Сучасна диджитал-освіта для дітей — безоплатне заняття в GoITeens ×
Mazda CX 30
×

«Мечтаю запустить ракету на 100 км». Сергей Пипко — об увлечении ракетами, разработке двигателя с нуля и экспериментальных запусках в поле под Киевом

Сергей Пипко — старший научный сотрудник химического факультета КНУ им. Шевченко. Он уже более 40 лет собирает и запускает любительские ракеты и с 2018 года возглавляет NAURocket — студенческое конструкторское бюро экспериментального ракетостроения.

В интервью для DOU Сергей рассказал, как он в домашней мастерской конструирует ракетные двигатели, на какую высоту запускает ракеты и каким может быть практическое применение любительских моделей.

Сергей (по центру) со студентами

Как конструировал свои первые ракеты

Проектированием ракет я заинтересовался в 5-м классе, когда друзья во дворе мне показали, как сделать двигатель из целлулоида, завернутого в алюминиевую фольгу. С этого началось увлечение химией. После школы поступил на химфак в КНУ им. Шевченко. После учебы защитил диссертацию в академическом институте и через некоторое время вернулся работать на родную кафедру.

В школе и вузе я перечитал много книг по ракетам, двигателям, топливам — и сразу же старался воплотить теорию на практике. Труднее всего было с проектированием: сначала нужно рассчитать по формулам, какой хочешь собрать двигатель, с какой тягой. И результат испытаний уже готового изделия должен соответствовать этим расчетам.

К примеру, ставлю себе цель: собрать двигатель на 5 кг тяги. Для этого у него должны быть определенные уровень давления и диаметр сечения сопла, через которое выходят газы. Чтобы рассчитать эти параметры, надо знать характеристики топлива, скорость его горения, плотность и так далее. На основании всего этого и происходит проектирование будущего двигателя: какую он покажет тягу и сколько времени будет работать. А от этих параметров, в свою очередь, зависит скорость движения ракеты и высота, на которую она поднимется.

Казалось бы, я все делал строго по формулам из книг, но показатели двигателей, которые собирал, не соответствовали расчетным параметрам. В то время спросить совет было не у кого: никто из моего окружения ракетами не интересовался.

Сдвинуться с мертвой точки удалось в конце 90-х, когда у меня появился интернет. Я узнал, что за границей много таких любителей, которые строят ракеты в гаражах и запускают их на десятки километров. Рекорд поставили в США в 2004 году: любительская ракета GoFast поднялась на 112 км.

Я начал читать ракетные сайты и форумы, в основном американские. Там было много информации о проектировании и разработке двигателей и, самое главное, практические советы, как надо делать, а как — нет. По этим материалам освоил специальные компьютерные программы для расчетов. А затем спроектировал и собрал свой первый двигатель, что при испытании показал именно те результаты, которых я ожидал.

В качестве топлива использовал так называемое карамельное — смесь расплавленного сахара или сорбита с селитрой. Это самый популярный тип твердого топлива для начинающих. Корпус ракеты представлял собой стальную трубу диаметром 38 мм и длиной 40 см, к нему крепились стальное сопло и заглушка.

Затем я собрал экспериментальный стенд, который измеряет тягу двигателя. Там запустил двигатель, дал ему прогореть и получил профиль тяги: график зависимости тяги от времени. Так убедился, что все параметры совпадают с расчетными по проекту. С этого момента я и считаю, что научился конструировать ракетные двигатели.

После этого экспериментировал с другими видами твердого топлива на основе перхлората аммония, полимерной связки и алюминия. У них больше удельный импульс и, соответственно, эффективность.





Как пришла идея обучать студентов

В 2001 году нашел в интернете нескольких единомышленников из СНГ — буквально 2-3 человека. Мы создали ракетный форум, где я был модератором. В 2014 году мы с украинскими ребятами ушли оттуда из-за политических разногласий. Тогда я организовал ракетный раздел на форуме всеукраинского технического портала «Моделка». Сейчас там около десятка постоянных участников. Среди них — 5-6 активных ракетолюбителей из Киева.

