Бармен: стать разработчиком, чтобы уйти в проджект-менеджмент
За последние полгода бывший бармен Станислав из Запорожья не только сделал рывок из кодинга в проджект-менеджмент, но и сколотил свою команду, не забыв и про несколько стартап-идей, одна из которых уже почти реализована. В этот раз Станислав расскажет, почему решил отказаться от идеи стать разработчиком, и как ему удалось выделиться на фоне остальных претендентов и таки получить позицию проджект-менеджера в небольшой киевской IT-компании.
Стас, когда ты последний раз кодил?
— В конце июня. HTML, CSS и Wordpress я особо не считаю за кодинг, так как и сам, будучи проджект-менеджером, могу периодически править их.
После последнего интервью мне прилетело предложение прособеседоваться во Львове на JS-джуна. Им нужен был фронтендер. Я как раз собирался во Львов на IT-тусовку, где думал искать работу, в итоге заодно встретился с этими ребятами. Я их заранее предупредил, что зеленый. Они скинули простое тестовое задание по JS: расставить массив данных в табличку. Я попытался выполнить его хоть на 30%, в итоге они сказали — «Слабенько» и дали ещё месяц на то, чтобы я подтянул JS и снова попытал счастья.
Я засел и начал его учить, но мой КПД был очень низок. То, что мои друзья читают, как роман или детектив, у меня требует битвы за каждый абзац. Примерно в это же время я стал задумываться над проджект-менеджментом. Хотя в голове и сидели предрассудки вроде «сначала нужно стать сеньором или тимлидом». Но после прочтения одной статьи на ДОУ, где говорилось, что это может быть даже вредным, я начал менять свои взгляды. Кроме того, я ведь не все 10 лет работал барменом, у меня был опыт переговоров, подписания контрактов, общения с чиновниками.
Так может у тебя изначально были навыки организатора? Например, со школы.
— Никогда с ранних лет не проявлял организаторских способностей. Был скромным мальчиком. Но когда мне было 18 лет, родители купили кафе, и оно стало нашим семейным бизнесом. По этой причине я и пошел в ресторанную сферу — мне нужен был опыт, потому что у родителей его не было.
Какую роль в твоем бизнесе сыграло образование?
— В 15 я пошел в техникум, где отучился четыре года на «экономике предприятий». В универ пошел на «менеджмент организаций», но заочное очень слабо меня чему-либо научило. Набирался знаний, работая в ресторанной сфере и читая профессиональную литературу. Ходил на тренинги и впитывал как губка не только информацию о ресторанной сфере, но и о том, как тренера ведут свои тренинги.
Ты всё это использовал в вашем кафе?
— Не только это. Я ведь параллельно и в других кафе работал. График «неделя на неделю» позволял в выходную неделю приходить в свое кафе и рассказывать обо всяких ноу-хау, которые можно узнать лишь изнутри. Даже рецепты блюд оттуда тягал.
Иногда становился за барную стойку. Параллельно воспитывал официантов, потому что чувствовал ответственность за то, что это мой бизнес (так как это был семейный бизнес, я воспринимал его как свой). Это длилось несколько лет.
В чем заключается твой опыт общения с чиновниками?
— Через несколько лет я переехал в Киев и какое-то время проработал барменом. Потом устроился торговым представителем в запорожскую пивную компанию «Славутич», потом в табачную. Там уже были активные продажи, нам читали тренинги по менеджменту и тайм-менеджменту.
Через некоторое время устроился в запорожский банк «Металлург», у которого в Киеве было несколько отделений. Меня взяли на должность специалиста по открытию новых отделений. Я контролировал подписание договоров, занимался вопросами архитектуры. Например, мы покупали квартиру, её нужно было перевести в жилой фонд и согласовать все вопросы, начиная от ремонта под банковское отделение и заканчивая вопросами установки систем безопасности. Серьезные самостоятельные решения я не принимал, но собирал инфу, был глазами, ушами и руками-ногами главного офиса.
Самыми страшными были конторы киевской архитектуры, БТИ, земуправления. Они придирались к каждой запятой. Общаться с ними тоже нужно было предельно грамотно и корректно. Мне этот опыт общения с госструктурами, конечно, лёг в копилочку.
И ты, оглядываясь на весь свой опыт, решил идти в PM’ы?
— Не совсем. Сначала мне потребовалось осознать, что из меня не лучший кодер. Месяц, который мне львовские ребята выделили, чтоб я подтянул JS, заканчивался. Конечно, я упирался. Было у меня какое-то желание всё это тянуть, лиха беда начало. Но чем меньше у меня оставалось времени, тем больше я осознавал, что моих подтянутых знаний на новое техзадание не хватит.
