×Закрыть

Артем Быковец — о том, зачем Scrum Master’у и основателю IT-курсов идти преподавать на ФИВТ в КПИ

Артем Быковец — QA Lead & Scrum Master, работает в IT c 2007 года. С осени этого года решился на «волонтерство» — стал преподавателем курса «Качество ПО и тестирование» на ФИВТ (КПИ). В интервью для DOU он объяснил, зачем это ему, и поделился своим видением, как можно привести IT-образование в Украине к win-win-win для вузов, студентов и IT-рынка.

— Артем, расскажи, пожалуйста, про себя: где ты сам получал образование?

Я тогда начну с самого начала. До 8 класса учился в районной школе на Виноградаре, но мне было скучно на уроках, особенно на математике — все задачки я решал очень быстро. Потом случайно попал на олимпиаду «Кенгуру», которая проходила в лицее «Лидер», и по ее результатам меня пригласили перейти учиться в этот лицей. Я, конечно, согласился.

Сначала был тяжёлый период адаптации — это показало мне разницу между довольно устаревшим обучением в обычных средних школах и подходом, когда людям ставятся не просто задачи, а ставятся цели, которые надо достичь. И тогда я, наверное, впервые почувствовал, что значит хорошее, интересное образование, когда трудишься. Там же я познакомился с какими-то первыми айтишными темами: у нас был Pascal, Delphi, мы делали какие-то симуляции Броуновского движения, калькуляторы, крестики-нолики. Тогда я понял, что это однозначно то, чем я хочу заниматься.

После «Лидера» мне было довольно легко и комфортно учиться в КПИ. Так получилось, что я недобрал балл по физике для поступления на ФИВТ и попал на ИПИ, на новую специальность «Технологии электронных мультимедийных изданий». Звучит очень круто, это должны быть какие-то digital media, а по факту я три с половиной года учил физико-химические основы полиграфических материалов. При этом все лабы мы в глаза не видели, нам рисовали мелом на доске и говорили: «Это выглядит так, но вам я это не дам, потому что вы всё поломаете!». Хорошая школа жизни. В моём понимании, тот политех, который я прошёл — это было то место, где меня научили учиться, грамотно коммуницировать и ответственно подходить к дедлайнам.

— А как и когда началась твоя карьера?

Начиная с первых курсов начал работать — раздавал листовки, был курьером, потом устроился контент-менеджером в интернет-магазине. Затем попал в крупный ритейлерский проект— туда нужны были люди для ввода огромного массива, обработки данных и их систематизации. И я сначала работал сам, а потом смекнул, что это можно автоматизировать, подключил к делу пять своих друзей, и мы сумели не шестерых зарабатывать по 2000-2500 долларов — для студента это были бешеные бабки. Так я понял, что IT — это не только интересно, но ещё и высокооплачиваемо.

Это был и первый мой опыт управления группой людей — я их организовал, оптимизировал их процессы, и мне это очень понравилось. Следующий мой опыт менеджмента был, как это смешно не прозвучит, в компьютерной игре — я, как и многие в те годы, играл и Lineage. В какой-то момент стал лидером клана на 40 человек, решал стратегические вопросы. Надо сказать, в условиях онлайн-анонимности люди проявляют не самые свои лучшие качества, так что этот опыт управления стал очень полезным для меня, я научился правильно мотивировать людей. На моих первых собеседованиях на позиции scrum master я стеснялся привести этот опыт, боялся, что не поймут, но зато теперь вот рассказываю :)

Также познакомился там с кучей замечательных людей, с некоторыми из них мы дружим по сей день. Один из них стал моим кумом, и именно он меня впоследствии привёл в тестировщики. На 4-ом курсе стал искать постоянную работу, сначала думал устроиться контент-менеджером, так как имел опыт с разными e-commerce CMS и даже получил офер, но в этот момент мой друг сказал, что у них в СМК ищут QA. Говорит: «Ты же у нас такой придирчивый ко всему, системный и с хорошим английским. Приходи, пособеседуешься». Я пришел, меня приняли. Зарплата более 5 тыс. грн в 2008 году казалась мне чем-то невероятным. Так я начал свою карьеру тестировщиком в Software MacKiev. Это довольно известная по Киеву кузница кадров, которая, к сожалению, потом не всё делает для того, чтобы эти кадры удерживать. Может быть, и к лучшему.

— Что было дальше?

