Строим гейм студио: В поисках команды: Часть 1

Прошло около месяца как мы начали собирать команду для гейм студио. Хочу подытожить что было сделано, и что получилось.

Активно занялись набором команды 2 недели назад, до этого переезд, конференции. Много времени вкладываем в познание местной рабочей культуры.

Кого ищем — талантливых, опытных — двух разработчиков (flash и php/python), двух 2D художников (арт директора и аниматора), одного геймдиза. Подробности тут: dtf.ru/company/info.php?id=1194

Начали с нуля, без знакомых, без опыта работы в Киеве (на Украине). Многие заинтересовались нашей гейм студио, помогают, — спасибо огромное, ребята! Макс с ДОУ, Rost с ФлэшРиппера, и многие другие.

Два сюрприза: много дельных ребят (в особенности стартаперов, организаторов), и много бестолковых. Я ожидал меньше по этим крайностям, и больше в середине.

Уровень разработчиков низкий — то что здесь называется senior, в Силиконе называется mid level. Ребят уровня ведущего разработчика я здесь встречал раз два и обчелся.
Уровень художников хороший.
Уровень геймдизов низкий. Геймдизами себя готовы называть люди вообще без квалификации.

Почти у всех отпечатки от плохого (если не выразиться посильнее) менеджмента в прошлом. Типичные паттерны у ребят с которыми я общался:

  • их просто обманывали (с зарплатой, с договорами)
  • им мешали работать (микроменеджмент, влезали в сферу их экспертизы, полное отсутствие руководства)
  • горизонт планирования бизнеса в 2-3 месяца (в результате качество тяп-ляп)

В целом мало доверия к бизнесу как работодателю, к стартапам еще меньше. Как пример, я в Штатах работал в десятке стартапов, и проходил интервью в сотне. И ни разу не возникали сомнения что меня могут нанять на работу и не заплатить или не дать стоки. То есть эта мысль просто в голову не приходит.

Где искали:

  1. 4 недели бесплатные вакансии на rabota.ua (я выбрал этот сайт потому что на нем по предварительному просмотру было больше всего вакансий/резюме по нашему профилю)
  2. 5 дней платные вакансии на rabota.ua (только начали)
  3. 5 дней платные вакансии на dtf.ru (только начали)
  4. форум/колумнисты developers.org.ua ( www.developers.org.ua/forums/topic/3745 )
  5. видео обращение с вакансией на flash-riper.ru ( flash-ripper.com/...job/kiev/new-studio-arman )
  6. через знакомых

Результаты:

  1. 1 резюме не в тему (депутат горсовета из Донецка??? wtf?)
  2. 19 резюме, из них 17 не в тему (дизайнер интерьеров??? психолог???), 2 мало опыта. Пишут в основном художники.
  3. Около 10 резюме, все в тему. Пишут в основном художники и геймдизы.
  4. Около 5 резюме, все в тему. Пишут в основном разработчики.
  5. Около 5 резюме, все в тему. Пишут только flash разработчики.
  6. Около 2 резюме, все в тему. Знакомых пока очень мало, но потихоньку этот канал нарастает.

Еще интересно что нам пишут много других стартаперов с уже функционирующими командами (как молодыми, так и многолетними), предлагают сотрудничество в разных формах. Есть очень даже интересные предложения, обмен опытом, и просто хорошие люди. И это очень классно :)

👍НравитсяПонравилось0
В избранноеВ избранном0
Подписаться на автора
LinkedIn



Підписуйтесь: Soundcloud | Google Podcast | YouTube

38 комментариев

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Очень интересный опыт (результаты поиска), особенно хорош депутат горсовета из Донецка))! Думаю Вам достаточно быстро удастся обзавестись художниками и возможно даже неплохими. Про flash и php судить не берусь, а вот по геймдизайнерам ситуация для меня не нова...

