на ваши вопросы!

LinkedIn

18 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Если убрать весь шум: я вижу пример чёткости постановки задачи с (1) конкретными ожиданиями, от конкретных людей. соответственно, каждый участник процесса понимает (2) свою роль и удельный вес в восполнении разницы Точки А и Точки Б (Gap анализ). (3) пример рабочей документации, ведь если что-то не описано, этого не существует в практическом смысле слова. (4) пример бенчмаркинга, т.е. исходной точки в решении проблемы, представленный в виде опыта решенных ранее проблем. (5) акцент на том, что обучаемый осознаёт этот gap анализ недостающих компонентов для достижения точки Б из точки А, откуда он выходит, до того, как он выходит на контакт с экспертом. это и делает его (6) проактивным, представляя эксперта в виде управляемого ресурса для достижения цели (решения конкретной проблемы), что ему позволяет управлять экспертом в получении знаний, а не наоборот. Другими словами: таки-да, это методика обучения, которой не хватает, но она не нова. Это скорее применение принципов менеджмента к обучению, то есть, отказ от процедурного процесса обучения и перевод его в консультационный problem-solving и структурированный result-oriented environment. Проблема же многих организаций как раз в том, что роли размыты, ожидания не сформулированы и не понятно, с какого потолка они взяты, люди вроде бы учатся «вечно», но ... :)

Вы серьёзно? Копирайтеры Дарина и Анастасия будут читать книгу и проходить онлайн курс для создания одной страницы? Сколько часов выделяется на эту задачу?

«Value Proposition Design: How to Create Products and Services Customers Want» очень крутая книга, рекомендую — books.google.com.ua/...​esc=y#v=onepage&q&f=false

Да, Дмитрий, создание продающего Landing page, на который будет закупаться трафик на тысячи долларов, должен конвертить посетителей в лидов (потенциальных клиентов), Все очень серьезно :).

С чего бы начать?
Посылы «5 лет универа за 1 день» набирают популярность каждый день. Уже это насторожило — подтекст воспринимается как «универ это потеря времени, приходи к нам — начни зарабатывать в енотах уже завтра». Экстенсивно развивающемуся бизнесу удобно, а неокрепшие умы джунов с радостью на такое клюют.

Далее модель 1.0-2.0-3.0. К сожалению, это нещадно притянутая за уши псевдомодель, которая во многом повторяет любую из моделей blended learning. Капитан Очевидность подтверждает, что на разном этапе обучения, в зависимости от темпа, роль Эксперта может смещаться с чисто инструкторской к консультативной, здесь революции уже скоро лет 100 будет. Ничего нового.

Застрелиться можно рисовать весь этот Learning Canvas, когда все равно по факту нужно будет давать каждому участнику его задачи поделиться знаниями или провести сессии. Автор описал обычный процесс knowledge sharing для решения оперативной задачи, но уж никак не learning. Если бы я рисовал канвас для каждой рабочей задачи такого рода, то наверное уже давно двинулся бы.

Хорошо, что автор нашел довольно удачный маркетинговый посыл для повышения привлекаемости компании. Но предлагаемая «революционная» модель — это всего лишь привлекательная обёртка, внутри которой ничего нет.

Спасибо большое за ваш фидбек. Попробую внести ясность.

Посылы «5 лет универа за 1 день» набирают популярность каждый день. Уже это насторожило — подтекст воспринимается как «универ это потеря времени, приходи к нам — начни зарабатывать в енотах уже завтра».

Передам обратную связь организаторам конференции, на самом деле посыл кофы задумывался совсем не такой, и контент на конфе был про то что надо учиться постоянно, а не только в универе.

Далее модель 1.0-2.0-3.0. К сожалению, это нещадно притянутая за уши псевдомодель, которая во многом повторяет любую из моделей blended learning.

Попытка объяснить 3.0, для этого были введены понятия 1, 2, 3, что бы как то структурировать то что есть сейчас.
Но по сути так и есть:
1.0 — В человека, в одностороннем направлении, транслируется информация, учащийся принимает на веру обучающую программу и то что выдает ему учитель. Неважно это в классе, с помощью книги или через онлайн курсы — так как это конечный инструмент.
2.0 — Учащийся пропускает через себя, он пробует, он получает опыт, он дает обратную связь и получает ответы на вопросы, не просто ’заглатывает’, а ’переживывает’ через практику. Так же инструменты могут быть разные, есть уже и онлайн курсы которые предлагают практику, и возможность вести диалог. Blended learning это и есть реализация первых двух 1.0 и 2.0.
3.0 — 1 и 2 уже дают готовый продукт, у ученика нет возможности создать обучающий продук под себя. В 3.0 основная идея это дать возможность создавать обучающие продукты на лету, под решение задачи. Выбирать из существующих обучающий программ или создавать свою. Такой инструмент необходим нашей компании так как мы работаем с подходами и технологиями про которые не то что книги не написаны, они до конца еще не сформированы и меняются каждый день, часто нет даже документации. Часто информация только в головах людей. Так что обучение и материал создается на лету, это могут быть отчеты, примеры, разборы решений и результатов прошлой деятельности. Так же частоинформации много и она быстро становиться не актуальной, пока пишутся книги, уже выходят новые версии фреймворков и подходов которые не имеют обраной поддержки. 3.0 — это инструмент которые дается сотруднику, если он чего то не знает, он может узнать, если конечно хочет :).

Эксперта может смещаться с чисто инструкторской к консультативной, здесь революции уже скоро лет 100 будет. Ничего нового.

революцию заменю, согласен что пафосно получилось, принято :) И да, есть базовые принципы и подходы из которых и создается инновация, грубо говоря это 1 и 2, а 3 это надстройка над ними.