За полтора-два года я вырос до Senior QA в рамках своего проекта — я твёрдо понимал, что не был Senior’ом по рынку. Потом я сменил работу, работал в GlobalLogic, там впервые попробовал менторить команду — мне поручили улучшать там какие-то процессы, взаимодействия, помогать людям развиваться. Собеседовал джуниоров, и тогда впервые увидел, как мало действительно сильных претендентов на Intern/Junior QA позиции. Так родилась идея самостоятельно обучать людей, сначала делал это в частном порядке, а потом из этих занятий родились курсы StartIT — это был 2012-2013 год.

— А как так получилось, что ты стал преподавателем в КПИ?

Этим летом мне написала в фейсбуке Елена Сирота, она занимается образовательными программами и активно контактирует с ФИВТ. Говорит: «На ФИВТ идет активная работа улучшению качества профессиональной подготовки бакалавров. Хотел бы ты прочитать дисциплину „Качество ПО и тестирование“? Было бы тебе интересно попробовать?»

Я очень уважаю КПИ и желаю, чтобы он развивался и эволюционировал, шёл в ногу с какими-то лучшими практиками западного образования. У нас учат по учебникам 70-х, 80-х годов. У нас для того, чтобы сделать изменения в учебной программе, ты должен подать кучу документов, и, может быть, за 5-6 лет это рассмотрят и когда-нибудь внедрят. Пока это произойдёт, твоя программа уже будет неактуальной, но все будут радоваться и кричать: «Перемога! Мы что-то внедрили». У нас очень много проблем с вот этим.

И я решил, что если могу внести немного улучшений в этот процесс, то стоит это сделать. Отношусь к этому как к волонтерству.

На самом деле, я еще давно хотел прорваться в КПИ, почитать какие-то воркшопы по автоматизации тестирования, но не складывалось. Впервые выступил с вокршопом прошлой весной, меня пригласили организаторы проекта «Study & Practice». Мне очень понравилось. Ребята были активны: они задавали хорошие вопросы, вовлекались в дискуссию, отвечали на мои вопросы довольно грамотно — и это очень хорошо зашло.

— Расскажи подробней о предмете, который преподаешь, «Качество ПО и тестирование». Как ты построил программу обучения?

Я посмотрел существующую программу курса — там есть хорошие вещи, безусловно, но там не хватало того, что нужно хорошему QA, как мне кажется. Там были понятия black box/white box тестинга, но всё очень сжатенько и бегло.

Я решил добавить лекции о методологиях, в том числе Agile, о процессах, о жизненном цикле ПО. Потому что люди слушают какие-то архаичные вещи, потом приходят и говорят: «А где спецификация?» Ты им говоришь: «Ну, у нас только User Story, и то неописанная в бэклогe». Они: «Где?» Говорю: «Идём на ретроспективу». Они: «Куда?!». Ну, хочется людей сделать более подготовленными к реальному миру.

На лабах буду давать практические задания, например, задача первой лабы — описать, как каждая из методологий влияет на качество, и какие она даёт инструменты людям, отвечающим за качество в проекте, повлиять на него всё-таки в финале. Потому что waterfall, например, не очень даёт возможность влиять. А есть другие подходы, которые это позволяют. Вторая лаба будет посвящена тестовой документации: мы рассмотрим, как строится процесс планирования тестирования. Они будут писать Test Plan. Мы разобьём их на группы, чтобы это было не тяжело, и каждому не надо было писать индивидуально огромный документ. Я люблю, чтобы люди умели работать в командах. Они будут это делать посредством slack-чата. Я буду на связи онлайн, буду отвечать на вопросы.

Так что лабораторные будут в режиме онлайн — буду помогать ФИВТ попробовать blended learning модель. Замдекана была в восторге! Она сначала очень огорчилась, когда я сказал, что мой работодатель, Levi9, выделил мне только один день в неделю для ФИВТ, но больше попросили не отпрашиваться. И мы нашли такой компромисс. Кстати, меня приятно удивило, что Levi9 без проблем согласились отпускать меня и на один день, я считаю, это щедро с их стороны. Инвестируют таким образом в развитие КПИ.

— А что можешь сказать о студентах? Насколько они заинтересованы, мотивированы?

