Почему IT-лекции скучные, или Как готовиться к публичным выступлениям

Привет! Я Сергей Могилевский, QA Engineer в NIX и спикер NIXMultiConf. Пять лет в тестировании, последние три года я групплид и два года лид тестирования на проекте. Решаю сложные технические задачи и занимаюсь менеджментом подопечных.

Делиться экспертизой в IT — уже привычное дело для нашего комьюнити. Конференции, публичные спичи, воркшопы, тренинги и еще воз и маленькая тележка активностей, которые позволяют бравым айтишникам показывать свои скилы и знания. Однако, когда я смотрю подобные выступления, зачастую они оказываются очень скучными. Вроде и лектор опытный, и тема полезная, но как только начинается лекция, ничего не могу с собой поделать — засыпаю... Давайте разберемся, что здесь не так, и подумаем, как можно улучшить скучный спич IT-специалиста.

Иллюстрация Марии Рыбак

Booooring! Что делает лекцию неинтересной

Определим, какие есть самые распространенные проблемы в спиче. Практически любая лекция делится на визуальную составляющую (слайды, видео, код и так далее) и доклад, который лектор заранее готовит и вещает на аудиторию.

По части визуала, как правило, есть несколько типичных проблем:

  • слайды, переполненные текстом;
  • отсутствие стилистической целостности в презентации;
  • слайды, перегруженные анимацией и графикой;
  • мелкий или плохо читаемый шрифт.

Все эти нюансы можно устранить. Но перед тем, как обсуждать конкретные решения, выделим типичные проблемы в речи спикера. Сейчас некоторым станет обидно, но я считаю, на просторах русскоязычного IT-комьюнити не хватает людей, умеющих красиво и интересно выступать на большую публику. Зачастую это касается инженеров. Я бы это списывал на профдеформацию и отсутствие необходимости общаться с людьми вживую. Все-таки ребята ‎‎на «ты» с кодом :) Просто перед инженером никогда не стояла задача общаться с аудиторией, а когда такая появляется — это для него что-то новое и неизведанное. Неопытного спикера видно сразу:

  • у него не поставлена дикция (проглатывание звуков, недостаточно широкое открытие рта);
  • плохо проработанная структура доклада;
  • нехватка репетиций перед выступлением.

Опять же все это несложно исправить, но надо знать как. Об этом поговорим дальше.

Как сделать хорошо

Прежде всего признать, что придется усердно готовиться. Вначале это занимает много времени. На создание качественной презентации и проработку речи может уйти от пары дней до нескольких недель в зависимости от сложности темы и опыта докладчика.

Улучшаем визуал

Слайды не должны быть перегружены. Ни в коем случае не добавляйте в презентацию огромные куски текста, которые докладчик собирается проговаривать, даже если, по его мнению, это крутые мысли. Слайды — это вспомогательный материал, который дополняет речь, но не дублирует ее.

Презентация должна быть стилистически выдержана. Нужно постараться максимально унифицировать стиль каждого слайда: шрифты, графику и любые другие составляющие. Не стоит использовать больше двух-трех шрифтов. Достаточно одного для заголовка и одного-двух подзаголовков в основной части презентации. Лучше воздержаться от слишком смелого выбора стиля «рукописных» шрифтов. Их довольно сложно красиво вписать в стиль технической презентации. Если не получается выбрать гармоничный формат самостоятельно, на ресурсах вроде Canva легко можно найти бесплатный шаблон с графикой и шрифтами. Так вы сэкономите время на оформление и избавите себя от творческих потугов.

Анимации и WordArt морально устарели и выглядят скорее смешно, чем уникально. Анимированные переходы между слайдами и движущуюся анимацию на самих слайдах настолько сложно органично вписать в презентацию, что от них лучше вообще отказаться. Что касается WordArt, то его давно стоит «‎‎выпилить» отовсюду и забыть как страшный сон. Настолько странно он смотрится.

Текст на слайдах должен быть легко читаемым. При подготовке слайдов нужно обязательно помнить, что, скорее всего, люди будут на них смотреть издалека. Большой шрифт в комбинации с неперегруженными слайдами даст аудитории возможность быстро улавливать то, что написано на экране, без необходимости долго вчитываться в текст. Так докладчик получит максимум внимания.

Если показываете IDE, сделайте интерфейс покрупнее. Худшее, что может быть при демонстрации экрана с кодом, — заставить аудиторию вглядываться в мелкий шрифт. Самое простое, что можно сделать, — это включить режим презентации в своей IDE (во всех IDE от JetBrains, к примеру, он доступен «из коробки»).

На слайдах отлично смотрится векторная графика. Если еще не знаете, что такое векторная графика, почитайте о ней подробнее в Википедии. Если коротко, то это картинки, размер которых можно изменять как угодно без потери качества. Такие изображения отлично вписываются в любую презентацию и не рассредотачивают внимание зрителя. Примеры векторной графики найдете на подобных ресурсах.

