HackIT-2017 - Форум по кибербезопасности - защити свой код, проект, бизнес. Харьков, 23 сентября
×Закрыть

Взгляд на ІТ-рынок с трех сторон: аутсорс, продукт, венчур

Image via Shutterstock.

[Об авторе: Алексей Витченко — серийный предприниматель, имеет более 10 лет опыта в digital, e-commerce на западных рынках. С 2014 года — СЕО инвестиционной компании Digital Future, которая дает smart money стартапам из Восточной и Центральной Европы, ориентированным на глобальный рынок]

На DOU часто пишут об аутсорсинге, сравнивая его с продуктовой моделью. Недавно вышла статья Алекса Краковецкого. Я хотел бы развить тему.

Так получилось, что в нашей группе компаний мы развиваем оба направления: и аутсорс, и продукт. Более того, мы инвестируем в украинские стартапы и являемся активным участником венчурного рынка. Поэтому я вижу IT-рынок, как минимум, с трех точек зрения.

Аутсорс и продукт

Глупо отрицать очевидное: Украина — это страна аутсорсинга. Наши позиции несколько снизились в мировом рейтинге аутсорсеров, но кто бы что ни говорил, а около 90% отечественных разработчиков заняты именно в аутсорсе.

В последние полгода мы много ездили с командой Digital Future: были в Израиле, Англии, Ирландии — в основном, на ІТ-форумах, саммитах и других глобальных встречах. Практически везде получали очень высокие оценки компетентности наших технических специалистов. Во многих компаниях работает один или даже несколько украинцев.

Не вижу смысла критиковать аутсорсинговую модель как таковую. Она была, есть и будет. Относительно большие доходы, низкая маржа, хорошие зарплаты разработчиков. Если хотите масштабироваться, то понадобятся широкие связи, крутое портфолио, ну и... крепкая печень. Рецепт успеха в таком бизнесе более-менее понятен.

Мы сами в 2014-м запустили аутсорсинговое направление. Причем, в отличие от большинства других компаний, начинавших с аутсорса, мы шли от продукта к аутсорсу. Теперь опираясь на свой опыт, можем говорить: да, действительно, стартовать в аутсорсе намного проще. Зато в продукте — выше отдача.

Если же смотреть в масштабах экосистемы страны (а я хотел бы подойти к вопросу масштабно и подумать о перспективах), то логичным продолжением развития аутсорса должно стать развитие R&D центров, которые бы обслуживали не только другие страны (или эмигрировавшие украинские команды), но и наши проекты.

Перспективы для разработчиков

Мы всё равно не сможем равняться на Индию, Китай или Пакистан в плане цен. Зато можем брать качеством. У нас сильная техническая подготовка. Правда, качество образования несколько снизилось за последние несколько лет — мы это наблюдаем, когда ищем людей себе в команду. И все-таки наши разработчики позитивно зарекомендовали себя на глобальном рынке.

Другое дело, что у наших программистов уровня senior есть проблема поиска достойных задач. Быстро растут с уровня junior и middle. Но если ты дорос до senior, то рискуешь застрять. Так бывает, когда один проект уже завершен, а новый еще не стартовал. Тогда твоей компании придется искать новые проекты, чтобы ты, senior, не “проедал” бюджет. У нас senior’ы имеют возможность мигрировать по нашим внутренним продуктовым проектам. Но такую “роскошь” могут позволить себе далеко не все украинские компании.

Безусловно, объективности ради, надо заметить, что если украинские разработчики не будут видеть перспектив здесь, они будут уезжать. Правда, жизнь за границей только со стороны выглядит такой привлекательной. Там масса своих сложностей, и траты — повыше, чем у нас. Те $3-5 тыс. в Украине при наших ценах — очень неплохой вариант, в чем уже успели убедиться многие IT-специалисты, поработавшие год-два за границей, вкусившие там не только радости, но и трудности европейской жизни, и вернувшиеся домой. К тому же нельзя забывать о том, что профессия IT-специалиста сейчас самая престижная в стране, и компаниям нужно много чего сделать, чтобы программист принял их предложение о работе. Это нормально, так и должно быть.

Биздев и маркетинг

Для того чтобы у нас было больше продуктовых компаний, украинцам нужно заняться самообразованием и развивать навыки биздева и маркетинга. Посмотрите на американцев и израильтян. Они — боги биздева. Хотя здесь нет rocket science. Просто нужно понимать законы бизнеса, иметь четкую стратегию развития и прислушиваться к тому, что говорят ваши клиенты.