Мне пока рано судить, я провёл с ними всего несколько лекций. Но если сравнить, допустим, их настрой перед первой лекцией, то я вижу, что интерес просыпается. Перед первой лекцией они особо не горели желанием идти. Мне надо было бросить им какое-то количество «дойти надо», и я им сказал, что у них есть два выбора: первый — это посещать мои пары, хотя бы 80%, и я попробую сделать, чтобы на лабах им не надо было торчать в аудиториях — они могли бы это делать удалённо. Тогда у них будет лёгкий путь получить автомат. И второй путь, если они считают, что им не надо посещать мои лекции, и их работа дороже моей... Я ведь, всё-таки, из-за этого буду овертаймить в офисе потом допоздна, а час моего рабочего времени стоит явно дороже, работа джуна. И если они считают, что это равноценное понятие, то они могут читать книжку Канера «Software Testing» — классическую, старую, очень интересную... Я её сам до конца не дочитал. И пересказывать мне её на память на зачёте.

Это помогло мне привлечь много ребят на первую лекцию. Они пришли, правда, с таким выражением лица, типа «ещё один псих, тиран». Я им быстро объяснил, что я абсолютно не такой человек. Я демократически настроен, и у них будет всегда выбор. Жизнь так и устроена. Или ты выбираешь какой-то путь знаний и развития, или, если ты думаешь, что ты самый хитрый, то на хитрого найдётся другой хитрый. Я ожидал, что на вторую лекцию придет меньше людей, чем были на первой, но пришло даже больше, почти все. Уже приходили с блокнотами — начали писать, вовлекаться.

Из всех студентов явно выделяются 5-6 ребят, которые знают, что такое TDD, Continuous Integration, понимают, что такое деплой. Часть из них уже работает в крупных компаниях: Playtech, InterPro. Часть из них не работает, но пытаются пилить какие-то свои маленькие проекты, интересуются и ходят по конференциям.

— Ты закончил КПИ пять лет назад. Как ты чувствуешь, в вузе что-то изменилось за это время в целом, в лучшую или худшую сторону?

Да, я чувствую улучшение. Вижу, что больше степеней свободы появилось у студентов, меньше рамок. Даже банально ты идёшь — другая атмосфера. Играет радио КПИ. Появились паблики, где люди общаются, делятся новостями института. Студенты начали сами организовываться — например, есть GDG — Google Developers Group KPI, которая приглашает лекторов. Появилась «Белка», тоже молодцы ребята. Это очень позитивные сдвиги.

То есть, на ФИВТ осознали, что не всё хорошо с выпускниками, потому что получают фидбэки от работодателей — мы хотим других выпускников. И иногда надо отступать от закоренелых правил, как-то их обходить, но достигать цели и результатов.

В частности, вот мы обсуждали уже возможность приглашения потенциальных работодателей на дипломную работу, чтобы защиту дипломов слушали люди из компаний, из продуктового бизнеса и сразу могли нанимать себе ребят, чьи дипломные проекты им подойдут. Более того, на одной из кафедр ФИВТ готовы проэкспериментировать с тем, чтобы взять от компании заказ на дипломные работы, чтобы под них ребята что-то реализовали. Если найдутся такие IT компании, которые готовы в этом эксперименте принять участие, кафедра АСОИУ открыта для такого предложения.

Мы хотим провести этот эксперимент. В Германии, Нидерландах активно используют данную модель — студенты не делают никому ненужные работы, а выполняют заказы для компаний Защиту диплома принимают работодатели. Это спасает студента от субъективизма, например, что кто-то захочет отомстить ему за прогуленные пары. Работодателю ты не сунешь взятку, он пришёл и хочет специалиста. И это заканчивается реальными наймами, торгом между двумя работодателями за лучших — они прямо на этих защитах дипломов вырывают друг у друга работников, и, согласно их законодательству, они ещё должны заплатить процент вузу за подготовку этого специалиста. Это трёхсторонний win-win. Выигрывают все: студент получает работу, работодатель получает своего подготовленного человека, который в контексте писал диплом, а вуз получает благодарность и трудоустроенного выпускника.

Сейчас у нас у каждого второго по два высших образования в стране, но выданные непонятно какими вузами, и это не даёт никаких знаний и компетенции, чтобы потом работать. Соответственно, реформация нужна на всех уровнях. Как на уровне государства и министерства, так и на уровне преподавателей, так и на уровне студентов. Студенты начали какое-то движение, и я его вижу. Сейчас я хочу помочь начать движение на уровне преподавателя, а государство, может, когда-нибудь подтянется. Я в это свято верю.

— Что ты ожидаешь от преподавания?