Мы периодически вместе разрабатываем ракеты и выезжаем на запуски. Самая большая наша ракета, «Мрия», имела 3-метровый корпус диаметром 16 см и массу почти 10 кг. Я делал для нее двигатель, другой участник — электронику, третий — конструировал корпус и парашютную систему. Всего наша киевская группа построила и запустила около 10 ракет, в том числе двухступенчатые.

Но у меня всегда была мечта обучать ракетостроению студенческую команду. Дело в том, что практически в каждом крупном университете в Европе, Индии, США, Бразилии и других развитых странах мира работают студенческие ракетные группы. Под руководством преподавателей ребята разрабатывают ракеты с нуля: делают расчеты, конструируют двигатель, изготавливают топливо, программируют электронику, проводят научные эксперименты на борту ракеты в полете.

Свои результаты они показывают на международных соревнованиях. Например, на Spaceport в США в прошлом году более 1000 студентов со всего мира запустили более 100 ракет. Мне бы очень хотелось, чтобы когда-нибудь в таких соревнованиях поучаствовали и украинцы.

Массовый интерес к ракетам возрос в феврале 2018 года, когда Илон Маск запустил в космос супертяжелую ракету Falcon Heavy и свой красный Tesla Roadster. Во всех барах Киева вместо футбола смотрели этот запуск. На этой волне ажиотажа я обратился в совет молодых ученых НАУ с предложением создать команду студентов и строить экспериментальные ракеты.

Сергей со студентами

Председатель совета Ксения Семенова-Шелевицкая помогла собрать энтузиастов из НАУ и других вузов, и мы организовали NAURocket — студенческое конструкторское бюро экспериментального ракетостроения. На первое организационное собрание пришло около 30 человек. Я разбил ребят на три команды, и каждая приступила к проектированию своей модели.

Методические материалы я структурировал и выложил на своем сайте. Там есть подробные инструкции, как сделать корпус, двигатель, топливо, блок электроники и парашютную систему для безопасного приземления ракеты. Все это студенты делают сами, а я присматриваю и помогаю.

Ребята запустили свои изделия в апреле 2018-го: три ракеты длиной 1,5 м и диаметром 75 мм поднялись на высоту около 600 м. Это были первые успешные старты студенческих ракет в Украине.

В общей сложности спроектировали 5 ракет. Были и успешные, и провальные пуски. К примеру, ракета Greenwich пережила три успешных полета и безопасно приземлилась. Ракета «Марс» — поднялась на 455 м, но разбилась.

Студенты за работой

Как мы конструируем ракеты

Как я говорил, сначала студенты работали в трех группах, но постепенно часть людей отсеялась, сейчас осталась одна группа. Костяк — 6 человек, также некоторые присоединяются периодически. Кто-то, к примеру, помогает нам с программированием, но в конструировании самой ракеты не участвует.

Наша глобальная цель на будущее — построить суборбитальную ракету, которая долетит до официальной границы космоса, 100 км, но на орбиту не выйдет. В прошлом году студентам из США уже удалось сконструировать и запустить такой экземпляр. А значит, я не сомневаюсь, что получится и у нас.

Но для такой ракеты понадобится более серьезный двигатель, прочный и термостойкий корпус, который выдерживает нагрев до 150-200°С. А также радиопередатчик, который сможет передавать сигнал на большом расстоянии. Чтобы научиться работать с разными двигателями, материалами и электроникой, мы сконструировали ракету «42». Студенты назвали ее в честь ответа на главный вопрос вселенной из космической эпопеи «Автостопом по галактике».

Мы запускали «42» уже 4 раза, каждый раз экспериментируем с расчетами траектории и другими параметрами, добавляем что-то новое: усовершенствованную парашютную систему, более сложную электронику. До конца лета планируем впервые пустить эту ракету не на карамельном, а на промышленном топливе из перхлората аммония. Сначала попробуем поднять ее на 1 км, позже — на 3 км.

