×

Яндекс.Старт в Одессе

Сегодня был на событии организованном Яндексом в Одессе под названием «Яндекс.Старт». Поскольку тема стартапов в целом интересна и развлекательная для публики, то постараюсь описать событие и свои наблюдения. Поэтому рассказ будет состоять из двух частей.

Хронология

Событие началось в 12 часов в отеле «Одесса» (тот который на причале похожем со стороны на большой корабль). В зале было под сотню человек, работали кондиционеры, хватало воздуха и у докладчиков были микрофоны. Обращаю внимание на эти мелочи потому было очень жарко днем на улице, но организованно все было так, что слушатели воспринимали информацию с комфортом.

Первая часть состояла из докладов сотрудников у которых похоже накопилось. В целом причины были очень понятны после просмотра презентаций из второй части. Очень многие не понимают смысл и суть программы Яндекс.Старт. Я тоже не понимал и наверное виноваты таки они сами. Сейчас борюсь с искушением пересказать сами доклады, но нам пообещали, что видео будет доступно онлайн. Поэтому подождите, сами темы докладов можно прочитать в блоге проекта.

Тезисно суть в следующем:

  • Люди не понимают смысл программы Яндекс.Старт. Это не венчурный фонд у которого цель быстро приумножить вложенные деньги.
  • Не все проекты которые они собираются купить должны вообще зарабатывать деньги напрямую, важнее возможность вписываться в инфраструктуру. Но тут вообще-то лучше таки послушать доклады.
  • Многие потенциальные стартаперы не имеют представления в каком свете находятся. Начиная от непонимания того кто их понтенциальные клиенты до непонимания того что такое вообще бизнес.

Честно говоря последний пункт, это крест любого кто собирается финансировать стартапы. Изобретателей вечных двигателей всегда было много, но сейчас даже тихие сумасшедшие которые никогда не имели представления об интернете начали свои больные фантазии раздувать до гиганских масштабов. Люди элементарно непрофессионалы или не знают рынки на которые пытаются выйти.

После докладов выступали представители четырех проектов, тут позволю себе дать некоторые оценки:

  1. Проект по анализу статистики упоминаний брендов, трендов и т.д. в социальных сетях и выдавать по этому поводу какие-то картинки. Вроле бы сервис существует уже некоторое время, но ответчик засыпался на вопросах о том насколько их данные валидны, элементарно из его слов следовало, что охват их сервиса не может обеспечивать полноту. Мне кажется это серьезным провалом самого доклада, хоть тематика мне интересна, но понимаю, что лично для меня умение правильно сформулировать задачу по анализу данных дороже чем создать инструменты для этого анализа (плюс знать, что некоторые вещи сделать нереально).
  2. Абсолютно невнятная презентация проекта от OWOX. Идея в создании еще одного движка для магазинов с которыми компания не может сейчас работать из-за низкого уровня внутренних технологий. Если сотрудники OWOX прочитают эту заметку, то предлагаю обратиться ко мне или другому специалисту с вопросом о том как сделать проект работающим в облаке и масштабируемым SAAS сервисом. Вызвало большое сомнение, что небольшие магазины о которых говорил докладчик имеют достаточное количество квалифицированного персонала чтобы поддерживать онлайн магазины.
  3. Стартап идея тихого сумасшедшего который решил, что люди слишком много читают новостей нахаляву в интернете и решил сделать сервис для получения денег от неблагодарных читателей. Зал пока слушал закипал и начинал роптать.
  4. Геолокационный сервис, аналог Foursquare, но с идеей создания маршрутов под конкретных людей, причем не по интересным местам, а по местам с покупками.
Лично мне понравился последний проект. И как проект (на общем фоне) и личную симпатию вызвал докладчик, потому что более всех походил на инженера.

Выводы

Конечно же стоит послушать доклады яндексоидов, говорят умные люди с богатым и бизнес и технологическим опытом. Ну и заодно проверить насколько у моих выводов были основания.

У меня возникло впечатление, что стартап направление — это модная необходимость. Компания является уникальной и крупнейшей продуктовой компанией на русскоязычном рынке. Компания является частью инфраструктуры русскоязычного интернета. Но за пределами этой компании достаточно унылая обстановка. Если в США и в мире у каждого направления у того же Google есть толпа «конкурентов/партнеров/трущихся около», то в рунете пустота и застой. Эти самые «трущиеся около» не только пытаются подпортить кровь, но и создают рынки и создают «теорию и практику» и узких специалистов в этих вопросах. Яндексу в пору создавать себе конкурентов, хотя бы для того чтобы продавливать рынок не только за свой счет.

