Овертаймы: менеджерские вопросы

[Об авторе: Владимир Железняк — 17 лет в отрасли, программировал, менеджерил, директорствовал, имел свой бизнес. Провел и прошел кучу собеседований. Соавтор проекта «Психология в IT». Овертаймит редко]

Как выглядят овертаймы со стороны заказчика и исполнителя, мы уже рассмотрели здесь и здесь. Давайте теперь посмотрим на них со стороны человека между молотом и наковальней.

Как это бывает в жизни

В комментариях к прошлой статье описали такую ситуацию:

ПМ: Cколько делать задачу BLABLA-1234?
Я: 2 дня.
ПМ: Ой, это много, а другие что скажут?
Вася из местного пгт. Педрищевска, приехавший в большой город без семьи: 1 день! Я смогу!
Заряженный опционами тимлид: За полдня вкручу! Но сегодня не могу. Другие дела, надо инфраструктуру крутить, тесты там, бла-бла.
ПМ: Ууу, 2 дня — это много, надо очень быстро, заказчику рекламную компанию надо делать через неделю, даю день. Раз тимлид сказал, что полдня, значит рядовой разраб за день как раз и справится.
Я: Нет, я не согласен, давайте эту задачу кому-то другому, вон, Васе, раз он день сказал. А я буду делать, только если будут учитываться мои эстимейты.

Далее конфликт — я трясу своим опытом и понтуюсь, а мне сулят кары белых господ.

Вася: Мне, мне, я смогу, я сделаю быстро, я, я, я! Хочу быть опытным и классным и поехать в США кататься на яхтах и пить смузи, мне ПЛЗПЛЗПЛЗ!!!
ПМ: Задачу Васе, пусть сделает за 1 день.
Вася: Да, я не подведу компанию, я сделаю работу, а потом компания к успеху придет, и я обналичу свой опцион и бла-бла.

Вася довольный собой садится делать задачу, делает её 8 часов (ужасно устает, так как 8 часов кодинга — это само по себе испытание), потом понимает, что она не закончена, но нужно давать ответ ПМу, который стоит за спиной и грозит карами от белых господ, поэтому он обещает сделать её «до завтрашнего утра» и остается на работе лишние 2-3 часа, обожравшись редбулла, а потом еще дописывает её перед сном из дома, потому что после редбулла спать уже не может.

На следующем митинге оказывается, что Вася сделал задачу за 1 день, которой я давал эстимейт 2 дня. Васе сказали «спасибо» и через минуту забыли его подвиг. Потом спросили меня, что делал я. Оказалось, что я в 2-3 раза меньше Васи сделал, потому что я работал 5 часов над задачей и вместо овертаймов водил девушку в театр, а потом гулял по набережной и плевал с высокой горы на эстимейты, данные ПМом и селюковскими Васями, и делал работу в своем темпе.

Вывод: мной недовольны, моя работа стоит в 2-3 раза больше, чем работа Васи. У Васи горят глаза, он обсуждает код на обеде, а я — театральные афиши и качество укладки брусчатки на набережной. Потом еще оказывается в частной беседе, что зарплата Васи почти в 2 раза меньше моей, потому что у меня опыта больше, а самооценки так вообще в разы. Мне начинают говорить о лояльности, ставить в пример Васю. От меня хотят лояльности, а я прямым текстом говорю, что от меня её не дождаться. Разговор заканчивается ничем, и ситуация повторяется на следующем митинге.

Как ты думаешь, каково мое психическое здоровье будет, когда каждую условно неделю происходят конфликты, которые могут грозить мне увольнением? Меня оттуда не уволили, я ушел сам в удобное для себя время и все закончилось хорошо, но Вася продолжает вкалывать на энергетиках и по сей день.

Что делать с такими Васями?
© Artem Frolov

Кейс жизненный, и очень многих зацепил. Чем же он цепляет менеджеров? Давайте посмотрим на ситуацию глазами Васиного начальника:

  • Вася работу работает, и это полезно для компании. Он кодил два рабочих дня, ужатых до одного астрономического оплаченного — это выгодно для компании. Вася растет профессионально. Поэтому Васин энтузиазм нельзя охлаждать, а нужно работать с побочными эффектами;
  • Не всегда такие Васи успевают к обещанному, частенько они задачу проваливают, а разгребать приходится менеджеру. «Разгребать» включает в себя и доделку, и будущие коррекции эстимейта, и работу со злорадством коллег, иначе Вася быстро уйдёт;
  • Если Вася всё-таки успевает, то остальные сотрудники чувствуют свою неполноценность и страх перед увольнением. Заодно привыкают, что Вася делает примерно всё. А заказчик говорит, что наконец-то есть сотрудник, который работает в почти нормальном темпе, и пусть остальные работают так же;
  • Частенько код от таких энтузиастов выходит кривой. «Ну ты же сам сказал, что нужно быстро, вот я и наговнокодил применил костыльные решения». Технический долг и всё такое;
  • Если Вася начнет общаться напрямую с заказчиком, то хороший шанс попасть в ситуацию, когда Вася наобещает за всех, а разгребать тебе. «Если заказчик ищет волшебника, то находит сказочника»;
  • Вася может внезапно исчезнуть. Чем старше — тем больше вероятность какой-нибудь кардиологии. Ну или просто с таким же энтузиазмом влюбиться :) Или хедхантеры найдут. Он уйдет, а его эстимейты и технический долг останутся.

Реакция менеджера

Давайте рассмотрим ещё несколько больных вопросов.

«Я сам овертаймлю, как тот Вася. Почему так?»

Вроде и устал сильно, и повзрослел, а овертаймлю по-прежнему. И проектов тоже сменил много, и на всех люди работают меньше меня. Значит, что-то не так со мной? Попробуем разобраться.

Прочтите фразы ниже, и прислушайтесь к своим ощущениям — что из них вызывает внутренне согласие?
— «Я не могу останавливаться, пока вижу конкурентов. Я должен быть лучшим»;
— «Заказчик или начальник расстроится, если я откажусь. Я должен согласиться, пусть даже потом мне будет плохо»;
— «Никто не должен увидеть мою слабость, я справлюсь»;
— «В прошлый раз почти получилось, нужно попробовать еще раз».

Если эти фразы вызвали какую-то внутреннюю реакцию, то стоит погуглить по слову «попыткомен» и почитать про него и про другие жизненные сценарии. Знак реакции не так важен: и «да, это про меня», и эмоциональное «это точно не про меня» — почти одинаковы.

Еще хорошо бы задать себе вопросы:
— «От чего я бегу?»
— «Были ли трудоголики/алкоголики/запойные книгочеи и прочие эскаписты в моей семье в старшем поколении?»

Лет через 10 я в этот список допишу и игроманов.

«Я хочу, чтобы Вася не овертаймил»

Актуальный вопрос для меня: как убедить человека перестать регулярно овертаймить? © Vitaliy Litovskiy

Если все кругом не овертаймят, а Вася овертаймит — значит, причина в Васе. Что-то его к этому толкает. Причины см. выше, а вот действия — уже сложнее. Поменять Васю заметно не выйдет. Так что ты либо учишься работать с таким Васей, либо увольняешь его, либо увольняешься сам.

«Я хочу, чтобы сотрудники давали правильные эстимейты, это спасет от овертаймов»

Можно требовать от опытного программиста умение классно оценивать задачу. А заодно свободно говорить по-английски, понимать и уточнять мутное ТЗ, быть активным и всегда работоспособным, готовым по необходимости выйти на работу в любое время, говорить только по делу и коротко, разбираться в бизнес-области, кибербезопасности, разработке архитектуры, классно тестировать хотя бы свой код и т.д.

Только если ты ищешь нового программиста уже два месяца, сроки горят, бюджет ограничен, то ты наймешь любого, кто может писать хороший код на нужной технологии за вменяемые деньги. И даже дашь время на доучивание незнакомых ему библиотек. Английский поможешь перевести, для общения с заказчиком и составления ТЗ — добавишь бизнес-аналитика и т.д. Менеджеры в реальной ситуации часто готовы компенсировать слабые стороны сотрудника.

Итак, мы хотим от программиста:
— рабочий код за вменяемые деньги. Это основное;
— эстимейты, английский, бизнес область и т.д. Это опционально;
— профессиональный рост: писать лучше код и давать лучшие эстимейты. Спорно.

«Не умеешь — научим, не хочешь — заставим». Задача профессионального роста сотрудника — это больше задача сотрудника, чем его начальства. Для начальства же это часто желание самоутвердиться. Это всегда приводит к взаимным обидам. Гуглите треуголник Карпмана «Жертва-спаситель-преследователь».

