Сучасна диджитал-освіта для дітей — безоплатне заняття в GoITeens ×
Mazda CX 30
×

Менеджерско-программистская выжимка: обучение, мотивы (не мотивация) и софт скилы

[Об авторе: Владимир Железняк — пишет код, управляет проектами. Два раза дауншифтился с менеджерских позиций в чистый код, потом обратно вырастал. Вёл бесплатные курсы, консультировал джунов и бизнес, работал в офисе и удаленно].

В предыдущей части было про найм, деньги и мотивацию. В этой части будет про обучение, людей и их мотивы, детей и суперов, а также про софт скилы. И даже пять строк рекламы.

Обучение

Бесплатный английский. Если в компании есть бесплатные курсы английского языка, то сотрудники ходят на них примерно полгода. Потом случается дедлайн, отпуск или еще что-то, и оттуда уже возвращения нет. При этом все знают о пользе английского для карьеры, зарплаты и общего развития, но тут как с зарядкой, диетой и курением — все знают, но большинство не делает.

Судя по платным курсам, то если за корпоративные курсы платить хоть небольшие деньги, то посещаемость и качество обучения растут. Вот этой смены в голове с пассивного: «Меня фирма направила» на активное: «Мне это нужно, и я готов за это платить» — часто вполне достаточно. Ну и банальное жлобство: «Я заплатил за месяц, жалко если сгорит» тоже помогает.

Примечания:
— Платить ежемесячно. Ежегодные абонементы сгорают;
— Сумма должна быть заметной для человека;
— Платить не отчислениями с зарплаты, а живыми деньгами. Должен быть явный «я хочу».

Аналогично с корпоративами. Бесплатный корпоратив — обязаловка и форма субботника. Лучше добровольный и за деньги.

Disclaimer: всё вышенаписанное — личное наблюдение, не подтвержденное серьезными исследованиями. Если у кого-то есть статистические данные из отделов обучения Ciklum, GlobalLogic, Epam, DataArt и т.д. — жду комментов. Ниженаписанное, если не указаны первоисточники, — тоже мысли. Формат научного исследования с доказательствами и проработкой особых случаев — это не здесь и не сейчас. Здесь — максимум обезвоженный текст.

Garbage Collector для знаний. Если ты думаешь: «Каким же я был глупым год назад» и «Какой же корявый код я писал» — это значит, что за этот год твой профуровень вырос. Куда хуже, если такой мысли не возникает.

Обучение и новые знания имеют смысл, только когда ведут к изменению поведения. Неиспользуемые знания быстро стираются. «Широкий кругозор», «умение учиться» имеют смысл, когда куда-то применены. Без этого — это неиспользуемый потенциал, вроде «этот фулстек весит 87 кг, у него большой потенциал по E=m*c2».

На фундаментальных знаниях можно научиться выражать идеи. Можно научиться культуре мышления, с оговорками про зубрежку и принятие непонятного на веру, тоже. Единственный ли это путь? И самый короткий ли? Например, умению выражать идеи проще научиться на курсах журналистики или ораторского мастерства. Больше всего меня смущает, что я не знаю способа количественно измерить культуру мышления. Без измерений легко уйти в эзотерику.

Смысл изучения чего-то за пределами близких задач не намного выше, чем у чтения новостей и анекдотов. Ну и удовольствие.

Автопилот у программистов. Человек за день принимает какое-то количество разумных обдуманных решений. Их количество велико, но всё-таки ограничено. Всё остальное время человек работает на автопилоте: пишет привычный код, привычно разговаривает, привычно реагирует. Это очень хорошая и правильная стратегия при нехватке ресурса выбора.

Image via Imgflip GIF Maker

И как у всякой оптимизации, у нее есть минусы:
— Автопилотом можно управлять снаружи. Человек при этом легко подписывается на плохие условия. «Ты закончишь эту задачу до понедельника?» — «Да...» — «Ну я тебе ТЗ пришлю через несколько дней, ближе к пятнице».
— Автопилот включается сам. Особенно — когда человек устал или погружен в какое-то дело.
— Автопилот можно включать снаружи. Есть масса «сервисных кодов», большей частью невербальных, которые за это отвечают. Они и близко не всемогущи, не верьте НЛП. Они работают, иначе бы на рекламу деньги не тратили.

