×

Как не поехать кукухой на позиции топ-менеджера, или Ментальное здоровье как главный принцип работы любого управленца

Существует огромное количество статей, научных трудов и практических советов по менеджменту в IT. Но найти информацию о том, что делать с постоянными стрессами в работе, крайне сложно.

Многие сотрудники IT-компаний испытывают стресс и выгорание, но как себе помочь в такой ситуации, знают далеко не все. Информации об этом практически нет. Я сам сталкивался со стрессами на работе не раз за более чем 15 лет в геймдеве и в этой статье попытался сформулировать практические советы для тех, кто попал в подобную ситуацию. Это не руководство к действию: «Сделай A, B, C, и все будет хорошо». Это рекомендации, которые основаны на моем опыте и знаниях психолога, к которому я обращался.

Стресс и выгорание — это нормально, через это проходит каждый. Не стоит этого бояться, нужно уметь вовремя диагностировать проблему и понять, что с этим делать. Главное не впасть в состояние: «О боже, что со мной происходит?! Почему я перестал ощущать радость?!». Одна из основных проблем постсоветского пространства — неприязнь к психологам и отрицание эффективности квалифицированной помощи по вопросам психического здоровья. Боритесь со стереотипами, если чувствуете потребность — обращайтесь к профессионалам в этой области.

Забота о ментальной составляющей своего организма важна так же, как и развитие профессиональных скилов. Курсы, тренинги, менторинг, чтение литературы — все то, что вы применяете для своего профессионального роста, в равной степени должно применяться к развитию вас как личности. Психологи, правильное и методичное выстраивание баланса между работой и личной жизнью, чтение книг. Запомните: не может быть адекватного менеджера, если он не способен разобраться со своими внутренними проблемами и травмами. Никто не доверит управление компанией человеку, который в стрессовой ситуации будет вылетать из обоймы по причине расстройства здоровья (психосоматика), уходить в себя, терять способность быстро и адекватно принимать решения.

Если прочитав статью, вы откроете для себя что-то новое, станете относиться к вопросам стресса проще, поймете, что ваша проблема не уникальна и решаема — это будет лучшей наградой для меня. Если все тезисы вам знакомы — я искренне рад, значит вы уверенно стоите на своих двоих и готовы к покорению новых горизонтов, вам не грозит копание в себе с постоянным хождением по кругу.

Кто я такой и почему об этом говорю

Меня зовут Николай Минаев. Сейчас я занимаю должность Chief Executive Officer в компании iLogos Game Studios. Свой путь в геймдеве я начал в 2005 году в роли 3D-художника. Сначала занимался разработкой арта для игр на КПК. (Это было еще до эпохи айфонов, стима и прочего. КПК — это такие карманные компьютеры со стилусами и резистивными экранами). Затем долгое время работал 3D-художником. Именно тогда появились мысли о развитии в сторону геймдизайна. В какой-то момент я совмещал продуктовое и артовое направления деятельности, но геймдизайн и производство привлекали меня все больше. У меня был опыт работы за пределами Украины, но, прожив в таком режиме около года, будучи отрезанным от привычного социума, друзей и досуга, я принял решение вернуться на родину.

В Одессе я устроился в iLogos на должность геймдизайнера/продюсера. И по сей день работаю в той же компании, но в другой роли. Сразу обрублю весь пафос про то, что «нужно верить и идти вперед», я не разделяю мнение Тони Роббинса. Моя гипотеза по поводу карьерного роста такая: для достижения успеха необходимо 50% скилов и 50% удачи. Исходя из этого тезиса, выстаивается простой алгоритм решения: вкладывая свои силы в развитие скилов, ты будешь готов использовать шанс, который приходит. Если не вкладываться в саморазвитие, то, несмотря на удачу, толку не будет.

Мой путь в компании выглядел примерно так: Game Designer/Producer → Lead Producer → Head of Production → CEO.

Благодаря пройденному пути я смог посмотреть под разными углами, как функционирует бизнес, сформировать свою картину мира и систему координат. Я убежден, что любой управленец должен пройти несколько этапов в компании на разных должностях, чтобы четко понимать, с чем он имеет дело, как этот бизнес работает в мельчайших деталях. У продуктовиков есть отличная фраза: «Product is the king», для менеджеров я бы ее перефразировал так: «Context is the king». Без понимания специфики бизнеса, без непосредственного участия в процессах сложно понять, что можно улучшить, переформатировать, выкинуть совсем для достижения успеха.