Что ты сделал, когда месяц закончился?
— Я написал хлопцам, что извините, ребята, я не тяну. Они ответили «окай». Но они, конечно, молодцы — сделали, что могли. Других вакансий у них не было, поэтому я продолжил работать как фрилансер.
Менеджер на фрилансе
Как случился твой переход в менеджеры?
— В мае я встретился со своим старым знакомым, который пару лет назад собирался стать айтишником. Когда у меня был ларек, он работал по-соседству (ещё не будучи программистом) и приходил ко мне пить кофе, мы общались. Его зовут Сергей.
Оказалось, что он таки стал программистом и работает в конторе. У него хорошо получается. Когда я сам стал айтишником, то позвонил ему. Он начал мне по доброте душевной помогать, подсказывать. Иногда бывало так, что я на фрилансе хватался за работу, которую не мог сделать. Или мог, но не укладывался в сроки. Он мне пару раз помогал, подсказывал, и на этом все заканчивалось.
Я стал смотреть, что слишком часто я к нему обращаюсь. Меня это даже начало подкупать — чего напрягаться, если есть чувак, которому нравится это делать (кодить), и у которого это получается лучше, чем у тебя?
Ты предложил ему работать на себя?
— Это был плавный переход. Я ведь решил стать айтишником, поэтому из упорства ещё какое-то время пытался сам справляться. Но в конце концов подумал — чего я напрягаюсь? У меня есть люди, которые это делают лучше меня. А у меня лучше получаетcя находить задачи. Тем более, что Сергею не интересен фриланс и поиск работы — он и так работает на фирме, при этом неплохо зарабатывает.
Так я принял решение, что буду переключаться в сторону проджект-менеджмента. Вначале я привлекал Сергея на свои задачи на Upwork, но потом стал искать работу конкретно под Сергея на fixed price. Почасовку для него брать было нельзя, так как он не может в рабочее время заниматься левыми делами. Но со временем я начал находить не такую почасовку, когда нужно днем работать, а контракты максимум на 10 часов в неделю, которые можно распределить как тебе удобно. Я подписываюсь на контракт, мой друг его делает.
Он всё делал? Или ты тоже участвовал?
— По коду я уже ничего не делал. Пару раз ему было неинтересно стилить и я правил стили — это не его уровень, ему это не интересно, он давно уже перерос это, уйдя в бекенд на серьезные задачи.
Ты озвучивал ему настоящие цены?
— Сергей знает мою часовую ставку. Я плачу ему честно. Он согласен с тем, что я плачу ему, и у нас в этом плане полное доверие. В моем случае это катит, потому что мы с ним хорошо друг друга знаем и подходим по характеру. Это очень важный момент.
Даже я понимаю, что в 99% людям не стоит знать реальную ставку, если она будет отличаться больше, чем на 30% от того, что ты платишь человеку. Потому что человек сразу начинает думать, что он, мол, работает, приносит тебе деньги, а ты ничего не делаешь и на этом ещё и руки нагреваешь. Но так как мы друзья, у нас всё прозрачно.
А как же «не веди бизнес с друзьями»?
— Как ни странно, он стал другом тогда, когда мы начали вести бизнес. То есть мы до этого друг друга знали, но именно совместное дело стало катализатором дружбы.
На каких языках программирует Сергей?
— PHP, JS. О всяких само собой разумеющихся SQL, jQuery, Node, Angular можно даже не говорить — он всё это очень хорошо знает. Он из тех, кто каждую свободную минуту тратит на обучение (если уж не полностью отдыхает).
Как долго вы вместе работаете?
— Плотно — четыре месяца. Он меня ещё познакомил со своим товарищем Андреем, который его же в IT и привел. Сергей его быстро перерос. Теперь Андрей выполняет для меня более простые задачи по Wordpress, по PHP (если что-нибудь несложное). На что-нибудь сложное я привлекаю Сергея, а на задачи попроще — Андрея.
Андрей где-то работает?
— Как ни странно, он ушел из IT-компании и устроился на свое старое место работы на должность эникейщика в госструктуру. Платят в разы меньше, но он сидит, в ус не дует, а я подкидываю ему работенку, которую он может даже в рабочее время делать.
Работа в команде
Как вы организовываете работу? Есть у вас какая-нибудь JIRA, Trello?