Ракета «42» с установленным новым двигателем

Первый шаг в разработке ракеты — определить ее задачу. Пока что наши задачи — поднять ракету на такую-то высоту, те же 2 или 3 км. В зависимости от этого рассчитываем диаметр ракеты. Чем меньше диаметр, тем меньше сопротивление воздуха, и ракета поднимется выше. Но, с другой стороны, тогда в нее поместится меньше электроники. Поэтому стараемся найти баланс.

Затем оцениваем массу будущей ракеты. Для этого нужно учесть массу корпуса, электроники, парашютной системы. На основании этого проектируем двигатель, который сможет поднять вес на заданную высоту. Получаем некую необходимую массу топлива и двигателя, добавляем к массе ракеты, а потом заново пересчитываем высоту полета. Если результат не дотягивает до желаемого, добавляем топливо и пересчитываем заново. И так несколько итераций, пока расчеты не сойдутся.

После этого приступаем к проектированию корпуса. Главная задача — сделать так, чтобы ракета летела строго вверх и не кувыркалась в воздухе. Для этого используют стабилизаторы. При проектировании нужно так рассчитать их размер, чтобы центр давления был ниже центра тяжести ракеты. Центр давления рассчитывает специальная программа, нам главное правильно ввести входные параметры: размеры ракеты и стабилизаторов.

Стабилизаторы тоже добавляют массу, и после этого нам нужно еще раз пересчитать общую массу ракеты и убедиться, что двигатель поднимет ее на нужную высоту. Если нет, придется внести в конструкцию какие-то изменения — например, добавить больше топлива.

Когда известна полная масса ракеты, можно вычислить размер парашюта: диаметр купола, который обеспечит нужную скорость спуска. Если ракета достаточно прочная, можно остановится на показателе 10 м/с. Если хлипкая — 5 м/с. Но чем медленней будет спуск, тем дальше ракету унесет ветер, поэтому скорость спуска нужно выбирать с учетом высоты полета и конструкции ракеты.

После этапа проектирования мы переходим к сборке корпуса. Некоторые его элементы мы сами печатаем на 3D-принтере в моей собственной мастерской: на одну ракету уходит 0,5-1 кг пластика. Кроме 3D-принтера, у нас есть фрезер по фанере и сверлильный станок. Некоторые материалы покупаем: например, алюминиевые трубы и ткани для парашюта. Если нужно что-то вырезать на токарном или лазерном станке, то подготавливаем чертежи и отдаем в специализированные мастерские.

Что касается электроники, мы закупаем комплектующие:

  • барометр (давление воздуха с высотой меняется, и на основании этих данных работает контроллер высоты);
  • трехосевой акселерометр;
  • трехосевой гироскоп;
  • GPS-модуль;
  • радиопередатчик;
  • микроконтроллер и так далее.

Из этих комплектующих проектируем и собираем полетный контроллер. Он считывает данные со всех датчиков, а также вычисляет высоту полета и на ее основании определяет момент выброса парашюта. Также изготавливаем маяк, который раз в секунду в течение всего полета передает координаты ракеты.

После приземления разыскиваем ракету с помощью GPS-координат (иногда ее сносит на 1-2 км). Затем считываем данные с контроллера на компьютер и анализируем все параметры полета: как ракета ускорялась, как тормозилась воздухом, вращалась ли при полете, как поворачивалась в точке апогея, когда раскрылся парашют, на какой скорости ракета спускалась на парашюте, с какой силой ударилась о землю.

График с результатами полета

В среднем на разработку одной ракеты у нас уходит полгода-год. Стоимость зависит от сложности проекта. К примеру, на первую сборку «42» потратили около 20 тыс. грн.

Как и где проходят испытания и запуски

В США — несколько десятков тысяч ракетолюбителей, и там действуют строгие законы, которые регулируют запуски студенческих ракет. Поднимать ракету можно только на специальных полигонах. Для этого нужно заранее подать заявку, в какой день и на какую высоту планируется полет. Если небесное пространство свободно, то дают разрешение на запуск, причем не на весь день, а на определенное время — например, с 9 до 15 часов.