Заставить учиться. При попытке надавить и пропихнуть что-то, пусть даже очень важное и нужное, обычно возникает дикое сопротивление. Никто не любит насилия над собой. Гораздо лучше срабатывают наводящие вопросы, подведение к мысли, рассказ баек по теме. Конечно, в процессе кажется, что этот путь гораздо медлительнее. Вместо «Ты должен выучить <...>» получаются медленные разговоры о целях, интересах, пользе для себя и фирмы.

Краткая форма «Прочти вот это» тоже может применяться в совершенно однозначных с точки зрения собеседника ситуациях.

Авторство идеи тоже зачастую стоит отдать кому-то еще.

Корпоративное обучение. Кто-то из топов замечает проблему и говорит HR: «Опять они постеснялись спросить и снова изобрели велосипед, а заказчику он не нужен. Придумай обучение какое-то, что ли».

HRы обычно куда более общительны, чем программисты. Для них проблема «сложно спросить» выглядит примерно как для программиста проблема «у меня компьютер не работает». Что делает HR? Придумывает и согласовывает список требований и ищет тренера.

Тренера могут быть двух видов — айтишные и неайтишные. Айтишные хотят много денег («А за сколько ты, , готов потратить несколько выходных?») и учат по книжкам и небольшому личному опыту. Неайтишные стоят дешевле и гораздо больше в теме, но очень далеки от айтишной специфики. Участникам тренингов часто сложно принять их авторитет. Айтишный тренер, который несколько лет проработал именно тренером, всегда получит фразу: «Аааа, ты уже не настоящий айтишник, я тебе не верю!»

Чему учить? Продвинутый учебник китайского лично мне даст ровно ничего, мне бы букварь. Люди могут учиться только в зоне близкого развития. Это вечная проблема на тренингах/курсах, где знания участников распределены по широкому диапазону. И кому-то нужно на примерах показывать, что плохое общение — это проблема, а кому-то нужны продвинутые техники более правильного задавания вопросов.

Нет, это не про термально-ректальный криптоанализ.

Люди и мотивы

«Реклама и мотивация на меня не действуют». Фразу «Реклама и мотивация на меня не действуют» я буду рассматривать всерьез только от ЗОЖников со стажем больше года, да и то только от тех, у кого родители ЗОЖ не поддерживали.

Штамп про интровертность. Был у меня коллега, вполне себе обычный программист — сидит в дальнем углу, отгородился мониторами, свитер, бороду не помню. Но заметил я одну особенность: как только начнешь разговор с кем-то, так он сразу отлипал от компа и приходил. Причем, не слушая о чем разговор, перебивал чем-то своим. По работе, не по работе — не важно.

Я потом долго наблюдал за ним, потом за другими. На удивление, айтишникам при всей традиционно-штампованной интровертности-скрытности часто тупо не хватает внимания («Выслушайте меня!») и просто потрындеть.

Похвалы тоже не хватает, но это понятно. Старый принцип «За работу деньги платят, так что хорошую работу я буду игнорировать, а вот плохую — я буду критиковать; ведь человек станет от этого лучше работать!» — плох и приводит только к конфликтам.

Поменять человека насильно. Чужие мотивы передавить сложно, и результат будет кратковременным. Если человеку важны исключительно деньги, а я ему рассказываю про то, как наш новый фреймворк будет бороздить просторы гитхаба, то это смысла не имеет. Я предпочитаю чужие мотивы не передавливать, а использовать и комбинировать. Кому важен профессиональный рост — будут по возможности задачи на профрост. Кому нужно, чтобы его не трогали — буду трогать минимально. Кому нужно внимание — дам внимание. И т.д.

Изменить уже принятое решение. Люди меняют решения и убеждения с большим трудом. Даже если суметь продавить другое (пусть, правильное) решение с помощью логики или силы — всё равно будет сопротивление и может быть какая-то месть потом. Ну, не «месть». Маленькая такая месть. Мстюлька. А на мстюльку очень захочется ответить своей. Ну и дальше, понятно, — цепная реакция. Гуглить по слову «групповые сопротивления».