Я ожидаю немножечко, вот тем ребятам, с которыми я поработаю, сдвинуть майндсет с точки зрения «я программист, я хочу написать этот кусок кода, меня всё остальное не волнует» на мышление в формате «мы — команда и создаём какой-то продукт». И подвести их с этим пониманием к работодателю, чтобы сравнивая ребят, которые проходили этот курс, и которые не проходили, работодатель видел разницу. И если хотя бы 30% этой аудитории выйдет с таким результатом, то я буду считать это успехом. Потому что это четвёртый курс, это не основной их предмет, у них куча других предметов — я всё это отлично понимаю.

Второе, чего я хочу добиться, — сделать success case. Я хочу показать деканату ФИВТ, а потом рассказать об этом другим факультетам: привлекать практикующих специалистов — это возможно. Такие люди есть, они хотят делиться знаниями, они открыты и готовы приходить и помогать.

Для чего я хочу это сделать? Потому что сегодня мы одни из лидеров мирового аутсорсинга. Но когда ты поднимаешься на пьедестал, с него потом очень больно падать, и если мы не будем реформировать тылы тех, кто придёт и поддержит эту отрасль, то мы очень быстро проиграем не только ближнему зарубежью, той же Польше, которая вывозит массово мозги, той же Словакии, Румынии, Болгарии, странам Балтии. Там открываются очень крупные R&D, и люди выезжают за уровнем жизни. Я верю, что Украина подтянет уровень жизни, и люди будут меньше уезжать. Мы можем проиграть Латинской Америке, там все знают английский язык, они находятся в одном часовом поясе со Штатами, а это хороший платежеспособный заказчик. Они намного лояльнее, и у них меньше вот этого надутого пафоса. Я бы не хотел, что при таком потенциале мы это в один день потеряли. Я считаю, что мы должны развиваться и удерживать это. Вот, наверное, это основные какие-то мои ожидания.

И если это всё воплотится, то я не исключаю, что и следующий семестр возьму курс на каком-то другом факультете, потом еще на каком-то. Попытаюсь обучить, может быть, других людей, которые смогут преподавать это в будущем.

— Расскажи, что делать айтишникам, которые как-то хотели бы помочь образованию? Как присоединиться к вузу, если они к этому готовы?

Прежде всего, нужно для себя понять, сколько ты готов выделять на это времени, и не строить себе воздушные замки. Например, когда я решил этим заняться, я понимал, что финансово мне это вообще не выгодно, с бытовой точки зрения тоже. И для начала надо взвесить, хватает ли у тебя времени, пообщаться со своим работодателем, готов ли он уступить это время вузу. Если готов, надо не стесняясь идти в деканат технического вуза той кафедры, которой твой предмет подходит, и сказать: «Вот, я есть такой человек, у меня такое-то образование, такой-то опыт — я хочу читать у вас пары. Расскажите, что мне для этого сделать».

Возможно, где-то вы встретите сопротивление, типа: «Зачем ты нам тут такой умный нужен?» Но какие-то факультеты с радостью согласятся. Ситуация сейчас такая, что каждый сидит у себя дома и не верит в то, что это возможно. Мы, как айтишники, сидим и думаем: «Блин, я вузу сто лет не нужен, там всё устарело». Вуз сидит, думает: «Ну конечно, они там миллионы зашибают... Как мне с этими миллионерами общаться?» Но надо просто общаться, доверять друг другу, слышать друг друга.

— Как ты считаешь, знания должны распространяться бесплатно или платно? Есть мнение, что бесплатное люди не ценят.

Если взять мой опыт в StartIT: там занятия платные, но мы брали и бесплатных людей тоже. Есть люди, которые изначально приходят мотивированные, и они что платят, что не платят — они рвут. Была у нас одна девочка переселенка, наверное, один из самых мотивированных моих студентов. Она училась бесплатно. Она выдавала отличные результаты, делала все домашки своевременно, задавала кучу вопросов, просила больше заданий. А были ребята, которые тоже переселенцы, причём с инженерным образованием, и они не делали ничего. Говорят: «А у меня не было времени», «Ты не пережил такое, что пережил я». Так что тут больше зависит от человека и его мотивации.

Я считаю, что хотя бы базовые какие-то вещи должны даваться бесплатно, это хорошо. Это поднимает средний общий уровень. Но какие-то тяжёлые вещи — они должны быть оплачиваемые. Если ты хочешь классного преподавателя, который сейчас зарабатывает 3000 долларов в месяц, плюс-минус, то несложно посчитать, сколько стоит час его рабочего времени. И если ты хочешь, чтобы он ещё сверхурочно учил, то требовать от него это бесплатно порой несправедливо.

— Кстати, сколько сейчас получает преподаватель, если не секрет?