У нас пока такого нет. Но я строго отношусь к технике безопасности, и мы сами соблюдаем правила по американским нормам. К примеру, не делаем управляемые ракеты — в тех же США их расценивают как оружие.

Сейчас запускаем ракеты на поле примерно 3*3 км, оно находится далеко за городом. Самолетов там нет, так что никому не мешаем. К тому же мы сами себя ограничиваем высотой до 1 км, чтобы ракета оставалась видна невооруженным глазом и мы могли за ней следить все 2-3 минуты, пока длится полет.

Полет ракеты

Для запуска на 3 км НАУ договорилось с военным полигоном под Черниговом. Нам назначат время, когда небо будет свободно от самолетов.

Перед запуском в небо мы проверяем наши двигатели на земле — на экспериментальном стенде. Он напоминает электронные весы. Там стоит тензодатчик, который преобразует усилие тяги двигателя в электронный сигнал. Затем электронная схема усиливает и измеряет этот сигнал. Показания 100 раз в секунду записываются в память контроллера. На основании этого мы строим график тяги и вычисляем все параметры двигателя: суммарный импульс, профиль тяги и прочее. Если они соответствуют расчетным параметрам, значит, проверка удалась и двигатель готов к полету.

Испытание двигателя

Какие цели ставим на будущее

Кроме «42», сейчас разрабатываем еще две ракеты: Kyiv-1 и Cube.

Kyiv-1 — наш первый прототип высотной ракеты для полетов на высоту от 5 км. Она состоит из корпуса, в котором находится двигатель, и головного обтекателя со всей аппаратурой.

В прошлом году проект этой ракеты мы подали на конкурс «Громадський бюджет». Мы позиционировали разработку как ступеньку в развитии инженерных навыков студентов, которые в будущем смогут развивать космическую отрасль Украины. В результате удалось собрать 520 голосов киевлян и получить 180 тыс. грн из общественного бюджета Киева. Правда, реальная стоимость разработки в итоге будет примерно на 30% больше.

Мы уже сделали больше половины работы, на осень планируем первый полет. Запускать будем с разным количеством топлива: сначала на 1 км, потом на 3 км. После этого, если все пройдет успешно, попробуем запустить ее на 5 км — для этого ракете придется развить сверхзвуковую скорость, больше 1191 км/час.

Поэтому перед нами стоит вызов — разработать форму обтекателя, которая обеспечит минимальное аэродинамическое сопротивление, а также сделать корпус достаточно прочным и термостойким. К примеру, по нашим расчетам, на скорости 1,5 Маха (в 1,5 раза больше скорости звука) обтекатель будет нагреваться до 60°С — такую температуру пластик выдержит. Если же попробуем запустить эту ракету на 10 км, то её нужно будет разогнать до скорости 2,5 Маха. В таких условиях обычный пластик расплавится, а значит, нужно экспериментировать с другими материалами.

Практически готовая головная часть Kyiv-1 в сборе

Cube — ракета, которая будет способна поднимать в небо кубсаты. Это маленькие спутники Земли с объемом несколько литров и массой 1-2 кг. На них крепятся антенна, контроллер питания и несколько научных приборов: в зависимости от того, какие данные хочет получить исследователь, который инициирует запуск. В США NASA запускает кубсаты бесплатно — для студенческих экспериментов.

С помощью нашей ракеты можно будет тестировать кубсаты на перегрузку, вибрации, невесомость и так далее. Для этого необязательно поднимать ракету в космос — достаточно высоты 3-5 км. Таким образом наши ракеты будут иметь важное практическое применение.

Мы уже сейчас начинаем себя позиционировать как высокотехнологичная инженерная группа, которая может предложить услуги стартапам и компаниям. В Украине постепенно появляются стартапы, которые занимаются метеорологическими исследованиями, изучением ионосферы, спутниковой коммуникацией. Для исследований им может понадобиться одна из наших сегодняшних или будущих ракет — к примеру, чтобы поднять в воздух кубсаты, провести высотную аэрофотосъемку или изучение атмосферы. А значит, такие компании могут стать нашими коммерческими заказчиками.

