Сон разума украинских проектов
[От редакции: Егор Егоров — руководитель проектов и программист с 20+ годами опыта.]
Недавно я задался вопросом: что ж такого особенного в украинском интернете, что он такой кошмарный? Что ни промо-акция — то позор; что ни проект — то детский сад; эта ерунда бурлит с таким, знаешь, серьезным выражением лица. Совершенно не понарошку создаются и запускаются продукты, один другого омерзительней, проекты-посмешища. Клоуны на арене этого цирка искренне убеждены в том, что делают что-то полезное. Они собираются на конференции, делятся каким-то опытом и продолжают плодить бессмысленные «стартапы» один за другим.
В этой же самой Украине трудится немало коллективов, задействованных в мощных проектах международного масштаба. Сильных коллективов, серьезных программистов, настоящих менеджеров. Почему же эти команды так тихо сидят, и не создают локальных продуктов?
Вот что я думаю.
Все очень просто: в Украине нет смысла создавать что-то новое. Гораздо эффективнее скопировать уже существующий мировой сервис.
Это дешево: не надо вкладывать в R&D, да и вообще думать. Это безопасно: история оригинального проекта — готовая шпаргалка на все случаи жизни. Собственно, помним, что интернет-проекты — это бизнес. Зачем бизнесу тратить лишние деньги, не получая за них дополнительной прибыли? Не нужно, это глупо. Я и сам был бы против.
Монетизация? Bitch please. Универсальный украинский рецепт: прих...ть большой баннер сверху.
На такой проект-плагиат можно нагнать аудиторию понятными методами и она будет им пользоваться за милую душу. «Пипл хавает», и эти слова не означают ничего плохого! Пипл ведь не потому хавает, что заставляют, а потому что хочет. Вот она, вот она, рыночная экономика в действии.
Прогресс, кстати, даже опасен для русской аудитории. Пример: Apple iTunes Music Store и AppStore — это невероятно удобный способ покупать контент и iOS-приложения для цивилизованного пользователя и... непреодолимое препятствие для русского. Ты давно видел, как знакомая подружка пыталась начать пользоваться айфоном? То-то же. Если рискнуть познакомить такую аудиторию с продуктом мирового уровня — она начнет уходить к «более простому» сервису конкурента и ты потеряешь деньги.
Это одна сторона медали. А вот вторая.
Для хороших проектов локальных рынков не существует. Интернет границ не знает, и если появляется хороший, инновационный проект — им начинают пользоваться люди со всего мира. Instagram, anyone? Его мог сделать каждый, но как можно сдержать международную популярность для такого проекта? Создатели такого сервиса мгновенно прозревают, получив доступ к огромной аудитории с огромным, несравнимым количеством денег и готовностью их тратить. Локальным рынком их уже, очевидно, не заинтересуешь.
Интернет еще тем хорош, что в него вход открыт для всех, где бы ты не находился. Хочешь сделать международный сервис — вперед! Принимать платежи на сайте — легко! Масштабироваться — прошу! Сделай только продукт, за который люди захотят платить или которым пользоваться.
Третья сторона медали: клонирование существующих сервисов очень притупляет.
Не приходится думать над такими вещами как юзабилити, A/B тестирование, психология восприятия, монетизация, и так далее. PM клонированного проекта не сжигает и сотой доли тех нервных клеток, что сжег PM оригинального и, соответственно, не набирает и сотой доли того опыта. Он не проходит тот путь и зачастую не может пояснить те решения, что легли в основу сервиса. Потому что он копировал их форму, а не содержание. Это — культ карго.
С программированием ситуация такая же — нет той нагрузки и нет той конкуренции. Соответственно, не решаются те задачи, не набирается тот опыт, не внедряются те практики и, как следствие, качество программного продукта получается низкое. Я не скажу ничего нового, если приведу портал Tuse как пример невероятно, чудовищно глючного сервиса, у которого, тем не менее, есть (была?) своя немаленькая аудитория.
Хуже! Душа ведь все равно требует творчества. Project manager или программист, не понимая вот тех самых принципов, на которых все было создано, от всей души начинает вносить собственные правки в клонируемый продукт... вот где ужас.
Четвертая сторона нашей уродской медали.
Психология человека так устроена, что во всех поражениях он обвиняет других, а вот победы приписывает себе. Успешно запустив клон западного сервиса, в юзабилити которого вложены огромные чужие бабки или недюжинный чужой талант, создатели видят свое достижение. Не вложив ни капли реального, ценного творчества, они осознают себя героями. Они празднуют, поздравляют друг друга, одобряя и утверждая себя в своих порочных практиках. Им ни капли не стыдно.
Мои украинские коллеги, чей проект никогда не вырастал за пределы одной виртуалки, собираются на конференции, делятся опытом построения highload сайтов, и искренне не понимают, как смешно они смотрятся.
Когда разум спит, фантазия в сонных грезах порождает чудовищ, но в сочетании с разумом фантазия становится матерью искусства и всех его чудесных творений. (подробнее)
Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU
Найкращі коментарі пропустити