Удаленная работа: плюсы и менеджерские особенности

[Об авторе: Владимир Железняк — успешно запустил два стартапа в распределенных проектах. Многих сотрудников не видел ни разу. Разница в часовых поясах — до 12 часов. Работаю из дому 6+ лет. Трое детей]

Принимаю команду на распределенном проекте, обзваниваю сотрудников. Про одного толкового джуна знаю, что он молод и всегда вежлив. И у меня всё время ощущение, что собеседнику страшно. Звоню ему, спрашиваю: «У тебя камера есть?» — «Есть, но можно я её не буду включать?»
Поговорили, все ок.
Но я ни фига не понимаю, чего он боится. Это преступник, которого разыскивает Интерпол? У него на лице неэстетично растут щупальца? Он во время работы надевает только шапку из фольги с заземлением? Если человек такой странный, то я не смогу его понять и не смогу предсказать его действия. Вдруг он решит, к примеру, базу и код в открытый доступ выложить?
Начинаю гуглить. Сразу же нахожу топик: «Добрый день. Мне 16 лет, я боюсь, что на работе узнают и уволят». Да пофиг мне на его возраст! Работает хорошо, и ладно. Хотя какие-то особенности работы ФЛП и т. д. пришлось объяснять.

В сегодняшнем материале:

  • Плюсы и особенности удаленной работы. Больше о надомниках, и чуть-чуть «он на твоем проекте, только работает в офисе, сдвинутом на 6 часовых поясов».
  • Взгляд со стороны сотрудника. Коротко, ибо банально.
  • Взгляд со стороны работодателя. Вот это уже менее банально.
  • Менеджерская специфика. Многие на этом ломаются.
  • Пара строк рекламы онлайн-тренинга с практикой по теме.

Плюсы удаленной работы

Для сотрудников

Этот раздел для тех, кто еще не пробовал работать удаленно. И для менеджеров для удобства мотивации.

Время на дорогу

«У меня есть лишние полтора часа в день. Абсолютно не знаю, куда их деть».
© Вымышленный персонаж. Более вымышленный, чем единороги

Пусть на дорогу туда-обратно уходит 1,5 ч/день. Тогда если считать:

  • 8+1 работа
  • 8 сон
  • остается 24-8-1-9=6, и 1,5 ч/день из 6 — это много.

Здесь, конечно, есть нюансы. К примеру, если до работы полчаса пешком по приятному скверу вдоль реки, а дедлайны и погода позволяют ходить... Или если эту прогулку получается совместить с самообразованием, или по дороге — закинуть ребенка в садик... Или дорога между домом и работой — единственная возможность побыть одному... Или дорога — это триггер на переключение мозгов с одного режима на другой... В общем, в некоторых ситуациях — дорога это хорошо. А иногда — плохо.

Удаленная работа подходит не всем. Это не хорошо и не плохо. Это личные особенности.

Почти каждого можно уговорить работать удаленно. Почти каждого можно уговорить работать в офисе. Не всегда есть смысл в таких уговорах, так что хорошо бы уметь определять сложность заранее.

Гибкий график

«Иду на работу — еще темно. Иду домой — уже темно. На выходных отсыпаюсь».
© Офисный работник, который заподозрил в себе вампира

Хочется зимой увидеть солнце не только из окна? Или летним днем покататься на велосипеде? Или ребенка некому забрать из садика? Гибкий график дает шанс на это.

«Гибкий» здесь можно толковать очень по-разному. От «4 часа работаю — час сплю — 4 часа работаю» до «работаю 24/7 так, что клавиатура дымится». См. цикл про овертаймы.

Удаленная работа требует больше самодисциплины.

В том числе и на дисциплинирование родственников. «Да, я дома. Я дома работаю. Я занят и не буду отвлекаться даже на две минуты». Впрочем, некоторые идут в коворкинг или в кафе. Или даже в электричку. Иногда это проще, чем воевать с домашними.

Openspace и другие офисные прерыватели

Openspace — банально дешевле в аренде, чем офис с комнатами. Openspace — дешевле перепланировать при изменении количества людей на проекте. Openspace — дешевле в обогреве и кондиционировании.

Openspace — ужасен своим шумом и количеством отвлечений и прерываний. Один шумный сотрудник может понизить эффективность всей компании. При этом для руководства это будет выглядеть как «вы что, не можете его просто игнорировать?». См. работу с болтунами.

Удаленная работа зачастую лучше офиса, потому что меньше прерываний.

Зарплата

При удаленной работе часть расходов уходит с работодателя. Сэкономленные деньги могут попасть и в зарплатный фонд тоже. Здесь обширная тема для холивара «чем ограничена зарплата сверху и снизу», и эта тема будет уже в другой статье.

Статья расходовПриблизительный минимум, $/месПриблизительный максимум, $/мес
Офисдешевый офис, людей поплотнее 14*6=84дорогой офис, места побольше — с кухней, митинг-румами и ресепшеном 25*9=225
Железокомп попроще, меняем раз в три года 720/(3*12)=20комп помощнее, меняем раз в два года 1200/(2*12)=50
Софт515
HR+бух+юрист53*500/100=15
Печеньки и кофе с кофемашиной515
Интернет и электричество510
Стол, стул и прочая мебель120/(5*12)=2240/(5*12)=4
Принтер с бумагой35
Админ-эникейщик300/100=36
Итого84+20+5+5+5+5+2+3+3=132225+50+15+15+10+4+5+6=330

Note: цифры приблизительные. Если у вас есть точнее — велкам в комменты. Если вы считаете, что айтишникам государство должно офисы и железо давать бесплатно — велкам не знаю куда.

Я для себя считаю, что на удаленном сотруднике работодатель экономит от $132 до $330 в месяц. И если для джуна это большие деньги, то синьору они просто приятные.

Еще один источник экономии — можно иметь офис в столице, а нанять программиста из Жмеринки. Разница в ЗП может быть существенной. Например Java-мидл в Киеве хочет на $400 в месяц больше, чем такой же девелопер из другого города.

