Не тикай, включайся: стране нужны мозги
Каждый решает для себя, оставаться в Украине или переезжать в другую сторону. Но есть еще и уточнение: как оставаться. Далее я предлагаю посмотреть на вопрос «IT и другие»: что мы можем сделать для своей страны.
В начале мая меня задержала милиция вместе в ребятами из проукраинской организации Харькова. Меня многократно допрашивали, подозревая в организации «провокации». В итоге я показал сайт нашей компании и подробно рассказал, чем занимаюсь. Меня оставили в покое и вскоре отпустили. Начальника отделения пребывал в недоумении: если я зарабатываю, по меркам города, вполне неплохо, то зачем я этим занимаюсь?
О том, что толкает айтишников заниматься непрофильной деятельностью, и пойдет дальше речь.
Проблема перекати-поля
Несколько лет назад напиcал позитивную статью о том, как замечательно жить в нашей стране. В одном из комментариев мне логично возразили, что я наивен: по работе и другим деятельностям я почти не пересекаюсь с нашей суровой реальностью. Со временем я всё больше стал понимать сказанное.
Наша IT-сфера действительно живет в своем полувиртуальном-полуидеальном мире.
В то же время мы сталкиваемся с необычной в истории человечества ситуацией: наши IT-коллеги уезжают за рубеж с понижением своего финансового статуса и при этом без явной угрозы своей жизни или здоровью. Текущая война на Востоке не основная причина, так как подобное происходит уже последние 10 лет.
С одной стороны, мир глобален, и нет ничего зазорного в том, чтобы работать и жить в любой точке, где каждый из нас может лучше себя реализовать. С другой стороны, лично я не одобряю, хотя и понимаю стремление многих избавиться от риска бесправия милиции, медицинской системы, унылых и неверящих в себя людей на улицах.
Тема эмиграции более чем освещена на ДОУ и других ресурсах. И тот факт, что уезжающие украинцы мотивируются не поиском себя, а побегом из нашей страны, наводит на грусть и размышления.
Оптимальным вариантом, на мой взгляд, будет пожить/поработать за рубежом и вернуться домой.
Ли Куан Ю, премьер-министр Сингапура, в своей биографической книге о превращении своей страны «из грязи в князи» отметил следующее: в этом государстве живут преимущество этнические китайцы. Так вот, многие, как и сам премьер-министр, получали образование на Западе, — преимущественно в Великобритании, — и возвращались домой. Остальные учились в местных, менее маститых университетах. Ли Куан Ю писал, что вторая категория пусть и менее образована, но она действовала более энергично и с большим энтузиазмом, так как, по его мнению, обладала большей связью со своей страной и народом.
«Эмигрируете вы скорее не для себя, а для своего третьего поколения, — отметил в одном из интервью Роман Хмиль. — Куда бы вы не уехали, вам все равно там будет сложно почуствовать себя „своим“, и ментально вы все равно будете цепляться за родные места, каждое утро читая новости с родины».
IT-пир во время чумы
Наша экономика продолжает стагнировать, и боюсь, что кроме IT-отрасли, непрерывный рост ждет только продажа водки. Народ будут спаивать, и он сам будет спиваться от безысходности.
Благополучие нашей братии на фоне понижения уровня жизни все больше вызывает схожий негатив жителей осажденного Ленинграда к тем, кто жил выше среднего. «Ешь ананасы, рябчиков жуй».
Львиная доля населения сейчас вынуждена сражаться просто за поддержание допустимого уровня жизни, и им просто не до вопросов общественного развития.
В тоже время многие айтишники азартно пересчитвают свою зарплату по новому курсу и приобретают упавшую в цене недвижимость. Но есть и такие, которые огорчены происходящим вокруг, и они готовы действовать.
Свой среди чужих, чужой среди своих
Авторы Cultural Demension провели исследования по ментальным отличиям разных культур. В плане государства, если следовать логике «что русскому хорошо, то немцу смерть», то вполне возможно, что демократические институты и гражданское общество пока далеки от нашего рядового человека. Наши соотечественники поддерживают бывших регионалов, Радикальную партию, Тимошенко... И мне сложно понять, чем они думают.
В то же время, немногие заказчики в в нашей отрасли хотят видеть местных, и на это обычно есть свои причины.
Brainbasket foundation поставили перед собой задачу трудоустроить в ИТ-индустрии Украины 100 000 программистов, для которых нужно еще
Несколько лет назад я также написал полушуточную статью на ДОУ про идею заменить правительство на программистов. В ней я объяснял отличия между способами мышления у программистов и у средних граждан нашей страны. В частности, в нашей сфере практически отсутствуют такие понятия, как «блат», «коррупция» и «подсиживание». Нас умилияют и смешат фразы из потустороннего мира современных офисов и печенек: «Сколько и кому нужно дать взяток, чтобы стать PM на ставке $2000, и почему об этом все умалчивают?». В нашей сфере отсутствует воровство, откаты и грубость. Дураков и «сынков» в IT нет. Если тебя не выгодно держать — ты идешь оббивать пороги новых компаний.
И именно таких «идеальных» людей из мира IT нам сейчас не хватает в стране.
В истории «про Сыры» продавец и программист живут в одном городе и покупают хлеб в одном магазине, но их реальности, мечты, ежедневный быт отличаются так же, как разнятся жизни брокера на Wall street и крестьянина из Тибета.
Получается, мы, айтишники, по своей ментальности ближе к человеку Запада, чем к среднестатистическому украинцу.
