GraphQL у свiтi компонентiв від Катерини Поршнєвої — React fwdays онлайн | 27 березня
×Закрыть

Секреты наставника: как извлечь максимум пользы от менторских отношений

Друзья, всем привет! Не так давно моя коллега Оксана Коган рассказывала о преимуществах менторства и лайфхаках для менти. В этом материале хочу развить тему и поделиться рекомендациями для тех, кто планирует попробовать свои силы в наставничестве. Неважно, есть ли у вас опыт или вы только собираетесь встать на этот путь, наши советы помогут сделать его более эффективным.

Меня зовут Франклин Эзе, работаю руководителем офиса разработки в XCDS, занимаюсь менторством несколько лет и готов поделиться с читателями DOU мыслями о том, на что стоит обращать внимание при подготовке и реализации вашей собственной стратегии наставничества.

Иллюстрация Алины Самолюк

Три основных аспекта менторства

Этот сложный процесс, который иногда кажется и вовсе необъятным, не так страшен, если разбить его на части. Совершенствование каждой из них может быть вашим залогом успеха.

Поскольку у каждого ментора есть личный опыт, стратегия и инструменты, перечисленные ниже базовые аспекты могут быть адаптированы под собственные цели и ожидания. Вносите в изложенное видение свои коррективы и подстраивайте его под свои предпочтения!

1. Развивайте собственные стремления

В первую очередь вы сами должны к чему-то идти. Наставничество ведет обе стороны к различным целям: это может быть интеграция в проект, прокачка каких-либо soft skills и/или повышение уровня hard skills. Для кого-то менторство само по себе — миссия. Одни берут под крыло начинающих специалистов, другие направляют топ-менеджеров. И за действиями каждого человека стоят определенная модель и идеи, которые наставники хотят реализовать.

Вы должны понимать, что движет вами и к чему стремитесь. В целом, мотивы менторов очень разные. Хотя у меня есть и свои личные, я всегда пытаюсь коррелировать их с интересами компании.

Спросите себя: если вы занимаетесь наставничеством для интеграции человека в работу, то зачем?

Хотите ли вы, чтобы проект стал успешным или же грамотно оформленным с точки зрения архитектуры? Если нет, то по какой причине занимаетесь менторством? Каковы ваши стремления?

Если вы монотонно занимаетесь проектом, не пытаясь развивать ни техническую инфраструктуру, ни себя в рамках проекта, а потом удивляетесь, почему новичок интегрируется неэффективно, что выходит в итоге? Он видит, что вы не соотносите ваши цели с целями проекта, и интуитивно копирует ваше поведение. Отсюда возникает следующая мысль. Чтобы развиваться в рамках собственных стремлений, нужно начать с требований к себе. Это углубленная организованность, ответственность и последовательность. Начиная от того, что вы совершенствуетесь как профессионал, и заканчивая вашей работой в качестве наставника.

Стоит помнить, что люди примут ментора тогда, когда поймут, для чего он это делает, когда четко видят цели и мотивацию человека. Я наблюдал случаи, когда коллеги удивлялись, почему же менти не хочет выступать в роли подопечного и после первого же конфликта с наставником и просит ему замену. А на что же вы рассчитывали? Произошла проблема с одной «базой знаний», ее заменили другой «базой знаний» — прагматично, цинично, но весьма логично.

2. Выстраивайте партнерские отношения

Будучи ментором, не растите учеников, растите полноценных партнеров. Как наставник вы представляете и организацию, в которой работаете, и себя. Соотносите интересы компании/свои с нуждами и целями подопечных.

Я часто слышу фразы типа: «Я сказал, а он спорит, как так?» И задаю вопрос: «А ты узнал, что человеку интересно?», на который часто получаю в ответ круглые глаза и непонимание.

Я убежден, что, учитывая интерес менти, вы получите больше от своих подопечных. Авторитарные системы, работающие по-другому — например, в силовых структурах — тоже бывают, но в IT царит совсем другая логика, а тем более в сфере менторства.