С Антоном согласен но только отчасти. У нас с этой профессией не очень плохо... у нас этой профессии еще нет. Она просто еще формируется. И процесс этот, как и другие процессы в нашей стране, протекает не всегда гладко и очень долго. Тут согласен, возможно и не хватает западного опыта...! Не очень представляю как его переносить но... в общем мозги у нас не западные и зачастую это и неплохо, так как и там косяков думаю хватает. Вот некоторые мысли относительно данной темы (сумбурно, поверхностно и не до конца т.к. и сам являюсь непрофессиональным участником того, что у нас именуется геймдев):

1. Все наши и их (геймдизы) беды, во многом , как мне кажется от того, что их просто нигде не готовят! Нет в нашей стране, на сколько я знаю, такого учебного заведения или даже просто курсов. Все мы тут «талантливые» самоучки без достаточного опыта работы. Под опытом я подразумеваю количество удачных и завершенных проектов а не количество пройденных игр, прочитанных книг, статей на дэтээфе или родившихся в голове идей.

2. Часто опыт и самое страшное — талант, заменяется эрудированной и самоуверенной амбициозностью. Бороться с этим очень трудно так как нет критериев оценки профессионализма того или иного геймдиза. Потому, что, опять таки, нет специализированного ВУЗА — нет базы и нет достаточного опыта работы ни у него, ни у того кто его собирается нанять. Потому берут работника на свой страх и риск, через полгода меняют его на другого (а пол года писанины мелким шрифтом в корзину), потом на третьего, попутно че-то там лабая (сорри — делая)) самостоятельно. Итог!? Кому как повезет...

3. Отношение руководства к этому участку работы часто весьма своеобразно. Многие считают, что эта часть работы не очень важна для проекта, а потому контроль и требования тут часто не на высоте. Часто тут телегу ставят перед лошадью (а то и просто сверху кладут :)), т.е. извечный вопрос что первично? геймдизайн или арт? и что кого определяет? решается часто не в пользу геймдиза! Т.е. мы сначала моделим (рисуем), а потом строчим диздок. Может так оно тоже работает... но не всегда и не часто. Потому — кому как повезет!!! И... еще есть русское авось!

4. Многие вбили себе в голову, что геймдизайн это мегатворческий процесс и такая простая вещь как элементарная самоорганизованность тут просто неуместна. Многие пришли в эту профессию дабы творить и уйти навсегда от скучной рутины. Согласен, что играть в игры, делать банальную игру своей мечты и... получать за ЭТО деньги — ОЧЕНЬ ЗДОРОВО, но тут, для всеобщего успеха, нужен тогда хотя бы талант (я бы даже сказал — геймдизайнер ТАЛАНТИЩЕ!!! )!!! Тогда проект спасен :)!!! Но увы..., талантливых самоучек способных совершить грандиозный прорыв на все фирмы не хватит, а геймдиз усердный трудяга явление редкое и... вроде как смешно даже звучит)).

5. Работа над геймдизайном игры это не только творческие метания и ожидания музы (которая, к слову, может и не прийти) но и нудная работа с коллективом который в данном случае не рассматривается как инструмент в руках гениальности (подаем кисти, жадно ловим и записываем каждое слово и т.д.). Времена неординарных одиночек ваяющих бессмертные полотна, божественную музыку, романы, стихи, пьесы и прочую нетленку конечно же не прошли. Но это все не про геймдизов.
...

Строчить дальше можно еще очень долго и, что характерно, большинство этих пунктов, на мой взгляд, можно зачастую отнести и к другим творческим профессиям в данной индустрии. Хорошим подспорьем в борьбе с повальным непрофессионализмом могут стать студии не только организованные на западный манер (это не всегда хорошо) но и предлагающие неплохие зарплаты (ну вот как ваша например), ибо сильная мотивация деньгами может запустить в голове такие полезные и доселе дремавшие процессы как тяга к знаниям и вечный поиск лучшего (оно не всегда враг хорошего). Да и действительно талантливые люди могут прийти в геймдизайн.

Любой участник геймдевелоперской команды — участник творческого процесса и творец.
Программист ищет решения проблем реализации — и эти решения творчество.

Что уже говорить про Art Design проекта.

Еще я хотел бы отметить, что нередко то, что геймдизайнер не является автором оригинальной идеи игры. Это может быть кто угодно. Но геймдизайнер именно должен быть специалистом в области дизайна, а не руководствоваться здравым смыслом. И вот как раз не понимается обычно то, какую область проблем должен решать геймдиз.

А по поводу подготовки, да. Nival тренинги проводил, а может еще и проводит, да и все. Но и то это в России, в Украине и близко не было ничего.