На самом деле все мои советы выше — капля в море. Ведь грамотное создание презентаций, начиная от подбора шрифтов и заканчивая поиском графики, — это целая наука. Но даже придерживаясь этих простых правил, вы сможете сделать такую, которую не стыдно будет показать на публике. Дальше — дело за практикой и насмотренностью.

«Откуда брать эту насмотренность?‎» — спросите вы. Я подписался на телеграм-канал Дмитрия Макарова, где эксперт часто постит качественно составленные слайды.

Никогда не поздно и совсем не стыдно взять готовый шаблон и сделать презентацию на его основе. Когда примерные тезисы запланированы, а черновик презентации уже готов, начинайте работать над подачей материала. Толкать‎ речь не особо инженерно-айтишное занятие, но и тут можно постараться улучшить свой скил. А я объясню, на что обратить внимание на этом этапе.

Тренируем речь и репетируем выступление

Речь обязательно нужно прорабатывать заранее. Выступления Стива Джобса считаются эталоном для всей индустрии. Он готовился к своим презентациям месяцами. Если у него уходили месяцы, то рядовому айтишнику тратить на подготовку меньше будет как минимум неприлично.

Что касается общей структуры выступления, расскажу лайфхак. Если с ходу непонятно, как построить структуру спича, постарайтесь тезисно передать суть, а в дальнейшем используйте структуру, которая получится. Людям свойственно легко формулировать короткие мысли, но их сложнее расписать для формата часовой лекции. Если идти от малого к большему, процесс будет гораздо проще.

Не заучивайте текст. Эта ошибка сделает лекцию «заскриптованной», и слушатель обязательно это поймет. Если очень хочется, распишите эталонный, на ваш взгляд, вариант выступления и ориентируйтесь по нему на старте подготовки. Но потом обязательно нужно перестать им пользоваться. Важно запомнить суть каждого абзаца и\или смыслового блока и ни в коем случае не пытаться повторить их слово в слово. Я часто видел докладчиков, которые судорожно старались выдать «ту самую» красивую формулировку, как в тексте. В реальности это приводило к комичным и странным выражениям.

Доклад обязательно нужно отрепетировать. Я и сам не раз думал: «Да что там репетировать, все и так понятно». Но, если честно, из личного опыта, чем больше человек репетирует доклад заранее, тем лучше результат. Это правило не зависит от опыта публичных выступлений или того, насколько хорошо подвешен язык. Репетиции нужны и точка.

Специалисты советуют репетировать перед зеркалом, но это подходит далеко не всем. Подолгу пялиться на самого себя не всегда получается. Спикеру попросту сложно сконцентрироваться. В таком случае можно выбрать себе «слушателя» — предмет или человека. Особенно круто, если доклад технический и слушатель не сильно в контексте. Это поможет протестировать ясность текста и то, насколько другим удается уловить суть сказанного и показанного в презентации.

Готовясь к выступлению на NIXMultiConf, я несколько раз на протяжении недели проговаривал свой текст. С каждым разом получалось более естественно, будто я всегда держу в голове четкий рассказ, как тестировать API. Далеко не у всех спикеров никсовой конференции был опыт публичных выступлений. В онлайне доклады презентовали еще меньше участников. Основная сложность в том, что ты не видишь аудиторию, обращаешься как будто в никуда и одновременно к десяткам тысяч зрителей. Взаимодействовать с аудиторией по ту сторону экрана так же трудно, как и удерживать внимание живого зала.

Нашим спасением стали мастер-классы по актерскому мастерству от одного из самых популярных в Харькове ведущих, актера театра Сергея Москаленко (более известного как Black Jack). Все мы знаем, как филигранно поставлена речь у актеров и ведущих. Сергей тренировал нас за месяц до ивента. Каждому удалось посетить 4–5 онлайн-занятий. За 2–2,5 часа он показывал самые популярные техники улучшения артикуляции, постановки речи и подачи себя в кадре. В день выступления уже было не так страшно один на один с камерой, хотя мандраж все же не отпускал до последнего. Побороть стеснение и избавиться от внутренних зажимов — дело явно не одного месяца. Важно регулярно прокачиваться и стараться при любой удобной возможности говорить на публику, практиковать самопрезентацию, юмор и взаимодействие с партнером (если на сцене выступаешь в паре).

Работать над четкой дикцией. Хорошая дикция — это качество, с которым никто не рождается, его нужно развивать. Базовые правила и скороговорки можно найти в интернете. Конечно, толк от них будет, если постоянно практиковаться. Скороговорки помогут избавиться от «съеденных» звуков, нечеткой речи и других погрешностей.

