×Закрыть

Об образовании в постиндустриальную эпоху

[Денис Довгополый — основатель и управляющий партнер GrowthUP Group]

Как инвесторы, мы смотрим на новые технологии, на новые компании. Но наша основная задача — нарисовать себе несколько картинок будущего и посмотреть, какие компании в рамках этих картинок будут достаточно успешны, чтобы в них сейчас проинвестировать, чтобы они выросли и попали в то будущее, которое их догонит.

Тут есть небольшая рекурсия и ловушка: наше текущее образование формирует картину будущего, а с другой стороны — само будущее, изменения в обществе, которые происходят, влияют на самообразование. Мы видим, что это достаточно сложный процесс, и нам приходится в нем разбираться значительно глубже, чем людям, которые в образовании работают.

Пять лет назад, когда мы начинали на эту тему говорить, мы были в жесткой оппозиции ко всем. Перелом произошел буквально недавно. Министерство образования и науки позвало нас (GrowthUP Group) делать курс по коммерциализации для университетских ученых, что показывает, что где-то в руководстве Министерства у нас что-то начинает меняться.

Образование у нас в фокусе дважды. Во-первых, мы инвестируем в образование. Есть несколько компаний в Европе, в которые мы проинвестировали, которые решают часть образовательных проблем. А во-вторых, мы понимаем, что образование будет влиять на все остальные индустрии, которые нам интересны.

Мы сейчас ищем тренды, которые будут влиять на будущее. Мы считаем, что образование будет влиять на рельеф будущего значительно больше, чем все остальное. Сейчас об этом много говорят в Штатах: образование переживает кризис. Университеты в таком виде, в каком они сейчас есть, не выдержат никакой конкуренции.

Какие факторы будут влиять на образование в ближайшие 20 лет?

Основная проблема — это разрыв поколений. Традиционно люди предыдущего поколения учат людей следующего поколения. Если в Средние века разрыв поколений был небольшим, так как за 20 лет мало что менялось, то сейчас научно-технический прогресс происходит драматически быстро. Например, в IT, если ты раз в 3 года не обновляешь stack-технологии, с которыми ты работаешь, ты отстаешь. Если ты это делаешь раз в 10 лет — ты теряешь в зарплате в разы, начинаешь работать в украинских банках, а не в компаниях на острие технологий.

То есть основная проблема заключается в том, что при разрыве поколений спрос на знания не совпадает с предложением образования.

Сейчас мы уже практически достигли сингулярности, и дальше уже кризисные явления в этом плане начнут нарастать необратимо. Это уже видят университеты в США и Европе. Но поскольку европейская система образования очень консервативна, сейчас она находится в кризисе. Американские университеты идентифицировали эти проблемы и начинают комбинировать классические элементы с очень актуальными курсами, которые обновляются почти каждый год.

Удаленное обучение — с одной стороны — проблема, с другой — возможность. Удаленное образование приводит к достаточно сильному расслоению, которое заключается в мотивации. Начав онлайн-образование, до диплома доходят всего 4-6% людей. И это на платных курсах. У людей не хватает мотивации. Почему я с сожалением наблюдаю, как университеты уже начинают проигрывать. Потому что у нас кампусное образование — это то, что позволяет человеку 5 лет поддерживать мотивацию учиться.

Вместе с этим мы наблюдаем тут возможность для смены элит. Сейчас образованные люди сдвинутся с обеспеченных, которые могут себе это позволить, в сторону тех, у кого будет хватать мотивации. И я уверен, что через 20 лет азиаты будут доминировать среди образованных людей.

Синтетическое образование. Онлайн-курсы позволяют получать одно образование классическое, а на него наслаивать другие знания, которые дают людям возможность работать на стыке разных технологий или отраслей. Сейчас у нас начали появляться синтетические специальности, которые очень сильно влияют на нашу экономику и наше будущее. Люди, которых раньше в принципе не было, с использованием онлайн-обучения начинают получать знания и комбинации знаний, которые открывают им новые двери. К сожалению, консервативная экономика не может принять таких людей, поэтому они работают в новой креативной экономике и дают, в том числе, возможности для создания прорывов в науке и технике.

