×Закрыть

Из АТО в ИТ после 30-ти? Как мы обучали группу воинов

[Об авторе: Денис Жевнер — SQA engineer, работает в IT более 10 лет. Основные специализации: Wireless Telecom, Embedded, Quality Assurance. Волонтер. Один из организаторов IT Club Nikolaev]

Как произвести впечатление на первом свидании? Где заработать миллион? Возможно ли научиться IT специальности с 0, да еще и после 30? Недавно мы — группа IT инженеров из Николаева — решили экспериментальным путем найти ответ, хотя бы на вопрос об обучении.

Собрались, обсудили, начали — запустили бесплатный благотворительный курс для демобилизованных воинов, которые прошли АТО. Злые языки, особенно из «молодой» «IT Ылиты», с высоты своих 20-25 синьорных лет жизни, приписывали военным отсутствие свободы мысли, гибкости ума и элементарных знаний. И вообще, пророчили полный крах всему начинанию. Впрочем, давайте по порядку.

Как всё начиналось

Изначально идея была в поиске относительно простого способа насытить рынок более-менее квалифицированными специалистами — хотя б уверенными джунами. Статистика собеседований тогда все чаще нашептывала о суициде, и выхода в разумной перспективе за реальные деньги, разумеется, не было. Из 20 соискателей на junior QA или trainee проходил в лучшем случае один. В среднем по больнице компаниям, разумеется.

Потом пришла война. Начались первые мобилизации, и выяснилось, что у армии нет иногда даже портков. Вы спросите, а при чем здесь ИТ? А вот неожиданно многих айтишников происходящее затронуло. Сначала «волонтёркой» и липкой рукой военкома, а потом... Понеслась. Сейчас, вроде бы, и ни осталось знакомых, которых не «коснулось».

Когда пошли первые «дембеля», одновременно у нескольких людей начали появляться мысли, что ветераны смогут заполнить «пустоту». Таким образом можно совместить приятное (помощь людям) с полезным (больше специалистов на рынке — крупнее проекты, выигрывают все). Тем более, ветераны АТО мотивированы лучше студентов «на шее родителей». Многое прошли и имеют необходимую дисциплину и обучаемость, а главное, многие действительно хотят в ИТ, им это интересно.

Учить воинов решили тестированию — как специализации с самым низким порогом вхождения и быстрым выходом на рынок. Чтобы жизнь студентам медом не казалась и чтобы не плодить «манкитестеров», ввели в курс также программирование, операционные системы и сети, «айтишный» английский.

Составляя программы, постарались учесть большинство типичных граблей, которые возникают в разных проектах на разных стадиях развития — ошибки и правильные решения участников процесса, статистические проявления проблем на разных этапах разработки, взаимодействие команды при решении таких проблем. Также учли специфику моделей бизнеса разных компаний-работодателей, что по задумке должно было помочь студентам при поиске подходящих их навыкам и хотелкам позиций у «лидеров рынка».

Специально обученным HR-ам доверили готовить ребят к их первым интервью после выпуска, за что отдельное большое спасибо.

Что вышло

Для пилотной группы взяли студентов из одной группы, до этого посещавшей курсы программирования от ОБСЕ для ветеранов АТО. Да, получилось не совсем «с нуля»... Правда, в ОБСЕ кодеры так себе, если честно:).

Курс длился около 3,5 месяцев, занятия проходили 4 раза в неделю по 2-3 часа (2 технических занятия и 2 английских) в вечернее время и выходные. Делали упор на самообучение студентов и домашние задания. Сознательные ж!

В итоге из 16 воинов-студентов до выпуска дошли 5. Остальные отвалились по ходу, переключившись на что-то другое или же просто поняв, что ИТ им не нравится. Хочу отметить: ни одного «фейла» не было. Все, кто хотел, прошли успешно с первого раза. С одной стороны, 5 человек — очень мало. С другой — это почти 30% эффективность, которой позавидуют многие вузы.