С устаканившимися убеждениями — политика, религия, iOS vs Android, язык программирования — вообще что-то сделать сложно. Зато на них удобно опираться в мотивации.

Если же вопрос таки важен для дела, а предложенное решение где-то не срабатывает, то хороший способ — это задавать вопросы. Задать вопрос → выслушать ответ → найти, в чем в ответе есть разумная мысль → (опционально) перефразировать и озвучить для проверки правильности понимания → дождаться подтверждение → задать вопрос на критическое место предложенного решения. Затем — время на реализацию, необходимость рефакторинга и т.д. Гуглить «сократический диалог».

Топы. Топ-менеджеры обычно не хотят разбираться в мотивах сотрудников. Сотрудники обычно не хотят и не могут знать о финансовом состоянии компании. Менеджер должен понимать и стыковать все стороны.

Чем мотивируют топы?

xxx: (анекдот про взятие платы на вход на работу)
ууу: Да что там анекдот! У меня начальница (та, которая племянница шефа) на полном серьезе (!) предлагала мне взять кредит(!!), чтобы нанять няню(!!!), которая будет вместо меня(!!!!) помогать моей жене с двумя маленькими детьми, а я в это время смогу (!!!!!) задерживаться на работе до ночи.
ххх: без дополнительной оплаты?
ууу: естественно

Я таких топ-менеджеров встречал. Умнейшие люди, со сверхмощной мотивацией на профессиональный и карьерный рост. Семья и отдых для них настолько незначимы, что аж не понятны. Всё для работы, и у всех должно быть также. Суперуспешны, кстати, и счастливы очень по-своему.

Менеджеры мотивируют других тем, что важно для них самих.

Копание ям. Если вы увидели, что начальник/заказчик/подчиненный/коллега нехорошо поступает с другими, стоит ожидать, что он так поступит и с вами. Грубо говоря, если директор втайне от заказчика заменяет синьора на миддла, то последнюю зарплату вам будет сложно получить. Если программист ругает три предыдущих места работы, то скоро он будет ругать и вас тоже.

Деньги и престиж. Недавно говорил с программистом из Германии. На Django он зарабатывает меньше, чем его брат официантом. Это об элитности нашей профессии.

Фанаты профессии. Я знаю всего несколько человек — фанатов своей неденежной профессии: терапевт, психолог, фотограф. Они не уйдут оттуда без крайней нужды. Их — доли процента в их отрасли. Предполагаю, что у нас в ИТ — тоже самое, просто легко любить профессию, когда за нее хорошо платят и поэтому она престижна.

Дети и суперы

Прогресс и одиночки. Когда я только начинал работать в 1999 году, коммерчески востребованные проекты делались на Delphi за несколько месяцев одним человеком. Команды из двух-трех встречались, но одиночек было больше. При этом обходились без тасктрекеров, систем контроля версий, интернета и т.д. Сейчас таких проектов почти нет, для самых маленьких проектов уже нужно минимум два человека, а большинство — требует команд из восьми специалистов четырех специализаций. Время супер-одиночек в IT прошло и, вряд ли, вернется.

Раньше для успешности стартапа хватало идеи и грамотного технаря. Сейчас, похоже, начинать нужно с маркетинга и продаж, а уже потом думать про технологии.

Идеальный сотрудник. Если сотрудник ведет себя как ребенок, то пользы от него мало. Если же человек самостоятельный и умеет брать ответственность за свои решения и за свою жизнь, то он норовит открыть свой бизнес или хотя бы фрилансить.

Работодатели и менеджеры, учитесь работать с теми, кто у вас есть!

Сплошной agile. Наблюдение: agile у нас заканчивается смесью скрама и канбана. Похоже, это решение оптимально для наших условий. Можно порассуждать о причинах, например, «для чистого скрама нужна высокомотивированная и ответственная команда с возможностью влиять на найм и увольнение». Порассуждать можно, но не вижу практического смысла.

Дети на проекте. Если много сотрудников ведут себя как дети, значит рядом есть давящий родитель. Если никого найти не получается, то поищите в зеркале.

