Опитування: якість IT-освіти в українських вишах. Заповнюйте анкету!

Проект государственного значения: как мы создавали ProZorro

[Об авторе: Алексей Стародубов — по образованию юрист. Основатель и директор инвестиционной компании Stalex Investments, сооснователь пространства HUB 4.0, сооснователь площадки электронных торгов NEWTEND, участник системы ProZorro]

Проект NEWTEND возник задолго до того, как электронные государственные закупки вошли в Украине в моду. В 2012 году коррупция в нашей стране стала фактически всеобъемлющей, особенно это касалось государственных тендерных закупок. Необходимо было найти действенный инструмент, который мог бы искоренить коррупцию в сфере госзакупок. В этом же году Украина взяла курс на евроинтеграцию, что в свою очередь стимулировало к имплементации европейских норм в украинское законодательство. Мне, как юристу, это было очевидно. А мои бизнес-партнеры увидели в этом долгосрочную экономическую перспективу.

С чего начинались электронные торги в Украине

В то время как во многих странах мира механизм электронных закупок уже работал и позволял сэкономить до 25% государственных средств, рынок электронных торговых площадок в нашей стране только формировался.

Мы рискнули и вложили в проект наши собственные средства, а также убедили присоединиться к проекту американского инвестора — компанию NEWTEND Corp. Провели презентацию в Сан-Франциско, много общались с бизнесменами из Кремниевой долины, убедив их, что украинский IT-сектор перспективен.

Вначале нам сложно было определить стоимость наших услуг, поскольку у нас не было конкурентов, не было на кого ориентироваться. Не получалось даже оценить сроки окупаемости нашего проекта, поскольку мы не представляли, удастся ли нам в условиях тотальной коррупции заинтересовать кого-либо в государственных органах на проведение такой кардинальной реформы.

Но мы изначально ориентировались на тендеры бюджетников, так как благодаря сотрудничеству с государственными органами можно популяризировать систему электронных закупок и в бизнес-среде. Согласно нашим планам, именно коммерческие компании должны были сделать наш проект прибыльным.

Работа над стартапом началась. Технический базис обеспечили западные специалисты, адаптировав существующие проекты под украинский рынок. Параллельно мы совместно проработали с комитетом по IT и информатизации Верховной рады Украины законопроект по переводу всех госзакупок в электронный формат. Но большинство депутатов его, конечно, в тех условиях не приняли: власти не хотелось терять коррупционные 50 млрд. грн.

До 2014 года нам удавалось развиваться благодаря тому, что мы нашли заказчиков в коммерческом секторе. Клиенты начали тестировать нашу систему, и быстро поняли, что с нашей помощью они могут сэкономить большие суммы. А в 2014 году группа общественных активистов предложила создать открытую систему электронных государственных закупок ProZorro, и мы включились в эту работу, делясь своим опытом.

Что такое ProZorro

ProZorro — это база данных, находящаяся на виртуальном сервере, и к которой подключен современный модуль бизнес-аналитики. Модуль, кстати, подарила американская фирма Qlik Technologies, которая коммерческим компаниям продает этот продукт за большие деньги. В нем видна абсолютно вся статистика торгов, можно сделать срезы по всем секторам закупок, по регионам, по компаниям-участникам и так далее. Сама база пока что находится на балансе украинского отделения организации Transparency International, которая специализируется на борьбе с коррупцией, и потому была куратором создания проекта.

К этой базе данных может подключиться любая коммерческая площадка: нужно только зарегистрироваться, заплатить небольшой вступительный взнос и получить техническое задание от ProZorro. Фактически, площадка — это frontend, который через API обменивается данными с базой. Кроме того, вы можете добавить дополнительные сервисы для клиентов. Сейчас уже к системе подключено 6 площадок, в том числе наша NEWTEND, готовятся к запуску еще 5.

Вместе с коллегами из других площадок нам удалось создать продукт, который можно назвать действительно инновационным.
— Во-первых, электронные системы госзакупок пока что не так уж и распространены в мире: далеко не все западные страны их имеют. Например, Польша пока еще не запустила свою систему в работу, разработки продолжаются.
— Во-вторых, режим полной прозрачности и конкуренции площадок, принцип «Все видят все» — это новое слово даже в мировом масштабе. В Грузии, на которую мы ориентировались в начале разработки системы ProZorro, нет свободного доступа площадок к базе данных: там только одна государственная площадка, которая является монополистом по доступу к торгам. И Грузия уже объявила, что хочет все переделать по нашему принципу, потому что наши показатели их впечатлили.