Есть пример Израиля. Сейчас там — мировой технологический центр, обслуживающий не только местный рынок, но и американский, европейский и азиатский. Счет стартапов идет уже не на сотни, а на тысячи (при 8 млн населения); и там говорят о переизбытке инкубаторов, акселераторов и фондов. Он отстает разве что от Долины и Бостона. Из Израиля не ушли аутсорсинговые компании и R&D центры, они просто преобразовались.

Мы сейчас находимся примерно в той же точке, в которой был Израиль лет 30 назад, и я искренне верю, что если мы объединим наши усилия, то мы сможем выйти на более высокий уровень развития всей отрасли в целом.

Венчур

Пока мы далеки от того, чтобы в нашу страну вливали миллиардные инвестиции. Cделка фонда Сороса и Ciklum, привлечение $5 млн инвестиций в Depositphotos (причем $4 млн дал ЕБРР, очень консервативный инвестор), конечно, оживили рынок, однако этого мало. Украина уже столько раз разочаровывала инвесторов, что переубедить их будет сложно. Но нет ничего невозможного, если продолжать работать и перестать думать, что “моя хата с краю, ничего не знаю”.

Мы сами очень избирательно подходим к выбору стартапов и предпочитаем тех, кто ориентируется на глобальный рынок и уже имеет хорошую динамику в продажах. Необязательно, чтобы они были прибыльными, но если есть понимание того, как строить прибыльный бизнес, то это громадный плюс. За такими проектами обычно выстраивается очередь инвесторов, и стартап может выбирать, с кем ему комфортнее работать и чьи деньги “умнее” (я имею в виду smart money).

Не секрет, что сейчас надувается очередной пузырь — на этот раз инвестиционный. Тут показателен пример компании Square (основатель — один из создателей Twitter Джек Дорси). Когда она вышла на IPO в ноябре 2015, то акции размещались по $9; а в прошлом раунде финансирования, в 2014-м, продавались за $15,46. Даже неинвесторам ясно, что такой разрыв (более чем на треть) — это тревожный звонок, который сигнализирует, что пора забывать о гонке за наращиванием капитализации, а включаться в гонку за реальной прибылью.

Нас, то есть Украину, это тоже касается. Хотя у нас полно своей домашней работы. Для того чтобы у нас стало больше продуктовых компаний и стартапов, нужно менять законодательство, снижать бюрократический пресс, убирать коррупцию, обеспечивать соблюдение правил игры и т.д. Но это задача не для ІТ, а для властей.

Украинский потенциал

Сейчас у украинских проектов есть преимущество перед российскими, ведь чтобы получить инвестиции, из-за санкций им приходится переезжать в другие страны. Кстати, они переезжают и в Украину, в том числе, мы знаем несколько таких примеров. К украинцам отношение — лучше. У нас есть преимущество, которым можно и нужно воспользоваться.

Я воспринимаю сложившуюся ситуацию как крутой challenge: построить тут, в Украине, что-то действительно классное, построить great company. Именно для этого я призываю украинских ИТ-предпринимателей объединять усилия и помогать друг другу. Как бы это не звучало наивно как для предпринимателя, но это наша страна, и нам ее развивать.

Вижу цель, не вижу препятствий. Давайте покажем всему миру, на что мы реально способны!

33 комментария

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Аутсорс — аутсорсу рознь. Одно дело когда нанимают code-monkey по $1 за за фикс бага, другое дело когда компания инкапсулирует весь цикл, начиная с изменения бизнес-процесса клиента, заканчивая 24/7 поддержкой созданного ею продукта. Какая разница, на какие рынки это будет ориентировано и какой национальности будет фаундер? Для национального ЧСВ разве что, это имеет значение. IT индустрия стоит вне национальных границ (по причине ликвидности персонала и распределения задач) и пасется там где развита экономика и/или есть бабло, в выигрыше и на раздаче те, кто ближе к этим источникам, находится в тренде и имеет позитивную репутацию. Но в общем-то это очевидные вещи.

Мы с вами прекрасно знаем разницу между аутсорсом из Индии и Украины :) Наличие основателей из Голландии, Дании и др стран в аутсорсе является абсолютно нормальным явлением и вообще это круто когда западные предприниматели создают такое количество рабочих мест в Украине. Но этого мало для развития страны поэтому и нужны нам эти uanicorns.