К тому же наши ракетные двигатели можно использовать не только для запуска ракет. С их помощью можно сконструировать стартовые ускорители для беспилотных самолётов, разгонные блоки (rocket sled) для испытаний на перегрузки или для аэродинамических испытаний.

Первые потенциальные партнеры — компания Lunar Research Service. Ребята разрабатывают лунный трактор, который будет брать пробы лунного грунта и анализировать его на содержание воды. Мы уже получили от них запрос на испытание оборудования на борту Cube. Планируем достроить ее до конца года — тогда и можно будет обсуждать конкретные условия сотрудничества.

Кроме этого, рассчитываю, что у студентов бюро в будущем появятся идеи для своих стартапов в космической сфере. Именно так происходит в США: сначала ребята увлекаются ракетами в качестве хобби, потом строят ракеты в университетах, участвуют в конкурсах по ракетостроению, а затем выходят на рынок с собственными проектами. Это подогрело рынок и подготовило его к появлению таких гигантов, как SpaceX. Мне бы хотелось, чтобы нечто похожее повторилось и в Украине.

В качестве заключения: советы новичкам

Здесь хочу привести слова опытного ракетчика:

Лучше всего начинать овладевать каким-то ремеслом, добросовестно копируя известные, хорошо себя зарекомендовавшие системы. В ракетостроении это повторить (построить):
  • хорошо себя показавший во многих повторениях мотор;
  • бортовую электронику;
  • парашютную систему спасения с простой и надежной пиротехникой;
  • планер ракеты из доступных материалов и калибра, соответствующего мотору и всем остальным бортовым системам.

Такой здоровый консерватизм позволит быстро пройти «курс молодого бойца» и в недалеком будущем попытаться изменить что-то в лучшую сторону на каком-то из девайсов. Да и домашняя лаборатория за это время оснастится необходимым оборудованием и инструментами. Если начать с попытки изготовления чего-то выходящего за рамки возможностей, чтобы «прокукарекать», то это закончится быстрым угасанием интереса и потерей времени.

Повторюсь, главное — не пытаться сразу разработать нечто сложное, а начинать с самых простых моделей. Как я уже упоминал, на моем сайте есть пошаговые инструкции, по которым студенты конструировали свои первые ракеты — простейшие из возможных. Попробовать собрать модели такого уровня я и советую начинающим.

А ещё лучше — присоединяйтесь к нашему КБ. Мы принимаем не только студентов, а всех желающих, кому это интересно. Будем рады новым участникам!

Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU

👍ПодобаєтьсяСподобалось1
До обраногоВ обраному3
LinkedIn

Схожі статті




59 коментарів

Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.

Класна стаття! Корисною справою займаєтеся. Добре що у нас є такі ентузіасти, які залучають студентів до цікавих проектів. Успіхів вам!

Пользуясь случаем, передаю привет Сергею! Так держать ))

Технічні статті можна відслідковувати тут: t.me/dou_tech

навіює спогади про студентські роки — теж пробували з товаришами щось запустити, але, звичайно ж, в куди більш скромних, студентських, масштабах. чого тільки вартий був корпус з залишків радянського пилосмока «ракета» ))

Лучше всего начинать овладевать каким-то ремеслом, добросовестно копируя известные, хорошо себя зарекомендовавшие системы.

P-36М ждëт, когда еë скопируют.

Есть ещё американская ракета Vought SLAM, которая так и не вышла в производство по причине своей аццкости
Можно её сконструировать )

Як пілот квадрокоптера-аматор, не зовсім розумію, в чому кайф запускання сліпо-глухонімого і некерованого бовванчика на строго обмежену висоту і відстань...
Хіба що настануть зовсім погані часи і нам знадобляться свої «кассами», аж тут ви і ваші напрацювання ;-)

я думаю что ребята смогут ответить что-то типа «- не понимаем какой кайф пойти в любой магазин и купить китайский вертолетик с камерой. никакой тебе инженерной практики, никакого тебе DIY, никакой романтики. скукотища, да кому вообще это интересно?!»

