Обсуждение проекта Налогового Кодекса в ГосКомПредпринимательства
16 августа в ГосКомПредпринимательства состоялось совещание на тему «Использование упрощенной системы налогообложения для компаний, работающих в ИТ-сфере».
От чиновников были: керівник служби Віце-прем’єр-міністра України з питань економіки, Воробей С. И., голова Держкомпідприємництво України, Бродский М.Ю.
От компаний: АктівМедиа, lemon.ua, Мірасофт Груп, Софт-Индастри, Сіклум, представитель Ukrainian Hi-Tech Initiative и АПІТУ. Я официально представлял интересы фрилансеров и самозанятых.
Не было представителей ИТ Украина. Они вроде бы как лоббируют свои интересы через другой комитет и поэтому вероятно не пришли на эту встречу. Напомню, что месяц назад состоялась первая встреча с ИТ.
Встреча заняла чуть больше двух часов. Первые минут 30 Бродский рассказывал, что будет в НК и почему. По его словам, та версия, что была опубликована в Урядовом Кур’єрі уже безнадежно устарела. Это был первый сюрприз.
Дальше началось обсуждение. Собственно, обсуждением это можно назвать с некоторой натяжкой, в том смысле, что нас проинформировали о том, что будет, но честно сказали, что никаких предложений от нас не ждут и не принимают.
Тем не менее, обсуждение было и в общем довольно эффективное. Хорошо, чтобы было где-то 10 человек, так что «базар-вокзала» не было.
Суть изменений (по отношению к той редакции, что была опубликована):
- Деятельность в сфере автоматизации и ВЭД на упрощенке оставят, но только для одной категории — ИТ. При этом будет и специальная «акционная» цена, 1500 грн единого налога в месяц. Лимит — 300 тыс. грн. При превышении лимита автоматически переводят на общую систему налогообложения. Платеж в ПФ (320 грн) тоже остается, т.е. получается 1820 грн.
- Для не-ИТ будет ставка единого налога от 200 до 600 грн плюс ПФ.
- Для ИТ уберут пункт 12.1 (требование о том, что на одного заказчика/клиента для СПД разрешено не более 50% дохода за 3-6-9 месяцев).
- Для юрлиц на упрощенке будет два варианта: 3 млн плюс 0% на прибыль на пять лет («дает лично Янукович») плюс 5% налог на дивиденды и второй вариант — 2 млн и 5% с оборота.
В твиттере меня спрашивали, откуда взялась цифра в 1,5 тыс. грн единого. Объясняю как я это понял.
Средняя зарплата шахтера абстрактного рабочего это 4 тыс. грн. Он платит 53% налогов — ФОТ + НДФЛ. Программисты получают больше и если бы работали как сотрудники платили бы
Компании пытались поторговаться. Вот только чтобы торговаться, нужны рычаги давления, а с этим проблемы. Тем не менее, предложение было такое: оставьте 600 грн единого для ИТ, но запретите ВЭД для физлиц. Тогда ВЭД будет вести украинская компания-юрлицо и работать по привычной схеме с СПД, но платить 600 грн вместо 1500. На это получили категорическое нет, хотя в какой-то момент мне показалось, что ВЭД действительно могут забрать.
Еще над одним предложением пообещали подумать. Вариант следующий: 6% с оборота вместо 1500 грн, при этом компании-юрлица не смогут относить на валовые расходы операции за наличный расчет, только безнал. Т.е. смысл в том, что компании будут платить СПД на 2600* и соответственно эти потоки легко проконтролировать. При этом 6% от 15 тыс. грн это 900 грн, а не 1500. Какая-то, но экономия. Насколько мне показалось, шансы что это пройдет совсем небольшие.
Если доход меньше 10 тыс. грн то физлицам предлагают не оформляться как СПД на едином, а оформляться как независимое самозанятое лицо и платить 15% НДФЛ.
