×Закрыть

Александр Костюченко, «Укрнет»: «Я советую переходить из аутсорсинга в продуктовую компанию»

Взгляд изнутри на вечное противостояние аутсорсинговых и продуктовых компаний — чьи задачи интереснее, где платят больше, за кем будущее? Эти и другие темы мы обсудим с руководителем групп разработчиков, которые занимаются востребованными сервисами «Укрнета», — почты Freemail и службы облачного хранения информации eDisk.

— Здравствуйте, Александр. Давайте начнем с общих вопросов. Расскажите немного о ваших проектах — что они собой представляют и для чего они нужны?

— Основной на данный момент проект — почтовый сервис FREEMAIL. Думаю, большинству украинских пользователей встречались электронные адреса на домене @ukr.net — вот, собственно, FREEMAIL их и обслуживает. Сервис работает с 2000 года, в прошлом году мы выпустили существенно переработанную версию, над ее развитием сейчас и работаем.

Второй проект — eDisk. Это персональное хранилище файлов, позволяющее пользователю управлять ими с любого компьютера, в перспективе — с любого устройства, имеющего доступ в Сеть. Также сервис имеет базовые функции совместной работы с файлами. Запущен он был в 2008 году, после чего некоторое время находился в «свободном полете», когда работы над развитием продукта практически не велись, выпускались только исправления и добавлялись новые сервера. Начиная с этого года мы планируем уделять развитию eDisk больше внимания.

— В чем отличие eDisk от «импортных» аналогов — того же DropBox, например?

— Сервера расположены в Украине — это означает в среднем более высокую скорость загрузки и скачивания (часто — в 5-10 раз быстрее зарубежных сервисов), а также экономию денег для пользователей, у которых зарубежный трафик оплачивается по более высоким тарифам. Также сервис интегрирован с почтой Freemail, и возможности интеграции планируется развивать.

Кроме того, у eDisk, как и у Freemail, есть служба поддержки, доступная в том числе по телефону. Возможность оперативно получить поддержку при возникновении проблем критична для сервисов, хранящих персональные данные, доступ к которым может понадобиться в любой момент. Мы даем 4 ГБ дискового пространства для хранения файлов — это больше, чем дает DropBox без дополнительной платы. В данный момент в разработке находится клиент, позволяющий синхронизировать файлы между eDisk и компьютером пользователя.

— То есть, оба сервиса предназначены только для локальной, украинской аудитории?

— Пока «Укрнет» работает только на украинском рынке — да.

— А сколько сейчас активных пользователей у FREEMAIL и eDisk?

— Сервисом Freemail каждый день пользуется 500-600 тыс. человек -(суммарная цифра пользователей через веб-интерфейс и POP3), месячная аудитория — в 2-2,5 раза больше. На eDisk хранят свои файлы 450 тыс. пользователей, из них 50 тыс. загружают в месяц хотя бы один новый файл и примерно столько же заходят что-то скачать.

— Как начинался проект Freemail, почему вообще возникла идея разработки собственной почты? И чем вы занимались до этого?

— Это очень старый по интернетовским меркам проект, ему уже 10 лет. Компания «Укрнет» тогда занималась провайдерским бизнесом, и почтовый сервис нужен был в первую очередь для своих же клиентов. Но при запуске было принято решение сделать почту открытой для всех.

В «Укрнете» я работаю 3,5 года. До этого работал в других интернет-компаниях — российской «РБК» и в «Украинском Портале». До этого 5 лет проработал в аутсорсинге.

— В какой должности вы начинали работу в «Укрнете» и чем занимаетесь сейчас?

— Пришел в компанию я в роли разработчика, senior developer. Сейчас руковожу разработкой сервисов Freemail и eDisk.

— Как поставлен процесс разработки в ваших проектах? Используете ли вы методологии разработки, например, Agile?

— У нас несколько рабочих групп, каждая из которых вольна самостоятельно формировать набор практик, наиболее подходящий конфигурации команды, стадии жизни проекта и т.д. Проекты и команды разные, соответственно набор практик тоже отличается, так что сложно говорить о каком-то едином процессе. Мне лично близки принципы Lean. Общим для всех команд является уважительное отношение к декларируемым в манифесте Agile ценностям.