На западе в универе проходят. Хотя я видел курс в университете по XNA и там часть лекций посвящена геймдизайну.

по поводу курсов для геймдизов: для кого-то это может быть хорошей темой. Только вот опять, творчества тут не очень много ибо это больше работа по обобщению и накоплению опыта.

Рискую погрузиться в беспросветный холивар... но все же (далее по пунктам):

1. «Любой участник геймдевелоперской команды — участник творческого процесса и творец».
Согласен! Согласен ибо считаю, что даже дворник, метущий наши улицы, участник творческого процесса. Ту все очень относительно и сильно зависит от точки зрения. Ведь так? См. далее...

2. «Программист ищет решения проблем реализации — и эти решения творчество».
И тут согласен. Добавлю лишь то, что я знаю программистов желающих погеймдизайнить (сорри за терминологию) или по крайней мере считающих себя достаточными в данном вопросе экспертами чтобы давать советы, и мало, вернее совсем, не знаю геймдизов желающих попрограммить (если они конечно не бывшие программисты). Так, что вопрос о количестве творческого начала в профессиях для меня остается пока открытым.

3. Про идеи — согласен. Они витают в воздухе. Словить их может кто угодно. Вот только кто будет их достойным образом оформлять, систематизировать и т.д. Ведь идею нужно вбить в таблицы, перевести в формулы, представить в виде схемы и затем при помощи графиков доказать ее право на жизнь. Я вообще-то думал, что это как раз и есть работа геймдиза. Творчества тут «0»! Мы упорно видим в геймдизайне только «гейм» — играем целыми днями и изучаем как сделано у них и «дизайн» — в свободное от игр время творим! ...и пускай весь мир подождет!

4. «Геймдизайнер должен быть специалистом в области дизайна, а не руководствоваться здравым смыслом».
Вот мы и подошли к главному. Антон, ну не может так быть. Здравый смысл это и есть возможности игрового движка, возможности команды, поставленные сроки, выделенные деньги и в конечном счете окупаемость всего этого. В этом, и не только, геймдиз (и остальные) должен хоть немного разбираться и уж точно этим руководствоваться. Команда не собирается вокруг геймдиза дабы реализовать его творческое «Я» (исключение — геймдиз основатель студии).

Ну вот как бы и все.

Мне почему-то казалось, что только специалист способен адекватно оценить и возможности движка и сроки и т.п. А здравого смысла у всех хоть отбавляй. :) Самое главное, он у каждого свой.

Насчет геймдизайнеров желающий попрограммить — например я. И я считаю любой геймдиз должен управиться хотя бы с Script языком. Это геймдизу нужно как воздух для того, что бы он мог наверстать минимально прототип какой-то идеи на сторонних тулсах(тот же юнити не такой уж сложный) или на средствах разработки команды. Ну и к тому же понимание, как игра реализуется и работает — тоже нужно. Ясное дело в дебри реализации углубляться не обязательно.

Ощущение, что мы говорим на разных языках))... Гемдизайнер знающий скрипты это очень здорово , но ведь текст выше был не об этом, вернее не только об этом. Ну да ладно.

...больше заинтересовало то, что ты упомянул Unity . Есть ли удачные реализации идей? Интересен твой личный опыт. Возможно это тема для обсуждения в другой ветке... Но ведь можно иначе сформулировать вопрос.

Может ли Unity (технология) послужить некой базой для создания небольшой гейм студии? Какие шансы на успех?

Я unity упоминал в качестве средства для создания прототипа. Куда лучше, если ты сам придумал — тут же сделал прототип и начал разраговор с остальной командой. Понимание технической реализации, я считаю, это не только плюс геймдизайнеру, а и необходимость.

По поводу unity, оффтоп да. Но реализаций полно. Разрабатывая на unity можно развернуть продукт сразу на нескольких платформах:
1. iOS
2. Android
3. Windows/Mac
4. Flash(unity web player) хочешь пихай на вконтакте, facebook и т.п.
Ну и стоимость юнити не такая уж большая, как для игрового движка.

Есть игры на iOS и на Android, а также всякие социалки сделанные на Unity.

да, согласен, главная сложность с геймдизайном как профессией в том что ей нигде научиться. В США тоже нет специальности «геймдизайн» которой можно научиться в колледже. Только отдельные курсы тут и там.

