SAAS — Класс!
Пошла вторая неделя с начала лекций на портале saas-class.org — и вторую неделю я радуюсь, как ребёнок. Честно говоря, не помню, чтобы мне было настолько интересно учиться в бытность свою университетским студентом. Похоже, что авторам платформы для онлайн-обучения удалось найти правильный рецепт и смешать нужные материалы в нужных пропорциях.
Во-первых, интересный материал. Несмотря на то, что с вебсервисами я и моя команда имеем дело не первый год — кое-что было мне в новинку, а ещё больше было того, что я интуитивно чувствовал, но не мог объяснить, почему так делать надо (или наоборот, не надо).
Во-вторых — хорошие лекторы. Armando Fox и David Patterson действительно хороши, что тут скажешь. Лекции довольно короткие — от 5 до 15 минут; итого примерно на два-три часа в неделю. В каждом слайдкасте-лекции в конце (а иногда и в середине) есть несложные опросники (обычно надо выбрать один ответ из четырёх).
В-третьих — одними лекциями всё не ограничивается. В конце каждой недели (кроме первой и последней) есть контрольная работа. Пока что была только одна, посвящённая программированию на ruby. Не назвал бы её очень трудной, но для человека с не очень твёрдыми (или очень нетвёрдыми, как у меня) знаниями ruby определённый challenge в ней всё-таки был. Делать задания было интересно — и, оглядываясь назад, полезно: человек, знакомый с принципами построения архитектуры систем, после выполнения этой контрольной вполне сможет написать программу на ruby, выполняющую нечто полезное. Ещё обещали четыре контрольных опроса на полчаса каждый, но пока не было ни одного.
Ну и в четвёртых — мотивация: по окончанию курсов обещают выдать сертификат. И даже если на нём не будет написано Berkley — думаю, что указать его в резюме будет не стыдно.
На вступительной лекции рассказывали о составе записавшихся на курсы. В абсолютных значениях Украина была на четвёртом месте; если нормировать количество студентов на население страны, то Украина вырывается на третье место, пропустив вперёд Белоруссию и Испанию. Точно число записавшихся на курс неизвестно, но украинские «4.7%» от «более чем 60000» дают около трёх тысяч студентов из Украины. Мне кажется, что это достаточно много — учитывая, что массированной рекламы не было, и информация о «стенфордских» (помещаю название университета в кавычки, поскольку во второй волне кроме Стенфорда участвуют и другие университеты; так, SAAS читают преподаватели из Berkley) курсах была доступна в основном «из блога в блог».
С одной стороны, это радует. С учётом того, что всего были доступны для записи 15 курсов (правда, сейчас на странице www.coursera.org/landing/hub.php указаны два стартовавших курса и три намеченных на март, остальные «в разработке»), я бы оценивал общее количество записавшихся украинских студентов в 10 — 20 тысяч. Что довольно немало для одной-двух сотен тысяч украинских IT-шников; то есть — спрос на образование присутствует.
С другой стороны — очень жаль, что у нас такого нет и, похоже, не предвидится. А пригодилось бы, только с национальной спецификой. В первую очередь — язык. И Armando, и David говорят вполне понятно, практически без акцента — но всё же по-английски; а каков уровень знания языка у большинства сегодняшних trainee и juniors — рассказывать, я думаю, не нужно. Во-вторых — получение не только теории, но и практических знаний; здесь ruby, конечно, очень хорош — но требуются-то в основном PHP и .NET с JAVA...
И да простят мне мой цинизм, но я не верю, что очное украинское образование, по крайней мере в области IT, способно достичь уровня того же Стенфорда или Беркли. По крайней мере — в массовых масштабах. И точно так же не верю в практический «выхлоп» от проектов типа обучения всех неблагополучных детей на программистов (хотя здесь буду очень рад ошибиться). Интересно, каким же тогда образом мы собираемся увеличить количество IT-шников в 20 раз за следующие пять (ну хорошо, пусть десять) лет?
Думается мне, именно современное дистанционное образование даёт такой шанс. Потому что можно взять недоученного, но мотивированного двадцатилетнего студента, или доученного, но забывшего почти всё сорокалетнего инженера — и за полгода обучить тому, что должен знать и уметь хороший junior. И да, провести честные (возможно — очные) экзамены и выдать честный диплом-сертификат.
Конечно, сделать такую платформу будет непросто, даже если использовать существующие наработки. Конечно, это потребует немалых денег и существенного участия и IT-компаний, и ВУЗов. Но и денег, и времени это потребует в разы меньших, чем создание полноценного университета; да и IT-компаниям интереснее вкладывать деньги в проект длительностью в полгода.
А как по-вашему — есть ли в смысл в украинском дистанционном образовании? Или же это никому не нужно, а те немногие, у кого хватит мотивации, вполне удовлетворятся и американскими курсами?
63 коментарі
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.