Имитация бурной деятельности

Где мерилом работы считают усталость ©

«Мне не нужен чистый плац, мне нужно, чтобы вы замахались».
© Прапорщик

У каждого человека бывают периоды, когда не работается. У каждого. Я видел такое и у джунов, и у стальных бизнесменов. В офисе придется делать ИБД, а дома можно вздремнуть и вернуться к работе. Вообще, в удаленной работе нет иллюзии контроля и всё честнее.

Работа измеряется результатом, а не количеством нажатых кнопок.

Путешествия

«Через две недели после начала работы я взял ноут, жену и переехал в Грецию. На работе заметили только во время проверки IP».
© Знакомый синьор

Некоторые люди, особенно молодые и бездетные/дошкольные, предпочитают использовать удаленную работу для путешествий. Куда-нибудь в Юго-Восточную Азию, если хочется поднакопить деньжат и моря. Или в Европу, если хочется цивилизации.

Возможность одеваться и раздеваться

«Люди обсуждают мой стиль одежды только до первого хука. Потом только стонут». © Сборный персонаж

Для многих важен дресс-код. Проблема в том, что у всех он разный.

Кто-то предпочитает работать в трусах. Кто-то без трусов. Кто-то любит галстуки и формальный стиль. Кто-то не выносит жару и носит просвечивающиеся футболки. А для любителя формального стиля просвечивающаяся футболка — на грани приличия.

Работая удаленно, можно одеваться так, как тебе нравится.

Для работодателей

В этом разделе — преимущества для работодателя. Кстати, работодателя тоже можно и иногда нужно мотивировать. Экономию на железе и офисе обсудили выше, теперь менее очевидные плюсы.

Больше выбор сотрудников

Попробуйте нанять быстро десять синьоров со специализацией. Особенно в сентябре-октябре или после НГ... Сложно это. «У вас офис на другом конце города. Это у меня больше двух часов каждый день уходить будет». При удаленной работе найм проще, быстрее, дешевле.

Маски-шоу

В распределенный офис не придут маски-шоу. А ведь айтишники с каждым годом всё вкуснее выглядят для тварей в форме. Это вопрос к депутатам и избирателям.

Другие офисные нежданчики

«Когда в айтишном офисе пропадает свет, то сначала слышно коллективное: „$#%!“. Потом слышно шарканье ног по коридору. И еще раз „$#%!“, когда самые шустрые добегают до чайника».
© личное наблюдение

Иногда в офисе пропадает свет. Иногда — интернет.

Иногда арендодатель решает внезапно пересмотреть условия аренды. Причем способами, не описанными в контракте.

Иногда бывают эпидемии: гриппа-вирус/рота-вирус/сифилис/что угодно. Даже NotPetya хватает удаленщиков реже, чем офис. Конечно, тема корпоративной безопасности — это больная тема. И большая, тоже за рамками статьи.

Не так важно, какая именно беда. Важно, что накрывает всех сотрудников сразу. Фирма простаивает, заказчик это видит, репутация страдает.

Распределенная команда не падает одновременно.

Круглосуточность

«У нас каждые три недели сотрудники неделю работают в ночную смену. Мы так непрерывность поддерживаем».
© Директор одной компании

Если у тебя часть сотрудников в Юго-Восточной Азии, часть в Европе и часть в Латинской Америке, то круглосуточную работу и поддержку обеспечить очень легко.

Особенности и рекомендации

«Для меня в удаленке самый главный плюс — я могу не видеть этих опостылевших рож». © когда-же-я-сдохну-PM

Плюсов удаленки много — и для сотрудника, и для работодателя. И при этом почему-то так работают отнюдь не все. Значит, что-то мешает? Давайте разберем ситуацию с точки зрения менеджера. А для этого возьмем задачи менеджера во время обычной работы:

  • высокий КПД сотрудников;
  • предсказуемость результата по срокам/качеству/ресурсам/скоупу.

Минимизация и юниты

Есть люди, которые не любят общаться. Есть люди, которые не умеют. «Не любят, поэтому и не умеют» или «не умеют, поэтому и не любят» — это обычно двунаправленно.

В удаленной работе очень легко всё общение свести к формальному письму раз в день. Или даже так: «Я всё держу в таск-трекере, читай апдейты».

Если общение минимизировано, то коллеги из людей превращаются в юнитов. Отношение соответствующее. Легко ли кинуть NPC? Да. Можно ли игнорировать указания NPC? Конечно. У этого персонажа родился ребенок? Да пофиг, главное, чтобы до него всегда можно было дозвониться.

Минимальное общение ведет к последующим конфликтам и неожиданным увольнениям.

Что делать?

  1. Повышайте связи между людьми. «А давайте встретимся выпьем пива / поговорим об астрофизике / и т. д» — обычно это хорошая идея.
  2. Ежедневные созвоны — рулят. Даже без видео.
  3. Способы коммуникации по возрастанию укрепления отношений: таск-трекер-письма-чат-звонки-видео-встречи.
  4. Давайте высказаться всем, даже сравнительно малозначимым джуниорам. «Костя, хочешь ли ты что-то добавить к обсуждению? Нет? Ок». Сам факт обращения уже значим.
  5. Поощряйте прямое общение. Т. е. топология коммуникации — не звезда, а сеть. Вплоть до «Сегодня мы созвонились по поводу <>. Вася, что ты думаешь о проблеме? Коля, можешь дополнить? Обсудите плз между собой».
  6. Помните о людях. Индивидуальные привычки, любимые слова, поведение при нежданчиках, каким способом говорит об ошибках и подозрительных местах и т. д.

Ошибки

Своим ошибки простить гораздо проще. Кого нет — тот и виноват. А в удаленной работе — никого нет. Поэтому виноваты все.

Если сотрудники не говорят о своих ошибках до последнего — будет много неприятных неожиданностей.

Что делать?