Как площадки планируют зарабатывать

Для государственных заказчиков торгов участие в них бесплатно, поэтому монетизация идет за счет поставщиков, которые платят символические 175 грн. за подачу одного предложения на тендер. Доступ к базе через все площадки равноценный — предпринимателю, по большому счету, все равно, через кого из нас работать, поэтому мы привлекаем клиентов за счет дополнительных сервисов. Кого-то привлекают удобные отчеты по торгам, кого-то — интерфейс, а кому-то нравится, как работает колл-центр. Например, в NEWTEND каждый поставщик сопровождается индивидуально: его консультируют в телефонном режиме, объясняют, как подключиться к системе, а также выезжают в регионы и проводят тренинги.

В NEWTEND за день регистрируется до 80-100 поставщиков, которые при регистрации отмечают, какие группы товаров им интересны. И когда объявляется новый тендер — им отправляется приглашение принять участие в торгах. Хорошие результаты приносит также интернет-реклама.

Чтобы создать свою площадку, соответствующую требованиям ProZorro, нужно где-то в районе $50 тысяч. Но зато ее поддержка обходится дороже: с разработчиками, колл-центром и другими сервисами — в год это порядка $150-400 тыс. Площадка постоянно должна инвестировать в совершенствование системы. У всех площадок, входящих в ProZorro, есть план написания новых модулей, введения новых опций.
Например, сейчас мы дописываем модуль, который будет учитывать неценовые показатели. Это значит, что в будущем победителем тендера будет становиться не тот участник, у которого самая низкая цена, а тот, который лучше по совокупному набору показателей: качество товара или услуги, сроки доставки, отсрочка платежа и прочее.

Все площадки должны обновлять функционал синхронно для того, чтобы система работала, как единое целое. Ведь если на какой-либо из них не будет той же возможности учитывать неценовые показатели, из-за нее одной нельзя будет провести торги по новым правилам. Конкуренция площадок — это также хороший стимул для совершенствования своего сервиса. Если у вас будет не полный функционал, через вашу площадку просто не будут работать: зачем заказчику ваш сервис, если он за ту же цену сможет получить больше услуг на другой площадке.

Что будет дальше

Менее чем за год в ProZorro:
— начали проводить торги 1,6 тыс. госструктур;
— зарегистрировались 5 тыс. поставщиков;
— было проведено более 14 тыс. тендеров;
— заключено сделок на сумму 4,1 млрд. грн.

В нынешнем году на электронных площадках проводились только так называемые «допороговые торги», в которых ожидаемая стоимость товаров составляет до 200 тыс. грн., а услуг — до 1,5 млн грн., но при этом Министерству обороны и Министерству инфраструктуры разрешили все без исключения торги проводить в электронном режиме.

Скоро нашу систему ожидают два серьезных новшества. Во-первых, уже в 2016 году вступит в силу принятый в ночь на 25 декабря закон № 3559 «О публичных закупках». Новый закон предусматривает, что все государственные органы и управляемые ими госкомпании обязаны проводить все свои тендеры по закупкам товаров и услуг в электронном формате. Согласно Закону, все торги проходят по единой процедуре — аукциону с определением самой низкой цены и учетом неценовых критериев.

Сокращаются сроки для проведения открытых торгов, появляется новый критерий оценки тендерных предложений: общая стоимость пользования (жизненный цикл), и увеличивается удельный вес ценового критерия в закупках до 70%. Все это резко повысит число заказов, которые мы будем обслуживать, ведь всего у нашей страны около 25 тысяч госзаказчиков, и они проводят торги на сумму 200-250 млрд грн. в год.

Во-вторых, до конца 2016 года Transparency International собирается передать систему торгов на государственный баланс, и Министерство экономического развития и торговли объединит ProZorro с госпредприятием «Внешторгиздат», которое сейчас публикует объявления о крупных тендерах.

Но главный шаг уже сделан: украинское общество убедилось, что открытые электронные торги отличаются от обычных, как компьютер от печатной машинки. И проводить государственные закупки по старинке, «не замечая» коррупционных схем — подставных компаний, условий, прописанных под одного участника — украинцы уже никому не позволят.

