О трехколесных машинах
Всем очередной привет,
В процессе возни с открытием офиса в Одессе как-то так получилось, что не было времени писать колонку и все еще нет времени искать годный юзерпик:), сорри:)
Теперь к делу:
Начнем с некоторых аксиом рынка труда в ИТ. В статьях насчет тупичка я их уже давал, поэтому кратко — рынок труда дефицитен по предложению, спрос превышает предложение в разы, зарплаты растут, качество предложения падает, и эти тенденции долгосрочны.
В таких условиях HR политика — задача непростая, особенно, если у вас нет бесконечных бюджетов. Первое и главное правило годного HR-директора — это отсутствие иллюзий в собственной голове и, второе, борьба с иллюзиями в головах прочего руководства. Сегодня мы говорим об иллюзиях владельцев и руководителей относительно того, какой персонал они могут купить за свои бюджеты.
Очень, очень многие постсоветские руководители искренне НЕ верят в крест Маршалла и прочие экономические теории, в том числе, потому, что у них просто нет экономического образования. Поэтому люди уверены, что могут, каким-то образом, объехать тот простой факт, что товар на рынке труда стоит определенных денег, и за Н долларов можно купить товар одного качества, а за 2Н — куда как лучший. Чаще всего объезжать пытаются путем проведения «политинформаций» — мы самая лучшая компания в мире, у нас мегасплоченный коллектив, вы можете изменить мир, мы перерастем Гугл уже в этой пятилетке, и так далее. Извините, этот bullshit можно продать только зеленой молодёжи.
Более того, вся HR политика компании тоже, неким образом, может быть пересчитана в деньги.
Приведу утрированный до невозможности пример — допустим, вы в компании вводите обязательное правило — в каждый рабочий стул должен быть воткнут гвоздь, и сотрудники должны сидеть на гвозде, a la индийские йоги. Удастся ли вам набрать сотрудников в компанию с гвоздями? Да, запросто. Но зарлпата будет выше рыночной в разы, и вот эта дельта между рынком и зарплатой-с-гвоздями и составляет стоимость гвоздя в стуле, как HR ошибки. Впрочем, возможно, вы сможете набрать людей и по рыночной зп, но далеко не рыночного качества. Тогда дельта будет спрятана в реальной производительности и квалификации людей, но всё равно — она будет.
Каким образом должна выглядеть HR политика годного образца, лишенная иллюзий? На мой взгляд, подойдет аналогия с автомобильным рынком. На этом рынке представлены автомобили по самым разным ценам, вы можете купить простенькую Тойоту, и это хороший автомобиль за свои деньги, или же Ягуар, который тоже очень неплох — за другие деньги. Каждый автомобиль — это сумма характеристик, и HR политика — тоже. Здесь и зарплата, и отношение к персоналу, и больничные, и офис и т.д, и т.п.. Соответственно, вы оцениваете свой бюджет на кадры, и предлагаете вакансию — «Тойоту», если это то, на что хватает денег, или же «Ягуар», если денег больше, и потребности компании повыше.
Можно ли экономить? Да, можно, на автомобильном рынке, вы можете сделать версию с мотором поменьше, или отделкой салона попроще. Но нельзя предлагать машины, в которых, ради экономии, нет колеса, или, скажем, руля. В HR производители «трехколесных авто» наказываются так же, как и на авторынке. Если вы, ради экономии, забываете своевременно менять мебель, или обновлять компьютеры, если у вас неквалифицированные начальники-тираны процветают, а больничные забывают оплачивать — вы, в итоге, будете иметь плохой персонал и репутацию «Жигулей». Это событие со 100%ной вероятностью наступления, здесь не должно быть иллюзий ни у вас, ни у вашего руководства. Хуже того, это событие с определенной стоимостью, возможно, неподъемной для вашей компании. Если посмотреть на тот же АвтоВАЗ, то можно увидеть, что никакие автопробеги Путина на Калине никогда уже не отмоют репутацию ведра-с-болтами, государству приходится напрямую субсидировать мёртвый брэнд — вот она, стоимость иллюзий и глупости, выраженная в денежных знаках.
На сегодня всё, но про иллюзии и скрытую стоимость решений мы еще поговорим.
Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU
15 коментарів
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.