  1. Ругать лично, хвалить публично.
  2. Стройте доверие, не ругайте за ошибки. Фокус не на «кто виноват», а «как предотвратить в дальнейшем».
  3. «Совершил ошибку» и «сказал о своей ошибке» — это два разных действия. Хвалите за то, что сказал вовремя. Уважайте чужую смелость, не все так могут.
  4. Людям страшно рассказать о своих ошибках тем, кто сам выглядит безошибочным. Поэтому если хотите раннего сообщения «похоже, я не успею вовремя» — то рассказывайте о своей работе и о своих ошибках.

Инициатива

В удаленной работе люди склонны подзабивать на свои обещания. Менеджеру нужно больше вкладывать в контроль исполнения и в напоминания.

Расслабление и напряжение

«На проекте был синьор. Хороший программист и яркая личность. Однажды он не получил четкого ответа от заказчика на вопрос о текущей задаче. Поэтому в ожидании ответа тихо запустил онлайн-рубилово. Так он ждал день, а ответа все не было, ждал два — а заказчик молчал... Синьору очень не хотелось задавать вопрос повторно, ведь пришлось бы рассказывать о том, что он два дня ничего не делал. Ждал неделю, а заказчик так и не вспомнил. А может, вообще не понял, что от него ждут ответа. Синьору уже совсем не хотелось говорить с заказчиком. Через две недели заказчик начал домогаться результатов работы. Сначала аккуратно, потом все настойчивей. А их не было. Совсем не было. Ну не считать же результатом переход на 76-й уровень? В итоге после нескольких проигнорированных попыток достучаться до синьора, заказчик спросил напрямую коллегу: „А здесь ли Вася?“ — „Да, здесь“ — „Попроси его взять трубку“. Тут Вася громко и вслух послал заказчика и с криком „Да не хочу я с ним общаться“ выбежал из комнаты».
© история из офиса, в удаленной работе такое бывает чаще

В удаленной работе нет привычного с детства контроля, и люди легко расслабляются. Менеджер явно или неявно дает посыл: «Ты взрослый человек, делай сам, как считаешь нужным».

Постоянно напряженный или постоянно расслабленный человек — плохой работник. Первый нервный и быстрее выгорит, второй тормозит всю работу.

И вообще, какая машина лучше: которая без тормозов или которая без двигателя? Дурной выбор. Лучше та, которая может и ехать, и тормозить.

Что делать?

Хорошо, когда периоды расслабления и напряжения чередуются.

Для усиления напряжения спрашивайте: «Когда будет готово?», «Ты вчера сказал, что будет готово за день. Какой новый срок?», «Расскажи детальнее о том, что ты планируешь сделать за сегодня?».

Для расслабления: «Окей, сейчас задержка за бекендерами. Если хочешь, можешь заняться рефакторингом» или «Какую задачу ты считаешь самой важной сейчас?». Предоставление выбора — часто это уже скрытый комплимент.

Неопределенность, страх, вина

«Мне удобнее работать по ночам. И поэтому днем я часто сплю и редко отвечаю на чат и письма. И это нехорошо — люди ведь ждут моего ответа. Я боюсь, что менеджер заметит и уволит».

Удаленщики часто испытывают вину за выкраивание времени на нерабочие активности в рабочие часы. И игнорируют свои рабочие активности во внерабочие. Чувство вины — плохой помощник, человек так сгорит.

Тревога, чувство вины и страх толкают к уходу. Часто дешевле вложиться в работу с чужими эмоциями, чем в найм нового человека.

Что делать?

1. Научиться узнавать чужие эмоции. Их больше, чем «норм» и «меня колбасит».

Под спойлером картинки для примера

2. Научитесь делать комплименты по делу. Вместо «ты молодец» лучше «твой отчет — как раз вовремя, огромное спасибо». Ведите для себя журнал достижений: будет и куда заглянуть для обкомплименчивания, и что сказать начальству при вопросе о повышении зп.

Непредсказуемость и доверие

Люди остерегаются непредсказуемого. Предсказуемость в отношениях приходит с продолжительностью общения.

Нервничающий человек занят своими нервами, а не работой.

Что делать?

  1. Делайте людей предсказуемыми. Проще предсказать чье-то поведение, если вы уже провели вместе какое-то время. Поэтому поощряйте совместные задачи.
  2. Делайте ситуацию предсказуемой. Рассказывайте о планах и об изменениях планов.
  3. Раз в пару месяцев давайте обратную связь. «Что сделать, чтобы стать более ценным работником?» Желательно не общие слова «нууу... надо работать лучше», а «мне бы хотелось слышать от тебя больше вопросов ДО начала работы».

Прерывания

Прерывания — это часть работы. Они здорово крадут эффективность.

Что делать?

  1. Научиться работать с прерываниями самому. Во многом — это при вопросе «а можно тебя на минуточку?» умение вместо «а что?» сказать «нет». Для большинства людей это сложно.
  2. Научить сотрудников работать с прерываниями. Необязательный пункт, это только если они пришли с запросом. Спасательство нам не нужно.
  3. Организовать работу так, чтобы прерывания были предсказуемы и желательно были собраны в одно время. Например, сразу после ежедневного созвона.

Конфликты корпкультур и групп

«Мы отдали мобильную разработку в отдельную команду из другого города. И у нас непрерывно возникают трения между офисами: у нас более формальный стиль общения и жестче график, а они какие-то более расслабленные».
© вопрос от HR компании среднего размера

В каждом офисе свое расписание. В каждом офисе свои требования по формализму/неформализму. В каждом офисе есть «ближний начальник», который обладает неформальной властью («Брось всё, помоги воду поднять, а потом отсобеседуй кандидата»).

Конфликты между географически разделенными группами — для людей это естественно. При разделении на комнаты/этажи/офисы/страны это практически неизбежно. Все менеджеры-удаленщики делятся на две части: те, кто компенсирует такие эффекты, и те, кто будут компенсировать.

Что делать?