— Таск-менеджеры пока не используем. Не настолько у нас всё поставлено на поток. Я Сергею и Андрею уже неоднократно говорил — ребята, вы же понимаете, что мы можем уволиться с работ, снять квартирку и работать на себя и зарабатывать даже больше. При том, что Серега очень неплохие деньги получает, я всё равно могу предложить больше. У него свои мотивы, пока не хочет. Пока они оба не готовы.
Поэтому пока всё не на потоке, таск-менеджер не нужен. Всё решается Slack’ом и телефонными звонками.
Где ты ищешь людей?
— После выхода первой статьи меня засыпали просьбами поменторить, помочь. Я отвечал, подсказывал, отправлял тот же самый макет, с которого начинал. Давал базовые наставления. Некоторые из людей возвращались за дополнительными советами. Большинство отваливались. Миша со Львова оказался самым стойким. Он регулярно мне писал и отлично сделал макет — на порядок лучше, чем я когда-то. Я ему добавлял всё новые задачи, и в конечном итоге он сделал полноценный макет. Это длилось
Ты это делал исключительно как ментор?
— Я у него абсолютно ничего не спрашивал и не просил. Иногда, насколько мог, делал код-ревью. То названия классов ужасные, то со стилями была беда (даже для человека вроде меня, который толком ничего не умеет). Что-то совсем очевидное я исправлял. Когда я не знал ответа на вопрос, то спрашивал у своих друзей, как ему ответить.
Буквально на прошлой неделе он уже попытался устроиться на работу. Ему прислали из компании тестовое задание, и сейчас он ждет ответа.
Он теперь тоже работает с вами?
— Да, я добавил его в нашу слэк-команду. Однажды даже на свой страх и риск запустил его на реальный проект, который мы на тот момент пилили — дал ему отстилить небольшой кусочек для сайдбара. Проект на Wordpress, а он до этого занимался исключительно HTML+CSS, поэтому я дал ему вводную — где найти CSS файл, как там это всё сделать, какой PHP-файл трогать, какой не трогать.
Я его сразу предупредил, что это, считай, твой финальный экзамен. Ты за него денег пока не получишь, потому что я и так на свой риск тебя пускаю, заказчики даже не знают об этом. Если напортачишь — будет беда.
Он отлично справился. Потом еще говорил, что поработав буквально два дня над этим сайдбаром, он для себя выучил больше, чем за несколько месяцев, пилив предыдущий макет. Реальный проект учит быстрее, чем экспериментальные задачи. Стало ясно, что Мишу можно привлекать к работе за деньги.
Кем был Миша до того, как пошел во фронтенд?
— Когда я скинул ему макет, он довольно быстро и качественно начал его делать. Я был удивлен, потому что предполагал, что это человек, который только пришел в IT-сферу. Я ему говорю — что-то ты слишком хорошо справляешься. Оказалось, он до этого целый год пытался сам по сайтам лазить и JS учить, но это было несистемно. Какой-то самостоятельный бекграунд у него был. Но когда появилась в его обучении системность, он начал намного быстрее учиться.
Не боишься, что ему дадут «добро», и ты останешься без работника?
— Пусть работает! Я только рад за него буду. Он так будет быстрее обучаться. Как и Андрея, буду привлекать его в свободное от работы время, если будут задания.
Что ты планируешь дальше?
— Буквально неделю назад нашел дизайнера. Девочка с опытом работы в рекламном агентстве, но без опыта в IT (то есть без опыта с UI/UX). Зовут Катя, из Запорожья. Я сейчас ей объяснял основы, попытался найти литературу, чтоб она почитала. Дизайн я вообще не знаю, и тут менторить очень сложно. Всё что могу сделать — это объяснить принцип, как делает верстальщик, когда получает дизайн от дизайнера. Дал ей один из готовых макетов (благо, их в инете полно), чтобы она их разобрала и посмотрела, как их делают другие люди.
Я её уже привлек. Сейчас объявился мой старый заказчик, которому я когда-то не доделал сайт, потому что он исчез. Он снова объявился и сказал — давай закончим. Я говорю — давай, но дизайн твоего сайта мне не нравится, он ужасный.
Говорю, мол, у меня появился дизайнер, расширяюсь. Давай дизайнер предложит тебе мокапчик (концепт), и если ты его принимаешь, она для тебя его разработает. Мы созвонились по Skype, он объяснил, что ему нравится и чего он хочет. Катя поработала, он концепт одобрил. Теперь она на почасовке разрабатывает для него макет. То есть мокап уже утвержден, лэндинг-пейдж уже причесан, разрабатываются остальные страницы, и уже можно подключать Андрея, чтобы он начинал это верстать.