— Судя по тому, что три последних ваших места работы — продуктовые компании, уход из аутсорсинга был принципиальным решением? Или это совпадение?

— Абсолютно принципиальное решение.

Хотелось иметь больше влияния на конечный продукт, более тесного контакта с конечным пользователем, хотелось делать массовые сервисы, которыми пользуются сотни тысяч — миллионы пользователей, хотелось в конце концов делать что-то, чем можешь пользоваться сам.

— Согласно расхожему мнению, при подобном переходе разработчик неизбежно несет финансовые потери. Так ли это было в вашем случае?

— По моим наблюдениям существенной разницы в уровне з/п в аутсорсинге и продуктовых компаниях нет. Конечно бывают перекосы, в первом случае клиент может быть готов платить более высокую сумму, вплоть до принятого в его стране уровня оплаты труда разработчика. Зато во втором случае больше вероятность получения бонусов, доли или опциона. Конкретно в моем случае в финансовом плане был только рост.

— Если абстрагироваться от влияния на продукт, контакта с пользователями и возможности пользоваться продуктом самому, есть ли принципиальная разница в задачах, которые выполняет среднестатистический разработчик в аутсорсинговой и продуктовой компании?

— В аутсорсинге, на мой взгляд, выше доля типовых задач, что ведет к более активному использованию готовых сторонних решений и компонентов, повышенному вниманию и даже некоторой зацикленности на повторном использовании кода. Распространен «конвейерный подход», когда решение собирается из компонентов путем подгонки-конфигурации.

При работе с собственными продуктами чаще приходится разрабатывать оригинальные решения просто из-за отсутствия аналогов (качественных и готовых к объемам данных и нагрузкам крупного веб-сервиса).

— Всё равно не верится, что в работе на «собственном» проекте нет никаких минусов по сравнению с аутсорсингом.

— Меньше общаешься на английском — уровень владения языком несколько падает.

Кроме того, при работе над собственным продуктом выше ответственность — пользователи-то совсем рядом, могут и подкараулить в случае чего.

— Расскажите, пожалуйста, про наиболее интересные и нестандартные задачи, которые вам пришлось решать за время работы в продуктовых компаниях.

— В «РБК» такой задачей была разработка системы единой авторизации и обмена данными пользовательских профилей для сайтов, входящих в холдинг. Система предполагала действительно высокие нагрузки, т.к. каждое обращение неавторизованного пользователя к странице любого подключенного к ней сайта генерировало запрос к системе. В процессе интеграции системы была возможность познакомиться с «внутренностями» многих сайтов холдинга, включая имевший уже тогда миллионы зарегистрированных пользователей Pochta.ru, приобретенный «РБК» на волне интереса к сервисам социальных закладок стартап Memori.ru и один из самых старых сайтов Рунета Anekdot.ru.

В «Укрнете» интересных задач было больше, поэтому расскажу вкратце только об основных. На eDisk это специально разработанная для него система хранения файлов, на текущий момент хранящая более 20 млн. файлов общим обьемом более 200 ТБ. На Freemail — полнотекстовый поиск с индексацией в реальном времени, обрабатывающий сотни новых писем в секунду; COMET-сервер, позволяющий новым письмам появляться в интерфейсе менее чем через секунду с момента их доставки в ящик пользователя; совсем недавно вышедшая версия для Android и iOS с поддержкой оффлайн-режима и т.д.

Помимо этих сугубо технических задач регулярно приходится решать «продуктовые». Например, «Как выпустить новую версию сервиса с существенно переработанным визуально и функционально интерфейсом, не вызвав обычного в таких случаях массового неудовольствия привыкших к старому виду пользователей?»

— Но ведь как ни нахваливай отечественные проекты, на всех разработчиков их просто не хватит. Я, например, пока не слышал о дефиците программистов в украинских IT-компаниях с собственными продуктами.