У нас происходит обезличивание образования, что мы считаем достаточно большой проблемой. Преподаватели, которые читают лекции онлайн, теряют такую важную вещь, как влияние личности преподавателя с его багажом и ценностями на предмет. При этом люди, которые мотивируют себя и получают онлайн-образование, чаще всего очень прагматичны, и если им не закладывать правильную шкалу ценностей (что было классической задачей образования раньше, чем передавать науку), то мы можем прийти к таким вещам, где технологии будут использоваться, например, для античеловеческих целей. Например, изобретатели атомной бомбы очень часто уходили с работы для того, чтобы не приносить смерти в этот мир. Люди, у которых не будет формироваться шкала ценностей, не будут так поступать.

На самом деле все проблемы, которые сейчас есть, — это наши новые возможности. Человечество или переживет следующие 50 лет, или не переживет. И выживем мы или нет, зависит, в частности, и от образования.

50 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Вставлю свои пять копеек диванного эксперта. Не забываем что образование человека есть передача накопленных знаний человечества новому поколению. Сравним человека с высшим образованием 18 века и современного. И тот и тот образованный. Но количество и качество знаний отличается в разы. И да. Институт дает всего навсего фундамент. И также отбор среди всего населения. Так сказать отделяется зерно от плевел. Насчет знаний. Я только учусь. Прошлое программирования не знаю. Но у меня дядька сварщик. Так вот что он говорит. Да сейчас пошло новое оборудование (инверторы, маска «Хамелеон»), но основа та самая. Поэтому сначала надо изучить основу. А далее со знанием фундамента можно учить современным методам сварочных работ.

cs.illinois.edu/...ooc-based-ms-data-science первый в истории онлайн курсов полноценный университетский MS degree in CS (Data Science) от University of Illinois за 19K$ и 5-летнее окно что бы его получить.. в теории можно в 2-3 раза быстрее так как это онлайн обучение

Самый тренд сейчас, идти обучаться на онлайн курсах.
Это быстро, дешево и удобно. В добавок еще и самая новая информация вся онлайн

Человечество или переживет следующие 50 лет, или не переживет.
как и всегда, вероятность 50 на 50, и на любой отрезок времени

Вброшу и я пожалуй не с колокольни программиста, а сетевого инженера.
Посмотрев годы выпуска ключевых документов RFC в области сетевых технологий вы будете приятно удивлены. Например, IPv6, вроде крутая современная тема, все внедряют. RFC2460, Декабрь 98-го года, добрых 18 лет технологии, столько понадобилось ей, чтобы дозреть :) И таких примеров много. Все это к чему, никто не спорит, что нужно следить за актуальностью знаний, отслеживать тенденции. Но, нахватавшись технологий без фундаментальных понятий ты не стоишь ничего, так как через 2 года выйдет новый фреймворк, новый язык программирования, новая либа или новая железяка и если нет глобального понимания, как и что работает, то «инженер» скатывается в ноль и начинает изучать сначала очередную «передовую технологию», так как предыдущая пожила 2-3 года и кикнула.
Вспомним недавние публикации касательно успешной борьбы с онкологическими заболеваниями. Уверен, что эти достижения получены как раз людьми с фундаментальными знаниями и практикой в несколько лет, а не студентами-медиками, просмотревшими пару курсов на Coursera.

Интересно, а что же такого-эдакого кардинально нового народилось за последние годы на ниве кодинга, и не только? Если отбросить маркетинговую шелуху?

Нічого. Всі базові алгоритми були розроблені ще 40 років тому. Зараз просто їх в іншу обгортку загортають

Да здались вам эти алгоритмы. Вон на код jQuery посмотрите: там не правят балом, а костыли под каждую версию каждого браузера.

machine learning, распознование образов и много всякой ресурсоемкой математики довели до состояния «бери и юзай». Также в массы пошли nosql, big data, технологии поиска и все такое.

посадити дерево — check
побудувати будинок — сheck
виростити дитину — check
написати статтю про проблеми IT-освіти — сheck
написати статтю про податкові преференції для ІТ — in progress

Денис уже писав про пільги, наприклад:
dennydov.blogspot.com/...2015/01/blog-post_20.html

я последовательно выступаю против преференций со стороны государства в любом виде нашей отрасли

в які саме проекти Ви інвестували і як це допоможе покращити освіту? Чи можна більше детально?

А что там такого будет через 50 лет? Конец нефти? Обезяна стрельнула ядерным арсеналом? Меня скорее пугает, что через 50 лет, ничего особо не изменится.

Антарктида начнет таять, например.

Я не помню, ни первый, ни последний курс. И для меня -это не проблема.

Часто слышу заявления, мол к последнему году обучения половина информации, которую давали на первом курсе, устаревает.
Это вообще не проблема.