Откуда берутся овертаймы

Давайте очень коротко пробежимся по источникам овертаймов. Это может быть:
— Заказчик. Невнятное ТЗ, доделки-переделки-согласования, медленные водянистые ответы;
— Команда. Внезапные увольнения и запои, больничные, собеседования новичков, конфликты, технический долг, митинги, тестирование, документация, рефакторинг и прочие доделки и переделки;
— Внешние обстоятельства. Глючащие внешние библиотеки, пропадавшее электричество, новая версия сервака;
— Менеджер, то есть мы. Не так заэстимейтили, не нашли нужного человека, пропустили крупную доделку без явного объявления об увеличении сроков, не учли риски.

Эта статья называется «менеджерские вопросы», так что реально мы можем повлиять только на последний пункт. И таки да, без явного или неявного согласия менеджера у команды овертаймов не бывает.

Рассмотрим несколько возможных мотиваций менеджера.

«Овертаймы позволяют сотрудникам быстро учиться»

Давай проведем мысленный эксперимент: возьмем среднего программиста и посадим писать код. Будем следить в рил-тайме за ошибками. От компа дольше, чем на 5 минут, отпускать не будем. Можно с уверенностью сказать, что количество ошибок через 10 часов возрастет. Через 20 — сильно возрастет. Через 100 часов без сна ошибка станет непрерывной.

И тут еще неповторяемость ошибок будет иметь значение, а это еще сложнее. Чем дальше, тем более соблазнительными будут выглядеть идеи типа «а давай без изменений запустим еще раз». Приобретаемый опыт зависит от времени нелинейно.

Так что быстрое обучение на овертаймах работает только в каких-то индивидуальных границах.

«Я хочу, чтобы сотрудники овертаймили»

Сейчас так надо, ок. Учитываем все риски и последствия — и делаем.

— Рядовой Иванов!
— Я!
— Вот вам кирпич — собьете самолет противника!
Иванов в изумлении:
— Как — кирпичом самолет?
— Иванов — вы же КОММУНИСТ!
Иванов переламывает кирпич об колено на 2 части:
— Я собью ДВА самолета!
© очень старый анекдот

Обычно так не получается. Вместо прямого приказа лучше использовать привязку мотиваторов к конкретному человеку. Теорий тут много, можно посмотреть на Ричи-Мартина, можно — на пирамиду нейрологических уровней Дилтса, а можно вспомнить Маслоу. Самое важное — это найти индивидуальный подход к каждому.

Любопытные наблюдения:
— Топ-менеджеры, когда хотят кого-то мотивировать, часто используют деньги. Иногда сложно объяснить топам, что существуют и другие мотиваторы;
— Тимлиды, PM и HR часто спрашивают, как мотивировать без денег. Почему? Потому что топы очень не любят выпускать единственный известный им мотиватор из-под контроля.

А еще часто люди думают, что биологию можно поменять опционами или денежными бонусами. Нет, нельзя. Повышение зарплаты или даже обещание повышения действует кратковременно.

«Заказчик давит и требуют овертаймить. Что делать?»

Здесь нет однозначного ответа, зато есть несколько помогающих вопросов. Если у вас уже есть опыт с этим заказчиком, то всегда ли он так давит?
— Если «да», то можно использовать правило: если все задачи помечены как «важные» и «срочные», то это читается как «разное»:
— Если «нет», то хорошо бы понять, действительно ли это важно?

К тому же, нельзя забывать, что «хочу» и «хочу купить» — это две большие разницы.

Попробуйте получить какие-то бонусы для команды. От двойного тарифа до отгулов или отпуска. Смотрите вторую часть цикла, там подробно разобраны возможные бонусы.

Я, кстати, везде где мог влиять на политику, обменивал овертаймы на отгулы один к одному. Так есть хоть какой-то шанс, чтобы общий баланс личного и рабочего времени сошёлся. © Yuriy Silvestrov
В моей предыдущей компании отстояли идею, что если овертаймим, то по двойному тарифу © Philip Shurpik

Если бонусов нет категорически, значит могут быть такие варианты:
— На самом деле, заказчику это не особо важно. У него просто такая манера минимизировать расходы. Тут стоит доносить до него, что овертаймы — это дорого и в кредит, ведет к выгоранию и увольнению. Смотрите первую часть;
— У заказчика денег впритык. Это значит, что при неизбежных сложностях он может начать экономить и зажимать ваши деньги;
— Ззаказчику овертаймы важны, есть деньги, только вам давать он их не хочет. Ну ок, в первой части была история про цикл «плохо сделал» — вина — «работай больше» в компаниях-потогонках.