— По-моему, любой развивающийся бизнес всегда испытывает дефицит качественных кадров. У нас дефицит — пусть все слышат! ;-) Так что если вы читаете это и считаете себя гуру в веб-разработке (неважно — фронтенд, серверсайд, управление проектами) — пишите на apply_job@ukr.net, это может стать началом интересного и продуктивного сотрудничества.

— Если работа в продуктовых компаниях действительно интереснее, чем аутсорсинг, почему большинство отечественных разработчиков заняты в последнем?

— Для создания рынка требуется наличие платежеспособного спроса. Естественно, что спрос на внутренний IT-продукт в Украине существенно ниже, чем на более развитых рынках Европы и США. А меньше рынок — меньше его потребность в специалистах.

— По-вашему, является ли аутсорсинговый сегмент сегодня необходимым для развития ИТ-отрасли в Украине, или разработчикам стоит все бросить и переходить в едином порыве в продуктовые компании?

— В едином порыве просто не получится — в Украине, к сожалению, разрабатывается очень мало продуктов для внутреннего рынка. Естественно, со временем их количество будет расти, а вместе с ним — и спрос на хороших специалистов. Я лично советую при наличии интереса и возможности переходить в эту область. И чем раньше, тем лучше, тем больше возможностей занять самые интересные места в первых рядах.

LinkedIn

72 комментария

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Укрнет заявил: Ваш броузер морально, фізично і технічно застарів і вимагає заміни. Радимо його замінити на більш новий

Авторитетно заявляю: ukr.net морально устарел, физически задолбал, и попортил немало кровушки в прошлом своим корявым мылом. Если выключить сервер, никто и не заметит. Сделайте ему фаталити!

// Я редко имею настолько плохое мнение, но блин — скольким людям вы убили почту своим антиспамом? Сколько почты потеряли? Сколько корпоративных клиентов от вас ушло и никогда не вернётся?? Даже у МММ репутация лучше.

холивар там где его нету

А причём тут компания? Дайте спрос, аутсорс станет продуктовой компанией за 5 минут. Бизнес так или иначе будет потреблять аутсорс и аутстафф. Потому что такой рецепт. Объясняю: бизнес не намерен платить за ПРОДАЖИ ему продукта, и оплачивать НЕСООТВЕТСВИЕ продукта.

К примеру УкрНет сейчас активно пиарится. То есть несёт затраты. Но зачем? Менять почтовый ящик люди не побегут - для этого должен перестать работать старый. Менять проверенные порталы - аналогично. Что новое есть?

— Сервера расположены в Украине — это означает в среднем более высокую скорость загрузки и скачивания (часто — в 5-10 раз быстрее зарубежных сервисов), а также экономию денег для пользователей, у которых зарубежный трафик оплачивается по более высоким тарифам.

а также изымание ваших файлов родной миллицией, как только им этого захочется. За примерами изымание серверов далеко ходить не надо.

Очень давно не слышал о различиях в ценах на трафик для обычных пользователей.

А давай-те сделаем опрос, кто больше получает, у кого лучше условия для работы

Freemail, eDisk и т.п., а насколько это имеет смысл делать?!

Что вы можете предложить из того чего нет в Google или лучше чем у Google?

Куда делись качественные идеи и программисты, способные их придумывать?

По моим наблюдениям существенной разницы в уровне з/п в аутсорсинге и продуктовых компаниях нет.

Вот почему эти товарищи всегда боятся опубликовать конкретные цифры?

А кто публикует? Ни аутсорсеры, ни продуктовые в таком не замечены, особо.

Аутсорсеры не читают мантру про такие же зарплаты.

тыкс

про скорость работы меня словае го странно удивили, Гмыло у меня в броузере работает в пару раз быстрее чем данный сервис — загрузка картинок и всякого добра быстрее чем у данного сервиса

верстка, js у данного сервиса это... ну тормозит вобщем

про совет: это вобщем-то закономерный процесс развития определенного типа инженеров — некоторым нравится не зацикливаться над одним продуктом и вести его подолгу

Владельцы мазды советуют другим автолюбителям переходить на мазду.