Лучшие из лучших учеников тестовой группы проекта получили первые сертификаты

Все пятеро успешно прошли exit interview и соответствуют уровню «junior test automation engineer» с драматически улучшившимся английским и «смежными скиллами» (ОС, сети, web и т.д.). Двое уже работают на очередных «лидеров рынка» (и вполне неплохо справляются, должен сказать. Нет, не в «моей» компании). Двое в поиске, и один временно забил на собеседования, занявшись социально полезной нагрузкой.

Что интересно, из 16 ребят, пришедших на обучение, кадровыми военными оказалось трое. Остальные — мобилизованные.

Решаем проблемы

Но есть в этом мире розовых единорожков и радужных пони и своя ложка дегтя. Напомню, обучать именно «дембелей» мы решили, исходя не только из патриотизма и помощи армии, но и из того, что они должны были быть гораздо более мотивированы, чем, например, обычные студенты. Ведь средний студент идет учиться «потому что мама сказала», а тут — взрослые люди, многое прошли и все такое. Понимают, откуда вернулись, понимают, чего хотят в жизни, умеют достигать целей (ну или хотя бы выполнять задачи)...

Так вот — нет. С мотивацией у наших воинов были (уверен, что и будут далее) небольшие проблемы. На словах все осознают, что легко и быстро профессию айтишника не освоить, а на деле находили тысячи причин не делать домашку. При этом на «уроках» все схватывается на лету.

Еще одной проблемой была самооценка и уверенность в своих силах. Вернее, их заниженные значения. Ребята никак не могли проверить, что они уже «крутые хацкеры»:). Иногда ребята робели перед элементарными задачами, обладая, по сравнению с теми же студентами, гораздо большим объемом знаний. Тут нам вместе с уговорами иногда помогал «волшебный пендель», и все резко приходило в норму.

Выводы сделаны, изменения внесены. В целом эксперимент увенчался успехом, как мне кажется. И пока наша армия не перестает нас удивлять, готовимся запускать вторую волну.

LinkedIn

73 комментария

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

А как сейчас с курсами?
Больше не было?

Где можно узнать про такие курсы в Киеве? или в Днепре

Всем привет!
Клевое дело делаете)))
Не планируются ли курсы для АТО-ков, желающих уйти в бизнес-анализ в сфере ИТ?

Я вот не ИТшник, но немного программирую на Pythone.
Иногда возникает желание сделать нечто подобное, что делаете вы, но у нас в Днепре.
Подскажите, если знаете, к кому у нас можно обратиться с подобным предложением.
Есть ли у вас единомышленники в Днепре?

Напишите через год, какой % дошел до мидлов)))

наверняка все кто найдут работу

Вчера не было особо времени отвечать на комментарии, поэтому постараюсь сделать сейчас. Чтобы не вносить путаницу, постараюсь ответить, насколько смогу, одним комментом. Итак:

1. Зачем писал? Чтобы мотивировать тех, кто еще не решился (и обучать и обучаться :) ), развеять хоть немножко мифов о нашей армии, показать возможные сложности и пути их преодоления тем, кто занят подобным.

2. Где брали студентов? «Волонтеря на пол ставки» достаточно давно, недостатка в общении с воинами не испытываю. Собсно, по друзьям, «друзьям друзей» и т.д., эксперементальную группу и набрали. Тем кто делает подобные проекты, могу посоветовать обращаться к тем же волонтерам «по месту». Сарафанное радио достаточно быстро такие вещи разносит. Еще, при каждой обл администрации есть советники по вопросам АТО и объединения для помощи воинам. Там тоже очень часто помогают с такими инициативами. Дорогу осилит идущий. Успехов Вам!

3. По помощи — ребят, огромное спасибо! Пока что, вроде справляемся, хотя для конструктива открыты на все 100, а иногда и больше процентов. Если есть мысли/советы/предложения/пожелания/ветераны, пожалуйста стучитесь в личку. Лучше можно сделать всегда, впрочем, как и хуже.

4. Отдельного абзаца заслуживают в обсуждении 3 вещи, объедененные одним магическим словом, того, что началось в комментах (4 буквы, первая «с». Угадали? ;) ).