Суперспец. Рядом с суперспецом часто остальной команде работать не хочется. Важно вовремя заметить формирование команды «суперзвезда в окружении джунов» — это часто заканчивается бизнес-катастрофой.

Софт скилы

Расщепление программиста и найм части. Классный программист может быть косноязычен и сильно злиться, что его никто не понимает. Обалденный продажник часто не способен долго обдумывать сложную стратегию. Великолепный ИТ-менеджер запросто может забыть regexp и джойны.

Когда ты выбираешь человека, ты берешь его целиком — со всеми его плюсами и минусами. Универсалы бывают, только проигрывают узким спецам на их поле. Есть только одна область, где бывает наоборот: фантастика, Голливуд и прочие сказки. Эти сказки здорово тешат самолюбие и соотносятся с реальностью примерно никак.

Нефиг рассчитывать, что плюсы человека увеличатся, а минусы исчезнут. Скорее всего, будет какой-то эволюционный рост и не более того. Инсайты и скачкообразное развитие бывают — к ним обычно ведут долгие пологие тропы с особыми условиями в конце. Непредсказуемо.

Всё это относится и к сотрудникам, и к жёнам/мужьям, и к президентам.

Минусы. О связке умения и желания общаться — «Не хочу, поэтому не умею» и «Не умею, так как избегаю»:

«Меня окружают идиоты, которые нифига не понимают. Мне проще написать код, чем объяснить им, что именно я хочу сделать».
© сборный образ классного синьора
«Они же совсем-совсем не хотят общаться! Я им много раз говорил, чтобы задавали вопросы, если непонятно или есть сомнения, — и всё без толку».
© сборный образ директора и заказчика

В обоих случаях тренируется на одном и том же тренинге. Только программистам показываем один ожидаемый результат про «они вас поймут», а директорам — про «они таки начнут думать и спрашивать раньше, чем делать».

Изменения. Люди сопротивляются любым изменениям.

«ИТ-директор пугает договорников: «Если сейчас же не согласуете договор на Микрософт, то куплю вам МойОфис и пересажу на Линукс» — «Ой! Только не это! Нет-нет, ни за что!»
(Из жизни госкорпораций) Stas Makarov

Сопротивления любым изменениям тоже можно использовать для движения. Важно слова подобрать.

Конструктивная критика. Улучшайте работу других грамотно.

Критика часто болезненна :)

Сарказм. Ирония, конфликтогены. Сарказм и ирония — признак скрытого гнева. Человек злится, но не может в этом признаться даже самому себе. Уж лучше бы лопатой сразу навернул, там хоть сразу понятны действия.

Гнев. Гнев дает +10 к силе, +5 к нечувствительности и к боли, +15 к реакции, −10 к широте восприятия, −20 к запоминанию происходящего, −100 к логике. Гнев — лучший помощник в офисных конфликтах :)

Гнев — это химия в крови. Перестать злиться усилием воли — это как протрезветь усилием воли. Особенно, если кому-то говоришь «Протрезвей успокойся, мне с тобой по-нормальному поговорить надо».

Жалобы. Люди часто жалуются на проблему не тем, кто может её решить. Например, на неудобный стул можно пожаловаться техлиду в курилке. Но ни в коем случае не тем, кто занимается мебелью. Эрик Берн это хорошо описал в своих Играх. В результате, о проблеме наверху не знают, и она не решается. Знаю одного классного программиста, который не смог на своем уровне решить проблему кондиционера и просто уволился. Решение: таки проводите one-to-one.

Если человека спросить: «Что тебе не ок?», и нет доверия, то тебе выкатят вторую(!) по важности проблему. И ты можешь очень мощно вложиться в решение полной фигни. «Комп слабый», а на самом деле «фреймворк у нас ужас, его в резюме нельзя будет упоминать». Решение: зарабатывайте и подтверждайте доверие и не вкладывайтесь в сложную проблему, если вас не долбят ей.

Тренинг. Хочу провести однодневный тренинг в Киеве по самым полезным навыкам, которым я научился за 17 лет работы с людьми в IT. Несколько практических техник на умение понять «что происходит на самом деле», и эффективно донести свою мысль. Предварительная запись со скидкой — здесь.