На этом лирическое вступление закончилось. Пора переходить непосредственно к разбору разных ситуаций.

Сразу оговорюсь: я сам еще нахожусь в процессе становления себя как управленца, который умеет побеждать своих внутренних демонов, поэтому не претендую на то, чтобы мои мысли считались истиной в последней инстанции. Моя адекватность осталась при мне. Обязательно подчеркну: на мой взгляд, основой сохранения ментального здоровья являются люди, работающие в компании. Выход из любой сложной ситуации невозможен без слаженной работы всей команды. Единолично управлять компанией и улучшать результаты физически невозможно. Факт того, что я пишу эту статью, а не сижу в комнате с мягкими стенами — это заслуга моих друзей и коллег. Спасибо вам большое за доверие и поддержку.

Я буду дробить статью на отдельные главы, которые не связаны между собой форматом общего рассказа. Воспринимайте это как записки на манжетах.

Прыжок вверх

Когда ты поднимаешься на ступень выше в пределах одной компании (например, от исполнителя к менеджеру), первое, что бьет по мозгам, — это полная смена системы координат. Теперь необходимо контролировать значительно большее количество вещей, отслеживать множество показателей, которые находятся в разных областях (продакшн, финансы, HR, рекрутинг и так далее), но при этом настолько тесно взаимосвязаны, что это наводит ужас. Представьте, вы — геймдизайнер на проекте, занимаетесь разработкой core gameplay и сконцентрированы исключительно на решении этой задачи. Вы даже не подозреваете, какое количество итераций, которые вы можете себе позволить на прототипирование чего-то нового, завязано на:

  • бюджете, который биздев-менеджеры обосновали заказчику;
  • планировании команды с релевантной экспертизой для этого проекта, за которое отвечает отдел по ресурсному менеджменту;
  • быстром и эффективном найме людей (если для проекта не хватает определенных специалистов внутри компании), которые вписываются в этот бюджет и удовлетворяют техническим требованиям для этого прототипа. Нужно учитывать, что обычно на этом этапе работы сроки уже определены, озвучены заказчику и отклоняться от них по причине того, что не нашли вовремя человека, нежелательно;
  • правильном онбординге человека и мониторинге его состояния отделом HR. (Представьте, если специалист, под которого уже расписан план заданий, который уже погрузился в работу, вдруг решит уйти?!);
  • быстрой реакции финансового отдела на правильное и четкое бюджетирование всех дополнительных затрат (рабочее место, лицензии). Клиенты платят по-разному, поэтому в данный момент живых денег для покрытия твоего запроса может не быть, так как бюджет уже распределен и так далее.

Таких подводных камней на практике возникает много. Это сильно дезориентирует и может ввести в ступор, поскольку не всегда очевидно, где и что именно пошло не так.

На данном этапе самое эффективное решение, которое я нашел — это составление «карты ответственности» для себя. Благодаря этому выстраивается некая структура в голове, ты понимаешь, к кому можно обратиться для решения проблемы. Карта ответственности — это список людей, которые отвечают за ряд процессов или этапов работы для поддержания жизнеспособности компании и распределение зон их влияния. Для наглядности посмотрим на условный жизненный цикл игры в разработке:

  • возникновение идеи;
  • детализация идеи;
  • прототипируются основные игровые механики;
  • если получен положительный фидбэк от заказчика — начало полноценного продакшна игры (арт, дев);
  • срез и оценка прогресса на основных милях (альфа, бета и так далее);
  • релиз;
  • поддержка продукта.

Каждый этап работы контролирует один или несколько человек, именно от них зависит успешность перехода на следующую стадию.