— Квалификация выпускников.
Меня искренне удивляет (и вызывает безудержную зависть, между прочим), способность некоторых наших сограждан и коллег определять квалификацию специалиста по фотографии. И по «прошлому» специалиста. Готов поспорить, вместе с этим даром так же развивались: «предсказание будущего страны по телевизионным сюжетам»,
«мгновенное построение логических цепочек на основании одного и менее фактов», «умение аргументировано вести дискуссии на незнакомые темы» и многие другие полезные навыки.
А если серьезно — обилие нормальных джунов на рынке и привело к создании программы. </sarcasm> О способностях и знаниях ребят свидетельствует то, что по окончании курса те, кто хотел (рассылал резюме, ходил на интервью), вполне себе работают по специализации. Если у ваших джунов не так — возможно они испортились.

— По поводу штанов (мужики, вы серьезно, а?!?). Хотел интригу подержать дольше, ну да ладно...
Уважаемое и, местами не очень, общество в своих попытках таки встречать по одежке, очень часто забывает, что одежда, кроме элемента стиля, пафоса, гламура и завышения ЧСВ, часто имеет вполне утилитарные функции. К примеру, я могу прийти на работу в «горке», если после мне нужно ехать на полигон. Не потому что это принципиальная позиция, или у меня нет денег. А потому, что переодеться может быть сложно/негде/леньки... Ну это так, на «подумать», прежде чем писать ;)

— По поводу денег (А). Чужих.
ИМХО — считать чужие деньги жлобство и хамство. Следите за своим кошельком.

— По поводу денег (Б). ЗП военных, которым завидуют. Специально для Aleksey Samokhvalov и 90%.
Только сейчас и только для вас есть уникальная возможность обрести работу вашей мечты! Пусть завидуют вам!
Вас ждет:
— Здоровая работа на свежем воздухе;
— гибкий график;
— молодая и интенсивно растущая команда;
— интересные проекты и постоянная коммуникация с иностранцами;
— оплачиваемые командировки на берега Черного и Азовского морей;
— Море, солнце, жилье на первой линии! До моря не более 50 метров!
— Полное обеспечение организацией: проживание, одежда, транспорт, питание;
— Достойное материальное вознаграждение, которому завидуют даже IT-шники!
Контакты:
36-я Бригада Морской Пехоты:
098-926-80-46 — Киевстар
093-682-11-14 — Life
066-580-33-14 — MTC (Vodafone UA)

1-й Батальон Морской Пехоты:
тел. 067-457-89-63 — для абонентов Киевcтар
тел. 067-883-53-20 — для абонентов КиевСтар
тел. 093-363-85-23 — для абонентов Life : )
тел. 099-497-61-69 — для абонентов MTC (Vodafone UA)

Вроде все. Если что забыл — спрашивайте

1

2. Где брали студентов?
А вы повестки рассылайте — схема работает )))

2. Молодцы!

Молодчина, достойно ответил !

По поводу денег (Б). ЗП военных, которым завидуют.
Я просто привел факт по зп, что она одна из наибольших среди зарплат в Украине. Из всех моих знакомых не программистов — все кто служит получают в полтора-два раза больше остальных моих друзей. Все минусы я и без вашего знаю. Ничего более в этот контекст я не пытался заложить (когда отвечал по поводу зп). Не нужно за меня додумывать.
Не потому что это принципиальная позиция, или у меня нет денег. А потому, что переодеться может быть сложно/негде/леньки... Ну это так, на «подумать», прежде чем писать ;)
Ну да. Зайду ка я на экзамен в плавках т.к. мне после экзамена на пляж нужно ехать отдыхать. Как по мне — это уважение к окружающим в первую очередь. Ну и дисциплина. И тут речь идет не о «встрече по одежке» совсем (я думал это все понятно, но оказывается у всех разные способности к мышлению). Но зачем думать прежде чем писать, лучше толпу повеселить.