Проблема в том, что всё, что не относится к фундаментальным наукам и способно устаревать, всё, что читается на первом курсе уже устарело лет на 10-20 в тот самый момент, когда студент только в первый раз это слышит. И вот это — проблема.

Культ карго какой-то, а не высшее образование.

Всё верно. Мы уже живём во время, когда скорость смены технологий приблизилась к порогам скорости освоения новых технологий человеческой психикой. В таких условиях важны не столько сами знания (которые быстро устаревают), сколько методы освоения новых знаний. Большое количество потенциальных специалистов не смогут (многие и сейчас уже не могут) в полной мере и быстро изучать новые технологии, инструментарий и применять всё это на практике. Следовательно, дефицит ИТ-специалистов в большей или меньшей мере будет всегда.

Так що ж обирати: віддалену чи синтетичну освіту? Наврядчи можна сповна надіятись на онлайн навчання (де на першому місці не так мотивація стоїть насправді, а самодисципліна) і не варто ставити хрест на ВУЗи. Можу сказати лиш одне: проводити швидко апробації різних методик навчання і з них вибрати найкраще. Сподобалось про:

На самом деле все проблемы, которые сейчас есть, — это наши новые возможности. Человечество или переживет следующие 50 лет, или не переживет. И выживем мы или нет, зависит, в частности, и от образования.
Думаю за пару десятків років можна перебудувати світ, де всі будуть освідчені, здорові і найголовніше рівні в соціальному статусі (не про комунізм йде мова, а забезпеченність більш-менш в матеріальному плані), тим більше сьогодні наукові відкриття і розробки це можуть дозволити, але “сильним світу цього” це абсолютно не вигідно.
Так щоб щось змінити на краще в освіті потрібно вбити “старе”, щоб народилось “нове”. І як казав Оскар Уайльд: “Грамотних не стало більше, просто неграмотні навчилися читати”

Продублирую из FB www.facebook.com/...ke¬if_id=1465207661438362

Может я что-то упускаю, но вижу всего две проблемы:
— образование в ВУЗах быстро устаревает
— у людей слабая мотивация учится (кажется эта проблема была во все эпохи)
Почему удаленное обучение, синтетическое образование или обезличивание образования есть проблема — не понимаю.
Люди уже несколько веков читают книги для образования — и делают это удаленно и обезличенно.

Денис скорее говорит, о том, что при удаленном образовании, мотивация отличается на порядки. Получение знаний in place всегда подстегивает.

Ну мне интересны реальные данные исследований про мотивацию вообще и сравнительную при дистанционке и при аудитории.
Вот эта страшилка:

до диплома доходят всего 4-6% людей
имеет кучу нюансов. На моем курсе и тех знакомых которые проводили платный онлайн или блендед курс статистика не такая драматическая. Отваливается 10-20% людей и как по мне это нормально. В очном украинском образовании если начнут реально за неуспеваемость отчислять хотя бы пятую часть все станет в разы лучше.
И даже в бесплатных открытых курсах если посчитать только тех кто хотя бы раз открыл материалы курса (без тех кто просто бездумно нажал на энрол потому что это бесплатно), то до диплома доходят 30-40% (тут я ссылаюсь на Примаченко Ивана)
Мотивированные люди и так учатся хоть очно, хоть дистанционно. Просто в очном образовании не мотивированных дотягивают до выпуска за уши и качество полученного такими образования оставляет вопросы.
Люди уже несколько веков читают книги для образования — и делают это удаленно и обезличенно.

— ага, і тому класичні підручики знають під іменами “Ландау-Ліфшиц” та “Демідович”?

Например, в IT, если ты раз в 3 года не обновляешь stack-технологии, с которыми ты работаешь, ты отстаешь.
Хмы ... ну дык как в анегдоде: работаем же ж ! интересно, как :)
Основная проблема — это разрыв поколений.
Ни разу не согласен. Мне приходилось, и приходится, учить (и сам учился) как людей на 30 лет младше, так и на 30 старше. Основная проблема — это выявить правильную мотивацию для конкретного ученика, и приведенные Вами проценты перевернутся ;)
Синтетическое образование...
Да, но в большом спросе (и думаю останутся) и узкоспециализиванные спецы.
...мы можем прийти к таким вещам, где технологии будут использоваться, например, для античеловеческих целей.
Давно :( Человечество с момента своего рождения использует технологии в первую очередь для того, чтобы уничтожать себе подобных, и не очень подобных. Личностью тьютора эта проблема может в равной степени как разрешена, так и усугублена.
Люди, у которых не будет формироваться шкала ценностей, не будут так поступать.
Да, тут 200% согласен ... но шкала ценностей, т.е. мировоззрение, никак не есть продуктом только технологического образования. Вот почему я, например, уверен, что никогда не следует исключать историю, философию, литературу, и даже (в 1-ю очередь по печальному опыту нашему и соседей) религиеведение и психологию из программы высшего образования.