Аналогично выглядит функционирование компании. Понимание того, что любую проблему можно раздробить и локализовать, подключить экспертов в данной области, значительно снижает тревожность на этапе входа в новый для себя домен. Страх и паника обычно являются следствием информационного вакуума, когда человек не до конца знает все стадии жизненного цикла разработки и теряется. Именно детерминированность хорошо снижает градус стресса. Ты уже не воспринимаешь ситуацию как нечто неизвестное и плохое. Паника отходит на второй план, и мозг дает сигнал, что это всего лишь задача, которую нужно решить. Понятна суть проблемы, ясен желаемый результат, и есть люди, которые помогут тебе реализовать задуманное. Детерминированность — твой бро!

Стратегия и тактика

С проблемой смены парадигмы мышления сталкиваются многие начинающие топ-менеджеры. Неминуемо возникает вопрос — как изменить себя для того, чтобы не мыслить категорией одного проекта или задачи, а смотреть на компанию в целом и одновременно быть готовым к решению конкретной проблемы на микроуровне, не теряя из виду всю картину.

Как было уже сказано, свой профессиональный рост я начал с продакшна, поэтому достаточно долго больше концентрировался на проблемах этой области и периодически упускал из вида другие немаловажные зоны жизнедеятельности компании: биздев, финансы и так далее. Признаюсь честно, было несколько эпизодов, когда что-то начинало идти не так, а я узнавал об этом, когда ситуация уже была критической. Это пару раз дало мне по голове так, что отразилось на здоровье. Можно привести простой пример: допустим, вы работаете в одной комнате, а в соседней барахлит розетка, в которую включен телевизор. Так вот, я несколько раз влетал во вторую комнату уже во время пожара, после того как дым добрался до моего рабочего места. Зайди я в комнату немного раньше, мог бы увидеть, что розетка искрит, и не допустить возгорания.

После того как такие «пожароопасные» ситуации возникли несколько раз, я пошел к психологу для серьезной работы над собой. Не скрою, ситуация, когда стресс больно ударил меня на физическом уровне, сильно напугала. На постсоветском пространстве до сих пор психологи не воспринимаются многими всерьез. Было бы намного проще найти решение, если бы еще в школе вложили в голову простую мысль: болит зуб — иди к зубному, высокая тревожность — иди к психологу. Проще быть не может. Мне повезло — моя жена по образованию психолог и работает HR-директором в IT-компании. Она смогла быстро поставить диагноз «выгорание и стресс» и пинками указать мне «путь истинный», за что ей огромное спасибо.

Не буду лукавить: психолог не смог полностью решить мои проблемы, но помог отсечь эмоции, докопаться до истинной причины стресса, осознать его последствия и вовремя направить в сторону изменений. Если ты точно знаешь, что тебе причиняет дискомфорт, то дело за малым. Составь план, как этот дискомфорт минимизировать и постепенно убрать совсем.

Резюме таково: чтобы решить проблему стресса и выгорания, нужно принять, что подобная ситуация может повториться. И самое главное — своевременно реагировать, в идеале на этапе «барахлящей розетки». Розеткам свойственно иногда ломаться, поэтому идея именно в том, чтобы вовремя определить неисправность, а не пытаться исключить поломку.

Повторюсь: факт возникновения стресса (поломки розетки) не должен быть шоком. Эта ситуация будет периодически возникать, это нужно принять. Со временем можно уменьшить количество поломок на единицу времени, но полностью избавиться от этого невозможно. Если мы говорим о бизнесе как о совокупности процессов и внешних факторов, которые влияют на эти процессы, необходимо избавиться от синдрома отличника, который при получении плохой оценки впадает в ступор.

Система красных флагов

Для эффективной работы необходимо синхронизировать свои ожидания с ожиданиями коллег, которые отвечают за другие направления бизнеса. Совместно можно разработать систему координат и расставить маячки, при достижении которых кто-то из сотрудников незамедлительно поднимает красный флаг и эскалирует проблему. В данном случае универсального совета нет, так как многое зависит от специфики конкретной компании, процессов и прочего. Однозначно система флагов должна постоянно дорабатываться, обсуждаться с коллегами и видоизменяться в зависимости от конкретного этапа жизни компании. Главное «не высекать на камне», а адаптировать эту систему, исходя из реалий рынка и состояния бизнеса.

Если это реализовать на практике, то жить станет проще: у вас будет работающая система, которая будет своевременно сигнализировать о возникающих проблемах.