Выводы

В этой части мы рассмотрели темы обучения и чуть-чуть задели отношения. Часть про корпоративные отношения разрослась и будет позже.

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось1
До обраногоВ обраному1
LinkedIn

Схожі статті




79 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.
«Реклама и мотивация на меня не действуют». Фразу «Реклама и мотивация на меня не действуют» я буду рассматривать всерьез только от ЗОЖников со стажем больше года, да и то только от тех, у кого родители ЗОЖ не поддерживали.
Фразу «Реклама и мотивация на меня не действуют» я буду рассматривать всерьез только от ЗОЖников со стажем больше года, да и то только от тех, у кого родители ЗОЖ не поддерживали.

А мне поверишь, что мотивация не действует? Никакая, кроме денежной.

Я однозначно соглашусь, что на тебя действует мотивация деньгами.
Другие способы — скорее всего нет.

>> Менеджеры мотивируют других тем, что важно для них самих.
Что тут еще можно добавить :)) Статью прочитал с удовольствием.

Статья хорошая. Читал с поверхностным интересом пока не попал про описание 99-года. Так в общем-то и было. интерес к статье сменился на более детальный))) Я свою первую программу продал то ли в 95 то ли а 96-м. До 2002 года заказами был завален, а потом пришло время фирменного ПЗ. Правда про то что время это ушло не согласен, скорее на рынке такого осталось мало, но есть и до сих пор имею заказы + с развитием коммуникаций пошло в плюс что уже готовое ПО с адаптацией под заказчика легче продавать стало. Изменились также сами задания кардинально. А вот в будущем вполне возможно сегмент этот подрастёт, не настолько как было, точнее уже начал расти.

Отличная статья!
Многое попало просто в точку.
Спасибо :)

Отличная выжимка!

Не согласен только с корпоративами: если Вашей команде корпоративы не интересны даже на халяву (а в нашей культуре халява — это святое :), таким образом, эти люди настолько незаинтересованы в общении между собой, что даже халявой их не проймёшь ) - то вряд ли эти люди захотят заплатить за «удовольствие» пообщаться между собой в нерабочее время.

Если люди заинтересованы, они вполне способны организовать мероприятие на команду самостоятельно, без нудных речей и лишнего пафоса

При чём тут речи и пафос? Я про идею «собрать команду и пойти на тим-билдинг за счёт проекта».
Если люди не хотят пропить / проесть бюджет проекта, то за свой счёт они и подавно не пойдут, при таком раскладе.

Не дадут :) Мы когда-то предлагали такой вариант, не проконало.

Ну, вот поэтому я и написал, что, в отличие от инглиша, где эта стратегия действительно работает, в плане корпоративов это ИМХО приведёт к тому, что люди туда просто не пойдут.

Ты таки веришь, что хрюша за свои пойдёт бухать с конторой? Меня терзают смутные сомненья...

а я про корпоратив всей конторой, которые таки превращаются в речи и пафос.

Там самое главное — успеть всё съесть и выпить, а потом сбежать, пока танцульки не начались :))
На такое мероприятие за свои деньги я вообще слабо себе представляю, как кого-нить затащить.

Нет. Но если уж туда идти — то что там ещё делать?

Да и у контор доходы в миллионы, но еда и выпивка на корпоративах из разряда дёшево и мало. Зато крутое помещение сняли

Доходы в миллионах были десять лет назад, сейчас я уже в таких больших не уверен. Есть ли где-то статистика?

Если топ созывает всех и говорит, что в этом квартале мы заработали столько то денег, чистая прибыль такая-то, то наверное можно верить?

Я бы поверил.
Если эту чистую прибыль поделить на человеко-месяцы, то сколько получится?

В районе хорошей синьорской зарплаты.

Да, это впечатляет

Да дело даже не в этом.
Неформальный барбекю на территории офиса без лишнего пафоса мне понравился больше, чем стандартные корпоративы.

