Репортаж с DOU Panel: Подготовка кадров для ИТ-индустрии
Участников круглого стола можно было условно разделить на два лагеря: «преподавателей» и «работодателей». Впрочем, некоторые из них имели большой опыт работы как в образовательных учреждениях, так и в ИТ-индустрии, и хорошо осознавали проблему с обеих сторон. В обсуждении приняли участие:
• Александр Орехов, директор образовательных программ компании EPAM Systems;
• Татьяна Владимировна Ковалюк, доцент кафедры АСОИУ НТУУ «КПИ»;
• Тимофеев Владимир Иванович, зам. 1го-проректора НТУУ КПИ, доктор технических наук, профессор;
• Николай Арзубов, учредитель Молодёжного научного обществ Q-BIT;
• Валерий Красовский, управляющий директор и соучредитель компании Sigma Ukraine;
• Игорь Паламарчук, ведущий тренер-консультант образовательного центра
• Дмитрий Рябоконь, руководитель образовательных программ Luxoft в Киеве;
• Михаил Крикунов, декан Киевской Бизнес Школы;
• Игорь Мендзебровский, директор компании Itera Consulting;
• Антон Михайлюк, HR менеджер компании DataArt;
• Руслан Шевченко, директор компании Gradsoft.
Откровенно признаться — дискуссия вышла совсем неоптимистичной. Любой поднятый вопрос в итоге скатывался к неутешительным выводам, если не сказать — к политическим дебатам. Ни для кого не секрет, что мы приближаемся к порогу наследия «демографической ямы»
«Это мировая проблема», — утверждает Игорь Мендзебровский. «Во всём мире интерес учащихся к математике и физике отмирает. Считается, что математика — это тяжело, гораздо проще зарабатывать деньги на эмоциональном интеллекте».
Ещё один губительный для любой украинской отрасли фактор — снижение мотивации молодых людей, как учиться, так и работать. Ответственность за социальную пропаганду целиком и полностью лежит на государстве.
«Главный вопрос — в мотивации молодёжи заниматься высокотехнологическими отраслями. У нас отсутствует такая индустрия, как элемент, который способен повлиять на выбор профессии. Нет культа учёных, осознания того, что человек может зарабатывать деньги „мозгами“. Если бы это всё было, то целый механизм (включающий школу, университет, рынок труда) работал бы по-другому», — утверждает Владимир Тимофеев.
«Молодёжи необходим интерес. Если бы у нас было много продуктовых, инновационных компаний, у них бы было больше желания стремиться работать в них ещё со школы...
...Мы, как представители подобных компаний, и государство могли бы объединиться, систематизировать и демонстрировать школьникам, где можно будет себя применить через десять лет», — высказывает мнение из лагеря представителей бизнеса Игорь Паламарчук.
Помимо социального фактора стимуляции имеется и финансовый. «Любой бизнес считает деньги. Если деньги можно зарабатывать за счёт институциональной власти, монопольных положений, договорённостей или спецзаконов — это неминуемо будет использоваться. И тут надо задать себе вопрос — ставит ли украинская бизнес-элита целью развитие инновационных бизнесов? В своё время правительство Ирландии дало хороший толчок развитию инновационных отраслей (при этом не только ИТ), снизив для них налоги», — говорит Игорь Паламарчук.
Второй насущный вопрос, вызвавший волну оживлённых дебатов, — необходимость регуляторных механизмов планирования кадров на уровне государства. Пока что вузы и ИТ-компании работают практически порознь, исповедуя различные принципы. Институт не имеет фактически никаких стимулов для подготовки высококлассных специалистов — даже принятая система планирования, по сути, только условность. В то же время бизнес, придерживающийся «капиталистической» рыночной системы, вынужден расплачиваться монетой за недостаток кадров или их низкую квалификацию. Вариантов решения этой проблемы было озвучено достаточное количество — вплоть до прямых инвестиций в учебные заведения со стороны ИТ-компаний.
Планирование необходимого количества специалистов — проблема сложная и неоднозначная. Большинство участников дискуссии неоднократно упоминали, что было бы неплохо, чтобы государство принимало более активное участие в прогнозировании и планировании образовательных стратегий, хотя высказывалось и мнение, что узкопрофильные ИТ-специальности плохо поддаются подобному управлению. Частично подобные механизмы работают, тем не менее, централизованной регуляторной системы пока нет.
Хорошей новостью оказалось то, что этот процесс, похоже, сдвинулся с мёртвой точки — по утверждению Валерия Красовского, компании стали влиять на госзаказы посредством ИТ-ассоциаций, однако результат подобных действй будет ощутим лишь через несколько лет. «Компаниям необходимо выделить слой горизонтальных компетенций, программных скиллов, который будет универсальным для каждого ИТ-специалиста. ВУЗ должен давать равные возможности для человека, помогать ему получить первое рабочее место в значимой индустрии, с другой точки зрения — предоставлять компании человека, которого легко дополнительно обучить технологиям, но который умеет работать в коллективе по принятым процедурам. Было бы весьма полезно представителям ИТ-компаний совместно сформулировать подобные требования к обучению», — предлагает Игорь Паламарчук.
К сожалению, подытожив круглый стол, можно констатировать, что его участники озвучивали больше актуальных проблем, чем способов их устранения. Тем не менее, будь подобные мероприятия более частыми и публичными — вероятно, многие проблемы образования в целом (и ИТ-образования в частности) решались бы гораздо меньшими усилиями.
Вы можете посмотреть видеозапись круглого стола:
betv.com.ua/...online.php?id=6003&type=1
Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU
46 коментарів
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.