Строим гейм студио: О мотивации и profit sharing
Наша программа Profit Sharing вызывает много вопросов, поэтому я хочу рассказать что это такое и зачем мы ее ввели.
Для начала немного истории, как я ее вижу:
В недалеком прошлом, стандартной формой организации отношений между владельцем и командой было «выжимание соков». Минимум зарплаты, максимум часов работы. При таких условиях работники сгорали, уходили, и заменялись новыми. Назовем это Бизнес 1.0
Потом, совсем недавно, появилась идея стартапа. Вознаграждение команды основывается на простом факте что в knowledge-intensive индустриях (как разработка софта), опытные сотрудники гораздо ценнее неопытных. Поэтому их надо удержать. Отсюда идея Stock Options, практикуемая всеми стартапами в Силиконе.
Stock Options это права на покупку акций фирмы по фиксированной (низкой) цене. Stock Options помогают удержать классного спеца следующим образом, — они выдаются постепенно. Это называется vesting period. Стандартный vesting period в Силиконе это 4 года, начало выплаты через 1 год. То есть, если при найме вам дали 10000 Stock Options, то первый транш размером в 2500 вы получите через 1 год. Дальше, каждый квартал вы получаете +625. В итоге весь пакет Stock Options вы получите через четыре года. Но только если вы продолжаете работать в стартапе. Если вы ушли или вас уволили, то оставшиеся Stock Options вам не начисляются.
В теории, если стартап успешен, цена его акций взлетает, и все члены команды становятся баснословно богатыми. Так произошло скажем с Гуглом и произойдет с Фейсбуком. Это умная система долгосрочной мотивации команды (назовем это Бизнес 2.0), с одним гигантским «но»: Stock Options имеют ценность ТОЛЬКО если стартап продался другой фирме, или вышел на биржу (IPO). В Силиконе вероятность этого 1/5 для венчурных стартапов. К сожалению сможет ли стартап продаться почти никак не зависит от отдельного разработчика. От разработчика зависит качество кода, сроки релиза, атмосфера в команде. А сможет ли стартап продаться зависит к примеру от таких факторов как доход у Майкрософта в прошлом году и состояние финансового рынка.
Вот и получается что разработчик награждается/наказывается за то над чем у него нет никакого контроля. Лотерея. С системной точки зрения это не правильно и видет к корявой организации бизнеса.
Как пример, могу привести мой опыт: я работал в более десятка стартапах, в половине из них получил Stock Options, и на всем заработал $30. Хотя у меня есть друзья, программисты, которые выиграли в эту лотерею и стали миллионерами.
И так вопрос: какая система вознаграждения будет корректно долгосрочно мотивировать команду?
В дополнении к регулярной хорошей зарплате, мы нашли ответ в Profit Sharing. По этой программе часть прибыли (~10%) от проектов откладывается в специальный неприкосновенный фонд, и постепенно (vesting period) выплачивается всей команде участвующей в проекте. Это особенно хорошо работает в гейм студио выпускающей соц игры, так как проекты короткие
(Кстати, лично для нас, мотивация команды это не единственная причина для Profit Sharing. В нашем видении мира, успехом надо делиться. Но это отдельная тема.)
Очень хорошая книга о Бизнес 3.0:
www.amazon.com/...l-Workplace/dp/0446670553
Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU
48 коментарів
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.