Честно, я не знаю. Вот я не шучу... Я даже не спрашивал. Получу первую зарплату, расскажу. Я уже пообещал прилюдно, что все деньги буду отдавать или на «Таблеточки», или на АТО, или, может, на какие-то студенческие инициативы. (Update: к моменту публикации интервью Артем получил зарплату за сентябрь — 562.98 грн)

Я уверен, что за период моего преподавания в КПИ я тоже многому научусь. Я много узнаю нового, и, как минимум, какому-то проценту этих ребят я помогу в жизни и буду чувствовать, что я сделал что-то хорошее, а это мне вернётся на каком-то другом этапе моей жизни.

— Что ты можешь посоветовать преподавателям, которые, допустим, не работают в IT компаниях, но читают IT курсы в вузах. Как им улучшить качество преподавания?

Я бы порекомендовал им чаще смотреть на то, чего хочет реальный работодатель. Посещать ивенты, конференци, слушать, о чём рассказывают, что сейчас в тренде. Проходить те же самые бесплатные Udacity и прочие курсы. И преподавать актуальную информацию, в первую очередь. Общаться. Например, ко мне как-то подходил преподаватель информатики из КНУТД с вопросами: «У меня есть 10 пар по тестированию. Что бы ты советовал в них поставить? Дай какой-нибудь нормальной литературы».

Я понимаю, что эти люди трудятся за копейки, и не каждый готов в своё свободное время идти учиться самому, чтобы учить людей лучше. Но это то, что бы я мог посоветовать. Я считаю, что их выбор — если ты решил быть преподом, ты хочешь учить людей, то делай свою работу хорошо. Если ты не хочешь её делать хорошо, то уступи место другим. Мне так кажется.

— А что порекомендуешь студентам?

Максимально продуктивно использовать то время, которое у них есть. Сейчас очень конкурентная среда. В IT хотят войти все подряд. И для того, чтобы туда войти, недостаточно быть просто выпускником технического вуза. Тут побеждает сильнейший. Сила не только в технических навыках, но и в софт скиллах. Я считаю, что хороший специалист — он состоит из двух составляющих, как и везде: трудолюбие и талант. Надо развивать и то, и то.

Посещайте бесплатные конференции, недорогие конференции, какие-то ивенты. Слушайте, учитесь, задавайте вопросы. Смотрите, что сейчас актуально, чего хочет работодатель. Ходите и учитесь, потому что потом у вас будет очень мало времени, начнётся семья, ответственность за близких, и у вас будет меньше времени на саморазвитие. Сейчас золотой момент, чтобы построить прочный фундамент себя, как специалиста, на котором в будущем взращивать уже действительно свои карьерные и личностные перспективы.

31 комментарий

Подписаться на комментарииОтписаться от комментариев Комментарии могут оставлять только пользователи с подтвержденными аккаунтами.

Артем, респект! :) Я сам довольно давно думаю на тему спецкурса у себя на факультете, но не готов вписываться в бумажную волокиту (пока что), наблюдаю за ЛПР-ами на местах со стороны.

Особое значение имеет прeeмственность — когда одни реформаторы отходят, другие должны приходить и немного «лупати ту скалу».

Нужна будет помощь в валидировании (да и вообще чем-либо) — пиши!

И я помню тебя классе в седьмом, если не шестом на олимпиаде в КПИ :)

Спасибо, Леша :) это пока эксперимент и валидация идеи, что можно работать на результат игнорируя или «делегируя» бумажную работу. Планирую еще одну статью или интервью по итогам. У меня теперь еще 2 дипломника... там возможно попрошу и помощи ;)

Aртем, отдельный респект от меня. Как студент постоянно сталкиваюсь с проблемами на грани «преподователь/студент», и тут уж никак не объяснишь, что и как лучше старому преподу, который внедряет в тебя какой-нить MatLab) Жаль только, что распространяется такой вид волонтерства в основном на ТОПовые университеты как КПИ

ну будущим формошлепам матлаб не нужен, согласна. Но и вам вуз не нужен тогда, хватит айти курсов.

Какой матлаб, какой вуз, вы о чем. Тут же большая часть сыроварни кричит во все горло что ВО не нужнО. А матлаб это сложнА и не нужнА. Лучше подучить новый smoozi.js или pizza.js, что б быть в тренде)

На лабах буду давать практические задания, например, задача первой лабы — описать, как каждая из методологий влияет на качество, и какие она даёт инструменты людям, отвечающим за качество в проекте, повлиять на него всё-таки в финале.
- я це завдання в універі робила, і це було пекло: аналізувати те, чого я не знаю(на той момент я ще не працювала в ІТ). Автор точно хоче читати той маразм що студенти йому понаписують?:) А тест план і все в режимі онлайн — це прекрасно

У меня такие же сомнения. То что у автора язык подвешен то понятно сразу, а вот насколько оно реально полезно студентам это еще вопрос.