«Задешево Родину не продадим»)

Ну как бы нормальный расклад для галеры это в 2-3 раза разница

1я часть этой статьи Аутсорс дельта 15% 40 уев/час. Считайте для своей команды :)

Я слышал про разницу вдвое между внутренним и внешним рейтом, но не про такую разницу в прибыли. Удивлен.

Ой, может я не так высказался. Я имел ввиду рейты. К примеру зп 2000 у.е. клиент платит 6000 у.е. или зп 4000 у.е. клиент платит 14000. Цифри реальные, даже зп слегка завышены.

Если разница в рейтах > 2.5 — то это всё равно для меня новый факт. Хорошие продажники и хороший выбор специализации, уважаю.

Накрутка 100% от з/п в аутсорсе сжирается накладными расходами.

какими накладными расходами? покупкой стола и компа? так это постоянные расходы, а не переменные. не я понимаю что зп топов покрываются этими 100%, ибо резервный фонд далеко не каждая контора имеет. и я говорил о накрутке в 200% и выше

хотя я раньше любил выпить и обычно в приятной компании
Вот в этом и есть ключевая фраза, о которой я писал выше. Если команда предпочитает ограничиваться исключительно рабочими моментами, то, предложив людям пойти пить вместе и заплатить за свою выпивку, скорее всего ты получишь ответ «это я могу сделать с теми, кого выбрал сам, а не с теми, с кем работа свела».

По-разному бывает. В манагерской среде бытует ничем не обоснованное мнение, что от совместного бухания улучшается внутрикомандная коммуникация, соответственно, есть шанс повышения эффективности за счёт более раннего обращения за помощью в случае ступора. Как по мне, отнюдь не факт, что отвлечь надцать людей своим вопросом, пока найдёшь нужного — это лучше, чем подождать до следующего дейли, 1 из задач которого и есть вываливание проблем сразу на всех с целью определить, кто может тебе помочь, но им виднее, на что тратить бюджет проекта :)

очень доступно про важные и такие непростые вещи) спасибо!
И вообще, я прям тащусь от подхода, когда интегрируется «несовместимое» (терапия и программисты :) )

спасибо)
Это всё опыт, который делает меня специалистом широкого профиля со слабыми сторонами в каждой специализации ))

ну, мы все имеем слабые стороны, при грамотном селф-менеджменте их даже можно сделать своими очень даже сильными сторонами)

«Води» справді мінімум, клас! Чітко й цікаво)

Иногда мне кажется, что самый эффективный способ улучшить взаимодействие людей (в т.ч. на работе) — это организовать для них психотерапию, чтобы повысить их саморефлексию и умение общаться. Жаль только что терапия не поможет, если человек в этом не заинтересован :)

это может немного оффтоп, но по Вашему психотерапия только в дурке бывает?

принудительное, конечно, сакс, но иногда и правда очень хочется причинять окружающим добро в виде терапевтических влияний)))))

«- Сколько нужно психологов, чтобы закрутить лампочку? — Один, но лампочка сама должна хотеть закрутиться» :)
Да и медленный это процесс. А общение можно сравнить с мостом — лучше, когда его строят с двух сторон, но и с одной тоже можно. Вопрос в business value.

Я просто представляю, как может демотивировать менеджера, когда он десять раз говорит «ребята, рассказывайте мне о проблемах» (я сейчас про тех, кто действительно хочет слышать и умеет слушать), а подчиненные ну никак. Думаю, сильно это должно демотивировать ))
А потом, например, человек тебе поверил, пришел и рассказал — но ты реально не можешь ему помочь, потому что у руководства другое решение. Жизнь боль ))

Меня это поначалу демотивировало. А потом я стал лучше понимать их мотивы, (похвастаюсь) иногда лучше и быстрее чем они сами. И нежелание рассказывать о проблемах тоже имеет свои мотивы, и с ними можно работать тоже.

реально не можешь ему помочь, потому что у руководства другое решение
Я могу проработать его эмоции. Это очень важно.
Я могу проработать его эмоции.
Тут было бы полезно описание случая из жизни :)

Утащу это на тренинг :)
Если потом будет описание во вменяемо-полезном виде — выложу куда-нибудь

Хорошая выжимка, но написана больше в стиле как конспект для себя, что может быть непонятно начинающим, которые не переживали все описанные ситуации на себе. Спасибо.