Стартап культуры пока нет и возможно никогда не будет. Те тысячи долларов которые они будут разбрасывать не создадут нужную почву, ее тут же испортят «русские инвесторы» (те кто живут на 2% и стартап нужен чтобы понтоваться в сауне). А тем кто таки полезет вверх очень скоро станет жалко потерять заработанных денег из-за особого мироустройства неправовых государств совка, и они инкорпорируются в других странах.

Похоже Яндекс — это понимает, но им необходимо играть в эти игры перед инвесторами и самими собой, кроме того в некоторых случаях действительно выгорит. Компания вкладывается, только в безрисковые проекты, что очень сильно сужает потенциальный спектр проектов. От некоторых интересных они наверное отказываются, по крайней мере я понял это из их слов.

Последний вопрос, стоит ли подавать свой проект им на рассмотрение? Да, стоит даже потому, что они обещают обоснованно ответить, у них есть хороший и большой опыт. Я свой стартап уже подал на рассмотрение и буду ждать ответа.

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось0
До обраногоВ обраному0
LinkedIn



7 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.
немного слов об аудитории:

было странно, что под сотню человек приехали из других городов и просто послушали докладчиков, не задавая почти не единого вопроса. из задающих вопросы было около 3-5 человек активных, а остальные просто наблюдали за происходящим.

активность на кофебрейках:

удивила, большинство пили кофе, к Яндексу конечно подходили, но я не видел очередей в 10+ человек к команде Яндекса. это и есть нетворкинг?

немного добавлю о докладчиках:

доклады понравились — они правильные, хоть и короткие. и вопросы по ним ставили неплохие.

удивил Тигран (начальник мобильного направления Яндекса), и Артур Аруджалиев — первый не внятно ответил на вопросы по саппорту (забыв на время принцип Обамы): сильно извиняюсь — все исправим и сделаем в лучшем виде — точная дата; второй явно не нашел (забыл?) где находится багрепорт у Яндекса — выдавая общие претензии об относительно низком качестве мобильных продуктов Яндекса — это длилось почти 20 минут и указанные моменты начинали раздражать под конец дисскуссии.

поообщавшись лично с докладчиками — понравилась доступность и желание обстоятельно ответить на вопрос, хотя иногда казалось, что Григорий отвечая на вопросы аудитории прикрывался уловками споров — мы авторитетнее, нам виднее.

на следующую конференцию явно хотелось бы точно такого же, в том же отеле, в том же формате — но новая информация от Яндекса.

спасибо всем, понравилось. нужно повторить и в Одессе

Добрый день, Михаил.

Спасибо за отзыв о нашей презентации. Жаль, что мне не удалось донести ее смысл и вы сделали вывод о «еще одной платформе».

К сожалению, из вашего профиля не совсем понятно, на чем основана ваша компетентность в электронной коммерции. Было бы интересно узнать о реализованных вами проектах и их успехах в рунете.

а мне понравилась ваша презентация, весьма четкая и понятная.

нужно смотреть прототипы и систему работы, уверен при правильном подходе это сможет полететь

Вы что, какие успехи. Путь страданий и ошибок.

Изобретателей вечных двигателей всегда было много, но сейчас даже тихие сумасшедшие которые никогда не имели представления об интернете начали свои больные фантазии раздувать до гиганских масштабов.

Отлично! :)

улыбнул 3-й пункт оценки стартаперов :)

Но ведь эти «игры» — замечательный способ развить ту самую культуру.

Да, по идее так и должно быть. Но на каждую одну компанию которая понимает, что такое технологии и стартапы есть десяток которые хотят за $10k получить 50%, а потом еще и поприходить порулить. Одна строит, десяток ломает. У меня этих историй вагон, бандиты и дураки которые якобы вкладываются (и с той и с другой стороны), а потом по сути уничтожают проекты вам встретятся с большей вероятностью. Это тормозит или даже отбрасывает момент возникновения культуры стартапов назад. Ну и «весело видеть» тех кто таки добился успеха и тут к ним уже подключаются налоговые/менты и им подобные и заставляют по сути бежать из страны.

Підписатись на коментарі