Один в поле воин

В бизнесе нередко что-то идет не по плану и возникает ощущение, что совета спросить не у кого. Однако, если проанализировать ситуацию, оказывается, что рядом всегда есть тот, с кем можно посоветоваться.

Важно помнить: каждый из коллег может помочь советом в зоне своей компетенции. Этого будет достаточно для того, чтобы собрать пазл воедино и принять решение для дальнейшего развития. Никто лучше членов коллектива не разбирается в конкретном сегменте проблемы, меритократия — наше все. Если говорить о более глобальных историях, которые связаны с визионерством и определением дальнейшего курса — тут всегда на помощь придут собственники компании. Не стоит забывать, что именно они заложили фундамент и привели самостоятельно компанию к определенному уровню развития, а значит накопили достаточно опыта и знаний для того, чтобы помочь в поиске решений. Согласитесь, движение от нуля до единицы намного сложнее и требует больше знаний, чем от единицы до бесконечности. Прислушивайтесь, обсуждайте, спорьте, но аргументированно. Не стоит ставить чье-то мнение в абсолют. Эффективные решения рождаются в процессе сбора, анализа информации и выдвижения гипотез, основанных на фактах.

Марафон, а не спринт

Управление компанией — это долгосрочное планирование, с огромным количеством рутины и постоянно меняющимися внешними условиями. Хочу поделиться с вами инструментами, которые помогают оставаться в тонусе, вовремя замечать провисания производительности и восстанавливаться.

Позволю себе дать несколько достаточно банальных советов, которые корнями уходят к геймдизайну. Чтобы оставаться в тонусе и не терять мотивацию, человеку важно видеть результат своей работы как доказательство того, что он все делает правильно и вообще молодец. Однако, когда речь идет о компании в целом, сложно говорить о быстром получении обратной связи и достижении результата. Самое эффективное — составить план: сформулировать глобальные долгосрочные цели, раздробить их на среднесрочные и краткосрочные. Благодаря этому можно поддерживать интерес.

Любую глобальную цель можно дробить по направлениям и продолжительности. Допустим, наша цель — увеличить чистую прибыль компании в два раза за год. Для этого формируем план по реализации и делаем финансовый прогноз для промежуточных этапов. Для биздева это выражается в целой цепочке действий. Необходимо:

  • поменять презентационные материалы;
  • переформатировать портфолио;
  • проработать базу аргументов;
  • усилить уровень компетенции компании перед клиентами путем привлечения соответствующих специалистов и так далее.

Звучит банально, но наш мозг устроен так, что если не расставить акценты на промежуточных этапах, которые определены как часть плана со своими KPI (ключевыми показателями эффективности), и критериях успешности, мы можем в горячке операционной деятельности даже не заметить, что весомый отрезок работы уже завершен, а по инерции идти дальше. Но, если забывать останавливаться и фиксировать текущее положение, можно быстро потерять фокус на финальную цель. Помните, это коллективная работа, мотивация у людей разная, поэтому важно останавливаться, озвучивать промежуточный результат и двигаться дальше.

Чтобы избежать провисания производительности, я для себя вывел простой алгоритм. Любая деятельность дробится и объединяется в несколько больших групп повторяющихся задач. Следите за временем и результатами. Доказано, что прокрастинация — это естественная защитная реакция организма от перегруза или затяжной усталости. Как только начинаете прокрастинировать и проседать по метрикам, поднимайте себе красный флаг и действуйте по следующему алгоритму:

1. Для суперкритичных вещей (например, формирование коммерческого предложения для нового клиента, где тайминг и содержание очень важны) дублируйте свою экспертизу коллегам, чтобы было кем вас подменить в моменты душевной невзгоды. Дополнительный плюс таких мер — вы всегда сможете оценить готовый результат и привнести что-то свое на основе уже проделанной работы. Мы уже говорили про движение от нуля к единице и от единицы к бесконечности. Первое сложнее.

2. Если заметили подобное провисание, старайтесь разгрузить последующие несколько дней работы, перенесите несрочные митинги, попросите коллег провести собеседование соискателей вместо вас — не забудьте указать аспекты, которые важно будет знать по итогам интервью. Обычно 2–3 дня менее плотного графика помогают не упасть в пропасть.