В нашей сфере каждый первый — отличный инженер, но далеко не все профессионалы в IT умеют красиво и доходчиво делиться своим бесценным опытом. Из-за этого они теряют часть важной аудитории — потенциальных подопечных, коллег, партнеров. Опыт, конечно, помогает в проведении лекций, но его нужно строить исключительно на правильных практиках. Если фундамент изначально заложен не тот, результат будет стабильно неидеальным. Важно, чтобы лектор не только доходчиво доносил мысли, но и делал это максимально живо, увлекательно, «со спецэффектами»! Поэтому тренируйтесь, «насматривайтесь» хороших выступлений и не бойтесь критики. С каждым новым докладом ваш результат обязательно будет улучшаться, и вы еще дадите фору прокаченным спикерам ;)

👍ПодобаєтьсяСподобалось15
До обраногоВ обраному0
LinkedIn



10 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Речь должна быть живая, хорошо отрепетированный, заученный, с хорошей дикцией монотонный бубнёж ничего кроме скуки не вызывает. Не должно быть монотонности. Хорошо учится на примерах — посмотреть несколько действительно хороших презентаций -тех которые вам самим очень понравились и внимательно смотреть на то, как говорит докладчик, ну и попытаться подражать.

Накину от себя:
одна мысль — один слайд. Лучше сделать 10 «полупустых» слайдов чем один перегруженый. Анимация — ок, но это признак перегружености слайда.
Слайд с агендой — обязательно. Дальше по ходу дела, перед каждым новым топиком из агенды — слайд его названием, типа «а теперь перейдем к следующему пункту». Если презентация длинная/агенда сложная, то можно перед топиком можно дублировать агенду стилистически выделяя пункт, который будет обсужден дальше. Типа «а теперь мы поговорим об этом, но вот он общий контекст».
Тайминг важен, тут надо просто знать сколько времени выделять.
Подстрочник. Я преджпочитаю писать полный подстрочник к каждому слайду. Не для того чтобы бубнеть унылым голосом написанный текст, а банально чтобы заранее сформировать мысль, самому себе ее запомнить и при подготовке чекнуть чтобы все важное было отмечено, неважное выкинуто. Затем обычно хватает одного взгляда чтобы восстановить контекст.
Шутки-приколы должны череджоваться с серьезнйо информацией. Выдержать час серьезного текста нереально. Надо дать возможность людям немного расслабиться, и передохнуть. Но хорошо шутить в тему презентации, также заходят истории из своего опыта.
Вопросы-ответы. Оставлять все на конец презентации как по мне, то не очень хорошо, народ и контекст конкретного слайда, и половину вопросов не задаст. Поэтому я обычно даю какое то время в конце каждого слайда для вопросов. Если есть вопрос на который лучше ответить в конце презенатции — так и говорю, «давайте обсудим это в конце». Ну и да, минуцт 10-30 на вопросы после презентации надо оставлять.
Драй раны. Самый лучший экспромт подготовлен заранее. И точка.

Пять лет в тестировании, последние три года я групплид и два года лид тестирования на проекте.

А можна дізнатися, який у вас досвід у виступах, тому що з вашого поста це незрозуміло. Я думаю, що в такому пості 100% потрібно вказати пару своїх презентацій або відео доповідей.

Здравствуйте!
Из конференций вне компании я выступал на Nix Multiconf.
Свежее выступление можно глянуть вот тут
youtu.be/qkUCzvP-5mg
Начало на 2:47:07 (с телефона ссылка на таймстемп не копируется).

на просторах русскоязычного IT-комьюнити не хватает людей,

Ви в якій країні мешкаєте/працюєте, що ігноруєте україномовне community?

В Украине, конечно же! Правильное замечание.

Вставляйте в презентации больше картинок, шутки ,мемы! Особенно если целевая аудитория — не директора предприятий а обычные разработчики, которые в основном молодежь. Я когда делал презентацию , нарисовал схему вымышленного «предприятия Blue Meth Enterprise» с персонажами из сериала «Во все тяжкие» в качестве «акторов» в юс-кейсах.

Джобс віщав для широких мас. Для мене взірцевий доповідач це Мартін Фаулер. Я зазвичай намагаюся звучати десь у його стилі.
А взагалі класна стаття, дуже корисні акценти. Тут ще така тема, що і Джобса і Фаулера публічно виступати вчили в школі, а нас ні. Мене, приміром, перестати боятися публіку навчив лише викладач політології на семінарах на початку четвертого курсу. Він мало не кожного семінару мене ганяв (ми були політичні опоненти, але зі взаємною повагою) і так я перестав боятися аудиторії, більшої за застілля.

Категорически плюсую к тому, что нас этому не обучают.

Это глобальная проблема ребят из Украины, которые работают с американцами и прочими заграницами. У них на той стороне очень развита культура подачи и презентации, но при этом работа может делаться абы как. А у нас всё с точностью до наоборот! Работа, как правило, делается отлично, но часто не презентуется вообще, а тихо отдается заказчику.

Так-так. Пам’ятаю, що ще в університетські роки (2002-2007) маркетингова максима «витрати на продаж дорівнюють витратам на виробництво» викликала в нас якийсь внутрішній спротив. Типу то ж просто говоріння, а от треба зробииитиии щось крутезне, ось що важливо...
Ось так і клепаємо річ у собі, досі :(

Підписатись на коментарі