Слова людини, яка ніколи не підіймалася на 100+ метрів, не рушаючи з місця ;)

А кто-то любит ложки из дерева вырезать, они вообще не летают)) У всех разные интересы, и это замечательно. Было бы очень скучно, если бы все запускали ракеты. Или коптеры)

Як пілот квадрокоптера-аматор

та без питань запусти власноруч зібраний квадроптер і матимеш

і некерованого бовванчика на строго обмежену висоту і відстань...

як варіант зроби власний варіант керованої ракети або хоча би суто балістичної системи без власного двигуна яка би просто влучала у заздалегідь розрахований квадрат з можливістю наведення та підрулювання на етапі підльотного часу

аж тут ви і ваші напрацювання ;-)

питання не у «напрацюваннях» а у досвіді керуючи квадроптером як «пілот аматор» ти (тут узагальнення) маєш досвід той самий що керуючи айфоном але не маючи ані клепки за те як він влаштований чи як зробити щось своє на зразок чи взагалі щось своє

тут і справді як дуже влучно висловилися нацисти «кожному своє» (к) (тм)

Ви всі смішні :-)
На квадрокоптері ти вже реалізуєш, хоч якось, власну мрію літати, мрію зазирнути у хмари і за обрій, пролетіти над деревами. Видно, що ніхто його не запускав і не розуміє, про що я.

Видно, що ніхто його не запускав і не розуміє, про що я.

я не розумію )) я можу піднімати літак на 12 км тож я певно просто знудився вже

Я запускав власноруч зібраний квадрокоптер. Літає непогано. Це не так складно, як ви думаєте

Це не так складно, як ви думаєте

а ну ок ))

Після того, як сліпо-глухонімий та некерований бовванчик надійно злітає, можна починати робити його зрячим та керованим. І я думаю, що це набагато прикольніше, ніж зібрати квадрокоптер за кілька вечорів та поставити на нього betaflight.

Цікаво, чи є у нас якісь формальні вимоги щоб не мати проблем з оцим зброя-незброя?

Мне сложно на это ответить, я не юрист. Мы руководствуемся здравым смыслом и строго соблюдаем меры безопасности.

тут довольно прикольная штука если смотреть на дроны то у них среди прочих ограничение по высоте полёта 120 метров (400 feet) и это обычная мировая практика (ок каждую страну не проверял) а вот насчёт ракет летающих на 3 км и общей массой более 2 кг как бы б нет прямых ограничений но отечественных я не знаю а вот скажем американские и вообще может быть много чего интересного

www.nar.org/...​standing-faa-regulations

На 3 км мы будем летать на полигоне, за безопасность отвечает полигон.

Есть регламентный документ по ВПП (в том числе пусков ракет) от госавиаслужбы МОУ — Про затвердження Авіаційних правил України «Правила використання повітряного простору України» zakon.rada.gov.ua/laws/show/z1056-18 "Польоти безпілотних ПС масою до 20 кг включно виконуються без подання заявок на ВПП, без отримання дозволів на ВПП, без інформування органів управління Повітряних Сил ЗС України та органів ОЦВС, органів Державної прикордонної служби України, органів ОПР та відомчих органів УПР, за умови дотримання таких вимог:

1) польоти виконуються без перетинання державного кордону України;
2) польоти виконуються поза межами встановлених заборон та обмежень ВПП, крім випадків, установлених Положенням про ВПП;
3) польоти виконуються не ближче 5 км від зовнішніх меж злітно-посадкових смуг аеродромів або не ближче 3 км від зовнішніх меж злітно-посадкової смуги ЗПМ/вертодромів, крім випадків узгодження з експлуатантом аеродрому/ЗПМ/вертодрому;
4) польоти виконуються не ближче 500 м від пілотованих ПС;
5) польоти не виконуються над:
скупченням людей на відкритому просторі та над місцями щільної забудови;
об’єктами (зонами), які визначені Міністерством оборони України, Міністерством інфраструктури України, Міністерством внутрішніх справ України, Державною прикордонною службою України, Службою безпеки України, Національною поліцією України, Національною гвардією України, Державною фіскальною службою України, Службою зовнішньої розвідки України, Управлінням державної охорони України, іншими військовими формуваннями та правоохоронними структурами, утвореними відповідно до законів України, та відносно яких здійснюється охорона / державна охорона (за умови позначення території навколо цих об’єктів інформаційними знаками про заборону польотів безпілотних ПС та/або шляхом оприлюднення меж такої заборони), крім випадків виконання польотів за дозволом зазначених вище повноважних органів;
6) польоти виконуються в межах прямої видимості (VLOS);
7) максимальна висота польоту не вище:
120 м над рівнем земної (водної) поверхні поза межами CTR, AFIZ, ATCA, ATCZ, спеціально встановлених зон, зарезервованого повітряного простору для забезпечення польотів за спеціально встановленими маршрутами польотів державної авіації;
50 м над рівнем земної (водної) поверхні в межах CTR, AFIZ, ATCA, ATCZ, спеціально встановлених зон, зарезервованого повітряного простору для забезпечення польотів за спеціально встановленими маршрутами польотів державної авіації або якщо інформація про фактичний статус елементів структури повітряного простору на час виконання польоту відсутня;
50 м над статичними перешкодами на горизонтальній відстані не більше 100 м від таких перешкод, як відхилення від зазначених вище обмежень по висоті, на запит власника такого об’єкту;
8) швидкість польоту безпілотного ПС складає не більше 160 км/год;

В інших випадках польоти безпілотного ПС масою до 20 кг включно та усі без винятку польоти безпілотного ПС масою більше 20 кг виконуються у межах спеціально встановлених зон та маршрутів з дотриманням вимог щодо подання заявок на ВПП, отримання дозволів та умов ВПП, інформування органів управління Повітряних Сил ЗС України, органів Державної прикордонної служби України, органів ОЦВС, органів ОПР/УПР."

Люблю такие статьи читать. Ребята молодцы. Недавно начал следить за американцем, который делает ракеты с управляемым вектором тяги на ТРД: www.youtube.com/...​/UCILl8ozWuxnFYXIe2svjHhg

Да, очень интересная работа. Мы хотим сделать подобную систему — стабилизацию вертикальной траектории полёта, только мы не можем качать двигатель, потому что двигатель — это 80% от всей ракеты, им не покачаешь) К сожалению, не можем найти специалиста по системам управления, а сами мы не справимся. Если кто-то может помочь — будем очень рады!

Мысли в слух: можно посмотреть в сторону сопла с изменяемым вектором тяги (как на Su 35). Вот 3d принт www.thingiverse.com/thing:3128789

Да, такое управление на ракетах используют, но это технически очень сложно. Кроме того, двигатель работает всего 5-10 секунд, а большую часть времени ракета летит вверх по инерции, т.е. такое управление невозможно в течение всего полёта.

А что думаете на счёт того, что бы раскрутить ракету на старте? Плюс ещё можно добавить бустеров для того, что бы вектор тяги был эффективным

Да, раскручивание помогает, планируем так делать. Насчёт бустеров не понял.

Я имел ввиду, что если тяги одного сопла не будет хватать для управлением вектором тяги, то может быть ещё два добавить?

Тяги хватает, но такое управление не подходит, как я писал.

Гибкое сопло на РДТТ это сложно конструктивно и технологически. Ребятам можно посоветовать газовые рули или дефлекторы.

Стабилизировать ракету нужно не только во время работы двигателя, а почти весь полёт. Это же не космическая ракета, где двигатель работает всё время до орбиты.

Тогда или раскручивать как Терьер или импульсные пукалки как у Вільхи.

Про пукалки или крутить?
Крутить проще, пукалки интереснее и перспективнее :)

Для начала крутить, этого должно хватить для полёта на 10 км, а может и на 20. А для более высотных запусков очень нужна активная стабилизация, но тут проблема. Импульсные двигатели мы сделаем, а вот по системам управления найти специалиста не можем.