Be evil: особые случаи и вредные советы

«Доярки увеличили надои молока за счёт повышения порога жалости к коровам» © старый анекдот

В этом разделе несколько советов, что делать, если хотите реализовать схему непрерывных овертаймов. Я не советую использовать эти методики. Более того, если вы начали использовать эти методики по каким-то другим причинам, то пора задуматься.

1. Внедрите учёт времени. Кто когда пришел и когда ушел. Выход в туалет по сканированию карточки.

2. У каждого сотрудника должно быть по два начальника, и пусть из этих двоих только один получит премию в конце месяца. Пусть соревнуются между собой за время сотрудника. Два разных проекта усугубляют ситуацию.

3. За хорошую работу сотрудникам деньги платят, а вот ошибки нужно показать детально — пусть знают что нужно исправить. В общем, давите на страх ошибки, перфекционизм и чувство вины.

4. Снижайте людям самооценку. Пусть чувствуют себя виноватыми и обязанными. «Вася работает куда больше тебя», «Петя пишет гораздо лучший код», «Ваня всегда готов выйти на выходных», «Коля не был в отпуске уже три года», «Лена пишет статьи для корпоративного блога». Главное — не фокусировать внимание на том, что это совершенно разные люди.


А если серьезно: если у вас в компании приняты овертаймы — говорите об этом кандидату еще на собеседовании. Рассказывайте о плюсах и бонусах такого подхода — это единственный экологично-этичный способ. Сказав напрямую заранее, вы избежите и обманутых ожиданий, и негативных отзывов.

Выводы

Итак, мы рассмотрели овертаймы с разных сторон:

— Бизнес-эффективность овертаймов, и почему они интересны заказчикам: выгода, неправильное понимание выгоды, тревога, страх и жажда власти.

— Почему сотрудники соглашаются овертаймить: выгода, страх увольнения и желание улучшить отношение начальства, желание быть с командой, быть ценным, избежать чувства вины, перфекционизм и трудоголизм.

— Менеджерские вопросы и особые случаи.

Понимайте, что происходит, и извлекайте пользу по максимуму :)

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn

Схожі статті




Найкращі коментарі пропустити

Ну да, это ж только недобитые коммунистами швейцарцы и голландцы могут работать по 6 часов и только у голландцев есть слово обозначающее «удовольствие от работы», у нас должно быть что бы стресс что бы нервы психоз и клиника...

111 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Из собственного опыта. Овертаймы преимущественно возникают потому что:

1) Обещан неадекватный срок
2) Неправильная организация рабочего времени
3) Низкая продуктивность на рабочем месте в силу отвлекающих факторов.

При грамотной организации количество овертаймов можно сводить к минимуму.

П.С. В работе с Немецкими заказчиками овертаймы Ими расцениваются как «провтык» подрядчика/исполнителя. Аргументируют тем, что если Ты сегодня переработал, то завтра Твоя продуктивность будет намного ниже, ибо времени на отдых было недостаточно. В работе с Американскими заказчиками все немного иначе.

В статье ниже автор достаточно хорошо указал детали правильной организации:
dou.ua/...e/?from=hover-news-widget

Хорошая статтья и отсылки с примерами.
После привычных овертаймов (с ночевками в офисе) лет эдак 10-12 назад, в пору, когда все были еще студентами, все менеджеры перевели рельсы планирования на их отсутствие без крайней на то необходимости.

Для этого и сейлсы, и ПМы, и клиенты должны понимать, что овертайм — это очень-очень дорого. Причем как по деньгам, так и по производительности сотрудников. Поэтому клиентам отныне сообщается двойной-тройной рейт, если им внезапно нужно что-то на вчера и вот прямо сейчас.

Использовать рот для єтого ты должен

cs.pikabu.ru/...3-01_2/13575572404146.jpg

Предлагается немного подзаработать если есть желание. Но даже если некоторым гребцам очень нравится сидеть в овертаймах, лучше этим не пользоваться на постоянной основе.

На рахунок конкуренції з Васею, мені здається що якщо твоя зарплата в 2 рази вища і тобі з ним важко конкурувати то тут 2 варіанта:
1) Задачі не відповідають твоїй кваліфікації і якийсь Вася може їх зробити за той же час що і ти і не менш якісно. Якщо це регулярно то краще змінити роботу.
2) Тобі дійсно забагато платать :). Якщо знаходяться Васі які можуть більше задовільнити менеджмент ніж ти ( в довгостроковій перспективі), то проблема не у Васях. З власного досвіду скажу що ніякі овертайми мені не допомагали зробити складну таску швидше і краще за програміста на рівень вищого за мене.