Спасибо. Если здесь расписывать для начинающих, то будет много воды. Здесь каждый пункт можно в отдельную статью превратить, а то и в цикл.

маленькое замечание

Если программист ругает три предыдущих места работы, то скоро он будет ругать и вас тоже.
если он не ругает — то возникает вопрос почему он вообще оттуда ушел?
если он не ругает — то возникает вопрос почему он вообще оттуда ушел?
денежки/амбиции/тупость и многие другие причины :)

не платили достаточно/отсутствие возможностей для развития/тупость таки хороший вариант

причины могут быть разные. Зарплата, переезд, банкротство фирмы и т.д. В любом случае, там наверняка было хоть что-то хорошее. Шансов, что человек три раза попал в суперужасное место — мало.

Зарплата
маленькие зарплаты на фирме — есть за что ругать
переезд
если не вынужденный переезд — то нет возможности развития — есть за что ругать
банкротство
в наших реалиях крайне редко, но случается — можно ругать за неадекватность топменеджмента который довел фирму до банкротства

хорошее есть всегда, но меняют работу из-за плохого.

ругать или не ругать зависит от личного восприятия человеком этих минусов

Вопрос скорее в том, что человек склонен видеть. Везде можно найти позитивные и негативные стороны. Даже если на 100 позитивных моментов будет 1 негативный — человек, склонный к восприятию негатива, запомнит именно этот 1 момент.
Представьте себе ситуацию, Вася поехал на море в отпуск. Он вернулся и Вы спрашиваете у него о его впечатлениях. Если Вася больше обращает внимания на позитив, то даже отдыхая в ** без еды и кондёра, он расскажет о том, какое отличное было море, пляж и т.д. Если Вася склонен воспринимать негатив, то даже отдыхая в ***** в президентском люксе, он расскажет что-то типа «на меня уборщица криво посмотрела 1 раз, больше никогда туда не поеду!»
Ну и, разумеется, нельзя исключать соответствие культуры конторы интересам и потребностям человека. Если человек любит учиться по онлайн-курсам или вообще учиться не любит, то развитая система тренингов в Люксе ему будет до лампочки. Если человек воспринимает работу как каторгу типа «пришёл, отсидел 8 часов, ушёл, давайте мне моё бабло» — то G-club или крышу в Глобале он даже не заметит.

Разные бывают варианты. Можно разделить на внешние и внутренние.
Внешние — это те, которые от человека не зависят: контора развалилась, проект закончился, а новый не интересен и т.д.
Внутренние — те, когда человек принимает решение сам. Могут быть связаны с разными вещами, которые контора не может дать здесь и сейчас:
мотивацией — новая роль, в которой человек давно хотел себя попробовать, переезд в другую страну, больше денег;
с решением бытовых проблем в офисе: например, в другой конторе лучше офис (банально кондёры есть, к примеру) или он расположен ближе, наличие парковки в / неподалёку от офиса;
решением конфликтов в команде — ну не нравится человеку вот тот Вася Пупкин и всё тут.

При этом всё остальное человека вполне может устраивать.

если ругают компанию за определеные вещи это ни в коем случае не значит что ничего хорошего там не было.

Разумеется. Вопрос именно в том, что человек видит: 100 хороших моментов или 1 плохой. Но, как я написал выше, отнюдь не факт, что человека что-то не устраивало: возможно, предложили просто что-то более интересное или к решению сменить работу человека подтолкнули какие-то внешние обстоятельства.

так, ругают что-то публично не то, где было плохо тогда. и даже не то, что ретроспективно кажется плохим сейчас.
ругают публично, рассчитывая либо просто на внимание, либо на сочувствие/сопереживание.
то есть, и детали могут быть выдуманные, или же реальные, но для человека на самом деле не значащие. с реальным отношением может совпадать или не совпадать.

Статьи из этой серии можно читать уже только ради иллюстраций — в который раз тащусь от грамотной техники. :)

Спасибо, я передам художнику :)

Підписатись на коментарі