  1. Такие конфликты обычно начинаются с эмоций и отношения, а уже потом приходят формальные поводы. «Эти... представители интеллектуального большинства... опять не понимают, что нужно слать в наш REST-интерфейс». Вроде ничего особо плохого не сказано, а все уже знают твоё отношение к другой команде. Менеджеры должны купировать такие разговоры.
  2. Повышать прозрачность и усиливать связи между группами. Командировки, парная работа, общие митинги и встречи и т. д. Группы всё равно будут образовываться, просто их нужно перемешивать.

Автоматическая тревожность и раздражение как способ заполнить паузы

Типичная ситуация для менеджера-удаленщика: спросил о чем-то, а человек не отвечает. В офисе я бы просто подошел к нему или просто бы посмотрел, на месте ли он... А тут непонятно, он либо не на месте, либо не хочет отвечать, либо сильно занят, либо думает... Ответы через рандомное время повышают тревожность («аааа, мир непредсказуем, мы все умрем!») и раздражение — организм накачивает тело гормонами на случай, если понадобиться драться. При тревоге готовиться к драке — это правильно. Было правильно для пещерного человека.

Тревожность отнимает время. Раздражительность ведет к потере времени на конфликты и замену сотрудников.

Что делать?

  1. Научиться работать со своими эмоциями. Знать хотя бы пару техник, как успокоиться. Кто-то медитирует, кто-то молится, кто-то пьет колеса, кто-то использует арсенал психологии.
  2. Научиться работать с чужим раздражением: давать быстрые ответы, даже если это «сейчас занят, отвечу послезавтра». Да, тут нужен баланс с прерываниями.

Рамки

«На работе надо работать. Поэтому для удаленных сотрудников мы используем жесткий тайм-трекер и скриншотеры».

В условиях неопределенности естественное поведение человека — это построить рамки. Для менеджера-удаленщика такими рамками будут расписание, время ответа и средства технического контроля.

В аутсорсе для заказчика мы все удаленщики. Поэтому бизнес часто давит в эту сторону.

Что делать?

  1. Повышать определенность и прозрачность. Строить доверие, в т. ч. и «я рассказываю и о своих достижениях, и о своих провалах».
  2. Уметь отделять мух от котлет свои желания от бизнес-потребностей. Например, польза от расписания есть, только если быстрые ответы действительно важны. Т. е. «час задержки в ответе от этого человека стоит час простоя другого дорогостоящего специалиста».

Сбор и обработка информации

  1. В удаленной работе one-to-one важнее, чем при работе в офисе.
  2. «Люди приходят в компанию, а уходят от людей». Сбор отзывов сотрудников о других сотрудниках позволяет вовремя поймать межличностные конфликты. «Что ты думаешь о нашем новичке?» Заодно это стимул подтолкнуть его вообще подумать о других сотрудниках. Не нужно стукачество «а Петя по вечерам в „Веселую Ферму“ бацает», а нужно «раньше мне с Петей было ок, а теперь его не дозовешься». Изменения.
  3. Подбирайте лучший способ общения для каждого. «Джон любит короткие письма, шлет их по три в день», «Арсен предпочитает чат», «для Мити важны митинги и возможность порассуждать перед аудиторией».

Коротко и заумно. Чего не хватает в удаленной работе, что есть в работе неудаленной?

  • Обратная связь → отсутствие в «системе» необходимого количества информации, недостаток информации, отсюда логичные, но неправильные решения.
  • Эмпатический контакт → фактически отсутствие понимания другого человека, ожидания формируются из своих представлений и стереотипов → конфликты ожиданий, причем с большой задержкой («я еще 2 месяца назад понял, что ты за человек, когда ты не ответил мне по моему вопросу...»).

Вместо заключения

Что было:

  • плюсы и минусы удаленной работы;
  • менеджерские рекомендации «что делать и что не делать».

Многое в статью не вошло — преимущественно те вещи, которые нужно не рассказывать, а показывать и отрабатывать на практике. Приглашаю на онлайн-тренинг 8-го или 15-го октября.


Upd: «От удаленной работы можно одичать». Расскажите это мамам дошкольников.

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному2
LinkedIn



Найкращі коментарі пропустити

Из моего семилетнего опыта — больше половины удалёнка или фриланс, вставлю пять копеек. Честно, большинство комментариев к статье мне в принципе непонятны. Многие говорят за одичание. Как это вообще возможно? По мне, одичание приходит именно в офисе, оттого что вы вынуждены находиться по 9 часов в день в одном помещении с одними и теми же людьми, к которым у вас может быть самое разное отношение, и вы мало можете повлиять на это, в то время как, работая из дому, вы получаете возможность находиться обществе тех людей, которые вам действительно интересны. Люди в офисе — не ваши друзья, за редким исключением. Не говоря уже о том, что при удалёнке коммуникаций не меньше, если не больше, причём люди эти могут быть из разных городов и стран, что добавляет им интересности.
Потеря формы? Это и в офисе точно так же, дорога на работу обычно мало на это влияет. Так и так надо заниматься спортом и поддерживать форму. Я пробовал ездить на велике на работу. Поначалу прикольно, а потом напрягает. На велике хочется ездить, куда хочется, а не на работу. А ещё, когда я вечером выхожу из офиса, у меня нет сил уже идти никуда, какой там спорт, до дома бы дойти.
Теперь по поводу менеджерских заморочек. Конечно, когда клиент требует, чтобы все в одном офисе, тут уж ничего не попишешь. Но если этого нет, то все проблемы острой необходимости нахождения всех в одном месте на самом деле являются даже не плохим менеджментом, а в первую очередь плохим подбором персонала. Если у вас разваливается команда из-за того, что все сидят по домам, если у вас поджилки трясутся оттого, что человек не отвечает 5 минут, то вы подобрали неправильных людей. Если для вас человек — это юнит на удалёнке, ну удачи: а в офисе типа он вам сват и брат родной, ну нифига подобного ведь, только больше лицемерия. Если вам «надо бегать от стола к столу, чтобы успешно сдать проект», то у вас проблемы с удалённой коммуникацией, которые вообще-то зачастую сводятся к тому, что люди не в состоянии настроить скайп/хэнгаутс/слаку/тимвьювер (сколько я такого видел), не имеют привычки проверять и отвечать на почту, не понимают бизнес и смысла своих задач. Всё просто: у вас должно быть всё настроено и хорошо работать, у вас должен быть нормальный интернет, у вас должно быть расписание и какие-то соглашения, по которым вы производите коммуникации (включая набор софта), у вас должны быть люди, которые понимают, что они и зачем здесь. Это несложно вообще-то, надо один раз к этому привыкнуть и установить как правила в компании. Вместо этого люди занимаются тем, что устанавливают правила, кто и когда набирает кофеварки и меняет воду в кулере, и где найти незанятую переговорку, потому что они не могут просто так взять и позвонить с рабочего места нужному человеку. И кстати быть уверенным, что он ответит на звонок, потому что так принято — это в тему о том чтобы крикнуть, чтобы подошёл — когда ты кому-то нужен прямо сейчас, тебе просто звонят, и никто не нервничает.