Большинство задач не сложные, бери и пиши код от забора и до обеда. А для сложных как раз и существует тимлид

А для сложных как раз и существует тимлид
чтобы делегировать их тому кто сможет их сделать?)

Ты, кажется, не понял. Вася и нормальный разраб делают одну задачу примерно за одинаковое количество часов. Только нормальный разраб работает над задачей 5-6 часов рабочего времени в день (а получает денег за 8), а Вася работает над задачей 10-12 часов времени в овертайм за свой счет (а получает денег за 8). Еще Вася готов своей жопой затыкать любые существующие и несуществующие дыры (читай, резкие срочные хотелки заказчика), выходя на работу в субботу, когда у нормально разраба происходит личная жизнь. Про конкуренцию с Васей тут речь не идет, идет речь о конкуренции с овертаймами Васи, когда он работает в 2 раза больше за ту же цену (или даже еще за меньшую, т.к. не торговался при трудоустройтве, не снял лапшу с ушей и до сих пор считает себя хуже других).

Про сложные задачи — не смешите. В нашей сфере многие работодатели называют сложные задачи плюсом, конкуретным бенефитом для соискателя и еще могут поторговаться типа «ну у нас же не формошлеперством заниматься, а распознавание образов с матаном, давай, какие 5к, соглашайся на 3, у нас же сложные задачи, это круто». У них не приходит в голову, что за эти задачи надо платить. Посмотри на геймдев, там много где сложные задачи да еще и овертаймы и офисы хреновые, но Вась мотивируют тем, что «ВЫ ЖЕ ДЕЛАИТЕ ИГРЫ ЭТО КРУТО» и недоплачивает штуку-две. Посмотрите виджет зарплат, там всякие ИИ, образы, С++ для геймдевов и прочие матаноподобные штуки оплачиваются даже меньше, чем хорошие синьер-формошлепы на джаве в лидерах рынка. Так им еще в уши ссут их исключительностью и потихоньку стригут бабло с жалких забитых задротиков.

4. Снижайте людям самооценку. Пусть чувствуют себя виноватыми и обязанными. «Вася работает куда больше тебя», «Петя пишет гораздо лучший код», «Ваня всегда готов выйти на выходных», «Коля не был в отпуске уже три года», «Лена пишет статьи для корпоративного блога». Главное — не фокусировать внимание на том, что это совершенно разные люди
Один менеджер так пытался делать, сделал митинг с ним и его начальником и при нем рассказал с конкретными случаями и цитатами об этом. Теперь щебечет как птенчик.
Нужно быть просто генетическим рабом, чтобы такое терпеть.

Отлично, когда удается такое перехватить и квалифицированно обработать.

Вот не думал, что мой пример про Вась так разойдется. Уже и на фейсбуке его обсуждают и в статьях цитируют. Во какая жиза-пережиза. А я то думал, что у меня одного такая проблема была. Все в большинстве своем только перья пушат о том, какие они skilled, motivated, stress-tolerant, а как до дела, так все переживают и не знают как сказать «нет» менеджеру. И... не признаются в этой проблеме до тех пор, пока не будут написаны три статьи об овертаймах даже своим коллегам-соседям по столу, предпочитая натягивать кривые улыбки и говорить о своем профессионализме, интересе к работе и мотивации. Лицемерно и тошно!

Ну что-ж, спасибо автору за новую статью. Только не понимаю каким боком здесь вредные советы про то, как манипулировать и давить на самооценку. Я бы хотел, чтобы ни одна сволочь таких методов не применяла и даже не знала о них, а тут вот, на, используй вволю, нечистоплотный, жадный гад-эксплуататор! Вот серьезно, почитаешь это и кулак в рожу просится автору, хотя он и не виноват ни в чем и вряд-ли это применял, только озвучил.

Спасибо за пример. И да, люди обычно не признаются о своих проблемах и сложностях. К примеру, мне очень не хочется писать статью «как меня увольняли и как не брали на работу»
Про вредные советы — нехорошие люди и так про это знают, куда лучше и подробнее, чем здесь описано. Для них в большинстве случаем — это интуитивно-понятный и простой процесс.

