×

«Отложенные решения — это прямой путь к эмоциональному выгоранию». 6 рабочих принципов СЕО YouScan

[Об авторе: Алексей Орап — CEO и основатель компании YouScan, SaaS-системы мониторинга социальных медиа. C 2008 по 2009 работал директором по развитию Яндекс.Украина, ранее занимался продажами и техническим консалтингом в компаниях Nortel, Alcatel-Lucent. Автор блога про SaaS-бизнес — SaaSDojo.com и канала про возобновляемую энергетику CleanTech News]

Статьи в популярных околотехнологических медиа с названиями «Семь принципов Марка Цукерберга» или «Законы успеха Илона Маска» — это мой «любимый» жанр. Увидев их, я сразу закрываю браузер! Тем не менее в жизни каждого человека наступает момент, когда возникает желание как минимум сформулировать для себя принципы, которыми руководствуешься в работе и жизни, а как максимум поделиться ими с окружающими :) Пришла и моя очередь!

Пожалуй, я еще не настолько мудр, чтобы излагать всеобъемлющие «принципы жизни», как Клейтон Кристенсен, Рэй Далио, Джордан Питерсон или Стивен Кови в своих популярных книгах (которые я, кстати, весьма рекомендую). Поэтому в этой статье расскажу о принципах, которые я использую в работе и бизнесе.

Многие из них в той или иной степени интегрированы в корпоративную культуру YouScan, которая давно помогает нам успешно развиваться.

Итак, вот список моих основных принципов для работы и бизнеса.

1. Доверие

Если разобраться, то с доверием все предельно рационально. В этом вопросе не так много идеализма, как может показаться. Необходимость проявлять доверие базируется на собственной оценке соотношения затраченных усилий и получаемых выгод (другими словами, cost/benefit analysis).

Количество людей, которые целенаправленно стремятся «зачитить» вас, совсем невелико. Не исключено, что оно даже стремится к нулю. Конечно, в первую очередь я имею в виду людей, с которыми вы развиваете осмысленные отношения — сотрудников, коллег, клиентов, партнеров по бизнесу и так далее.

Доверие позволяет снизить транзакционные издержки — сократить время и усилия, необходимые для контроля того или иного процесса. Оно вызывает взаимность: другая сторона, чувствуя ваше доверие, будет в свою очередь проявлять больше доверия к вам, а также ощущать большую ответственность.

В итоге выигрывают все. Скорее всего, проявив доверие и отказавшись от излишнего контроля, вы получите тот же (или даже лучший) результат, при этом сократите усилия на его достижение. Поэтому я почти всегда стараюсь доверять своим сотрудникам и бизнес-партнерам. «Проколы» иногда случаются (нет правил без исключений), но, по моему опыту, игра стоит свеч.

Простой пример: одним из первых неформальных правил культуры YouScan стало полное отсутствие учета отпусков. В первые годы после запуска стартапа у меня просто-напросто не было времени и желания отмечать где-то дни, которые сотрудники отсутствуют на работе, анализировать или контролировать это. Через некоторое время из неформального принципа это переросло в нашу официальную unlimited vacation policy. Каждый сотрудник может взять время на отдых тогда и столько, сколько ему необходимо, чтобы вернуться на работу отдохнувшим и продуктивным. Благодаря доверию и взаимной ответственности в команде не было еще ни одного случая неадекватного использования этой возможности.

2. Честность

Комплексный, но очень важный принцип. Вкратце, его можно сформулировать как «не обманывать». Здесь, помимо того, что «обманывать плохо» (это правда), все также рационально: обманывая, вы часто получаете краткосрочно выгодный результат, но создаёте долгосрочные репутационные, а иногда даже юридические, риски.

Были ли у меня ситуации, когда приходилось нарушать этот принцип? К сожалению, да — буквально несколько раз и в не слишком критичных вопросах. Но я до сих пор сожалею о тех случаях и понимаю, что сейчас бы повел себя по-другому. Эти ситуации подтвердили уверенность в том, что вести себя максимально честно в бизнесе — абсолютно правильная стратегия.