Алексей, вижу у вас блестательные способности к анализу и мышлению, непревзойденный навык выборочного цитирования и принципиальную позицию по дресс коду.
Отчасти с вами соглашусь — в человеке все должно быть прекрасно!
Но, на вкус и цвет фломастеры, как вы знаете, разные.
Мне ближе идея о том, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.
И если брать, например, плавки и экзамен, с тем же успехом можно взять в пример «бикини и оперу», «space shuttle и шорты на космонавте», «морпехов в пижамах на высадке» и тд.
Предлагаю на этом упражнения в риторике и смене смыслового контекста все-таки закончить и не разбирать все вот это вот по кирпичикам психологии — слишком много времени и текста займет.
И, позволю себе маааленький, но, надеюсь, полезный совет: не драконьте волонтёров байками о армии. А еще больше, не драконьте ветеранов. Они лучше знают, «что по чем» было, где они были и что видели. Особенно ветераны-"специалисты".
Мира вам, добра и хорошего настроения!

Вам тоже мира и всего хорошего!

Вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья!

Бригада Морской Пехоты
Морская пехота — это здорово. Десантирование с кораблей входит в программу?)

И с кораблей, и с лодок, и даже с самолетов-вертолетов :)
Если интересно или есть друзья/знакомые, которым интересно — стучитесь, спрашивйте. Помогу чем смогу :) Все контакты что дал «живые», МП правда набирает людей. В Нико.
Конкурс, кстати тоже есть — все таки элитные части.
Подробнее о жизни МП и нашего фонда можно посмотреть на marines.org.ua или bf.net.ua

Ребята, огромный респект и +100500 в карму! Подобные курсы мы проводили в Харькове по JS. Что бы уменьшить отток студентов в процессе обучения, мы вводили степендию (взрослым людям нужно еще и семью содержать). У нас есть офис в Николаеве и если нужна будет помощь в запуске очередной программы обучения — пишите в личку.

Алексей, спасибо! Постучался в ФБ. Сейчас вроде справляемся, но, естественно, открыты для сотрудничества и быть «на связи» имхо, стоит .

Идея достойная. Но вот первый же показатель — у мужчины на переднем фоне — все так плохо финансово, что штаны другие одеть не смог? Он ведь не в поле в засаде находится, все таки корпоративная отрасль, одежда хоть по минимуму должна соответствовать. Или это принципиальная позиция человека? Показать всем «кто я». Для меня это с ровни когда на собеседование рокер приходит с браслетами и шипами на руках...

все таки корпоративная отрасль, одежда хоть по минимуму должна соответствовать
в банке работаете?
Или это принципиальная позиция человека? Показать всем «кто я»
точняк. тоже бесят всякие человеки с татуировками, нестандартными прическами, тоннелями в ушах, цветными контактными линзами или темной губной помадой. а еще в шортах и шлепках поверх носков(сам так ношу, сам себя выбешиваю)
у мужчины на переднем фоне — все так плохо финансово, что штаны другие одеть не смог?
В армии зарплаты маленькие, может это у него единственные. Ну, возможно, теперь ситуация изменится к лучшему.

вы серьезно?) зарплатам в армии позавидуют 90% населения Украины

Вполне себе. У взрослого человека, в отличие от «двадцать-с-чем-то» , есть больные и старые родители, дети, некие другие финансовые обязательства — и вполне может быть, что этот человек тратит свою армейскую зарплату на это, считая покупку одежды — делом второстепенным.

Приезжали ко мне ребята из армии совсем не давно в гости. Вот нужно было им на некое мероприятие попасть на следующий день, а они не в гражданском. И тратится ради мероприятия сильно не хотели. Мы поехали на какой то секонд, они там все себе набрали штанов за смешные копейки — штаны все в довольно хорошем состоянии. Все — за смешные деньги они попали на мероприятие в соответствующем этому мероприятия виде. Я согласен всякое бывает, я и хотел уточнить — это вынужденная ситуация так одеться либо принципиальная позиция. Потому что подобный пример я уже видел — я довольно официальное мероприятие (к нам часто сотрудники других фирм приезжают) пришел человек в шортах и футболке с гербом Украины на всю футболку. Показал всем свою позицию так сказать. А рядом все в брюках, рубашках и пиджачках...