С удовольствием почитала бы статью про «как меня увольняли и не брали на работу» )

Могу скзать по опыту работы и в роли Васи и в роли «конкуренции с Васей» в средних размеров продуктовой компании.
1. Конкурировать с Васей тяжело
2. Если он понимает, что делает и компания адекватная, то через 3-5 лет его зарплата в 2-3 раза превышает зарплату «конкурента» и, что часто бывает, ему уже не надо работать по 12 часов, а ± нормальные 8.
3. Если среднерыночный уровень «синьора» устраивает, то можно не рыпаться.
4. Если хочется делать $100К+ в год в Украине, то быть «Васей» какое-то время — разумная стратегия.
5. Бывает люди, хотя их процент и падает у нас в индустрии, которых прет от того, что они делают и им интересно делать это 50-60-70 часов в неделю.

2. Если он понимает, что делает и компания адекватная, то через 3-5 лет его зарплата в 2-3 раза превышает зарплату «конкурента» и, что часто бывает, ему уже не надо работать по 12 часов, а ± нормальные 8.
3-5 лет... видимо уже оба синьоры, минималка у синьора 3, итого превышение в 2-3 раза это 6-9к, правильно?
4. Если хочется делать $100К+ в год в Украине, то быть «Васей» какое-то время — разумная стратегия.
обычным программистом на галере?
3-5 лет... видимо уже оба синьоры, минималка у синьора 3, итого превышение в 2-3 раза это 6-9к, правильно?
да
обычным программистом на галере?
Не уверен, что 100% понимаю, что значит «галера».
В том случае «Вася» стал одним из 3-4 ведущих программистов в своей продуктовой компании

чет я не верю что можно в украине получать 100к+

100к+ это реальная зп некоторых РМов в Украине

типа 8500 в месяц? Долларов?)

А че, в Украине бывают такие РМы, не так уж редко

Если относиться к работе как к «галере» и просто копать от забора до обеда, то нельзя — 146%

ок... программист приходит работать в аутсорс, как ему себя вести чтобы ему начали платить 100к в год, учитывая то, что заказчик платит за синьоров по 40 долларов в час, т.е. 80к в год

Сергей же написал:

в средних размеров продуктовой компании

В аутсорсе, да — как правило, есть потолок маржинальности, выше которого не прыгнешь. Что, впрочем, не исключает клиентов, готовых платить заметно более высокие рейты за сотрудника, готового частно и много работать сверхурочно, и способного делать это эффективно.

а сколько этих продуктовых в украине, которые столько заплатят? одна? ни одной? сказки все это, сколько в украине программист не может получать

соучредитель стартапа какой-то может найтись, но это предприниматель уже будет

это все равно оч высокая зп, легче американца нанять, который будет рядом в офисе под рукой, те рб единичные экземпляры наверняка не просто программисты

А как такие отношения в РБ по закону регулируются? Иными словами, в качестве кого этот парень зарегистрирован и в каком объёме платит налоги?

Ну да, это ж только недобитые коммунистами швейцарцы и голландцы могут работать по 6 часов и только у голландцев есть слово обозначающее «удовольствие от работы», у нас должно быть что бы стресс что бы нервы психоз и клиника...

А чё за слово-то? А то ассоциации сразу с gezellig, но это ж не про работу. В гугле тоже не нашел.

Честно не помню, помню читал длинную телегу о жизни парня в Голландии и он об этом упоминал.

Из плюсов-богатая эмоциональная жизнь, до потери здоровой реакции на внешние раздражители. А статья классная, я давно — этот треугольник изучаю к сожалению иногда в своей жизни. Отдельное спасибо за то, что напомнили как выходить из игры.

Мне кажется однако что путь конкуренции с Васей — не путь самурая.

P.s. не напряжно работать — это не к стартапам

За всех не скажу, а я сейчас точно с Васей конкурировать не хочу.

4. Снижайте людям самооценку. Пусть чувствуют себя виноватыми и обязанными. «Вася работает куда больше тебя», «Петя пишет гораздо лучший код», «Ваня всегда готов выйти на выходных», «Коля не был в отпуске уже три года», «Лена пишет статьи для корпоративного блога». Главное — не фокусировать внимание на том, что это совершенно разные люди.

Я лично бы за это ПМу начистил бы лицо так что он бы долго всмпоминал оставшиеся мотиваторы. Подавление воли влечет за собой снижение жизненного тонуса и работоспособности. Если бы попытались проделать это со мной , ПМ очень на долго бы запомнил эту попытку...

Битие морды вместо слов говорит о том, что слова произносятся с трудом

Когда окажешься в ситуации стресса с подавленной волей, вот тогда я думаю очень тебе помогут опусы о «словах которые помогают»...

