Снова о регулировании Интернет
После небезызвестного дела с изъятием серверов и прекращения делегирования домена сервиса ex.ua на законодательном уровне был поднят вопрос ограничения доступа к Интернет-ресурсам. По началу вопрос ограничения доступа касался лишь тех Интернет-ресурсов, на которых размещается контент нарушающий авторские права — Верховная рада даже приняла в первом чтении соответствующий законопроект № 6523. На прошлой неделе рамки инициативы по регулированию Интернет пространства были расширены до возможности ограничивать доступ к Интернет-ресурсам, содержащих любую информацию, доступ к которой пользователям Интернет иметь не следует — как минимум, именно так можно понять инициативу, прозвучавшую из уст господина Захарченко.
С одной стороны, нельзя не согласиться с тем, что не вся информация в сети Интернет является полезной, более того, часть этой информации является откровенно бесполезной. Очевидно также, что какая-то информация несет в себе потенциальную опасность разного характера. Следовательно, идея отфильтровать информацию в Интернет таким образом, чтобы получать доступ только к полезной и безопасной информации однозначно хороша. Пугает в этой идее только ее сходство с давней шуткой, кажется, Николая Фоменко: «для того, чтобы в мире наступила гармония, должны собраться все хорошие и убить всех плохих».
Если бы какой-нибудь поисковый сервис разработал и предложил мне эффективный и легко настраиваемый фильтр, уберегающий меня от выпрыгивающих невесть откуда новостей о поп-звездах, от джинсы и суровых и справедливых высказываний кандидатов в депутаты разных советов, я бы не отказался от услуг такого фильтра. Но когда государство в лице Министерства внутренних дел выступает с любезной инициативой фильтровать информацию, которую я могу читать в Интернет, самостоятельно, без моего участия, — нет, спасибо.
Министерство внутренних дел уже побороло пиратство в лице ex.ua, изъяв часть серверов. Оказалось, что изъять часть серверов еще далеко не значит получить находящуюся на них информацию. Министерство внутренних дел также периодически наделяет своих сотрудников соответствующим направлением, с которым те пытаются заработать на использовании компаниями нелицензионного программного обеспечения. «End use не является нарушением авторских прав: ст. 441 Гражданского кодекса, ст. 15 Закона об авторском праве и смежных правах» — не, не слышали.
Статья 23 Конституции Украины устанавливает право каждого на свободное развитие своей личности, если при этом не нарушаются права других людей. Интернет, как мне кажется, вполне способствует такому развитию, а ограничение на законодательном уровне возможности скачать инструкцию, которой пользовались Днепропетровские подрывники, мое право очень существенно ограничило бы. Если я соберусь свои знания, которые я почерпнул из упомянутой инструкции, применить, то ко мне будет применена уголовная ответственность за терроризм или же иная статья.
Кроме того, сложно себе представить, как Министерство внутренних дел, или иной государственный орган Украины, будет запрещать доступ к Интернет-ресурсам, которые не имеют никакого отношения к Украине: сервер находится в другой юрисдикции, домен находится не в зоне .UA, и информация даже не на английском языке. Давайте посмотрим для примера на данные Гугл о том, сколько запросов от украинских правоохранительных органов о раскрытии информации об украинских пользователях было исполнено — их было исполнено ровно ноль (кстати, с Российской Федерацией данные такие же — ноль исполненных запросов). Этот пример конечно не отображает реальных полномочий правоохранительных органов Украины в борьбе с распространением информации в Интернет в мире, однако дает хоть какую-никакую картинку.
Поскольку вряд ли в Министерстве внутренних дел не понимают утопичности своей инициативы, очень похоже, что эта инициатива реализуется в законопроекте, схожим с законопроектом 6523 — дополнительные обязательства возложат на провайдеров. А является ли это функцией провайдера и на сколько возрастут для пользователей Интернет услуги провайдера?
Подводя итог этим не очень, возможно, конструктивным комментариям, хотелось бы пофантазировать и над «правильным» решением этой проблемы. К примеру, на Интернет-ресурсе размещен потенциально опасный для кого-то контент. Лицо, выявившее этот контент, обращается в правоохранительные органы (в случае, если имеет место факт совершения преступления) или же в суд (если размещение информации порочит честь и достоинство лица, нарушает его авторские права и т.д.). И в первом, и во втором случае в установленном процессуальным законом порядке суд на основании имеющихся у него фактических данных принимает решение о временном прекращении доступа к ресурсу.
Если исходить из того, что в сети Интернет существует информация, которая потенциально несет угрозу, то пусть процедура ограничения доступа к ней будет такая, нежели установление дополнительных обязательств для провайдеров или наделение следователя полномочием прекратить делегирования домена своим представлением (как было в случае с ex.ua).
Все про українське ІТ в Телеграмі — підписуйтеся на канал редакції DOU
24 коментарі
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.