103 коментарі

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Хто намалював такі класні комікси до статті)?

А зможе ще намалювати (на іншу тему, правда) за винагороду ?

Таки да. Наверное, нужно будет её прорекламировать)

Кому интересен ремоут фулл тайм, приглашаю принять участие в ивенте для Senior Java, .NET, Ruby on Rails developers 18 ноября в Киеве. А также в ближайшее время сделаем анонс Митапа, где наши сотрудники — ребята, которые уже занимают позиции Chief Architects расскажут о всех особенностях ремоута, а также градации позиций в Crossover. Кому интересно, регистрируйтесь на ивент, а также пишите в личку [email protected] www.eventbrite.com/...​ament-tickets-39038946540

Хорошая статья. Совпадает с опытом

Интересно ваше мнение методологии Егора Бугаенко, начните, например, отсюда — www.yegor256.com/tag/management.html

Не сталкивался. В ближайшее время руки не дойдут прочитать. Так что мнения не имею.

Посоветуйте, пожалуйста, как лучше найти работу на удаленке? Какой уровень нужен? Я Python девелопер, но с фронтендом, увы, не дружу пока.

Может, посмотрите, какие есть вакансии:
jobs.dou.ua/...​s/?remote&category=Python
вдруг, какая-то из них подойдет, а если не подойдет, то хотя бы будет понятнее общая картина и требования.

Фронтенд не так важен. Важно уметь показать свой опыт. И для новичка это сложно всегда вне зависимости от удаленка/офис. См. dou.ua/...​lumns/seniors-vs-juniors

зависимость все же есть. В офис больше придираются к cultural fit. И к возрасту, например..

Мне, хочу не хочу, светит удаленка или фриланс, так как живу далеко от больших городов и ездить для меня не вариант... а переезжать в город не могу по личным причинам...
Программировать нравиться и хочется работать в этой сфере... вот только начальный опыт где брать? особенно если хочется кодить на Java в сфере Enterprise. Дайте дельный совет пожалуйста...

что-то боюсь что удаленка в энтерпрайзе не водится. секьюрити, все такое...

наверно водится, но опыт врядли на удаленке можно найти

У меня соседка работает на удаленке в Global Logic, Java senior Developer-ом, она собственно меня и менторит...

Если компания сразу ищет удаленного сотрудника, то это вообще не проблема. Ну и всегда можно начать работать onsite, и через какое-то время поднять вопрос о переходе на удаленку.

Начальный опыт таки, да еще и в Java Enterprise... Тут, кмк, таки либо что-то попроще, либо таки в офис. Новичку в любом случае медом не намазано, а с доп.требованиями так вообще может быть совсем кисло.

Мой ментор мне советует, поработать хотя бы год в Киеве (Так как он для меня ближе всего), а потом искать варианты с возможностью удаленной работы...

Думаю, что он прав. Даже после 3 месяцев в офисе уже проще найти вторую работу... А после двух-трех лет уже не ты ищешь, а тебя.

Не создавайте себе дополнительные проблемы. Начинать карьеру на удаленке — самое невыгодное решение. Лучший совет, который могу дать — перебирайтесь в ближайший город с развитой It-инфраструктурой, идите в офис, набирайтесь опыта, нарабатывайте репутацию, хотя бы раз поменяйте компанию, и только затем (в среднем через 3-4 года), если еще будет актуально, переходите на удаленку. Приложите усилия, пожертвуйте обстоятельствами и временем — иначе потратите в 2-3 раза больше времени и усилий на старт, с непредсказуемым результатом.

Удаленка — это не так просто, как кажется. Она подходит далеко не всем, и освобождая от одних проблем, создает массу других. Кому-то в итоге так оказывается удобнее работать, но начинать с этого однозначно не стоит.

P.S. Работаю удаленно.

Дмитрий, компания Crossover предлагает удаленную работу фулл тайм. Есть вакансии связанные с Java для Enterprise проектов. Не совсем для джуниоров, но можете попробовать пройти тестирование на эту позицию app.crossover.com/...​tm_campaign=AvailableJobs

Серьёзно меня это место акцентирование смущать начало а без офиса и вообще без работы у вас (здесь обобщение) какая-то жизнь вообще есть «куда ходить где людей видеть с полом общаться»?

Нет серьёзно здесь везде уже так делается упор «на это» что подозрения что на работе на самом деле на всё это тратится по крайней мере половина ресурсов а в более общем случае и больше 100% таки реально оправдываются.

У меня была «неудалённая команда» рассказы которой на стендапах по ощущениям занимали гораздо больше ресурсов чем то «сделанное» об чём они рассказывали и я никак не мог поймать когда же ж она таки работала потому как всякий раз когда надо было что-то сделать приходилось отложить это до завтра потому как «рабочий день уже закончился» потому как «у меня ещё митинг» или даже потому как «мне ещё надо сделать что-то» но это уже несколько другая история но реально у вас (здесь обобщение) кроме «работы в офисе» жизни нет? А в чём тогда сама «работа» вообще заключается?