Застрелиться можно рисовать весь этот Learning Canvas, когда все равно по факту нужно будет давать каждому участнику его задачи поделиться знаниями или провести сессии. Автор описал обычный процесс knowledge sharing для решения оперативной задачи, но уж никак не learnin.

Можно провести аналогию, Learning Canvas — это проектный план на обучающий процесс, и в статье расписана практика (активность), как его создавать.

Если бы я рисовал канвас для каждой рабочей задачи такого рода, то наверное уже давно двинулся бы

Его не надо создавать для каждой задачи, Вы же не создаете проектный план для каждой задачи.

Надеюсь внес ясность, но с тем что ’Революцию’ надо убрать с этим согласен.

Здається, після цієї статті я почав розуміти, чому в нашій академії педагогічних наук періодично захищають докторські то про лептонного бога, то про квантово-орбітальну культурологію... Просвітлення...

эксперт нужен все равно
типичный пример из жизни — языковые курсы, препод дает задание работать в парах — и тут, если препод не контролирует этот процесс, начинается опера «слепой ведет глухого»
про изучение бокса по ютубу я вобще молчу)

Экспер однозначно нужен, данный подход включает в себя три роли, выше об этом сказано.
Делящиеся знаниями — и являются экспертами. Фасилитатор — помогает группе следовать поставленной цели, уменьшает препятствия и способствует сотрудничеству на протяжении всего процесса.

Если следовать вашему примеру то

языковые курсы

это выглядит как запланированное действие которое будет осуществляться для достижения какой то конкретной цели, например, цель может быть — сдать тесты TOEFL.

Но сам ведь не сможешь использовать learning canvas, т.к. это командный инструмент, плюс нужны всегда люди с большим багажом знаний, чем у тебя..
Мне кажется это сложно будет для обычных людей, которые не работают в прогрессивных компаниях или являются студентами, где ограничен доступ к людям с опытом больше твоего — гораздо проще в таком случае простой метод декомпозиции цели, работает не хуже, да и ты не зависишь от людей и их опыта, анализа

Все верно, нужна коллаборация, неоходимо совместное творчество, именно к этому и призывает этот подход. Нужна команда? Собери её :). Таким спосабом человек, вдобавок, развивает как софт и коммуникационные скилы, так и тренируется решать задачи. Люди нужны для того что бы получить предложения отличные от своего мнения, но решение принимает именно Задающий вопросы. Да, по возможности Задающий вопросы решает всё самостоятельно, но есть механизм с помощью которого можно получить помощь и поддержку, причем быстро и в качественном виде, от коллектива.

От создателей «Стать программистом за две недели», новый блокбастер «5 лет универа за 1 день».

Да, согласен, название

5 лет универа за 1 день

выглядит стремно, но конфа была правильная, приглашали топ менеджмент и фаундеров компаний, таких как Interpipe Group, Work.ua, Ciklum, Prostor, Шаг, т.д., для того что бы они общались со студентами, мотивировали на обучение, показывали какие сейчас востребованы навыки и умения. Сам сомневался принимать ли участие, но получилось все очень даже прагматично, интенсивно, и полезно для студентов.

Согласен, коференции для студентов — это прекрасно, это инвестиция в будущие кадры и привлечение молодых специалистов. Я в свои студенческие годы всегда участвовал в «Ярмарках вакансий» вначале как соискатель, а потом как представитель своей компании.
Просто само название «5 лет универа за 1 день» как по мне у студентов может вызвать недоумение, а абитуриентов подтолкнуть на неправильные мысли.

>Новые реалии
Ну допустим.. .
>Подход к обучению Learning 3.0
Булшит. Разделение на 1-2-3 — высосано из пальца. Даже если принять во внимание такую модель, то и приведенная критика — булшит. Полноценный процес обучения будет включать 1.0, 2.0 и 3.0, т.к. необходима работа и со статичной базовой информацией, и с накопленным опытом решения задач в области, и с постановкой и решением новых задач влючая творческую и прикладную составляющие.
>Learning Canvas
Кто-то придумал себе табличку. Кому удобно — пусть пользуется. Кому нет — придумает свою.
«Революция обучения с Learning 3.0» — пафосный булшит.

Это все маректинг, товарищ. Ничего особо нового в концепте Learning 3.0 нет, кроме дополнительного разделения обязанностей. Зато выглядит глянцево и можно продать как «инновационный подход к обучению».

Да, Learning 3.0 при детальном рассмотрении не несет в себе кардинально новых подходов к обучению. Тем не менее, этот подход предлагает четкий роадмап для выстраивания процесса обучения, дает полезные инструменты.

Спасибо большое за ваш конструктивный фидбек :). Learning 3.0 план конечно же может базироваться на информации и обучающих продуктах уже созданных (1.0 и 2.0), основное отличие и ценность в том что программу для обучения создает сам ученик, под решение конкретной задачи, в программу и входят продукты из 1.0 и 2.0, или подифицированные, или в полном объеме, или если продуктов обучающих нет, а у нас так часто бывает, не успели создать курс или книгу написать, то обучающий материал просто вытаскивается из практического опыта практиков или людей которые решали подобные задачи. По сути это инструмент, с помощью которого можно создать проектный план на обучение с целями, объемом работ, действиями, бюджетами, временем, рисками, необходимыми ресурсами.

Конечно если мы говорим как выучить язык программирования но этот инструмент это overhead, все есть, все понятно, но если это создание чего то нового, то нужен инструмент как этому научиться и системно внедрить в повседневную работу.

В любом случае спасибо большое за обратную связь, она полезна, надеюсь добавил больше ясности своим комментарием.

Подписаться на комментарии