Также важно, каких сотрудников вы себе подбираете. Я сплошь и рядом вижу, что люди боятся набирать в команды талантливых и амбициозных ребят. Часто лиды опасаются, что вырастят себе смену и окажутся ненужными. Так вот, если вы позволили себе стать таковым относительно человека, которого учите, то проблема не в том, кого вы менторите, а в том, что вы сами ни к чему не стремитесь и не развиваетесь. Либо же текущее место работы не располагает к развитию.

Вывод таков: если рассматривать подопечных как партнеров, а не конкурентов, то и отношение ко всему процессу будет другим. Менти — это компаньон, который поможет вашему совместному делу расти.

Еще одна ошибка людей, уходящих все дальше от модели партнерства, — лишение себя возможности учиться у подопечных. Если вы, будучи ментором, не растите себе действующих и будущих партнеров, а хотите получить прокачанных учеников, вы изначально пытаетесь ограничить их потолок своим собственным. С другой же стороны, менти, который к вам приходит, уже многое знает — возможно, в другой сфере — и может вас многому научить. И чем дальше, тем больше таких возможностей появляется.

Учиться у подопечных можно бесконечно. Например, недавно я получил фидбэк, что часто при поощрении я ориентируюсь больше на собственные критерии, а не на то, что важно человеку. И я об этом совсем не задумывался. Тогда осознал, сколько же есть возможностей поучиться в технических и управленческих аспектах у своих подопечных — это невероятно!

Менторство-партнерство — это еще и просто удовольствие. У меня сейчас есть возможность наблюдать, как подопечные строят свои команды, процессы и модели взаимодействия. Ребята продумывают архитектуру, они делают (или бывает, что фейлят) релизы, для меня это сильная мотивация. Даже если меня демотивируют другие рабочие моменты, например, собственные неудачи или же негативный фидбэк, такие вещи драйвят на постоянной основе, и это круто!

3. Будьте готовы вкладывать!

Каждый из нас по-разному воспринимает свои успехи. Например, в большинстве достижений, которые и мне, и вам кажутся исключительно индивидуальными, на самом деле заложен вклад многих людей.

Я выступал и продолжаю выступать как в роли подопечного, так и в роли ментора. Благодаря этому смог не один раз переосмыслить приоритеты, вырасти в различных аспектах, достичь мелких личных и глобальных общеорганизационных целей, даже удалось привести себя в форму! Я очень многому научился благодаря людям, чей опыт перенимал.

Если считаете, что всего достигли сами, то не всегда, но часто это значит, что у вас были искусные менторы, которые просто не акцентировали внимание на том, что они таковыми являются. Лично для меня важно знание, что в меня вкладывались, вкладываются и, надеюсь, будут вкладываться. Независимо от того, крупные ли это «вложения» или точечные. Я благодарен всем тем, кто не пожалел времени, усилий, опыта, эмоций и помог мне добиться поставленных целей. Это помогает как самому не скатываться в высокомерие, так и помнить, что без вложений вы никогда не получите отдачи от менти.

Хороший ментор всегда натолкнет на мысль, на правильный путь, смотивирует на новые свершения, инвестируя собственные ресурсы. И это не так просто, как кажется. Более того, чем больше вкладываешься в людей, тем больше их ценишь. Но, если очевидно, что качественного партнерства не выходит, не стоит бояться прекратить сотрудничество. Не превращайте взаимоотношения в «чемодан без ручки» — это пренебрежение общими усилиями.

В целом отмечу, что, скорее всего, если вы не пожалеете времени и усилий, очень скоро у вас появится собственная команда единомышленников, которая поможет вам в росте и развитии. Это того стоит!

Эти три аспекта — точки опоры моего менторства. Они помогают постоянно развиваться и качественнее справляться с задачами наставничества. Ведь менторство — нечто большее, чем одна статья и три рекомендации.