И не отдыхать по праздникам, а только ездить на мазде:)

знаете почему владельцы alfaromeo не здороватся на дороге

— да просто с утра они уже здоровались в сервисе

В следующий раз, чтобы не париться, сразу юзайте вот это — www.leventov.ru/...al-comment.html

пока нет брендинга для ДОУ — совесть не позволит :(

да и плагин надо писать, а то ведь по ссылкам долго слишком ходить...

а вот для политоты это серси весьма неплох, посоветуйте лучше им

Ни в коей мере не претендуя на всеохватывающий ответ, могу поделиться своим скромным опытом:
Создавать продукт безусловно хорошо и интересно. Но!
Это «но» заключается в том, что будь вы хоть семи пядей во лбу, имей намерения внедрять самые передовые методы и технологии организации и управления, создавать свою «команду-мечту» и «компанию-мечту» и так далее и так далее — вы, тем не менее, никак не можете быть на голову выше и лучше своих заказчиков.
Прочитайте это еще раз.
ВЫ НЕ МОЖЕТЕ БЫТЬ НА ГОЛОВУ ВЫШЕ СВОИХ ЗАКАЗЧИКОВ.
Имеется в виду в организационном, финансовом и прочих планах. Как бы вы не хотели иного. На пол-головы — да. На голову — нет.

Теперь посмотрите на заказчиков, на которых расчитан ваш продукт. Если это украинские корпоративные — примите мои поздравления. Вам предстоит увлекательное путешествие под названием «как построить космический корабль в каменном веке» ;-)

+100500 коллега. Сразу видно человека, который пообщался с «нашим» бизнесом. Поэтому если и разрабатывать продукт — то сразу на импортных потребителей.

Причем я имел дело с реально лучшей (без иронии и преувеличения) частью этого бизнеса. Наиболее цивилизованной и продвинутой. Много было хорошего, много хороших и интересных людей, много идей и интересных вызовов. Но... в итоге вернулся в аутсорсинг.
Это мое решение, никому его не навязываю. Более того, всех, кто будет пытаться создавать продукт для отечественного рынка я приветствую. Герои всегда нужны, они двигают жизнь к лучшему. Главное, чтоб не было потом как в песне Манго-Манго: «...ну прямо был героем... — эх, не тем ударился о воду, дурачёк» :-)

Работал и в отечественных компаниях и в аутсорсе. Последний раз ушел в аутсорс и не дай бог вернуться в рабство на отчественные компании. Которым хоть 1000 железных доводов приведи, всё упрется — работайте с чем есть за копеешную зарплату

Предлагать аутсорцинговым компаниям продвигать продукт — то же самое что лесорубам предложить строить дома.

ну а что, расширение бизнеса в смежные области никогда не помешает

Проекти є різні як в аутсорсингу, так в продуктових компаніях. Є як цікаві так і не цікаві усюди.

За одним нюансом, що в аутсорсингу ти їх постійно змінюєш (чи можеш змінювати) не змінюючи компанії, а продуктова компанія — це відстійник. Там немає варіантів для маневрів. Нецікавий продукт — змінюй компанію. Крім того навіть на умовно цікавому продукті буде достатньо монотонних підзадач.

ІМХО переважно проекти цікавіші саме в аутсорсингу який робиться для великих західних компаній. Масштаби цих проектів на порядок вищі, технології — складніші, процеси — зріліші.

Кожен для себе вирішить...

Нередко в аутсорсе тот же отстойник — только их много — выбирай.

Про зрелость процессов и прочая — тоже не заметил.

dou.ua/...orandum/#353931

Ушел из продукт. в аутсорсинг, последний нравится больше, я не топчусь на месте не одних и тех же технологиях.

чем меряете, тем и вам отмеряется....кто-то из великих сказал :)

неужели Вас технологии интересуют сами по себе без учёта области применения и конечной ценности для Пользователя? не верю!!!