Если же смотреть в масштабах экосистемы страны (а я хотел бы подойти к вопросу масштабно и подумать о перспективах), то логичным продолжением развития аутсорса должно стать развитие R&D центров, которые бы обслуживали не только другие страны (или эмигрировавшие украинские команды), но и наши проекты.
Вы вкладываете понятие R&D центр не то, что вкладывают во всём мире. Кто должен открывать R&D центры, кто должен их финансировать? По сути вы предлагаете переориентировать существующие аутсорсинг компании на внутренний рынок (а он есть?).

Я говорю о том что хотелось бы иметь побольше успешных украинских стартапов и продуктовых компаний. Жду не дождусь когда появится первый украинский unicorn. Конечно, скорее всего, их бизнес будет ориентирован на глобальный рынок, т.к. Вы правы — внутреннего рынка нет, пока нет. Это первое. Во-вторых, хотелось чтобы побольше крупных компаний типа Samsunga, Ericcson or Intel открывали у нас свои R&D центры.Такой вариант тоже годится но это не предел мечтаний. Uanicorns вот о чем надо мечтать!

Вы правы — внутреннего рынка нет, пока нет.
Откуда он возьмётся у страны с 40млн населением? И зачем он нужен сейчас? Это отработанный этап.
Во-вторых, хотелось чтобы побольше крупных компаний типа Samsunga, Ericcson or Intel открывали у нас свои R&D центры.
Замечательно, и что для этого надо сделать?
Такой вариант тоже годится но это не предел мечтаний. Uanicorns вот о чем надо мечтать!
Это ваши специфические венчурные мечты. Ну и откуда они массово возьмутся в стране в которой от R&D есть только D?

R & D — вещь специфическая
«рисёрч» например, есть и компаний, выпускающих презервативы, степень доктора медицины при этом иметь не надо

есть и компаний, выпускающих презервативы, степень доктора медицины при этом иметь не надо
Только в том случае, если вы выполняете госзаказ по повышению рождаемости.

Для этого нужно, чтобы такие специалисты , как господин Горчак, не уезжали в Канаду, а имели возможность заниматься интересной работой тут. Чем и занимаемся.

Для этого нужно, чтобы такие специалисты , как господин Горчак, не уезжали в Канаду, а имели возможность заниматься интересной работой тут.
Ответ в корне неверный. Это называется прийти на готовое, но далеко не один этот фактор влияет на факт присутствия компаний, которые вкладывают в R&D гигантские суммы. Вы как нибудь поинтересуйтесь ответом на этот вопрос так сказать из первых рук.
Чем и занимаемся.
Готовите государственный переворот? o_O
Готовите государственный переворот?
Выездные визы чо. И пошлину на вывоз особо ценных навыков.
их бизнес будет ориентирован на глобальный рынок
Именно для этого я призываю украинских ИТ-предпринимателей объединять усилия и помогать друг другу
Uanicorns вот о чем надо мечтать!

только мне кажется, что эти фразы как-то диссонируют? Мы можем сколько угодно помогать друг-другу внутри Украины, и выхлоп от этого для выхода на глобал маркет будет на грани погрешности.

Вот к примеру Ваш Digital Future (фонд? акселератор? ангел?), что он конкретно делает в этом направлении — это самое «smart» перед money? Это могла бы быть помощь в организации первых B2B продаж в северной америке или европе. Или возможность найти крутого СЕО из штатов, который бы сработал катализатором этого процесса — без которого сколько не делай R&D, более менее крупный (мы же тут на ярд ориентируемся хех) бизнес не запустится. За примером далеко ходить не надо — стал бы Grammarly тем, чем он есть сейчас, без Бреда Хувера?..

Хороший вопрос, Виталий. Один раз мы помогли стартапу с первыми продажами именно в b2b. Да так помогли что его купила канадская компания Mobify. Биздев наша сильная сторона и мы конечно помогаем проектам всем чем можем. Вообще, полгода назад я у себя на страничке описывал что мы подразумеваем под smart money. Вот ссылка — www.facebook.com/...180336&id=100000750492564. Почитайте. С основателями Grammarly я лично учился на одном курсе в ICU но вот такого опыта найма крутого СЕО пока еще не было, т.к. в этом не было необходимости.

Jeapie по-моему мягко говоря не дотягивал до uanicorns. Конечно то, что есть хотя бы один пример выхода «в плюсах» — однозначно хорошо. А еще можете перечислить все ваши успешные выходы? Эта информация однозначно придала бы публикации больший вес.