Штатная должность и личный аккаунт
Как ты себя ощущаешь в роли PM’а по сравнению с ролью разработчика?
— Когда я пытался быть девелопером, мне, конечно, нравилось что-то изучать и делать, применять знания на практике, но это требовало постоянных невероятных усилий. Вследствие отсутствия бекграунда, который бы мне помогал, многие очевидные вещи я понимал довольно долго. Сейчас я чувствую себя намного лучше, потому что делаю то, что делал много лет и что мне на самом деле нравится — я аккаунт проджект-менеджер.
То есть я совмещаю две должности — на основной работе и на своем личном аккаунте. Можно сказать, что я в какой-то степени продавец, так как ищу клиентов. Но в то же время и аккаунт, потому что общаюсь с клиентом в процессе выполнения. И я проджект, потому что общаюсь с ребятами, распределяю задачи и время, объясняю, что нужно сделать, постоянно надоедаю своими звонками в духе «та вы уже достали, все сроки просрочены»
Расскажи про свое основное место работы.
— Нашел эту компанию на ДОУ. Прислал резюме и добавил ссылку на интервью, мол, вот моя мотивация. Мне сначала предложили вакансию разработчика, потом PM’а. Я написал, что меня интересует вакансия PM’а, мне ответили «Правильно сделал, что указал ссылку на ДОУ, иначе твое резюме потерялось бы в кипе других».
Приехал на собеседование в Киев. Это была небольшая компания, делающая сайты на рынке Украины и СНГ. Задача была в том, чтоб вывести их на международный рынок. У них не было аккаунта на Upwork, а у меня в этом опыт был. Меня взяли в первую очередь, чтоб создать аккаунт и начать его раскручивать. Самая сложная работа — в начале. Условие было — завести жирный заказ, который я и начну сразу же менеджерить. Но так как опыта PM’ства в компании, где всё по правилам, у меня пока нет, то договорились, что я буду в тесном сотрудничестве с другим проджектом вести этот контракт. Он меня заодно и поднатаскает.
То есть ты уже в офисе?
— Я пока в компании отработал чуть больше месяца. К сожалению, пока огромными результатами похвастаться не могу. Однозначно больше и лучше, чем когда я собственный аккаунт качал, но тут же другие ставки. Тут тебе люди, собственно говоря, зарплату платят. Да и нужно понимать специфику компании, чем они занимаются, с моим-то опытом вордпресса! Но в первый месяц я завел один контрактик, на фиксы уже существующих сайтов, что тоже неплохо, потому что это раскачка по часам (крутится счетчик отработанных часов). Мы уже закрыли один контракт по меньшей ставке (был как тестовый), получили отзыв в 5 звезд с неплохим комментарием, что I work beyond expectations.
Открыли сейчас новый контракт. Делаем по мере того, как от заказчика появляется работа. Но все равно пока тяжело и мало. Нужно время.
Как ты успеваешь совмещать основную работу и свое дело?
— Основное место работы в Киеве. Когда шеф однажды увидел, что я сижу в 9 вечера на Upwork и что-то там анализирую и пишу, то я ответил ему, что у меня две опции — либо работать, либо с друзьями в пивбаре сидеть. Так как семья в Запорожье, я не обременен какими-то другими обязанностями.
Раз в две недели приезжаю на выходные в Запорожье. Тот контракт, который я завел — уже на потоке, а новых контрактов, которые нужно PM’ить — нет. Поэтому по сути у меня сейчас работа продавца. Сижу на Upwork, что можно делать и из Запорожья. Тем более, что пока что можно всё решить в режиме онлайн. Последние три недели был в Киеве, поэтому сейчас попросился на недельку домой. Когда уже начну PM’ить по-серьезному, то, конечно, буду основательно переезжать в Киев. Как только почувствую стабильность, что могу забрать семью, однозначно это сделаю.
Жена к этому относится так же, как и к моей первоначальной затее изучать IT. Это сложно, но все всё прекрасно понимают — это лучше, чем сидеть здесь, в Запорожье, как многие — без работы, зато с семьей. Малой, конечно, безумно радуется когда я приезжаю. Жена рассказывает — скучает, когда меня нет. Когда папа приезжает, с папы конечно же, не слазит.
PM-философия
Работа PM’а требует жесткости? Например, требовать от человека, чтобы работал быстрее. Или сказать ему, что увольняешь его.