Круто научиться не попадать в такие ситуации. В каких-то боевых искусствах учат ?

Да. Скилл называется самоуважение, готовность уйти с работы и заначка на несколько месяцев жизни

www.youtube.com/watch?v=3gUio2KME7g
Советую посмотреть эту лекцию, неконтролируемый стресс плюс подавление воли дают волшебный эффект на психику...
Жизнь разнопланова и непопадать может не получиться.

И в мальчишке, и в девчонке,
Есть по 200 грамм какашек или даже полкило!
А вот в дяде или в тёте —
Там уже какашек больше,
А бывает так что вовсе
целый дяденька говно!
;-)

И эта статья тоже очень хорошая :)

Если Вася делает в 2-3 раза больше при всех проблемах овертаймов, то история выглядит неоднозначно. Васе нужно просить увеличенный паёк, раз делает больше, а компании внедрять в процесс практики, чтобы плохой код не затекал в проект от овертаймщиков.

Читаю эти статьи про овертаймы просто как наркоман какой-то! ) Владимир, неужели больше статей на эту тему не будет? )

Если все кругом не овертаймят, а Вася овертаймит — значит, причина в Васе. Что-то его к этому толкает. Причины см. выше, а вот действия — уже сложнее. Поменять Васю заметно не выйдет. Так что ты либо учишься работать с таким Васей, либо увольняешь его, либо увольняешься сам.

Вот с этим не согласна. Конечно, невротика тяжело поменять, но если руководитель поставит себе цель хотя бы снизить овертаймы до приемлемого уровня, я уверена, что он может этого добиться.
Другое дело, что для руководителя крайне соблазнительно воспользоваться такой возможностью получать больше за меньшие деньги/ время, даже если он искренне считает, что овертаймы это плохо.
Я недавно читала книгу «Быть начальником это нормально» (выходила в МИФе). Как по мне, у автора довольно тоталитарный подход к менеджменту, но мне очень понравился один совет (собственно, чуть ли не первый): возьмите себе за правило разговаривать с каждым из ваших подчиненных хотя бы раз в неделю, минимум 15 минут. Спрашивайте, какие у него проблемы/ потребности, что вы можете сделать, чтобы человек работал эффективнее. Обсуждайте, почему не получилось то, что не получилось, как избежать этого в будущем.
С другой стороны, вот так посвящай себя психотерапии подчиненных, а потом они станут менее невротичными и уйдут в другую компанию за личностным ростом, ну и к чему это все? ))

Виктор, ваше мнение меня и раньше не особо интересовало, а после вашей темы на форуме о том что вы становитесь старше и в связи с начинаете тупить, оно меня не интересует совершенно. Всего доброго.

Ну тут еще зависит от того, как часто руководитель общается с сотрудником в остальное время. Если постоянно, то да. Если же это еженедельные встречи, на которых обсуждаются результаты недели и планы на следующую — то 15 минут это не так уж и много.

))) Ну в вашем диалоге руководителю тоже не помешает прокачать скиллы общения с подчиненными ))

Для меня этот диалог прозвучал как признак недоверия со стороны подчиненного. Начальник явно что-то не то делает. Ну или подчиненный очень закрытый и нелюдимый, тогда конечно.

Предполагается, что ты расскажешь о тех проблемах которые мешают тебе работать и которые манагер может исправить.

Раз в три-четыре недели самый аккурат

Местами — если нет новой мелкой проблемы хотя бы раз в 2 дня, то работа остановилась, от слова «совсем» :) а нормальный темп — 2-3 в день.
Я бы даже предположил, что это везде, где прямой контакт с клиентом.

Согласовать на порабоать из дома в определенный период времени, поменять рабочий стол на ближе к окну, поставить четвертый монитор и т.п.

Виктор, у вас похоже нет опыта работы в галерах — поймать манагера и добиться ответа/решения может быть нетривиальной проблемой ровно потому что манагер постоянно занят. Именно для этого и придумали эти митинги — решать несрочные но мозолящие мозг вопросы.

OMFG
Я не готов продолжать дискуссию

предположу, что и разработчика должны непредсказуемо отвлекать вопросами. Даже мелкими. Даже не срочными.
Бо зачем еще разработчик — кроме как для разработки?

А если он скажет, что из-за постоянных дерганий не укладывается в собственные эстимейты — херовый, значит, разработчик. Не успевает делать непосредственную работу.

это уже без меня как-то

Другими заботами, относящимися к той же «своей непосредственной работе». Ну или качественными изображениями таких забот.