" Сколько людей, столько и мнений " ©

Ну технологии применяются в зависимости от конечной цели, т.е. пользователей. Ну и не без минусов конечно, я потерял «хайлоад»:)

очень многих интересуют новейшие технологии и программирование ради программирования. отсюда и получаются кривые и неюзабельные продукты. зато на новейших фреймворках!

а причем здесь продукт или аутсорс? я в аутсорсе топчусь на одних и тех же технологиях

Поэтому сейчас *уже* я фрилансер:)

Самый интересный вариант — работать на западную продуктовую компанию, или, по крайней мере там, где продукты ориентированы на западный рынок. Уровень английского при этом не упадет :) а стандарты внутри компании как правило на порядок выше чем в отечественных продуктовых конторах.

Вот! Там и работаем ;)

" Не бывает неинтересных проектов, бывает только маленькая зп. " ©

PS: Одному мне кажется, что статья это самореклама с целью набора сотрудников и особой информативности она не несет :) ?

Почему-то так получается, что люди, искренне разделяющие идею «Не бывает неинтересных проектов, бывает только маленькая зп.», всю жизнь занимаются неинтересными проектами за маленькую зарплату. :-)

Наоборот

Почему-то так получается, что люди, искренне разделяющие идею «Не бывает неинтересных проектов, бывает только маленькая зп.», всю жизнь занимаются неинтересными проектами
за большую зп.

При иных результатах, люди искренне разделяющие эту идею просто не понимают ее смысла. Хорошая зп = интересный проект и наоборот, правда редко :) .

Категорически поддерживаю. Не бывает так: вот у нас зарплата маленькая, зато проекты интересные.

Все идет в комплексе: если платят копейки, то текучка, овертаймы, неадекватные заказчики гарантированы.

а если наоборот? большая зарплата, при этом стрессы и овертайм, текучка и неадекватные заказчики?

Такое бывает, но редко и все больше в отношении руководящего состава

Не так уж и редко, и очень даже в отношении девелоперов и тестировщиков. С менеджмента как раз взятки гладки — пообещал заказчику аленький цветочек на послезавтра, а рядовым сотрудникам воплощать светлое будущее в жизнь.

Дописать этот коммент в статью про «минусы аутсорсинга»! :)

В моей практике такое было как раз в продуктовой компании. Советую посмотреть мой профайл в ЛинкедИн для снятия вопросов ;)

Не проблема: восемь часов в день, пять дней в неделю я целиком и полностью в распоряжении работодателя.
Проблема скорее в том, чтобы грамотно аргументировать сроки разработки и иметь смелость настоять на своем.

Мол извините, дяденька, эта задача на две недели при хорошем раскладе — никак не на два дня.

Не бывает так: вот у нас зарплата маленькая, зато проекты интересные.

Читал вчера книжку mann-ivanov-ferber.ru/...ringHappiness/ похоже у стартапов бывает именно так.

А вот такое мнение у Яндекса:

При наличии интересных и сложных задач и нормальных условий денег можно платить столько же, сколько в среднем по рынку или даже меньше. Но лучше платить чуть больше, процентов на 20.

Для новичков наверное так и есть, но вот людей опытных одним вау — фактором не заманишь.

По моему мнению, в стартапы, или конторы типа Яндекса, можно пойти на годик — полтора, чтоб получить опыт. Потом этот опыт и строчку в резюме можно выгодно продать. То есть человек сознательно идет на то, что з.п. у него будет несколько ниже, ради большей суммы денег в будущем.

Так что мысль Сергея Ковалева в данном контексте скорее опровергается. Если человек получит опыт и пойдет дальше за деньгами и новым опытом, денег у него будет больше, чем у того, кто останется и дальше работать на интересных проектах Яндекса :)

Ага. Вон даже топменеджмент подтянулся, эмоциональными комментариями народ агитировать.

holy war, троллинг, поднятия/занижения чсв и pr — здесь почетные гости :-D !

видимо ключевые работники перешли в аутсорсинг, а им решили так «отомстить» :)

Интересно чем ответит аутсорсинг на эту PR-войну на ДОУ?