Я считаю, что надо немного урезать осетра и поменьше пускать пыли и пафоса (эта статья хороший пример). Зачем повторять фразы VC из долины «нас интересуют рынки от 1 ярда», «дайошь единорогов», примеры стартапов из долины и так далее, если в реальности наши VC микрофонды занимаются pre-seed/seed инвестированием и предел реальных ожиданий это выходы при оценке хотя бы несколько млн. Просто как есть, так и пишите, вы же не YCombinator и вам не обязательно бояться пропустить следующий airbnb или uber. Искренность и прозрачность всегда лучшая стратегия, особенно на DOU — с аудиторией циничных аутсорсеров =)

Виталий, вы похоже из тех кто любит критиковать. Критиковать не строить, дело не сложное... Информацию про наши сделки можете подчерпнуть в прессе. Также в прессе мы делимся нашим опытом, в том числе и для циничных ауторсеров. Открыто, прозрачно. Например, рассказываем как мы развивали аутсорс с нуля ;) Или как в этой статьей где я поделился своими наблюдениями. Что в этом плохого? Не пытайтесь найти изъян, лучше подумайте что вы лично сделали для развития ИТ в Украине. Давайте конструктивно мыслить в конце концов! Все выиграют от этого. Удачи!

изъян — это то, что вы ищете в идеях и заявках стартапов, не так ли? Странно что Вам это не нравится (если направлено в Вашу сторону), любой фидбек и критика имеют ценность (я просто мечтаю о критике, например!).

То что Вы делаете — это очень хорошо. Я всего лишь обратил внимание, что меньше «воды» и больше фактов (примеры кейзов — вот мы помогли Japie таким-то образом) значительно бы улучшили восприятие материала.

В стартапах мы оцениваем много чего. Риски, перспективы, команду, etc. Но в любом случаи спасибо за фидбек! Согласен что критика крайне ценна. Над улучшением восприятия поработаю, а вам могу предложить наш креш тест если вы действительно хотите выслушать наш совет. Касательно кейса Джиппи, то тут надо целую статью писать :) Работы было проделано немало.

Искренность и прозрачность всегда лучшая стратегия, особенно на DOU — с аудиторией циничных аутсорсеров =)
И ещё лучше не трогать сферы, которые не понимаете до конца, пытаясь под шумок наговорить непонятно чего.

можно немного конкретнее? я ниасилил =)

Это не к вам, просто дополнение вашего поста. 8)

внутреннего рынка нет, пока нет
«Пока»? Вы это серьёзно?

Да, серьезно. Он либо появится, либо нет :) Но все зависит от нас самих и ни от кого более.

Речь идет о том, чтобы создавать глобальные компании, которые будут размещать в Украине свои R&D центры (не аутсорс).

Речь идет о том, чтобы создавать глобальные компании
Аааа, ну ок, создавайте.

Ух ты.

Есть ли статистика,сколько украинских продуктов за последние 5 лет вышло на глобальный рынок?

Продуктов с украинскими корнями на глобальном рынке очень много. Счет идет на сотни. Главный вопрос — в определениях. По какому признаку считать продукт украинским? Вот буквально за последние несколько недель мы познакомились с проектами, где фаундеры из разных стран — Германия, Украина, США, Израиль, Канада, Ирландия, Великобритания... Все проекты — глобальные. «Чистопородных» проектов сейчас очень мало, глобализация здорово перемешивает людей. В «американских» стартапах — до 30% фаундеров — из других государств.

Но парочку глобальных лидеров все-таки назову — Reedle и MacPaw :)

Кстати хороший вопрос: какой продукт считается украинским ? Есть критерии, с которыми согласно большинство, кто в теме? В моем понимании, если фаундер из Украины, то продукт украинский и не важно где команда разработчиков территориально находиться.

Откуда идут основные инвестиции и куда пойдет основная прибыль — так и можно разделять продукт украинский он или нет, не важно что в проекте 0.1% основатель их США и 99.9% разработчики из Украины. Если в конечном итоде 99.9% доходов/акции пойдут основателям, а половина компании переедут в США, Польшу итд итп.

Пока что не так много как хотелось бы но они есть и их не мало. Статистику будет сложно собрать, т.к. в IT очень быстро все меняется. Не мне вам рассказывать :)

Как раз по теме: небольшая команда ищет бизнес-ангела для запуска и дальнейшего развития своих отечественных продуктов =)

Запитчите ваш проект на Uangel. Мы там тоже будем и с удовольствием выслушаем

Алексей, хорошо, спасибо за информацию.

Подписаться на комментарии