ну а дома какое общение может быть?!

На ДОУ потусить? ))

Если очень хочется социализации можно приучить себя выезжать в город на городском транспорте раз в неделю утром в час пик заходить в кафе покупать кофе можно на месте можно на вынос пройтись от одной станции метро до другой в центре/даунтауне и вернуться обратно «в домашний офис» на всё про всё 2-2,5 часа в Киеве и по-разному в США в зависимости от дальности и трафика раз в неделю хватает с головой вон в соседнем районе Software Lead кодит 2 часа в неделю и ему хватает чтобы «считаться software» уверен с социализацией тоже так можно. ))

ЗЫ: «тоже так можно» в смысле я проверял у меня работает думаю должно работать по крайней мере в случаях до 40% популяции.

На отечественном не был сто лет но думаю можно реализовать в случае Киева заходом на Бессарабку (даже купить что-нибудь из фруктов они там помню годные) в других условиях это видимо может быть сложнее хотя просто не знаю «базар». ))

Зачем в транспорт, в кафе, на рынок? У большинства есть друзья по универу, каким-то курсам, есть хобби и люди с ним связанные, есть множество всего интересного в городе. Мы когда ещё жили в (дорогом и любимом) Харькове, я работал удалённо, разные ивенты были по нескольку раз на неделю. Постоянно тусили компанией, на концерты и в кино ходили, я тогда ещё в группе играл, у нас были репетиции и выступления. Регулярно собирались в настолки, на каток, на вылазку в лесопарк, на короткометражки под открытым небом, бывшей группой с универа встречались. До того вечно с музыкантами тусил (раньше в филармонии работал), это вообще была веселуха та ещё. И это я был уже почти женат, мы вместе с будущей женой везде и бывали, так же как и многие друзья.
Мне кажется, это разве что при эмиграции попервах имеет смысл больше общаться в офисе, просто потому, что новый круг общения ещё не сформировался, и надо учить язык и вникать в особенности общества. Но при эмиграции обычно вы так и так оказываетесь в офисе, потому что он даёт визу.

У большинства есть друзья по универу, каким-то курсам, есть хобби и люди с ним связанные, есть множество всего интересного в городе.

Исходя из контекста следует понимать без работы в офисе всё это не работает не?

Чтобы всё это было нужно работать в офисе без вариантов.

иногда тока бытовуха накрывает, а так да, по крайней мере пару часов экономится на проезде точно.

с противоположным полом общаться

В такому випадку в офісі в силу вступає office cutie bias.

Из моего семилетнего опыта — больше половины удалёнка или фриланс, вставлю пять копеек. Честно, большинство комментариев к статье мне в принципе непонятны. Многие говорят за одичание. Как это вообще возможно? По мне, одичание приходит именно в офисе, оттого что вы вынуждены находиться по 9 часов в день в одном помещении с одними и теми же людьми, к которым у вас может быть самое разное отношение, и вы мало можете повлиять на это, в то время как, работая из дому, вы получаете возможность находиться обществе тех людей, которые вам действительно интересны. Люди в офисе — не ваши друзья, за редким исключением. Не говоря уже о том, что при удалёнке коммуникаций не меньше, если не больше, причём люди эти могут быть из разных городов и стран, что добавляет им интересности.
Потеря формы? Это и в офисе точно так же, дорога на работу обычно мало на это влияет. Так и так надо заниматься спортом и поддерживать форму. Я пробовал ездить на велике на работу. Поначалу прикольно, а потом напрягает. На велике хочется ездить, куда хочется, а не на работу. А ещё, когда я вечером выхожу из офиса, у меня нет сил уже идти никуда, какой там спорт, до дома бы дойти.
Теперь по поводу менеджерских заморочек. Конечно, когда клиент требует, чтобы все в одном офисе, тут уж ничего не попишешь. Но если этого нет, то все проблемы острой необходимости нахождения всех в одном месте на самом деле являются даже не плохим менеджментом, а в первую очередь плохим подбором персонала. Если у вас разваливается команда из-за того, что все сидят по домам, если у вас поджилки трясутся оттого, что человек не отвечает 5 минут, то вы подобрали неправильных людей. Если для вас человек — это юнит на удалёнке, ну удачи: а в офисе типа он вам сват и брат родной, ну нифига подобного ведь, только больше лицемерия. Если вам «надо бегать от стола к столу, чтобы успешно сдать проект», то у вас проблемы с удалённой коммуникацией, которые вообще-то зачастую сводятся к тому, что люди не в состоянии настроить скайп/хэнгаутс/слаку/тимвьювер (сколько я такого видел), не имеют привычки проверять и отвечать на почту, не понимают бизнес и смысла своих задач. Всё просто: у вас должно быть всё настроено и хорошо работать, у вас должен быть нормальный интернет, у вас должно быть расписание и какие-то соглашения, по которым вы производите коммуникации (включая набор софта), у вас должны быть люди, которые понимают, что они и зачем здесь. Это несложно вообще-то, надо один раз к этому привыкнуть и установить как правила в компании. Вместо этого люди занимаются тем, что устанавливают правила, кто и когда набирает кофеварки и меняет воду в кулере, и где найти незанятую переговорку, потому что они не могут просто так взять и позвонить с рабочего места нужному человеку. И кстати быть уверенным, что он ответит на звонок, потому что так принято — это в тему о том чтобы крикнуть, чтобы подошёл — когда ты кому-то нужен прямо сейчас, тебе просто звонят, и никто не нервничает.