Учебное заведение — держатель инфраструктуры.
Учиться может любой — учить может каждый.
Свободные временные рамки.

Рейтингование абитуриентов и преподавателей. (См. 2, преподаватель — кто угодно, на вкус и выбор абитуриента)
Рынок «мозгов» и рынок «инвесторов».
«Школы» вокруг носителей знания и культуры его использования.
Обучение и параллельное применение знаний/навыков.
И т.д.

ЗЫ. Конкретные реализации «не видны», но общий путь уже вполне понятен.

> и если им не закладывать правильную шкалу ценностей (что было классической задачей образования раньше, чем передавать науку)
С каких это пор раньше это была классическая задача, если речь не идет об СССР?

>то мы можем прийти к таким вещам, где технологии будут использоваться, например, для античеловеческих целей. Например, изобретатели атомной бомбы очень часто уходили с работы для того, чтобы не приносить смерти в этот мир.

Мух следовало бы отделить от котлет, думаю студенты ВУЗов нацисткой Германии вполне себе были морально подкованы к использованию ядерного оружия.

Ну это если в облаках летать, а на практике у разработчика редко возникают моральные проблемы подобных масштабов ))

Университеты в таком виде, в каком они сейчас есть, не выдержат никакой конкуренции.

Конкуренции с кем? С образовательными стартапами? Онлайн университетами? Ну так Вы же сами назвали их основную проблему — конверсия 4-6%. Просто на рынке увеличиться пласт людей для которых образование раньше было не доступно.

Основная проблема — это разрыв поколений.

А что если преподаватели движутся в ногу со временем (у меня в универе такие были)? И я уверен, что в западных вузах так и есть, то получается, что проблемы и нету. Достаточно посмотреть, кто выложил в сеть одни из лучших образовательных онлайн курсов.

А как на счет социальных связей, которые дает университет? Ведь, по факту, молодой мозг может быстро освоить любую новую технологию, а вот получить социальный билет в жизнь сидя за компьютером гораздо сложнее.

Мое имхо, университеты никуда не исчезнут. Они станут более открыты, больше «онлайн», и доступней в связи с новой онлайн конкуренцией.

Исчезнут университеты по аналогии с театрами. В кино ходят массы, а в театр единицы. так будет и с вузами. Основная масса будет знать, что вузы есть, но им они будут не нужны.

В киевских театрах редко бывает много пустых мест.

Я сам люблю театр, но вы же понимаете, что они никогда уже не будут массовыми?

Они никогда и не были более массовыми, в абсолютном выражении, чем сейчас. Театров и актеров плюс-минус столько же, как век назад. Смотрим со стороны потребителей — та же картина. Как в стародавние времена на одного изнеженного театрала приходилось несколько десятков суровых работяг, так и сейчас. Другое дело, что урбанизация, глобализация, всеобщая грамотность, повсеместные средства коммуникации, большее количество свободного времени и денег на развлечения, по сравнению с временами тяжелого ручного труда привели к изрядному размытию относительной доли театров. С точки зрения стороннего наблюдателя можно сказать, что театры вымирают. А на самом деле — как были развлечением «не для всех», так и остались.

Тут еще вот какой момент нельзя не заметить. Consumer high—tech входят в фазу насыщения. Через несколько лет, может так статься, удивлять почтенную публику будет нечем. Дополнительный стимул для возврата классики в моду. В общем-то, тенденция уже начинает быть заметной тренированному глазу.

Они работают в разных нишах с разными ЦА. С образованием скорее та же история.

Исчезнут университеты по аналогии с театрами. В кино ходят массы, а в театр единицы. так будет и с вузами.

Образование это одно, а развлечения другое. Не вижу как их можно сравнивать.

Их нет, процессы можно.