Я Вас понял. Да. бывают всякие ситуации, но в данном случае — мне бы ,лично, было бы абсолютно неинтересно, во что одет человек и какая у него позиция в данном вопросе. Вот знания и умения его — да, это важно. А одежда..всяко бывает в жизни, возможно новое умение поможет ему купить хорошую одежду.

У взрослого человека, в отличие от «двадцать-с-чем-то» , есть больные и старые родители, дети, некие другие финансовые обязательства
ну и кто таким виноват? если человек не умеет жить по средствам, то так ему и надо, родители у многих есть и это не что-то сверхъестетсвенное, если им не вздумалось родить ребенка в 60 лет, то ребенок вполне мог предвидеть что они постареют и будут нуждаться в помощи, если в почетном возросте родили, то сами виноваты, все остальное что ты назвал — это решения, которые были приняты осознанно, ты к какому-то сочуствию во всех своих постах призываешь — это неправильно

Буду КЕПом, але такі зарплати ввели нещодавно, більшість АТОшників їх в житті не бачили. І як би не всі були контрактниками

А что, по-вашему, заставило этих достойных молодых(и не очень) людей не продолжать карьеру военного и попытать счастья в столь популярной нынче отрасли? Внезапно открывшееся призвание?

То же самое что и моих друзей уйти с заводов и других работ к примеру. Там они получали во много меньше, и пахали как собаки. Теперь сидят в комфортном офисе\дома за компьютером, пьют кофе и пишут код. Вы серьезно блин?
p.s. и да, есть друзья у которых не получилось бы в ИТ, они пошли служить, сейчас получают хорошие (для Украины) деньги, в том время как часть друзей за 2-3к грн вкалывает. Что за вопросы?

Что за вопросы?
Наводящие [на мысль].

Александр, статья как раз косвенно отвечает на ваш вопрос. Из всех ребят, что пришли на курс, кадровыми военными было всего 3 человека. Остальные — мобилизованные. Кто-то где-то работал, у кого-то был малый бизнес и т.д.
Сами понимаете, мало какие работодатели, клиенты и сотрудники (в случае бизнеса) будут ждать год, пока человек защищает нашу страну. Sad but true.
Поэтому многие, демобилизовавшись, оказались, что называется «на старте». И если раньше было интересно, но был, например, бизнес в другой сфере, что оставляло на IT минимум времени, то, вернувшись с войны, все нужно было начинать сначала. Кто-то выбрал ИТ. Кто-то — службу в новой полиции. Кто-то пошел восстанавливать бизнес.
Просто мы сейчас говорим о тех кто выбрал ИТ )
«О доброте дельфинов мы знаем от тех, кого они притащили к берегу. Но мы ничего не знаем о тех, кого они увели в море» © (не мое) :)

Не спорю, вполне возможно, что все эти люди — бизнесмены, без каких-либо профессиональных навыков, для которых потеря бизнеса равносильна потере всего и «чистому старту».
Возможно, но маловероятно.
В остальных же случаях квалификация наемного сотрудника если и теряется, то не сильно.

Да, возможно у него маленькая зарплата. Возможно у него ВООБЩЕ нет денег.
Потешили ЧСВ ?

одному взрослому мужчине не нравится как одет другой взрослый мужчина... я вообще очень толерантный, но что это за голубятня на доу начинается?

Это не голубятня. Я могу порадоваться за комментатора, что его обошли стороной беды и безденежье. И пожелать ему , чтоб и впредь все так было.

ну тогда, раз тебе штаны не пришлись по вкусу и ты избалован корпоративным этикетом, то почему бы тебе не исправить косоглазие... понимаю жестко, но в данном случае оправдано,
даже если у человека нет других брюк,это не зазорно, в этом бизнесе главное мозги, упорство и смекалка, это цениться! если тебя принимают на работу за штаны «левайсы» , то ты сильно зажрался мальчик

Я так понимаю, грамотность в этом бизнесе тоже не ценится.

та не вы шо, ака грамотность , штанцы важжнеше

Денис, достойна ідея і реалізація! Браво!