Работал из дому несколько месяцев, могу добавить как для сотрудника.
Из плюсов:
1). Сокращается время раскачки. Проснулся, включил ноут — и ты уже на работе. Не надо долго втыкать в то, что за окном дождь, мерзко и мрачно и собирать волю в кулак для того, чтобы туда выйти ))) При наличии тайм-трекера экономится непродуктивное время, соответственно, освобождаешься раньше.
2). Возможность подогнать график под свои биоритмы. При отсутствии утренних митингов есть возможность например, ночью глянуть фильм, не боясь того, что утром не выспишься. Соответственно, начинаешь работать, когда выспишься, а не когда 8 утра и пора вставать, чтобы приехать в офис к 10-ти.
Из минусов:
1). Не замечаешь овертаймов, особенно в распределённой команде. Легко закончить работу эдак в 11 вечера, потому что твой напарник работает по UTC+8 и в 10:30 закончил фиксить фичу, против которой хочется прогнать автотесты и закрыть её нафиг ))) Работая в офисе, ты обычно понимаешь, что как бы домой пора, в офисе уже никого нет давно, а на улице — темень и транспорт уже не ходит, а работая из дому — вылили тебе фичу, ну не так же трудно её просмотреть, чтобы завтра с утра не ждать, пока он проснётся, потому что возвращаться к этой фиче — это переключение контекста, а на завтра уже другие планы есть.
2). Больше времени тратится на бытовые вещи. Например, в офисе обед — это либо разогреть то, что есть с собой, либо кафеха, а дома зачастую не мешало бы эту еду приготовить. В офисе одноразовая посуда либо посудомойка, дома моешь посуду сам и т.д. На эти мелочи уходит на самом деле немало времени.

Т.е. дома надо готовить, а в офисе просто разогрел то что есть с собой?... осталось узнать откуда это «с собой» взялось? Кстати, что мешает выйти из дому в «кафеху»?

осталось узнать откуда это «с собой» взялось?

Ну, приготовилось. В нерабочее время )))

Кстати, что мешает выйти из дому в «кафеху»?

Ничего не мешает. Кроме: лени, жадности и привычки )))))

Не замечаешь овертаймов, особенно в распределённой команде. Легко закончить работу эдак в 11 вечера

Бывает наплывами — то чуть ли не минута в минуту заканчиваю, то реально заранее что-то делаю. Не до 11 вечера, конечно, но час-два иногда проскакивают. Это время можно взять себе на следующий день — проснуться позже или закончить раньше, главное — приучить себя его брать.

Посудомоечную машину можно установить дома или купить одноразовой посуды на худой конец. Еду можно запросто заказать, уже куча возможностей для этого.

Разумеется. Всё можно сделать и решить. Я говорю о том, что бытовые вопросы занимают некоторое время. И будут занимать. Самый простой момент: ты разлил чай. В офисе — ничё страшного, пошёл дальше, уборщица уберёт. Дома — пришлось убрать самому. Закончился чай / кофе. В офисе — написал девочкам, чай / кофе появился. Дома — изволь сходить в магазин. Патамуша заказ привезут только на следующий день, скорее всего, а чай хочется вотпрямща попить. Кран потёк. В офисе — ну и ладно. Дома — вызывай сантехника и смотри, чтобы сделал как надо. А потом ещё и квартиру за ним убери, потому что ремонт сантехники — обычно штука грязная. Ну и т.д. Понятно, что всё можно автоматизировать. Вот только в чём вопрос — не займёт ли автоматизация больше времени, сколько занимал быт до этого?
Альтернативный вариант — нанять экономку / найти жену (это если жена дома будет сидеть и борщи тебе варить, а не работать). Но это — дополнительный человек, соответственно, шум, отвлечение внимания и т.д., что приведёт к снижению продуктивности.

Закончился чай / кофе. В офисе — написал девочкам, чай / кофе появился. Дома — изволь сходить в магазин. Патамуша заказ привезут только на следующий день, скорее всего, а чай хочется вотпрямща попить.

если человек настолько недальновидный что чай проконтролировать не может, то и поделом, к тому же чай в офисе не пополняет домашний запас.... ну я надеюсь....

Кран потёк. В офисе — ну и ладно. Дома — вызывай сантехника и смотри, чтобы сделал как надо. А потом ещё и квартиру за ним убери, потому что ремонт сантехники — обычно штука грязная.

а как это связано-то вообще?) дома же другой кран, который точно так же может потечь и ему не важно на работе ты или дома

при сегодняшнем развитии интернет торговли можно из дома не выходить вообще. Заходишь на сайт Ашана и заказываешь там все на неделю вперед. Деликатесики всякие можно и на выходных покупать. Лень готовить, сейчас в любом ресторане есть доставка на дом. Убирать? А что жалко 300-500грн в неделю на уборщицу. Стандартную однушку двушку она уберет за час. Если в квартире навернется сантехника специалиста все равно вызывать, что дома, что в офисе.

Насчет овертаймов. Так можно одну ночь овертаймить, зато потом отметился на утреннем митинге и отсыпайся себе. В целом если брать например за неделю теже 40 часов и выходят.

по часам да, но много но, во первых банас работа-жизнь нарушается. Во вторых одну ночь не поспав, потом надо в себя приходить пару- тройку дней.
Так что лучше конечно, без ночных бдений, а если они и были то чтобы это не было частью подхода к работе!

так на ночь и в офисе остаются, когда что-то срочное, или сборку сломали, или в продакшне бекенд валится...

В теории да, когла это случилось просто. Потому что случилось , но когда это становится типичной ситуаций , потому что манагер гонит сроки, вот это для меня большой красный транспорант:)

Помню командировку, когда вечером в пятницу чувак закоммитил в мейкфайл имя файла с русской буквой «с». Сидели до 2 ночи)

у меня похожая ситуация была , только там были две базы данных , ораклевая и чет типа файрберд и тоже из за похожей фигни, репликация вешала все и всех)

Спасибо!

Многое в статью не вошло...

— при том, что 20 страниц в тезисном стиле :) Более того, что скажите, нового в рекомендациях «Ругать лично, хвалить публично» или «выстраивать доверие» — ? Ничего ... но для удаленки последнее — чуть ли не самое важное.

Прерывания — это часть работы. Они здорово крадут эффективность.

Тем не менее, прерывания и исключения — неотЪемлимая часть, я бы сказал, работы любой системы. Я бы раасматривал их не как утечку эффективности, а как возможность посмотреть на процесс со стороны.