А как на счет социальных связей, которые дает университет?
Что простите?
Вы давно бывали в этой среде? Молодые свежие первокурснички попадают в среду аморфности и овощности, что убивает всякое желание как-то двигать и развиваться. Давайте не заменять понятия, образовательное учреждение необходимо для образования, а «соц. связи» это то, что надумали, чтобы были хоть какие-то плюсы =)
Молодые свежие первокурснички попадают в среду аморфности и овощности, что убивает всякое желание как-то двигать и развиваться

Верно подмечено! Помимо всего прочего, «внутри» человеку прививают веру в то, что готовиться надо в ночь перед экзаменом, а не изучать предмет — это правильно, что «проплата» предмета — это престижно (т.е. быть тупорылым, но с папиными/мамиными деньгами), что образованные люди давно не в чести, а в чести сидение в «кресле» в гос. органах на откатах. И т.д. и т.п....

Гниение общества — это основная проблема. И она распространяется на все, включая образование.

Что простите?Вы давно бывали в этой среде? Молодые свежие первокурснички попадают в среду аморфности и овощности, что убивает всякое желание как-то двигать и развиваться.

Не стоит свой опыт мерять на всех.

а «соц. связи» это то, что надумали, чтобы были хоть какие-то плюсы =)

Это конечно же не так. Достаточно прочитать истории большинства стартапов из силиконовой долины. У всех у них один из определяющих факторов успеха — граф знакомств, который в большинстве своем из университета.

Тот случай, когда слова на 100% правдивы, но при этом не несут никакой практической смысловой нагрузки. Много ли на DOU людей с графом знакомств из университетов Ivy League?

Не стоит свой опыт мерять на всех.
Это не мой опыт, я косвенно работаю со студентами и не одного ВУЗа, подобная ситуация наблюдается везде. Если и есть исключения, то это исключения. Но общая тенденция такова.
большинства стартапов из силиконовой долины
А теперь вспомним, что мы из Украины =) конечно, есть классная фраза «Я знаю человека, который знает, где тихий океан», но, ИМХО, из-за пункта адын пункт два невыполним. Бесполезны связи с людьми, которые в большинстве своем плывут по течению и т.д.

Технически же она права 146%.

Можно сидеть и жалеть себя до бесконечности, искать тысячи причин почему у тебя ничего не получится, а можно брать и делать. Каждый сам для себя решает по какому пути идти. Аргументы, вроде «пассивное большинство» просто смешны, так как пассивное большинство есть везде.

а при чем тут оправдание? Речь идет о том, что мне на работу нужны люди, а их подготовку ведут в днище-вузах =) можно и оборудование предоставить, и специалистов, которые обучат, это не меняет тенденции.

Какие тенденции? Отрасль растет в Украине каждый год на 5-15%, мировой ИТ сектор растет, количество инженеров в Украине и мире растет. О каких тенденциях речь? Ваше субъективное восприятие != тенденция.

их подготовку ведут в днище-вузах =
Да, я вас понимаю, у меня базовое образование немного похоже на ваше.

Действительно по электронике, системам автоматического управления, приборам, или электротехнике подготовка слабовата.
Но — проблема в том ещё ,что у айтишников всё гуглится, любую инфу можно найти в интернете и достаточно компьютера для любых опытов. А электронщику, или любому другому инженеру- отнюдь не все можно найти в гугле), да ещё и спец.оборудование нужно иметь, и уметь работать с этим оборудованием..
Поэтому айтишникам в этом плане повезло больше.

ну, как я и писала, даже предоставляя оборудование и специалистов, сложно работать с нынешним поколением. Итишники и ардуинофилы слабо понимают, что косвенно зависят от людей, разрабатывающих их железячки.
Но даже те, кто ошиблись со специальностью, хотят быть прогерами — все равно аморфные, хотя предоставляешь идеи для проектов, финансы, консультантов.
Посему и вывод, что университетские соц. связи бесполезны, люди аморфны и с каждым годом все сложнее.
Хотя, в противовес, совершенно левый человек написал, что увидел на ютубе дипломный проект и порекомендовал знакомому технологу по данному направлению. «я знаю человека, который знает где тихий океан» работает, но очень редко в вузах =)
П. С.: недавно нашла организацию основанную примерно пяяяять (5!!!) лет назад в МIT по поводу реконструкции инженерного образования =)

Для них главная соц. связь — это дядя на dou, который разрешит им называть себя джуном/мидлом.

Хорошая статья, спасибо. Интересно мнение автора о необходимости/окупаемости получении МВА или посещении бизнес-школ.

стаття супер

Отличная статья, спасибо.

Подписаться на комментарии