Next Level или «капець»
В университете каждый из нас наверняка проходил схему мотивации Маслоу. Удовлетворив базовые потребности, нормальная личность нуждается в актуализации, признании в обществе. Некоторые из нашей братии начинают действовать в этом направлении.
Однако немалая часть видит следующим шагом и вызовом для себя именно переезд. А дальше силы человека на десятилетия сковывает процесс культурной и экономической адаптации: приобретение недвижимости, обустройство детей. Реализация себя как личности забивается в угол, о ней стараются не думать.
Многие из нас могут найти какой-то скрытый мотив и неожиданный поворот в гонке за самоутверждением или звонкой монетой. Но если вы изучите эти истории поближе, то корыстные мотивы будет разглядеть непросто. Думаю, что скорей всего для перечисленных людей действительно приоритетом стала реализация себя, а также вызов недостаткам окружающей среды и положительных изменений.
Айтишники идут в народ
И такие случаи уже есть. Вопрос не только про финансирование беженцев и армии. В этом отличились многие компании. Дальше речь про тех, кто пошел дальше спонсорства и фандрейзинга.
Из известных на ДОУ случаев: Роман Хмиль полностью ушел в образовательные проекты, Эдуард Рубин постепенное превращает отсталое «совецькое» учебное заведение в Харькове в современный колледж , Алексей Скрыпник и Влад Воскресенский покинули посты гендиректоров Eleks и Invisible CRM соответсвенно и ушли в Верховную Раду.
Каждый помогает стране по мере своих сил и способностией. Про инженерную помощь на ДОУ недавно выходила статья «Информационные технологии на страже родины».
Приведу еще несколько примеров из своего круга знакомых. Буду рад, если вы дополните своими историями в комментариях.
Виктор Левандовский, CEO InternetDevels, самой крупной компании на Drupal в Европе из Луцка, основал и возглавил общественную организацию «Комитет общественного контроля за соблюдением законности и борьбе с коррупцией», которая уже 4 года (причем во времена Януковича) активно занимается гноблением чиновников-коррупционеров. Это позволило ему войти в общественные советы при обласной налоговой администрации, при обласном МВД, что повысило эффективность борьбы за правду.
Екатерину Макаренко из Харькова ждут на работу на всех 5 обитаемых континетах. Вместо этого после Майдана она поставила на hold свою IT-карьеру бизнес-аналитика и с головой окунулась в системную помощь пограничникам в рамках группы волонтеров Help Army. По ее словам, для нее было шоком после динамичной и эффективной IT-сферы окунуться в сферу закупок и организации армиии, такой далекой от нашего понимания эффективности. Сейчас Екатерина состоит в официальном гражданском совете при пограничниках.
Владимир Лыков, руководитель компании Тунгуру из Донецка, организовал открытую школу по дизайну для взрослых и для детей.
Александр Борняков, владелец крупной Одесской компании INTERSOG, стал депутатом областного совета в Одессе. Сейчас он продвигает несколько инициатив, в том числе проект электронного правителсьтва «Зеленую книгу».
Дмитрий Яковлев, COO из Харькова, создает детский клуб активного отдыха и приключений. Сейчас все на этапе оформления документов.
И что теперь?
Что же до нашей «совковой» реальности, где никто не хочет ни за что отвечать, то Майдан и война взорвали общество. И пока еще все не устаканилось и не замерло в локальном «новом порядке», сейчас мы не должны упускать шанс действовать.
Итак, куда стоит направить наши ресурсы — время, умения, деньги?
Правильный ответ: в образование, малый и средний бизнес, государственные структуры, органы власти и силовые структуры.
Почему-то очень многие источники заговорили именно про образование. Говорят, что это самые выгодные инвестиции. Украинское IT уже достаточно популярно, поэтому не было бы неожиданностью появление IT-заведения мирового уровня, в котором бы учились студенты не только третьего мира, но и первого — из США, Голландии и Норвегии.
Отдельное внимание стоит уделить тем, кто недавно уехал. По своему небольшому полугодичном опыту жизни за рубежом я знаю, что полностью встроиться в новое общество очень сложно, а часто и невозможно. В то же время для любого человека важно чуствовать себя частью чего-то большего — компании, футбольного клуба, нации или страны. Любая устойчивая помощь извне — информационная, образовательная, финансовая (с умом, конечно) — позволила бы им связать себя с малой родиной и быть... более счастливым.
Возможно, стоит всем примкнуть единому общественному движению, возможно, даже к политической партии. Как минимум одна из них напоминает лучик света среди царства тьмы и была активно поддержана айтишниками.
Не стоит также зазнаваться, что мы самые умные и прогрессивные, и одновременно считать себя одним-в-поле-не-воином. Когда я заикнулся при своей подруге-юристке о том, что мы, программисты, — самые умные, она ожидаемо поинтересовалась: «умнее юристов?». Я активно общаюсь с предпринимателями и думаю, что именно эти две категории граждан — наиболее активные и близки нам по духу. Сюда же можно отнести текущих или бывших сотрудников западных компаний: производственных структур, консалтинговых и просто ритейла. Кроме этого, в каждой сфере есть умные, честные и профессиональные люди, которые тоже не хотят жить по-старому.
Инъекция в нашу страну этического, практичного, эффективного подхода к тому, как делаются дела, может превратить ее в место, откуда никто не захочет уезжать.
P.S. Рекомендую посмотреть выступление на TED о том, как в Аргентине на коленке была создана интернет-партия. Возможно, это одно из самых подходящих решений для нас.
Найкращі коментарі пропустити