Спасибо! Надеюсь, такие истории успеха смогут мотивировать и ободрять тех кто сомневается в своих силах.

У мене є IT-клуб в Києві, безкоштовний і вільний, і я хочу, щоб залучити студентів ATO реконверсії. де я можу їх знайти? є для ATO асоціації для цього?

Как можно найти этот IT-клуб?

Не придираюсь ни в коем случае. Так, добрый совет: смените домен на что-нибудь в зоне *.ua или *.*.ua. В том же org.ua достаточно много свободных, коротких и запоминаемых имен.
По поводу студентов, советую Вам связаться с местными волонтерами (в Киеве их ооочень много), ну, или как вариант, обратиться в ОГА — сейчас при каждой ОГА есть советники по АТО (тоже волонтеры, кстати), которые могут помочь.

А може до Вас ще й можна приєднатися?

Я атошник, ищу работу Manual / Automation QA. CV в профиле linkedin. Киев. Буду благодарен за помощь.

Додався.

Спасибо за ваши усилия. А как вы набирали и отбирали студентов? Через военкомат ?

Замечательно, что решили и сделали! Придумать 101 «почему нет», может каждый.

Ребята, спасибо Вам, делаете очень хорошее дело ! Поверьте мне. ради тех у кого получилось — стоило начинать !

И маленькая ремарочка — не балуйтесь англицизмами

драматически улучшившимся
английским
 — он же dramatically improved . ага ? Используйте «значительно улучшившимся» 8-) . Извините за замечание.

Спасибо за отзыв! Да, все верно, «значительно улучшившимся» :) Профессиональная деформация, знаете ли )

На рынке избыток таких вот недоИТишников, засрали ящики вакансий на фирмах, все пишут тчо джуниоры, а на самом деле нули, а нормальные джуниры не могут пробиться из-за спама.

«Нормальный Джуниор» это походу новый фенотип, как «23-х летний синьор».

«Нормальный Джуниор»
это походу тот, кого можно напарить как мидла/синьйора а платить как джуну)

^^ Варіаціі на тему «Понаєхалі, бл**ь». Вам повинно бути соромно, але наврядчи ви здатні.

«нормальные джуниры не могут пробиться из-за спама. »
Значит не на столько нормальные, если проигрывают конкуренцию.

Если речь идет про какие-то проекты только для определенной категории людей(белые, инвалиды, АТОшники и т.д.), то вряд ли в этом случае можно что-то говорить о «честной конкуренции».

Нет таких проектов, так же галерят на инофирмы как и все

Под проектами подразумевались «курсы для атошников» и подобные мероприятия.

Вы не поняли работодатель видя свалку писем все просто не читает

У меня есть сомнения в квалификации таких сотрудником, может на них можно скидывать мелочи на второстепенных проектах, когда задействовать основной состав дорого

Не повредит взять на второстепенный проект, конечно. Только надо не оставлять людей вечно на одной должности, а смотреть, как они там себя проявили — возможно, доросли до первостепенного (ваша цель ведь набрать людей на него, в конце концов).
А то я тоже могу рассказать про работодателей, у которых был стул в углу, на который надо было кого-то посадить, бо офис недогружен, а за него аренда платится как за полный...

Категорически не согласен про «немотивированных студентов». Многие из моих знакомых начали искать работу уже на 2-3 курсе. А люди, пришедшие в универ ради диплома, как показывает мой опыт, по собеседованиям не ходят...

Низкий поклон вам ребята, за то что делаете. Насчет количества тех, кто смог дойти до финала — так везде. Даже у тех кто рассказывают о безумном желании работать в IT. Есть две большие разницы между «хотеть» и «делать». Процент тех, кто делает всегда невелик. Но именно он нас вдохновляет. Еще раз спасибо вам за вашу работу! А парням удачи и работы!

Вот незадача, нет чтобы денег отослал

Или кусок хамона, на худой конец или сыру

Лучше не хамона или сыру и не отсылать ;) Лучше всего вдохновиться и что-то сделать, пусть даже по мелочи. И так вот, по мелочи, наша с Вами страна станет лучше.

Подписаться на комментарии