3. Не откладывать сложные решения и разговоры

Иллюстрации Каталины Маевской

Этому принципу на практике меня научил опыт ведения собственного бизнеса. Когда вы строите компанию, сложные решения будут встречаться каждый день: во взаимоотношениях с партнерами, клиентами и инвесторами, с сотрудниками компании. И в тысячах других вопросов.

Часто от их количества и сложности наступает перегрузка и соблазн отложить решения «на потом». Иногда действительно есть смысл дать интуиции переварить информацию, чтобы она подвела к правильному ответу через некоторое время.

Однако, по моему опыту, чем раньше примите решение, тем легче вам будет, даже если оно окажется в итоге неправильным. Нет ничего хуже, чем груз непринятых решений, который накапливается. Отложенные решения — это прямой путь к эмоциональному выгоранию.

Чувствуете, что надо расстаться с сотрудником, который уже давно не тянет, несмотря на все ваши усилия исправить ситуацию, но при этом эпизодически подает признаки надежды? Сделайте это прямо завтра. Вы и так уже опоздали с решением на несколько месяцев (у меня было такое не раз). Вы нафакапили, и клиент требует компенсацию, не пытаясь вникнуть в причины произошедшего и дать вам шанс исправиться? Дайте ему эту %$#X* компенсацию либо расторгните договор. Но сделайте что-то уже сегодня. Вас ждет не слишком приятный разговор с бизнес-партнёром об ответственности в команде? Лучше поговорить сейчас, чем отложить еще на неделю.

Часто правильного решения просто нет, сколько бы вы не взвешивали все «за» и «против». Парадокс в том, что это особенно относится к сложным и неприятным вопросам (иначе они не были бы сложными!). Узнать, что было правильно, а что нет, вы можете, только сделав что-то.

Связанный с этим момент: я выбрал для себя подход быть максимально прямолинейным в том, как давать обратную связь на работе. Нет ничего хуже хождений вокруг да около и разговоров, которые ни к чему не приводят. Это — потерянное время и потраченные зря эмоции.

Время — самый ценный ресурс, не тратьте его впустую. Будьте честными в том, как видите ситуацию, и говорите обо всём открыто. Даже если такие разговоры неприятны всем участникам, включая вас, они позволяют быстро идентифицировать проблему, решить её и двинуться дальше. Обычно это идёт всем на пользу. И после таких сложных обсуждений люди чувствуют облегчение и энтузиазм от того, что решения приняты, и можно продолжать работать.

4. Стараться понять мотивацию

Много раз я оказывался в ситуации, когда ошибочно судил о поведении людей, не понимая до конца его причины. Пытаться понять — на практике один из самых сложных для меня навыков, но он очень важен.

Гораздо проще сложить мнение о причинах происходящего быстро, не копая вглубь, особенно если это мнение базируется на сформировавшихся стереотипах о человеке и его мотивации. Это не значит, что ваши представления и стереотипы всегда ошибочны, но нередко это так и есть.

Поэтому я целенаправленно работаю над тем, чтобы глубже вникать в причины того или иного поведения людей и пытаться лучше понять собеседника.

Вот еще почему важно учиться не только слушать, но и слышать. Вникая в причины того, почему люди видят вещи определенным образом (отличным от вашего) или принимают те или иные решения, вы обогащаете себя новой информацией. Она же может помочь принимать правильные решения в дальнейшем. Подробней об этом рекомендую почитать в книге «Принципы» Рэя Далио (первая часть — Life Principles).

5. Дела значат больше, чем слова

За свою многолетнюю карьеру я много раз встречал людей — от предпринимателей до топ-менеджеров корпораций, которые красноречиво рассказывают о своих достижениях, фонтанируют новыми идеями и предложениями.

Но если копнуть глубже, оказывается, что они не довели ничего до конца, не создали почти ничего ценного. И на самом деле не добились того, о чем так красиво рассказывают. Рано или поздно это становится понятно окружающим, и такому человеку приходится уходить из команды, чтобы рассказывать о своих достижениях где-то еще.

Поэтому я больше ценю сделанное, чем сказанное, в себе и в остальных.