3. Не планируйте никогда много звонков подряд. У нас в компании календари доступны всем сотрудникам, обычно коллеги планируют созвоны на основании свободных слотов в расписании. Заранее разбавляйте звонки условными Do not book слотами, длящимися 30–60 минут.

4. Договоритесь с коллегами о правильном выставлении статусов в мессенджерах и регламенте ответа: если сотрудник на митинге, то в мессенджере отображается соответствующий статус и никто не ожидает молниеносной реакции. Я, например, не могу выполнять одновременно несколько задач, не могу общаться голосом с одним человеком и отвечать текстом другому, а многие мои коллеги могут это делать. Я им в этом по-доброму завидую. Если пытаюсь совместить выполнение нескольких задач, у меня происходит короткое замыкание. Мой КПД в такие моменты стремится к нулю. Если у вас такая же проблема, старайтесь не читать сообщения во время митинга, иначе мыслями будете уходить в ответ текстом и терять нить обсуждения.

5. Отмечайте в своем календаре даже те активности, которые касаются только вас, но занимают по времени больше 30 минут. Вы и себе эффективно спланируете день, и приоритеты расставите, и коллеги будут знать, в какое время стоит от вас ждать ответ.

Редкий кейс, но решил рассказать о нем. Иногда бывают адовые дни: мессенджер ломится от сообщений, шквал вопросов разного масштаба сыпется со всех сторон, и создается ощущение, что ты — центр вселенной. К середине дня начинает дергаться глаз, руки трясутся, и ты понимаешь, что все злит и раздражает. В такой ситуации лучше всего просто сказать «стоп»: предупредить коллег, что будешь отсутствовать до завтрашнего дня, перенести все обсуждения по несрочным вопросам, а для решения неотложных дел подключить других сотрудников. Безусловно, если возникнет форс-мажор — вы должны быть доступны, но все остальные дела перенести на следующий день. Лучше потерять три часа работы сегодня и все решить на свежую голову завтра, чем завязнуть еще часов на пять, так как ты уже эмоционально нестабилен и продуктивность падает.

Work-life balance

У каждого из нас рано или поздно возникает любовный треугольник: работа — кукуха — личная жизнь. Очень важно стремиться, чтобы эта фигура была равнобедренной. Хочу рассказать вам на нескольких примерах, как я старался расставлять границы между разными сферами жизни, где допустил ошибки, какие выводы сделал.

Один из самых основных и масштабных фейлов у меня случился в 2020 году. Диспозиция примерно такая:

  • в конце 2019 года я узнаю, что у нас будет ребенок;
  • буквально через пару месяцев вводят карантин из-за коронавируса, и по всему миру начинает накаляться ситуация. Конечно, у меня начинает расти уровень тревожности за жену в геометрической прогрессии;
  • в августе 2020-го, в самый разгар карантина, у нас рождается дочь;
  • весь 2020 год рынок дико штормило: вначале все замерло и царила полная неизвестность, потом началось стремительное развитие компании. Любой рост связан с расшатыванием системы, некоторые процессы перестают работать, нужно на ходу видоизменять многие аспекты.

Череда этих событий привела к окончательному раскачиванию моей нервной системы. Баланс смещался в сторону работы — подсознательно включился режим «работа на пределе возможностей». Уровень моей ответственность увеличился из-за появления ребенка. Мир в огне, компания активно растет, обеспечение семьи полностью легло на мои плечи — фейл на работе абсолютно не допустим. Признаюсь, 2020 год я заканчивал «с языком на плече». Несмотря на турбулентное время, компания выросла больше чем в два раза и побила свои собственные рекорды, к новой жизни в роли отца я тоже привык, все более-менее встало на рельсы.

Оглядываясь назад, хочу подытожить: полностью погружаясь в работу, я пытался уйти от реальности. Рабочие будни проще и понятнее, я знаю, как вести себя в этой ситуации и чего ждать, а появление ребенка — это сплошная неизвестность. Совет в данном случае будет один: помните — вашей семье вы нужны здесь и сейчас, не оправдывайте свой трудоголизм тем, что вы обеспечиваете семью, не пренебрегайте своей ролью отца и мужа.

