Quality assurance vs. Quality control
Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если руки сложа
Наблюдал свысока,
...
Значит, в жизни ты был
Ни при чем, ни при чем!
В. Высоцкий, Баллада о книжных детях
На одной из недавних посиделок харьковского QA клуба столкнулся с мнением, что Quality assurance и Quality control — суть разные процессы, первый направлен на процессы, второй — на продукт. Ну ладно, в одной из компаний эти два процесса разнесены по разным подразделениям с соответствующим разделением зон ответственности и т.д. — это специфика конкретной компании. Но, больше всего огорчило отсутствие у присутствующих понимания того, что это не могут быть независимые процессы — их разделение порождает совсем ненулевые риски.
Самый главный риск — потеря обратной связи. Ну не может человек, который занимается внедрением процессов, качественно внедрить процессы, ни разу не «работая в поле». Чудес не бывает — чужая точка зрения на качество внедрения процесса (который, к тому же, не приносит прямой бизнес-ценности) никогда не заменит свою собственную. Ну и просто с точки зрения обычной логики — нельзя целью работы ставить внедрение процесса, внедрять процесс надо всегда ради продукта или как минимум — с оглядкой на него. О каком разделении QA и QC может идти речь?
Второй риск — если у среднестатистического человека на ментальном пространстве бывшего СССР появляется возможность не заниматься работой над продуктом, а заниматься «внедрением» чего-либо — он с радостью этим займется. Ведь это великолепная возможность не отвечать непосредственно за сделанное своими руками — всегда есть возможность свалить вину на тех, кто непосредственно по процессу работает. Это нормальная среднестатистическая человеческая реакция :) Иными словами — вместо карьеры в разработке софта, начинает строиться карьера в корпоративном маневрировании.
Третий риск — потеря профессионального доверия к команде внедряющих процесс. Разделение процессов QA и QC приводит к тому, что команда, разрабатывающая продукт начинает «дружить» против команды разработчиков процесса (аналогично «дружат» команды проверяющих процесс и проверяемых). Не буду внедряться в психологию — вполне нормальное явление в профессиональных группах, соответствующая цитата вынесена в начало статьи.
С самыми важными рисками разобрались, остается вопрос — почему так? ИМХО, все такие шаблоны поведения и принятия решений говорят о том, что, несмотря на декларируемую повсеместную agile-зацию, директивное управление все-таки прочно сидит в мозгах как руководителей, так и исполнителей. Действительно, ну как же без штаба, пишущего уставы и годами не выезжающего дальше полигона с тепличными условиями? Как может какой-то лейтенант понимать больше о том, что происходит именно здесь и сейчас возле деревни Гадюкино, чем заслуженный полковник за 200 км от места событий? Как же можно поставить цель без четкого определения пути достижения этой цели со стороны руководителя?
Остается вопрос — что делать?
Если уж у вас разделены команды «внедрунов» и «реализунов» организационно — выводите процессологов в поле :) Пусть они поработают внутри команды разработчиков продукта, пусть сами посмотрят на результаты своей работы и сами составят мнение, без преломления его через призму чьего-то мировоззрения. Ну и руководство компании заодно получит четкое представление о заслуженности погон того или иного QA — трудно быть хорошим QA и внедрять процессы для QC, не будучи хорошим QC, не так ли?
Если вы строите процессы с нуля — все современные отличные практики вам в руки: смешивайте QC и разработчиков, разбавляйте их QA, тасуйте QA между командами и т.д.
Как следствие этого, если все «правильно смешать и не взбалтывать», вы получаете оздоровление отношений между ролями в команде, отсутствие лишних процессов и повышение рентабельности проекта/продукта.
В заключение — не зря приведены саркастические примеры из военной области. Немецкая Auftragstaktik и её наследница Mission-type tactic давно подвели научное обоснование под инициативность среднего и младшего командного состава и их возможности влияния на уставы и тактику боевых действий. Как говорил один умный и богатый японец: «Бизнес — это война и все законы войны распространяются на искусство ведения бизнеса». А ИТ-шники упорно цепляются за прошлое — обидно :)
Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU
29 коментарів
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.