6. Движение вперед с помощью проб и ошибок

Когда я запускал свой первый бизнес в далеком 2004 году, первое, что мы с партнером сделали, — сели за написание бизнес-плана. Мы потратили на это примерно пол года. Конечно же, почти никакие из предположений и расчетов, заложенных в этот бизнес-план, в дальнейшем не оправдались.

Когда в 2009 году я запускал YouScan, история частично повторилась: для привлечения seed-инвестиции от венчурного фонда нам с кофаундерами пришлось писать объемный бизнес-план. По крайней мере, на тот момент уже был опыт, это заняло меньше времени. Инвестицию мы в итоге привлекли, но большинство гипотез, изложенных в бизнес-плане, также не выдержали столкновения с реальностью.

Эти и многие другие случаи бесполезного планирования, помимо аллергии на бизнес-планы, научили меня тому, что лучше двигаться вперёд малыми шагами, делая предположения и совершая ошибки, чем пытаться тщательно спланировать всё заранее.

Позже я познакомился с концепцией Lean Startup, а разнообразные Agile-подходы стали мейнстримом. Однако я по-прежнему вижу, что на практике все часто выглядит по-старому. Когда люди сталкиваются с необходимостью планирования в условиях неопределенности, они продолжают попытки составить всеобъемлющий и детальный план действий или проекта. Безусловно, это полностью оправдано, если вы строите АЭС или проектируете новый кардиостимулятор. Но, скорее всего, вы занимаетесь чем-то другим.

Вот один из свежих примеров того, как применяю этот подход на практике. В данный момент мы обсуждаем технологическое партнерство с одним крупным игроком на интернет-рынке. Наши ИИ-технологии анализа текстов и изображений могут дать в сфере их бизнеса большую ценность. Есть целый ряд направлений, в которых можно работать вместе.

Варианты:

А. Спланировать наше сотрудничество по всем направлениям и составить детальный план действий.

Б. Выбрать небольшой проект и попробовать реализовать его без излишней формализации.

Я однозначно выберу второй. Он позволит нам быстро понять как технологическое, так и культурное соответствие команд, и в случае неуспеха избежать ненужных трат времени на попытки построить масштабное сотрудничество.

В заключение

То, что я считаю эти принципы правильными, не значит, что они подходят и вам. Думайте и решайте сами, какие принципы правильные для вас.

Кроме того, я прекрасно понимаю, что любой из описанных принципов иногда дает сбой. В некоторых ситуациях краткосрочный результат может быть более оптимальным, если применить подход, противоположный описанному выше. Тем не менее долгосрочные результаты во многом зависят от того, насколько последовательно вы используете собственные принципы, а это самое главное.

Также наличие принципов позволяет упростить принятие решений — как в сложных, так и в обыденных ситуациях, с которыми сталкиваетесь изо дня в день. И это тоже важная причина для того, чтобы задуматься и сформулировать собственные. Мне будет интересно узнать, какие они.

👍ПодобаєтьсяСподобалось1
До обраногоВ обраному10
LinkedIn

Схожі статті




7 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Прекрасно написано, очень много уважения к автору. Жаль, что такое редко встречается. Сразу же глянул, есть ли позиции разработчиков))

Реально, хорошая, информативная статья! Главное — видно сразу Ваше кредо в жизни и бизнесе. Удачи и процветания бизнесу!

Спасибо. Полезная статья.

Классная статья

Интересно и легко читается, спасибо)

Мне понравилось. Здорово импонирует с моим собственным опытом. Фактически все что я излучаю в мой окружающий мир — получаю обратно. Иногда в увеличенном размере.

Спасибо, за статью. Понравилось —

Статьи в популярных околотехнологических медиа с названиями «Семь принципов Марка Цукерберга» или «Законы успеха Илона Маска» — это мой «любимый» жанр. Увидев их, я сразу закрываю браузер!

Зачастую и мне приходят подобные мысли. Но в здесь все на редкость взвешенно изложено, без пафоса и навязывания, кроме того указаны базовые принципы как доверие и честность, которые мне очень импонируют

Підписатись на коментарі