— Ну, я-то, по большому счету, ещё не успел полноценно поработать PM’ом в компании. На основной работе, куда я устроился, у меня нет ни должностных привилегий, ни моральных, потому что я ещё и контрактов толком не привел, чтобы была такая ответственность, требующая того, чтоб я всех строил.
Было раз, что я понадеялся на то, что человек меня понял, так как он специалист, а оказалось, что он истолковал информацию по-другому. Как следствие — проблемы с заказчиком. Поэтому я понял, что да, иногда нужно пожестче объяснять, жестче требовать.
Я ещё в новой среде, поэтому не знаю когда это лучше делать (говорить жестче). С опытом придет. А со своими всё довольно просто. Мы уже сработались в этом плане. Люди говорят четко, когда они это могут сделать. Когда они этого не делают, то признают свои ошибки. Я могу вполне жестко объяснить человеку, почему он не прав, раз обещал и не сделал, на что могу сразу услышать в ответ «Ты ж понимаешь, у меня есть основная работа», на что я говорю «Меня это не волнует». Не в том плане, что ты должен на меня работать, а основная работа идет лесом, нет. Мы обсудили, ты мне сказал, что ты это сделаешь, и у тебя это займет столько-то времени. В результате ты этого не сделал и начинаешь скрываться за своей работой. Так не катит. Ты сам оценил объем работ на основной работе, значит какие-то планы у тебя на этот счет были.
Читаешь книги про проджект-менеджменту? Есть предпочтения в методологиях?
— Я потихоньку знакомлюсь с Agile, Scrum и Kanban. Начал Тойоту читать. Но пока не получается найти литературу именно по Kanban в IT-сфере. Стартануть я хотел бы с Kanban, но выбирать буду в зависимости от типа проекта, это может быть и Agile. Потом можно и на Scrum перейти. Но на основной работе, да и в своем деле, мне Kanban сейчас более необходим.
Kanban гибок. По скраму порой проще разрабатывать продукт, кодить. По спринтам это удобнее. Но если ты работаешь в вебе и не разрабатываешь продукт от А до Я, и при этом идет большой объем различных работ, то Kanban однозначно лучше.
Ты теперь стал иначе смотреть на время?
— Да. Я стал замечать, что среди самых отъявленных комментаторов фигурируют одни и те же люди. И я бы им хотел кое-что сказать: «Люди, если вы хотите холивары разводить — разводите. Но очень подозрительно, что вы этим занимаетесь исключительно в рабочее время».
Какие планы на будущее?
— Есть три стартап-идеи. Одна из них — модуль-плагин для Украины, который можно будет продавать. Мы его почти сделали. Здесь мы с моей командой удачно сошлись. Я хорошо слежу за рынком, в некоторых местах чувствую его потребности и генерю идеи. Заметив потребность, я описал её Сергею, и он поддержал. Этот модуль для одной из платформ, должен неплохо работать и приносить небольшую прибыль.
Если это удастся, то мы сразу стартуем новый проект, намного более серьезный. Это будет сервис, который мы начнем разрабатывать как MVP (minimum viable product), может быть, даже на Kickstarter будем выводить. Это будет где-то через полгода, когда мы немножко подсобираем денег на то, чтобы сесть и пилить стартапы.
Кстати о стартапах — меня очень вдохновила история Looksery. Я всегда вдохновлялся и читал литературу об успешных людях, написанную этими же людьми. Например, Генри Форда или Ричарда Брэнсона. Она и мотивирует, и дает много полезных советов. Но когда буквально под боком есть пример крутого стартапа — это, конечно, сильно заряжает и заставляет задуматься над тем, что «Чувак, это реально! Просто надо сидеть и работать! И работать много!»
Твое слово напутствия будущим PM.
— Не бойтесь! Project Manager в IT-сфере ничем не отличается от любой управленческой должности в других сферах. Везде управление людьми и процессами. Если у вас есть опыт в этом, то всё, что вам остается — изучить технологии в IT. Это тоже много, но, согласитесь, уже меньше, чем вы думали с самого начала ;)
Agil-ы, Scrum-ы, Kanban-ы — это все здорово, но не стоит забывать, что главное — чтобы Workflow был smooth, soft and in time.
Оградите вашу команду от внешних факторов (нервные клиенты, раздражающий директор — у каждого свое), дайте спокойно работать — и вы получите самый лояльный и преданный коллектив.
Все про українське ІТ в телеграмі — підписуйтеся на канал DOU
43 коментарі
Підписатись на коментаріВідписатись від коментарів Коментарі можуть залишати тільки користувачі з підтвердженими акаунтами.