По срокам — по-прежнему считается, что новый НК вступит в действие с
Вопрос о том, где и когда можно будет увидеть новую версию НК остался без ответа.
По лимиту в 300 тыс. грн — нам сказали, что это требование МВФ. И если мы хотим его убрать придется сначала вернуть 15 млрд. долларов МВФ. Все тот же пресловутый МВФ оказывается вообще требовал убрать упрощенку, но ее «отстояли».
Такие дела. Выводы: так или иначе, платить будем в разы больше. Как именно все будет работать и что конкретно будет с ВЭД и физиками — пока до конца непонятно.
Комментарии других участников ожидаются, дополню по мере поступления.
UPDATE: Размышления на тему.
Несколько раз включался тезис о том, что государство пытается создать равные условия для бизнеса. При этом наличие упрощенной vs. общей системы налогообложения — это уже неравные условия. Упрощенка появилась только потому, что нагрузка в 55% на общей системе просто делает невозможной легальную работу многих видов бизнеса.
С отчислениями в ПФ кстати ровно то же. Система у нас солидарная — т.е. отчисления, которые мы делаем сегодня идут сегодняшним пенсионерам, а не плательщику как будущему пенсионеру. Иными словами, если у вас нет родственников пенсионеров вы автоматически в неравных условиях с теми, у кого такие родственники есть. Т.е. сирота платит вообще непонятно за кого и по сути это не ПФ, а просто еще один налог.
А вот вместо того, чтобы решать системную проблему, мы лепим новые патчи. Отдельно для ИТ, отдельно для рекламщиков, отдельно для торговцев. Любой программист знает, к чему это в итоге приводит.
Официальный ответ участников Ukrainian Hi-Tech Initiative и представителей IT Ukraine
Шановний Михайле Юрійовичу, Світлано Іванівно.
За результатами проведеної 16 серпня у Держкомпідприємництва наради з представниками компаній які працюють у сфері інформатизації «Щодо використання спрощенної системи оподаткування» в рамках підготовки пропозицій змін до проекту Податкового кодексу просимо прийняти офіційну позицію «Хай-Тек Ініціативи» — професійної асоціації, що об’єднує 54 українські компанії розробники програмного забезпечення.
Для забезпечення розвитку галузі розробки програмного забезпечення та сприяння подальшому росту експорту послуг програмного забезпечення з України — просимо внести в проект Податкового кодексу опублікованого З Серпня 2010 року в «Урядовому кур’єрі», наступні зміни:
1. В розділі XІV. Глава 1. Стаття 12. Відповідальність платника податку.
вилучити пункт 12.1.
У випадку, якщо платник єдиного податку — фізична особа, більше половини свого доходу за три, шість, дев’ять чи дванадцять місяців наростаючим підсумком з початку року отримав від одного замовника (клієнта, покупця), такий платник податку позбавляється права на сплату єдиного податку в цих періодах і сплачує податки і збори у відповідності до загальної системи оподаткування.
2. Залишити можливість для для фізичних та юридичних осіб які вибрали спрощену систему оподаткування проводити експорт послуг у сфері інформатизації (КОД КВЕД 72);
3. Зберегти нульову ставку податку на додану вартість при экспорті послуг у сфері інформатизації (КОД КВЕД 72).
4. На зустрічі з боку Голови Держкомпідприємництва Бродського М. Ю. було сказано про можливість введення збільшених ставок єдиного податку для СПДФО які працюють у сфері інформатизації (КОД КВЕД 72) ніж є у версії Проекту Податкового Кодексу від 3 серпня опублікованого в газеті «Урядовий кур’єр». В разі введення ставки єдиного податку для СПДФО більшого ніж 600 грн. просимо ввести перехідний період на 3 роки для забезпечення поетапного переходу на збільшені ставки єдиного податку для СПДФО.
Голова Громадської організації «Хай-Тек Ініціатива»,
Мазнюк Віктор
314 коментарів
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.