в геймдизане так же отсутствуют общепринятые критерии качества, что существенно усложняет накопление и передачу опыта.

интересная тема, заслуживает отдельный пост.

Вот кстати зря, в США учат геймдизайну.

где конкретно? ссылку пожалуйста

))))

ты просто не знаком с образованием в США, там очень много левых ВУЗов

хорошие колледжи учат либо программированию либо арт.

Возможно. Но в любом случае, это лучше чем вообще ничего. Вот я видел только 1 курс в универе, XNA, там часть лекций посвящены геймдизайну и то очень бегло и некоторые аспекты.

Nival любит проводить всякие курсы. screamschool.ru/...grams/p/?id=177 ну и вот такую штуку я знаю. На этом все. В Украине с этим вообще глухо. У меня один знакомый из Ubisoft-Украина хотел проводить закрытые семинары для инсайдеров, но до дела пока не дошло.

Как геймдизайнер скажу, у нас действительно очень плохо с этой профессией. Не только геймдизайнеры не понимают свое место в компании, а зачастую и разработчики не понимают то, что должен делать геймдизайнер. Получается палка с двух концов. От геймдизайнеров ожидают вовсе не того, что они должны делать — это создает неквалифицированных геймдизайнеров, они ищут работу и получаются непонятки с нанимателями.

Перенос западного опыта может поспособствовать развить эту профессию в нашей стране. От себя скажу вам спасибо, что вы начали развивать это дело у нас в стране и желаю вам удачи в развитии вашей GameStudio.

:) спасибо за добрые слова

если ты опытный и талантливый геймдиз, присылай резюме!

А ви тільки в межах Києва шукаєте чи віддаленку токож розглядаєте?

да, только в Киеве

Уровень разработчиков низкий — то что здесь называется senior, в Силиконе называется mid level.

Да, это проблема конкретно гейм направления, слишком уж там маленькие ЗП. Обычно вдвое ниже чем по отрасли + самих гейм-контор — раз-два и все.

должен ли кандидат уметь ответить на все вопросы вот из этого списка:
blog.gamedeff.com/?p=64

?

Там вопросы заточены под C++ и оптимизацию 3D рендера. У нас клиент на флеше, сервер на php/python, и 3D рендеры мы не пишем. Вопросы другие.

1 резюме не в тему (депутат горсовета из Донецка??? wtf?)

Вам прелдожили «крышу». Смешно, но у нас здесь до сих пор жив дух 90х и 10% оборота за крышу — норма. Большинство предпринимателей готовы содержать такого паразита, т.к. шакалы из БЭП и налоговой готовы и на любые подставы и суд всегда на их стороне.

Прикольно. Никогда бы не догадался.

не, это действительно «случайный» чувак. Из того, что мне рассказывали — крыша к тебе придет сама, «ножками».

От якби задумав би шукати роботу в голову б не прийшло розміщати вакансію на rabota.ua. Linkedin стабільно приносив по 2 пропозиції в місяць навіть в розпал кризи. developers.org.ua + Linkedin і за якийсь час знайдете потрібних людей.

да, спасибо. скоро будут вакансии и там и там.

рекоммендую попробовать искать резюме людей, вместо того чтобы сидеть и ждать что найдут вас :)

пройдитесь по списку персон на том же dtf :) а еще есть gamedev.ru

спасибо за хорошую идею.

1 резюме не в тему (депутат горсовета из Донецка??? wtf?)

на одном из прошлых мест работы на вакансию тим лида линукс разработчиков пришло резюме телохранителя.

все это интересно только бабки зарабатывать на этом сложно...

А почему вы не искали на идеологически верных ресурсах для айтишников — moikrug.ru или забугорый www.linkedin.com ???

отличные идеи, спасибо

мойкруг, серьезно?

его используют айтишники?

да, тем более это одна из первых профессиональных сетей рунета, еще и сделаная суровыми айтишниками. И удобнее остальных по интерфейсу.

Мне кажется из-за того что в России довольно большой внутренний рынок (не аутсорсинг), то русскоязычный ресурс может вполне успешно работать.

В вакансиях Яндекса есть поле «Ссылка на профиль в Моем Круге»
company.yandex.ru/...ev_research.xml

а в рунете есть альтернативы?

Подписаться на комментарии