Полезные рекомендации

В заключение резюмирую и поделюсь советами для всех, кто хочет попробовать себя в качестве ментора:

  • Проговаривайте взаимные ожидания. В первую очередь убедитесь, что вы движетесь в одном направлении, а не в разных.
  • Всегда стремитесь к лучшему и не стойте на месте. Менторство — это об опыте, мастерстве и постоянном взаимодействии, а не о теоретических знаниях.
  • Относитесь к наставничеству как к партнерству, не обесценивайте опыт даже Junior-специалистов. Прислушивайтесь к их фидбэку и идеям.
  • Будьте готовы делиться. Чем больше вы делитесь, тем больше люди дадут вам взамен.
  • Будьте честны по отношению к подопечным. Если вы выступаете в роли наставника, не стоит быть неоправданно милым, когда необходима конструктивная критика, не надо становиться «няней» для менти.
  • Направляйте подопечных, но не делайте работу за них. Об этом мы упоминали и в прошлой статье. Выполнение задач за кого-либо — быстрое решение, приводящее к сиюминутным выгодам, но не приносящее ничего в долгосрочной перспективе.

Как и с чего начать

Если чувствуете уверенность в собственных силах, знаниях и навыках, чтобы направлять других — что ж, предложите свою помощь новичкам! Однако помните, что это большая ответственность. Перед тем как «быть в ответе за тех, кого приручили», задайте себе такие вопросы:

  1. Четко ли я понимаю, зачем мне быть ментором?
  2. Обладаю ли я достаточным опытом, знаниями, умениями и навыками для того, чтобы мастерски делиться ими с другими и ставить задачи понятно и корректно?
  3. Могу ли я вовремя реагировать на запросы менти и уделять им достаточно времени и внимания?
  4. Достаточно ли я готов(а) психологически направлять кого-то, кто будет совершать ошибки? Могу ли я рассматривать негативный опыт будущих менти в позитивном ключе?

Если вы положительно ответили на каждый из них и считаете, что обладаете достаточным опытом, терпением и временем, смело пробуйте свои силы в наставничестве! Обратитесь к ответственному за менторские программы в вашей компании или предложите свои идеи, если у вас еще не прижилась такая культура. Ваши ноу-хау могут стать первым и далеко не последним шагом в развитии как сотрудников, так и компании в целом.

Также менторам рекомендуют развиваться с помощью рекомендаций опытных экспертов. Вот что советуют к просмотру и прослушиванию мои коллеги:

  1. Подборка выступлений на TEDx (на английском), которые помогут усовершенствовать лидерские качества и научат тому, как вести за собой людей без излишнего перфекционизма, при этом достигая крутых результатов и успешно наставляя других.
  2. Подкасты на менторскую тематику (на английском) — отличный источник вдохновения, если вам нужны идеи и советы. В одних вы услышите мысли успешных менторов, в других — краткие подборки рекомендаций для новичков. Каждый найдет записи на свой вкус!
  3. Если вас интересуют украиноязычные и русскоязычные ресурсы для развития, рекомендуем участвовать в онлайн-конференциях, посещать тематические вебинары, а также обучаться в специализированных школах менторов. Это, например, SVC (School of Visual Communication) и курсы Екатерины Кальченко в Киеве или UBTS во Львове.

В любом случае стоит помнить, что всегда есть куда расти! Главное — не останавливайтесь. Слушайте мировых специалистов, обучайтесь и вдохновляйтесь своими же достижениями, а также извлекайте уроки из совершенных ошибок на пути к совершенству! В плюсе окажутся все: и вы как ментор, и подопечные, и компания в целом, ведь сотрудники, развиваясь, достигают лучших результатов.

👍НравитсяПонравилось7
В избранноеВ избранном6
Подписаться на тему «ментор»
LinkedIn

Похожие статьи




Підписуйтесь: SoundCloud | Google Podcast | YouTube


2 комментария

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

А кто инициирует партнерские отношения, менти или ментор?

Менты приходят и инициируют всë, что им нужно.

Подписаться на комментарии