Отдыхая — отдыхай

В какой-то момент поймал себя на мысли, что даже в отпуске, в выходные дни я всегда на связи: читаю почту, отвечаю на сообщения в мессенджерах. В ситуации постоянного напряжения общая продуктивность падает: ты устал, тебе нужно отдохнуть, чтобы восстановить силы, но где бы ты ни был, ты не отключаешься от процесса и не восстанавливаешься. КПД стремится к нулю. Отчасти это связано с повышенной тревожностью, которая развивается при глубоком погружении в операционку без пауз. Выход из ситуации достаточно банальный: необходимо отдыхать в отпуске, а не создавать иллюзию.

Поэтому:

  • составляем карту ответственности: временно делегируем часть своих обязанностей коллегам с четким описанием деталей (что нужно держать на контроле, какое дерево решений и так далее). Об этом шаге обязательно нужно поставить в известность всех лидов, чтобы они понимали, к кому идти по каким вопросам;
  • используем систему красных флагов. В сложных ситуациях, где без твоего вмешательства никак (например, подписание новых контрактов, траблшутинг клиентов) можно использовать резервный канал связи (дополнительный номер телефона, известный единицам в компании). Основной мессенджер на время отпуска отключается, и включается автоответчик;
  • тревожность все равно не будет отпускать: мозг привык работать на пределе своих возможностей и требовать тотального контроля ситуации. Возникает опасность, как при лечении наркоманов: если рубить с плеча и насильно отключаться на весь период отпуска, можно упасть в пропасть с паническими атаками. Пообщайтесь заранее с коллегами, попросите на время отпуска составлять краткий еженедельный отчет по основным направлениям и присылать вам по резервному каналу — это нужно для собственного успокоения. Начинать можно с более частых по времени отчетов и постепенно увеличивать интервалы. У нас в компании существует практика три раза в неделю проводить общий созвон всех лидов. Цель этого мероприятия — отследить текущий статус работы и договориться о запуске новых проектов. Любой из участников созвона может агрегировать информацию и высылать вам.

Трудоголизм как попытка уйти от реальности

Довольно частое явление, особенно в эпоху карантина. Мы работаем практически всегда: отвечаем на почту, заглядываем в мессенджеры и так далее. Это довольно негативно сказывается на климате в семье. Я начал ловить себя на том, что не отрываюсь от мессенджеров весь день, активное рабочее время стало медленно, но верно растягиваться до 10 или 11 часов в сутки, что вызвало дисбаланс между временем на семью и работу. Самое сложное для меня было отслеживать эти перекосы, ведь когда ты входишь в азарт, то часто теряешь счет времени и не всегда можно отследить расход сил.

Представьте, вы проработали 11 часов подряд, встали из-за компьютера и осознали, что силы практически иссякли, осталось только два желания: есть и спать. Чтобы изменить ситуацию, нужно выработать привычку вовремя отключаться от работы и не забывать про личную жизнь. Я сформулировал список правил, которые помогли мне научиться соблюдать баланс:

  • встаю из-за компьютера в 19:00. Исключение — неотложные дела или поздние переговоры с клиентом;
  • не реагирую на мессенджеры и не отвечаю на почту после 21:00;
  • если несколько дней подряд я перерабатывал, то стараюсь следующие несколько дней разгрузить и работать в облегченном режиме;
  • после окончания рабочего дня я минимум час гуляю, чтобы переключиться.

Эти простые правила я написал на стикере и прикрепил к ноутбуку в качестве постоянного напоминания. Со временем это помогло мне в пылу работы не терять связь с реальностью, выработать привычку вовремя заканчивать дела и не отвлекаться на отдыхе. Главный положительный результат таких мер — в случае острой необходимости я научился осознанно отклоняться от правил. Подчеркиваю — осознанно! Например, если нужно подольше посидеть за компьютером из-за срочной работы, я так и делаю, предупредив семью. Близкие это принимают и не рассчитывают в этот вечер на меня. Оговорюсь: я это делаю, предварительно оценив, сколько времени займет работа и насколько целесообразно этим заниматься именно сегодня.

Выводы

Хочу подытожить все вышесказанное, распределить по группам основные проблемы ментального здоровья и стресса у менеджеров, рассказать, с какой стороны лучше подходить к каждой из групп и как расставлять приоритеты.