решение внедрить в учебную программу предмет “Якість програмного забезпечення і тестування” принимал не я и это не моя инициатива. Ну, а если он у них есть, а я в этом на практике варюсь уже больше 5 лет и довольно успешно, то почему бы и нет?

Насколько полезно — виднее студентам, и далеко не сразу (до десятка лет может пройти). Главное чтоб не труха в головах оседала, а чтоб разминали мозг на красивых (и не очень) примерах.

Круто! Молодец!

Артем, поздравляю, это круто

Очень очень здорово!
Классно чувствовать, что ты не один!
@Артём: есть предложение организовать небольшую комьюнити из таких ребят — собираться делиться опытом и обсуждать «best practices».
Я знаю ещё нескольких ребят, которые преподают, совмещая это с работой.
Мне кажеться что подобные встречи пойдут нам всем на пользу.
Что скажешь?

более чем поддерживаю. Это одна из целей эксперимента в случае если он будет успешен ;)

Да ладно, чтобы все так «пиарились» — мир бы был прекрасен:-)
Давай, Артем, никого не слушай, готовь студентов, у них мозги еще не закостенели, они задают правильные вопросы :-)

спасибо, я никогда особо и не реагировал на «плевки». Только правки на конструктивную критику ;)

Это токо мне одну глаза такое режет?

сделать success case.
попробовать blended learning модель.
сдвинуть майндсет

согласен, читается диковато)
Просто статья писалась на основе интервью записанного устно на диктофон. И да, моя речь полна слэнга и я порой не вижу смысла переводить слова «майндсет» в «способ мышления» и «blended learning» (который по сути является термином) в «смешанная модель обучения»

Но для не привыкшего глаза\уха — многовато слэнга пожалуй. Спасибо за фидбек :D

угу, наверное из за того что редко слышу речь на ангилском или читаю по английски.

Все умеют только критиковать?
Почему никто не пишет «уважаю и поддерживаю»?
Это пример жертвования своего времени и сил во благо!

спасибо. присоединяйтесь ;) я к концу семестра планирую второе интервью-отчет о результатах этого «эксперимента»

Ты им говоришь: «Ну, у нас только User Story, и то неописанная в бэклогe».
а я слышал абсолютно другое значение для слова «бэклог» , и ничего, когда мне на митинге сказали что они имеют ввиду, больше к этому вопросу не возвращались)
Потому что люди слушают какие-то архаичные вещи, потом приходят и говорят: «А где спецификация?» Ты им говоришь: «Ну, у нас только User Story, и то неописанная в бэклогe». Они: «Где?» Говорю: «Идём на ретроспективу». Они: «Куда?!».
блин, если это единственная проблема с выпускниками ВУЗов, то проблем с образованием у нас вообще нет :)

А что такое ретроперспектива?)

Может он имеет в виду это: ru.wikipedia.org/...ектива_в_программировании
А вообще текст выше мне напомнил одного героя с очаровательного.

ну может это лишь часть контекста и стоит для подобных коментов глубже поинтересоваться вопросом?

да все , всё поняли. Просто как по мне терминология поднимается на проекте очень быстро, главное чтобы человек толковый был и имел таки базовые знания, а уж как он называет это уже дело 10-тое.

Это супер! Спасибо!

Факультет информатики и вычислительной техники — даешь уровень образования ПТУ!

Дешевенький закос, не катить :) Я, хоч і нейкращої думки про ФІОТ, не наважився би так жартувати над рівнем тамтешньої освіти. Так — багато в чому він заіржавів, та багато в чому там солідна база, і адекватні викладачі. Не кажучи вже про студентів.

На днях от собственных студентов услышал примерно следующее
«QA превращают в какую-то псевдонауку, почему нельзя сказать тестирование сверху вниз, зачем придумывать для этого термин и еще один термин для тестирования снизу вверх, слева направо и справа налево»

это скорее про так называемую «сертификацию» ISTQB. И да, я соглашусь, от такого хочется плевать. Люди без опыта с этой бумажкой — скорее опасны чем полезны... Зато знают разницу между терминами bug & issue & defect & failure & incident :D

Подписаться на комментарии