И еще, как мне кажется, позитивная роль таких запланированных встреч в том, что сотрудник знает, что у него есть четкое время, в которое руководитель уделяет ему внимание. Мне кажется, это повышает вероятность того, что если у сотрудника есть какие-то проблемы/ вопросы, то он их озвучит (по сравнению с «политикой открытых дверей», когда руководитель конечно не против выслушать в любое время, но все-таки сотруднику надо проявить больше инициативы и смелости).

В западной культуре управления это называется 1:1s (one on ones) и этому уделяется большое внимание, см тот же Энди Грув с его High output management. У нас я такое встречал редко, как и вооьще фокус на постоянное обучение сотрудников. Думаю со временем это изменится, тк компании перенимают практики управления в том числе.

На ДОУ кстати была когда-то прекрасная статья про то как готовиться к 1Х1 встречам, чтобы не было вот этого «что делал — работал». Но это требует умения общаться вообще, а у нас этому никто не учит. В то время как на Западе все эти «Я-сообщения» и подобные техники мало того что были изобретены, так еще и повсеместно внедряются, начиная от воспитания детей («Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили») и заканчивая бизнесом («Я слышу вас насквозь»). Очень люблю всё про активное слушание! :)

прекрасная статья про то как готовиться к 1Х1 встречам, чтобы не было вот этого «что делал — работал».
вот она — dou.ua/...nta/articles/1×1-meetings

Руководитель за любой, пусть даже открытой дверью — это изначально плохо. Я лично сталкивался и с одним, и другим и только там где руководитель работает сообща, в команде — проекты успешные, сотрудники довольные, а проблем не так много. Если руководитель не знает о проблемах своих сотрудников, то может ему стоит овертаймить что бы успеть выполнить свои обязаности?!)

Ольга, а что еще хотелось бы по этой теме? Вроде же всё раскрыл?

Та да, просто тема нашла живой отклик у меня ))

Говорить с подчиненными — это очень правильно, всячески поддерживаю.
И люди уходят обычно от людей, а не зачем-то. Гуглить двухфакторную теорию мотивации, петлю гистерезиса, и «внутреннее увольнение»))

Ну и фейсбук у меня по теме www.facebook.com/vladimir.zheleznyak.35

особые случаи и вредные советы
+1 :8)
Внедрите учёт времени...
Пару раз приходилось внедрять, но сугубо индивидуально; там, где документально надо было подтвердить и доказать.
У каждого сотрудника должно быть по два начальника ...
На самом деле, в матричной системе так и есть :8) Другое дело, что иерархия — она наверно в биологии человека еще заложена, и из двух начальников как правило выбирают одного: того, от которого з-п зависит.
давите на страх ошибки, перфекционизм и чувство вины
Снижайте людям самооценку. Пусть чувствуют себя виноватыми и обязанными.
А вот это прекрасные методы, если цель — развалить тим и собрать новый :8)
Можно с уверенностью сказать, что количество ошибок через 10 часов возрастет.
Вааще, по поводу переработок, я сам придерживался и другим советую такой подход: если условно говоря здоровье и обстоятельства позволяют, то работайте до первой ошибки. Когда Вы обнаруживаете, что сделали необЪяснимую хню, которую в нормальных условиях ни за что не допустили бы, пора выключить комп и идти бай-бай. Ибо эту ошибку Вы заметили, а времени на исправление тех, которые прошли незамеченными, уйдет куда больше, чем Вы сегодня наовертаймите.

Есть шанс на копирование поведения родителей в модифицированном виде.

Так здесь паттерн поведения может звучать как «если чувствуешь тревогу — убегай». У алкоголиков «убегай» трактуется как «выпей», а у трудоголиков — как «поработай еще часок-другой»

Ждём теперь статью «как не овертаймить»

А если денег нет? Эххх.... придётся писать самому

Один из самых простых способов — выпивать бутылку водки с утра. Овертаймы очень быстро исчезнут. Если таки нет — добавлять пивом. :)
А если серьезно — то это скорее индивидуальная работа со специалистом по оптимизации когнитивных процессов.

Спасибо за детальное освещение темы со всех сторон!

Спасибо!
Возможно, будут еще статьи. Пока больше короткие посты в FB

З цього приводу вкрай рекомендую: Barbara Oakley. A Mind for Numbers: How to Excel at Math and Science (Барбара Оакли «Думай как математик. Как решать любые задачи быстрее и эффективнее»)

Підписатись на коментарі