1. Детерминированность и системный подход — это хорошо. Убирайте информационный вакуум из проблемных аспектов. Любой вакуум человек склонен заполнять негативом, особенно когда находится в стрессе. Чем меньше неопределенного в работе, тем спокойнее. Есть отличная цитата немецкого писателя Этингера: «Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить. И дай мне мудрость отличить одно от другого».

2. К сожалению, как бы я не хотел, но при такой работе как у меня, стресс, выгорание и тревожность неизбежны. Главное — научиться распознавать их, принимать это как данность, не теряться при появлении первых симптомов и своевременно обращаться к специалистам за помощью.

3. Обратиться к психологу за профессиональной помощью по вопросу «исцеления души» — это также нормально и естественно, как сходить к стоматологу, если болит зуб. Не стоит затягивать с визитом в надежде, что все само пройдет. Промедление может привести к переходу в хроническое состояние, и тогда не обойтись без комплексной терапии с применением медикаментов.

4. Просите обратную связь у коллег и семьи. В азарте и стрессе происходящего мы можем отдаляться от реальности и не замечать элементарных вещей. Лучше всего раз в неделю проводить анализ ситуации.

5. Обсуждайте с коллегами проблемы стресса, выгорания и хронической усталости. Помните, в этом смысле вы не уникальны, подобное происходит у многих. Коллеги всегда помогут разобраться с ситуацией и разложить ее по полочкам — они же погружены в процесс так же, как и вы. Психологически проще решать проблему и проговаривать пути решения с кем-то, кто понимает все детали. Это еще один дополнительный механизм, защищающий от принятия неэффективных решений и придающий уверенности.


Хочу поблагодарить своих коллег, без которых невозможно было бы достичь крутых результатов компании и бизнесу. Именно прозрачная коммуникация и работа в дружеской атмосфере помогли не утонуть в пучине стресса и придали силы для дальнейшего движения вперед.

Спасибо моей жене за терпение, мудрость, поддержку и за то, что принимаешь меня таким, какой я есть. Я тебя очень люблю и ценю!

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось75
До обраногоВ обраному31
LinkedIn

Схожі статті




17 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Коментар порушує правила спільноти і видалений модераторами.

Отличная статья, спасибо, Николай! Очень жизненно.

Только сейчас добрался прочесть, отличная статтья вышла. Ваша ситуация застала меня в таком же виде только в конце 2014 года.

Нарешті стаття із «соусом». Вел дан!

Хорошая статья, спасибо.

Класс, спасибо большое за статью. Написана доступным языком и легко читается.

Про ментальное здоровье еще очень интересно рассказывают Иван Замесин и Илья Мутовин (с точки зрения работы мозга и собственного «Я»).

Спасибо за статью! Было очень интересно, прочла на одном дыхании )

Спасибо большое за статью и советы базированные на собственной практике, это ценно! :)

Спасибо, Николай, за отличную статью. Читалось так будто я сам писал это исходя из личного опыта. Возьму пару практических советов на вооружение для собственных попыток борьбы за гармонию между работой и жизнью :)

Спасибо, было интересно. Информативно и «с душой».

Спасибо, интерсная статья! Многое видно получено на собственном опыте.

Чувствуется, что автор действительно ценит людей в своей жизни. Это очень круто. И спасибо, что так искренне поделились вашим опытом и системно разложили ситуации. Взяла себе на заметку некоторые подходы)

Нарциссизм, Макиавелизм, Психопаты и успех: www.youtube.com/watch?v=HER9qg6eZuA

Спасибо за такую полезную статью.
Work-life balance наше все!

Стаття цікава, але імхо підійде далеко не всім. Поки що найкраще що я бачив із серії «Як не поїхати кукухою в айті» за лінком — youtu.be/K6oZuB8_dU8?t=2 Працює дійсно непогано (причому деякі поради перетинаються з порадами автора)

Спасибо за обратную связь! Я постарался смешать общие положения, которые применимы к большинству позиций + немного специфики, чтобы было что рассказать непосредственно из своего опыта. Полностью согласен, этот материал применим не ко всем ролям и ситуациям, но надеюсь что-то интересное вы узнали

Підписатись на коментарі