на удаленном сотруднике работодатель экономит от $132 до $330 в месяц

Лет 6 взад я загорелся идеей «сэкономить» и делал свои подсчеты, выходило от 160 до 200 уе. К сожалению, не все однозначно, ибо на галерах как правило весло просто висит и ждет, т.е. рабочее место чиста бездействует, и экономятся в лучшем случае эл-энергия и печеньки. Но и как на меня, по-хорошему рабочим компутером работника все-таки должен обеспечить работодатель. Экономия на юристе и бухгалтере — не понял откуда возьмется, чел же все равно на котору работает; а вот вывести HR-ов — это да :) это «можно все поле заасфальтировать» (Со. А. Райкин) :))

С людьми работать нада:

В удаленной работе one-to-one важнее, чем при работе в офисе.

Нет, еще можно впечатлить заказчика массовкой
разом нас багато і нас не подолати

Кстати это не прикол. На моей памяти не один заказчик был, который требовал: только в офисе и только все вместе в одном секурном помещении. Были попытки, чтобы все работали удаленно на заказчиковых виртуалках дабы на нашей стороне и следа сарцов не оставалось :8) Но мы тут вроде как о менеджерских фичах, а не клиентских.

Нет, коммуникативные способности манагера, например, тоже. Кто-то привык правде матку только в лицо резать, кто-то видеоконференции ненавидит, кто-то наоборот предпочитает все в письменном виде. Потом, кроме лени, есть и потерянное (по сравнению с офисом время). Нужен Тебе Сидоров — в офисе орешь «сида-а-арофф!!!», или в мессенджере пишешь «сюда асап!!! плз», в крайнем случае свою попу поднимаешь и идешь в соседнюю комнату. А при удаленной работе автор не зря целый абзац написал про «автоматическую тревожность»:

Автоматическая тревожность и раздражение как способ заполнить паузы
Типичная ситуация для менеджера-удаленщика: спросил о чем-то, а человек не отвечает. В офисе я бы просто подошел к нему или просто бы посмотрел, на месте ли он... А тут непонятно...

Самое главное, ИМХО: проходит не один совместный релиз, пока ПМ в состоянии для себя определиться, насколько можно каждому конкретному деву доверять, насколько он самостоятелен, ответственен, и насколько требует контроля.

Да и в офисе умных ПМ-ов не так много :8) Их натаскивают в лучшем случае «давать результат», а как на меня, основное призвание манагера — работать с людьми и разрешать конфликты. Плюс, допустим есть ПМ, готовый работать с распределенной командой; но чем больше над ним началников (чем менее плоская структура, вспомни давешнего докладчика по теме :) ), тем приближается к 200% :) вероятность, что кто-то из них НЕ возьмет на себя ответственность за результат.

Ну и зависит что именно Ты называешь «проблемой». Если «проблема == работа в офисе» , то поголовно всем девам и QA перейти на удаленку не светит наверно никогда: есть требования заказчика, секурити, процессы разработки и деливери и пр. и пр.

в мемориз

Здорово всё описано, опасность одичать, ожиреть, перерабатывать, недорабатывать, исходит от предрасположенностей человека, а не удалёнки как таковой. Главное эти моменты в команде учитывать и обсуждать, как в принципе и при работе в офисе.

Люди решают. И их особенности. И в удаленке это сильнее вылазит.

~2 года удаленки. Могу сказать, что со временем и правда есть вариант одичать. Так что пойду жену обкомплименчивать пока не сбежала. )))

Джунгли лучший способ не одичать.

Заметки хорошие, спору нет.
В каждом подходе есть свои плюсы/минусы, и, оглядываясь назад, скажу что всё зависит от подготовки — эффективно можно работать в любом из режимов при правильном подходе и соблюдении всех рекомендаций. И каждый из подходов содержит свои неприятные минусы.

Кроме одного важного НО — стоит понимать, что при удалёнке бОльшая вероятность развалить команду. Одичание, восприятие сотрудников как юнитов, отсутствие фидбека — если эти вещи не контроллировать, можно уйти в штопор довольно быстро. С другой стороны тотальная удаленка — хороший способ проверить команду на устойчивость.

стоит понимать, что при удалёнке бОльшая вероятность развалить команду

Зависит ИМХО. Если с другой стороны процесс поставить правильно и людЯм понравится такой стиль и образ работы, то они будут держаться за эту работу руками и ногами.

Освобождать от налогов точно и первый пинок под зад $$$$ для запуска офиса.

Я за год удаленки заметил, что начинаю дичать. Сейчас стараюсь в офис ездить каждый день, хоть это и не обязательно.

Это домашнее одичание, самое страшное, тёплое болото затягивает. По этому релокация в ЮВА даёт хорошего пинка не одичать.

любая релокация- это перемены, почему именно ЮВА?

Ну это личное предпочтение. Тепло и удобный сдвиг по времени, если офис в Европе, когда весь день свободный для «неодичания», а вечер вджобувания.

Да спасибо, насчет сдвига по времени я не подумал)

И в чем проявляется это «дичать»?

Жил один, работал дома, в будние дни после работы тоже никуда особо не выходил, максимум в магазин. А потом как-то заметил, что за 3 дня не произнес ни одного слова, и испугался)

А понял, да бывало у меня такое когда-то тоже. Пару раз забывал как ходить за неск дней безвылазных, не то что говорить. Выходишь такой на улицу и задумываешься, как правильно руками в такт шагам махать :D

Не туда ответили, я в офис не езжу и не в курсе как это ;)

Ну дык... а если у людей нет знакомых помимо офисных рож и затылков? ))

Иногда бывают эпидемии: гриппа-вирус/рота-вирус/сифилис/что угодно
сифилис

што?

Или очень суровые меры за срыв сроков.

Не более чем пример в исходной статье.

полтора года удаленки — прочитав статью скажу не все так однозначно.

Так однозначности и не закладывал.

В точку

Підписатись на коментарі