Но главное, что этот проект уже приносит огромную выгоду государственному бюджету: благодаря открытости торгов и доступу к ним всех желающих предпринимателей, экономия государственных средств составила 417 млн грн: на столько реальная цена всех закупок была меньше ожидаемой. А с учетом принятого Закона «О публичных закупках» в 2016 году в экономику страны 50 млрд. грн. Именно настолько в прошлые годы были завышены цены закупаемых товаров и услуг для государства по оценкам Минэкономразвития.

LinkedIn

17 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

тенедер на хостинг самого ProZorro
biz.liga.net/...stavshchikom-it-uslug.htm
допущены только 3 участника (минимум, требуемый при госзакупках для кворума)
самое дорогое предложение признано «наиболее экономически выгодным»
6.688 млн UAH ради 400iops и 80MBps :-)
112.ua/...predlozheniem-326820.html

а что, если площадка для борьбы с коррупцией в тендерах делает коррупционные тендеры для своей жизнедеятельности?

такого быть не может!)

2011-го года электронные закупки есть у государственных железных дорог: tender.uz.gov.ua

Ну что-то УЗ это вообще никак не помогло.

Знакомый участвовал в тендере и поделился своим опытом:
www.facebook.com/...y/posts/10204457178584223
кратко: тендер по покупке каяк Нац. Парком выиграла фирма, заявившая цену в 20 раз меньше реальной

Это пример обхода системы?

Необходимо было найти действенный инструмент, который мог бы искоренить коррупцию в сфере госзакупок.
вот только вышеописанный проект к борьбе с коррупцией никакого отношения не имеет
ну будут теперь там объявлять тендеры, которые и так раньше были публичными, ну и что?
это совершенно не отменяет
подставных компаний, условий, прописанных под одного участника
тем более, что создание нового закона
№ 3559 «О публичных закупках»
под единственного безальтернативного поставщика данного сервиса — собственно и есть проявление той самой коррупции
Во-вторых, до конца 2016 года Transparency International собирается передать систему торгов на государственный баланс,

Площадки наскільки я знаю рівносильні.

В тексте есть противоречия:

В то время как во многих странах мира механизм электронных закупок уже работал
и
Во-первых, электронные системы госзакупок пока что не так уж и распространены в мире
Пожалуйста, вычитывайте тексты перед публикациями.

Здесь нет противоречий. То, что системы не распространены, не означает, что их нет.

Согласен. Однако первое предложение повествует нам о том, что подобные системы не только есть, но и активно функционируют, а значит, и распространены. В общем, это было просто небольшим замечанием, не следует вокруг него разворачивать дискуссию.

формально, в первом предложении речь о «механизме электронных закупок», а во втором именно о «госзакупках». Могут же быть электронные не государственные закупки, или нет? Эх, ДОУ такое ДОУ...

Антон, читайте статьи полностью, а не по диагонали.

В то время как во многих странах мира механизм электронных закупок уже работал и позволял сэкономить до 25% государственных средств

Спасибо за ваши ценнейшие советы!

Все-таки противоречия не вижу, ведь можно сказать, что с одной стороны во многих странах механизм работает, а с другой стороны, «не так уж растпространен», т.е. например не на 100%. Если представить ситуацию, что в 60% развитых стран есть такая система, то вполне можно утверждать, что а) «во многих странах мира механизм электронных закупок уже работал» б) «системы госзакупок пока что не так уж и распространены в мире» (например, не так распространены, как автор считал бы, что они должны быть распространены — т.к. можно сказать, что такие должны быть во всех развитых государствах). И одновременно эти два утверджения могут быть верными, не вступая в противоречие.

В общем, вы нашли какую-то сомнительную логическую ошибку, сделали вывод, что автор не вычитывал статью, сделали ему замечание, потом ответили другому комментатору, указав, что ему не следует делать, ну и мне советуете, как мне читать статьи. Окей. Даже и не знаю, что бы мы без вас делали :)

К сожалению, наблюдается на ДОУ такая тенденция — много комментариев не по смыслу топиков, а лишь бы «докопаться». Хорошо, что грамматические ошибки никто не выносит на обсуждание.

Если кто-то захочет покрутить данные:
data-gov-ua.org/...anization/openprocurement

Молодцы, даже не верится, что такое возможно за столь краткие сроки, учитывая, насколько консервативная целевая аудитория.

Подписаться на комментарии