Ничем. Как занимал 90% job-рынка, так и будет.

просто ответить нечем :)
но если аутсорсинговые компании задумаются над spin-off проектами на локальном рынке — думаю это будет достойный ответ :)

сегодня-завтра да, но в среднесрочной перспективе долю рынка они потеряют

Почему бы? Уж не вследствие ли взрывного роста внутреннего рынка?

...особенно с учетом повального безденежья и/или жлобства отечественных заказчиков.

Наверное, своя Долина появится скоро (хотя, с учетом наших реалий, получится очередное сколково).

Продуктовая компания в Украине не обязательно должна иметь «отечественного» заказчика или «отечественный» рынок сбыта.

Тем не менее, где же украинская Долина?

Это тема отдельного поста, если вкратце, то у нас слишком мало программистов чтобы зарабатывать на них много по модели аутсорсинга. Рано или поздно хозяева аутсорсинговых компаний это поймут и займутся тем, что приносит больше добавленной стоимости, ибо грызться друг с другом за 23-летних синьоров это путь к 0-й марже.

Тогда не они рынок потеряют. Тогда рынок потеряется. Толпы голодных программистов окажутся на улице без работы.

Куда он денется? Люди перестанут заказывать ПО, или разработку перенесут. Куда, если не секрет?

Украинские программисты получают много только по сравнению с другими гражданами Украины — же, даже от переноса офиса в Индию профита большого не будет.

Я и говорю — никуда не денется.

only after disaster can we be ressurected

Угу, только вот " disaster " у нас происходит раз за разом, а этого самого " ressurected " все нет и нет ...

у нас слишком мало программистов

LOL , с количеством программистов как раз все нормально. Проблема в кадровой политике.

это из у вас сведения из новостной систмы ОБС?

Интересно чем ответит аутсорсинг на эту PR-войну на ДОУ?

возможно это один из ответов аутсорсинга:

Найдите себе компанию которая позволит вам работать над новыми интересными продуктами в команде специалистов мирового уровня, где вы можете многому научиться и сделать продукт которым будут пользоваться миллионы. И не важно в какой стране она зарегистрирована.

www.developers.org.ua/...-programmistov

«Всё равно не верится, что в работе на „собственном“ проекте нет никаких минусов по сравнению с аутсорсингом» :):) Почему все молятся на этот гребаный аутсорсинг? Это же просто торговля дешевым трудом представителей стран 3-го мира....

Не совсем понял пассаж про «молятся». Подавляющее большинство украинских разработчиков заняты либо в аутсорсинге, либо в продуктовых компаниях ( в разных видах). Логично же их сравнивать, правда?

А вы в какой стране живете? Вот то тоже, наша позиция это 2 — 3, причем находимся всегда в неопределенности, а переход в 2 или 3 происходит каждые 5 лет. В последнее время мне все труднее, для себя, найти отличия между нами и 3 миром ...

этот гребаный аутсорсинг

Странно слышать такой эпитет об отрасли, обеспечивающей работой как минимум 70% (навскидку) отечественных IT-специалистов. Вам не нравится, что программисту у нас в стране легко найти высокооплачиваемую (по сравнению со средним по больнице) работу?

торговля дешевым трудом представителей стран 3-го мира

Ну, во-первых, аутсорсинг — это не обязательно в «страны третьего мира». У крупных корпораций (не-айтишных) это просто вынос непрофильных подразделений с баланса. Логистику или бухгалтерию, вы не поверите, тоже аутсорсят.

Во-вторых, наш труд не такой уж и дешевый: з/п в пресловутые ТриШтуки™, плюс премия аутсорсинговой компании сверху, плюс затраты на вендор менеджмент, плюс затраты на командировки, а бывает, что еще и на дорогое оборудование типа SmartBoard. При всем этом производительность труда аутсорсеров обычно ниже, чем in house developers (communication issues, lack of business knowledge). Так что, в пересчете на один стори поинт, выходит не особо экономно.

Подписаться на комментарии