Хорошее дело! Хочется наконец уже точно, из независимых источников узнать — земля плоская или нет??

Черепаха же не плоская, поэтому и земля не.

Добре що в Україні є взагалі такі люди, хто займається .. ракетами! Це реально вражає. Ракети штука корисна — сучасна війна базується на них, можна багато застосувань придумати. Для нас це дуже потрібна річ, у самому широкому сенсі.

Мы можем разработать ракетный двигатель и для такого применения, но нужен заказчик. Если это читает заказчик — обращайтесь)

мне вот интересно, а повторить на малой ракете что то подобное как у spacex ребята не хотят?
Парашут это конечно классно, но было бы прикольно чтобы можно было посадить ракету при помощи двигателя.

было бы прикольно чтобы можно было посадить ракету при помощи двигателя.

Повторное включение и дросселирование тяги на ТТРД? Об этом еще в 60-е думали, но оказалось что смысла нет.

Мммммм... Дросселирование тяги делается формой заряда определяющей закон горения. Но для посадки это конечно же не подходит. Кроме того, одна из главных проблем РДДТ — отсечка тяги.

Для этого уже нужен ЖРД. Причём не самый простой. А это — криогенные компоненты, нешуточная наземная инфраструктура и т.д. Совсем другой бюджет.
Из любительских в этом направлении двигаются разве что Copenhagen Suborbitals. Обычные студенты и ракетолюбители работают с ТРД. Но ТРД — это тоже не игрушка. Бустеры на шаттле были на ТРД. Очень многие военные ракеты летают на ТРД.

криогенные компоненты

Не обязательно. Достаточно вспомнить на каких движках садился на Луну Eagle.

+1 за «не обязательно» насчёт криогенных компонент. Из наименее ядовитого теоретически подходит перекись водорода плюс керосин.

Думаю настал час поделитться линком на статью :).
Про топлива fakaslrpe.home.blog/...​2019/02/12/engines-part1
Про перекись fakaslrpe.home.blog/2019/08/18/kiss-shrek

Как ни странно РДТТ большой тяги сделать сложнее чем ЖРД.

Основная работа у нас идёт с твердотопливными двигателями, например www.facebook.com/...​o.5/posts/733521387391409
На таких двигателях посадку не сделаешь, потому что здесь регулировать тягу нереально.
Но мы работаем и над гибридным двигателем www.facebook.com/...​o.5/posts/595655001178049
И начали думать о ЖРД www.facebook.com/...​o.5/posts/719585162118365
Так что в будущем возможно и до посадки доберёмся)
Но здесь опять нужен специалист по системам управления, а мы не можем такого найти.

Вторая статья про околокосмические задачи за последние пару недель — реально радует, что этим у нас занимаются! ЖРД не планируете делать?
И да, токарник — покупайте, я вообще не представляю, как без него жить можно )

ЖРД планируем, но это очень не быстро www.facebook.com/...​o.5/posts/719585162118365
Токарник были бы рады купить, но на него нужны деньги, и ставить его сейчас некуда. А студенты хотят, один даже умеет работать.

ЖРД планируем, но это очень не быстро

«Путь в тысячу ли начинается с первого шага». Успехов в начинаниях, буду следить за проектом.

Статья интересная, спасибо. Но непонятно за чей счет банкет)

К сожалению, пока банкет за мой счёт, трачу свои деньги. Ищем спонсора, но пока безрезультатно. Но каждый может помочь нам получить деньги, проголосовав за наш проект на Громадский бюджет!
www.facebook.com/...​o.5/posts/781064995970381
Вы потратите всего пару минут, а студенты получат финансирование на ракету, которая поднимется на 10 км!

Но каждый может помочь нам получить деньги, проголосовав за наш проект на Громадский бюджет!

Не каждый)
Линк имеет смысл только для людей с киевской пропиской, каковым я не являюсь)
Но в любом случае, эту инфу стоит добавить в текст статьи, как и пояснение об источнике финансирования.

Підписатись на коментарі